UFO: Afterlight
(UFO: Прозрение)
Гадкий утенок или лебедь?
Некоторые игры похожи на андерсеновского гадкого утенка: они не прельщают ни кричащей рекламой, ни модной графикой и поначалу могут показаться какими-то бесцветными. Но при внимательном рассмотрении утенок может обернуться лебедем: множество возможностей и отличный игровой баланс притягивают так, что вы готовы просиживать за монитором долгие часы.
Именно такова UFO: Afterlight (UFOA). У нее не было такой мощной рекламной компании, как у других игр с волшебными буквами «UFO», а ее тактический режим с первого взгляда может показаться неинтересным — в самом начале игры враги уничтожаются очень легко. На самом деле же это практически единственная игра, не уступающая легендарной X-COM: Enemy Unknown, а во многом и превосходящая ее.
UFOA очень удобна. Управление базой, обучение персонала, исследование технологий и производство — все элементы игры предоставляют вам массу возможностей и прекрасно сбалансированы. При этом игра не заставляет следить за каждой мелочью, но поощряет «выжимать максимум» из имеющихся ресурсов и технологий. То же самое относится и к тактическому режиму: вам все время придется ломать голову над тем, как лучше расставить своих солдат, чем их вооружить и где встречать врагов. Эта статья подскажет вам некоторые пути решения проблем, встающих перед командующим марсианской базой, а заодно продемонстрирует богатство возможностей игры.
Управление персоналом
Земля была уничтожена в очередной катастрофе, выжить удалось лишь нескольким группам людей. Вы управляете одной из таких групп — колонией на Марсе. Задачи поистине колоссальны: нужно исследовать новые технологии, организовать производство всего необходимого, захватить территории, приносящие нужные вам ресурсы, а в перспективе — и всю планету. Наконец, терраформировать Марс, сделать его новым домом для человечества. Разумеется, инопланетяне не отдадут вам планету без боя — напротив, они сделают все, чтобы вытеснить вашу колонию, так что сражаться вам придется очень часто.
Самая важная составляющая успеха — правильное управление персоналом. Все стоящие перед вами задачи делятся на три сферы: военную, научную и техническую, и у каждого сотрудника может быть уровень в каждой из них, определяющий его способности в этой сфере. Чем выше научный уровень сотрудника, тем больше его вклад в исследование технологий — скорость исследования каждого проекта зависит от суммы уровней участвующих в нем ученых. Технический уровень сотрудника определяет его вклад в производство и строительство зданий. Кроме этого, ученые в UFOA захватывают территории (строят необходимые для этого геозонды) и проводят терраформирование, а техники заняты радарными установками и шахтами, добывающими полезные ископаемые. Скорость выполнения этих задач также определяется суммой уровней работников.
Как и в ролевых играх, за выполнение задач каждой сферы персонажи получают опыт, позволяющий получать новые уровни. Например, за участие в производстве винтовки сотрудник получит «технический опыт», а за участие в боевой миссии — «военный». Чем выше текущий уровень, тем больше опыта требуется для получения следующего. Каждый сотрудник относится к одной или двум сферам: он может быть солдатом, техником, ученым, солдатом-техником, солдатом-ученым или ученым-техником. Опыт в каждой сфере считается отдельно, и никаких «штрафов за мультикласс» в UFOA нет — солдат-техник получает не меньше боевого опыта, чем просто солдат, и не меньше технического, чем обычный техник. Если сотрудник изначально не имел уровня в какой-либо сфере, получить его невозможно: в самом деле, в реальности солдаты становятся учеными нечасто.
Работа, которую должен выполнить персонаж, определяется его местонахождением, а последнее обычно соответствует одному из зданий на базе. Чтобы поручить сотруднику какую-либо работу, достаточно перетащить его портрет в нужное место. Ученого — в нужную лабораторию, техника — в мастерскую.
Чтобы «застолбить» новые территории, нужны ученые в машинах-«багги», а для строительства шахт требуются техники в строительной машине. Для постройки новых зданий нужны техники в отделе гражданского строительства. Раненые солдаты автоматически попадают в госпиталь. Если же на портрете сотрудника нет пиктограммы, соответствующей одному из занятий, он просто бездельничает и ему нужно что-нибудь поручить.
На заметку: сотрудники, «приписанные» к зданию, тоже могут ничего не делать. Например, техники в мастерской, если вы ничего не заказали.
С каждым новым уровнем сотрудник получает пункты тренировки, которые можно потратить на тренинги в соответствующей сфере. Тренированный сотрудник делает свое дело намного лучше, чем не тренированный, даже если его уровень ниже. Например, ученый, тренированный в медицине, исследует медицинские технологии намного быстрее обычного ученого, а техник, тренированный в постройке зданий, строит их намного быстрее.
Технические тренинги | ||
Название | Цена | Описание |
Automation | 2 | Ускоряет производство роботов и их снаряжения, в бою чинит своих роботов и управляет вражескими. |
(Робототехника) | 3 | Еще более ускоряет производство роботов, в бою управляет вражескими роботами на расстоянии. |
Civil Engineering | 2 | Ускоряет строительство зданий на базе. |
(Строительство зданий) | 2 | Еще более ускоряет строительство зданий. |
Driving | 3 | Ускоряет передвижение машин, в бою позволяет использовать самонаводящиеся снаряды (например, шаровые молнии). |
(Вождение) | 2 | Роботы возле этого персонажа передвигаются быстрее и с меньшими задержками. |
Suit Manipulation | 2 | Ускоряет производство скафандров, в бою позволяет их чинить. |
(Обращение со скафандрами) | 2 | Еще более ускоряет производство скафандров. |
Surveyor | 3 | Ускоряет постройку шахт, в бою позволяет снимать мины. |
(Разведчик) | 3 | Еще более ускоряет постройку шахт, ускоряет постройку радаров. |
Weaponsmith | 3 | Ускоряет производство оружия, боеприпасов и навесок. |
(Оружейный мастер) | 3 | Еще более ускоряет производство оружия, боеприпасов и навесок. |
Тренинг занимает время, пропорциональное его «стоимости». Весь этот период персонаж проводит в тренировочном центре, то есть не выполняет никакой полезной работы. На базе есть отдельные центры для солдат, техников и ученых, и в каждом из них может находиться не более четырех персонажей одновременно. Сотрудники, обладающие уровнями в двух сферах, получают доступ к двум тренингам. Есть два уровня обучения: базовый и «продвинутый», на каждом — свои преимущества. В большинстве случаев стоит тренировать оба уровня, но бывают и исключения, о которых еще пойдет речь.
Ольга Замятина получает опыт и тренируется вдвое быстрее. На ее примере игра позволяет вам «исправить ошибки» в выборе тренингов — тренируйте только то, что действительно нужно. |
Это важно: не спешите тратить пункты тренировки, заработанные вашим персоналом! По мере исследования новых технологий становятся доступны новые тренинги, на которые пунктов может не хватить. Если вы не уверены в том, что тренинг сотруднику нужен, лучше сохраните пункты тренировки до лучших времен.
Система уровней и тренингов не дает вам расставить персонал по местам раз и навсегда — это невыгодно. Пока сотрудник работает, его уровень повышается и он получает пункты тренировки. Когда их накапливается достаточно, его стоит тренировать, а пока следует взять на его место другого работника, который при этом получит собственные уровни и пункты тренировки. В большинстве случаев сотрудники могут тренироваться сразу по нескольким направлениям (особенно ученые и техники), что в перспективе позволит вам выполнять критически важные задачи в рекордные сроки. Например, для экстренного производства новых скафандров можно собрать всех техников с тренингом Suit Manipulation, а для экстренного производства роботов и их вооружения — специалистов в робототехнике.
Это важно: если процесс тренировки прерывается на длительное время, тренировка прекращается, а наработанные «проценты тренировки» постепенно уменьшаются. Проверяйте состояние своих работников, и как только они освободятся от более важных дел, возвращайте их в тренировочные залы.
