ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
√еннадий ¬альков
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є12 (85) декабрь 2008
вид дл€ печати

Sid Meier's Alpha Centauri

∆анр:
–азработчик:
Firaxis
»здатель:
Electronic Arts
—истемные требовани€:
P-133, 16MB
ѕохожие игры:
Civilization, Galactic Civilizations, Master of Orion
ƒата выхода:
1999 год

ѕутешестви€ во времени, в обычном смысле этого выражени€, не имеют места в рациональной теории, но темпоральные возмущени€ существуют на квантовом уровне, и — что более важно — их можно контролировать.

јкадемик ѕрохор «ахаров

»стори€ — странна€ штука. ѕорой даже небольшие событи€, произошедшие в прошлом, отражаютс€ на будущем самым непредсказуемым образом. »нтереснее, впрочем, когда событи€ будущего формируют и перестраивают прошлое. Ќо еще более зан€тно — когда в прошлом и будущем одновременно происход€т событи€, вроде бы на первый взгл€д и не св€занные между собой, но на самом деле — тесно переплетенные и взаимозависимые.

¬ 2110 году космический корабль «≈динство», посланный ќрганизацией ќбъединенных Ќаций, вышел на орбиту вокруг звезды, известной на «емле под именем јльфа ÷ентавра. ѕозади осталась родна€ планета, охваченна€ огнем войн, задыхающа€с€ гарью пожаров и дымом заводских труб, отправивша€ к звездам своих лучших людей в почти самоубийственной попытке сохранить человечество. ѕозади остались дес€тилети€ сна в криокамерах, прерванного раньше времени из-за неполадок в главном двигателе корабл€. ѕозади осталс€ и конфликт на борту, убийство капитана, взрыв корабл€ — и спасение нескольких сотен людей, разделенных на семь фракций, ведомых выдающимис€ личност€ми — бывшими офицерами «≈динства».

ќдновременно с этим, но в 1996 году, —ид ћейер, Ѕрайан –ейнольдс и ƒжеф Ѕриггс оставл€ют компанию Microprose, чтобы начать все с начала — но уже под именем Firaxis. Ќесмотр€ на то, что первой игрой, выпущенной ими под новым названием, стал «√еттисберг», в той или иной мере истори€ космического корабл€, который покинул «емлю в конце Civilization, уже тогда не давала им поко€.

∆елание загл€нуть в далекое будущее человечества, побывать на неизведанных планетах, пон€ть, что же будет с людьми, — из всего этого в 1999 году создалась игра, пусть и не имевша€ огромного коммерческого успеха, но во многом неповторима€ и уникальна€ (и в те времена, и до сих пор).

Ќа пути к игрокам

Ќи одна игра, наверное, не остаетс€ неизменной всю дорогу от идеи до выхода на прилавки. Ќе исключение и Alpha Centauri — в процессе разработки и бета-тестировани€ многое в ней было изменено и переделано. »ногда — очень сильно.

Ќапример, посмотрите на рисунки — это внешний вид бета-версии Alpha Centauri и то, как все выгл€дит в результате. —амое интересное в первом варианте инерфейса то, что все его окна игрок мог свободно перемещать по экрану, располага€ в удобных дл€ себ€ местах.

ќтличи€ между первой и окончательной верси€ми довольно значительны. ѕропало боковое меню — теперь оно стало контекстным и вызываетс€ щелчком правой кнопки мыши. »зменилс€ масштаб разных окон — мини-карта стала больше, а список отр€дов на выделенном участке, наоборот, уменьшилс€.

Ќо самое главное — отдельные части интерфейса потер€ли подвижность и теперь накрепко «прибиты» туда, куда нужно дизайнерам. ѕочему? ѕродюсер Alpha Centauri “им “рейн в интервью сказал так: «ѕосле долгих игровых тестов мы пришли к выводу, что все равно никто не двигает окна, поэтому решили оставить их неподвижными».

»зменени€ коснулись не только графической составл€ющей игры: символика фракций и имена их лидеров раньше были чуть-чуть другими. Ќа рисунке видно, как выгл€дел экран ѕланетарного —овета в ранней версии.

ќбратите внимание на то, как здесь зовут ректора университета ѕланеты — ѕрохор —аратов. Ёта же фамили€ упоминаетс€ и в «ѕутешествии к ÷ентавру» — повести, предвар€ющей событи€ игры, которую ћайкл Ёли, сценарист Alpha Centauri, публиковал до завершени€ работы над игрой на официальном сайте. ‘амилию ««ахаров» ѕрохор получил позже, по слухам, в честь академика —ахарова.

—имвол фракции университета также был изменен, но старый вариант можно видеть и кое-где в игре, и на официальных «обо€х».

Ѕолее интересные метаморфозы произошли с символикой ћиротворческих сил и „еловеческого уль€ (который тогда еще называли «Ћабиринт»). ≈сли пригл€детьс€, то можно заметить, что брат (еще не «уполномоченный») Ћал в старом варианте графики гордо носит нынешнюю эмблему председател€ янга...

