Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Олег Терновых (Black Doctor)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№9 (82) сентябрь 2008

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel
Создание команды-мечты

— Но разве можно пить эль так, как пьете его вы? Его следует хорошенько распробовать и посмаковать.

— Это же расколдованный эль, и смаковать его не стоит... Но был бы великий грех вылить даже такие мерзкие помои, если им наименование «эль».

Клиффорд Cаймак, «Заповедник гоблинов»

Если, отбросив в сторону эмоции, хорошенько распробовать и посмаковать Fallout Tactics, можно обнаружить в игре массу скрытых достоинств, делающих ее, несмотря на отсутствие диалогов, ничуть не менее интересной, чем ее знаменитые предшественники. Огромное количество наемников различных рас, отличающихся своими особенностями, позволяет создавать разные варианты отрядов.

Благодаря возможности накапливать навыки и очки опыта развитием бойцов можно управлять, выстраивая интересные комбинации и усиливая необходимые вам качества и умения. Ход боя можно ускорять или замедлять по вашему желанию, пользуясь отключением пошагового режима. Есть еще масса мелких преимуществ, вроде значения пола (да-да!) бойцов отряда в определенных ситуациях; способности вести бой, не покидая боевых машин, и т.д., но об этом — по ходу дела.

Создание героя

Параметры вашего героя находятся в прямой зависимости от взятой оружейной специализации и предполагаемого одиночного или командного взаимодействия с противником.

Сила. У рукопашного бойца, любителя клинков и мастера тяжелого оружия она необходима в количестве восьми единиц. У первых двух от величины показателя силы зависит наносимый урон; слабосильный мастер тяжелого оружия просто не удержит в руках пулемет; а он должен нести еще и запас патронов к нему. Всем остальным достаточно показателя силы на уровне 5-6 единиц; на высоких уровнях еще четыре единицы силы даст броня Братства Стали.

Ловкость. У любого героя она должна быть никак не ниже 8 единиц, а лучше — 10. При отключенном пошаговом режиме герой с невысокой ловкостью очень медленно восстанавливает очки действия и, соответственно, крайне редко стреляет, а этим обязательно воспользуется противник. И наоборот, герой с высоким уровнем ловкости просто не дает противнику открыть огонь, своими попаданиями раз за разом снимая у того очки действия.

Восприятие. Желательно поднять до 8 или даже 10 единиц. У любого бойца, вооруженного огнестрельным оружием, никак нельзя опускать восприятие ниже шести — в противном случае вы с удивлением будете наблюдать, как ваш протеже с увлечением выпускает обойму за обоймой в... воздух, лишь изредка раня противника.

Выносливость. Этот параметр в крайнем случае можно оставить на уровне 2 единицы, при умелом осторожном управлении и такой персонаж спокойно дойдет до финала.

Привлекательность. Если ваш герой одиночка, достаточно двух единиц. Но если вы хотите формировать ударный отряд — стоит подумать. Пять бойцов пойдут с вами в огонь и воду при любом уровне привлекательности. Но! От ее уровня зависит скорость продвижения героя по служебной лестнице, а некоторые неплохие наемники пойдут с вами только при высоком воинском звании персонажа. Вдобавок высокий уровень привлекательности помогает дороже продавать и дешевле покупать, а если на вашем попечении большой отряд, покупать придется много.

Интеллект. Командиру достаточно 6 единиц, бойцу-одиночке лучше взять 10, ведь ему необходимо развивать массу навыков, а очков, получаемых при повышении уровня, постоянно будет не хватать.

Удача. Она важна для всех, особенно для «критических» снайперов и любителей секретных локаций. Кроме того, количество очков опыта, получаемых отрядом за выполнение задания, напрямую зависит от уровня удачи командира.

Это интересно: пожалуй, Fallout Tactics — первая игра, в которой имеют значение связанные с полом физические параметры персонажей. В процессе игры встречаются узенькие места, через которые не могут пройти широкоплечие мужчины, а женские герои — запросто! Лучше всего это проявляется в Мейкомбе — пройдя между стеной и разбитой машиной, женская часть команды заходит в тыл ничего не подозревающим налетчикам.

