КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Геннадий Вальков
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (87) февраль 2009
вид для печати

Digital Combat Simulator: Black Shark
(Ка-50: «Черная акула»)

Жанр:
Разработчик:
Eagle Dynamics
Издатель:
The Fighter Collection
В России:
1C
Системные требования:
Минимальные - 2 GHz, 1 GB, 256 MB video
Рекомендованные - Core 2 Duo 3 GHz, 2 GB, ATI Radeon HD4850+ или nVidia GF 8800+ video
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
локальная сеть, интернет
Рейтинг: 88%
  • Полеты всерьез и не очень
  • География полетов
  • Послужной список
  • Технические характеристики
  • Управление вертолетом
  • Навигация при помощи системы «АБРИС»
  • Управление вертолетным звеном
  • Опасная командировка

Внизу медленно проплывают поля, леса и небольшие села. Где-то вдалеке красное солнце с эскортом из облаков медленно уходит за горизонт. На высоте двух тысяч метров над землей тишину нарушает только мерный стрекот винтов. Моих винтов. Но погодите, это только до тех пор, пока мы с ведомым не выйдем на цель. А вот тогда...

Шипящий звук управляемых ракет, пулеметные очереди, хлопки системы залпового огня... Тот, кто назвал артиллерию «богами войны», никогда не видел, как пара вертолетов-штурмовиков обрабатывает ракетами наземные цели.

Но вот опустели подвески под крыльями, и пулемету нечем стрелять. Эй, пилот! Разворачивай меня, мы уходим на базу. Ненадолго. Перезарядимся — и вернемся. А пока что будем слушать тишину высоты и стрекот винтов. Моих винтов...

Полеты всерьез и не очень

Авиасимуляторы бывают разными. В одних делается упор на точность воспроизведения физики реальных летательных аппаратов и их внешнего вида. Другие напирают на воздушную акробатику и замысловатые фигуры высшего пилотажа. А третьим и вовсе всего этого не нужно, им бы ракет-патронов побольше загрузить, да и расстреливать все, что движется.

С первого взгляда может показаться, что «Ка-50: «Черная акула» относится к первому из описанных типов. А значит, игрока ждет выучивание на память нескольких десятков сочетаний клавиш, необходимых только для того, чтобы запустить, скажем, двигатель. А их у «Акулы» два. Вдобавок ведь нужно еще как-то взлететь, управлять аппаратом в полете, вести огонь, поражать цели, уклоняться от ответных залпов...

У человека, который не может назвать себя «любителем авиасимуляторов» или, как написано в игровой документации, «энтузиастом авиации», может уже появиться желание не прикасаться к этой игре.

Погодите. Все не так сложно, как может показаться. До простоты вертолетных аркад вроде «убей их всех» «Ка-50» не опустится, конечно, но...

Первое, что стоит отметить и за что эту игру хочется похвалить, — это настройки управления и реалистичности управления вертолетом. Кроме того, что вы можете перенастроить все клавиши и их комбинации так, как вам будет удобно, на странице настроек клавиатуры есть два предустановленных варианта: «Ка-50 реал.» и «Ка-50 игра». Причем «игровой» вариант на несколько десятков строк короче «реалистичного». Почему? Потому что очень многое вертолет будет делать сам либо вообще не будет «обращать внимания» на то, что уже создало бы проблемы в «реалистичном варианте», — например, на обледенение винтов.

Кроме упрощенного управления, в настройках игры есть несколько пунктов, еще больше упрощающих управление: «упрощенная динамика» и «упрощенная авионика». Вдобавок там же, в настройках, можно включить бесконечный боезапас, бездонные баки и неуязвимость вертолета. Неуязвимость не спасет пилота и машину от ракеты или огня зенитных установок, но, по крайней мере, если начинающий пилот заденет «брюхом» землю, вертолет сможет продолжать полет. Еще в «аркадном» режиме полагается вид «от третьего лица» и круговой радар, на котором видны враги и союзники, точки маршрута и высота над землей.

Но все эти возможности включаются исключительно по вашему желанию. Считаете обзор на все триста шестьдесят градусов жульничеством? Отключите его. Хотите почувствовать себя настоящим пилотом реального вертолета? Организуйте себе вид «из кабины» и управляйтесь со всеми кнопками и переключателями вручную. Единственное, чего нет и не будет, — это сохранения по ходу выполнения задания. Погибли? Попробуйте еще раз с начала.

Игра ничего не навязывает и не запрещает — она делает все, чтобы угодить игроку и создать для него наиболее комфортную обстановку. Она может предложить игроку и легкий полет с уничтожением десятков единиц противника, и напряженные воздушные дуэли, и долгое вдумчивое изучение управление настоящим вертолетом. Даже если до нее вы не отваживались садиться за авиасимуляторы, она хорошо подойдет для того, чтобы начать с нее карьеру пилота виртуального летательного аппарата.

География полетов

«Пилотская книжка» помнит все ваши беды и победы, взлеты и падения...

