Лучшие компьютерные игры

ВНЕ ЛИНИЙ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (64) март 2007

Игры 2006 года

Игры 2006 года

Получены и оценены последние игры, вышедшие к Рождеству и Новому году, и настала пора подводить итоги. Год выдался богатым как на приятные неожиданности, так и на разочарования, но в целом, пожалуй, для компьютерных игр был удачнее 2005-го. Посмотрим подробнее...

Боевик года

Разработчики боевиков, по большей части, запланировали 2006 год как «паузу»: громких имен ожидалось меньше обычного. Впрочем, уродились они все равно на славу, и борьба за пьедестал разгорелась нешуточная.

Первое место: Battlefield 2142

49KB

Как-то так вышло, что в последние годы серия Battlefield успешно конкурирует только сама с собой. Две тысячи шестой не стал исключением — на смену Battlefield 2 пришел Battlefield 2142, который тут же прочно утвердился на троне сетевых боевиков.

И хотя изменения в нем по сравнению с прошлой частью — сплошь косметические, новую планку качества этот проект взять сумел. Игровой процесс сильно прибавил в динамике, особенно в новом режиме «Титан». Баланс между классами персонажей стал почти совершенным — на смену десяти узкоспециализированным бойцам пришли всего четверо, зато с вариантами развития. Теперь игра за того же инженера вовсе не означает, что вам придется бегать по полю боя с одним лишь гаечным ключом наперевес да подтягивать гайки на броне подбитой техники. Смените инструмент на противотанковое ружье, и пусть вражеские машины вас боятся.

Автопарк тоже претерпел изменения в полном соответствии с новым местом и временем действия — футуристические летающие танки и шагающие роботы позволили разработчикам забыть о реализме и бросить все силы на балансировку сил. В результате стало очень сложно вычислить, какое же все-таки оружие правит на поле боя, — и пехота, и техника оказались равны по силе и значимости.

А в итоге перед нами — новый король сетевых боевиков. Пусть Battlefield 2142 и не лишен недостатков — например, мы так и не дождались даже частичной разрушаемости окружения, — но все же это еще один шаг к идеалу.

Второе место: Splinter Cell: Double Agent

53KB

Серия Splinter Cell совершила качественный скачок вперед — наконец-то в ней появилось такое понятие, как «нелинейность прохождения». Пусть главную интригу сюжета разработчики раскрыли еще до выхода игры, постоянно возникающий перед игроком моральный выбор — на чью сторону встать — с лихвой окупает предсказуемость дальнейших действий.

Не хотите убивать агента ЦРУ? А придется, иначе мафия заподозрит вас в двойной игре и поспешит уничтожить. Однако забыть про человечность, четко выполняя все приказы злодеев, тоже нельзя, иначе с кривой дорожки преступника вам уже не сойти. Остается аккуратно балансировать между двумя крайностями, выискивая способы выкрутиться из ситуации с минимальными потерями. А это далеко не всегда так просто, как может показаться.

Ну и конечно, четвертая часть похождений Сэма Фишера сохранила фирменный геймплей, заставляющий задерживать дыхание самого игрока, сидящего дома за компьютером, — чтоб не услышал противник. Подкрадывание в тени, взлом замков, а также новые удачные находки вроде затаскивания нерасторопного вражины под лед не позволяют отрываться от монитора вплоть до финального видеоролика. А каким именно он будет — решать только вам.

Третье место: Call of Juarez

72KB

Эта игра оказалась полнейшей неожиданностью для всех, кто имел неосторожность ее запустить. От разработчиков среднего во всех отношениях (кроме невероятной меткости противников) Chrome сложно было ожидать чего-то из ряда вон выходящего.

И вдруг — великолепный боевик от первого лица с захватывающим сюжетом и не самой банальной возможностью играть сразу за обе стороны конфликта. В одной миссии мы помогаем перепуганному парнишке Билли Кэндлу сбежать с места преступления, которого он не совершал. В другой — гонимся за самим собой в лице агрессивно настроенного преподобного Рея, твердо уверенного, что именно Билли убил его родного брата.

Стиль игры за обоих персонажей отличается так же сильно, как и их мотивация. Слабый здоровьем Кэндл выбирает тихое перемещение в тенях и кнут в качестве оружия — и то лишь от безысходности. Святой отец же предпочитает устраивать кровавую баню, уничтожая всех, кто имел неосторожность загородить ему дорогу.

