Лучшие компьютерные игры

КРАСНАЯ КНИГА

Автор материала:
Ричард Псмит (Андрей Ленский)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (60) ноябрь 2006

Гномы и карлики

— Стало быть, так, самый младший сын Анзельма. Король и коннетабль приказывают нам прийти и поддержать их? Ну, так раскрой глаза шире, корнетик. Будет на что посмотреть.

«Мне не поверят, — подумал корнет Обри. — Ни за что мне не поверят, когда я стану об этом рассказывать. Этот квадрат дерется в полном окружении... Охваченный со всех сторон кавалерией, разрываемый на части, его рубят, давят, колют... И этот квадрат идет. Идет ровный, плотный, даже со щитами. Идет, переступая через трупы и топча их, толкает перед собой конницу, толкает перед собой элитную дивизию «Ард Феаинн». И идет».

Из нескольких тысяч краснолюдских глоток вырвалась знаменитая махакамская боевая песня.

Строй держи! Печатай шаг!

Мы прикроем ваш бардак!

Нам не греться на печи!

В бой! Вперед, бородачи!

А. Сапковский, «Владычица озера»

Сегодня на страницах нашей Красной книги — целых два племени. Карлики и гномы. Дело в том, что рассматривать их по отдельности было бы сплошной путаницей.

Путают карлика и гнома постоянно, даром что сходство — чисто поверхностное. Оба меньше человека ростом, оба с непременной и достаточно длинной бородой. Вот, собственно, и все — дальше начинаются различия. По такой логике, слон должен путать человека с бегемотом: оба меньше слона ростом и оба без шерсти...

Неразберихи добавляют названия. В английском языке есть dwarf и есть gnome. По-русски, между тем, гномом обычно именуют как раз dwarf`а, а gnome достается слово «карлик». Это определяется тем, что, во-первых, gnome меньше ростом, а во-вторых, переводчики Толкина намертво впечатали в нас ассоциацию «гном = dwarf». Так чаще всего переводят в фэнтези, играх, да и в официальном русском Dungeons & Dragons та же картина.
116KB
Поскольку это — дело вкуса, договоримся называть их именно так.

Кто есть кто

Давайте разберемся, чем они отличаются.

Итак, гном, он же dwarf, цверг, темный альв, двергар, крёпель и краснолюд. Человекоподобное существо ростом порядка 110-135 сантиметров, с внушительными плечами и кряжистым телосложением, непропорционально большой головой, весит килограммов сто и более.... в общем, «малышом» такого никак не назовешь. Физически он как минимум не слабее человека, что с детства укрепляется традиционными ремеслами: шахтерским и кузнечным делом, строительством, тесанием камня. Кожа розовая, как у европейца, и, как правило, совсем не загорелая. Внушительная борода бывает присущих человеку цветов (черная, рыжая, каштановая, белая), но встречается и экзотика: голубые, ярко-желтые, зеленоватые бороды.

Это интересно: правильное множественное число от слова dwarf — dwarfs, но Толкин решил реформировать его в dwarves. Многие авторы игр и фэнтези последовали за ним, но вот в Warhammer хранят правильную грамматику.

Карлик, он же gnome, гнум или гном-механик — размером скорее с полурослика, то есть сантиметров 90-100, сложен пропорционально человеку и весит, следовательно, килограммов 15 (поскольку он по всем измерениям меньше человека примерно в 1,8 раза, то весит меньше в 1,83 раза). Кожа коричнево-смуглого оттенка, на лице выделяется крупный нос — выдающийся вперед либо картофелеобразный. Борода может быть сравнительно небольшой, и чаще всего она белого цвета.

Теперь вы их, по крайней мере, не перепутаете. Но эти различия — чисто внешние, а внутренние — намного глубже.


С другой стороны, карлики и гномы вполне могут быть родственниками (и во многих мирах так и есть). Дальними, но все же. Выглядят и думают очень по-разному... но ведь и готтентот во всем существенно отличается от китайца.

Это интересно: в английском языке путаница тоже есть. И ранняя фэнтези часто путает гнома с карликом. Точки над ё расставили «Подземелья и драконы»: для этого пришлось серьезно изучить первоисточники. Ведь в романах, послуживших основой D&D, кое-где dwarf и gnome поменяны местами. Но сейчас практически все авторы следуют принятому в D&D стандарту.

Гномы

Первый источник, описывающий гномов — видимо, «Старшая Эдда», сборник преданий скандинавов; первый, но далеко не последний.

Гномы встречались в Средневековье в Европе чуть ли не всюду, где есть горы. Оно и понятно: в горах обычно есть руда, что для них — интерес номер один. Но больше всего гномов видели в Скандинавии, в Альпах и — как ни странно это для нас звучит — в Карпатах. Неподалеку от города Скала Подольска (Украина) еще несколько столетий назад вроде бы были гномьи постройки. Бывали гномы и на равнинах — например, в Финляндии, где их именовали хииси.

Это интересно: народ лангобардов (в переводе — «длиннобородых»), по некоторым источникам, происходил от альпийских гномов. Потому и длиннобородые.

Кретьен де Труа, описывая короля Артура, упоминает Билиса, короля гномов-антиподов. Еврейские источники утверждают, что гномы или кто-то очень на них похожий водился в Египте.

Викинги и другие германские народы именовали гномов цвергами или двергами. Именно от них мы впервые и слышим об этом загадочном племени. Цверги, по мнению скандинавов — разновидность альвов: светлые альвы суть эльфы, а темные — гномы. К альвам у викингов было принято уважительное отношение: как не уважать тех, кто способен делать отличное оружие и при этом отлично умеет защищать свою собственность?

По поводу продолжительности жизни у этого народа люди разного мнения: кто-то приписывал им жизненный цикл около 5 лет, а кто-то — чуть ли не вечное существование без старости. Но большинство авторитетов сходятся на сроке жизни около 200 лет.

Появились гномы, по мнению скандинавов, в качестве... червей в плоти великана Имира, но впоследствии были возвышены богами до своего нынешнего статуса. Сперва этот статус получили два отца гномов — Дурин и Мотсогнир, а потом и целое племя.

Проживают гномы либо под землей, либо в обычных домах, но почти всегда — в горах. Клаустрофобией они явно не страдают и не нуждаются в том, чтобы хоть изредка выходить на солнечный свет. Да и в темноте видят совсем неплохо.

Среди странных обычаев — курение, освоенное задолго до Колумба и появления в Европе табака. У людей их дымовое зелье вызывает неудержимый кашель.