После того как вы разберетесь с управлением и настройками реалистичности, стоит еще на несколько секунд повременить с началом игры ради создания новой записи в «пилотской книжке». Вам позволено выбрать для себя не только имя и позывной, но и портрет, страну, откуда вы родом, и эмблему эскадрильи. Что определяет выбор страны? Практически ничего, вот только получаемые вами награды будут соответствовать принятым именно в ней. Летая россиянином, вы можете получить «Георгиевский крест», а американцу дадут «Пурпурное сердце». Так же, соответственно стране , изменяются и погоны, когда игрок растет в званиях.

И вот, закончив с созданием своего «игрового лица», вы запускаете кампанию, изучаете предполетный инструктаж, жмете «дальше» и... э-э-э... А что это? Почему приложение куда-то свернулось, открыв вашим глазам рабочий стол Windows? Не беспокойтесь, не спешите ругать баги и разработчиков и перезапускать игру — тут так заведено. Через какое-то время все запустится.

И вот наконец мы приходим в себя в кабине той самой «черной акулы», с которой нам предстоит сжиться, стать одним целым, чтобы успешно выполнять задания командования.

Вертолет и снаружи, и внутри смоделирован на «отлично». Можете найти фотографию приборной доски «Ка-50» и сравнить — все на своем месте. И что самое главное — в режиме реального управления все это можно и нужно нажимать и переключать самостоятельно, мышью. Иллюзия управления машиной — полная.

Но если запоминать, в каком порядке включаются системы вертолета, чтобы запустить двигатели, не хочется, можно переключиться на игровое управление и насовсем забыть о переключателях и кнопках. Для запуска винтов в таком варианте достаточно нажать одновременно две кнопки на клавиатуре, а дальше все переключится и нажмется само.

«Два-полсотни-первый» готов к выполнению задания.

Но погодите, а где это мы? И, что не менее важно, когда? На дворе у нас август 2009 года, и летать нам предстоит над южными регионами России, примыкающими к российско-грузинской границе, да и саму границу пересекать придется. Основные противники — незаконные вооруженные формирования, которые действуют на территории обеих стран при негласной поддержке грузинского правительства.

Здесь можно было бы поругать игру за стремление «выехать» на политической теме, но вот в чем дело — если поменять названия государств на любые другие, даже вымышленные, по сути ничего не изменится. Нет здесь и противопоставления «плохой — хороший». Есть противник, и есть приказ, согласно которому его нужно уничтожить. Все. А что вы думали? Это армия. А если вы не уничтожите противника — он уничтожит вас. Игра не предлагает оценивать ситуацию или делать выбор. Ее задача — дать игроку почувствовать, каков из себя вертолет «Ка-50», какие задачи он может выполнять и в каких условиях его применение будет наиболее оправданным. И для этого горный регион Кавказа, выбранный разработчиками, подходит более всего. Не раз и не два вам придется маневрировать в узких ущельях, летать в условиях плохой видимости и низкой облачности, пролетать над высокогорными перевалами на пределе возможностей двигателей вертолета.

Так что определяемся с задачами, запоминаем цели и летим.

Послужной список

Сюжетом кампания не блещет. Задания в ней объединены, скорее, по географическому признаку, чем последовательностью событий. Ну, и естественно, главным героем — командиром звена вертолетов «Ка-50», позывной 251. Именно его роль придется взять на себя игроку.

Несмотря на то, что «черная акула» — одноместный вертолет, в одиночестве вы не останетесь. Помимо того, что вам нужно взаимодействовать с другими войсками, которые находятся в регионе, почти на все задания вы будете вылетать группой из не менее чем двух вертолетов. Контролировать напарника нельзя — роль его пилота берет на себя компьютер. Но ему можно отдавать приказы, которые он по мере возможностей выполняет. Список распоряжений вполне достаточен для решения основных боевых задач, а интеллект напарника таков, что управляемый компьютером вертолет вполне может справиться с заданием самостоятельно, даже если вертолет игрока будет сбит.

Приземлились. Задание выполнено, теперь можно и отдохнуть...

Обстановка в миссии может изменяться не только по велению прописанных триггеров и скриптов, но и сама по себе. Одно и то же задание может оказаться совершенно разным, в зависимости от того, насколько успешно будут действовать дружественные войска.

Постепенно выполняя задания, игрок будет получать награды и расти в звании. Это ни на что особенно не влияет, но получить, к примеру, орден «За заслуги» второй степени за выполнение особенно сложного задания было крайне приятно. Все награды, вместе со званием и полной статистикой по вылетам, записываются в «летную книжку», где с ними можно ознакомиться и похвастать другим пилотам.

Сама кампания, в которую входят двенадцать боевых вылетов, оставляет впечатление «неровной». Хотя в ней есть сложные и интересные задания, подавляющее большинство задач сводится к уничтожению вражеской техники и живой силы в заданной точке карты. Понятно, что боевой вертолет для того и существует, но, по крайней мере, стоило это оформить так, чтобы не возникало ощущение «а я это уже делал...»

Тем не менее хорошие находки в кампании есть — ночной взлет под аккомпанемент перестрелки и взрывов, скорее всего, запомнится вам надолго. Так же, как и дальний затяжной вылет на территорию Грузии.