Чего в Call of Juarez уж точно нет, так это однообразия. Калейдоскоп событий захватывает играющего с первой же минуты, массовые перестрелки сменяются напряженным stealth, а происходит все это в отлично прорисованном и детализированном мире, в существование которого очень хочется поверить. Индустрия нечасто преподносит игрокам столь приятные сюрпризы.

Гонки года

Если бы игроков опросили под Новый 2006 год, какая из ожидающихся игр станет «Гонками года» — вероятно, большинство назвало бы Need for Speed: Carbon. Разве что суеверные граждане, знающие, что с четными играми у серии NFS обычно «не задается», назвали бы что-то другое. Как ни странно, суеверные оказались бы правы.

В итоге на нашем сегодняшнем пьедестале NFS нет вообще: Carbon была бы хороша, если б не ее многочисленные предшественники. Она не в силах потеснить Most Wanted, а игры, которые не могут совладать со своими предшественниками в серии, в «играх года» не оказываются.

Первое место: FlatOut 2

120KB

Поскрипывая на поворотах, гоночный жанр уверенно несется к некоей точке Х в отдаленном будущем: там назначена встреча с боевиками. Тенденции нашего времени — интерактивное окружение, совершенная игровая физика — ведут к идее не столько соревноваться, сколько сражаться за первое место. В самом буквальном смысле.

Впереди всех на этом пути — сравнительно новая серия FlatOut. И если первая игра под этим именем была пусть очень удачным, но экспериментом, вторая значительно приблизилась к совершенству.

Как ни странно, при этом она сделала большой шаг к идеалам Need for Speed: аркадность происходящего резко возросла. Однако роль игровой физики почему-то не только не снизилась, но даже в чем-то выросла. Такие парадоксы встречаются только у очень талантливых игр.

Довершают картинку обширный автопарк с разными классами автомобилей, существенно похорошевший движок и отличное ощущение безумной гонки.

Второе место: TrackMania Nations

51KB

Второе место — бесплатной игре? Бывает ли такое?

TrackMania Nations стала бесплатной не от невозможности ее продать и не из щедрости разработчиков. Это — заявка на звание ведущей киберспортивной дисциплины в области гонок, и заявка эта многими принята.

Трудно указать один ключевой факт, который привел игру на пьедестал, — в ней все сделано на «отлично». Графика — одна из лучших в своем роде, звук — почти безупречный, блестящая динамика сочетается со спортивностью и тактикой. И конечно, великолепный мультиплеер.

Третье место: Auto Assault

39KB

Виртуальные миры становятся все разнообразнее. Герой уже не ограничивает себя мечом или бластером — он пересаживается то на космолет, то на пиратский бриг, а теперь вот — на автомобиль.

Идея эта обладает огромным потенциалом. Но Auto Assault приходится искать путь на ощупь, а ее конкуренты между тем — развитые виртуальные миры классического типа, с сотнями тысяч, если не миллионами, подписчиков.

Auto Assault получила свое третье место за то, что проторила путь, по которому со временем, скорее всего, пойдут многие — и скажут первопроходцам большое спасибо за идеи и за указание проблем, которые следует обходить. Это изящно задуманная и красиво реализованная игра, но ей очень трудно выжить в жестоком мире.

Симулятор года

Распределять по пьедесталу симуляторы традиционно непросто: в одном из них летают над облаками, в другом — движутся к звездам, в третьем — погружаются в пучину... Но 2006 год принес вполне однозначный результат.

Первое место: Microsoft Flight Simulator X

67KB

Казалось бы, что кардинального можно сотворить с мирным летным симулятором? Оказалось — очень многое. Например, ввести систему заданий; ведь не секрет, что в MSFS многим не хватало цели, поставленной свыше. Просто летать — это для фанатов, но теперь MSFS покрывает гораздо большую аудиторию.

Даже если бы миссии сделали просто «для галочки», это было бы уже немалым шагом, но они еще и блистательно реализованы. Мирный труд пилота вдруг обернулся целым романом — ничего при этом не потеряв в той части, которой по заслугам гордилась серия MSFS раньше.

А графика? Поверхность земли дана с разрешением в один метр. Подобной четкости в жанре не то что не видывали — ее даже представить себе было сложновато! И хотя на самом-то деле движок писался под DirectX 10, который к моменту выхода игры еще не увидел свет, придраться практически не к чему.

Перед нами настоящая игра-победитель — игра, раздвинувшая границы жанра и указавшая новые горизонты. К вопросу о горизонтах: движок, между прочим, поддерживает разрешение текстур поверхности в 7 сантиметров. Так что будущий MSFS имеет все шансы затмить «Десятку».