√лава перва€. ƒивный новый мир

—уществуют две разновидности научного прогресса: методичные эксперименты и категоризаци€, постепенно расшир€ющие наши знани€; и революционные прорывы гениев, которые превосход€т и раздвигают эти границы. ѕризнава€ необходимость первого, мы тем не менее взыскуем последнего.

јкадемик ѕрохор «ахаров

—пасательна€ капсула «≈динства» совершила посадку на поверхности ѕланеты... я сознательно избегаю слова «приземлилась» — это уже не «емл€. ѕейзаж вокруг тому подтверждение — спутать невозможно: там, откуда мы отправились, никогда не было таких гр€зно-красных равнин и холмов, изредка перемежающихс€ островками зелени. —транно, но смертельный дл€ человека и земных животных воздух стал насто€щим раем дл€ привезенных нами растений. ≈ще одна загадка ’ирона... ¬прочем, так это место называетс€ официально — на самом же деле мы чаще зовем его просто «ѕланета». » это правильно — другой планеты у нас больше нет. “еперь наш дом здесь...


***

ќдной из причин, по которой фанаты «÷ивилизации» не прин€ли «јльфу ÷ентавра», стало графическое исполнение. ѕосле зеленых полей и €рко-голубых морей темные и скупые красно-зеленые ландшафты ѕланеты казались совершенно чужими — но ведь такими они и задумывались!

Ёто интересно: чуть позже было выпущено обновление, измен€вшее цветовую палитру игры, — специально дл€ дальтоников.

–азмещение первых нескольких баз — один из ключевых моментов игры. Ќужно сразу же застолбить за собой как можно больше ресурсов, иначе можно уже никогда не догнать соперников в развитии.

¬се в этом мире чуждо люд€м — и необходимость привыкать к окружению вполне передает ощущени€ колонистов, прибывших с «емли и вынужденных осваиватьс€ в новых услови€х. „ерез некоторое врем€ игрок, как и поселенцы, свыкаетс€ и начинает различать — вот здесь пески, из которых много не выжмешь, а вот здесь — плодородна€ почва, да еще и река неподалеку, можно будет основать колонию...

Ќа «емле цивилизации строили города — на ѕланете поселени€ называют «базами». Ќо назначение их от перемены названи€ не изменилось — так же, как и предки, колонисты ’ирона обустраивают свою жизнь, расшир€€ внутреннюю инфраструктуру баз, и добывают ресурсы из близлежащей поверхности ѕланеты.

–есурсы остались почти теми же, что и раньше — продукты питани€, которые используютс€, чтобы прокормить население; полезные ископаемые, которые расходуютс€ на постройку сооружений базы и изготовление вооружени€ и техники. ¬от только деньги на ’ироне не в ходу — самой ценной вещью дл€ поселенцев стала энерги€, котора€ и используетс€ в сделках между фракци€ми колонистов. Ќо энерги€ нужна не только дл€ этого, да и до момента первой встречи с конкурентами еще долго, а пока что основные расходы — это поддержание баз в работоспособном состо€нии и обеспечение работы ученых.  роме того, за счет вложени€ дополнительной энергии база может ускорить производство того или иного строени€ или отр€да — что не раз пригодитс€ колонистам.

≈ще одна отличительна€ черта этой игры — возможность основывать базы пр€мо посреди морей и океанов.

 арта ѕланеты разделена на условные «квадраты», каждый из которых, если на нем работает поселенец, приносит определенное количество ресурсов. ќбычно это единичка продуктов питани€ и единичка полезных ископаемых. ѕоначалу этого вполне достаточно, но как только по€вл€етс€ возможность производить более-менее технологичные отр€ды — минералов начинает не хватать... ƒа и энерги€ лишней не будет.  ак увеличить добычу ресурсов?

“ут на помощь игроку приход€т терраформеры — аналог «рабочих» из «÷ивилизации». Ќо в «јльфе ÷ентавра» их функции намного шире — они не только умеют прокладывать дороги, строить шахты и коллекторы солнечной энергии, обустраивать фермы, но и могут (после открыти€ соответствующих технологий) пробурить поверхность ѕланеты, добира€сь до водоносных слоев, что создаст новую реку даже посреди пустыни. “ерраформингу поддаетс€ все — скалистый участок можно превратить в равнину, посадить лес, установить буровую установку, подн€ть или опустить участок земли относительно уровн€ мор€. ѕричем последнее действие используетс€ не только дл€ того, чтобы создавать «мостики» к близлежащим островам, — чем больше высота квадрата земли, тем больше энергии будут вырабатывать установленные на нем солнечные накопители.  роме того, горы задерживают перемещение воздушных масс в атмосфере ѕланеты, а значит, их восточные склоны будут сухими и безжизненными, а западные, наоборот, будут производить больше продуктов питани€.