К игре прилагается мощный редактор, с помощью которого можно создавать собственные одиночные миссии и целые кампании. Так что в скором времени ждите результаты «народного творчества», которые, пожалуй, могут оказаться не хуже чем то, что уже есть в игре. Дело в том, что кампания «Командировка» использует далеко не все возможности, заложенные в редактор. Неиспользованными остались возможности «ветвления» кампании в зависимости от результатов завершенного задания, нет событий, происходящих с определенной долей вероятности...

Технические характеристики

Такие недоработки попадаются не только в том, что касается кампании. Особенно заметно это во внутриигровом справочнике, где мирно соседствуют детально проработанные модели вертолетов и гражданский транспорт, который непонятно как ездит на восьмиугольных колесах. Военная техника по степени проработки находиться где-то посередине. Единственное, что несколько оправдывает такое положение дел, — то, что наземную технику и постройки вы будете видеть вблизи очень редко и преимущественно на экране системы наведения «Шквал».

Похожая ситуация и со звуком — тихая приятная музыка в меню, хорошо озвученное оружие и вертолеты... И в противовес — озвучение радиопереговоров в кампании. Несмотря на то, что меняются позывные, голосов задействовано мало, да и эмоциональность оставляет желать лучшего. Вплоть до того, что фраза «Серегу потеряли...» может звучать тем же тоном, что и «Полвосьмого вечера». Не радуют и субтитры: маленький белый шрифт в верхних углах экрана читается очень плохо.

Но все это отходит на второй план в пылу боя, когда времени на то, чтобы рассматривать цели и прислушиваться к текущему радиообмену в эфире, просто не остается. Ракеты летят до цели несколько секунд, за которые просто не успеваешь разглядеть, сколько полигонов было в модели взорвавшегося только что танка. То же самое можно сказать и о вражеских вертолетах: если вы сблизились настолько, что можете его разглядеть, скорее всего, вас уже сбили.

Зато с высоты двух тысяч метров над землей прекрасно смотрятся проплывающие где-то внизу поля, реки, леса и небольшие поселки. А на горизонте медленно опускается красное солнце, сопровождаемое эскортом из облаков...


***

«Ка-50: «Черная акула» получилась игрой, неоднозначной по исполнению. Заметная разница в качестве моделей: качественных — сделанных специально для нее — и не очень — доставшихся «по наследству» от «прародителя», игры Lock On. Включенный в игру мощный редактор — и кампания, которая использует далеко не все его возможности. И наконец, предельный реализм в «симуляторном» режиме, которому противопоставлен упрощенный «аркадный» вариант управления.

Но эти неоднозначности в конечном счете с лихвой компенсируются правдоподобностью боевой ситуации и реалистичностью моделирования вертолета. И, самое главное, тем, что играть просто интересно.

Хочется надеяться, что разработчики «Акулы» продолжат совершенствовать свое детище и в следующих играх сериала Digital combat simulator мы увидим не только новые летательные аппараты, но и динамическую кампанию и качественные модели гражданской техники, зданий и деревьев.

Судьба машины

Вертолет «Ка-50» по сей день остается во многом уникальной машиной. Относиться к нему можно по-разному, но нельзя отрицать факт, что такого летательного аппарата нет больше ни в одной стране мира.

Во-первых, «черной акулой» управляет всего один пилот. Соответственно, уменьшаются габариты машины а значит, ее будет сложнее заметить и сложнее в нее попасть.

Кроме этого, в конструкции «Ка-50» использована соосная схема расположения винтов. Такое расположение несущих роторов характерно для морских вертолетов, которые проектировали в ОКБ Камова до этого. В сухопутной боевой авиации это решение ранее никем не использовалось. Не используется и сейчас — «акула» остается единственным исключением.

В 1985 году, по результатам сравнительных испытаний, «Ка-50» был утвержден в качестве серийного ударного вертолета. Через десять лет указом президента Российской Федерации «акула» была принята на вооружение.

Однако уже в начале двухтысячных годов основным армейским вертолетом становится «Ми-28», а за камовской машиной остается роль вертолета поддержки спецподразделений.

В чем причина такой резкой перемены решений, точно не известно. Тем не менее у «Ка-50» есть несколько проблем, которые могли повлиять на решение военных. В основном, это то, что традиционные схемы считаются более надежными как при использовании, так и при обучении пилотов. Разместить инструктора и дублирующие органы управления в кабине «Ка-50» просто невозможно. Часто говорится и о том, что при использовании соосной схемы винтов есть риск перехлеста лопастей при маневрах — собственно, такой случай произошел при испытаниях одного из первых летных экземпляров «акулы».

Но что бы ни говорили противники этого вертолета, «Ка-50» на первом своем «выходе в свет» в 1992 году поразил публику на авиасалоне в Фарнборо, исполняя совершенно не свойственные вертолету фигуры высшего пилотажа — например, «мертвую петлю».


