ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є2 (75) февраль 2008
вид дл€ печати

Budokan: The Martial Spirit

∆анр:
боевик (единоборство)
»здатель:
Electronic Arts

ј Ѕеседа  оса и ћатушки ÷и была уже в самом разгаре. —таруха скакала из стороны в сторону с той неуклюжестью, котора€ даетс€ лишь опытом и годами ежедневных изнурительных зан€тий, а ее разнообразнейший „ань-бо и впр€мь то норовил поддеть  оса на свою лопату, то старалс€ забодать его рогами полумес€ца, то хотел насмерть запугать звоном колокольчиков и мельтешением лент.

√. Ћ. ќлди, «ѕуть меча»

—реди многих игр-единоборств «Ѕудокан» вспоминаетс€ в первую очередь чистым спортивным духом: никакой «кровищи», «добивающих ударов» и «ставок больше, чем жизнь». ¬едь Ѕудокан — это стадион, где провод€тс€ — в числе прочего — сост€зани€ в боевых искусствах. “ак что забудьте на некоторое врем€ о гр€зных драках без правил; боевое искусство не стоит превращать в побоище.

„то такое «Ѕудокан»

ƒорога к соревновани€м.

¬ «Ѕудокане» игроку доступно четыре вида боевых искусств: карате, нунчаки, бо (шест) и кендо (бамбуковый меч-синай). «адача стоит проста€ и амбициозна€: освоить в додзе все эти способы бо€ (там можно просто пробовать оружие или устраивать спарринг с партнерами разной силы), а затем стать чемпионом Ѕудокана, победив двенадцать опытных бойцов. ¬се это происходит в изысканной обстановке €понского сост€зани€, переданной в 256 цветах (в 1989 году это была вершина технологий), причем с большим вкусом. ≈сть и возможность сразитьс€ с живым соперником — поделив пополам одну клавиатуру.

Ѕой идет «на касани€х», но пон€тие урона тут есть. ” каждого бойца есть два показател€: выносливость (stamina) и «ки». “о и другое растет со временем, если не действовать активно (ки растет даже при блоках, главное — не атаковать). ¬ыносливость тратитс€, когда в вас попадают, а также понемногу расходуетс€ и на удары (особенно те, что в прыжке).  и резко расходуетс€ при ударе и определ€ет силу последнего (котора€ зависит еще от стил€ и использованного удара).

“аким образом, бой в «Ѕудокане» требует известного расчета; целый град ударов с низким ки может быть менее эффективен, чем один — с полным ки и в прыжке.

Ќа заметку: если вытеснить противника с пол€ бо€, большого урона это ему не нанесет, зато уничтожит его запас ки. ќднако такой стиль считаетс€ «гр€зноватым»; особенно не рекомендуетс€ примен€ть его против самура€ — он его значительно усилит.

–асчета требует и само сост€зание. ƒело в том, что вам надо последовательно победить двенадцать именных бойцов, и у вас есть право каждый из четырех стилей использовать не более четырех раз. —читаютс€ только победные бои, поражение не засчитываетс€ за использование; но если вы проиграете одному противнику трижды, вам придетс€ сдвигатьс€ назад и вновь битьс€ с уже побежденным; причем то применение стил€, которое вы потратили на предыдущую победу над ним, не компенсируетс€. » хот€ бой с любым каратекой будет не слишком сложен, если вз€ть нунчаки — делать этого не стоит, поскольку их просто не хватит на все сражени€, где они были бы удачным выбором...

…око-гири и все-все-все

ƒодзе кендоистов.

јрсенал движений и приемов богат до чрезвычайности: их около полусотни, хот€ дл€ управлени€ хватает стрелок (дев€ти, а не четырех) и кнопки Shift (обычно отвечающей за удар). ¬ их различных комбинаци€х кроютс€ удары, блоки, прыжки, удары в прыжке с разворотом... Ќапример: Shift, затем стрелка влево — блок на среднем уровне, стрелка вправо вверх, затем Shift, затем стрелка влево — прыжок вперед с ударом ногой в развороте (в карате). ѕри этом есть несколько разных стоек; например, в нижней стойке те же Shift и стрелка влево означают не блок, а подсечку.

  счастью, логика приемов с разным вооружением похожа: блок на среднем уровне остаетс€ блоком хоть с синаем, хоть с бо. Ќо сами виды оружи€ при этом весьма различны:

  •  арате почти не дает защищатьс€ против вооруженного противника, мало-мальски «дальнобойны» только удары ногой (и то не сравнить с бо или нунчаками), зато стиль достаточно быстр, а удар в прыжке становитс€ отличным средством против слишком тупоумных противников, которые не обучаютс€ от него защищатьс€. —тиль не из простых, но и его придетс€ использовать — причина кроетс€ в хитрых правилах турнира (см. выше).

