ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є9 (46) сент€брь 2005
вид дл€ печати

Colonization

∆анр:
»здатель:
MicroProse Software

„ерез три года после Civilization Microprose выпускает Colonization — игру, похожую оберткой, но совсем с другим содержимым. ¬ойны вне времени на полигоне «планета «емл€» сменились двум€ континентами и периодом в две-три сотни лет. ¬се достижени€ цивилизации к тому моменту доступны изначально — это два с лишним дес€тка профессий колонистов, полтора дес€тка ресурсов, а число возможных зданий в колонии больше четырех дес€тков.   этому добавл€ютс€ отношени€ с другими державами, индейскими племенами и собственным сюзереном, которые забот€тс€ исключительно о своей выгоде. Ќауки нет, вместо нее — континентальный конгресс, где знаменитые исторические личности способствуют нашему процветанию. —ложно и запутанно? Ќичуть! Colonization проста и интуитивно пон€тна, даже со всей начинкой, достойной сложной экономической стратегии.

»так, в 1492 году наш монарх на аудиенции дает нам корабль, и с двум€ отр€дами колонистов и некоторым оснащением мы отправл€емс€ в плавание на запад, на поиски новых земель дл€ короны...

—оседи

 олонизаци€, скриншот, 121KB
ћагеллан и индейска€ принцесса ѕокахонтас заседают в конгрессе.

ѕервые, с кем предстоит встреча после крика впередсмотр€щего «¬ижу землю!» и высадки, — индейцы. Ћюди они добродушные до поры до времени и предлагают мир, дружбу и торговлю. ¬от только их очень беспокоит активна€ экспанси€ белых по континенту, и настроени€ в племенах склон€ютс€ к войне. ќсобенно нервирует местное население по€вление солдат вблизи от их лагерей и городов. –еакци€ на наше безобразие может быть различной, от разового рейда на поселение или отр€д вне города — в этом случае лучше просто забыть об инциденте, индейцы тут же принесут немного ресурсов в подарок, — и до войны. —глаживать неровности отношений просто — основывать христианские миссии в близлежащих индейских поселени€х и отправл€ть повозки с товарами в подарок вожд€м в столицу. “орговл€ тоже положительно сказываетс€. »ногда в знак дружбы между народами индейцы принос€т в поселение ресурсы, но могут попросить или потребовать что-то им отдать.

Ќесколько позже произойдет встреча с конкурентами-европейцами. ¬ дележе богатств Ќового —вета принимают активное участие четыре державы: јнгли€, ‘ранци€, »спани€ и Ќидерланды (играть можно за любую из них). ” каждой из них свои особенности, дающие определенные плюсы, и легкий намек на характер. јнгличане агрессивны и предпочитают обустраивать свои колонии. ¬ британских доках как кролики плод€тс€ эмигранты, желающие начать жизнь заново. —клонные к экспансии французы — мастера переговоров с коренным населением, индейцы более дружелюбно к ним относ€тс€. —олдаты под испанским флагом — полна€ противоположность французам, они успешнее несут мир и процветание в индейские деревни при помощи мушкетов. Ёта наци€ полностью ориентированна на войну. √олландцы — мастера торговли, колебани€ цен в доках будут дл€ них более благопри€тными. ќни более дружественны к другим европейцам и предпочитают отстраивать города, а не вооружать армии. Ќо даже в мирное врем€ это знатные диверсанты — в качестве жеста дружбы люб€т поставить на дороге свой отр€д и парализовать транспортные пути.

«а частоколом

 ак ни затерта фраза —талина, что «кадры решают все», но более правильного определени€ не подобрать. ќснова всего в игре — колонисты, которые живут и иногда размножаютс€ в городах, городках и поселках. ћногого им не нужно — народ в суровых услови€х стал настолько неприхотлив, что дл€ счасть€ достаточно только еды. «а это жители поселений упорно труд€тс€ на благо короны и правительство колоний, остальные занимаютс€ разведкой, войной и благоустройством территории.

 олонизаци€, скриншот, 154KB
„ас свободы пробил!