Типичные имена гномов можно узнать из «Старшей Эдды»; а кому неохота ее искать — сойдет и «Хоббит», они там по большей части такие же. Торин, Балин, Двалин, Фили, Кили...

Подружиться с гномами нелегко. Люди для них — слишком легкомысленный, драчливый и кровожадный народ. Но все же найти с ними общий язык вполне можно — надо только понять их душу.

Загадки гномьей души

Главная черта психологии гнома — вовсе не жадность, как думают наивные люди, а справедливость. Справедливость у них возведена в абсолют и прививается юному гному еще в детстве.

Так, например, по убеждению гнома, у каждой вещи есть вполне определенная цена. Вот столько-то стоили материалы, а столько-то полагается за работу. Поэтому гном не торгуется: за этот меч ему следует 20 монет, не более и не менее, а если кто считает иначе — это его проблемы. Ни отчаянная нужда в деньгах, ни недостаток средств у покупателя, ни лесть, ни угрозы, ни искреннее желание заплатить с лихвой — не аргумент для того, чтобы менять цену. Ведь поймите: если кто-то из участников сделки получит больше, чем ему причитается — это все равно, что ему бы дали милостыню. А милостыня в понимании гнома — это тягчайшее из возможных оскорблений. Давая кому-то деньги, которых он не заработал, вы тем самым подозреваете этого кого-то в неспособности заработать, то есть объявляете его бездельником. По сравнению с этим, подозрения в кровном родстве с огром или кистеухой свиньей выглядят невинным дружеским подтруниванием.

А что мешает согласиться продать товар дешевле? Не только забота о чести покупателя, а опять-таки гномья гордость. Если продал дешевле, чем просил — значит, сначала пытался запросить лишку. И получить незаработанное. Что из этого следует, мы уже выяснили.

75KB
В Magic: the Gathering гномов немного. Причина вот в чем: очевидна привязка гномов к горам, а сила гор в «Магии» предполагает хаос и неконтролируемую ярость. С гномами вяжется так себе.

Нет, понятие подарка у гномов существует, но предполагает крайне тесную степень дружбы. А если дарящий и одариваемый разного пола — то еще и отношения как минимум на грани брака. Предложив не очень близко знакомому гному подарок, вы тем самым совершаете непростительную фамильярность. Это еще если сумеете ему объяснить, что предлагаете именно дар...

Зная это, вы не удивитесь знаменитой истории, пересказанной многими авторами. В ней старый гном пишет непутевому сыну письмо, в котором упрекает его за некачественную работу, недостойные занятия и позор, навлеченный на отцовскую голову. А заканчивает так: поскольку-де ты, лоботряс, ни к какому делу не способен, я лишаю твоих братьев наследства и все завещаю тебе. Они себе заработают, а вот ты, лодырь, только наследством прожить и можешь...

(Вообще-то оставить кому-то наследство — не оскорбление, но поделить его не по обычным канонам — значит унизить того, кому достается доля больше положенного.)


Cлухи о гномьей жадности по большей части происходят от этой особенности. Свою работу гном ценит выше труда большинства людей (и не зря!), а скидывать цену отказывается — как же не жадный-то? Когда в любой лавке можно скинуть цену вдвое и больше того?

Где справедливость — там и честность. Гномы не лгут. Ложь, по их мнению — штука бессмысленная: Слова существуют, чтобы описывать реальность, и лживые слова — такая же глупость, как линейка с неправильными делениями или фальшивые гири на весах. Тех, кто часто лжет или преувеличивает, они в глубине души подозревают в неумении то ли думать, то ли говорить.

Хвастаться в присутствии гнома опасно. Не потому, что вы его этим оскорбите, а потому, что он сочтет, будто вы и впрямь способны сделать все то, о чем говорите. Слова о способности что-то сделать гном воспринимает, как резюме для поступления на работу.

(Помните, как в «Хоббите» Бильбо обижался на гномов, которые ничуть не сочувствуют тому, что он должен лезть в драконью гору один? А с чего бы им сочувствовать — они ведь и представить себе не могут, что кто-то может взять на себя обязательства, не подумав, чего это ему будет стоит. А тем паче — что кто-то захочет увильнуть от данного обещания. Раз согласился работать взломщиком — значит, знает, как добыть сокровища прямо из-под пуза спящего дракона.)

Небезызвестная мстительность гнома тоже происходит от обостренного чувства справедливости. Око за око, зуб за зуб. Если некто совершил гадость, он должен за нее ответить. И точка. Садизмом гном не отличается. Просто убийца должен быть убит — это так же очевидно, как то, что начатое изделие следует закончить. Необязательно гном мстит за себя или близких: запросто может вступиться за слабого, если считает, что тот самостоятельно справедливость не восстановит.

Между собой гномы сражаются крайне редко (если не брать тренировочных боев). Разрешение проблем мечом, по их мнению, происходит от взаимонепонимания. А гномы друг друга отлично понимают.


Если из сказанного вы сделали вывод, что гнома легко оскорбить — вы правы. Спасает одно: за это гном едва ли отомстит, просто будет вас презирать. К большинству людей гномы относятся довольно снисходительно. Не в обиду будь сказано, они считают нас варварами.

Культура

О культуре гномов известно немногое; а то, что мы знаем, очень напоминает культуру тех же викингов. Вероятно, викинги у них учились.

Понятно, почему подземный народ пишет рунами: чаще всего ему приходится оставлять надписи на камне или металле, а для этого шрифт, где есть только прямые линии, подходит много лучше, чем, скажем, латиница.

Стихосложение гномов, насколько нам это известно — это те же скальдовские висы, стихи без рифмы, но с аллитерациями — с повторяющимися буквами и слогами.

Что до религии, то скандинавские гномы, естественно, либо поклонялись асам, либо... находились с ними на более равной ноге, чем люди, и потому их отношения с ними не совсем вписываются в традиционные представления о религии. Однако многие средневековые богословы авторитетно утверждали, что душа у гномов есть (после истории о душе псоглавцев из прошлой главы «Красной книги» нас это не удивит), и что были многочисленные (!) прецеденты их обращения в христианство, в том числе целыми поселениями. Впрочем, это отлично согласуется с тем, что они получали истинное серебро — ведь только чистейший душою может делать нечто подобное.

Молот и наковальня

Вторая по важности добродетель гнома — созидательность. Гном должен трудиться — не для того, чтобы заработать на пропитание или комфорт, а для некоего результата. Как правило, он работает руками, и есть только один вид труда, который выше этого: обучение молодежи. Частный случай этого занятия — управление городом или государством.

Кстати, об управлении: оно у гномов устроено предельно просто. Минимум должностных лиц. Король объясняет, что надо делать, а остальные слушаются. Если король вдруг не знает, что делать — собирает совет. Политика — понятие им абсолютно чуждое.