Второе место: Завтра война

83KB

Серебряный призер в этой номинации также выкладывает в качестве главного козыря сюжет. Впрочем, сюрпризом это не было: сценарий игры писался при непосредственном участии писательского дуэта, известного как А. Зорич. Но порадовал подход к делу: вместо «игровизации» книжного действия разработчики представили нам совершенно другую историю, с другим героем, пути которого, однако, не раз пересекутся с персонажами книги.

Как космический симулятор «Завтра война» может похвастаться редчайшим достоинством: свободным входом в атмосферу планеты и приземлением в любом месте. Ни серия Х, ни менее маститые конкуренты в наши дни не пытаются реализовывать нечто подобное.

Третье место: Blazing Angels: Squadrons of World War II

43KB

«Мы хотим летать!» — игроки дергают разработчиков за рукав, требуя обратить на них внимание. «Хотите — так учитесь!» — ехидно усмехаются разработчики.

Жанр летных симуляторов никто не назовет общедоступным: чего стоит одна только посадка самолета по всем правилам... И таким положением дел очень довольны, так сказать, симуляторщики-профессионалы. Ну а простым смертным остается ждать, когда над ними сжалятся и выпустят Blazing Angels.

Пожалуй, главная заслуга игры — выверенный по сложности игровой процесс. Миссии держат игрока в напряжении от начала до конца, дают полюбоваться «голливудскими» сценами и не заставляют его при этом осваивать аэродинамику и назначение всех авиационных деталей. Эту игру можно порекомендовать всем как мостик от аркад к настоящей игровой авиации.

Глобальная стратегия года

Для глобальных стратегий год был удачен: проявили себя почти все ветви жанра; разве что Paradox не поучаствовал в борьбе за приз, отложив торжественный выход Europa Universalis на 2007 год.

Первое место: Galactic Civilizations 2: Dread Lords

22KB

Galactic Civilizations выросла из сидмейеровской «Цивилизации» и из Master of Orion, но далеко ушла от предшественников. Она намного динамичнее: вы не будете, как в МОО, «пропускать 20 ходов». В ней сильнее различаются пути развития. И если GC II в чем-то серьезно проигрывает «Цивилизации», то только в обучении: в игре слишком трудно разобраться. Это, по большому счету, единственный ее недостаток.

Позаимствованная у Master of Orion возможность создавать свои дизайны кораблей украшена маленькой, но очень симпатичной подробностью: правом декорировать корабли по своему вкусу. Чертовски приятно придать своей армаде уникальный, ни на кого не похожий вид.

Отличия от первой части? Да, знаете, скромные такие. Третье измерение!

Второе место: Medieval II: Total War

75KB

Medieval II — это игра-эпос, созидание истории своими руками. И пусть здесь нет гибкости и богатства стратегических возможностей «Цивилизации» или Europa Universalis — зато вы лично присутствуете при падении вражеской столицы или крахе крестового похода.

Хотя Total War — безусловно, глобально-стратегическая серия, главный ее козырь в тактическом режиме. И он в Medieval II чрезвычайно похорошел внешне и обзавелся — наконец-то! — достойным ИИ.

До первого места Medieval II не хватило, по большому счету, продуманных решений в стратегической части и игрового баланса. На этой основе можно было бы добиться большего.

Третье место: Defcon

47KB

Большинство глобальных стратегий требуют от игрока: «Развивайся лучше, чем противник». Не то — в Defcon. Вместо созидательных устремлений — предельно циничное: «Перебей вражеское население быстрее, чем враги перебьют твое».

Никаких ресурсов, строительства и прочих будничных забот. Defcon — игра в стратегические хитрости, в разгадку планов врага. Мало где разведка играет такую роль, как здесь: информация — главное оружие в ядерном конфликте. Ложные атаки и тайная концентрация сил, выжидание и напор — вот с чем приходится иметь дело в этой игре.

Оригинальности Defcon не занимать, но увы, должного разнообразия партий не получается из-за скудного набора средств для победы. Defcon — это заявка нового направления в стратегиях; разовьют его другие.

RTS года

Жанр RTS, как всегда, плодовит. Но среди пестрого изобилия не так уж много игр, претендующих на звание RTS года. В этом жанре редко отваживаются совершить что-то по-настоящему новое...

Первое место: Company of Heroes

55KB

Оставим в стороне восторги по поводу графики — их черед еще придет. Company of Heroes интересна тем, что все в ней подчинено боевым задачам, поставленным командованием. Война ведется не на уничтожение противника — кому это нужно? — а на захват ключевых точек, и он же определяет прибытие к вам дополнительных сил. Конечно, это развитие идей Dawn of War, сделанной теми же разработчиками; но какое творческое развитие!

