Похожие игры: Civilization, Galactic Civilizations, Master of Orion Дата выхода: 1999 год |
Путешествия во времени, в обычном смысле этого выражения, не имеют места в рациональной теории, но темпоральные возмущения существуют на квантовом уровне, и — что более важно — их можно контролировать.
Академик Прохор Захаров
История — странная штука. Порой даже небольшие события, произошедшие в прошлом, отражаются на будущем самым непредсказуемым образом. Интереснее, впрочем, когда события будущего формируют и перестраивают прошлое. Но еще более занятно — когда в прошлом и будущем одновременно происходят события, вроде бы на первый взгляд и не связанные между собой, но на самом деле — тесно переплетенные и взаимозависимые.
В 2110 году космический корабль «Единство», посланный Организацией Объединенных Наций, вышел на орбиту вокруг звезды, известной на Земле под именем Альфа Центавра. Позади осталась родная планета, охваченная огнем войн, задыхающаяся гарью пожаров и дымом заводских труб, отправившая к звездам своих лучших людей в почти самоубийственной попытке сохранить человечество. Позади остались десятилетия сна в криокамерах, прерванного раньше времени из-за неполадок в главном двигателе корабля. Позади остался и конфликт на борту, убийство капитана, взрыв корабля — и спасение нескольких сотен людей, разделенных на семь фракций, ведомых выдающимися личностями — бывшими офицерами «Единства».
Одновременно с этим, но в 1996 году, Сид Мейер, Брайан Рейнольдс и Джеф Бриггс оставляют компанию Microprose, чтобы начать все с начала — но уже под именем Firaxis. Несмотря на то, что первой игрой, выпущенной ими под новым названием, стал «Геттисберг», в той или иной мере история космического корабля, который покинул Землю в конце Civilization, уже тогда не давала им покоя.
Желание заглянуть в далекое будущее человечества, побывать на неизведанных планетах, понять, что же будет с людьми, — из всего этого в 1999 году создалась игра, пусть и не имевшая огромного коммерческого успеха, но во многом неповторимая и уникальная (и в те времена, и до сих пор).
Ни одна игра, наверное, не остается неизменной всю дорогу от идеи до выхода на прилавки. Не исключение и Alpha Centauri — в процессе разработки и бета-тестирования многое в ней было изменено и переделано. Иногда — очень сильно.
Например, посмотрите на рисунки — это внешний вид бета-версии Alpha Centauri и то, как все выглядит в результате. Самое интересное в первом варианте инерфейса то, что все его окна игрок мог свободно перемещать по экрану, располагая в удобных для себя местах.
Отличия между первой и окончательной версиями довольно значительны. Пропало боковое меню — теперь оно стало контекстным и вызывается щелчком правой кнопки мыши. Изменился масштаб разных окон — мини-карта стала больше, а список отрядов на выделенном участке, наоборот, уменьшился.
Но самое главное — отдельные части интерфейса потеряли подвижность и теперь накрепко «прибиты» туда, куда нужно дизайнерам. Почему? Продюсер Alpha Centauri Тим Трейн в интервью сказал так: «После долгих игровых тестов мы пришли к выводу, что все равно никто не двигает окна, поэтому решили оставить их неподвижными».
Изменения коснулись не только графической составляющей игры: символика фракций и имена их лидеров раньше были чуть-чуть другими. На рисунке видно, как выглядел экран Планетарного Совета в ранней версии.
Обратите внимание на то, как здесь зовут ректора университета Планеты — Прохор Саратов. Эта же фамилия упоминается и в «Путешествии к Центавру» — повести, предваряющей события игры, которую Майкл Эли, сценарист Alpha Centauri, публиковал до завершения работы над игрой на официальном сайте. Фамилию «Захаров» Прохор получил позже, по слухам, в честь академика Сахарова.
Символ фракции университета также был изменен, но старый вариант можно видеть и кое-где в игре, и на официальных «обоях».
Более интересные метаморфозы произошли с символикой Миротворческих сил и Человеческого улья (который тогда еще называли «Лабиринт»). Если приглядеться, то можно заметить, что брат (еще не «уполномоченный») Лал в старом варианте графики гордо носит нынешнюю эмблему председателя Янга...