135KB
Battle for Middle-Earth 2. Медлительность гномы искупают мгновенным перемещением по тоннелям.

После учительства, выше всего ценится то, что на века. Потому-то гномы лучше всего работают с долговечными материалами: металлом и камнем. Деревом пользуются только при необходимости, портные — как бы низшая каста по сравнению с кузнецами, а повара и вовсе — дно общества, те, кто не сумел научиться как следует ковать и строить. Думаю, это объясняет, почему гномья кухня не славится по всему миру. А вот поэзия или музыка в чести — они имеют хорошие шансы пережить автора.

Особый случай — работа в шахте или каменоломне. Тут гном вроде как не творит вечное сам, а помогает другому. Соответственно, это работа для молодежи — учеников. Подрастет — будет сам обрабатывать, а пока пусть добывает материалы для тех, кто постарше и поопытнее.

По некоторым данным, цвет бороды гнома напрямую связан с металлом, который они обрабатывают. Видимо, голубая борода — медь (по цвету основных соединений), желтая — железо...

Многие герои пользовались оружием, выкованным в гномьих кузницах. Самое интересное, что некоторые такие клинки сохранились; правда, по большей части выяснилось, что ковали их все-таки люди, просто ну очень далеко от места, где проживал владелец меча.

Среди изделиев гномов значится и копье Одина — Гунгнир, и молот Тора — Мьёлльнир, и цепи, сковывавшие чудовищного волка Фенрира, и даже золотые волосы одного из асов.

Профессиональной армии гномы не держат: кто же захочет посвятить жизнь такой чепухе? Также должен опровергнуть нелепый слух о гномах-берсерках: его породили в наши дни. Настоящий гном сражается рассудительно и бесстрастно, не по зову сердца, а потому, что нужно так.

Несравненный металл

Гномы, согласно множеству источников, открыли секрет какого-либо не знающего равных металла или, быть может, сплава. Временами он режет железо, как дерево или даже как масло, иногда дает невероятно прочные доспехи, иногда годится на молоты, которыми создают несравненное оружие. Но всегда он нужен для войны.

Алхимики называли в качестве этого металла то «истинное серебро», то «адамантит», «холодное железо» (в данном случае это означает «выкованное без огня») или неведомый «электр» (в данном случае — не сплав золота с серебром, а нечто вроде «истинной меди»). У Толкина этот металл называется мифрил и сочетает невероятную прочность с легкостью алюминия; в Warhammer это крайне твердый громрил.

Если в Средиземье мифрил можно добыть только в особо глубоких шахтах Мории, то алхимическое истинное серебро реально получить из серебра обычного; правда, для этого нужна немыслимая добродетель и самоотречение.

К слову, мифрил — не единственный гномий металл в Средиземье. Гном Телхар из Ногрода выковал металл, легко рассекающий железо: из него был выкован кинжал Ангрист, которым Берен отсек Сильмарилл от короны Моргота.

Резчики рун

Еще одно популярное то ли ремесло, то ли искусство, а может — магия: вырезание рун на камне или металле. Руны эти «делают» примерно то же, что у других народов — наговоры или чары. Более привычными способами творить чудеса (знаете, с размахиванием руками, произнесением странных слов...) гномы, как правило, не владеют.

Обычно руны имеют постоянный эффект; исключение — руны, наносимые на недолговечную основу (дерево, кожу) — тогда они срабатывают лишь раз, на манер зелья или свитка.

В играх: в грядущем дополнении к Heroes of Might & Magic V это в полной мере осуществлено (см. «Игры будущего»). А одна из самых чудесных реализаций — в настольном Warhammer Fantasy Battles: благодаря рунам гномы там — единственная раса, умеющая конструировать волшебные предметы. Это практически компенсирует им отсутствие магов в армии.

Женщины

О женщинах гномов постоянно ходят какие-то похабные слухи. То ли их нету вовсе, то ли внешне они неотличимы от мужчин (читай, носят бородищи до пояса), то ли гномы прячут их глубоко в подземельях в страхе, что люди непременно их украдут.

116KB
Гномы темного железа из World of Warcraft - явная родня дуэргаров.

На деле все совсем не так страшно. Просто женщинам этого народа нет ну совсем никакого резона встречаться с иноплеменниками: зачем? Все покупки делает муж или отец — ведь именно он в первую очередь зарабатывает деньги, любопытства поглядеть окружающий мир у них нету... А что до внешности, то бород у гномих не имеется, но, по ряду сведений, есть бакенбарды. Все ж-таки посимпатичнее.

Серые гномы

Во времена, когда гномью цивилизацию явно постиг упадок — в позднее Средневековье и далее вплоть до XIX века — в Швеции и Норвегии встречали их одичавших родичей, именуемых серыми гномами. Они гораздо меньше своих культурных родичей и живут... охотой. Предпочтительно на людей. По некоторым данным, чуют их страх издалека и собираются на охоту большой толпой.

Как именно они действуют, можно прочитать у Астрид Линдгрен в повести «Рони, дочь разбойника».

В играх: в D&D и в позднейшей фэнтези серые гномы стали стандартным злобным противовесом обычным гномам, но живут они при этом глубоко в пещерах. Для их обозначения использовали слово дуэргар - слегка искаженное «двергар», множественное число от «дверг». Во множестве они встречаются, например, в Hordes of Underdark. С некоторых пор родовой чертой дуэргаров стала способность к псионике, но этого пока в компьютерных играх не отмечено.

Карлики

Само слово gnome —
32KB
Парацельс.
сравнительно недавнее, известно с XVI века от Теофиля фон Гогенгейма, более прославившегося под именем Парацельс.

Происходит оно, как ни странно, от греческих корней и означает всего-навсего geo nomos — знающий землю. По другой версии — от слова gnosis, то есть «знатоки». Алхимика Парацельса более всего интересовали их познания в рудах и металлах, вот он их так и обозвал.

По правде говоря, в рудах больше понимают гномы, но к XVI веку их найти было уже трудновато, а вот странных мелких существ в шахтах рудокопы встречали нередко — и были это, по их общему мнению, либо карлики, либо кобольды...

Парацельс полагал, что карлики — существа элементальной природы, сделаны из стихии Земли.
9KB
Примерно такими видели карликов в XVIII веке.
Недаром же они характерного бурого цвета, роют норы (уж не ходят ли сквозь почву свободно?) и так далее. Того же мнения придерживались розенкрейцеры. Но на то все-таки непохоже: карлики, к примеру, едят и пьют, а у элементальных существ, наверное, метаболизм немного другой? Вероятно, истина посередине: они сродственны стихии Земли, но не более того.