Команда готова поразвлечься.

На других локациях также встречаются подобные места, к сожалению, не приносящие особенной выгоды. В пользу того, что это не баг, говорит следующий факт: героиня, одетая в тяжелую броню, не может пройти узкое место. Снимает броню и спокойно проходит.

Это важно: в процессе игры встречается один-единственный артефакт, навсегда повышающий выносливость на одну единицу. К сожалению, хирургические операции, повышающие показатели остальных характеристик, или компьютерные модули, делающие то же самое, в Fallout Tactics полностью отсутствуют. Все характеристики можно повысить на единицу лишь с помощью соответствующих навыков, поэтому необходимо крайне внимательно подходить к генерации персонажа.

Существует определенная зависимость между значением основных параметров и наличием или отсутствием некоторых навыков, получаемых при повышении уровня героя.

Сила 6 и выше дает возможность получить три навыка «каменная спина», увеличивающих грузоподъемность бойца, — совсем нелишняя особенность для мастера тяжелого оружия. Запас боеприпасов к тяжелому пулемету, доступный герою с максимальным показателем силы, в ходе боя имеет свойство подозрительно быстро заканчиваться; то же самое относится к баллонам с огненной смесью и гранатометным выстрелам.

Ловкость 7 в сочетании с интеллектом 6 — навык «бонус скорострельности», позволяющий сократить время выстрела на единицу. Весьма важный навык при использовании героем любого огнестрельного или лучевого оружия и гранат.

Восприятие 7 и ловкость 8 — навык «меткий стрелок», увеличивающий восприятие на две единицы. Особенно рекомендуется снайперам, но хорош и для пулеметчиков, так как позволяет вести меткий огонь с больших расстояний. Зачастую противник, ошеломленный неизвестно откуда летящими в него пулями, открывает огонь с предельной дистанции — и конечно, в отличие от снайпера, не может нанести никакого урона...

Выносливость 6 в сочетании с удачей 6 позволяют приобрести три навыка «непробиваемость», каждый из которых дает по 10% защиты от обычного оружия.

Привлекательность 2 — навык «одиночка», повышающий все навыки на 10%.

Привлекательность 6 — навык «лидер». Все бойцы отряда, находящиеся неподалеку от обладателя данного навыка (совсем не обязательно — главного героя!), получают +1 к ловкости и +5 к броне.

Привлекательность 8 — на 15-м уровне герой может взять навык «милость небес», дающий право на получение очередного навыка через каждые два уровня. Кроме того, при взятии этого навыка самая высокая характеристика главного героя навсегда повышается на одну единицу. Если у главного героя две одинаковых по уровню характеристики, повысится только одна из них. Таким образом, можно увеличить ловкость или восприятие до 11 единиц со всеми причитающимися усилениями.

Удача 6 позволяет получить навык «бонус урона на расстоянии», увеличивающий урон любого огнестрельного оружия. Если удача вашего наемника равна 5, при первой возможности поднимите ее до 6, а затем приобретайте вышеназванный навык, особенно полезный пулеметчикам и снайперам.

Это важно: дойдя до финала игры, герой получит 24-25 уровней опыта, то есть всего восемь или девять навыков. Поэтому к их выбору нужно подходить очень осторожно.

Несколько слов об особенностях. При генерации персонажа очень желательно взять особенность «одаренный» — прибавление единички к каждой характеристике лишним не будет. Если вы планируете вести дистанционный бой, берите «стрельбу навскидку» или «точность» (первая особенность, на мой взгляд, эффективнее). Кулачному бойцу и метателю подойдет особенность «однорукий». Если же вы хотите ограничить свое участие в боевых действиях, выступая исключительно в качестве врача или механика-водителя, ваша особенность — «добрая душа».