Научные тренинги | ||
Название и расы | Цена | Описание |
Alien Biology (Л, М) | 1 | Ускоряет допросы и исследование инопланетян. |
(Инопланетная биология) | 1 | Еще более ускоряет допросы и исследование инопланетян. |
Beastmen Technology (Л, М, Р) | 2 | Ускоряет исследования технологий зверолюдей. |
(Технологии зверолюдей) | 3 | Еще более ускоряет исследования технологий зверолюдей и немного улучшает атаки оружием зверолюдей. |
Earth Technology (Л) | 3 | Ускоряет исследования земных технологий. |
(Земные технологии) | 3 | Еще более ускоряет исследование земных технологий. |
Martian Technology (Л, Р) | 2 | Ускоряет исследование марсианских технологий. |
(Марсианские технологии) | 3 | Еще более ускоряет исследование марсианских технологий и немного улучшает атаки марсианским оружием. |
Medicine (Л, М) | 2 | Ускоряет медицинские исследования, в бою позволяет использовать базовое медицинское оборудование. |
(Медицина) | 2 | Еще более ускоряет медицинские исследования, в бою позволяет использовать улучшенное медицинское оборудование. |
Mind Probe (Р) | 1 | Ускоряет допросы. |
(Сканирование мозга) | 1 | Еще более ускоряет допросы. |
Planetology (Л, М, Р) | 3 | Ускоряет исследование технологий планетологии и постройку геозондов (захват территорий). |
(Планетология) | 3 | Еще более ускоряет исследование технологий планетологии, постройку геозондов и станций терраформирования. |
Psionic Support (Р) | 3 | У солдат возле этого ретикуланина (радиус зависит от Psi Manipulation) улучшаются Скрытность и Обзор. |
(Псионическая поддержка) | 3 | Враги возле этого ретикуланина (радиус зависит от Psi Manipulation) постоянно получают псионическое повреждение. |
Reticulan Technology (Л, М) | 2 | Ускоряет исследования технологий ретикулан. |
(Технологии ретикулан) | 3 | Еще более ускоряет исследования технологий ретикулан, немного улучшает атаки ретикуланским оружием. |
* Л — люди, Р — ретикулане, М — марсиане |
Количество персонала ограничено, а враждебные инопланетяне не будут ждать, пока вы не построите все, что планировали. Поэтому ваш успех в качестве администратора будет зависеть от того, насколько эффективно вы сумеете обучить и использовать каждого сотрудника. Например, научным «багги» может управлять один-единственный техник-ученый с тренингами вождения и планетологии, а инженерной машиной — один техник с вождением и разведкой.
Расы, ресурсы и дипломатия
Ваш персонал состоит не только из людей. Если вы заключили союз с инопланетной расой, она присылает нескольких сотрудников. Инопланетяне работящи, однако устроены не так, как люди, и обладают уникальными особенностями. Каждая раса имеет пять характеристик и десять зависящих от них навыков. Когда персонаж получает военный уровень, он может повысить значение одного из своих атрибутов. Солдаты высоких уровней имеют максимальные значения всех атрибутов и навыков. Перечислим их по порядку.
Люди имеют Силу (Strength), Маневренность (Agility), Ловкость (Dexterity), Волю (Willpower) и Интуицию (Intuition). Навыки людей — это Прицельная стрельба (Aim), Стрельба навскидку (Snap), Физический контакт (Physical), Механические устройства (Mechanical), Уклонение (Dodge), Здоровье (Constitution), Разведка (Scouting), Использование устройств (Manipulation) и Обаяние (Charisma). Далеко не все эти навыки нужны каждому солдату: например, Обаяние нужно только лидеру (солдату с тренингом Leadership), а Механические устройства — только тем, кто стреляет из тяжелого оружия.
Ретикулане — «мечта уфолога»: тощие невысокие белые фигуры с огромными головами и глазами. В UFOA это единственная раса, обладающая псионическими способностями и вовсю ими пользующаяся — как для лечения, так и для уничтожения или подчинения. У них мало хитов, однако их очень трудно победить без потерь, поскольку они часто используют дальнобойные гранатометы и подчиняют ваших солдат. Вместо человеческих Воли и Интуиции у ретикулан Разум (Mental) и Пси (Psi). Набор навыков почти такой же, как у людей, но вместо Физического контакта и Обаяния у ретикулан Псионическая сила (Psi Strength) и Псионическая манипуляция (Psi Manipulation).
Зависимость навыков людей и роботов | |||
Навыки людей | Зависимость | Навыки роботов | Зависимость |
Aim | 50% Dex, 50% Will | Aiming Delay | 75% Adapt, 25% Aim |
Snap | 50% Dex, 25% Agi, 25% Int | Move Delay | 50% Adapt, 25% Gear, 25% Rec |
Physical | 50% Str, 25% Agi, 25% Dex | Direct Shot | 75% Aim, 25% Rec |
Mechanical | 50% Str, 25% Dex, 25% Will | Ballistic Shot | 75% AI, 25% Aim |
Dodge | 50% Agi, 50% Int | Moving Target | 50% Aim, 25% Adapt, 25% Rec |
Constitution | 50% Str, 50% Will | Speed | 75% Gear, 25% Adapt |
Speed | 75% Agi, 25% Str | Dodge | 50% Gear, 50% Rec |
Scouting | 50% Int, 25% Agi, 25% Will | Observation | 75% Rec, 25% AI |
Manipulation | 50% Dex, 25% Str, 25% Int | Self Repair | 50% AI, 25% Adapt, 25%Aim |
Charisma | 50% Will, 50% Int | Stealth | 50% Gear, 50%AI |
Марсиане — «люди-деревья», еще один классический типаж научной фантастики. Отличаются скрытностью и высокой сопротивляемостью к наиболее популярным видам повреждений. Как правило, марсиане используют электромагнитное оружие, которое преимущественно парализует, а не убивает, но легко пробивает тяжелые скафандры. Они также управляют множеством роботов и могут перехватывать контроль над вашими механическими помощниками. Характеристики марсиан — это Тело (Body), Концентрация (Concentration), Чувствительность (Sensitivity), Передвижение (Mobility) и Адаптация (Adaptation). Навыки включают в себя Прицельную стрельбу, Стрельбу навскидку, Физический контакт и Здоровье, а также Скорость (Speed), Камуфляж (Camouflage), Регенерацию (Regeneration), Обзор (Observation), Электромагнитную силу (EM Strength) и Управление электромагнитным полем (EM Manipulation).
Роботы — могут быть марсианскими или вашего собственного производства, но характеристики у всех одинаковы: Наведение (Aiming), Искусственный интеллект (AI), Восприятие (Reception), Приспособление (Adaptability) и Передвижение (Gear). «Навыки» роботов — Задержка наведения (Aim Delay), Задержка передвижения (Move Delay), Стрельба прямой наводкой (Direct Shot), Навесная стрельба (Ballistic Shot), Сопровождение цели (Moving Target), Скорость (Speed), Уклонение (Dodge), Обзор (Observation), Починка (Self Repair) и Скрытность (Stealth).
Зверолюди (Beastmen) — ваш основной враг. С ними невозможно договориться, поскольку они не ведут переговоров, а только атакуют. Никто не знает, какие у них характеристики и навыки, поскольку они никогда не служат под вашим командованием. Зверолюди чрезвычайно разнообразны, так что в бою против них приходится применять различные тактики.