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9/109
вживание в роль пилотаоднообразие заданий в кампании
Графика
8/108
детально проработанные модели вертолетов и атмосферные эффектымодели невоенной техники, одинаковые «коробочные» здания
Звук
7/107
звуки оружия и винтов вертолета, имитация радиообменаслабая эмоциональность и одинаковость голосов в радиообмене
Игровой мир
7/107
воспроизведенная до мелочей карта реальной местностиотсутствие четкого сюжета в кампании
Удобство
10/1010
настройка управления и параметров игры, статистика вылетов пилота, обучающие треки, возможность полноценной игры с использованием только клавиатуры и мышине отмечено
Новизна да

Интерес повторной игры да
Награда
журнала
ОРДЕН
Вердикт: В этой игре можно по-настоящему почувствовать себя пилотом боевого вертолета, а можно просто летать, уничтожая противников. В этом ее прелесть: игрок волен выбрать сам, хочет он играть в симулятор вертолета, или в вертолетную аркаду. Рейтинг
журнала
88%

Управление вертолетом

Управлять вертолетом в игре «Ка-50: «Черная акула» можно по разному. В режиме «кликабельная кабина» все органы управления в кабине можно нажимать указателем мыши. Конечно, это очень приближено к реальности, но иногда найти нужный переключатель непросто, если вы не профессиональный пилот, конечно.

В пылу боя, уворачиваясь от летящих в вас ракет, «крутить голову» пилота мышью неудобно. Поэтому управление всеми системами вертолета продублировано в виде «горячих клавиш». Все перечислять не буду, ограничусь только основными разделами, которые понадобятся вам при выполнении и учебных, и боевых заданий.

Общее управление
Up РППУ тангаж вниз
Down РППУ тангаж вверх
Left РППУ крен влево
Right РППУ крен вправо
T Триммер
T — LCtrl Триммер, сброс
Q РОШ вверх, набор высоты.
A РОШ вниз, снижение.
Z Педали влево
X Педали вправо
PageUp РРУДы оба вверх
PageDown РРУДы оба вниз
Системы
G Шасси, кран
H — RShift ИЛС, поднять/опустить фильтр
Insert Отстрел ложных тепловых целей
W Тормоз колес (удержание)
H Очки ночного видения, нашлемный целеуказатель
C — RCtrl Дверь кабины открыть/закрыть
E — LCtrl Катапультирование (нажать 3 раза)
Home — LWin Запуск двигателей
End — LWin Останов двигателей
Автопилот
H — LAlt Режим висения вкл/выкл
D — LCtrl — LAlt Рычаг общего шага, стопор, гашетка
R Рычаг общего шага, СНИЖЕН-МАРШ режим МАРШРУТ
F Рычаг общего шага, СНИЖЕН-МАРШ режим СНИЖЕНИЕ
Вооружение
Space Огонь
C Пушка — выбор
I Оружие, внутренние подвески
Y Оружие, внешние подвески
U Оружие, все подвески
S Режим применения оружия: ДЛ (длинная очередь),
СР (средняя очередь), КОР (короткая).
D Оружие, циклический перебор
Прицеливание
O «Шквал», разарретирование, целеуказание
; — RShift Целеуказатель вверх
. — RShift Целеуказатель вниз
, — RShift Целеуказатель влево
/ — RShift Целеуказатель вправо
Enter Захват цели (АВТ ЗАХВ)
= — RCtrl «Шквал» узкое поле зрения 23x
- — RCtrl «Шквал» широкое поле зрения 7x
] — RCtrl «Шквал», размер прицельной рамки больше
[ — RCtrl «Шквал», размер прицельной рамки меньше
Back ПВР, кнопка-табло СБРОС
O Автозахват ближайшего ЛА
P Автозахват ближайшего к центру обзора ЛА
] Автозахват следующего ЛА
[ Автозахват предыдущего ЛА
B Автозахват ближайшей наземной цели
V  Автозахват ближайшей к центру обзора наземной цели 
M Автозахват следующей наземной цели
N Автозахват предыдущей наземной цели
Delete Сброс цели
I — RCtrl Круговой радар Вкл/Выкл
= Круговой радар, масштаб больше
- Круговой радар, масштаб меньше

Орудия войны

Перед вылетом на задание вы можете вооружить вертолет по своему желанию, связавшись с наземным персоналом аэродрома. Для связи нужно установить переключатель радио на левом пульте кабины в положение «НОП» и включить переключатель АВСК (аппаратура внутренней связи и коммутации) на боковой панели. Также при заглушенных двигателях и открытой двери кабины команды персоналу подаются голосом, то есть считается, что пилот просто громко кричит, а персонал его слышит. При работающих двигателях так связаться не выйдет — шум винтов мешает.

Команды подвески вооружения вызываются клавишей F10 из меню радиосвязи.

Все оружие в симуляторе можно разделить на две больших группы: с возможностью автоматического наведения на цель и без нее.

Первая группа — это управляемые ракеты «Вихрь» и закрепленная на корпусе вертолета пушечная установка 2А42. Во вторую попадают пушечные контейнеры, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы. И если оружие с автонаведением может простить пилоту некоторые «вольности» при стрельбе, то обращение с неуправляемым вооружением требует особой практики. Даже учитывая то, что на внутренней системе индикации выводится предполагаемое место попадания, момент запуска нужно прочувствовать. Особенно это относится к бомбам, которые нужно сбрасывать в момент, когда цель находится под вертолетом, а визуально контролировать ее нельзя.

Несъемная подвижная пушечная установка (2А42)

Используется против наземных и воздушных целей с высоты менее пяти тысяч метров. Максимальная прицельная дальность стрельбы — две тысячи метров. Использует как осколочно-фугасные заряды, так и бронебойные. Первые применяются против живой силы противника и небронированной техники, вторые — против легкобронированных целей.