  • Ќунчаки тоже посредственны в защите, зато бьют почти так же быстро, как карате, и при этом больно и далеко (в дальности уступают только шесту). — ними нельз€ забывать, что прыжковые атаки, радость и гордость многих стилей, здесь большого эффекта не дают, зато есть совершенно волшебный удар из передней стойки.

  • Ѕо — оружие очень длинное, что при правильной технике дает серьезное преимущество против почти любого стил€ (включа€ нунчаки), но крайне медлительное и нанос€щее малый урон (этот недостаток отчасти компенсируют мощные удары в прыжке и подсечки).

  •  ендо — лучший защитный стиль, при этом с высоким уровнем урона, приличной дальностью и достаточно мощными атаками.  ак и бо, кендо выгл€дит бледно при вхождении противника на близкую дистанцию; кроме того, у него практически нет «суперударов» — приходитс€ довольствоватьс€ «хорошим средним уровнем». „асто кендо выбираетс€ против самых опасных противников — когда нет права пропустить даже пару ударов.

—екрет успеха

ѕо сути дела, мы только что описали все основные правила игры (остались частности — кака€ последовательность кнопок за что отвечает, на что способны основные противники (об этом речь пойдет ниже. “ак за что же «Ѕудокан» осталс€ в пам€ти народной?

ѕервой игрой-единоборством он не был: та же Karateka ƒжордана ћехнера (более знаменитого благодар€ Prince of Persia) увидела свет на несколько лет раньше. Ќемало было игр этого жанра и после Budokan; и пусть этот жанр €рче расцветает на консол€х, есть все же сери€ Mortal Kombat и еще некоторые.

ѕройти сост€зани€ и увидеть финальные кадры — исполнение ката на фоне заката над морем — можно за пару часов и даже быстрее, если вы в полной мере овладели четырьм€ боевыми искусствами. √рафика, конечно, выгл€дела превосходно (а дл€ тех, кто видит красоту за техническим несовершенством, превосходна и сейчас), но это еще не повод помнить игру без малого двадцать лет, за эти годы по€вилась не одна сотн€ красивых игр.

јтмосфера благородного спорта, котора€ особенно контрастно смотритс€ на фоне того же Mortal Kombat? Ёто ближе, но ведь перед нами не квест и не ролева€ игра, где игровой мир — ключева€ часть игры.

—ид ћейер утверждает, что идеальна€ игра — это последовательность интересных выборов. Budokan замечателен в первую очередь концентрацией впечатлений.

≈сли хотите получить от него максимум удовольстви€, сперва хорошенько освойтесь со стил€ми в додзе, полностью овладейте спектром приемов, а потом... потом вам надо будет пр€мо в ходе сражени€ проникнуть в тайны боевого искусства противника и найти подход€щее противодействие.  аждый соперник — уникален, каждый — личность, разница не только (и не столько) в оружии; главное — привычки, любимые приемы, слабые места... » нужно непосредственно на арене разобратьс€ в личности противника, чтобы преодолеть его. Ќикакого «автоматизма», никакой рутины, только чистое творчество на поле бо€.

ќбидно, что Budokan кончаетс€ быстро. Ќо... в этом и сила игры. «Ѕудокан» — это тест на умение быстро пон€ть и сориентироватьс€. ѕо количеству интересных выборов в единицу времени он почти идеален; вот за это мы его и любим.

ƒвенадцать мастеров

ј теперь позвольте представить двенадцать соперников, которые ожидают вас в Ѕудокане.

√оро —удзуки. ћолодой каратист, который, согласно досье Ѕудокана, «знаменит больше поеданием суши, чем техникой бо€». ¬ыражаетс€ это в том, что он плохо ставит блок даже против предсказуемых ударов; поэтому против него отлично работает грубый атакующий стиль.

Ёйдзи  имура. Ќе менее молодой и неразумный кендоист. ќн славитс€ агрессивным нравом (его зовут в городе «наш камикадзе»); с кендо это сочетаетс€... очень посредственно. — ним тоже можно работать агрессивно, а длинное оружие (бо, нунчаки) вообще не дает ему шансов.

ƒжимми ƒоран. „то могут смыслить белые в восточном спорте, даже если американский папа как-то в детстве привез их на ќкинаву? ƒжимми вооружен парными тонфами (очень серьезный урон!) и носит устрашающее сомбреро, но сравнительно малоподвижен, а потому длинный шест или нунчаки его близко не подпуст€т.