Зависимость навыков инопланетян | |||
Навыки ретикулан | Зависимость | Навыки марсиан | Зависимость |
Aimed | 50% Dex, 50% Ment | Aim | 50% Conc, 25% Body, 25% Sens |
Snap | 50% Dex, 25% Agi, 25% Psi | Snap | 50% Sens, 50% Mob |
Mechanical | 25% Str, Agi, Dex, Ment | Physical | 75% Body, 50% Mob |
Dodge | 75% Agi, 25% Psi | EM Strength | 75% Conc, 25% Mob |
Constitution | 75% Str, 25% Ment | EM Manipulation | 50% Adapt, 25% Sens, 25% Mob |
Speed | 50% Str, 50% Agi | Constitution | 25% Body, 25% Adapt |
Scouting | 50% Psi, 25% Agi, 25% Ment | Speed | 75% Mob, 25% Body |
Manipulation | 75% Dex, 25% Str | Camouflage | 50% Conc, 50% Adapt |
Psi Strength | 50% Ment, 25% Str, 25% Psi | Regeneration | 75% Adapt, 50% Body |
Psi Manipulation | 75% Psi, 25% Ment | Observation | 75% Sens, 25% Conc |
В отличие от многих предшественников UFOA (включая и игры-родоначальники жанра из серии X-Com), в этой игре вы не только защищаетесь, но и нападаете. Каждое сражение проводится не только ради захвата пленных и трофеев, но и ради территории: одна сторона нападает на чужую территорию, другая защищает ее. Большая часть территорий может приносить ресурсы, для добычи которых нужно построить шахты. В них находится все, кроме воды и энергии.
Ресурсы могут требоваться для строительства зданий, оружия или снаряжения. Поскольку для исследования некоторых технологий нужны определенные здания, нехватка одного ресурса способна «закрыть» для вас целые технологические ветви. В частности, вы не сможете построить вторую лабораторию, пока не получите достаточно энергии. В игре есть следующие ресурсы:
Вода необходима для выживания колонии. Ваши враги прекрасно это понимают и постоянно пытаются перерезать канал, по которому вода поступает с полюса планеты. Не сумеете отбить канал вовремя — проиграете. Со временем вы построите более совершенную систему водоснабжения.
Энергия необходима для строительства. Ее вырабатывают солнечные батареи, которые можно усовершенствовать после изучения соответствующих технологий.
Топливо определяет максимальную дальность полета челнока с вашей боевой группой (UFO). Если его недостаточно, вы не сможете защищать удаленные территории. В начале игры это может привести к проигрышу, если вы не сможете отстоять водный канал.
Металлы требуются для производства многих видов оружия и снаряжения.
Химикаты требуются для производства медицинского снаряжения и некоторых видов оружия.
Кристаллы нужны для таких высокотехнологических устройств, как прицелы. Вы сможете их находить только после исследования Ретикуланских технологий. Для добычи кристаллов нужна особая технология.
Благородные металлы потребуются для некоторых высокотехнологических зданий и предметов. Для нахождения этого ресурса вам опять потребуются Ретикуланские технологии, а для добычи — технология Добыча благородных металлов.
Месторождения ресурсов бывают двух типов: обычные (синие) дают 1 единицу ресурса, а богатые (желтые) — две. UFOA использует систему уровней ресурсов, которая может запутать неопытных игроков: когда общее количество добываемых ресурсов достигает порогового значения, считается, что снабжение этим ресурсом перешло на новый уровень. Все требования к количеству ресурсов имеют в виду именно их уровни. Пороговые значения уровней следующие: крошечный (1), маленький (2), ограниченный (4), адекватный (8), большой (12), впечатляющий (15) и обильный (20).
Дипломатия в UFOA ограничена тремя состояниями («война», «мир» или «союз»), к тому же возможность перехода между этими состояниями не определяется историей отношений между расами, а жестко задана сценарием. В состоянии войны обе расы могут нападать на территории друг друга, а при мире или союзе возможна торговля ресурсами или снаряжением. Кроме того, союзники обычно присылают на вашу базу нескольких солдат и ученых, которые никогда не бывают лишними.
Время в этой игре работает на вас: чем дольше вы продержитесь, тем больше технологий успеете изучить и тем лучше сумеете оснастить и натренировать своих солдат. Поэтому следует заключать мир или союз со всеми расами, с которыми удастся, — чем меньше врагов, тем лучше.
Оптимальная история будет выглядеть примерно так: вы встретите ретикулан и заключите с ними союз, затем встретите зверолюдей и роботов, а потом на Марс высадится экспедиция — другая фракция ретикулан, враждующая с первой, и вам придется выбрать, на чьей вы стороне. Враждовать с экспедицией намного сложнее, и к тому же у нее не так много ценных территорий, поэтому выгодно разорвать союз со «старыми» ретикуланами и захватить их земли. Как только вы объявите войну, сможете наладить отношения с экспедицией. Через некоторое время вы вступите в контакт с марсианами, изначально враждебными. После изучения их языка вы сможете помириться с ними, однако ваши успехи в терраформировании снова сделают их вашими врагами, пока вы не научитесь изменять планету так, чтобы на ней смогли жить и марсиане.
Это важно: вы обязаны терраформировать Марс, и дело не только в том, что ваши солдаты не смогут воевать в неблагоприятных районах. Терраформирование считается одной из ваших основных задач, и без него выиграть невозможно. Неважно, что оно приведет вас к конфликту с марсианами, — будущее человечества важнее!
Инопланетные солдаты имеют особые навыки, недоступные обычным смертным: марсиане — скрытность и умение обращаться с электромагнитными полями, ретикулане — псионические способности. Следовательно, у ретикулан следует в первую очередь поднимать Разум и Пси, а у марсиан — Концентрацию и Адаптацию. Скафандры, которые вы производите, годятся только для людей, поэтому броню для инопланетян придется выменивать у соответствующих рас. Это не так-то легко сделать, поскольку игра не позволяет вам указать, что именно вам нужно: союзники сами предлагают условия обмена.
Внимание: после разрыва отношений с союзниками вы теряете персонал, присланный этой расой! Если вы планируете стать на сторону экспедиции ретикулан, не стоит полагаться на солдат, присланных первой фракцией, — они все равно вскоре вас покинут.
Обмен ресурсами очень интересен: вы меняетесь не единицами ресурсов, а их уровнями. Это нередко позволяет «заткнуть дыру» и быстро получить ресурс, которого не хватает для критически важного здания или производства. Для перехода с адекватного уровня снабжения на большой требуется 4 единицы ресурса — то есть надо найти и захватить 3-4 территории с этим ресурсом и построить там шахты, на что потребуется очень много времени. Обмен ресурсами происходит мгновенно, но следует учитывать, что в будущем вам может не хватать именно того ресурса, который вы сейчас уступили.
Идеальный взвод
Не секрет, что в некоторых играх серии UFO были один или два «лучших вида оружия», которым следовало вооружить всех своих солдат, — разве что с развитием технологий под «лучшим» понималось что-то новое. UFOA в этом отношении сбалансирована прекрасно: однозначно оптимального варианта не существует, и набор конкурентоспособных конфигураций достаточно велик. Каждый вид ствола не только обладает определенными преимуществами и недостатками, но и требует от солдат соответствующей тренировки для достижения максимальной эффективности. В таблицах приведены параметры оружия для солдат-ветеранов с максимальными уровнями всех навыков и всех необходимых тренингов. Для новичков эти параметры могут быть намного худшими.