А опыт не только бойцам, но и командиру, то есть вам лично? А отлично проработанные миссии? А графика... впрочем, с ней мы обещали повременить.

Второе место: Герои уничтоженных империй

120KB

Эксперименты над смешением жанров не так уж часто дают достойный результат; чаще всего один из жанров просто тонет в другом. Киевским разработчикам удалось сделать игру, где ролевой и RTS-режим находятся в равноправном положении: хотите — стройте базу, хотите — воюйте собственным мечом, как в достославном Diablo. Интереса добавляют нейтральные расы, с которыми можно по-разному строить взаимоотношения.

Оригинальная идея поселилась в окружении разнообразных и качественно проработанных рас и продуманного мира, к тому же очень красиво, пусть и не технологично отрисованного. Сомнения вызывает только игровой баланс — но при таком замахе это неудивительно, а недочеты баланса может поправить и патч.

Третье место: Battle for Middle-Earth II

48KB

Когда-то чистопородная «игра по фильму» с акцентом на кинематографичные сцены решила попробовать себя в новом амплуа. Новая стратегия по «Властелину колец» сменила подход к игровому действию, и хотя нововведение понравилось не всем, именно оно позволило ей претендовать на призовое место.

Добавленный стратегический режим только на первый взгляд похож на Total War: на деле это — динамическая кампания, структуру которой определяете вы сами. Хотя, не скроем, двигать армии по карте Средиземья для многих соблазнительно, и такой возможности нам раньше не давали.

Акцент в бою от обычной строительной схемы сместился в сторону накопления спецспособностей и своевременного их применения; козыри из рукава способны обратить поражение в победу, но их очень легко потратить впустую.

Экономическая игра года

Далеко не каждый год накапливается достаточно экономических игр, чтобы создавать для них отдельную номинацию. 95% представителей этого жанра — всевозможные «магнаты» закусочных, кегельбанов или чулочно-носочной промышленности, похожие друг на друга, словно две игры серии FIFA. В 2006-м году, однако, «менеджеры» уродились на славу!

Первое место: Caesar IV

111KB

Кто бы мог предположить года три назад, что нас будет ожидать бум... игр в строительство Рима? Долгие годы Caesar практически в одиночку разрабатывал эту тему, а тут вдруг разгорелась нешуточная борьба.

И все же под натиском конкурентов «Цезарю» удалось доказать, что он по-прежнему первый в Риме. Он вооружен идеальным балансом и может похвастаться лучшей на сегодняшний день демонстрацией мирной жизни горожан. А для тех, кто считает градостроительство слишком монотонным занятием, подготовлена серия необычных сценариев.

Здесь нет ничего лишнего, и все на своем месте. Во все хочется безоглядно поверить. И только самую малость что-то свербит: Юпитер всемогущий, куда же подевались рабы?

Второе место: The Guild 2

43KB

Жанровая принадлежность The Guild неочевидна: мы начинаем как одинокий персонаж, постепенно зарабатываем влияние, деньги, семью, потом рвемся к власти... Но поскольку происходит все это в ганзейском торговом городе, в конечном счете The Guild 2 — экономическая игра.

Место на пьедестале она заслужила хотя бы уже тем, что игровой процесс не похож ни на одного из конкурентов, а к власти ведут самые разнообразные пути. Здесь как нигде более показана гибкость такого инструмента, как деньги. А кое-кто еще считает, будто бы для купца накопление золота — самоцель...

Почему не первое место? Тhe Guild 2 тянут вниз мелкие недоделки и недочеты. От графики до «вырезанных» в последний момент кусочков игры. Если бы не это, она — как знать? — могла бы претендовать даже на «Игру года».

Третье место: Settlers 2: 10th Anniversary

116KB

Если после пятой части игры вдруг внезапно выходит вторая — это значит, что либо у разработчиков случилось в голове переполнение целочисленной переменной, либо вторая часть была безусловным шедевром. У нас — второй случай.

Это просто старая игра в новых декорациях. Не более того. Поэтому и только поэтому на место выше третьего она претендовать не может. Но классика оказалась на поверку все такой же неувядающей, и выход «обновления» оказался исключительно своевременным. Почаще бы так!

Квест года

В 2006 году появилось немало ярких квестов, но ни один из них, как ни странно, не претендует на звание «совершенства». В таких условиях выбор был для нас совсем непростым...

Первое место: Dreamfall: The Longest Journey

113KB

Когда-то с The Longest Journey — первой части этой игры — началось возрождение жанра. На этот раз борьба за трон была для TLJ не из легких.