—игэо  авахара. ¬се, шутки кончились; это уже по-насто€щему серьезный противник, который внимательно изучает вас и отлично обходит блоки ударами нунчаков. ѕротив бо он стремительно входит на ближнюю дистанцию, против карате отскакивает назад — словом, это вдумчивый соперник. ѕохоже, лучша€ тактика — кендо, но можно пробовать ставить на дальнобойность бо, однако в обоих случа€х нужно рассчитывать каждый удар.

“эцуо ќкабе. ћастер шеста, который отлично парирует, и однообразна€ техника против него «не окупаетс€». ќднако в атаке он послабее, и это дает основани€ наде€тьс€ на тактику долгой защиты (с ростом ки) и победной комбинации. Ќо тут нужно оружие, которое хорошо отражает атаки, — бо или синай.

јрни √устафсон. Ётот здоровенный швед-каратист своими пинками может создать большие проблемы; хочетс€ сэкономить на нем оружейный стиль, но его нога много сильнее вашей. ≈го слабое место — некотора€ предсказуемость, и если освоить последовательности его приемов, можно их парировать «в зародыше».

’ироси »кеда. «наменитый дед-горец с необычным оружием кусари-гамой (мы о нем вспомним еще раз в «ќружейной палате» этого номера) — один из самых запоминающихс€ противников. ќн почти не оборон€етс€, зато если раскрутит свой «спиннинг», добра не жди; защита работает посредственно. Ћибо отгон€йте его бо (в расчете на сброс за пределы арены, что неприлично), либо уповайте на мощь нунчаков и быстро бегайте. ” деда очень плохое зрение, но с таким оружием это не его проблемы...

ћиюки ’иросе — дама с традиционной женской секирой-нагинатой. Ќагината в «Ѕудокане» похожа на бо — длинна€, не очень быстра€, но... наносит гораздо больший урон. ќтбивать ее удары довольно непри€тно, потому что действует она хаотично; поэтому лучше всего заставить ее саму реагировать на вашу активность. ћне нравитс€ немного парадоксальна€ иде€ — побить ее карате в ближнем бою, на быстрые атаки она отвечает плохо; но спокойнее все-таки кендо.

–анди ¬у. Ћучший из мастеров нунчаков, который с легкостью необычайной обходит ваши блоки. ѕретендент на звание самого опасного противника. «ащитный стиль тут плох; скорее напротив — надо пытатьс€ использовать некоторую чрезмерную осторожность –анди ¬у (нунчаки в обороне выгл€д€т так себе, особенно против прыжковых ударов). Ќесколько помогает часта€ смена стоек.

ј€ко ћару€ма заставл€ет ваши рефлексы сыграть с вами дурную шутку. ќна (или все-таки он?) — ниндз€ и умеет, во-первых, кидатьс€ сюрикенами (как их прикажете отбивать? “олько отскакивать назад), а во-вторых... «телепортируетс€» на другой конец арены, вам за спину. ¬ итоге вам приходитс€ срочно переучиватьс€ на ходу — стрелка «назад» теперь работает как «вперед», и наоборот... ≈сли бы не это, она была бы не так уж опасна, но этот трюк мешает сделать самое простое — быстро отстучать по ней сколько нужно, поскольку защита у нее ахова€.

 адзуо —аката — самурай с копьем-€ри: еще один претендент на звание сильнейшего бойца в «Ѕудокане».  опье работает примерно как нагината, только вот самурай — не ћиюки ’иросе. ќтбивать его удары надо непременно (что исключает из рассмотрени€ как карате, так и нунчаки). » не забудьте про его кодекс чести...

» наконец, “окагэ — человек-хамелеон: этот уникальный боец вооружен тем же, чем и вы, и стараетс€ сражатьс€ в той же манере, что и вы, при этом облада€ превосходной регенерацией выносливости.  ак ни странно, наилучший шанс против него дает карате, хот€ это утверждение и небесспорно. ќбраз “окагэ весьма символичен: главна€ победа дл€ мастера боевых искусств — победа над самим собой!


***

¬ романе, из которого € вз€л эпиграф дл€ этой статьи, ремесло противопоставл€етс€ искусству — и во владении оружием в первую очередь. Budokan — редкий пример чистого искусства, где нет никаких попыток «добавить чего-то дл€ количества», разбавить четкую цепь событий проходными эпизодами — словом, добавить в игру мусора, что почти в об€зательном пор€дке происходит в наше врем€. ќтдадим ему должное; такого почти не делают.

ѕобедитель наедине с собой.
обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.2
проголосовало человек: 98
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€