Blondie: [counting Angel Eyes' men] One, two, three, four, five, and six. Six, the perfect number.
Angel Eyes: I thought three was the perfect number.
Blondie: I've got six more bullets in my gun.
к/ф «The Good, the Bad and the Ugly»
Золото с заброшенных приисков
Всем, кто ждал продолжения Fenimore Fillmore: The Westerner, предстоит открытие: по сравнению с предыдущей частью Фенимор Филлмор вырос, стал брутальнее, обзавелся повадкой бывалого искателя приключений и неколебимой уверенностью в весомости собственного шестизарядного аргумента. Fenimore Fillmore’s Revenge не унаследовала атмосферы предыдущей части — возможно, это обстоятельство лишь порадует любителей классического вестерна, и оно же, быть может, огорчит тех, кто ждал именно продолжения. Легкость и мультяшная условность мира отошла в прошлое, хотя следы ее временами еще можно заметить в деталях — змей, самозабвенно обгрызающих яблоки, не так-то просто встретить в реальности.
Нового Филлмора трудно представить себе с игрушечными револьверами: нашему ковбою слишком часто приходится пускать оружие в ход. А его подруга, очаровательная Рианон, конечно, добрая девушка, но приласкать недоброжелателя сапогом, кулаком или пулей тоже может отменно.
Ах, прерия...
Tuco: [trying to read a note] «See you soon, id...» «id...» «ids...»
Blondie: [taking the note] «Idiots». It's for you.
к/ф «The Good, the Bad and the Ugly»
Как известно, добросердечие в прерии оплачивается за ваш счет. Поэтому тем двоим, что, обнаружив в степи раненого, лежащего без сознания человека, не преминули задержаться во имя помощи ближнему, уже ничего не помешает встрять в историю. Все им будет: и пули, и плен, и ловушки, и старые шахты, и... В общем, к чему перечислять? Гораздо лучше увидеть это все собственными глазами.
Сюжет, пестрящий цитатами из классических вестернов, незамысловат, но увлекателен: бандиты, перестрелки, прочие приключения, в промежутках между которыми герой переживает за свою девушку. Напрасно переживает, кстати: Рианон девица не только боевая, но и весьма конструктивная, и в сложной ситуации обычно не теряется.
К сожалению, толком порадоваться за выбравшуюся из очередной ловушки подругу Фенимору, как правило, не удается: одно событие практически без паузы сменяется другим, медлить некогда, и едва успев выдохнуть после одной маленькой победы, он тут же оказывается перед туманным обещанием следующей, которая поначалу обычно больше похожа на безнадежный бой с раскладом «один на десять».
К слову, вести неравный бой придется не реже, чем решать разнообразные бытовые головоломки — перестрелок в игре хватает, и каждая следующая сложнее предыдущей, что добавляет азарта. Хотя «дико западное приключение» и без того не похоже на сонный омут. Также в игре немало задачек «на скорость»: например, успеть найти перевязочный материал до того, как раненый скончается от кровопотери, или изыскать выход на вольный воздух до того, как оба героя угорят в шахте. Разумеется, если что-то пошло не так, обязательно будет откат и вторая попытка, третья... сколько понадобится: сложно с первого раза за отпущенное время разобраться, что и куда надо прикрутить и где взять недостающее. Но удовольствие, если получилось успеть в срок, и досада, если нет, от числа попыток почти не зависят.
На этот раз речь у нас пойдет о... разумеется, о золоте. Звонкое золото спрятано в некой могиле, имя на могиле...
«— The name on the grave is ... Arch Stanton.
— Arch Stanton? You sure?
— Yeah. Sure I'm sure.»
Нет, разумеется. Не будем забегать вперед: имя на могиле знает только Рианон — именно ей умирающий, которого потом закопали под именем Билл Карсон, успел его шепнуть. И именно поэтому бандитам так нужна зеленоглазая красотка — и совершенно не нужен ее приятель.
Куда бы главных героев не занесла их переменчивая судьба — на ферму ли, в заброшенную ли шахту или к старому кладбищу, — их пути непременно пересекутся с путями любителей легкой наживы, потому что звонкое золото нужно всем. А товаро-денежный обмен, известный нам по предыдущей части истории, отошел в прошлое вместе с многими другими деталями, такими, например, как необходимость постоянно кормить свой личный транспорт или шарить по чужим вещам в поисках завалявшегося доллара.
Да, личный транспорт (нарисованный убедительно, хотя и не без дефектов) придется добывать — но единожды, а не всякий раз, как герою понадобится куда-нибудь добраться. Кстати, прорисовка и в целом довольно убедительна — можно простить героям некоторую угловатость, а окружающему пейзажу — определенную условность, из-за которой не всегда, к примеру, можно с уверенностью определить — получится ли застрелить вон того бандита, что назойливо маячит в центре прицела в промежутке между досками забора, или он все-таки успешно прячется, и надо как-то подобраться поближе. Обычно ситуация проясняется после того, как ты израсходуешь на подобный сомнительный случай парочку обойм — а патроны у Филлмора бесконечные, надо только не забывать перезаряжать.
Какие-то пейзажи, вроде старой шахты, удались на славу. Какие-то, как, например, марсианский ландшафт локации с могилой, взывают к снисходительности: эти красные пески и черные угловатые деревья странно соседствуют с фермой Бейкера, где в пышных древесных кронах поют птички, где течет речка, а на аккуратных грядках растет что-то жизнеутверждающе зеленое.