Популярные виды оружия | |||||
Название | Перевод | Время наведения | Время перезарядки | Боезапас (атак) | Модификации и примечания |
Katana | Катана | 0,1 с | — | — | Оружие ближнего боя |
Buzzsaw Crossbow | Циркулярный арбалет | 0,3 с | 1,6 | -/1 | Можно стрелять или использовать в рукопашной |
Pistol | Пистолет | 0,3 с | 1,3 с | 25 | Приборы на стволе и под ним, боеприпасы** |
Rifle | Винтовка | 0,5 с | 1,0 с | 25 | Прицел, приборы на стволе и под ним, боеприпасы** |
Sniper Rifle | Снайперская винтовка | 1,5 с | 1,5 с | 25 | Прицел, приборы на стволе и под ним, боеприпасы** |
Shotgun | Дробовик | 0,5 с | 1,0 с | 8/4 | Прибор под стволом, можно обстрелять сектор 75% |
Laser cannon + heater | Лазерная пушка (перегрев) | 0,5 с | 2,4 с | 8/2 | Возможен мощный выстрел за счет энергии |
Laser cannon + cooler | Лазерная пушка (охлаждение) | 0,5 с | 2,4 с | 15/3 | Можно стрелять очередями, возможен мощный выстрел |
Warp Cannon | Деформирующая пушка | 1,5 с | - | 6 | Не производится, только две штуки, нет перезарядки |
Gatling Cannon | Многоствольная пушка | 1,0 с | 2,4 с | 100/20 | Можно обстрелять сектор 45% |
Magnetic Rifle | Электромагнитная винтовка | 0,5 с | 1,6 с | 30 | Оглушает, а не убивает |
Annihilator | Аннигилятор | 2,0 с | 2,4 с | 6 | Огненное повреждение |
Rocket Launcher | Ракетная установка | 1,0 с | 2,0 с | 1 | Стреляет разрывными или зажигательными ракетами |
Lightning Ball Thrower | Генератор шаровых молний | 0,5 с | 2,4 с | 2 | Шар летит не по прямой, его полетом и взрывом управляет солдат |
* Приводятся параметры наилучшей конфигурации. ** Кроме обычных существуют усиленные и дальнобойные боеприпасы. |
Если вы попытаетесь оценить эффективность каждого вида вооружения привычным критерием «количество повреждений в секунду», то быстро потерпите неудачу. Во-первых, дистанция стрельбы имеет огромное значение, поскольку ваши солдаты будут получать намного больше повреждений, если им придется бежать к врагам под обстрелом, а потеря даже одного опытного солдата — настоящая катастрофа. Во-вторых, вид повреждения тоже важен, ведь многие враги прекрасно защищены. Какой толк от «самого большого повреждения», если враг получает только 10% этого повреждения или даже меньше?
Кроме того, точно рассчитать «количество повреждений в секунду» практически невозможно. Помимо обычных времени атаки, времени перезарядки и боезапаса каждое оружие имеет еще и время наведения, которое солдат должен потратить каждый раз, когда цель убита или исчезла с линии огня. Например, выстрел деформирующей пушки (warp cannon) практически всегда убивает наповал, после чего солдату приходится наводить ее на следующую цель.
Наконец, повреждение в UFOA производит различный эффект в зависимости от его типа и удачи. Здоровый персонаж имеет зеленую полоску хитов, черным цветом отображаются постоянные повреждения (которые можно вылечить только на базе, но не на поле боя), красным цветом — временные, и серым — оглушающее, которое валит с ног, но не убивает, и со временем проходит. Нанесенное существу повреждение обычно делится на постоянное и временное либо на постоянное и оглушающее.
Создатели UFOA не пожалели сил на то, чтобы оружие выглядело и действовало «как в жизни». Поэтому вы можете использовать в своих винтовках разные виды патронов и подвешивать на них различные приборы, улучшающие параметры стрельбы. Разумеется, гранатометы и ракетные установки могут стрелять зарядами различного предназначения, причем ассортимент у разных рас существенно отличается: только у ретикулан есть пси-ракеты, оглушающие врагов, а кислотные гранаты — только у зверолюдей.
Это важно: если вы используете нестандартные боеприпасы, не забывайте заменить их в самом оружии! Обычно поставка боеприпасов идет «по умолчанию», а игра после каждой миссии «выдает» солдату со склада именно те боеприпасы, которые у него были перед миссией.
Параметры оружия в руках профессионалов | |||||
Название и режим | Повреждение | Навык | Время атаки | Точность | Дистанция |
Katana | 199 Melee | Physical | 1,0 с | 96% | 0 |
Buzzsaw Crossbow (в рукопашной) | 300 Melee | Physical | 2,1 с | 92% | 0 |
Buzzsaw Crossbow (стрельба) | 300 Melee | Mech. | 0,9 с | 88% | 15 м |
Pistol* (одиночный) | 38 Projectile | Aim | 0,3 с | 97% | 18 м |
Pistol* (навскидку) | 38 Projectile | Snap | 0,2 c | 93% | 18 м |
Rifle* (одиночный) | 46 Projectile | Aim | 0,6 с | 97% | 28 м |
Rifle* (очередь навскидку) | 46 Projectile | Snap | 0,4 c | 76% | 28 м |
Rifle* (прицельная очередь) | 46 Projectile | Aim | 0,6 с | 96% | 28 м |
Sniper Rifle* (одиночный) | 115 Projectile | Aim | 1,6 с | 99% | 46 м |
Sniper Rifle* (прицельный) | 184 Projectile | Aim | 1,6 с | 99% | 46 м |
Shotgun (прицельный) | 250 Projectile | Aim | 0,9 с | 97% | 12 м |
Shotgun (навскидку) | 250 Projectile | Snap | 0,8 с | 77% | 12 м |
Shotgun (по области) | 200 Projectile | Snap | 1,2 c | откл. 2% | 5 м в секторе 75% |
Laser cannon/heater (одиночный) | 128 Laser | Aim | 2,0 с | 98% | 40 м |
Laser cannon/heater (навскидку) | 128 Laser | Snap | 1,4 с | 90% | 40 м |
Laser cannon/heater (мощный выстрел) | 450 Laser | Aim | 5,8 с | 99% | 40 м |
Laser cannon/cooler (одиночный) | 85 Laser | Aim | 1,4 с | 98% | 28 м |
Laser cannon/cooler (навскидку) | 85 Laser | Snap | 0,8 с | 90% | 28 м |
Laser cannon/cooler (очередь) | 85 Laser | Snap | 0,8 с | 88% | 28 м |
Laser cannon/cooler (мощный выстрел) | 300 Laser | Aim | 5,2 с | 99% | 28 м |
Warp Cannon (одиночный) | 999 Explosive | Mech. | 2,9 с | 96% | 35 м |
Gatling Cannon (механический) | 45 Projectile | Mech. | 0,3 с | 92% | 28 м |
Gatling Cannon (по области) | 45 Projectile | Mech | 0,5 с | откл. 1% | 14 м в секторе 45% |
Magnetic Rifle (обычный) | 200 EM | Aim | 1,2 с | 88% | 30 м |
Magnetic Rifle (усиленный) | 400 EM | Snap | 1,2 с | 78% | 20 м |
Annihilator | 400 Fire | Aim | 2,3 с | 96% | 35 м |
Rocket Launcher** (разрывная) | 440 Explosive | Mech. | 2,3 с | откл. 5% | 40 м, радиус поражения 6 м |
Rocket Launcher** (фосфорная) | 80+ Fire | Mech. | 2,3 с | откл. 5% | 40 м, радиус поражения 5 м |
Lightning Ball Thrower | 999 Fire | Driving | 2,5 с | 100% | 999 м |
* Усиленные боеприпасы наносят больше повреждений, но на меньшей дистанции, ** Скорость полета ракеты 15 м/с. Фосфорные ракеты могут поджигать, |
Боевые тренинги ваших солдат в основном определяются тем, каким оружием они должны владеть. Каждый из них на своем пути получит достаточно пунктов тренировки для освоения нескольких видов оружия. Выгоднее всего специализировать каждого бойца на нескольких видах оружия, требующих одного и того же навыка или сходной тактики. Чаще всего солдаты могут нести сразу два ствола с боеприпасами, меняя их при необходимости.
Некоторые тренинги необходимы всем вашим солдатам: это Устойчивость, Управление скафандром и первый уровень Сопротивляемости. Устойчивость позволит бойцам не падать при вражеских попаданиях — а каждое падение приводит к потере времени и увеличивает риск. Второй уровень повышает защиту от ракет и гранат, которыми враги пользуются очень часто. Без второго уровня Управления скафандром солдат не сможет носить тяжелые скафандры, лучшие и зачастую единственные доступные средства защиты на протяжении самой важной части игры.
Тренировка в анатомии зверолюдей практически всегда окупается, если у солдата есть «лишние» пункты: эти инопланетяне остаются вашими основными врагами на всю игру.