Это интересно: существует возможность создать героя, не принимающего активного участия в боевых действиях, — подобие дипломата из Fallout 2. Поднимите до максимума начальные показатели навыков лечения, ремонта, бартера, пилота — и мирный персонаж готов. Если дать ему высокую привлекательность и навык «лидер», командир будет усиливать своих бойцов, лишь бы они были поблизости. Именно такой мирный герой раньше других классов может получить звание генерала.

Мирные навыки

Если вы выбрали командное прохождение, скорее всего, в отряде найдется место для специалистов по любым навыкам. Герою-одиночке придется потруднее — необходимо хорошо представлять себе, какие навыки нужны в первую очередь, какие во вторую, а без каких можно обойтись.

Как для отряда, так и для одиночки важнейшим является навык «доктор». Почему? Бойцы в процессе боя периодически получают повреждения, не излечиваемые аптечками и временем: ослепление, переломы конечностей и т.д. Такой персонаж мгновенно превращается в малоподвижную мишень, и помочь беде может только доктор.

Следующий по ценности навык: «первая помощь». Пользуясь этим навыком, нельзя срастить сломанную конечность, но можно полностью восстановить потерянное здоровье, особенно если раненый не может позволить себе отвлекаться от боя для приема стимуляторов или пищи. Что еще нам пригодится?

«Хитрые» навыки

К хитрым навыкам стоит отнести «доктора», «первую помощь», «ремонт» и «науку». Почему хитрые? Дело в том, что за частое результативное использование данных навыков герой получает опыт, а уровень эффективности самих навыков повышается. Лучше всего дело обстоит с медицинскими навыками — уровень лечения можно довести до 600 восстановленных единиц здоровья за одно применение!

Пока все отдыхают, доктора работают.

Соответственно, столько же опыта получит отрядный доктор. При высокой удаче достаточно иметь базовый уровень навыка «доктор» в 40-50%, и за счет постоянного применения вы поднимете его до... а потолка-то и нет! В одном из моих отрядов доктор имел уровень эффективности 800%, затем рост прекратился — аптечки кончились.

Где брать столько раненых? Они есть в каждом бункере, среди союзников... наконец, на некоторых картах встречаются раненые брамины. Есть еще одно особенное место: секретная локация «Всадники постапокалипсиса». Каждый из четырех всадников пребывает в состоянии «при смерти», а полностью вылеченный имеет... 100125 единиц здоровья! Просто праздник для доктора!

С ремонтом немного хуже — по непонятной причине механик получит опыт только в том случае, если техника не была восстановлена до конца. Совсем печальная ситуация с «наукой» — буквально в двух шагах от финала можно бесконечно получать по 40 очков опыта, включая и выключая генераторы. Вряд ли отрядный ученый сумеет поднять уровень таким способом. А вот доктор и механик, особенно если это мультиклассовый специалист, — совсем другое дело!

Взлом. Навык средней полезности, в игре нет ни одного «подзамочного» предмета, без которого нельзя было бы обойтись. Но если в команде есть взломщик, лишним он не будет. Достаточно развить этот навык до уровня 110% — и подавляющее большинство замков будет взломано.

Кража. Если у вас нет стойкого предубеждения против похищения предметов из карманов союзников, этот навык ваш. В игре встречается довольно много предметов снаряжения, которые начинающему бойцу нельзя ни выиграть, ни купить, ни получить в качестве трофея, а можно только украсть. Например, пулемет у генерала Барнаки или книги «разведчика» и «первой помощи» у мирных граждан в Джанкшен-сити.

Если быть точным, такой же пулемет, как у Барнаки, можно со временем отбить у мутантов или разбойников, но к тому моменту в отряде уже будет на вооружении что-нибудь более убойное. Навык кражи достаточно развить до 110%. К огромному сожалению, очки опыта за успешную попытку кражи в Fallout Tactics не полагаются.

Лучший способ обезвредить ловушку — шарахнуть из пулемета.