В целом надо признать, что о карликах мы знаем намного меньше, чем о гномах. Их встречали намного реже, подвигов особых они не совершали, и в довершение ко всему отлично прятались и очень любили мистификации.

Судя по всему, нравом карлики достаточно жизнелюбивы, ценят хорошую еду, выпивку, впоследствии — и курение (у гномов переняли, не иначе). В большой дружбе с некоторыми зверями: барсуками, кротами. Видимо, общие интересы...

Карлики совсем необязательно живут в горах или холмах — многие, напротив, предпочитают леса. Их странноватое чувство юмора заставляет порой помочь путнику заблудиться.
148KB
Карлик из Азерота за работой.
Некоторые даже говорят, что болотные огни — это лампы карликов.

Вообще, шуточки карлики любят чрезвычайно. В том числе пакостные (например, устроить небольшой обвал или подменить руду обманкой) и похабные. По вечерам, говорят, поют такие песни, что краснеют даже шахтеры и сапожники.

В Европе больше всего карликов водилось в районе Альп, Швейцарии, Тироля. Много их проживало в Исландии — там их именовали вэттирами и очень почитали. Не исключено, что японские тэнгу в какой-то мере им сродни

Имена у карликов похожи на гномьи: кончаются обычно на «и» или, реже, «ин». Говорят, впрочем, что это их прозвища «для дальних знакомых», то есть для нас с вами, а сами себя они зовут гораздо более длинными именами — слогов на 10-15.

Да, и еще: в колпаках ходят именно карлики. А не гномы, как думают некоторые.

Свирфнеблины

В точности неизвестно, можно ли назвать свирфнеблинов разновидностью карликов, или же это какое-то другое племя. Но внешнее описание соответствует довольно точно, за исключением того, что кожа — не буроватая, а серая.

Свирфнеблины обитали в глубоких пещерах Скандинавских гор, и были то ли союзниками, то ли рабами гномов. Указания на их образ жизни весьма противоречивы.

В играх: «Подземелья и драконы» сохранили это название за карликами, живущими глубоко под землей (они же «глубинные карлики»). Но, в отличие от серых гномов — дуэргаров, свирфнеблины вовсе не злобны. Их можно повстречать почти всюду, где есть масштабное Подземье.

Национальные промыслы карликов

Главная черта характера карликов, если не считать ехидного юмора — это любопытство. Поэтому из карликов всегда получались неплохие собиратели знаний, сочинители песен и так далее. Известны случаи, когда к карликам обращались по принципу: «Если не знаешь, где искать сведения, спроси карлика — мало ли какую ерунду они узнают случайно».

Рудознатцы и металлурги нередко ссылались на секреты, узнанные от карликов. Если верить этим утверждениям, именно так сохранился рецепт булатной стали и некоторых красок.

Что неудивительно, карлики славятся талантом к виноделию и — особенно — пивоварению. А по части волшебных талантов знамениты умением обманывать глаза и слух — вероятно, именно так они и заставляют путников потеряться в лесу.

В играх: начиная с третьей редакции, в D&D (и, соответственно, NWN) любимым классом карликов стал бард. Это полностью соответствует сказанному выше. Пристрастие карликов к иллюзиям стало частью D&D с самого начала.

Карлики и гномы в литературе

Без преувеличения можно сказать, что гномы — самая популярная нечеловеческая раса в фэнтези. Карлики встречаются реже; но есть несколько поистине очаровательных экземпляров. Трактовка образа у разных авторов отличается очень сильно, но мы рассмотрим несколько самых интересных или известных вариантов.

Дж. Р. Р. Толкин

До «Хоббита» и «Властелина колец» образы «сказочных» народов — эльфов, гномов, троллей — были искалечены сказками XVII-XIX веков.
21KB
Вот такими мерзкими многие представляли себе гномов — до Толкина.
Шарль Перро, братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен и другие напрочь вытравили из литературы нормальных представителей этих народов, заменив их на мелкую сюсюкающую пакость. До сих пор многие считают, что эльфы — это такие крошки со стрекозиными крыльями, которые живут в цветочках, а гномы — те чудики, которых почтенные бюргеры держат в саду в глиняном виде.

Почему так произошло — тема для отдельного разговора, но нас сейчас интересует другое. Как только вышел «Властелин колец», гномы и эльфы в глазах европейцев стремительно обрели... ну, пусть не совсем прежний, но близкий к тому вид. Именно с этого времени почти во всех новых книгах (и, впоследствии, играх) гном — могучий, кряжистый, хоть и сравнительно низкорослый бородач, совершенно не располагающий к тому, чтобы называть его «гномиком».

Толкиновские гномы добросердечны, честны и доблестны. Правда, к собственности они относятся весьма... ревностно. Торину Дубощиту совершенно чужда идея «поделиться» с людьми Озера и тем паче лесными эльфами: с какой стати он должен делиться тем, что ему принадлежит по праву? Вот если бы с ним поговорили относительно оплаты услуги по убийству дракона — дело выглядело бы иначе. И хотя Торин очень сильно обиделся на Бильбо за требование Аркенстона, но не отказал ему: слово гнома — золотое слово.

Созданы гномы Средиземья не Эру, единым творцом, а одним из его помощников — Аулэ. Эру на такое самоуправство несколько рассердился, но даровал им право на жизнь и свободную волю.

У гномов было семь праотцов, которые время от времени возрождаются в своих потомках. Каждый из них может сделать это семь раз.

История о гномьих праотцах заставила многих утверждать, будто женщин у гномов нет — см. выше по поводу этой вздорной идеи. Кстати, одна женщина гномов таки упоминается в первоисточнике — Дис, мать спутников Бильбо Фили и Кили.

Язык гномов, в отличие от эльфийского, восстановлению по книгам не подлежит. Известно буквально несколько слов — например, «хазад» — самоназвание гномов (единственное число — «хузд», а вовсе не «тангар», как утверждают невежды), или «узбад», что переводится как «вождь» или «король». Это слово мы знаем по надписи на могиле Балина.


Слово gnome у Толкина встречается только в ранних произведениях — и обозначает... один из эльфийских народов, конкретно — нолдор. Этимология «geo nomos», «знатоки земли», к ним подходит полностью, но в остальном они ни на карликов, ни на гномов не похожи совершенно.


Большая часть последующего фэнтези брала образ гнома у Толкина. Но — и так происходило не только с гномами — она усиливала все характерные и даже случайные черты во много раз, делая из портрета карикатуру. Чувство меры свойственно Андерсону или Сапковскому, но, увы, таких оказалось немного. Остальные постарались подчеркнуть все особенности как можно резче.