Первый уровень Сопротивляемости резко повышает количество хитов солдата — а значит, и его шансы на выживание. Почему же не стоит брать второй уровень? А потому, что он как раз способствует гибели солдата, попавшего в передрягу. Обычно ваши солдаты падают, когда полученные временные повреждения превышают количество их хитов. Враги, стрелявшие в упавшего бойца, быстро понимают, что он больше не представляет для них угрозы, и переносят огонь на других солдат. Если вы победили в схватке, медик сможет вылечить временные повреждения упавшего, и тот снова встанет в строй. Но солдаты со вторым уровнем Сопротивляемости не падают, пока не погибнут! И если такой солдат попадает в прицел врагов, они будут стрелять, пока не убьют его.
Обычно солдаты вооружаются по одному из следующих образцов:
Снайпер — куда же без него? Если нужно ввести в состав взвода «зеленого» новичка так, чтобы он выжил и получил боевой опыт, стоит дать ему снайперскую винтовку. По крайней мере, он сможет кого-нибудь убить, не подставляясь при этом под вражеский огонь. По тем же причинам снайперами становятся медики и техники — поскольку им нужны не только военные тренинги, они могут отставать от «чистых» солдат, а заменить их некем. «Профессиональному» снайперу, естественно, нужен одноименный тренинг. Окончив его, снайпер может стрелять в любую часть тела врага. Если он не медик и не техник, стоит взять в качестве второго оружия дробовик — на случай, если враги подойдут достаточно близко.
Пушкарь — не менее традиционный мускулистый солдат, специализирующийся на тяжелом оружии — лазерные или многоствольные пушки, ракетные установки и так далее. Ему нужен тренинг Тяжелое снаряжение, и основной его навык — не Прицельная стрельба, а Механические устройства. Обычный набор вооружения пушкаря — деформирующая пушка против самых опасных врагов (у нее всего шесть выстрелов за миссию) и лазерная или многоствольная против всех остальных.
Мафиози — стрелок из двух пистолетов. Носить два пистолета может любой солдат, но чтобы стрелять из них одновременно, требуется второй уровень Владения обеими руками, а тренинг Стрелок намного повышает эффективность огня. Пистолеты действуют на небольшом расстоянии, но стреляют очень быстро и наносят огромные повреждения. И не рискуют поранить своих, как при стрельбе из дробовика.
Диего — первоклассный специалист по тяжелому оружию. Деформирующая пушка — против самых опасных врагов, остальным хватит и лазерной. |
Самурай — специалист по оружию ближнего боя. Да-да, и на Марсе тоже есть место доблестному воину с мечом! Многие враги отлично отбивают дистанционные атаки или уклоняются от них, вот и выходит, что холодное оружие рано списывать в утиль. Самураю необходим тренинг Налетчик, очень полезны Атлетика (чтобы быстро добираться до врагов) и Укрытие, чтобы прятаться между перебежками и не попадать под огонь своих. Его основные навыки — Физический контакт и Уклонение.
Профессор — специалист по одному из видов высокотехнологического оружия (электромагнитное, плазменное и т.п.) Такое оружие появляется ближе к концу игры, и вам приходится либо переучивать на него своих ветеранов, либо тренировать новичков.
Телепат — ретикуланин с псионическим оружием и одноименным тренингом. Самое сложное — не потерять его в бою, особенно если вам не удалось добыть хорошую ретикуланскую броню. У ретикулан мало хитов, и без брони их очень легко убивают. Стоит взять солдата-ученого, чтобы тренировать Скрытность и Псионическую поддержку.
Боевые тренинги | ||
Название и расы | Цена | Описание |
Ambidexterity (Л, Р) | 2 | Ускоряет перезарядку и замену оружия на другие предметы. |
(Владение обеими руками) | 3 | Можно использовать два одинаковых одноручных оружия. |
Athletics (Л) | 2 | Позволяет бегать (не в тяжелых скафандрах). |
(Атлетика) | 2 | Ускоряет движения. |
Beastmen anatomy (Л, М, Р) | 3 | Повышает повреждения и шанс критического попадания в зверолюдей. |
(Анатомия зверолюдей) | 3 | Еще сильнее повышает повреждения и шанс критического попадания в зверолюдей. |
Blur (М) | 3 | У всех ваших солдат возле марсианина улучшаются Скрытность и Уклонение. |
(Размытый образ) | 2 | Скрытность и Уклонение ваших солдат повышаются еще больше. |
Bouncing (М) | 2 | Марсианин может уклоняться от атак, как обычный человек. |
(Отбивание) | 2 | Марсианин уклоняется от атак лучше обычного человека. |
Cover (Л, Р) | 1/2 | Уменьшает шанс попадания в солдата, если он за препятствием. |
(Укрытие) | 1/2 | Уменьшает шанс попадания под огонь своих. |
EM Weapon Handling (Л, Р) | 1 | Солдат может использовать электромагнитное оружие. |
(Электромагнитное оружие) | 2 | Улучшает точность и скорость стрельбы из ЭМ оружия. |
Gunman (Л, М, Р) | 2 | Повышает точность одноручного стрелкового оружия. |
(Стрелок) | 2 | Улучшает точность и скорость всех неприцельных выстрелов (из любого оружия!) |
Heavy Equipment (Л, М) | 2 | Солдат может использовать тяжелое оружие. |
(Тяжелое снаряжение) | 3/2 | Улучшает точность и скорость стрельбы из тяжелого оружия, позволяет носить большие тяжести. |
Human anatomy (Р) | 2 | Повышает повреждения и шанс критического попадания в людей, а также скорость лечения людей. |
(Анатомия людей) | 2 | Еще сильнее повышает повреждения, шанс критического попадания и скорость лечения людей. |
Human Combat (Р) | 2 | Ретикуланин может использовать ножи и гранаты. |
(Человеческие методы боя) | 2 | Ретикуланин может использовать все оружие ближнего боя. |
Invisibility (М) | 3 | Марсианин невидим, пока стоит на месте. |
(Невидимость) | 4 | Марсианин невидим, даже когда передвигается. |
Leadership (Л) | 2 | Ускоряет движения своих солдат в радиусе, зависящем от Обаяния. |
(Лидерство) | 2 | Повышает защиту от псионических атак у всех солдат в радиусе, зависящем от Обаяния. |
Martial Anatomy (Л, Р) | 2 | Повышает повреждения и шанс критического попадания в марсиан. |
(Анатомия марсиан) | 2 | Еще сильнее повышает повреждения и шанс критического попадания в марсиан. |
Plasma Weapon Handling (Л, Р) | 1 | Солдат может использовать плазменное оружие. |
(Плазменное оружие) | 2 | Улучшает точность и скорость стрельбы из плазменного оружия. |
Psi Weapon Handling (Р) | 3 | Можно использовать все режимы псионического оружия (атака, оглушение, сбивание с толку, лечение). |
(Псионическое оружие) | 4 | Можно использовать устройство, берущее врагов под контроль. |
Reticulan Anatomy (Л, М) | 2 | Повышает повреждения и шанс критического попадания в ретикулан. |
(Анатомия ретикулан) | 2 | Еще сильнее повышает повреждения и шанс критического попадания в ретикулан. |
Sniper (Л, Р) | 3 | Улучшает скорость и точность снайперских винтовок, при наличии прицела позволяет особо точный режим стрельбы. |
(Снайпер) | 4 | При наличии прицела можно стрелять в отдельные части тела. |
Skirmisher (Л, М) | 1 | Повышает точность и повреждения оружия ближнего боя. |
(Налетчик) | 3 | Улучшает точность ударов, бросков и уклонение в ближнем бою. |
Stability (Л) | 2 | Солдат гораздо реже падает, когда в него попадают. |
(Устойчивость) | 2 | Солдат избегает попадания ракет и гранат. |
Stalking (Л, Р) | 2 | Повышает скрытность солдата. |
(Скрытность) | 2 | Еще сильнее повышает скрытность солдата. |
Suit wearing (Л) | 1 | Позволяет ползти и пригибаться в скафандре (кроме тяжелых). |
(Управление скафандром) | 2 | Позволяет носить тяжелую броню. |
Toughness (Л) | 2 | Повышает количество хитов солдата. |
(Сопротивляемость) | 3 | Еще сильнее повышает количество хитов; солдат не падает от временного повреждения, пока не будет убит. |
* Л — люди, Р — ретикулане, М — марсиане |
В вашей команде также должны быть лидер, медик и инженер — хотя бы по одному. Лидер — это солдат с тренингом Лидерство и высоким Обаянием, он ускоряет движение своих солдат и защищает их от ретикуланского псионического оружия. Медик — это солдат-ученый с тренингом Медицина, который лечит ваших солдат в бою, а инженер — солдат-техник, который чинит пробитые скафандры, ремонтирует роботов, снимает мины и управляет шаровыми молниями. Для этого ему требуются первые уровни тренингов Обращение со скафандрами, Робототехника и Разведчик, а также 1-2 уровня Вождения. Медиков и инженеров придется время от времени выводить из состава боевой группы и поручать им научные или технические задачи, чтобы они получили уровни и пункты тренировки.