Глава первая. Дивный новый мир
Существуют две разновидности научного прогресса: методичные эксперименты и категоризация, постепенно расширяющие наши знания; и революционные прорывы гениев, которые превосходят и раздвигают эти границы. Признавая необходимость первого, мы тем не менее взыскуем последнего.
Академик Прохор Захаров
Спасательная капсула «Единства» совершила посадку на поверхности Планеты... Я сознательно избегаю слова «приземлилась» — это уже не Земля. Пейзаж вокруг тому подтверждение — спутать невозможно: там, откуда мы отправились, никогда не было таких грязно-красных равнин и холмов, изредка перемежающихся островками зелени. Странно, но смертельный для человека и земных животных воздух стал настоящим раем для привезенных нами растений. Еще одна загадка Хирона... Впрочем, так это место называется официально — на самом же деле мы чаще зовем его просто «Планета». И это правильно — другой планеты у нас больше нет. Теперь наш дом здесь...
Одной из причин, по которой фанаты «Цивилизации» не приняли «Альфу Центавра», стало графическое исполнение. После зеленых полей и ярко-голубых морей темные и скупые красно-зеленые ландшафты Планеты казались совершенно чужими — но ведь такими они и задумывались!
Это интересно: чуть позже было выпущено обновление, изменявшее цветовую палитру игры, — специально для дальтоников.
Все в этом мире чуждо людям — и необходимость привыкать к окружению вполне передает ощущения колонистов, прибывших с Земли и вынужденных осваиваться в новых условиях. Через некоторое время игрок, как и поселенцы, свыкается и начинает различать — вот здесь пески, из которых много не выжмешь, а вот здесь — плодородная почва, да еще и река неподалеку, можно будет основать колонию...
На Земле цивилизации строили города — на Планете поселения называют «базами». Но назначение их от перемены названия не изменилось — так же, как и предки, колонисты Хирона обустраивают свою жизнь, расширяя внутреннюю инфраструктуру баз, и добывают ресурсы из близлежащей поверхности Планеты.
Ресурсы остались почти теми же, что и раньше — продукты питания, которые используются, чтобы прокормить население; полезные ископаемые, которые расходуются на постройку сооружений базы и изготовление вооружения и техники. Вот только деньги на Хироне не в ходу — самой ценной вещью для поселенцев стала энергия, которая и используется в сделках между фракциями колонистов. Но энергия нужна не только для этого, да и до момента первой встречи с конкурентами еще долго, а пока что основные расходы — это поддержание баз в работоспособном состоянии и обеспечение работы ученых. Кроме того, за счет вложения дополнительной энергии база может ускорить производство того или иного строения или отряда — что не раз пригодится колонистам.
Карта Планеты разделена на условные «квадраты», каждый из которых, если на нем работает поселенец, приносит определенное количество ресурсов. Обычно это единичка продуктов питания и единичка полезных ископаемых. Поначалу этого вполне достаточно, но как только появляется возможность производить более-менее технологичные отряды — минералов начинает не хватать... Да и энергия лишней не будет. Как увеличить добычу ресурсов?
Тут на помощь игроку приходят терраформеры — аналог «рабочих» из «Цивилизации». Но в «Альфе Центавра» их функции намного шире — они не только умеют прокладывать дороги, строить шахты и коллекторы солнечной энергии, обустраивать фермы, но и могут (после открытия соответствующих технологий) пробурить поверхность Планеты, добираясь до водоносных слоев, что создаст новую реку даже посреди пустыни. Терраформингу поддается все — скалистый участок можно превратить в равнину, посадить лес, установить буровую установку, поднять или опустить участок земли относительно уровня моря. Причем последнее действие используется не только для того, чтобы создавать «мостики» к близлежащим островам, — чем больше высота квадрата земли, тем больше энергии будут вырабатывать установленные на нем солнечные накопители. Кроме того, горы задерживают перемещение воздушных масс в атмосфере Планеты, а значит, их восточные склоны будут сухими и безжизненными, а западные, наоборот, будут производить больше продуктов питания.