Главное в Dreamfall — блистательный сюжет. Который трогает до глубины души, изумляет и заставляет задуматься. Великолепные диалоги становятся еще сильнее благодаря актерской игре. Dreamfall держит в напряжении от начала и до конца. Впрочем... конца-то как раз и нет. История заканчивается, так сказать, на запятой.

Разработчики предприняли смелый и очень правильный ход: решились наконец-то избавить игру от тяжкого наследия Myst, сиречь головоломок. Увлекательной истории они — только помеха! Чем заменить это устаревшее занятие? Хм... почему бы не позаимствовать опыт Quest for Glory и не ввести сражения и stealth-элементы?

В упрек Dreamfall можно поставить только то, что новые элементы геймплея не отшлифованы с тем же блеском, что сюжет. А еще — что мы теперь невесть сколько лет обречены ждать завершения истории!

Второе место: Broken Sword 4: The Angel of Death

97KB

Если бы так, как сделан BS 4, сделали боевик — он бы с ходу стал боевиком года. Недостатки придется выискивать с увеличительным стеклом.

Эта игра напоминает чемпиона, в сотый раз проделывающего свой фирменный тройной прыжок. Диалоги все на том же уровне, графика все так же хороша, история все такая же... И вот только за то, что и история — тоже все такая же, BS 4 не сможет получить первого места. Эта игра радует, но — не трогает. О тамплиерах мы, право слово, уже узнали все, что боялись спросить.

Третье место: Paradise

71KB

В Paradise всюду чувствуется рука мастера — талантливейшего художника и сценариста Бенуа Сокаля. Причудливый мир, обаятельный, таинственный и страшноватый, яркие персонажи — и среди всего этого главная героиня, пытающаяся отыскать свой путь неведомо куда.

И все же на каждое достоинство игры находится свой недостаток. Яркие персонажи? Некоторые — безусловно; другие же будто назло всему миру поражают нелогичностью и несуразностью поступков. Тайны сюжета тонут в невнятной концовке. Дивные картины мира подпорчены аниматором.

Paradise — шедевр, не получивший должной реализации. Им можно проникнуться глубоко и серьезно, но до первого места недостает слишком многого.

Ролевая игра года

После тягостного затишья 2005 года нас ожидал всплеск. Продолжениями обзавелись сразу три громких проекта; кроме того, появилось несколько новых претендентов.

Увы, одно из продолжений — Gothic III — вынуждено было удовольствоваться местом в ложе зрителей. Рухнувший баланс, несколько неразумных решений в области геймплея и тупоумие компьютерных персонажей, к счастью, не убили игру, но лишили ее всяких шансов на призовое место. А вот двое других...

Первое место: Neverwinter Nights 2

37KB

NWN 2 намного превзошла первую часть — и в отношении сюжета, и в возможности командовать группой, и, само собой, в графике. Великолепна команда спутников; ее постоянные споры по любому поводу — не просто украшение игры, но важнейшая ее часть, которая непременно сыграет свою роль в концовке. Достойна всяческого уважения возможность отстраивать собственный замок — творческое заимствование из Baldur’s Gate. Оттуда же появилась и любовная линия — правда, она уступает BG II.

Отметить можно еще многое: конкурирующие команды героев, блистательную сцену суда, а также то, что прошлые действия регулярно напоминают о себе. Это всегда было признаком класса в ролевом жанре.

И совсем уж безусловным шедевром делает игру редактор сценариев — и в первой части он был великолепен (сотни модулей к игре тому лучшее доказательство), а сейчас обзавелся многими новыми достоинствами.

Хотя поначалу NWN 2 шокировала колоссальными багами, почти что несовместимыми с жизнью, патчи быстро поправили дело — и теперь в вопросе о ролевой игре года у редакции нет ни малейших сомнений.

Второе место: The Elder Scrolls IV: Oblivion

131KB

The Elder Scrolls верны себе: колоссальный мир, в котором можно просто жить, не думая об основном сюжете, блистательная графика, волшебные пейзажи. Причудливая паутина сюжета опирается на множество заданий, тайн и секретов; где, как не здесь, стоит внимательно прислушиваться к болтовне NPC? Количеством шуток игра может поспорить с World of Warcraft, а по части хитростей у нее и вовсе нет равных. Компьютерные персонажи живут своей жизнью, а не просто слоняются по улицам; и пусть порой в их поведении проглядывает несуразность, у конкурентов и такого нет и не предвидится!