Пушечный контейнер УПК-23

В контейнере — 23-мм двуствольная авиационная пушка с боекомплектом в 250 патронов. Заряды — осколочно-фугасные. Автоматическое наведение отсутствует. Единственный случай, когда применение этого оружие может быть оправданным, — подавление больших отрядов пехоты.

КМГУ-2 (Контейнер малогабаритных грузов универсальный)

Содержит до восьми блоков-кассет с осколочными (АО) или противотанковыми (ПТАБ) бомбами. Применяет с высоты не менее ста метров на скоростях от пятисот километров в час. Раскрытие контейнера производится при помощи сжатого воздуха, после чего следует сброс блоков-кассет. Сам контейнер остается на носителе.

НАР С-8КОМ (Б8В20)

80-мм неуправляемая авиационная ракета с дальностью пуска от 1300 до 4000 метров. В основном применяется для уничтожения групповых целей или крупных одиночных целей из-за низкой точности и высокой скорости стрельбы. Устанавливается в двух блоках по двадцать ракет в каждом.

НАР С-13 (УБ-13)

122-мм неуправляемая авиационная ракета. Дальность пуска 1600-3000 метров. Используется так же, как и С-8, но имеет большую мощность.

ПТУР 9A4172

Сверхзвуковая противотанковая управляемая ракета. Максимальная дальность пуска днем — до десяти километров, ночью — до шести километров. Минимальная дальность пуска: 500 метров. Применяется для уничтожения бронетехники, летательных аппаратов, дотов и зданий. Для захвата цели используется система прицеливания «Шквал».

В игре это ваше основное универсальное оружие для уничтожения любых войск противника с безопасного для себя расстояния.

ФАБ-250/500

Две модификации фугасных бомб, различающиеся между собой только мощностью и весом заряда. Применяются с высоты не менее пятидесяти метров, на скоростях от пятисот километров в час.

Авиационная бортовая радиотехническая интегрированная система (АБРИС)

«АБРИС» — основной инструмент навигации вертолета при выполнении задания. В его задачу входит отображение карты местности с изменяемым масштабом, определение координат вертолета, отображение плана маршрута и изменение маршрута в ходе выполнения задания.

Управляется «АБРИС» при помощи пяти кнопок и двух манипуляторов, один из которых изменяет яркость экрана, а второй используется для изменения положения курсора устройства, выбора пунктов меню и ввода символов.

На заметку: в режиме «кликабельная кабина» манипулятор можно поворачивать вращением колесика мыши. При этом нажатие правой кнопки будет означать либо смену направления движения курсора — «влево-вправо» или «вверх-вниз», — либо переход к позиции следующего символа.

«АБРИС» может работать в четырех основных режимах: «Меню», «НАВ», «Обзор» и «ПНП». Переключаться между ними можно нажатием пятой кнопки.

Режим «Меню»

Основная страница этого режима предназначена для отображения системной информации и содержит основные сведения о датах создания баз топографии и навигации, присутствии в памяти «АБРИС» заданного маршрута полета и изменений, внесенных пилотом. Также на ней отображается подключение к системам спутниковой навигации.

С главной страницы режима «меню» пилот может перейти в подрежимы «управление» и «план» или переключиться на режим «НАВ».

В подрежиме «управление» нажатием кнопки «УСТАН» вызывается всплывающее меню для дальнейшего выбора режима работы. Это может быть режим «Сообщение», в котором на экран выводятся двадцать последних сообщений самой системы либо полученных по другим каналам передачи данных. Или «К-041», в котором отображается информация о работе прицельно-пилотажно-навигационного комплекса К-041 «Рубикон». А также «БЗД», из которого можно сохранить на жесткий диск компьютера информацию о введенных пользователем маршрутах и объектах.

В подрежиме «план» можно изменить содержащийся в памяти «АБРИС» план полета либо задать его самостоятельно.

Для формирования нового плана нужно нажать кнопку «выбор», выбрать в появившемся меню пункт «ОЧИСТ» и еще раз нажать «выбор». Это сбросит текущий план полета и сделает активной кнопку «РИСОВ», нажатием на которую система переводится в режим ввода нового плана полета.

Установить маршрутную точку можно при помощи маркера в виде зеленого квадрата. Вращением манипулятора «АБРИС» маркер наводится на нужное место карты, после чего нужно нажать кнопку «ДОБАВ». Нажатием кнопки «ВВОД» точка добавляется в план маршрута.

Кроме этого, в режиме «рисования» плана можно задавать точки, пользуясь их позывными, хранящимися в базе системы. Для этого нужно нажать кнопку «ПОИСК», ввести полный позывной в появившемся текстовом поле, после чего снова нажать «ПОИСК».

Неожиданно слева в нас полетела ракета. Выполняем оборонительный маневр. Обратите внимание на дымные шлейфы — это работает система выстреливания ложных целей.

На заметку: в базе данных могут содержаться несколько точек с одинаковыми позывными. Выбрать из них нужную можно нажатием все той же кнопки «ПОИСК».

После завершения поиска нужно нажать кнопку «ВВОД», чтобы добавить точку к маршруту.