Это важно: изменение высоты квадрата изменяет и соседние с ним высоты. То есть если опустить морское дно рядом с вражеской базой еще ниже — терраформируемый квадрат потянет за собой и площадь под базой... Результатом будет ее затопление и почти наверняка — уничтожение. Такой вот агрессивный терраформинг...
Но активное изменение природных условий Планеты наказуемо. И это не просто абстрактное «загрязнение», или грязные пятна, как в той же «Цивилизации» — к тем, кто не заботится об экологической обстановке, рано или поздно «на огонек» пожалует выводок червей-мозгоедов...
Эти черви — одна из разновидностей местной жизни. Существуют в трех вариациях — наземной (собственно черви), водной («остров глубины») и воздушной («саранча Хирона»). Опасная особенность этих паразитов в том, что при нападении они подавляют волю людей, обрушивая на защитников шквал кошмарных видений, заставляя людей бросать оружие и впадать в панику. После чего те становятся легкой добычей для червей... В игровых правилах это обозначено как «пси-бой», при котором сила вооружения и защита отряда игнорируются, а решающее значение имеет боевой дух подразделения. Кроме того, в пси-бое атакующий получает серьезное преимущество — чем черви обычно и пользуются, подходя к базам незамеченными, скрываясь в зарослях центаврианских грибов.
Но не существует ничего такого, что человек не мог бы обратить на пользу себе и во вред другим. С открытием новых технологий игрок сможет выращивать все три разновидности червей на своих базах и использовать их преимущества в атаках на других колонистов. Кроме того, существует так называемый «рейтинг планеты», который определяет, насколько «чисто» фракция ведет производственную деятельность. Те, у кого этот рейтинг достаточно велик, могут пытаться приручать червей — выглядит это как обычное нападение на них, но при определенной удаче червь переходит под контроль игрока.
На заметку: фракция Падчериц Гайи всегда захватывает первого червя, на которого нападает их отряд. Эта особенность игры не описана нигде, но доказана экспериментальным путем.
Как же уменьшить вред, наносимый экосистеме Планеты? Ответ «отказаться от терраформинга» нас не устраивает. Поэтому, если нет желания каждые несколько ходов отражать нападения червей, придется создавать на своих базах заповедники центаврианской природы и другие пристройки, повышающие экологический уровень баз. Кроме того, «планетарный рейтинг» можно поднять, установив приоритетной «зеленую» экономическую модель на панели социальной инженерии.
Сама эта панель — одна из отличительных особенностей «Альфы Центавра» (что-то похожее появилось только в Civilization IV). Если в ранних «Цивилизациях» игрок мог только скачкообразно менять форму правления (деспотия — монархия — республика...), то здесь существует четыре шкалы: политическое устройство, экономика, система ценностей и «будущее общество». Первые три позволяют изменять в некоторых пределах общественные предпочтения, а четвертая определяет то состояние, к которому разовьется колония в далеком будущем.
Но для того, чтобы отметки на шкалах социальной инженерии стали доступны, нужно еще много и упорно работать. Когда-то люди начинали войну с каменными топорами и луками, а изобретение колеса и колесниц было огромным скачком вперед. Для нового человечества аналогом каменного топора стало автоматическое оружие, а колесницу сменил легкий маневренный багги. Неизменным с тех пор осталось одно — чтобы научиться производить новое вооружение, нужно разработать технологию его производства. На поселенческих базах этим занимаются ученые. Они есть всегда, хоть их и не видно в отчетах по базе — там упоминаются только дополнительные пристройки, обеспечивающие увеличение «научной выработки», и специально назначенные вами специалисты (те же рабочие, только снятые с ферм или шахт и приставленные к определенному виду деятельности). Однако, если обходиться без пристроек и специалистов, изучение новых технологий будет происходить непозволительно медленно, а научное отставание на Планете — это прямой путь к смерти, ведь рано или поздно фракции, совершившие посадку на Хироне, вновь найдут друг друга, и всплывут старые обиды, и разгорится вновь старая вражда...
Даже если вы не собираетесь воевать с соседями по Планете, защищать свои базы все равно необходимо — иначе ими могут поживиться те же черви-мозгоеды. Что же может предложить для этого оборонная промышленность Alpha Centauri?