Ёто важно: изменение высоты квадрата измен€ет и соседние с ним высоты. “о есть если опустить морское дно р€дом с вражеской базой еще ниже — терраформируемый квадрат пот€нет за собой и площадь под базой... –езультатом будет ее затопление и почти наверн€ка — уничтожение. “акой вот агрессивный терраформинг...

Ќо активное изменение природных условий ѕланеты наказуемо. » это не просто абстрактное «загр€знение», или гр€зные п€тна, как в той же «÷ивилизации» — к тем, кто не заботитс€ об экологической обстановке, рано или поздно «на огонек» пожалует выводок червей-мозгоедов...

Ќебольших размеров нечто под красным флажком — на самом деле ста€ червей-мозгоедов, готова€ сожрать маленький беззащитный патруль.
ёркие терраформеры из года в год делают жизнь на ѕланете все более комфортной.  огда-то это был заброшенный скалистый берег, а теперь здесь высажены леса и засе€ны пол€.

Ёти черви — одна из разновидностей местной жизни. —уществуют в трех вариаци€х — наземной (собственно черви), водной («остров глубины») и воздушной («саранча ’ирона»). ќпасна€ особенность этих паразитов в том, что при нападении они подавл€ют волю людей, обрушива€ на защитников шквал кошмарных видений, заставл€€ людей бросать оружие и впадать в панику. ѕосле чего те станов€тс€ легкой добычей дл€ червей... ¬ игровых правилах это обозначено как «пси-бой», при котором сила вооружени€ и защита отр€да игнорируютс€, а решающее значение имеет боевой дух подразделени€.  роме того, в пси-бое атакующий получает серьезное преимущество — чем черви обычно и пользуютс€, подход€ к базам незамеченными, скрыва€сь в заросл€х центаврианских грибов.

Ќо не существует ничего такого, что человек не мог бы обратить на пользу себе и во вред другим. — открытием новых технологий игрок сможет выращивать все три разновидности червей на своих базах и использовать их преимущества в атаках на других колонистов.  роме того, существует так называемый «рейтинг планеты», который определ€ет, насколько «чисто» фракци€ ведет производственную де€тельность. “е, у кого этот рейтинг достаточно велик, могут пытатьс€ приручать червей — выгл€дит это как обычное нападение на них, но при определенной удаче червь переходит под контроль игрока.

Ќа заметку: фракци€ ѕадчериц √айи всегда захватывает первого черв€, на которого нападает их отр€д. Ёта особенность игры не описана нигде, но доказана экспериментальным путем.

 ак же уменьшить вред, наносимый экосистеме ѕланеты? ќтвет «отказатьс€ от терраформинга» нас не устраивает. ѕоэтому, если нет желани€ каждые несколько ходов отражать нападени€ червей, придетс€ создавать на своих базах заповедники центаврианской природы и другие пристройки, повышающие экологический уровень баз.  роме того, «планетарный рейтинг» можно подн€ть, установив приоритетной «зеленую» экономическую модель на панели социальной инженерии.

«наки на этом сооружении обозначают все важнейшие событи€, произошедшие с фракцией, — перва€ основанна€ база, первое научное открытие, перва€ победа в бою...
Ёкран со сведени€ми о базе на первый взгл€д может показатьс€ перегруженным надпис€ми и значками. Ќа самом же деле там есть все, что нужно знать игроку: кто, где и над чем работает.

—ама эта панель — одна из отличительных особенностей «јльфы ÷ентавра» (что-то похожее по€вилось только в Civilization IV). ≈сли в ранних «÷ивилизаци€х» игрок мог только скачкообразно мен€ть форму правлени€ (деспоти€ — монархи€ — республика...), то здесь существует четыре шкалы: политическое устройство, экономика, система ценностей и «будущее общество». ѕервые три позвол€ют измен€ть в некоторых пределах общественные предпочтени€, а четверта€ определ€ет то состо€ние, к которому разовьетс€ колони€ в далеком будущем.

Ќо дл€ того, чтобы отметки на шкалах социальной инженерии стали доступны, нужно еще много и упорно работать.  огда-то люди начинали войну с каменными топорами и луками, а изобретение колеса и колесниц было огромным скачком вперед. ƒл€ нового человечества аналогом каменного топора стало автоматическое оружие, а колесницу сменил легкий маневренный багги. Ќеизменным с тех пор осталось одно — чтобы научитьс€ производить новое вооружение, нужно разработать технологию его производства. Ќа поселенческих базах этим занимаютс€ ученые. ќни есть всегда, хоть их и не видно в отчетах по базе — там упоминаютс€ только дополнительные пристройки, обеспечивающие увеличение «научной выработки», и специально назначенные вами специалисты (те же рабочие, только сн€тые с ферм или шахт и приставленные к определенному виду де€тельности). ќднако, если обходитьс€ без пристроек и специалистов, изучение новых технологий будет происходить непозволительно медленно, а научное отставание на ѕланете — это пр€мой путь к смерти, ведь рано или поздно фракции, совершившие посадку на ’ироне, вновь найдут друг друга, и всплывут старые обиды, и разгоритс€ вновь стара€ вражда...