Скрытность. Нужна в основном кулачным бойцам и мастерам холодного оружия, так как они не могут наносить урон издалека. Минус этого навыка в том, что тяжелая броня значительно снижает способность ухода в тень, а начавший атаку боец не сможет снова уйти в невидимость, попадет под огонь противника, и если на нем легкая броня... в общем, вам решать, стоит ли развивать этот навык.

Ловушки. Это можно не развивать вообще. Периодически попадаются книги, прочитав которые воин получит опыт в разминировании. Ситуации, когда обезвреживание ловушки необходимо по сюжету, встречаются достаточно редко — например, в городе Квинси. Кроме того, любой боец с высоким восприятием способен обнаружить мину и применить альтернативное разминирование с помощью броска гранаты или очереди из автоматического дробовика.

Наука. Книги по развитию этого навыка встречаются чаще всего, а сам навык будет необходим пять или шесть раз за игру.

Ремонт. Крайне полезный навык. Вам не придется восстанавливать генераторы и лифты, но частенько придется ремонтировать поврежденную в боях технику. А если в отряде есть робот, специалист по ремонту будет нужен для его восстановления. К счастью, и этот навык можно увеличивать с помощью книг.

Пилот. В принципе, управлять боевой техникой может любой боец, даже если его показатель эффективности на уровне 5%, но за руль транспортного средства сядет герой с наиболее высоким уровнем навыка «пилот». Так как у водителя резко падает возможность вести эффективный бой, не покидая транспортного средства, стоит сажать за руль рукопашного бойца или мастера клинков — лишь бы они превышали остальных по показателю пилотажа хотя бы на 1%. Этот навык также увеличивается с помощью книг.

Бартер. Дорого продаем, дешево покупаем. Необходим в случае отсутствия в команде вора, но можно и обойтись — походить по пустошам, насобирать больше оружия...

Зачем нам бронежилеты, если есть танк?

Азартные игры. Забавный навык. Практически не имея в нем опыта, начните игру и сделайте ставку... один патрон! Через несколько минут ваш оппонент станет обладателем десятка патронов, а вы получите ценный предмет снаряжения. Конечно, при высокой удаче. Развитый до уровня 140%, навык становится очень полезным — большинство медиков и механиков на базах подвержены игровой зависимости, что позволяет безвозмездно пополнять запасы медикаментов и инструментов. Более того, интендант базы «Гамма» также склонен к игре, а это сулит очень большие возможности. Дело в том, что необыкновенно дорогое уникальное снаряжение, появляющееся на базах ближе к концу игры, появляется сразу у всех интендантов. Всего-то и дел: приехать на «Гамму» и немного поиграть с интендантом базы. Можно даже решить свои финансовые проблемы, раз за разом выигрывая снаряжение и тут же продавая его.

Натуралист. Важнейший навык. Настоящим проклятием пустошей в Fallout Tactics стали случайные встречи, буквально изматывающие отряд на невысоких уровнях. Но стоит поднять навык «натуралист» до 100%, и вы сможете избегать большинства опасных встреч по своему желанию. Кроме того, этот навык необходим для поиска секретных локаций, а их в игре ровно тридцать. Более того, если поднять «натуралиста» до 130%, можно не брать специальные навыки, предназначенные для поиска секретных мест. Вы все равно сможете обнаружить большинство из них.