Любой отряд, представленный в игровом конструкторе, состоит из нескольких частей — шасси, определяющего тип передвижения, вооружения, от которого зависит сила атаки, брони, которая определяет защищенность, и реактора, влияющего на стоимость, здоровье отряда и некоторые другие показатели. Кроме этого отряд может иметь до двух особых способностей. Новые элементы становятся доступны только при изучении необходимых технологий. На старте игры большинству фракций доступны только разведывательные патрули (пехота, единичка атаки и защиты, никаких спецспособностей) — и этого хватает для исследования окружающего мира. Но со временем появляется необходимость в более мощных войсках, и тогда на смену пехоте приходят колесные автомобили, потом появляется авиация и вершина развития боевой техники — антигравитационные боевые платформы.
Стоит сказать, что, несмотря на существенные ограничения (необходимость заканчивать ход на дружественной базе, невозможность захватывать базы), военно-воздушные силы на Хироне — ключевые войска, которые могут принести победу тому, кто первый получит их в свое распоряжение. Быстрые, хорошо вооруженные самолеты могут выбить войска противника, практически не встретив сопротивления — бороться в полную силу с ними могут только отряды со способностью «воздушное превосходство», а поставить их производство на поток сложно из-за дороговизны...
Список особых способностей достаточно велик, и, выбирая нужные при создании отрядов, можно добиться разнообразия армии — собственно, в этом и состоит победная стратегия в Alpha Centauri: любой отряд должен быть специализирован, должен создаваться для выполнения определенной задачи. Нет смысла давать мощное оружие тем, кто предназначен для защиты баз от червей-мозгоедов, — пси-бой не учитывает значения атаки и защиты. А вот способность «транс», добавляющая 50% защиты от
Глава вторая. Человек человеку...
Люди убивали друг друга с самого начала времен, и открытие новой границы означало новые способы и места для смерти. Почему же будущее должно быть другим?
Полковник Коразон Сантьяго
Как же это глупо: Земля провожала нас как свою последнюю надежду, как единственный шанс на выживание для всего человечества. Мы оставили за собой пожары, войны, подпалины радиоактивного заражения и воздух, смешанный с дымом фабрик и заводов.
Горькая ирония состоит в том, что последняя надежда человечества пережить войну сразу же по прибытии начала боевые действия. Люди сейчас сражаются и против чужеродной Планеты, и, что самое страшное, сами с собой...
В отличие от других глобальных стратегий, в Alpha Centauri игроку предлагается взять под контроль не определенную нацию (как в Civilization) или расу (пример — Dominions) — выбрать нужно одного из семи лидеров фракций, на которые разделился экипаж «Единства». Во время игры всем им доступны одни и те же отряды, улучшения баз и технологии. Разнообразие в Alpha Centauri заложено на более высоком уровне — к примеру, университет Планеты быстрее исследует новые технологии, но в то же время слабее защищает информацию и поэтому уязвим для вражеского шпионажа. Религиозная фракция, которой руководит бывший капеллан «Единства» сестра Мириам Годвинсон, получает преимущества при нападении на других из-за того, что ее войска воодушевлены верой в свою особую миссию, но эта же вера заставляет их с подозрением относиться к науке вообще — а значит, новые технологии даются им намного сложнее...
Это интересно: хоть фракции и не делятся по национальному признаку, некоторый «национальный колорит» они все же сохранили: человеческий улей возглавляет председатель Шенг-Джи Янг из Великого Китая, миротворческие силы ООН представлены уполномоченным Правином Лалом, родина которого — Индия.
Эти же идеологические различия определяют отношения между фракциями — капиталист Морган, для которого прибыль важнее всего, открыто насмехается над Падчерицами Гайи, которые стремятся сохранить экосистему Планеты, а полковник Сантьяго, сторонница силовых методов, считает миротворцев Правина Лала непозволительно слабыми. Точно так же управляемые компьютером фракции будут строить дипломатию с игроком. Если с помощью социальной инженерии установить полицейское государство — можно ожидать улучшения отношений с председателем Янгом. Перешли к «зеленой» экономике? Леди Скай будет более благодушна. Установили свободный рынок? Выбить у Нвабудайка Моргана кредит станет проще.