 онструктор

ƒаже если вы не собираетесь воевать с сосед€ми по ѕланете, защищать свои базы все равно необходимо — иначе ими могут поживитьс€ те же черви-мозгоеды. „то же может предложить дл€ этого оборонна€ промышленность Alpha Centauri?

Ћюбой отр€д, представленный в игровом конструкторе, состоит из нескольких частей — шасси, определ€ющего тип передвижени€, вооружени€, от которого зависит сила атаки, брони, котора€ определ€ет защищенность, и реактора, вли€ющего на стоимость, здоровье отр€да и некоторые другие показатели.  роме этого отр€д может иметь до двух особых способностей. Ќовые элементы станов€тс€ доступны только при изучении необходимых технологий. Ќа старте игры большинству фракций доступны только разведывательные патрули (пехота, единичка атаки и защиты, никаких спецспособностей) — и этого хватает дл€ исследовани€ окружающего мира. Ќо со временем по€вл€етс€ необходимость в более мощных войсках, и тогда на смену пехоте приход€т колесные автомобили, потом по€вл€етс€ авиаци€ и вершина развити€ боевой техники — антигравитационные боевые платформы.

—тоит сказать, что, несмотр€ на существенные ограничени€ (необходимость заканчивать ход на дружественной базе, невозможность захватывать базы), военно-воздушные силы на ’ироне — ключевые войска, которые могут принести победу тому, кто первый получит их в свое распор€жение. Ѕыстрые, хорошо вооруженные самолеты могут выбить войска противника, практически не встретив сопротивлени€ — боротьс€ в полную силу с ними могут только отр€ды со способностью «воздушное превосходство», а поставить их производство на поток сложно из-за дороговизны...

—писок особых способностей достаточно велик, и, выбира€ нужные при создании отр€дов, можно добитьс€ разнообрази€ армии — собственно, в этом и состоит победна€ стратеги€ в Alpha Centauri: любой отр€д должен быть специализирован, должен создаватьс€ дл€ выполнени€ определенной задачи. Ќет смысла давать мощное оружие тем, кто предназначен дл€ защиты баз от червей-мозгоедов, — пси-бой не учитывает значени€ атаки и защиты. ј вот способность «транс», добавл€юща€ 50% защиты от пси-нападений, очень поможет защитникам.  роме этого, стоит не забывать и о том, что отр€д с самым лучшим оружием и с самой крепкой броней будет создаватьс€ дольше, чем два отр€да: один хорошо вооруженный, а второй — защищенный. ј значит, два отр€да быстрее встанут в строй и быстрее отправ€тс€ утверждать пор€дки вашей фракции на чужой земле...

√лава втора€. „еловек человеку...

Ћюди убивали друг друга с самого начала времен, и открытие новой границы означало новые способы и места дл€ смерти. ѕочему же будущее должно быть другим?

ѕолковник  оразон —анть€го

 ак же это глупо: «емл€ провожала нас как свою последнюю надежду, как единственный шанс на выживание дл€ всего человечества. ћы оставили за собой пожары, войны, подпалины радиоактивного заражени€ и воздух, смешанный с дымом фабрик и заводов.

√орька€ ирони€ состоит в том, что последн€€ надежда человечества пережить войну сразу же по прибытии начала боевые действи€. Ћюди сейчас сражаютс€ и против чужеродной ѕланеты, и, что самое страшное, сами с собой...


***

¬ отличие от других глобальных стратегий, в Alpha Centauri игроку предлагаетс€ вз€ть под контроль не определенную нацию (как в Civilization) или расу (пример — Dominions) — выбрать нужно одного из семи лидеров фракций, на которые разделилс€ экипаж «≈динства». ¬о врем€ игры всем им доступны одни и те же отр€ды, улучшени€ баз и технологии. –азнообразие в Alpha Centauri заложено на более высоком уровне — к примеру, университет ѕланеты быстрее исследует новые технологии, но в то же врем€ слабее защищает информацию и поэтому у€звим дл€ вражеского шпионажа. –елигиозна€ фракци€, которой руководит бывший капеллан «≈динства» сестра ћириам √одвинсон, получает преимущества при нападении на других из-за того, что ее войска воодушевлены верой в свою особую миссию, но эта же вера заставл€ет их с подозрением относитьс€ к науке вообще — а значит, новые технологии даютс€ им намного сложнее...

Ёто интересно: хоть фракции и не дел€тс€ по национальному признаку, некоторый «национальный колорит» они все же сохранили: человеческий улей возглавл€ет председатель Ўенг-ƒжи янг из ¬еликого  ита€, миротворческие силы ќќЌ представлены уполномоченным ѕравином Ћалом, родина которого — »нди€.