Что же не пустило Oblivion на первое место? Как ни странно — игровая механика. Неведомый негодяй подсунул разработчикам идею, что все монстры и другие персонажи должны расти в «крутости» пропорционально росту игрока, и то же должна проделывать добыча с монстров, вещи в сундуках и так далее. Абсурдность этой идеи настолько очевидна, что трудно даже поверить, что выдающиеся профессионалы могли своей рукой внести ее в игру.

Третье место: Titan Quest

80KB

Трон Diablo оспаривают каждый год. Старичку уже шесть лет, а он все еще цепляется скрюченными пальцами за подлокотники. В 2004-м его едва не столкнул Sacred, а вот в 2006-м старому злодею пришлось, похоже, малость потесниться.

Не стоит ждать от Titan Quest пленительного сюжета и судьбоносных решений игрока. Эта игра, как и все представители ее поджанра, ближе к боевикам, и лишь традиция заставляет нас рассматривать игру в этом разделе. Titan Quest — игра об избиении монстров, и с этой задачей она справляется отменно. На зависть многим.

Онлайновая ролевая игра года

Увы, комплект наград в этой номинации остался неразыгранным. Кто-то не добежал до финиша, испугавшись конкуренции со всемогущим World of Warcraft, кто-то решил переждать до 2007 года, кто-то просто не оправдал ожиданий. Dungeons & Dragons Online на поверку оказалась занятием на пару недель — для MMORPG это просто смешно, а другие проявили себя и того хуже. Приз остается в редакции.

Детская игра года

Этой номинации еще год назад у нас не было; наш журнал только недавно освоился в области детских игр. Отрадно сообщить, что и здесь оказалось немало претендентов на призы.

Первое место: Танита, или Морское приключение

62KB

Хорошую детскую игру любят дети, а превосходную — еще и взрослые! «Танита» запросто могла бы сразиться за звание лучшего квеста года, но мы решили проявить джентльменство и не отбирать у детей то, что им по праву принадлежит.

Мир очаровательного, почти кэрролловского абсурда, воплощенный в пластилине и оригинальном звуке, — это безусловно лучший российский квест от «Братьев-Пилотов» до наших дней и пример всем разработчикам, как надо делать игры для детей и всех остальных.

Второе место: Рога и копыта

Когда в один прекрасный день разработчику предложили сделать игру по мультфильму, он, вопреки всем традициям, не стал гонять героев мультика по обычной аркаде, а постарался оживить в игре целый мир. Получилась уже не аркада, а — по принятой у нас классификации — эпическая игра. Задания так разнообразны, что их хватило бы на десяток «типичных игр по мультфильму».

Коровы катаются на велосипеде, ловят енотов, доставляют посылки и пуляются молоком из вымени. Коровы развлекают, смешат и заставляют подумать. Хочется надеяться, что в дальнейшем «лицензионные» детские игры будут выглядеть примерно так.

Третье место: Мои любимцы

54KB

Игру в «Доктора Айболита» детям еще никто не предлагал, хотя сама идея витает в воздухе. Реализация оказалась блестящей: «Мои любимцы» — полноценный имитатор ветеринарной лечебницы. Игроку предлагают понемногу разбираться в проблемах зверюшек и учиться их лечить. Игра познавательная, интересная, добрая и, за что отдельное спасибо, безо всякого сюсюканья. Если бы у нас была отдельная номинация «Лучшая познавательная игра» — это был бы однозначный победитель.

Дополнение года

Дополнения принято оценивать не совсем так, как игры: ведь даже посредственная добавка к отличной игре все равно имеет смысл, а самое замечательное дополнение часто бессильно исправить недостатки исходного продукта. Но есть и такие дополнения, которые сами по себе отдельные игры...

Первое место: Chaos League: Sudden Death

59KB

И это дополнение — настолько глобальное, что мы даже перенесли его в разряд самостоятельных игр. В самом деле, помимо трех добавленных рас, пересмотрены правила, улучшен баланс, и даже графический движок сильно похорошел!

Если базовая версия «Лиги Хаоса» была одной из самых оригинальных игр нашего времени, но недочеты мешали получить полное удовольствие — то Sudden Death довела замысел практически до совершенства.

Спортивный симулятор в фэнтези-мире, где конфликты на поле разрешаются мечами и магией — такие игры не увидишь каждый год. А идеальные дополнения встречаются едва ли не реже...

Второе место: Warhammer 40000: Dawn of War  Dark Crusade

55KB

Две новых расы, в том числе долгожданные некроны? Чепуха! Главное, что позволило этой игре вырваться на пьедестал, — новый стратегический режим.