Как это происходило — разберем на нескольких примерах.

Барук хазад, или Немного об оружии

Со времен «Властелина колец» многие считают, что главнейшее оружие гномов — топор. Несчастных гномов заставляют даже на расстоянии сражаться теми же топорами — метая их на индейский манер.

Гномы действительно любят и ценят топоры; даже их национальный боевой клич — «барук хазад» — переводится как «топоры гномов». Но они отродясь не доходили до такой глупости, как метание топоров. Для дальнего боя они пользуются теми же луками, что и все прогрессивное человечество. Хотя с эльфами их в этом и не сравнить.

Так, весь отряд Торина Дубощита вооружен луками; и, хотя оленя в Зачарованном лесу они подстрелить так и не сумели, но очень старались.

Да и вблизи они вовсе не так привержены топорам. Тот же Торин носит меч Оркрист, добытый у троллей — такой же, как меч Гэндальфа, они нашли их вместе. Наин, отец Даина, предпочитал клевец (боевую кирку). Использовались также молоты, булавы и многое другое.

В играх: где гном, там и топор — это правило практически непреложно. С луком или копьем гномов вообще не встретишь, изредка можно увидеть у гнома молот или меч. В NWN появился особый гномий топор — тяжелее обычного, но одноручный, а также двухконечная его разновидность. А вот клевец стал «фирменным» оружием карликов.

Кое-где можно прочитать о гномьем плотном строю с двуручными топорами — это полная чушь. К счастью, у Толкина и других писателей, представляющих себе военное дело минувших времен, его не встречается.

А вот что интересно — почему гномы, обитатели пещер и тоннелей, не переучились на стиль «плотный строй, щит плюс короткий колющий меч», наподобие римлян? Это было бы логично. Может, потому, что они вообще не любят «оружие, которое только оружие, а не инструмент», как джордановские айильцы? Загадка!

Гномы против эльфов?

Популярная идея о вражде гномов с эльфами происходит, в некотором смысле, тоже из Толкина. Но, как и в случае с топорами, последователи ее сильно упростили и, не побоюсь этого слова, опошлили.

На самом деле у Толкина... нет никакой особой вражды между этими народами. Бывали времена горячей дружбы; так, правитель одного из эльфийских племен Финрод Фелагунд договорился о строительстве гномами его подземного города, а впоследствии даже удостоился от гномов ценнейшего подарка (вы уже знаете, насколько это много значит). Нолдоры (это эльфийский народ, наиболее близкий по интересам к гномам) вообще нередко дружили и обменивались знаниями с «сыновьями земли». Наконец, знаменитые Врата Мории делались совместно гномами и эльфами — и для прохода через них достаточно было сказать по-эльфийски «друг», то есть, оба народа полностью друг другу доверяли.

Бывали и размолвки: например, гномы напали на Менегрот, город еще одного короля эльфов — Тингола, и убили его. Но у них была на то крайне веская причина: Тингол отказался отдать то, что им принадлежало. Как уже говорилось, худшее оскорбление и придумать-то трудно.

Лесной король Трандуил обидел гномов Торина, продержав их какое-то время взаперти; но опять-таки у него были на это известные основания.

В общем, на «историю многовековой вражды» это как-то совсем не тянет. Хотя некоторое взаимонепонимание было: гномы ценили дело рук своих (или чужих) больше нерукотворных красот, эльфы, как правило, — наоборот (исключая нолдор).

Откуда же взялась нелепая легенда?

Авторы последующих произведений в массе своей читали только «Хоббита» и «Властелина колец», и то еле-еле; и из сцены с Трандуилом и подозрительности к гному лориэнских эльфов (а они вообще ко всем подозрительны!) сделали далеко идущие выводы. Кроме того, по мнению людей недалеких, способность толкиновских гномов и эльфов прощать обиды и стремиться к взаимопониманию «противоестественна». Вот и пошли плодиться сотнями истории о том, как когда-то гномы вырубили опушку эльфийского леса, и с тех пор они воюют четвертое тысячелетие кряду.

Их право. Но когда вам кто-нибудь скажет, что это все придумал Толкин — знайте, Толкина ваш собеседник читал в лучшем случае через строчку.

Это интересно: диву даешься, когда увидишь, сколько последователей и даже продолжателей Толкина так и не справилось с тем, чтобы его внимательно прочесть. У одного описателя Средиземья, например, можно найти гнома по имени... Наугрим. Это непередаваемо смешно: дело в том, что «наугрим» — это множественное число от слова «гном» по-эльфийски. Вообразите себе — дать гному имя «гномы» (даже не «гном»!) на иностранном языке. Так и представляю себе русского по имени Москали Петрович Иванов. И это далеко не предел...

Гном на лошади

132KB
HoMM V: На что только не залезет гном, чтобы только не иметь дела с лошадьми!

Как нетрудно догадаться, лошадь для гнома подходит плохо — пропорции не те. Однако в «Хоббите» гномы широко пользуются пони — и ездят верхом, и водят в поводу.

Гимли ездил на коне исключительно вместе с Леголасом, который брал на себя управление этим сложным транспортом, а сражаться предпочитал в пешем строю — как и многие его соплеменники. Гномьей кавалерии у Толкина как-то не обнаружено.

Как и в ранее описанных случаях, последователи постарались усилить этот факт во много раз; гномам приписывается то ненависть к лошадям как к явлению природы, то вообще полная неспособность передвигаться на чем бы то ни было быстрее, чем на своих двоих.

К. С. Льюис

В серии книг о Нарнии гномы — коренные (в отличие от людей) обитатели мира, наряду с говорящими зверями, фавнами и кентаврами. Их именуют «детьми земли»; по нравам и повадкам они похожи на классических гномов, но более жадны и отнюдь не всегда держат слово.

Похоже, есть разделение на рыжих и черных гномов (по цвету волос и бород), и черные менее склонны к добру и справедливости. Во времена владычества Белой Колдуньи многие гномы были на ее стороне. В «Принце Каспиане» рыжий гном Трам противопоставляется черному гному Никабрику, который предлагает для борьбы за свободу Нарнии призвать нечисть и даже саму злобную Белую Колдунью.

В «Последней битве», где происходит конец света, многие гномы делают выбор «гномы для гномов», то есть «мы сами за себя», и тем самым лишают себя шанса на вход в рай. Вообще, девиз этот, отражающий этакий гномий национализм, у них популярен — и из-за этого с ними произошло немало бед.

Но, несмотря на это, симпатичных гномов в Нарнии тоже хватает.