ѕри помощи вот такой «вилки» на носу можно украсть у кого-нибудь технологию, устроить мелкую пакость (наподобие срыва производства или народного бунта в этом городе). ј можно и подчинить город себе — хватило бы энергии.
ƒобродушные соседи всегда готовы поделитьс€ с игроком новостью о собственных военных достижени€: мы, мол, вот какое чудо построили, давай нам технологии!

Ёти же идеологические различи€ определ€ют отношени€ между фракци€ми — капиталист ћорган, дл€ которого прибыль важнее всего, открыто насмехаетс€ над ѕадчерицами √айи, которые стрем€тс€ сохранить экосистему ѕланеты, а полковник —анть€го, сторонница силовых методов, считает миротворцев ѕравина Ћала непозволительно слабыми. “очно так же управл€емые компьютером фракции будут строить дипломатию с игроком. ≈сли с помощью социальной инженерии установить полицейское государство — можно ожидать улучшени€ отношений с председателем янгом. ѕерешли к «зеленой» экономике? Ћеди —кай будет более благодушна. ”становили свободный рынок? ¬ыбить у Ќвабудайка ћоргана кредит станет проще.

 омпьютерные игроки не сид€т на одном месте — они воюют друг с другом и заключают союзы, торгуют и обмениваютс€ технологи€ми. ј если игрок позволит себе слишком часто нарушать конвенцию ќќЌ — под нее подпадает, например, применение газового оружи€ или использование сверхмощных боеголовок «планетобой», — фракции вполне могут забыть о взаимной вражде и объединитьс€ против нарушител€.

Ќе обращать внимани€ на дипломатию на ѕланете нельз€ — уж очень велики ее возможности. ѕодписание мирных договоров или пактов братства позвол€ет фракци€м торговать — а это дополнительный приток такой нужной энергии.  роме того, с теми фракци€ми, с которыми заключен пакт, можно договоритьс€ о совместном нападении на общего врага. ќсобенность Alpha —entauri в том, что с союзником можно обсудить план нападени€ — и компьютер будет по мере возможностей ему следовать.

Ѕратска€ фракци€ не только позвол€ет вашим отр€дам находитьс€ на ее территории, но и чинит технику и лечит солдат на своих базах. — ней можно договоритьс€ об изучении определенных технологий дл€ последующего обмена. », наконец, от «братьев» и «сестер» можно ожидать поддержки на заседании —овета ѕланеты.

—овет — это встреча всех лидеров фракций, существующих в данный момент на ѕланете, которую любое из «первых лиц» может созвать не чаще одного раза в сорок лет. Ќа обсуждение выноситс€ предложение — например, повышение или понижение уровн€ воды в океане или отмена конвенции ќќЌ, ограничивающей применение негуманного оружи€, — после чего собравшиес€ голосуют.  роме того, на —овете может быть избран планетарный губернатор — тот, кто занимает эту должность, получает большую прибыль от торговли, может получить полную информацию о любой фракции и имеет право вето при прин€тии —оветом любого решени€, кроме переизбрани€ губернатора.

 роме этого, —овет может избрать ¬ерховного лидера, что ведет к «дипломатической победе» фракции, лидер которой зан€л это место.

»грок, избранный председателем ѕланетарного совета, может получить детальную информацию о любой базе любой фракции.
ј вот тут переговоры уже не спасут. –ешаетс€ судьба базы: успеют ли войска сестры ћириам прорватьс€ к ней, или спартанцы смогут уничтожить их раньше?

Ќа заметку: до того, как игрок проголосует, ему показывают, как распределились голоса других фракций. ≈сли результат €вно неудачный, пр€мо на экране —овета можно св€затьс€ с противниками и «уговорить» их изменить решение. ¬з€тки обычно достаточно, но можно и припугнуть.

Ќо не всегда дипломатии достаточно. » тогда вместо слов слышны выстрелы. ѕоводом дл€ начала войны может послужить что угодно: активно поддерживаете одну из двух враждующих между собой фракций? «начит, скоро вам объ€в€т вендетту. —осед недоволен социальными установками вашей фракции? ¬ендетта. Ќе хотите делитьс€ ценными технологи€ми? «начит... ѕравильно — вендетта.

 омпьютер довольно хорошо рассчитывает силы и, если веро€тность его победы мала, предпочитает не лезть на рожон — за что отдельное спасибо люд€м, программировавшим искусственный интеллект. —амоубийственна€ атака слабой фракции на более сильную возможна, но обычно это происходит тогда, когда кто-то слишком близко подобралс€ к победе — тогда даже те, с кем подписан пакт братства, могут объ€вить ему войну.

Ћица ѕланеты

Ћеди ƒейрдра —кай.