Когда вы закончите «рисование» маршрута, его необходимо активизировать нажав на кнопку «АКТ». Только после этого «АБРИС» будет выполнять навигационные расчеты, используя созданный вами план полета.

Для редактирования уже созданного маршрута в режиме «план» служит кнопка «РЕДАКТ», нажатие на которую вызывает всплывающее меню.

Это важно: в игре можно редактировать только маршруты, созданные вами. Планы полета в миссиях отредактировать не получится.

Для изменения маршрута выберите в меню пункт «РИСОВ», после чего еще раз нажмите кнопку «РЕДАКТ». Выберите при помощи манипулятора нужный пункт полетного плана из списка в нижней части экрана. В меню «РЕДАКТ» выберете пункт «РЕДАКТ», после чего для перемещения уже существующих точек маршрута нажмите кнопку «СДВИГ». Появившийся на карте зеленый маркер нужно навести на то место, куда вы хотите перенести точку маршрута, после чего нажать кнопку «ВВОД».

На заметку: у точек, которые совпадают с аэродромами и маяками, изменять координаты нельзя.

Для удаления точки маршрута после выбора пункта «РИСОВ» в меню нужно найти в списке нужную и нажать на кнопку «УДАЛИТЬ».

Для добавления точки в конец маршрута или между уже внесенными в план точками нужно после выбора пункта «РИСОВ» найти в списке точку, после которой должна находиться новая. Дальше нужно выбрать в меню кнопки «РЕДАКТ» пункт «ВСТАВ», при помощи активного маркера выбрать на карте нужное место для точки и нажать кнопку «ДОБАВ». Изображение точки появится на карте, но для того, чтобы она действительно добавилась в план полета, нужно нажать кнопку «ВВОД».

Чтобы отменить изменения, внесенные вами в план полета, нужно в режиме «план» нажать кнопку «ВЫБРАТЬ». В появившемся меню подсветить указателем пункт «ВОЗВРАТ», после чего еще раз нажать «ВЫБРАТЬ». Теперь нажатие кнопки «АКТ» вернет вас к первоначальному маршруту, спланированному в редакторе при создании миссии.

Режим «НАВ»

Режим «навигация» — это основной режим работы системы во время выполнения задания. В нем на экране системы отображается карта местности с проложенным по ней маршрутом и положение на нем вашего летательного аппарата.

Режимы «Обзор» и «ПНП»

Эти режимы очень схожи. В первом из них на экране отображается схематическая карта маршрута, положение вертолета игрока относительно маршрута и дуга компаса не менее 90 градусов. В режиме «ПНП» моделируется пилотажно-навигационный прибор, то есть показан полный круг компаса с вертолетом в центре. Карта маршрута отсутствует.

Навигационная информация — расстояние до следующей точки маршрута, высота на которой находится вертолет, путевая скорость, географические координаты — выводятся текстовым блоком в нижней половине экрана.

Из режимов «навигация», «обзор» и «ПНП» нажатием кнопок 1-3 «АБРИС» можно перевести в подрежимы «Поиск», «Карта», «ШБЖ».

В подрежиме «карта» можно получить информацию об объектах, представленных на карте. Для этого нужно нажать кнопку 1 «АБРИС», после чего на экране появится активный маркер — квадрат красного цвета. Вращением манипулятора «АБРИС» маркер перемещается на интересующий игрока объект карты, после чего информация о нем автоматически появляется в правой части текстового поля в нижней трети экрана системы.

Нажатие кнопки «НА» вводит в память «АБРИС» маршрут полета до точки, в которой находится маркер.

Это важно: использование функции «НА» отменяет текущий план полета.

Функция «Мерить», доступная из подрежима «карта», позволяет измерить расстояние от вертолета игрока до любой точки карты либо расстояние между двумя произвольными точками карты.

Подрежим «ШБЖ» отображает на экране системы штурманский бортовой журнал, в котором обозначены координаты всех путевых точек, общую длину маршрута и прочую информацию о маршруте, введенном в память системы.

Управление «АБРИС»
0 — RShift Включение и выключение питания
1 Нажатие на кнопку 1
2 Нажатие на кнопку 2
3 Нажатие на кнопку 3
4 Нажатие на кнопку 4
5 Нажатие на кнопку 5
6 Нажатие на манипулятор
7 Поворот манипулятора против часовой стрелки
8 Поворот манипулятора по часовой стрелке
9 Уменьшение яркости экрана
0 Увеличение яркости экрана

Управление звеном вертолетов

По одному вертолеты не летают. По крайней мере, в игровой кампании, где игрок исполняет роль командира целого звена. Во время вылета его будут сопровождать от одного до трех ведомых, управление которыми берет на себя компьютер. Игрок, как командир звена, может управлять ведомыми, отдавая им приказы по радио.

Меню радиообмена открывается в игре нажатием на обратную косую черту («\»). После этого клавиша F1 откроет меню приказов звену в целом, а клавиши от F2 до F4 — отдельным ведомым. После того как вы отдадите приказ, ведомый подтвердит или не подтвердит его выполнение — это зависит от того, есть ли у него нужное вооружение и видит ли он цель.