На заметку: переключение между оружием и специальным устройством (шприцом медика или инструментом инженера) требует значительного времени. Кроме того, обоим нужно подойти к объекту лечения или починки.
Полезно иметь в команде двух медиков, чтобы падение одного солдата не приводило к проигрышу миссии. Очень удобен самурай-медик, поскольку он быстро бегает и может успеть вовремя вылечить раненого. Хорош и мафиози-медик, который тратит меньше времени на переключение между пистолетом и шприцом благодаря Владению обеими руками. Если у вас есть телепат, он тоже умеет лечить солдат.
Боевые роботы (drones)
Роботы — это кибернетические солдаты, которых вы производите сами. Уже в этом заключается их преимущество перед живыми солдатами: можно построить любое количество роботов и использовать их в качестве «пушечного мяса», пока солдаты тренируются или залечивают раны. Еще важнее то, что сами роботы «лечатся» (ремонтируются) практически мгновенно, если на складе есть запчасти, и так же мгновенно «тренируются» (усовершенствуются), если вы заранее произвели нужные для этого компоненты. В общем, хоть вы и сможете обойтись без роботов, они позволяют выиграть немало времени и значительно облегчают игру.
Как и у всех солдат, у роботов есть свой набор «характеристик» и «навыков», но для повышения первых недостаточно набранного опыта — для этого нужно еще произвести компонент, соответствующий нужной характеристике. Каждый устанавливаемый компонент повышает два «навыка»: например, процессоры улучшают Наведение и Передвижение. У каждого вида компонентов есть два уровня: обычный (стоит 2 единицы навыка) и улучшенный (стоит 3 единицы). Робот получает по 1 единице навыка за каждый уровень, то есть к 25 уровню вы сможете установить на него все возможные компоненты.
Роботы не имеют специальных оружейных навыков и не могут использовать ни обычное оружие, ни даже устройства, подвешиваемые на оружие и скафандры людей. Вместо него они используют специальное вооружение, ассортимент которого достаточно ограничен, и особые устройства. Правильно тренированные солдаты высоких уровней, в конечном счете, стреляют намного лучше роботов.
Основное преимущество роботов — потрясающая гибкость, не доступная ни одному живому существу. Перед вылетом на миссию вы можете установить на каждого робота одну из трех башен, каждая из которых имеет в бою свои особенности:
Башня-«черепаха» не позволяет устанавливать никакого вооружения, зато предоставляет настолько прочную защиту, что враги ни за что не успеют ее пробить до тех пор, пока ваши солдаты не перебьют их самих. Чего стоит хотя бы защита от пуль 98% — робот получает от них всего лишь два процента повреждений! Если вам удалось заставить врагов стрелять по «черепахе», она уже выполнила свою задачу лучше любого солдата, поскольку враги тратят время и боеприпасы зря. К сожалению, это случается сравнительно редко, поскольку враги быстро переключаются с цели, которая их не атакует, на те, которые атакуют. В любом случае «черепаха» — отличный разведчик и просто замечательный «тральщик»: защита от взрывчатки 95% позволяет ей подрывать вражеские мины практически без последствий для себя.
Бронированная башня защищена не так сильно, как «черепаха», зато несет одно орудие. Вот такого робота враги уже никак не могут игнорировать, поэтому он очень часто отвлекает огонь на себя. К сожалению, по стойкости в бою и количеству наносимого повреждения броневик не слишком превосходит солдата в компьютеризированном тяжелом скафандре, поэтому используется довольно редко.
Высокотехнологичная башня защищена очень плохо, зато позволяет установить четыре одинаковых оружейных установки. Такой робот, конечно, не годится на роль разведчика, и его слишком легко убивают, зато он наносит намного больше повреждений, чем средний солдат! Желательно использовать дальнобойное оружие — например, лазерные пушки или аннигиляторы. Робот, вооруженный до зубов, не только быстро изничтожает врагов, но и зарабатывает огромное количество игрового опыта.
Миссия выполнена, но робот «погиб»? Соберите его обломки, оружие и боеприпасы, и на базе вы получите нового. Пропадут только боевой опыт и установленные на робота компоненты. |
У роботов сравнительно мало хитов — всего лишь 120, почти втрое меньше, чем у людей с навыком Стойкость (Toughness), поэтому желательно не подставлять их под удар — если, конечно, речь не идет о «черепахе», спроектированной специально для того, чтобы выдерживать многое. Зато каждый робот может заниматься самопочинкой, хотя устраняются только временные повреждения (красные), но не постоянные. А еще роботы очень быстро передвигаются — по крайней мере, вдвое быстрее, чем солдаты в тяжелых скафандрах.
Это важно: все роботы совершенно невосприимчивы к псионике (защита 100%) и прекрасно работают против ретикулан и инопланетной экспедиции. Рекомендуется использовать бронированные башни, чтобы враги не могли игнорировать стальных солдат.
После освоения технологий управления марсианскими роботами вы сможете использовать в своих рядах всех разбитых левитирующих и ползающих роботов, которых захватите на поле боя. Марсианские роботы намного слабее тех, которых вы можете произвести самостоятельно, но иногда вам просто требуется «пушечное железо». У ползающего робота 90 хитов, у левитирующего — всего 75, зато у него самая высокая скорость.
Скафандры и башни роботов | ||||||||||
Сокращение повреждений | ||||||||||
Название скафандра | Защита | Пули | Огонь | Ближнее | ЭМ | Пси | Взрыв | Лазер | Устрой- ства | Объем, примечания |
Базовый | 3 | 10% | 10% | 10% | 69% | 0% | 10% | 10% | 0 | 4*4 |
Тяжелый | 6 | 55% | 44% | 80% | 40% | 10% | 64% | 50% | 1 | 4*4+2*4 |
Тяжелый боевой | 4 | 72% | 50% | 75% | 20% | 10% | 75% | 72% | 2 | 4*4+2*4+2*4 |
Жизнеобеспе- чивающий | 9 | 55% | 44% | 69% | 40% | 10% | 60% | 50% | 1 | 4*4, лечит |
Компьютери- зированный | 7 | 80% | 60% | 85% | 0% | 10% | 85% | 80% | 2 | 4*4+4*4 |
Бронированный | 4 | 30% | 20% | 30% | 64% | 0% | 30% | 30% | 1 | 4*4+4*2 |
Транспортный | 4 | 10% | 10% | 10% | 69% | 0% | 10% | 10% | 0 | 10*6 |
Боевой | 4 | 50% | 30% | 20% | 50% | 50% | 50% | 50% | 1 | 2*6+4*2 |
Улучшенный боевой | 6 | 64% | 40% | 30% | 64% | 64% | 64% | 64% | 2 | 2*6+2*6+4*2 |
Открытый | 1 | 50% | 50% | 30% | 89% | 0% | 30% | 50% | 2 | 8*6, легкий |
Название башни | Оружие | Пули | Огонь | Ближнее | ЭМ | Пси | Взрыв | Лазер | Устрой- ства | Объем |
«Черепаха» | 0 | 98% | 95% | 98% | 60% | 100% | 95% | 89% | 1 | нет |
Бронированная | 1 | 89% | 85% | 89% | 50% | 100% | 89% | 75% | 1 | 4*6 |
Боевая | 2 | 40% | 50% | 60% | 30% | 100% | 50% | 25% | 1 | 4*6 |
Высокотех- нологичная | 4 | 44% | 60% | 69% | 0% | 100% | 25% | 15% | 2 | 4*6 |
Легкая марсианская | 1 | 20% | 40% | 69% | 0% | 100% | 20% | 20% | 0 | 4*6 |
Тяжелая марсианская | 2 | 44% | 60% | 80% | 0% | 100% | 55% | 30% | 0 | 4*6 |
Есть ли у вас план?