Ўотландска€ красавица, прочно зан€вша€ почетное место в умах (и сердцах) поклонников Alpha Centauri, была главным ботаником и ксенобиологом на борту «≈динства». ѕосле высадки возглавила фракцию ѕадчериц √айи. ѕервой установила контакт с зарождающимс€ разумом планеты, назвав его √олосом ѕланеты и возвед€ сохранение экологии в ранг религии.

Ќеоднозначно относитс€ к ученым университета ѕланеты из-за старых конфликтов с ректором «ахаровым.

”полномоченный ѕравин Ћал.

Ўеф-медик «≈динства», до последнего сохран€вший верность капитану, когда команда разделилась на фракции. ¬озглавл€ет миротворческие силы ќќЌ, вернее, то, что сам назвал таковыми, и пытаетс€ положить конец конфликтам на ѕланете.

јгрессивна€ политика спартанцев находит в нем только негативный отклик.

—естра ћириам √одвинсон.

 апеллан «≈динства», рожденна€ в ’ристианских Ўтатах јмерики, ћириам после высадки на ѕланету объ€вила ’ирон землей обетованной дл€ верующих. ѕрирожденный лидер, воодушевл€ет свою армию так, что та в состо€нии повергнуть даже превосход€щие силы врага.

«Ћичный кошмар» ректора «ахарова из-за ее враждебности по отношению к любым научным открыти€м.

ѕолковник  оразон —анть€го.

Ѕыла лейтенантом службы безопастности «≈динства». —ейчас возглавл€ет фракцию спартанцев, главна€ иде€ которых — человек имеет полное право носить оружие. » даже должен его носить и примен€ть, иначе человечество вымрет как вид. ѕричем дл€ того, чтобы донести эту идею до других, готова без конца воевать с сосед€ми — чтобы они вооружились хот€ бы дл€ защиты.

ѕолковник никого не любит. –азве что четка€ упор€доченность „еловеческого уль€ ей импонирует.

√енеральный директор Ќвабундайк ћорган.

ћорган — человек, во многом благодар€ которому «≈динство» покинуло «емлю. ѕервоначальным местом разработки и создани€ корабл€ была –осси€, но после экономического краха 2058 года Ќвабундайк — к тому времени крупный торговец оружием и бриллиантами — стал одним из частных бизнесменов, которых ќќЌ привлекла к финансированию космического проекта. “огда же на борту «≈динства» были тайно смонтированы криокапсулы дл€ ћоргана и его избранного окружени€.

ѕосле высадки на ’ирон возглавил фракцию имени себ€ и всеми силами начал продвигать идею свободного рынка и равных возможностей. ¬прочем, равных дл€ всех, а дл€ него — немного «равнее».

–ектор ѕрохор «ахаров.

√лавный научный офицер «≈динства». √ениальный ученый, изобретатель, конструктор. ¬ прошлом, на «емле, часто имел дело с военными разработками. –аботал в министерстве обороны –оссии.

ѕопав на ’ирон, долгое врем€ отрицал существование √олоса ѕланеты на основании его «ненаучности», но в последние годы именно он и ученые его университета нашли способ предохранить планетарный разум от самоуничтожени€.

«ахаров считает свободное распространение информации первейшей необходимостью и потому не любит тех, кто этому мешает.

ѕредседатель Ўенг-ƒжи янг.

Ѕывший начальник службы безопастности «≈динства». „еловек, приблизившийс€ к совершенству настолько, насколько возможно. ћастер каллиграфии, поэзии, живописи, традиционной медицины и боевых искусств. ∆есточайший тиран.

Ќа ѕланете возглавил фракцию с говор€щим названием «„еловеческий улей». ¬ понимании председател€ янга «равенство» значит «одинаковость». Ќеудивительно, что техники клонировани€ и нейропрограммировани€ в ”лье используютс€ повсеместно.

ѕредседатель янг более-менее тепло относитс€ лишь к спартанцам, вид€ в их милитаризованном иерархическом обществе слабое подобие собственного ”ль€.

√лава треть€. Ќеожиданные соседи

ѕредставьте себе, что все содержимое компьютерных сетей, сумма всех знаний человечества, ворвалось в хрупкую нейронную сеть –азума ѕланеты с силой каждого из имеющихс€ на планете реакторов. “ыс€челети€ развити€ цивилизации сжались в краткий миг озарени€. Ёто единственна€ возможность людей спастись от уничтожени€ перед лицом пробуждающегос€ чужеродного бога.

јкадемик ѕрохор «ахаров

√рибные заросли были доминирующей формой жизни на ѕланете начина€ со времен палеозойской эры на «емле.  аждые сто миллионов лет грибы достигают критической массы, необходимой, чтобы обрести разум. Ќо последнее преобразование убивает практически всю остальную жизнь, лиша€ гриб источников питани€ и ухода, которые обеспечивали его животные симбионты. ћомент осознани€, когда гриб мог использовать свой разум в полную силу, всегда наступал как раз тогда, когда ничего изменить уже было нельз€. » новорожденный разум снова погружалс€ в «цветочный сон», еще на сто миллионов лет сохран€€ только нечеткие воспоминани€ о своем предназначении...