Компьютерные игроки не сидят на одном месте — они воюют друг с другом и заключают союзы, торгуют и обмениваются технологиями. А если игрок позволит себе слишком часто нарушать конвенцию ООН — под нее подпадает, например, применение газового оружия или использование сверхмощных боеголовок «планетобой», — фракции вполне могут забыть о взаимной вражде и объединиться против нарушителя.
Не обращать внимания на дипломатию на Планете нельзя — уж очень велики ее возможности. Подписание мирных договоров или пактов братства позволяет фракциям торговать — а это дополнительный приток такой нужной энергии. Кроме того, с теми фракциями, с которыми заключен пакт, можно договориться о совместном нападении на общего врага. Особенность Alpha Сentauri в том, что с союзником можно обсудить план нападения — и компьютер будет по мере возможностей ему следовать.
Братская фракция не только позволяет вашим отрядам находиться на ее территории, но и чинит технику и лечит солдат на своих базах. С ней можно договориться об изучении определенных технологий для последующего обмена. И, наконец, от «братьев» и «сестер» можно ожидать поддержки на заседании Совета Планеты.
Совет — это встреча всех лидеров фракций, существующих в данный момент на Планете, которую любое из «первых лиц» может созвать не чаще одного раза в сорок лет. На обсуждение выносится предложение — например, повышение или понижение уровня воды в океане или отмена конвенции ООН, ограничивающей применение негуманного оружия, — после чего собравшиеся голосуют. Кроме того, на Совете может быть избран планетарный губернатор — тот, кто занимает эту должность, получает большую прибыль от торговли, может получить полную информацию о любой фракции и имеет право вето при принятии Советом любого решения, кроме переизбрания губернатора.
Кроме этого, Совет может избрать Верховного лидера, что ведет к «дипломатической победе» фракции, лидер которой занял это место.
На заметку: до того, как игрок проголосует, ему показывают, как распределились голоса других фракций. Если результат явно неудачный, прямо на экране Совета можно связаться с противниками и «уговорить» их изменить решение. Взятки обычно достаточно, но можно и припугнуть.
Но не всегда дипломатии достаточно. И тогда вместо слов слышны выстрелы. Поводом для начала войны может послужить что угодно: активно поддерживаете одну из двух враждующих между собой фракций? Значит, скоро вам объявят вендетту. Сосед недоволен социальными установками вашей фракции? Вендетта. Не хотите делиться ценными технологиями? Значит... Правильно — вендетта.
Компьютер довольно хорошо рассчитывает силы и, если вероятность его победы мала, предпочитает не лезть на рожон — за что отдельное спасибо людям, программировавшим искусственный интеллект. Самоубийственная атака слабой фракции на более сильную возможна, но обычно это происходит тогда, когда кто-то слишком близко подобрался к победе — тогда даже те, с кем подписан пакт братства, могут объявить ему войну.
Глава третья. Неожиданные соседи
Представьте себе, что все содержимое компьютерных сетей, сумма всех знаний человечества, ворвалось в хрупкую нейронную сеть Разума Планеты с силой каждого из имеющихся на планете реакторов. Тысячелетия развития цивилизации сжались в краткий миг озарения. Это единственная возможность людей спастись от уничтожения перед лицом пробуждающегося чужеродного бога.
Академик Прохор Захаров
Грибные заросли были доминирующей формой жизни на Планете начиная со времен палеозойской эры на Земле. Каждые сто миллионов лет грибы достигают критической массы, необходимой, чтобы обрести разум. Но последнее преобразование убивает практически всю остальную жизнь, лишая гриб источников питания и ухода, которые обеспечивали его животные симбионты. Момент осознания, когда гриб мог использовать свой разум в полную силу, всегда наступал как раз тогда, когда ничего изменить уже было нельзя. И новорожденный разум снова погружался в «цветочный сон», еще на сто миллионов лет сохраняя только нечеткие воспоминания о своем предназначении...
Еще одна (и далеко не последняя) составляющая шарма Alpha Centauri — неповторимая атмосфера. Вначале — острое ощущение чуждости окружения и давящего одиночества. В середине партии — горячее противоборство фракций, сдобренное запутанными дипломатическими интригами. И чувство неотвратимо приближающейся развязки — причем только от вас зависит, какой она будет...