Каждая миссия имеет свою задачу. Если вы атакуете чужую территорию, а не защищаете свою, можете выбрать ту миссию, которая вам больше нравится. В инструктаже перед миссией всегда указан уровень агрессивности окружающей среды, которому должны соответствовать все скафандры вашей боевой группы. Встречаются такие боевые задания:
Уничтожить всех врагов. В отличие от многих других игр серии UFO, вам очень редко придется прочесывать карту в поисках последнего врага, который где-то прячется. Карты в UFOA небольшие, но трехмерные, что дает нам интересные боевые ситуации и при этом позволяет не тратить слишком много времени на разведку.
Уничтожить одного/нескольких врагов. Практически то же самое, только иногда вы сможете забраться на вражескую базу и выполнить миссию, не вступая в бой со всеми силами врага.
Уничтожить объект. Самая простая задача, поскольку расположение объекта обычно известно заранее. Достаточно подобраться к нему на расстояние выстрела и перебить всех, кто вздумает вам помешать. Классический способ разрушения объектов — взрывчатка.
Внимание: для уничтожения объекта не обязательно брать с собой взрывчатку. Многие пушки (например, деформирующая) способны разрушать здания, только для этого нужно переключить режим ведения огня с «атаковать цель» на «атаковать локацию» и вручную отдать приказ об атаке.
Найти объект. Это особые миссии, в результате которых вы получаете артефакты, необходимые для определенных исследований. Миссии резко отличаются от обычных: они состоят из двух частей — добраться до входа в хранилище и найти в нем артефакт. Карты хранилищ напоминают подземелья или лабиринты, а в качестве врагов выступают роботы, которых может быть очень много. Взять артефакт может только ученый (чаще всего медик), который получит за это немало научного опыта.
Захватить врага. Самый трудный вид миссий, поскольку врага требуется именно взять живым, а не убивать. Обычно приходится нанести ему достаточно повреждений, чтобы он упал, а потом вылечить его — после этого считается, что враг захвачен в плен, и вы можете управлять им так же, как своими бойцами. Тем не менее, если рядом с ним не останется ваших солдат, он освободится, и вам придется бегать за ним снова! Другой способ добыть «языка» — перебить всех остальных врагов, а потом ранить его, чтобы он упал.
Миссии по захвату врагов сложнее прочих еще и потому, что вам придется оставить в команде свободное место, то есть у вас будет шесть солдат вместо обычных семи. На поздней стадии игры оружие, которое вы обычно используете, может оказаться слишком сильным для этой миссии, так что берите с собой маломощное. Удобнее всего создать отдельную конфигурацию боевой команды для таких миссий: они явно не годятся для тренировки новичков, да и самураям там делать нечего, уж очень много повреждений они наносят, а вот оглушающее электромагнитное оружие, наоборот, будет очень кстати.
Большинство игровых миссий не требует особых полководческих талантов: вполне можно идти «толпой» и дружно расстреливать встречающихся врагов. К сожалению, при этом ваша команда не заботится о каком-либо боевом порядке и не блещет интеллектом. Иногда солдаты даже не понимают, что узкий проход, занятый товарищем, скоро освободится, и пытаются идти в обход! Кроме того, они любят сбиваться в кучу, мешая друг другу стрелять, — вам придется регулярно приказывать отдельным солдатам занять лучшие позиции, зачастую прямо в бою.
Во многих миссиях можно никуда не ходить, а поставить засаду там, где обязательно пройдут вражеские патрули, — например, возле подъема на плато. При этом вы заранее расставляете своих солдат наилучшим образом — снайперы и слабые новички сзади, специалисты по оружию ближнего боя впереди — и получаете значительное преимущество перед врагами. Можно устроить засаду в любом удобном месте, а если враги не придут, послать хорошо защищенного робота, чтобы их выманить, — правда, это не сработает с противниками, имеющими дальнобойное оружие. Ниже приводятся тактические советы против различных рас UFOA.
Ретикулане наиболее опасны своими пси-способностями и дальнобойными ракетными установками (особенно сильна экспедиция). Против них необходимо иметь в команде лидера с высоким Обаянием, защищающего остальных солдат, но еще лучше захватить роботов, на которых псионика не действует. Ракетные установки, которые экспедиция применяет в больших количествах, могут положить всю вашу команду за считанные секунды, особенно если вы будете держать всех солдат вместе. Практически все ретикулане — простые солдаты, изредка на поле боя попадаются командиры.
Ретикулан хорошо изводит дальнобойное оружие — снайперские винтовки, лазерные пушки, ракетные установки. У инопланетян мало хитов, поэтому каждого их солдата намного проще свалить на землю, чем вашего, но их псионики умеют лечить на расстоянии, так что всех раненых ретикулан лучше добивать. Любой робот, даже не особенно бронированный, прекрасно подходит для разведки их позиций и провокации запуска ракет: он ездит достаточно быстро, чтобы не попасть под разрывы, а боезапас ракетных установок очень мал (не более пяти ракет).
Роботы обычно не слишком опасны независимо от их количества — они наносят слишком мало повреждений, и вы успеете их перебить, прежде чем потеряете хотя бы одного солдата. В игре встречаются роботы четырех типов: ползающие, левитирующие, двуногие мехи и многоногие пауки. Все роботы отключаются при получении достаточного количества повреждений, но быстро чинятся, так что лучше не оставлять их за спиной. Эти механизмы очень уязвимы к лазерным и электромагнитным повреждениям. Благодаря различным размерам и очень большой разнице в скорости (левитирующие роботы передвигаются намного быстрее ваших солдат, роботы-пауки — наоборот) «железяки» обычно не могут наступать организованной группой, и их можно перебить поодиночке.
Марсиане, к счастью, встречаются достаточно редко и в небольших количествах. Они отлично защищены от наиболее популярных видов повреждения (пули, лазеры, взрывчатые вещества) и умеют маскироваться. Марсиане специализируются на электромагнитном и плазменном оружии, но у них есть и опасное оружие ближнего боя — световые сабли (почти как в «Звездных войнах»). Кроме того, они обычно управляют роботами и способны перехватить контроль над вашими. Против них отлично работает оружие ближнего боя (вот где раздолье для самураев с катанами!) а также их любимые плазменное и электромагнитное.
Зверолюди представлены множеством разнообразных бойцов, многих из которых вы увидите далеко не сразу. Как и у людей, у них есть разные боеприпасы: обычные, бронебойные, отравляющие, кислотные, парализующие и отупляющие. Зверолюди — основные враги, против которых вы будете сражаться на протяжении всей игры и гораздо чаще, чем с другими расами, поэтому стоит изучить их бойцов подробнее. Почти все виды воинов имеют две разновидности: красную и желтую, более опасную.
Солдат имеет мало хитов и опасен только на близком расстоянии. Их лучше отстреливать издалека, если нет более важных целей.
Капитан лучше вооружен и сражается до последнего. Как только вы его заметили, лучше всего поручить его снайперу: хитов у капитана немного, так что погибнет он достаточно быстро и не успеет причинить вашим войскам особого вреда.
Паук — очень быстрая тварь, атакующая на небольшом расстоянии. Красные пауки кусаются, желтые — плюются кислотой. К счастью, их очень легко убить, и атакуют они по отдельности.