Это важно: в игре моделируется реальная радиосвязь. Если ведомый будет «спрятан» от вас за горами или находиться на расстоянии большем, чем дальность действия вашей радиостанции, не ждите, что он вас услышит.

Команды для звена и для отдельных вертолетов одинаковы, поэтому давайте просто посмотрим, что именно игрок может приказать своим ведомым.

Группа команд «Атака»

Эти команды вызываются в меню отдачи приказов клавишей F1 и задают ведомым приоритетные цели. Всего есть восемь вариантов, — клавиши от F1 до F9 соответственно.

Получив команду «Атаковать мою цель», ведомые будут атаковать цель, которая захвачена аппаратурой наведения вертолета игрока. Причиной отказа выполнить приказ может быть отсутствие необходимого вооружения либо слишком большое расстояние до цели.

Приказ «Атаковать моего противника», заставит ведомых прекратить выполнение текущих задач и атаковать цель, которая угрожает вертолету игрока. При этом искусственный интеллект выполняет анализ ситуации и первым старается поразить наиболее опасный объект — летательный аппарат или комплекс ПВО.

Следующие три команды предназначены для того, чтобы определить класс целей для звена: «Атака воздушных целей», «Атака объектов ПВО» или «Атака наземных целей». Получив один из этих приказов, ведомые будут самостоятельно искать и уничтожать цели.

«Объектами ПВО» считаются стационарные или мобильные установки — как ракетные Patriot или «Игла», так и зенитно-артиллерийские «Шилка», «Вулкан».

Это важно: ведомые будут атаковать ракетные комплексы ПВО, только если у них есть ПТУРы. Зенитную артиллерию ваши подчиненные могут поражать и неуправляемыми ракетами.

Не всегда маневры помогают. «Бак пробит, хвост горит, но машина летит...»

При атаке наземных целей ведомые в первую очередь стремятся уничтожить ПВО и другую боевую технику. Кроме того, звено может атаковать «землю» любым доступным вооружением, но использовать пушки и пулеметы будет, только если цели не находятся в зоне действия средств ПВО противника.

По приказу «Атаковать цель и в строй» ведомые атакуют объект, обозначенный как «цель миссии». После выполнения атаки они вновь займут заданный ранее боевой порядок.

Получив команду «Атаковать цель и возврат», звено атакует цель миссии, после чего самостоятельно возвращается на аэродром.

За клавишей F9 в меню атаки скрывается дополнительное подменю приказа «Атаковать цель ВЦУ». Предназначена она для того, чтобы ведомые атаковали цели, переданные им по каналам системы внешнего целеуказания. Это может быть как атака ближайшей к заданной вами точке цели, так и удар по всем целям в радиусе трех километров от нее. Кроме того, есть возможность задать и тип целей, который будет атакован, — «ПВО», «техника», «другие».

На заметку: вероятность обнаружения цели рассчитывается честно: чем больше цель, тем проще ее обнаружить; цель, закрытую деревьями, обнаружить сложнее; групповая цель обнаруживается быстрее; ночью радиус обнаружения меньше, и т.п.

Маневр охвата

Маневр охвата, выполнение которого задается клавишей F2, применяется в случае необходимости атаковать цель с разных сторон. Получив команду, ведомые выйдут из боевого порядка, выдвинутся на расстояние трех километров, после чего развернутся на прежний курс. С какой именно стороны — левой или правой — будет произведен охват, определяется игроком в подменю команды «охват».

Команды следования

Подменю следования вызывается клавишей F3. Доступны команды: «Следуй на точку» — возврат на аэродром, «Следуй по маршруту» — ведомые следуют по маршруту, заданному миссией, и «Следуй по ВЦУ», получив которую звено или отдельный вертолет следуют на точку, переданную по каналу целеуказания, после чего зависают над ней.

Прикрой меня

После получения этой команды ведомые прекращают выполнение текущих задач. При появлении летательных аппаратов, угрожающих вертолету игрока, ведомые атакуют их без дополнительных команд.

Сброс подвесок

По этому приказу, ведомые сбрасывают оружие, которое закреплено под крыльями вертолетов — блоки НАР, ПТУР, бомбы. Применяется команда для увеличения дальности полета, особенно при нехватке топлива.

Это важно: помните, что ведомые, у которых из вооружения осталась только пушка, скорее всего не смогут продолжать выполнение боевой задачи.

Боевой порядок

Звено «черных акул» над грузинскими горами. Границу переходим парадным клином.

Команды этой подгруппы определяют боевое построение вертолетов звена. Игроку доступны построения «клин», «пеленг», «фронт» и «колонна». Все порядки, кроме «колонны», могут быть «правыми» или «левыми» — в зависимости от того, по какую сторону от вертолета игрока будут выстраиваться ведомые. Кроме этого, для всех построений возможны три варианта плотности — «парадный», в котором вертолеты находятся на расстоянии около пятидесяти метров друг от друга, «сомкнутый», где расстояние увеличено до ста метров, и «разомкнутый» — дистанция около двухсот метров.

На заметку: «по умолчанию» в игре принято построение «парадный правый клин».