Забавно: намеки на такой режим были еще в Dune 2, с которой начались современные RTS. А вот серьезной реализацией (если не считать Total War, где идея все же немного другая) занялись только лишь в этом году. В Relic работают щедрые люди — им не жаль тратить ход такого масштаба на дополнение!

Третье место: День Победы 2: Новая война

88KB

И снова — кто бы осудил разработчиков, если бы они ограничились продолжением стратегии о Второй Мировой в более поздний период, времена Холодной войны, Карибского кризиса и освобождения колоний?

Но нет! Дополнение вводит совершенно новый механизм — разведки и шпионажа, и тут же намертво вплетает его в ткань игры. В самом деле, как война в середине ХХ века может обходиться без борьбы разведок? А тем, кто жаловался на необходимость постоянного «микроменеджмента», презентована отличная система автоматизации действий — и, что приятнее всего, работает она разумно. В довершение ко всему дополнение лечит проблемы баланса и интерфейса,

Конечно, за отдельную игру, как первые два призера, «Новую войну» принять нельзя — и все же это достойный образец того, как стоит делать дополнения.

Графика года

В этой номинации традиционно много кандидатов. Поразить нас графикой старается чуть ли не каждая игра. Но если обычно всех расталкивают прикладами боевики, то на этот раз action-играм пришлось выдержать отчаянную борьбу.

Первое место: Company of Heroes

32KB

Глядя на скриншоты и видеоролики из Company of Heroes, гораздо проще поверить, что перед нами не стратегия в реальном времени, а какой-то масштабный боевик. Ведь обычно именно в этом жанре среди разработчиков происходят соревнования в графических достижениях. Ну, или что это просто заранее записанный видеоролик, к игре имеющий далекое отношение.

Но нет, наши глаза не врут, и разработчики из Ritual Entertainment действительно создали самую зрелищную стратегию в истории человечества. Прекрасная детализация техники и солдат, интерактивное окружение и зрелищные спецэффекты заставляют раз за разом приближать камеру к земле, забывая о командовании войсками. Созерцание клубящейся под гусеницами танков пыли, вспышек выстрелов и весело разлетающихся от взрывов ошметков доставляет ничуть не меньшее удовольствие, чем сам игровой процесс.

И при этом — все предельно реалистично и как-то невероятно по-настоящему. Никакой красочной феерии — холодное очарование правильной войны. Злой и страшной, но по-своему завораживающей и притягательной.

Второе место: The Elder Scrolls IV: Oblivion

88KB

Расхожее мнение, что для ролевых игр графическое оформление — не главное, в очередной раз опровергают разработчики из Bethesda. Вернее, оно, может, и не самое важное для них, но если интересный сюжет, огромный живой мир и сбалансированную ролевую систему сдобрить еще и красивой картинкой, очарованию игры будет нечего противопоставить.

Четвертая часть линейки The Elder Scrolls как раз и обладает всеми перечисленными достоинствами. Несмотря на то, что графика в ней все же немного мультяшная, сочные цвета и яркие спецэффекты создают невероятный эффект погружения. Вдобавок аккуратные модели персонажей и тщательно детализированные лица NPC с реалистичной мимикой больше не позволяют относиться к обитателям Тамриэля как к справочным автоматам на ножках.

Отдельное мини гран-при достается Oblivion за красоту пейзажей. Здешним густым лесам и лугам с колышущейся от ветра травой, озерам и морским закатам еще долгие годы будут завидовать разработчики других игр.

Третье место: Battlefield 2142

65KB

Было б странно, если б в рейтинге графических достижений не появилось ни одного боевика. Но как раз сейчас в этой области царит некоторое затишье — первые игры на движке Unreal 3 только-только начинают появляться в продаже, а иные технологии нового поколения пока не спешат являть себя миру.

И все же Battlefield оказался на доске почета. За что? По большому счету за то, что взятый из прошлой части движок был отполирован чуть ли не до зеркального блеска, и к графическому оформлению игры никак не получается придраться. Единственная маленькая претензия — текстуры небольших по нынешним временам разрешений, что заметно только при ближайшем рассмотрении. В остальном же — полностью адекватная игровому процессу картинка, демонстрирующая поле боя во всей своей суровой красе.

Музыка

Gothic 3

111KB

Об успехе или неуспехе третьей части «Готики» можно спорить до боли в горле, отстаивая свою точку зрения. Кто-то будет страшно ругать сырость игрового процесса и зияющие дыры в сюжете, другой возразит, что уникальная атмосфера, свобода действий и огромный мир полностью компенсируют эти недостатки.