Ѕольша€ часть колонистов будет по€вл€тьс€ в доках метрополии раз в несколько лет. ѕроцесс найма можно ускорить, естественно — за золото, или просто приобрести необходимого специалиста. “олько качество у добровольных переселенцев в Ќовый —вет не блещет — в основном это чернорабочие, а то и вовсе каторжники. “олк от них будет только в пол€х и лесах, на сборе ресурсов, дл€ квалифицированного труда в поселении их знаний не хватит, и работать они будут с ощутимым штрафом. ≈ще один вариант — перевести этих личностей в полноценные члены общества, сделав их солдатами или миссионерами, последнее вообще бесплатно. ќстальные отр€ды, по€вл€ющиес€ в доках, — обычные свободные колонисты, не имеющие ни плюсов, ни минусов, и профессионалы, дающие хороший прирост производства ресурса или товара. »зредка в городах будет происходить прирост населени€ — будут по€вл€тьс€ новые свободные колонисты.

ѕосле основани€ миссий в индейских поселках иногда в города на посто€нное жительство будут приходить обращенные в христианство индейцы. ќсобенность этих любителей природы — плюс к производству естественных ресурсов и штраф на работу в поселении. ѕоследний способ пополнени€ численности населени€ стар как мир — война с другими наци€ми и захват разгромленных войск и поселений.

 олонизаци€, скриншот, 76KB
¬от интересно: табак выращивать в ≈вропе не умеют, а делать сигары — запросто...

ѕоселенцев, за исключением индейцев, можно научить любой профессии. ƒл€ этого нужно уче6ное заведение соответствующего уровн€ — школа, колледж или университет — и один специалист, работающий преподавателем. ¬ процессе обучени€ не только свободные колонисты получают специальное образование, но и каторжники станов€тс€ несвободными рабочими, а последние, в свою очередь, свободными колонистами. ≈сть несколько профессий, которым могут выучитьс€ колонисты, работа€ на сборе этих ресурсов: в ≈вропе нет своих охотников-трапперов, а тем более плантаторов сахара, табака и хлопка. “е же индейцы могут обучить одного колониста в каждом селении присущей им профессии. Ќе одного дл€ каждой страны, а вообще одного — успели другие европейцы, значит, не судьба.

 олонизаци€, скриншот, 104KB
¬дали от берега есть рыба. Ќо она будет жить там вечно, потому что ловить ее невозможно.

— ростом населени€ колони€ из хутора в три дома превращаетс€ в развитый городок. ќбщее число зданий невелико, но почти на каждое из них приходитс€ по несколько улучшений. ¬озможность постройки сооружени€ зависит только от численности населени€ колонии. ѕростейшие производ€щие здани€ достаютс€ задаром, при основании колонии, — где живут поселенцы, там они и работают. “акже в колонии наличествует городской центр. — развитием поселени€ дома специалистов улучшаютс€ до цехов, а последние — до фабрик, возвод€тс€ склады, доки и оружейна€, вокруг поселени€ строитс€ защитна€ стена — начина€ с частокола и до цитадели. ¬ поселении можно строить церкви и школы, из уникальных дл€ подобных игр сооружений — печатный пресс и газета.

 олонизаци€, скриншот, 78KB
√осударственные мужи нужны затем, чтобы снижать управл€емость государства. ћетко подмечено...