Несколько огорчает полное отсутствие каких бы то ни было мирных жителей: вокруг героя либо друзья, либо бандиты, либо и те, и другие. Но, с другой стороны, что делать мирным жителям на старом кладбище, на ферме, где в уединении проживает язвительный старикан Бейкер, или в заброшенной шахте? Шерифов нет тоже, и разрешать свои проблемы героям, как это обычно и бывает, предстоит самостоятельно. Благо, Запад еще пока очень Дикий, и право на выстрел отменить в таких условиях практически невозможно.
Если графику еще можно расценить по-разному, то диалоги однозначно удались: отлично написаны и не хуже озвучены. Конечно, реплики Бейкера вне конкуренции, но и Филлмор, набравшийся от приснопамятного Blondie немногословности и специфического юмора, смотрится вполне достойно. Да и неудачником его уже не назвать: как-то нелепо именовать подобным образом человека, который пережил своих врагов, обрел золото и вполне очевидно счастлив в любви.
А вот инвентарь отчасти достался ему из прошлого. Конечно, это уже не та безразмерная лента различных предметов, громоздких и не очень — их не настолько много, чтобы ковбой напоминал лавку «Тысяча мелочей», но и вопрос, в каком потайном кармашке Филлмор прячет лопату и полное ведро воды или куда Рианон положила кирку и доски, лучше оставить за кадром. Все равно логически объяснить это невозможно... да, наверное, и не нужно.
Тем более, что стоящие перед героем и его девушкой задачи, как правило, решаются без применения телепатии, связи с Космосом и велений левой задней ноги: они в массе своей вполне логичны и последовательны. Найти тряпку, чтобы перевязать раненого, да не абы какую, а чистую, а откуда же в бедной хижине бывшего грабителя взяться стиральному порошку или хотя бы хозяйственному мылу?.. Вот и приходится искать хоть какую замену из того, что есть под рукой.
Управление не лишено изысков, особенно в перестрелке, где за выстрел отвечает правая клавиша, за перемещение — левая, но она же заставляет героя прятаться за складками местности и перезаряжать пистолет. Но разобраться в нем не составляет особенного труда. Да и в более спокойной обстановке надо только привыкнуть, что курсор лишь отмечает активную точку, а что с ней делать и как — это уже решать вам, он подсказывать не будет.
К сожалению, когда история подходит примерно к середине, игра начинает сбоить. Устойчивая поначалу, она начинает вылетать от сворачивания окна (по счастью, вовсе на пустом месте за ней такое поведение не замечено), появляются предметы, которых нет и быть не может там, где их можно без труда наблюдать невооруженным глазом. К примеру, умножение телеграфных столбов — это даже забавно. Специфическая арифметика получается: четыре столба, каждый разделен на две половинки, а в итоге у нас двенадцать обрубков — восемь на земле и четыре в вагонетке. Или, к примеру, закидываешь бочку на ленту-транспортер, она пролетает положеное расстояние и приземляется куда надо, но, оглянувшись, героиня без труда обнаруживает, что там, откуда эта бочка была взята, лежит новая, один-в-один как предыдущая. И вокруг — призраки-двойники ее товарок, уже, казалось бы, уложенных.
Порой из-за таких таинственных материализаций начинает сбоить и сюжет: казалось бы, все необходимое сделано, финальный гвоздь забит, а герой все медлит и не дает отмашку для начала следующего эпизода. В таких случаях помогает уже только старый метод «выйти и зайти заново», но и он не всесилен — случается, что для запуска скрипта приходится загружать не последнюю сцену, а предыдущую, и заново проходить отрезок до финального гвоздя.
When you have to shoot, shoot, don't talk.
Третья из историй о приключениях ковбоя Филлмора отличается от предшественниц так же, как фильмы «X-men» — от одноименного комикса. То есть, принципиально.
И давать оценку игре в контексте Fenimore Fillmore: The Westerner и 3 Skulls of the Toltecs — совершенно бессмысленно. Можно сказать, перед нами другой Фенимор Филлмор.
Пожалуй, разработчикам из Revistronic можно поаплодировать: им удался отличный вестерн-квест классического разлива. Более того, отказавшись от стилистики предыдущих частей, они создали игру, которая почти не имеет аналогов в своем жанре, потому что мультяшные квесты по Дикому Западу при всех их несомненных достоинствах, как ни крути, принципиально отличаются и по атмосфере, и по манере исполнения. А Alone in the Dark 3 по большому счету вообще не имеет отношения к вестернам.
Надо признать, в этой пустующей нише уже давно и отчетливо веяло сквозняком: истории про отважных ковбоев, хитрых и мудрых (или напротив — жестоких и коварных) индейцев и золотую лихорадку нередко встречаются в жанре боевика, но вот сделать вестерн-квест в духе The Magnificent Seven Д.Стерджеса или The Good, the Bad and the Ugly С.Леоне до Revistronic почему-то никто так и не собрался.
Да, перед нами не идеал: графика могла бы быть аккуратнее, некоторые задачки — особенно в начале — логичнее, а сама игра — устойчивее.
Но ее персонажи интересны и колоритны, сюжет увлекателен, а просчеты не настолько существенны, чтобы стать препятствием. И можно от души порадоваться за всех ценителей ковбойской романтики: им достался отличный подарок от Revistronic. Как, впрочем, и всем любителям квестов в целом.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 | динамичный сюжет | не отмечены |
Графика 7 | красочное 3D, недурная детализация | угловатость, не помешала бы шлифовка |
Звук 8 | выразительность озвучки | не отмечены |
Игровой мир 7 | узнаваемый Дикий Запад | полное отсутствие каких-либо мирных жителей |
Удобство 7 | незамысловатая система управления | не всегда можно быстро добиться от героя необходимых действий, сбоят скрипты |
Новизна да Интерес повторной игры нет | Награда журнала | Вердикт: Первый классический вестерн-квест не в мультстиле. Увлекателен и атмосферен. | Рейтинг журнала 85% |