Но как минимум в одном вопросе они сойдутся безоговорочно. Музыкальное сопровождение «Готики 3» — гениально.

Ласкающие самый утонченный слух инструментальные мелодии будут вашим постоянным спутником при исследовании Миртаны и ее окрестностей. Настолько вдохновенной и подходящей для путешествий по бескрайним просторам музыки не было, пожалуй, еще нигде. Композиции к игре написал Кай Розенкранц, однако для их исполнения пришлось привлечь и симфонический оркестр Бохума, и хор Пражской филармонии, и даже японских тайко-барабанщиков из ансамбля GOCOO. Саундтрек «Готики 3» отъел львиную долю бюджета. С одной стороны жаль, ведь те же деньги могли быть пущены на устранение недостатков проекта. С другой — разве слушали бы мы тогда эту музыку, близкую к божественной?

Звук

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

40KB

Звуковое сопровождение для ужасов обычно куда важнее внешнего вида проекта. Все равно игры этого жанра большей частью темные, и мелких деталей на экране разглядеть не удастся. Да и привык современный игрок уже ко всяким зрелищам — никакими литрами крови и кусачими монстрами его не напугать. Скорее наоборот — рассмешить да привести в неописуемый восторг от пересчитывания зубов в раззявленной пасти.

А вот звук — это совсем иное дело. В умелых руках это, пожалуй, самый удачный инструмент для нагнетания страха и создания тягучей, давящей атмосферы, заставляющей постоянно ожидать опасности из ниоткуда. Чтобы когда эта опасность все-таки покажется, игрок вздрагивал от неожиданности, а не хладнокровно выпускал по ее адресу веер крупнокалиберных пуль.

На счастье тех, кто решил ознакомиться с Call of Cthulhu, у разработчиков игры оказались правильные руки.

Загадочные шорохи, бульканье и собственное сердцебиение будет преследовать Джека Уолтерса — а с ним и игрока — всю дорогу к разгадке тайн культа Дагона. Потусторонние звуки не раз заставят шевелиться волосы на затылке, особенно если играть ночью и при наличии хорошей акустической системы. Особенно если чьи-то тяжелые шаги, оборвав воцарившуюся после ожесточенной перестрелки зловещую тишину, неожиданно раздадутся у вас за спиной...

Игра года

125KB

И наконец мы переходим к главной номинации — лучшей игре 2006 года по версии ЛКИ.

Рассмотрев еще раз весь внушительный список проектов 2006 года, мы убедились, что настоящих претендентов на это звание — всего-навсего два.

Что интересно, обе игры получили у нас поначалу не слишком высокий рейтинг, но были при этом награждены «Короной». Виной тому — суровый график, побудивший выпустить откровенно сырые версии. Первые дни их существования омрачал внушительный набор багов и недоделок; в то время мы не могли не снизить за это рейтинг, но сейчас, когда обе игры сделались наконец такими, как их задумывали авторы, мы прямо признаем: они — лучшее, что выпустила игровая индустрия за этот год.

Претендент номер один: Heroes of Might & Magic V. Триумфальное возвращение самой популярной в нашей стране стратегической серии можно считать окончательно совершившимся с выходом «Владык Севера». Старый геймплей на новый лад, семь совершенно непохожих друг на друга рас, небывалого размаха «ролевая система» для героев, запоминающиеся персонажи (пусть порой и со странным текстом), и, конечно, ослепительная графика.

57KB

Претендент номер два: Neverwinter Nights 2. И снова возвращение традиций — на этот раз традиций не только непосредственного предка, но и звездной серии Baldur’s Gate. Спаяв вместе ярких персонажей с собственными интересами — и несравненный редактор миссий, авторы получили игру, которая с легкостью одержала победу в своем жанре, несмотря на двоих столь же маститых конкурентов.

Достоинства обеих игр велики; как насчет недостатков?

Heroes of Might & Magic V можно поставить в вину качество диалогов (особенно почему-то по-русски) и затянутые миссии:с многократным обеганием карты. Однако это касается лишь кампании — в отдельных картах недостатки не видны.

Neverwinter Nights 2 — во многом переупрощенную небоевую часть действия и не слишком блистательный движок.

Именно это и определило наш выбор. Обе игры великолепны, но от воображаемой черты, за которой — полное совершенство, NWN 2 отделяет на шаг больше.


* * *

Итак, по итогам 2006 года журнал «Лучшие компьютерные игры» объявляет:

Лучшей игрой признана Heroes of Might & Magic V (c дополнением «Владыки Севера»).

Серебряный приз достается Neverwinter Nights 2.

Наши поздравления победителям!



Назад