Изменение характеристик наемников

Вот мы и подошли к одной из самых интересных особенностей Fallout Tactics — накоплению очков опыта и навыков. Мастера Fallout 2 наверняка помнят, что попытка отложить навык до появления в колонке выбора чего-либо более интересного заканчивалась его исчезновением через следующие три уровня. Правда, ситуацию можно было исправить, изменив параметры героя с помощью медицинских спецсредств и взяв появившийся нужный навык. В Fallout Tactics трюк с химией не работает, но он и не нужен. Просто не берем навык на 3-м, 6-м, 9-м уровнях. Они не пропадают, а ждут своего часа. Точно так же дело обстоит с очками опыта: они доходят до 99, но не обнуляются, как в Fallout 2, а продолжают накапливаться дальше. Какие преимущества это дает? Среди наемников в самом начале игры есть некая Торн. У нее неплохие сила, ловкость, выносливость и восприятие — идеальный кандидат в пулеметчики. Увы, ее изначальная специализация — холодное оружие и бой без оружия. Берем ее в отряд и начинаем накопление очков опыта и навыков, все равно в запасе пока что нет пулемета. При этом Торн вовсе не сидит без дела — холодное оружие в Fallout Tactics весьма эффективно. Наконец наемница достигает 12-го уровня, когда появляется навык «приз», позволяющий взять дополнительный оружейный навык, а также многочисленные навыки, позволяющие увеличивать базовые характеристики. Чуть раньше, после девятого уровня, мы уже взяли ей навык «мутация» и приобрели с его помощью особенность «стрельба навскидку». Теперь добавляем навык «тяжелое оружие», вбиваем в него запасенные очки опыта, добавляем навык «меткий стрелок», с помощью еще одного свободного навыка увеличиваем восприятие. Все, готов пулеметчик!

Ну и зачем все это нужно? Что, среди наемников нет специалистов по тяжелому оружию? Конечно, есть. Но большинство из доступных на первых уровнях страдает какими-то недостатками: то мало восприятие, то ловкость, то интеллект равен трем — а это делает невозможным получение навыка «бонус скорострельности» и снижает эффективность огня. Другой пример: у наемника удача равна четырем. На девятом уровне берем особенность «одаренный» — удача становится равной пяти. На 12-м уровне добавляем еще единицу удачи — и получаем возможность получить два навыка «бонус урона на расстоянии».

Так что в игре есть эффективный инструмент, позволяющий сделать весьма грозного бойца из среднего наемника.

Наемники

Прежде всего, наемники разделены на несколько групп, становящихся доступными для найма по мере возрастания сложности игры, и на несколько рас, появляющихся в группе наемников после выполнения определенного задания. Кроме того, среди них есть несколько уникальных личностей, наем которых зависит от соблюдения конкретных условий.

Люди являются самой многочисленной группой, предельные основные показатели всех характеристик — 10. Силу можно повысить до 12 с помощью брони Братства Стали и до 11 с помощью навыка «милость небес», остальные показатели также можно повысить до 12 с помощью препаратов. Им доступно любое оружие, а вот броня — только изготовленная людьми.

Это важно: очень нежелательно принимать всяческие усилители физических характеристик во время выполнения первых заданий. Миссию отряд пройдет на ура, но во время возвращения на базу произойдет неизбежная встреча с противником — уровень «натуралиста» слишком низок! Тут-то и выяснится, что из-за «ломки» половина отряда не может использовать оружие, а другая половина вообще потеряла сознание и не двигается с места.

Семь упырей на сундук мертвеца!

Следующая многочисленная группа — упыри. Их отличительной особенностью является высокое восприятие — до 14 единиц. Это делает их неплохими снайперами. К сожалению, высокое восприятие упырей сопутствует низкой ловкости, а это снижает эффективность оружия. Упыри получают навык через каждые четыре уровня, но если у них есть особенность «обманщик смерти» — через три уровня. Вот только обманщик при очередном повышении уровня может катастрофически потерять здоровье или даже умереть, поэтому за ним необходим постоянный контроль.

Другая неприятная особенность упырей — «сияющий». Такой боец похож на миниатюрный ходячий атомный реактор — светится в темноте и все вокруг заражает радиацией, но, что странно, эта способность выключается в транспортном средстве. Нужно держать его вдали от отряда, а когда появится навык «мутация», поменять «сияние» на что-то более подходящее.

Упырям доступно любое оружие, но по броне есть небольшие ограничения. Они могут носить собственную броню (у таких бойцов при найме показатель брони синего цвета), доспех брамина, силовую броню Братства Стали и природную броню. Предпочтительней первая модификация природной брони, так как она не снижает восприятие.

Среди упырей можно встретить старого знакомого — Гарольда — и единственную среди наемников воровку, умеющую и обчищать карманы, и вскрывать замки, — Бабс.

Когти смерти. Звучит-то как. Стремительные, невероятно сильные и ловкие (13 и 14 соответственно!), очень жизнестойкие — ах, какие воины! Если бы они могли еще и броню носить... Когти получают навык каждые четыре уровня. Именно из них выходят лучшие бесшумные убийцы.

В качестве оружия им можно вручить любые метательные предметы, начиная от камней и заканчивая гранатами; за исключением копий и метательных ножей. Также им доступны все виды боевых перчаток и единственное клинковое оружие: поперечный кинжал (он же — кулачный нож). Не совсем понятно, зачем он им нужен, так как пустая когтистая лапа наносит больший урон, но факт остается фактом.

Кроме того, у когтей есть еще одна, неожиданная, специальность — пилоты!

Если одинокий коготь смерти встретит группу налетчиков, выйдет победителем. Один на один с мутантом — также в большинстве случаев победит. Роботов забросает гранатами и, возможно, добьет силовыми перчатками. Лучшая из когтей смерти — Мать. Какая жалость, что нельзя выбрать главного героя именно из этой группы!

Супермутанты. Громадные неповоротливые дядьки. И тетки. Базовый показатель силы достигает 13 единиц. Носят свою броню и доспех брамина. Используют любое холодное оружие и любые боевые перчатки. Из огнестрельного оружия предпочитают пулеметы, гранатометы и огнеметы. Из энергетического оружия признают только скорострельный лазер. Имеют неприятную особенность — «вонючка», — снижающую восприятие у всех членов отряда. Благодаря расовому навыку «твердая рука» это самые быстрые в игре стрелки из пулемета.

Супермутанты встретили мега-супермутанта!
Что украсть у коровы?

Робот. Единственный представитель группы появится среди наемников после посещения Каньон-сити. Владеет любым огнестрельным и энергетическим оружием, хорошо дерется врукопашную. Отказывается принимать стимуляторы и пищу, а также пить колу. Вероятно, из опасения короткого замыкания. Поэтому его нужно не лечить, а ремонтировать. Единственный доспех, доступный роботу, — броня брамина. Добывается на одноименной секретной локации.

Это интересно: считается, что броня брамина — это шкура несчастного животного, стоящего в загоне под охраной четырех турелей. Ничего подобного! Если выключить у снайпера агрессию и передвигаться так, чтобы попадать в поле зрения только одной турели, можно уничтожить их все, а брамин останется жив. После этого брамина следует обокрасть, и броня окажется у вас в рюкзаке. Между прочим, это не единственный брамин в игре, имеющий полезные предметы. Знать бы только, где они ухитряются их носить?

Робот получает следующий навык через 99 уровней. Если засесть за игру лет на десять, бродя по пустошам и накапливая опыт, — возможно, удастся узнать, какие еще навыки ему доступны. Вам решать.

Уникальные наемники

Этих четырех бойцов можно найти только на секретных локациях. Если вам встретится локация «хоть глаз выколи», вряд ли вы спутаете ее с другой.

Не торопитесь трогаться с места. Очень скоро мимо вашей группы пройдет первый кандидат в отряд — мастер рукопашного боя Риддик. Не следуйте за ним, а подождите, пока герой не исчезнет из виду. Если вы сумеете добраться до выхода из локации (можно просто сломя голову пробежать ее насквозь) и Риддик останется в живых — ищите его среди наемников. При условии, что в момент посещения этой локации в отряде было свободное место.

Локация «Братья Гримм» принесет встречу сразу с двумя наемниками. Джим лежит со сломанной ногой, а его брат просит ваш отряд о помощи. Украдите у Джо книги ремонта и науки, а затем вылечите раненого. Братья поблагодарят вас и уйдут оттуда, предварительно пообещав наведаться в братство. Ни в коем случае нельзя покидать локацию, не дождавшись выхода из нее супермутантов, иначе обещанная встреча не состоится. Сказочники появятся среди наемников, когда главный герой получит звание «паладин-военачальник»; обычно это происходит на 17-18 уровне. Джим — самый быстрый пулеметчик в игре, а его брат неплохой кулачный боец.

В одной руке автомат, в другой — пулемет. Вот такие здесь девушки!

Это интересно: вероятно, братья-мутанты названы так не в честь сказочников, а в честь своего знаменитого тезки, мутанта Джо-Джима из «Пасынков вселенной» Роберта Хайнлайна. В игре довольно много отсылок к различным произведениям: на базе Пеория можно найти волшебный шар, попавший в игру из фильма «Фантазм», а в других местах отряд находит руку терминатора, уничтоживший его пресс и даже встречается с брамином из жидкого металла!

И наконец — фанфары! — Pip-Boy. Точнее, даже два. Который из них окажется у вас в отряде, зависит от количества наемников, вас сопровождающих. Если в отряде четверо бойцов, включая главного героя, Pip-Boy вступит в отряд немедленно, прямо на локации. Вы получите под свою команду бойца 8-го уровня, с удачей 10, специализацией по легкому, тяжелому и энергетическому оружию и скрытности, вооруженного штурмовой винтовкой.

Если в отряде осталось только одно свободное место, после разговора Pip-Boy направится к выходу из локации — его выхода обязательно нужно дождаться — и появится среди наемников на базе. Только это будет немного другой Pip-Boy: сила 8, 14-й уровень, специализация по легкому и тяжелому оружию, кулачный боец.

Это интересно: во втором случае Pip-Boy будет оснащен навыком «наблюдательность», позволяющим определить, что у противника на вооружении и сколько у него осталось единиц здоровья. Навык работает даже в том случае, когда противник не находится в прямой видимости его обладателя, — лишь бы врага видел кто-то из отряда.

Pip-Boy бьет ногой без перезарядки. Нога вечная.

У Pip-Boy есть несколько присущих только ему особенностей: прежде всего, сниженная скорость передвижения — что вполне понятно при его росте. Он может носить любую броню: упырей, мутантов, разбойников; за исключением уникальной куртки Эль-дьябло, покупаемой на секретной локации «Базарный день». Жаль только, что от надетой брони его вид никак не меняется, — забавно было бы поглядеть, как эта кроха выглядит в шипованном доспехе мутантов.

Pip-Boy абсолютно не приучен кланяться пулям — он категорически отказывается приседать и ложиться. Кстати, из-за этой особенности он не может проникнуть в некоторые труднодоступные места. Pip-Boy по-особенному носит тяжелый пулемет и, словно мутант, ведет из него огонь одной рукой. Несмотря на это, навык «твердая рука» ему все равно недоступен. В довершение всего стоит посмотреть на его рукопашный бой — этот малыш считает ниже своего достоинства пинать противника, как остальные бойцы, и использует собственный стиль. Возьмите его в группу — не пожалеете!

По неподтвержденным данным, где-то в пустошах можно найти наемника-брамина, врача по специальности. Мне не пришлось его встретить. Возможно, удача улыбнется именно вам.

Состав и численность отряда

Решение о боевом профессиональном составе отряда не имеет жестких рамок: можно взять одних снайперов, можно — бойцов с энергетическим оружием, это полностью зависит от ваших предпочтений. Еще менее ограничен количественный состав отряда: игру можно пройти в одиночку, вдвоем и т.д.; но что касается максимального количества бойцов, не все так просто.

Это интересно: неплохая боевая пара может получиться из снайпера и пулеметчика с привлекательностью 6. Навык «лидер» усиливает всех вокруг его обладателя, кроме него самого. Если у каждого из пары есть такой навык — они прекрасно усиливают друг друга! А ловкости и брони много не бывает.

Мы тут немножко пошумим?

Все же какая именно численность отряда вас устроит больше: восемь воинов? Десять? Пятьдесят? Сто? Правда, такое увеличение количества бойцов возможно не в любой момент игры, а только после выполнения задания по спасению старейшин разбойников в Ньютоне. Это баг, но полезный или вредный — судите сами.

