КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№1 (14) январь 2003
вид для печати

Europa Universalis II
Борьба за колонии

Жанр:
Издатель:
Paradox Entertainment, Strategy First
Системные требования:
P233, 64Mb (P2-450, 128Mb)
Сетевые режимы:
до 8 игроков по TCP/IP

Вошь, оно, конечно, что ж?

Вошь, оно неплохо тож,

Но на энтой насекомой

Далеко не уплывешь!

Л.Филатов



Эпоха, охваченная «Европой» - это эпоха великих географических открытий, завоеваний дальних земель и колониальной борьбы. И неудивительно, что успех в этой борьбе - немаловажная составляющая победы.

В принципе, вовсе необязательно самолично плавать в неизведанные воды. Вполне можно прожить, ограничивая свои интересы ближайшими территориями. Кое-кто даже утверждает, что странам, у которых исторически не было никаких достижений в колониальной гонке - например, Польше, Византии или Персии - нельзя добиться в ней успеха. И вот тут-то мы этих скептиков и поправим!

Какие бывают колонии?

Все колонии можно поделить на три большие группы. Во-первых, малопригодные к заселению земли, на которых добываются ценные ресурсы: сахар, слоновая кость, рабы и так далее. Во-вторых, свободные территории, пригодные для заселения. Наконец - владения местных царьков, организованные в государства, которые только и ждут, когда к ним придут европейские просветители с аркебузами наперевес.

Конечно, деление на пригодные и непригодные к колонизации земли - условно. Но, как правило, тропические области колонизировать намного труднее, чем районы умеренного пояса. И потому типовое решение - в большинстве тропических областей ограничиваться торговыми постами. Они используют местные ресурсы даже эффективнее колоний.

Преимущество захвата местных держав - в том, что вы получаете сразу работоспособную провинцию, с населением, поддержкой войск, возможно - портом, а через некоторое время сможете производить в ней войска. Но есть у этого пути и недостатки: аборигены уже обладают своей культурой и религией, как правило - ничего общего с вашими они не имеют, и за это вы поплатитесь. Долей от валового местного продукта. Эффективность хозяйства будет ниже. Особенно это обидно видеть в какой-нибудь золотоносной местности: ведь золотые шахты по-прежнему исправно влияют на инфляцию, а живых денег вы не получаете! Конечно, можно засылать миссионеров, но этот путь долог и требует изрядных капиталовложений.

Нельзя игнорировать торговые посты. Они - гарантия нашего научного прогресса, и при правильном использовании эффективнее купцов. К тому же не требуют постоянной денежной подпитки. Их надо ставить на дефицитных ресурсах, которыми бедна Европа: табак, сахар, хлопок, слоновая кость, рабы, король всех ресурсов - фарфор, на худой конец - меха и корабельный лес. Не имеет смысла ставить их на золотых шахтах - там нужна колония. Если у вас мало колонистов, почти все они поначалу должны развивать торговые посты.

Если, допустим, нам досталась страна с богатыми мореплавательскими или землепроходческими традициями - Испания, Португалия, Англия, Россия, Франция - то мы можем себе позволить попривередничать. Нас тянет срочно завоевать всех ацтеков, инков и прочий Сенегал, но этого-то мы как раз делать и не будем. Не то нас постигнет тот же экономический крах, который в реальности раздавил Испанию. Инфляция вздует цены до небес, и мы с нашим золотом и постоянными колониальными бунтами будем выглядеть очень бледно. Напротив, постараемся захватить побольше незаселенных территорий, и тут уже можно порезвиться и насчет золотишка. В первую очередь разовьем пару колоний до состояния городов - дабы не таскать солдат через море. И только потом, уже при помощи местного ополчения, можно попробовать экспансию на аборигенов. Но осторожно. С остальными местными царьками дружите.

А вот у стран, которые получают путешественников раз в сто лет по чайной ложке, все совсем наоборот. Они должны хватать! Хватать, что плохо лежит! И в этом смысле завоевание туземных держав дает большую выгоду. Во-первых, достаточно один раз объявить ей войну, чтобы узнать всю ее территорию, во-вторых, после захвата мы узнаем о всех соседях павшего государства... Только надо иметь приличную стабильность: ничего, даже отдаленно напоминающего казус белли, у нас против несчастных негров, скорее всего, не будет.

Хуже всего лежат именно африканские державы. Хорошо всем этим испанцам гонять через Атлантику груженные солдатами транспорта; у них экспедицию ведет сам Колумб, усушка и утруска в пути минимальна. А у нас у штурвала стоит простой смертный, так что лучше плавать вдоль бережка. И первым делом обзавестись форпостами; во-первых, развить до колонии хотя бы одну-две провинции на пустынном северо-западном берегу Африки, во-вторых - по возможности - обзавестись дружественным портом по дороге.

(Например, вот как я это делал, играя за свою любимую Византию. В войне с Генуей аннексировал Корсику. Я отлично понимал, что не сумею ее удержать, и потому при первом же удобном случае дал ей независимость - в качестве моего вассала. Тем самым я получил надежную морскую базу почти на полпути к своим западноафриканским колониям - без необходимости ее защищать.)

Где карты, Билли?

Где взять карты неведомых земель?

Конечно, любой стране время от времени дается хоть какой-нибудь завалящий путешественник, но для настоящего завоевания фронтира этого маловато. Путешественников этих, как правило, хватает для быстрого хватания ближайших колоний - например, Африки. Но, к счастью, есть и другие методы расширения географических познаний.

Один из самых простых способов - пиратство. Если вы побеждаете чей-то флот, у вас есть неплохие шансы перехватить вражеские карты. Поэтому предприимчивый правитель посылает эскадру в изобилующую колониальными судами местность; одна из самых многообещающих - побережье Португалии, если бы еще не шторма, лучшего и желать не приходилось бы. Увидев, что рядом с вашими каперами проплывает какой-нибудь Васко да Магеллан, срочно объявляете войну и топите его корабли. Гарантий нет, но в случае успеха вы мгновенно получаете выигрышный билет в колониальной гонке. А если ваши владения достаточно далеко - отомстить вам получится не враз. Польша, например, или Россия могут очень неплохо защищать свои балтийские берега галерами, непригодными для океанских плаваний.

Работает и захват столицы врага, но это намного сложнее: для этой цели нужно забросить туда много, очень много войск, а противник может не дать вам шанса на это. Не говорю уж о том, что испанцы или англичане часто на момент начала гонки превосходят вас по уровню техники. Поэтому отбивать карты лучше не у них.

Золотым дном здесь оказывается Ближний Восток. Большинство держав неплохо знает, что их окружает (печальное исключение на момент начала кампании - Нубия, эти идиоты, видимо, ни разу не выглядывали за свой плетень). В азиатских странах произрастает ценнейший ресурс - фарфор, до которого очень долго никто не доберется. Конечной целью восточной экспансии обычно служат богатые земли Средней Азии. Но землепроходцев-конкистадоров у вас нет, и потому надо получать искомые сведения где-то еще. Идеальны государства мамелюков и держава Тимуридов: они очень слабы, но знают все, что нужно.

А вот на обмен картами не надейтесь. Соседи держатся за свои карты зубами и когтями, и вам все равно не добыть таким путем ничего стоящего.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
7.3
проголосовало человек: 88
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования