Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Александр Яковенко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (61) декабрь 2006

FIFA 2007

Каждую осень в руки любителям футбола падает очередная версия симулятора от Electronic Arts. Так было, так есть и так будет: это так же обыденно, как листопад. Каждую осень любители игры за месяц узнают точную дату, когда необходимо придти в магазин за заветной коробочкой.

Руки нетерпеливо вставляют диск в компьютер, тянутся долгие минуты установки, затем — необычная фотография на заставке, быстрое начало матча... И недоумение. Нам не подсунули по ошибке прошлогоднюю версию? Где же изменения? Почему зрители до сих пор явно сделаны из картона, причем наспех? Или это грандиозный обман?

Сериал под названием «Футбол»

От спортивных симуляторов всегда ждут потрясающих графических эффектов. То, что еще могут простить интересной ролевой игре или новой стратегии, недопустимо для виртуального футбола, баскетбола, хоккея... Так сложилось не по случайности: симуляторам приходится конкурировать не только между собой, но и с «внешним миром», с реальными телетрансляциями чемпионатов, с состязаниями за разнообразные кубки, с Лигой чемпионов...

FIFA 07     скриншот, 155KB
Недостижимая мечта реальности: звезда современности против легенды прошлых лет.

В 2006 году Electronic Arts оказалась перед дилеммой. На носу next-gen революция в консольном мире, и обычные осенние сроки оказались совершенно нереальными для новой игры. А еще производители консолей требуют эксклюзива, словно вампиры — крови! К тому же японцы со своим Pro Evolution Soccer не дают свободно продохнуть: теперь одной лицензии со звездными именами для успеха уже недостаточно.

Решение оказалось простым: параллельно с разработкой новой игры «подчистить» прошлогоднюю версию, сделать работу над ошибками, кое-где подтянуть морщины при ближних планах — вот и готова FIFA 07! Осталось добавить кое-какие идеи, которые подсмо... вдохновлены Pro Evolution Soccer 5, и диски готовы.

Разве такой подход плох? Неужели вы бы променяли улучшение геймплея на новый графический движок? Нет, конечно нет! Однако удалось ли улучшить процесс игры, или это всего лишь рекламные лозунги?

Задача у Electronic Arts была не слишком сложной. Будем откровенны: действо из FIFA 2006 трудно назвать футболом в обычном смысле этого слова. Американцы потрясающе чувствуют баскетбол, хоккей, бейсбол, гольф, но soccer остается для них чуждым. Название команды разработчиков — Electronic Arts Canada — дает мало поводов для оптимизма!

Истина где-то внутри

Если не обращать внимание на графику, то контраст между новой и старой версиями разителен. Первое, что бросается в глаза, — автоматическое «прицеливание» при пасе: теперь футболисты сами стараются выбрать адресата на выбранном нами направлении. Хороший ход:
FIFA 07     скриншот, 146KB
Штрафные удары подверглись значительной переработке.
ситуации, когда в прошлых версиях Рональдиньо вдруг без всякой видимой причины пинал мяч куда-то в сторону, убивали весь реализм на корню.

Нововведение позволило ориентироваться не на сложные финты (точнее — ловкость пальцев), а на командные передвижения, на комбинации, на быстрое развитие атак. Посмотрите, как играет компьютер на высшей сложности: он постоянно передает мяч от игрока к игроку, пытаясь молниеносно вывести его к нашим воротам. Такую тактику часто называют современным футболом; игроки, которые умеют хорошо это делать в реальности, становятся звездами: яркий пример — Франческо Тотти. Именно так играла сборная Италии, выигрывая Чемпионат мира.

На пути к достойному результату оставалось исправить мелкие, но крайне глупые ошибки — вратари теперь ведут себя разумно и не раздражают сверх меры. Изменились финты — любителям приходится искать новые комбинации клавиш, а не автоматически нажимать по стандартному алгоритму. В роли приятных специй выступили такие приятные мелочи, как динамическая погода (особенно влияет на геймплей дождь), улучшенные комментарии (отлично поработали и русские локализаторы), хорошо слышимая реакция зрителей на события, новые сценарии празднования голов, точно перенесенные стадионы...

Симулятор тренера? Он присутствует лишь для того, чтобы связать несколько матчей в одно целое.
FIFA 07     скриншот, 118KB
Крупные планы бесполезны для геймплея, но без них как-то грустно...
Хотите большего — покупайте Football Manager или Championship Manager! Президенты клубов, предлагающие нам разнообразные задания, кажутся шизофрениками — но, уверен, в реальной жизни многие тренеры готовы подписаться под подобным заявлением. Режим тренера необходим, чтобы было интересно долго играть одной, любимой командой, — и со своей задачей он справляется на отлично, большего не нужно.

Отдана дань и современной моде — онлайну. Теперь игровые события связываются с реальными футбольными встречами, и фанаты могут защитить честь любимой команды в сети. Результаты должны стать хорошим раздражителем для любителей компьютерных игр, но об успехе задумки говорить еще рано.

Конечно, не все так безоблачно. Главная проблема — высокая шаблонность голов. Прорваться по флангу — обыграть защитника — ударить или прострелить: вот один из слишком популярных сценариев. Удивляет излишняя эмоциональность электронных футболистов, когда нет никаких причин для театральных жестов. Самое раздражающее — судья, бегающий за мячом как привязанный: кто-нибудь, заставьте канадцев посмотреть побольше футбола по телевизору!

Ничего личного, только бизнес

Если подумать о процессе игры в FIFA 07, то можно придти к парадоксальному выводу: симулятор не похож на реальность, но это к лучшему! Современный футбол периодически впадает в кризисы, когда былое искусство превращается в борьбу одиннадцать на одиннадцать. Более половины голов ныне забивается со стандартных положений — нельзя назвать такую игру сверхзрелищем.

Другая особенность реального футбола современности — мелкие фолы, тычки, удары по ногам, не позволяющие нападающим показывать свои умения в полной мере. Слишком много каратэ, слишком мало искусства...

FIFA 07     скриншот, 142KB
Новые празднования голов — один из рекламных трюков.

Виртуальный футбол избавлен от этих недостатков. На экране монитора мы видим нечто близкое к идеальному, «романтичному» футболу — именно тут кроется ключевое преимущество компьютера перед «внешним миром».

Другая важная особенность FIFA 07 — ориентация на новых игроков. К новой раскладке клавиш удобнее привыкать, да и играть новичку гораздо легче, чем в прошлых версиях. Любительский режим позволяет погрузиться в игру без лишних проблем, а затем спокойно переходить на сложные режимы. Может, разработчики и не хотели этого — но таково требование бизнес-ситуации.

Похоже, что такая стратегия — реакция на развитие Pro Evolution Soccer. Битва за hardcore-gamers для Electronic Arts фактически проиграна, но мало ли в мире просто любителей футбола? Управление в новой игре близко к аркадным симуляторам, но само действие при этом не вызывает того раздражения, которое обычно вызывают такие «аркады». Удачное сочетание, не так ли?

FIFA 07 — хороший задел для развития серии, а графика... графика — дело наживное. Я уверен, уже весной мы увидим новый симулятор FIFA с каким-нибудь подзаголовком (Champions League, если у рекламщиков откажет фантазия), новой графикой и небесными системными требованиями! Будет одновременно смешно и грустно, если это покажется достаточным и геймплей вернется в 2005 год... Надежда на Pro Evolution Soccer 6, чья безмолвная тень будет сниться разработчикам из Electronic Arts в кошмарах.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8/108
хорошая симуляция футболаограниченный набор тактик
Графика
6/106
низкие системные требованияподретушированная копия прошлогодней
Звук
9/109
реакция трибун на события, комментарийоднообразие
Игровой мир
9/109
соответствие реальностинеточности в мелочах
Удобство
8/108
улучшенное управлениеследы консольных корней
Новизна нет

Интерес повторной игры да
НаградаОРДЕН Вердикт: Шаг вперед для известной серии футбольных симуляторов. Рейтинг
81%


Назад