Очередной обнаруженный старейшина после разговора с ним на время присоединяется к отряду. Следуя заданию, мы отводим его в зону выхода, он произносит слова благодарности и освобождает место в группе для следующего разбойника. Это при стандартном раскладе событий. Баг проявляется в следующей ситуации. В Ньютоне находится самый мощный представитель боевой техники — танк. Загоняем полностью отремонтированный танк в зону выхода и по прибытии конвоя сажаем в него спасенного старейшину. Место в отряде освободится для присоединения следующего разбойника, но старейшина останется в танке! При желании, сажаем в танк трех оставшихся разбойников — задание выполнено, и если в отряде было шесть бойцов, то теперь — десять. Но это еще не все.

Это важно: по неизвестной причине трое лидеров разбойников чрезвычайно привязаны к своей броне — если ее снять, они вообще откажутся надевать какую бы то ни было защиту. Хорошо хоть оружием пользуются любым. Самый здравомыслящий из разбойников — Тобиас Песте. Он использует любые доспехи и всегда рад покрасоваться в силовой броне Братства Стали.

Будто в X-Com играем! Разве это не Small UFO?

По прибытии на базу обнаруживаются следующие изменения: главный герой получил генеральское звание и... смещен с командного поста. Командует теперь один из разбойников, которого необходимо тщательно охранять — с его гибелью игра закончится. Попытавшись нанять еще кого-то, вы также увидите, что никто из наемников больше не доступен для найма, зато можно уволить из отряда главного героя. Но и это еще не все.

В какой-то момент, может быть, вернувшись со своей толпой с задания или загрузившись после неудачной попытки обокрасть медика, вы вдруг обнаружите, что в линейке портретов между разбойниками и командиром затесался новый персонаж... Если дважды кликнуть по его портрету, вы окажетесь на пустом месте. Короче, призрак. Идем к командиру наемников и увольняем призрака; а свернув окно, с удивлением обнаруживаем в отряде всех наемников, хоть секунду когда-либо побывавших в составе нашего отряда. Не исключен вариант, что позднее призрак еще раз появится в составе отряда и попытка его уволить даст тот же самый эффект.

Это важно: начав увеличивать отряд, необходимо вовремя остановиться. Слишком большой отряд просто «затормозит» компьютер, и всегда будет риск, что не все бойцы смогут поместиться на сетке выхода, особенно в финале, а значит, кем-то придется жертвовать. Кроме того, существует еще одна опасность — отряд просто не будут выпускать из базы в миссию — без объяснения причин. В таком случае проверьте положение главного героя в линейке портретов. Он всегда должен быть пятым, в крайнем случае — шестым. Но при исправлении этого условия вы рискуете еще больше увеличить свой немаленький отряд...

Один в бункере не воин!

Не очень-то просто управлять отрядом из 80-100 бойцов, а если при неконтролируемом увеличении отряда среди них попадется пара «вонючих» мутантов и два-три «сияющих» упыря, управление вообще превратится в кошмар. Один из способов отделаться от опасных союзников — послать их в авангарде на встречу с противником.

Впрочем, есть способ надежнее. Если вы заранее готовитесь к будущему созданию армии, принимайте в группу только полезных спутников (с высоким восприятием и ловкостью) — именно они окажутся в отряде при его неконтролируемом увеличении. Наиболее полезны в этом плане снайпера, мастера энергетического оружия и мастера тяжелого оружия с гранатометами, так как пулеметчики в бою наносят урон всем оказавшимся на линии огня.

Имеет смысл позаботиться о создании запаса энергетического оружия, аптечек и брони — чтобы при увеличении войска хватило на всех воинов.

Управлять огромной малоподвижной группой иногда будет очень сложно, также весьма неудобно лечить раненых, проверяя их поодиночке (очень поможет навык «наблюдательность»). Но зато кто теперь сможет противостоять мощнейшим залпам вашего отряда?!



Назад