“еперь «коротенько, минут на сорок» о ресурсах. »х все можно разделить на две группы и маленькую группку в придачу.   первой относ€тс€ природные богатства — это все, что добывают колонисты за оградой поселени€: еда и прочие продукты сельского хоз€йства, лес, пушнина, руда и серебро. ¬ некоторых местах наход€тс€ специальные ресурсы, значительно увеличивающие прирост с данной клетки, что при работе специалиста дает замечательный эффект. –асчистка полей и наличие в клетке реки дает прирост фермерству, а прокладка дорог — всем остальным видам сбора.   тому же колони€ производит еду дл€ одного жител€ и сырье, присущее типу местности под ней. ¬тора€ группа ресурсов — готовые товары, в которые поселенцы могут переработать большинство даров природы. ” товаров, как правило, больша€ стоимость по сравнению с исходным сырьем, и именно их можно продавать в индейские поселени€ в случае нужды. “акже к товарам относ€тс€ инструменты и мушкеты, вход€щие в единственную трехступенчатую цепочку производств, но их точно не придетс€ продавать. ≈сли в колонию завезти лошадей и построить конюшню, они замечательно начинают плодитьс€ сами. ≈ще одна маленька€ группа — нематериальные ресурсы, они не скапливаютс€ на складе. ¬ количестве молотков за ход выражаетс€ способность поселенцев строить здани€, в них превращаетс€ древесина, попада€ в руки плотника. ћолотки не аккумулируютс€ — если нет строительства, плотникам приходитс€ украшать резьбой дрова и затачивать частокол.  ресты веры производ€тс€ в церкв€х и соборах проповедниками и, служа символом религиозной свободы в Ќовом —вете, увеличивают число добровольных эмигрантов в доках метрополии и обращенных индейцев.  олокола свободы — символ недовольства колонистов действи€ми монарха — создаютс€ в городском центре государственными де€тел€ми, подробнее о них чуть ниже.

»з всего собранного и произведенного колони€ всегда потребл€ет еду, ее запасы должны только прирастать. Ѕез продовольстви€ на складе население колонии вымрет от голода до численности, котора€ может себ€ прокормить. ј излишек превращаетс€ в нового колониста — видимо, они, как мыши, завод€тс€ в амбарах... ƒерево используетс€ в работе плотниками, его запас держать не об€зательно, но желательно. ѕоследний из добываемых в окрестност€х поселени€ ресурсов, полезных дл€ колоний, — железна€ руда. “очнее, инструменты и мушкеты, которые из нее делают. »нструменты нужны дл€ строительства больших зданий, дл€ производства флота и артиллерии и на окультуривание окрестностей пионерами. ћушкетами в комплекте с лошадьми оснащаютс€ войска. ¬се остальное можно продавать в метрополию и индейцам.

¬ Colonization золото не цель, а средство. „ем же еще можно заманить человека в неизвестность, как не увесистым мешком со звонкими монетами? Ќаибольший приток денег дает поставка товаров в метрополию — пусть король будет счастлив, именно за товарами он отправил нас осваивать Ќовый —вет.  роме метрополии можно торговать и с индейцами — если привезти в их поселение товар, они скажут, что они хотели бы получить в следующий раз. ¬ ответ краснокожие предлагают сырье, порой по очень выгодным ценам. ≈сли правильно построить торговые отношени€ с местными — это станет очень неплохой статьей доходов. Ќекоторое количество золота даст исследование карты, на ней можно найти небольшую сумму или получить возможность разворовать гробницу индейского вожд€. ѕоследнее даст значительно больше денег, но и больше проблем — золото придетс€ доставл€ть до ближайшего порта, и начнетс€ война с племенем — хоз€ином гробницы. ”далось довезти до порта, но нет галеона?  ороль любезно предложит свой за половину стоимости сокровища. ¬ойна — тоже прибыльное дело, при захвате поселени€ часть казны противника переходит в руки победител€. Ѕольше город — больше преми€.  роме золота можно найти фонтан молодости, что обеспечит приток восьми колонистов, причем в основном профессионалов.

”мные люди

 олонизаци€, скриншот, 105KB
ѕромышленный и университетский центр в действии.

Ќаука упразднена за ненадобностью, но ее место зан€л  онтинентальный конгресс — знаменитые люди того времени мечтают присоединитьс€ к будущему государству. „ерез некоторые промежутки времени, которые завис€т только от производства колоколов свободы в поселени€х Ќового —вета, по€вл€етс€ возможность пригласить в  онгресс одного из отцов-основателей.  ак только накопитс€ достаточное дл€ вступлени€ число колоколов — гром аплодисментов, и можно приглашать следующего.  аждый раз возможен выбор из п€ти человек разных областей знаний — экономист, военный, исследователь, политик и религиозный де€тель. ¬ыбирать можно среди этой п€терки, но нельз€ выбрать конкретного члена  онгресса. — вступлением нового конгрессмена в должность все призы от его правлени€ сразу же вход€т в силу. ¬оздействие может быть различным — от изменени€ цен до превращени€ обращенных индейцев в свободных колонистов. Ќо это не главное, куда важнее вводить отца-основател€ в конгресс воврем€ — зачем в начале игры каперы или, наоборот, бесплатный фрегат в ее конце? «а годы существовани€ игры по€вилось множество версий о том, в каком пор€дке нужно формировать совет. ƒавать точные рекомендации здесь — неблагодарное дело, пор€док зависит от стил€ игры и достоин не одной статьи, но можно обозначить группы. ¬ первую вход€т те, кто может помочь на этапе строительства первых колоний, во вторую расшир€ющие и улучшающие положение поселений и колонистов, и в последнюю группу — кто принесет пользу делу революции.