П. Андерсон

Трилогию «Сломанный меч», «Три сердца и три льва», «Буря в летнюю ночь» мы уже упоминали в «Красной книге», и упомянем еще не раз. Пол Андерсон всегда очень аккуратно описывал мифологическую Европу, но тут его усилиями путаница была добавлена: самый знаменитый его гном, Гуги, друг и спутник Хольгера Датчанина («Три сердца и три льва») — на деле самый настоящий карлик со всеми характерными привычками и внешностью.

Хольгер посмотрел вниз и увидел плотного мужчину, лицом коричневого, как земля, с ушами, похожими на ручки кувшина, огромным носом, белой бородой, босого, в коричневой куртке и таких же штанах. Ростом эта персона не достигла и трех футов.

Но, несмотря на такой поклеп, карлики должны быть в каком-то смысле признательны Андерсону: ведь именно благодаря ему это племя заняло надежное место в Dungeons & Dragons, а следовательно — в сотнях книг и игр. И неудивительно: очень уж он получился обаятельный.

М. Уэйс и Т. Хикмен

«Сага о копье» (Dragonlance) — книги по D&D-миру под названием Кринн, соответственно, там есть и гномы, и карлики. Но Уэйс и Хикмен не удовлетворились классическими игровыми описаниями рас — и сильно их развили.


Первая их находка — это преобразование карликов. Они поставили во главу угла любознательность этой расы — и сделали из нее народ сумасшедших изобретателей, маньяков механики и сложных приспособлений. Механики предпочитают для подъема на верхние этажи лестнице и даже лифту — катапульту:

— Маг взлетит прямо на Скимбош — нет-нет, никакой опасностинетив помине, нашиисследованияподтверждают, чтолетатьгораздобезопаснее, нежели ходить, так вот, в верхнейточкетраектории, когдаонтолькотольконачнет снижаться, Скимбош выбросит сеть и поймает его — вот так... — Гнош сделал рукой движение, словно ловил муху, — а потом подтянет его и...

— Тут, наверное, нужна потрясная точность! — восхитился Тас.

— Точность безупречна: мы изобрели специальный крючок, который ее обеспечивает, хотя... — Гнош поджал губы, брови сдвинулись к переносице. -Хотя иногда что-то вносит погрешность. Впрочем, этим занимается комиссия... Оператор дернул рычаг, и Фисбен с пронзительным воплем полетел вверх. — Ох ты, — глядя вверх, сказал Гнош. — Никак опять...

— Что? Что там? — завопил Тас, силясь разглядеть, что произошло.

— Сетка слишком рано раскрылась, — Гнош покачал головой. — Уже второй случай за сегодня, и опять на Скимбоше! Ох, и намылимжемыхолкуГильдииСетей наследующемсобрании...

106KB
Неожиданно для многих, гномы в World of Warcraft оказались прирожденными охотниками.

Некоторый дефицит пробелов в этой цитате связан с тем, что карлики-механики думают намного быстрее, чем говорят, и невольно ускоряют речь до сплошной скороговорки.

Эта обаятельная, хоть и совершенно полоумная раса пребывает в прочной дружбе с людьми — соламнийскими рыцарями: дело в том, что их хаотичные исследования время от времени приводят к созданию нового оружия, например — огнестрельного. Иногда оно даже стреляет, а время от времени — в намеченную цель, а не в глаз своего владельца.


А что до гномов, то их Уэйс и Хикмен разделили на три подрасы — горные, холмовые и овражные. И если две первых отличаются в основном местом обитания и ключевыми ремеслами, то овражные гномы — полудикое племя этаких вечных детей, не ушедших в своем развитии дальше шестилетнего возраста.

...одна из гномских женщин взяла дело в свои руки. Ринувшись в самую гущу сражения, она ухватила сразу обоих драчунов, ловко стукнула их лбами и бросила на пол. Прочие сразу остыли, а храбрая малышка повернулась к Рейстлину. Нос у нее был короткий и толстый, растрепанные волосы торчали во все стороны. Одета она была в залатанное, обтрепанное платье, толстые башмаки и чулки, съехавшие к самым лодыжкам. Однако, судя по тому, с каким уважением смотрели на нее другие гномы, она была у них за старшую. Она таскала с собой большой, увесистый мешок, перекинутый через плечо. Мешок тащился по полу, заставляя ее время от времени спотыкаться. Если кто-то из гномов осмеливался прикоснуться к мешку, она оборачивалась и без разговоров лупила по чему ни попадя.

— Коридор веди большой хозяева, — заявила она, кивнув в сторону восточного конца.

— Спасибо, милая. — Рейстлин погладил ее по щеке. И тихо добавил: -Тан-таго, мусалах.

Маленькая женщина зачарованно слушала, глядя на него с обожанием.

— Скажи, пожалуйста, сколько там хозяев? — продолжал Рейстлин. Она сосредоточенно наморщила лоб, потом подняла короткопалую ручку.

— Один, — сказала она и показала палец. — И один. И один. И один. — Растопырила четыре пальца и торжествующе заявила: — Два!


Нельзя не упомянуть и старого холмового гнома Флинта — одного из главных героев книги, этакого «доброго дедушку», постоянно ворчащего на всех, особенно на вороватого и безрассудного кендера Тассельхофа. Вся остальная компания души в нем не чает, но постоянно потешается над его ненавистью к лодкам (к которым он причисляет корабли любой величины — все дело в морской болезни) и аллергии на лошадей.


Гномы и карлики Кринна находятся в родстве: те и другие (а также кендеры) были порождены Серым камнем Гаргата. В некоторых мирах их обозвали бы мутантами, и были бы недалеко от истины. Но мы ведь не из Братства Стали, чтобы их за это осуждать?

А. Сапковский

У Сапковского в саге о ведьмаке Геральте есть обе расы; гномы именуются краснолюдами, а карлики — гномами.

Слово «краснолюд» Сапковским то ли изобретено, то ли «восстановлено». Дело в том, что стандартный «гномик в колпачке» по-польски называется «краснолюдик», а вот не-уменьшительной формы в современном польском как-то не сохранилось. Но какое-то название было необходимо, и Сапковский пошел на смелый эксперимент. У него получилось.

Краснолюды полностью соответствуют тому, что говорилось выше о нравах и обычаях гномов. Справедливость — превыше всего, присяга трактуется предельно буквально. И не боятся последствий.

— Нет, граф, — медленно сказал краснолюд. — Я всегда выполняю приказы... скрупулезно. Ведьмак не дотронулся до рыцаря Тайлеса. Мальчишка ударился о собственную сталь. Ему не повезло.

Одного из них просто потрясает идея, что их могли подвергнуть риску ради проверки лояльности: ну кто в здравом уме усомнится в честном слове краснолюда? Их верность слову помогает составить капитал: самые успешные банкиры — из этого народа, но она же навлекает на них массу неприятностей.

Несмотря на свой циничный юмор, краснолюды — едва ли не самая добрая раса этого, прямо скажем, не слишком гуманного мира. Этим они изрядно раздражают многих людей...

Гномы Сапковского — это типичные карлики, gnomes, правда, живут исключительно под землей, а не в лесу; их пристрастие к наукам и инженерному делу немножко сближает их с кринновскими механиками. Между прочим, на той территории, где происходит основное действие романов, они — первоначальное население, аборигены. Все остальные пришли туда существенно позже.

Какое-то дальнее родство с краснолюдами у них есть, а также есть давний союз, но подробности этого неизвестны.

Р. Сальваторе

Небезызвестная история о темном эльфе Дзирте До'Урдене интересна нам сегодня тем, что в ней дается неплохая панорама Подземья (Underdark). В этом Подземье, помимо злобных драу, иллитидов и разнообразных чудищ, обитает раса свирфнеблинов — и на общем кровожадном фоне она кажется олицетворением доброжелательности и милосердия. Естественно, ей очень непросто выжить в столь агрессивной среде, но ей помогает сплоченность. Эти глубинные карлики создают себе в помощь големов и разнообразные магические вещи, пользуются иллюзиями и понемногу заставили уважать себя как опасных противников (другой формы уважения в Подземье не замечено). Если судьба занесет вас в Подземье — рекомендуется останавливаться на отдых именно у свирфнеблинов.

Есть у Сальваторе, естественно, и гномы — например, Бренор Боевой Топор, один из ближайших друзей Дзирта. В Подземье эпизодически встречаются серые гномы — дуэргары.


Вообще в Забытых Королевствах представлено множество разновидностей как карликов, так и гномов. В частности, есть такая экзотика, как глубинные гномы, они же урдунниры. Эти существа запросто ходят сквозь стены, превращают камень в грязь — в общем, глумятся над камнем, как хотят. Живут они, естественно, так глубоко в недрах, что туда даже свирфнеблины и дуэргары редко добираются. Иметь дело с урдуннирами трудно: нет, они не злобны, но так далеки от человека по своим интересам и психологии, что взаимопонимание предельно осложнено.

В. Кинг

Один из немногих романов
36KB
У нас книга переведена как «Победитель троллей».
по вселенной Warhammer, переведенных на русский — «Победитель троллей» (Trollslayer) Вильяма Кинга. Заглавный герой этой книги — как раз гном. Зовут его Готрек.

Победитель троллей — это не прозвище и не титул, а, так сказать, род занятий. На более привычный язык переводится как «берсерк». Такими становятся гномы, совершившие преступление или как-то еще обесчестившие себя: после этого они должны искать славной смерти в бою. По возможности — в сражении с каким-нибудь жутким чудищем. Драконом, демоном... на худой конец сойдет тролль.

Второй главный герой, менестрель Феликс, как-то сдуру дал обещание быть Готреку верным спутником и описать его славную гибель; впоследствии до него дошло, что есть все шансы этой гибели не пережить, но не держать данное гному слово, мягко говоря, рискованно. А постепенно он проникся его несгибаемым духом, разве что страсти к смерти так и не приобрел.

Узнать гнома-берсерка можно по огромному оранжевому хохлу-«ирокезу» на полувыбритой голове. Увидите такого — будьте внимательны. Неосторожное слово легко может стать последним.


Вообще гномы в Warhammer довольно классические.
118KB
А вот так «победитель троллей» выглядит в настольной игре.
Правда, далеко продвинулись в своей любви к ремеслам и технике: сделали пушки, ружья, огнемет, многоствольное скорострельное орудие и даже... паровой вертолет (гирокоптер). Славятся они также железной стойкостью в бою: в Warhammer постоянно учитывается боевой дух и храбрость войск.

Среди гномьих солдат славятся «долгобородые» — ветераны с седыми бородищами до земли. Командуя ими, вы можете быть уверены, что они не поддадутся панике: как они сами это объясняют, «с таким юным командиром они ничего хорошего и не ожидали». Знамениты и шахтеры, которые роют ходы прямо под полем боя — и появляются откуда не ждали, потрясая двуручными кирками.

Среди героев у них прославился Бугман — великий пивовар, мстящий за разорение врагами его пивоварни. А в армиях наемников-«псов войны» подвизаются пираты некоего Лонг Дронга: это такие же берсерки с рыжими хохлами, как вышеупомянутый Готрек, но пошедшие по дурной дорожке. Они носят с собой такую уйму пистолетов, что их даже не приходится перезаряжать в бою.

Бородатые народы в играх

Игр с гномами не много, а очень много. По моим подсчетам, более чем в 2/3 игр по фэнтези есть какие-нибудь гномы, а фэнтези — самая популярная тема для ролевого и стратегического жанров.

Основной канон для их изображения, как обычно, задается системой Dungeons & Dragons. Гномы выносливы и живучи, обычно устойчивы к магии, обладают зачастую лучшей в игре броней. Платят за все это низкой скоростью передвижения, полным отсутствием кавалерии и, иногда, проблемами с боем на дальней дистанции.

29KB
От этого парового вертолета черпали вдохновение авторы Warcraft и многих других игр.

Следуя нелепой традиции, гномам почти никогда не дают в руки лук. Как будто табу какое-то мешает вооружиться им. В крайнем случае возможны: арбалет, ружье (если появилось огнестрельное оружие — все понимают, кем оно, скорее всего, изобретено. Не людьми же!), пистолет и... метательные топоры. Увольте, не в силах понять, зачем настолько цивилизованной расе настолько нелепый способ вести бой...

Верхом ездить гномы не любят; а если уж все-таки приходится — то, конечно, не на лошади и даже не на пони, а на бизоне, мамонте или каком-нибудь уж вовсе неподходящем звере вроде вепря либо медведя. Вот в небесах полетать они не прочь: грифон — национальный гномий зверь во многих играх, начиная еще с классической Warlords.

В стратегиях сильной стороной гномов часто становится экономика. Это могут быть плюсы к деньгам или к добыче руды, или к тому и другому сразу.

Если в мире есть хоть какая-то техника — то ею владеют, как правило, именно гномы. Иногда — карлики.