***

≈ще одна (и далеко не последн€€) составл€юща€ шарма Alpha Centauri — неповторима€ атмосфера. ¬начале — острое ощущение чуждости окружени€ и дав€щего одиночества. ¬ середине партии — гор€чее противоборство фракций, сдобренное запутанными дипломатическими интригами. » чувство неотвратимо приближающейс€ разв€зки — причем только от вас зависит, какой она будет...

¬ любой партии Alpha Centauri поначалу незримо, но всегда ощутимо присутствует еще один игрок — сама ѕланета. „ерви-мозгоеды — не просто опасные вредители. — их помощью ’ирон защищаетс€ от тех, кто представл€ет дл€ него опасность, разруша€ экологию. √рибные заросли — это на самом деле нейронна€ сеть будущего ѕланетарного разума.

ѕон€ть это, впрочем, смогут немногие из колонистов, ведь больша€ их часть слишком озабочена собственным выживанием или заработками... “олько та фракци€, котора€ откажетс€ от завоевани€ всего и вс€ — не важно, военными методами, политическими или экономическими, — и обратитс€ к развитию науки, сбору знаний о мире, в котором оказались люди, сможет прочесть до конца  нигу ѕланеты и достичь высшей из возможных в игре побед — трансценденции, вознесени€ к божественности.

Ќаследие древних — «монолиты» — вещь очень хороша€ и нужна€. ћало что войска вылечивает, так еще и ресурсы на клетках с ними хорошо производ€тс€.

Ёто интересно:  нига ѕланеты, отрывки из которой периодически показывают игроку, — это, пожалуй, единственна€ попытка придать игре в жанре глобальной стратегии сюжетную основу.

—южет игры подаетс€ достаточно оригинально — вставки из  ниги ѕланеты, по€вл€ющиес€ на экране, прив€заны к определенным событи€м, происход€щим с фракцией игрока. „асть из них может и не произойти — соответственно, некоторых глав книги нам не покажут. ќсоба€ заслуга сценаристов в том, что даже с такими пропусками сюжет все равно остаетс€ цельным.

 роме того, така€ форма подачи создает впечатление того, что игрок действительно пишет историю своей фракции — идет от одной вехи к другой, хоть и не знает на самом деле, к чему он движетс€. Ћишь постепенно ѕланета начинает приоткрывать свою истинную сущность — но все равно некоторые вещи так и остаютс€ загадкой. «ародилс€ этот разум планетарных масштабов сам, или кто-то создал это сложную систему? » если создал, то кто? ј если она возникла самосто€тельно, то кто построил монолиты, разбросанные по поверхности ѕланеты? ќтветов на эти вопросы в  ниге ѕланеты нет. » потому, даже достигнув единени€ с планетарным разумом, получив почти божественную силу, человечество все равно понимает — познание, изучение окружающего мира на этом не закончено. Ќеизведанное все еще здесь, р€дом, ждет того, кто сможет пон€ть...

Ќа заметку: в руководстве к игре ее дизайнер Ѕрайан –ейнольдс пишет, что источником вдохновени€ дл€ истории ѕланеты была книга ‘. √ерберта «»нцидент с »исусом» («ящик ѕандоры»).

CPU not supported

»ли «процессор не поддерживаетс€». »менно такую ошибку иногда показывает Alpha Centauri при запуске на современных компьютерах (особенно это касаетс€ 64-битных процессоров). ≈стественно, продолжать игру после этого уже невозможно. „то же делать?

ѕомочь этой беде можно, открыв «блокнотом» файл Alpha Centauri.ini, наход€щийс€ в каталоге с игрой. ¬ конце его надо найти секцию [PREFERENCES], а в ней — строку ForceOldVoxelAlgorithm=0 и изменить значение этого параметра с «0» на «1». ѕосле этого можно будет нормально запустить игру.

 роме того, в этом файле можно настроить разрешение экрана, которое использует Alpha Centauri.

Ёто важно: измен€ть разрешение рекомендуетс€ только дл€ дополнени€ Alien Crossfire. ¬ обычной Alpha Centauri после этого могут возникнуть проблемы с отображением главного меню игры.

ƒл€ этого в той же секции нужно вписать строку DirectDraw=0, после чего игра будет запускатьс€ в том разрешении, которое использует рабочий стол Windows. Ќесмотр€ на то, что игра выпущена в 1999 году, при высоких разрешени€х экрана она выгл€дит лучше — это заслуга полностью масштабируемого трехмерного «движка».

Ёто важно: если в файле не будет нужных параметров, их нужно добавить самосто€тельно. √лавное — не ошибитьс€ секцией и добавл€ть изменени€ после надписи [PREFERENCES].

√лава... перва€?

Alpha Centauri увидела свет в начале 1999 года. ќсенью того же года в продаже по€вилось дополнение к ней — Sid Meier's Alien Crossfire.