Роллер — живой шар, который с большой скоростью катится по земле. При атаке шар на некоторое время останавливается, а потом подпрыгивает и раскрывается, нанося серьезное повреждение в ближнем бою. Роллер неплохо защищен от любого оружия, и для его уничтожения вам придется стрелять достаточно долго. Против этого противника надо рассредоточиться, чтобы нельзя было атаковать нескольких солдат сразу. Если роллер остановился возле солдата, последний должен немедленно убежать.
Червь — мелкий надоедливый червяк, кусающий ваших солдат. Его преимущества — скрытность и малые размеры, благодаря которым вы замечаете его, только когда он уже под ногами.
Босс — крупный неподвижный червяк, стреляющий шарообразными снарядами. Выглядит внушительно, но уничтожается практически любым оружием.
Шаманы лечат других зверолюдей. У них очень мало хитов, так что снайперы убивают их буквально одним выстрелом. Сделайте это как можно быстрее: чем меньше врагов, тем лучше.
Алхимики запускают гранаты разных видов с помощью гранатометов. Они могут быть очень опасны, особенно если ваши солдаты стоят плотно. Поскольку гранатомет не стреляет по прямой линии, алхимик нередко атакует вас из-за какого-нибудь препятствия, а вы его атаковать не можете. Алхимиков следует убивать при первой возможности.
Вождь обычно использует тяжелое оружие, наносящее серьезные повреждения, но только с прямой наводкой. Поэтому вожди — основная цель для всех ваших солдат, кроме снайперов, у которых могут быть более важные цели. Вождь значительно сокращает повреждения, которые получает, но не умеет уклоняться от атак.
Матриарх — самый опасный боец среди зверолюдей. Она может уклоняться от атак, то есть большая часть атак по ней просто не попадает. Как правило, матриарх использует дальнобойное оружие, и вашим солдатам приходится подбегать прямо к ней, чтобы не тратить зря время и боеприпасы. Против этих врагов можно использовать лазеры, пистолеты и оружие ближнего боя; очень хороши оглушающие гранаты и ракеты. Но самое эффективное оружие — генератор шаровых молний: даже одна молния нередко уничтожает матриарха, и при этом вашим солдатам не нужно подставляться под выстрелы!
Основная тактика против крупных масс зверолюдей заключается в том, чтобы как можно быстрее сократить их количество — а поскольку матриархов труднее всего убить, ими следует заниматься в последнюю очередь. После уничтожения всех вождей и капитанов вы сможете просто подойти к матриарху поближе и расстрелять ее в упор.
На заметку: многие враги при получении значительных повреждений падают и больше не представляют для вас опасности, однако ваши солдаты все равно будут в них стрелять, пока могут. Не забывайте переносить огонь на более важные цели! Добивание врагов лучше поручить новичкам, которые при этом получат больше опыта.
Некоторые любят погорячее
Выигрышная стратегия в UFOA практически не зависит от уровня сложности, однако на высоких уровнях игра не прощает ошибок. Особенно это касается порядка исследования технологий, очередности производства и захвата территорий. Чтобы выиграть, достаточно не проиграть на протяжении достаточно длительного времени. А проиграть вы можете по одной из следующих причин:
Нехватка топлива. Ваш боевой челнок просто не может долететь до сектора, на который напали враги, и колония гибнет из-за отсутствия воды. Следует захватывать территории, дающие топливо, в первую очередь, пока вы не будете уверены, что можете защитить весь канал. Эта проблема обычно возникает в начале игры на высших уровнях сложности.
Плохие скафандры. Если скафандр не рассчитан на уровень агрессивности окружающей среды, он быстро портится и солдат начинает терять здоровье. Атаки врагов также могут портить скафандры. Эта проблема решается «с двух сторон»: усовершенствованием скафандров и терраформированием. Тяжелого скафандра (heavy suit) обычно достаточно для большинства миссий, но для его ношения все ваши солдаты должны иметь два уровня Управления скафандром. Роботы не подвержены влиянию окружающей среды, так что их можно использовать в качестве заслона, пока у вас нет подходящих скафандров.
Невозможность выполнения миссий. Ваши солдаты просто не могут выполнить боевую задачу из-за неправильного вооружения, снаряжения или тактики боя. Может быть, вы просто упустили важную ветвь технологий или забыли построить здание для тренировки солдат. Если у вас есть тяжелые скафандры и дробовики (shotgun), с ними можно пройти большую часть игры, хотя против ретикулан все-таки очень приятно иметь пару снайперов. От большинства миссий можно отказаться, даже если это приведет к потере территории: для возврата последней вам придется выполнить другую миссию, которая может быть проще. Нельзя отказываться только от миссий, связанных с защитой водного канала и вашей собственной базы.
Слишком много миссий. Солдаты не успевают лечиться и тренироваться. Прежде всего, используйте всех доступных солдат, а не только одну элитную боевую группу — тогда вы сможете назначить раненого солдата на тренировку, где он будет заодно постепенно лечиться, а на его место временно взять другого. Поскольку госпиталь рассчитан на одного солдата, постройте их несколько, ведь после тяжелого боя раненых обычно много. Как можно быстрее уничтожьте врата, через которые зверолюди перебрасывают войска, — они создают дополнительные боевые миссии. Возможно, из-за ошибок на дипломатическом поприще вы имеете «лишних» врагов, с которыми вполне можно было бы договориться.
Эта проблема решается с помощью двух технологий. Технология «Дальнобойные ракеты» (LR Rockets) позволяет улучшать радарные установки, после чего территория может сама отражать атаки пришельцев. Строить такие установки возле территории врага очень полезно, поскольку сокращает количество боевых миссий, но даже улучшенная установка не дает полной гарантии отсутствия нападений. Технология «Развитая медицина» (Advanced Medicine) позволяет строить операционную (surgery), значительно повышающую скорость лечения солдат.
На высших уровнях сложности стратегия такова: вы должны исследовать цепочку «Методы выживания — Медицина» и построить марсианский тренажер (Mars Simulator). После этого надо исследовать Легкую боевую броню, а тем временем тренировать своих солдат-ученых в медицине, а солдат-техников — в работе со скафандрами. Также нужно произвести достаточное количество аптечек и запасных частей для ремонта скафандров.
После появления Легкой боевой брони постройте не менее четырех таких костюмов для ваших солдат. Нужно исследовать Огнестрельное оружие (Firearms), чтобы получить доступ к винтовкам, и Военную тренировку. Если вы успеете экипировать хотя бы четырех солдат скафандрами и винтовками до посягательств на вашу воду, а также захватите достаточно топлива, сможете добавить двух союзных ретикулан и создать приличный боевой взвод, способный отбиться от врагов.
На более низких уровнях сложности вы можете обойтись без легкой брони, потому что успеете добраться до тяжелых скафандров до возникновения основных проблем. Вместо легкой брони исследуйте Тяжелые скафандры и не забудьте тренировать своих солдат в их ношении. Исследуйте Гиперпространственные врата, чтобы получить возможность уничтожать врата зверолюдей, и Общение с Землей, в результате которого вы получите в подарок две деформирующих пушки. После исследования Источника ископаемого топлива и Энергостанции на ископаемом топливе вы сможете повысить уровень энергии, что позволит построить вторую лабораторию и вдвое ускорить освоение технологий.
Изучение Улучшенного огнестрельного оружия предоставит в ваше распоряжение дробовики и снайперские винтовки, с которыми вы сможете продержаться до самого конца игры. Лазерное и ракетное оружие в UFOA относится к ретикуланским технологиям. Стоит изучить хотя бы один труп зверочеловека, чтобы ваши солдаты смогли получше узнать их анатомию. Технология «Специальные боевые операции» открывает множество полезных тренингов. После освоения цепочки «Автоматические защитные системы — Боевые роботы» вы сможете строить собственных роботов.
Чтобы выжить и захватить Марс для землян, от вас потребуется не только недюжинная смекалка, но и постоянный труд. Только вы можете решить, в какой момент работника пора отправлять в тренировочный центр, кем его заменить, как распределить техников между мастерской, строительством зданий и инженерной машиной, чем вооружить солдат, и так далее. Не сомневаюсь, что вы приведете нашу расу к процветанию. Удачной вам работы!
Назад