В любой партии Alpha Centauri поначалу незримо, но всегда ощутимо присутствует еще один игрок — сама Планета. Черви-мозгоеды — не просто опасные вредители. С их помощью Хирон защищается от тех, кто представляет для него опасность, разрушая экологию. Грибные заросли — это на самом деле нейронная сеть будущего Планетарного разума.
Понять это, впрочем, смогут немногие из колонистов, ведь большая их часть слишком озабочена собственным выживанием или заработками... Только та фракция, которая откажется от завоевания всего и вся — не важно, военными методами, политическими или экономическими, — и обратится к развитию науки, сбору знаний о мире, в котором оказались люди, сможет прочесть до конца Книгу Планеты и достичь высшей из возможных в игре побед — трансценденции, вознесения к божественности.
Это интересно: Книга Планеты, отрывки из которой периодически показывают игроку, — это, пожалуй, единственная попытка придать игре в жанре глобальной стратегии сюжетную основу.
Сюжет игры подается достаточно оригинально — вставки из Книги Планеты, появляющиеся на экране, привязаны к определенным событиям, происходящим с фракцией игрока. Часть из них может и не произойти — соответственно, некоторых глав книги нам не покажут. Особая заслуга сценаристов в том, что даже с такими пропусками сюжет все равно остается цельным.
Кроме того, такая форма подачи создает впечатление того, что игрок действительно пишет историю своей фракции — идет от одной вехи к другой, хоть и не знает на самом деле, к чему он движется. Лишь постепенно Планета начинает приоткрывать свою истинную сущность — но все равно некоторые вещи так и остаются загадкой. Зародился этот разум планетарных масштабов сам, или кто-то создал это сложную систему? И если создал, то кто? А если она возникла самостоятельно, то кто построил монолиты, разбросанные по поверхности Планеты? Ответов на эти вопросы в Книге Планеты нет. И потому, даже достигнув единения с планетарным разумом, получив почти божественную силу, человечество все равно понимает — познание, изучение окружающего мира на этом не закончено. Неизведанное все еще здесь, рядом, ждет того, кто сможет понять...
На заметку: в руководстве к игре ее дизайнер Брайан Рейнольдс пишет, что источником вдохновения для истории Планеты была книга Ф. Герберта «Инцидент с Иисусом» («Ящик Пандоры»).
Или «процессор не поддерживается». Именно такую ошибку иногда показывает Alpha Centauri при запуске на современных компьютерах (особенно это касается 64-битных процессоров). Естественно, продолжать игру после этого уже невозможно. Что же делать?
Помочь этой беде можно, открыв «блокнотом» файл Alpha Centauri.ini, находящийся в каталоге с игрой. В конце его надо найти секцию [PREFERENCES], а в ней — строку ForceOldVoxelAlgorithm=0 и изменить значение этого параметра с «0» на «1». После этого можно будет нормально запустить игру.
Кроме того, в этом файле можно настроить разрешение экрана, которое использует Alpha Centauri.
Это важно: изменять разрешение рекомендуется только для дополнения Alien Crossfire. В обычной Alpha Centauri после этого могут возникнуть проблемы с отображением главного меню игры.
Для этого в той же секции нужно вписать строку DirectDraw=0, после чего игра будет запускаться в том разрешении, которое использует рабочий стол Windows. Несмотря на то, что игра выпущена в 1999 году, при высоких разрешениях экрана она выглядит лучше — это заслуга полностью масштабируемого трехмерного «движка».
Это важно: если в файле не будет нужных параметров, их нужно добавить самостоятельно. Главное — не ошибиться секцией и добавлять изменения после надписи [PREFERENCES].
Глава... первая?
Alpha Centauri увидела свет в начале 1999 года. Осенью того же года в продаже появилось дополнение к ней — Sid Meier's Alien Crossfire.
Дополнение не продолжает сюжет — оно пересказывает его заново с некоторыми вариациями. Как оказалось, через пять лет после высадки человеческих колонистов в небе над Хироном загорелись две яркие звезды — это падали на Планету космические корабли инопланетян, повредившие друг друга на дуэли.