ƒополнение не продолжает сюжет — оно пересказывает его заново с некоторыми вариаци€ми.  ак оказалось, через п€ть лет после высадки человеческих колонистов в небе над ’ироном загорелись две €ркие звезды — это падали на ѕланету космические корабли инопланет€н, повредившие друг друга на дуэли.

» сразу стало €сно, кто создал планетарный разум — именно они, называющие себ€ «прародители», вернулись к делу лап своих, чтобы... ј вот в этом месте инопланет€не и разошлись во мнени€х, да так, что пришлось вы€сн€ть отношени€ при помощи лазеров главного калибра. ќдни прародители — «хранители» — уже видели, к чему приводит возникновение разума размером с планету. » результат был далек от ожиданий — систему “ау  ита прародител€м пришлось покинуть навсегда. ѕоэтому в интересах хранителей не допустить подобного более.

¬тора€ фракци€ инопланет€н — «узурпаторы» — наоборот, стремитс€ пробудить ѕланету как можно раньше. ѕричем непременно так, чтобы самим войти в состав будущего сверхразума.

≈стественно, что с такими разногласи€ми о мирном сосуществовании можно забыть — в игровых терминах это выражаетс€ тем, что фракции прародителей не могут заключить мир между собой.

Ёто интересно: в Alien Crossfire по€вились и п€ть человеческих фракций, с которыми тут же возникла путаница: с одной стороны, как минимум часть из них (а то и все) — это «ответвлени€» от уже существующих, отделившиес€ уже после высадки колонистов. ј с другой — в начале игры им все равно показывают заставку падающей на ѕланету спасательной капсулы.

 роме новых фракций, дополнение немного расширило богатство животного мира ѕланеты. ¬ водах по€вились морские змеи, на суше выросли грибные башни — родной дом мозгоедов — и «спорометы», своеобразна€ грибна€ артиллери€, стрел€юща€, как и следует из названи€, спорами, но в случае необходимости вступающа€ в пси-бой.

ѕрибавилось и технологий, и арсенала, и пристроек на базах, и глав в  ниге ѕланеты...

¬от только что-то потер€лось. Ќезаметное, но важное. ћожет быть, так только кажетс€, потому что Alien Crossfire — это та же стара€ песн€, но чуть-чуть на новый лад? Ќо мне кажетс€, что с по€влением в игре инопланет€н из нее исчезло чувство космического одиночества, чувство, что мы на этой планете одни и помощи ждать уже неоткуда и не от кого.

≈сли бы директором был €...

я бы не стал вводить в дополнении инопланетные фракции. Alpha Centauri — это игра в первую очередь о люд€х, их взаимоотношени€х и страхах. » одного инопланетного разума — –азума ѕланеты — вполне достаточно.

 роме этого, стоило бы сделать отдельные вступлени€ дл€ новых человеческих фракций. ≈сли јнгелы ƒанных откололись от «ћорган индастриз» уже после того, как люди попали на ’ирон, то почему они начинают игру так же, как и основные фракции, — с падени€ спасательной капсулы?

¬ остальном Alpha Centauri — одна из немногих игр, где очень сложно что-либо изменить. ћожно посетовать на сложный интерфейс, но когда вспоминаешь, сколько функций и возможностей в нем заложено, то становитс€ пон€тно, что сделать лучше вр€д ли возможно.

 онечно, если бы игра создавалась сейчас, графика была бы лучше (хот€ это тоже под вопросом: игра 1999 года, выдающа€ нормальную картинку в разрешении 1280×1024 точки — шутка ли?), поверхность ѕланеты детальнее, а анимаци€... ƒа, там была бы нормальна€ анимаци€ боев и перемещени€ отр€дов. » на карте были бы не статичные «условные обозначени€» войск, а очень похожие на живых люди и почти насто€ща€ техника.

 нига ѕланеты: послесловие

≈сли однажды человек изменил отношени€ между собой и окружением, то он уже не сможет вернутьс€ к блаженному незнанию. –азвитие естественно сопр€жено с изменением перспективы.

”полномоченный ѕравин Ћал

√л€д€ на Civilization III, вышедшую позже, можно подумать, что почти все приемы, отработанные в Alpha Centauri, были забыты.  роме пон€ти€ «государственной границы», в ней не осталось ничего «центаврианского»... Ќо вот в Civilization IV по€вились «законы», комбинаци€ которых и определ€ла общественное устройство государства — форму правлени€, отношение к религии и прочее. „ем не панель социальной инженерии из Alpha Centauri? ¬озможно, не за горами и то врем€, когда в серию вернетс€ возможность преображать облик планеты, воздвига€ или обрушива€ горы по своему желанию.

ћожет быть, это будет в Civilization VI? »ли в седьмой ее части? ј может быть... Ќо это уже совсем в мечтах... ћожет быть, нас ждет и Alpha Centauri II?

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.7
проголосовало человек: 260
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€