Карлики в играх встречаются реже. Стратегии их не жалуют: оно и понятно, карлики редко формируют армии. А вот в ролевых играх за них можно поиграть, но... редко это окупается. Чаще всего из них делают странноватую расу маго-воров, причем как воры они уступают полуросликам, а как маги — эльфам и людям.

Но есть и приятные исключения...

Игры по Dungeons & Dragons

Перечислять их все нет большого смысла — мы делали это в отдельной статье. Достаточно сказать, что, поскольку и гномы, и карлики входят в стандартный набор рас для этой игры — они почти всюду есть. В ранних играх карликов иногда упускали — просто потому, что их сильные стороны относятся не к прямому уничтожению противников.

В современном D&D (редакция 3.5) гномы ходят медленней людей (в полтора раза!), но не замедляются броней и грузом. То есть, в панцире гном и человек передвигаются с одной и той же скоростью. Еще, как и раньше, гном видит в темноте, устойчив к чарам и ядам, вынослив, но страдает недостатком обаяния (эх, не понимают люди красоты гномьей души!). Хорошо уворачивается от великанов и владеет необычными видами топоров.

Карлики малы, а потому наносят меньший урон в бою, но лучше попадают и легче уворачиваются. Прилично видят во тьме, а также, независимо от рода занятий, знают кое-какие иллюзии. Выносливы, но слабы физически. Раньше, к слову, у них были более красивые модификаторы: плюс к интеллекту, минус к мудрости. Что отражало их любознательность и легкомыслие.

Гном наделен особым классом престижа — защитник гномов развивает природную способность к непробиваемой обороне. Этот класс можно опробовать в Neverwinter Nights со времени выхода дополнения Hordes of Underdark.


Ранее, во второй редакции AD&D, когда мультиклассирование не было доступно всем подряд, гном славился возможностью смешивать воина со священником (и с вором, но это не так интересно), а карлик — мага с вором и воина с вором.

131KB

Храбрые гномы: крадущиеся тени

Ну как можно не упомянуть игру, где гномам досталась роль заглавных героев? Храбрые гномы — это в первую очередь Lost Vikings, где-то потерявшие своего третьего товарища (и в чем-то они сродни гоблииииинам, но ни за что в этом не признаются). Взаимодействие двух гномов — специалистов разного рода — должно дать множество разнообразных тактик борьбы с монстрами и решения задач. Эту веселую игру мы ожидаем увидеть в конце года.

King's Bounty

Это — самая древняя известная мне стратегия, где есть и гномы, и карлики. Те и другие отображены вполне канонично, причем гномы живут в горах, а карлики в лесу.

Гномы, как водится, переняли кое-какие детали облика викингов — вплоть до крылатых шлемов. Карлики носят красные мантии и обручи на рукавах — видимо, балуются магией, но небоевой — в сражении они даже стрелять не умеют.

148KB
Лига Хаоса: Гном.

Лига Хаоса: Кровавый спорт

40KB
Лига Хаоса: Карлик.

Гномы присутствовали в Лиге изначально. И были там, ни много ни мало, самой силовой расой. Ну не умеют они бегать и давать пасы — как прикажете в таком случае забивать голы? Да очень просто: затоптать вражескую команду и вразвалочку занести мяч в ворота.

А вот сборная карликов появилась только в «Кровавом спорте». Карлики — очень странная команда: они ловко отбирают мяч, но бегают так себе, а пасуют недалеко. Дерутся за них боевые машины-големы; в итоге сильные стороны карликов эксплуатировать очень сложно.

World of Warcraft

Игра не совсем обычна тем, что карлики могут извлекать много преимуществ из своего малого роста: Незаметность и проблемы с наведением играют свою злобную роль. Многие карликов за это просто ненавидят...

А вообще-то они очень милые и славные.
106KB
Карлики World of Warcraft отличаются от классических только тем, что колпаку в качестве головного убора предпочитают очки.
И специализируются в инженерии. К сожалению, страсть к смелым экспериментам привела к тому, что они потеряли свою столицу Gnomeregan, и теперь проживают в гостях у гномов; в Gnomeregan тем временем ходят экспедиции героев как Альянса, так и Орды, дабы помериться силой со взбесившимися машинами.

Гномы, напротив, ничего своего не разбазаривали; они ухитрились настолько мало потерять в последней большой войне, что их столица — Кузня (Ironforge) сделалась столицей всего Альянса. Правда, им сильно досаждают злобные родичи — клан Темного Железа, а также далекая родня — трогги, дикие обитатели подземелий.

Warcraft III

В этой игре можно во всей красе полюбоваться на гномью технику. Тут и ружья, и мортира, и даже паровой вертолет (как обычно, стянутый из Warhammer). Конечно, в предыдущей игре они тоже были, но поуправлять ими не давали. А в стратегии — пожалуйста.

Судя по репликам, которые отпускают вертолетчики и артиллеристы, управлять машинами берутся чуточку свихнувшиеся гномы. Может, на эту работу отправляют тех, кому в бою досталось плашмя двуручным мечом по голове?

Arcanum

136KB
Arcanum: Паровую машину придумали гномы, а запатентовал человек — Джилл Бейтс. А вы еще говорите, гномы жадные.

Мир Арканума разрывает на части соперничество между техникой и магией, и эльфы представляют в этом споре магию, а гномы — сами понимаете.
85KB
Arcanum: Карлик Воллинджер, известный стрелок и ружейных дел мастер.
Карлики не определились, но ближе все-таки к технике, им всегда нравилось изобретательство.

Помимо традиционных сверхпрочных и сверхлегких сплавов, гномы (и отчасти карлики) освоились с созданием самодвижущихся устройств, взрывчатки, овладели электричеством, оптикой и многим другим. Увы, техника все же во многом проигрывает магии; видимо, на мировом уровне ее конкурентоспособность обеспечена тем, что пользоваться техногенным оружием может больше народу.

Все это происходит на фоне окружения и мод XIX века. Как по мне, в эту игру стоит поиграть уже затем, чтобы полюбоваться на карлика в сюртуке или гнома в цилиндре.


* * *

Можно упомянуть еще много игр про гномов. Master of Magic, где одна из сильнейших в ближнем бою — армия гномов с элитной пехотой «молоторуких» и големами. Heroes of Might&Magic, о которой подробнее рассказано в «Играх будущего». Battle for Middle-Earth 2, где гномы соединяют свои шахты подземной сетью. Age of Wonders, в которой гномы подружились с гигантскими кротами и построили паровой танк. Lords of Magic, где гномы представляют стихию земли и подчинили себе ползучих змеев и каменных великанов.

А вот карлики встречаются куда реже. Не ценят наши игры их миролюбивый и веселый нрав. Но их час еще непременно настанет.



Назад