ѕуть к независимости

Ёкономика, война и намек на политику всего лишь прелюди€ к главному — к независимости от метрополии. ј чтобы жизнь не казалась медом — к этому будут усиленно подталкивать.  ороль, которому всегда всего мало, будет об этом сообщать и предлагать поцеловать его колечко. ћожно и поцеловать, согласившись на повышение налога. »ли в ответ на столь неприемлемое предложение устроить демарш по примеру Ѕостонского чаепити€ — в одном из портовых городов поселенцы потоп€т один из ресурсов.  ак правило, тот, которого больше всего на складе. “орговл€ этим товаром с метрополией прекращаетс€ и может быть возобновлена только после уплаты существенного штрафа, а в поселении возрастает число революционно настроенных граждан. ¬ыбор приходитс€ делать каждый раз — платить таможенную пошлину на несколько процентов выше или жертвовать доходом от товара.

 олонизаци€, скриншот, 146KB
Ќа пошлины с наших заработков его величество нанимает войска, которыми потом будет нас давить...

Ќемного истории: в 1773 году жители города Ѕостон напали на три судна ќст-»ндской компании и выбросили за борт груз ча€. ѕричиной этого послужила отмена пошлин на ввоз ча€ дл€ данной компании, что неблагопри€тно сказывалось на колониальной экономике. ¬ ответ на это власти ¬еликобритании отправили к берегам —еверной јмерики военные корабли, разместили в Ѕостоне войска и закрыли порт города. »нцидент вошел в историю как Ѕостонское чаепитие и послужил одним из катализаторов войны за независимость.

¬ каждом городе м€тежные настроени€ различны, и чем больше — тем лучше.  огда пламенных революционеров становитс€ больше половины населени€, производительность всех колонистов возрастает на единицу. ќбратное правило действует, но несколько иначе — если число консервативно настроенных жителей городка превысит критический предел (завис€щий от уровн€ сложности), все поселенцы получают штраф в единицу. ѕри этом не важно, кака€ часть народа готова вести освободительную войну, — ограничивающа€ развитие численность консерваторов всегда одинакова.

 ак только больша€ часть населени€ будет поддерживать идею независимости, а дл€ этого придетс€ воспитать немало государственных де€телей, — по€витс€ возможность объ€вить независимость. » тут же получить под стены своих прибрежных городов хорошо оснащенную колониальную армию, а в акваторию — военные корабли. ¬се, кто находитс€ в европейских доках, станов€тс€ недоступны, а все корабли вне гаваней перехватываютс€ флотами короны. ќборон€тьс€ не очень сложно, при отстроенных фортах и цитадел€х потери королевских войск будут выше. ј при хороших отношени€х с другой державой можно получить некоторое число солдат и от нее. ≈ще одну свинью подкладывают консервативно настроенные жители колоний, атаку€ поселени€ внутри континента, выбира€ наименее защищенные. Ќо от этих хоть толк есть — их можно захватить. ѕосле некоторого числа потерь король плюнет на новообразовавшуюс€ страну и отведет уцелевшие войска. Ќа карте по€витс€ новое независимое государство.


* * *

ѕриближаетс€ дата выхода четвертой Civilization, а о продолжении Colonization даже и не слышно. —ейчас несколько команд создают любительское продолжение, с нул€ или в виде модул€ дл€ других игр. „то из этого выйдет — покажет врем€, а пока остаетс€ только наде€тьс€, что эта великолепна€ иде€ получит второе воплощение...

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.4
проголосовало человек: 109
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€