И сразу стало ясно, кто создал планетарный разум — именно они, называющие себя «прародители», вернулись к делу лап своих, чтобы... А вот в этом месте инопланетяне и разошлись во мнениях, да так, что пришлось выяснять отношения при помощи лазеров главного калибра. Одни прародители — «хранители» — уже видели, к чему приводит возникновение разума размером с планету. И результат был далек от ожиданий — систему Тау Кита прародителям пришлось покинуть навсегда. Поэтому в интересах хранителей не допустить подобного более.
Вторая фракция инопланетян — «узурпаторы» — наоборот, стремится пробудить Планету как можно раньше. Причем непременно так, чтобы самим войти в состав будущего сверхразума.
Естественно, что с такими разногласиями о мирном сосуществовании можно забыть — в игровых терминах это выражается тем, что фракции прародителей не могут заключить мир между собой.
Это интересно: в Alien Crossfire появились и пять человеческих фракций, с которыми тут же возникла путаница: с одной стороны, как минимум часть из них (а то и все) — это «ответвления» от уже существующих, отделившиеся уже после высадки колонистов. А с другой — в начале игры им все равно показывают заставку падающей на Планету спасательной капсулы.
Кроме новых фракций, дополнение немного расширило богатство животного мира Планеты. В водах появились морские змеи, на суше выросли грибные башни — родной дом мозгоедов — и «спорометы», своеобразная грибная артиллерия, стреляющая, как и следует из названия, спорами, но в случае необходимости вступающая в пси-бой.
Прибавилось и технологий, и арсенала, и пристроек на базах, и глав в Книге Планеты...
Вот только что-то потерялось. Незаметное, но важное. Может быть, так только кажется, потому что Alien Crossfire — это та же старая песня, но чуть-чуть на новый лад? Но мне кажется, что с появлением в игре инопланетян из нее исчезло чувство космического одиночества, чувство, что мы на этой планете одни и помощи ждать уже неоткуда и не от кого.
Я бы не стал вводить в дополнении инопланетные фракции. Alpha Centauri — это игра в первую очередь о людях, их взаимоотношениях и страхах. И одного инопланетного разума — Разума Планеты — вполне достаточно.
Кроме этого, стоило бы сделать отдельные вступления для новых человеческих фракций. Если Ангелы Данных откололись от «Морган индастриз» уже после того, как люди попали на Хирон, то почему они начинают игру так же, как и основные фракции, — с падения спасательной капсулы?
В остальном Alpha Centauri — одна из немногих игр, где очень сложно что-либо изменить. Можно посетовать на сложный интерфейс, но когда вспоминаешь, сколько функций и возможностей в нем заложено, то становится понятно, что сделать лучше вряд ли возможно.
Конечно, если бы игра создавалась сейчас, графика была бы лучше (хотя это тоже под вопросом: игра 1999 года, выдающая нормальную картинку в разрешении 1280×1024 точки — шутка ли?), поверхность Планеты детальнее, а анимация... Да, там была бы нормальная анимация боев и перемещения отрядов. И на карте были бы не статичные «условные обозначения» войск, а очень похожие на живых люди и почти настоящая техника.
Книга Планеты: послесловие
Если однажды человек изменил отношения между собой и окружением, то он уже не сможет вернуться к блаженному незнанию. Развитие естественно сопряжено с изменением перспективы.
Уполномоченный Правин Лал
Глядя на Civilization III, вышедшую позже, можно подумать, что почти все приемы, отработанные в Alpha Centauri, были забыты. Кроме понятия «государственной границы», в ней не осталось ничего «центаврианского»... Но вот в Civilization IV появились «законы», комбинация которых и определяла общественное устройство государства — форму правления, отношение к религии и прочее. Чем не панель социальной инженерии из Alpha Centauri? Возможно, не за горами и то время, когда в серию вернется возможность преображать облик планеты, воздвигая или обрушивая горы по своему желанию.
Может быть, это будет в Civilization VI? Или в седьмой ее части? А может быть... Но это уже совсем в мечтах... Может быть, нас ждет и Alpha Centauri II?