Нажатием клавиши F5 в подменю «боевой порядок» игрок назначает крайнего ведомого в построении «наблюдателем». При этом назначенный вертолет занимает позицию позади группы на удалении 1500 метров, чтобы иметь лучший обзор и возможность предупреждать звено о возникших опасностях.

Возврат в строй

Нажатием клавиши F7 ведомым отдается приказ прекратить выполнение текущих задач и вернуться в строй.

Держать позицию

Получив эту команду, вертолеты звена прервут выполнение других команд и перейдут в режим «висение» на малой высоте, ожидая дальнейших распоряжений игрока.

Разведка

Если точная информация о возможных угрозах в районе выполняемого задания не доступна игроку сразу, есть возможность отправить одного из ведомых в разведку нажатием клавиши F6. При этом глубина разведки — то есть дальность маршрута, который пройдет вертолет, выполняя эту команду, — может быть назначена игроком в пределах от одного до десяти километров. Кроме этого, можно задать конечную точку разведки при помощи ВЦУ.

Это важно: выполнение разведки совсем не означает, что все цели будут найдены. Вероятность обнаружения зависит как от погодных условий и рельефа местности, так и от уровня мастерства пилота-разведчика.

«Быстрые» приказы

В игре есть возможность отдать некоторые приказы ведомым, не входя в меню переговоров, нажатием «горячих клавиш».

Радиопереговоры
\ Меню радиопереговоров
E — LWin Звено — выполнить миссию и вернуться на базу
R — LWin Звено — выполнить миссию и сбор
Y — LWin Звено — сбор
Q — LWin Атаковать мою цель
W — LWin Прикрой меня
G — LWin Звено — атака наземных целей
D — LWin Звено — атаковать системы ПВО

Опасная командировка

Прохождение одиночной кампании будет во многом зависеть от того, какие настройки вы выберете в меню игры — «аркадные» или «реалистичные». Кроме того, некоторые моменты в заданиях могут изменяться просто потому, что столкновения дружественных и вражеских войск не всегда заканчиваются одинаково. Во время выполнения задания может сложиться ситуация, когда все будет зависеть от ваших действий, а в следующий раз, если вам захочется повторить его прохождения, вполне возможно, что обойдутся и вовсе без вас.

Поэтому я ограничусь более или менее общим рассказом о прохождении кампании, обращая ваше внимание на детали только там, где это действительно важно.

Экскурсия

Первое задание — и не задание, по большому счету. Все, что требуется от игрока, — следовать за провожатым по заданному маршруту и выслушивать описания местных красот. Вон ту гору воспел Лермонтов, вон там вот Лермонтов жил... В общем, главный противник здесь — сон. Основная задача — не рассредоточить внимание и не сбиться с маршрута.

Эскорт

«Куда уходят НАРы? В какие города?...»

Взлетаем, идем по маршруту, в заданной точке принимаем у пары «Ми» колонну грузовиков. Слушаем приветствия и пояснения, что и как нам делать, — голос старшего колонны подозрительно похож на голос гида из предыдущего задания.

Но удивляться некогда: на подходе к конечной точке тот же скучный голос командира колонны сообщает: «Недавно связного Ибрагима взяли... Они оружие недавно получили... Вы поосторожнее там...»

И стоило ему это сказать, как вдруг — засада!

Засада уничтожается всем доступным вооружением без особых проблем: несколько залпов НАР, и по выжившим можно пройтись из пушки.

Это важно: в процессе уничтожения боевиков нужно следить за тем, чтобы не погиб командир колонны — его БТР первый в колонне. «Головной дозор», который идет в нескольких метрах впереди, не считаем, тем более что его уничтожают практически наверняка.

Укрепрайон

«Ка-50» — вертолет, предназначенный для атаки. И вот наконец-то нам дают поработать «по профилю». Вылетаем парой, идем по точкам маршрута — на отрезке 2-3 высокогорье, так что нужно будет сразу набрать высоту где-то две тысячи метров.

Вообще-то, на таких высотах начинается облачность и резко ухудшается видимость, но поверьте на слово — на высоте 2200 вам ничего не грозит, хоть автопилот включайте.

Выйдя на цель, нужно обработать ПТУРами три ДОТа, контролирующие подходы к поселку. Лучше всего делать это с приличного расстояния, не подставляясь под огонь вражеского ПВО.

На заметку: не забудьте отдать ведомому приказ «работать по наземным целям» (G+LWin).

После уничтожения дотов начнется наступление, которое нам предложат по возможности поддержать. Задание в любом случае считается выполненным, так что решать вам: можно возвращаться на базу, а можно и помочь своим, попутно добавив несколько единиц к статистике в графе «пораженные наземные цели».

Тревога

По сути своей далеко не самая сложная миссия, основная задача которой — подготовить игрока к ночным полетам. Но при всей простоте, задание чрезвычайно атмосферное, пожалуй, самое атмосферное во всей кампании.

На взлетную площадку, где базировались наши «Ка-50», ночью было совершено нападение. Войска приняли решение отойти, а нам предстоит перелет на другой аэродром... Главное — сразу запомнить на карте, которую демонстрируют перед вылетом, куда именно нужно лететь, потому что изначально курс в «АБРИС» не введен.

Но сначала нужно взлететь — как можно быстрее, под аккомпанемент перестрелки и взрывающихся машин техобслуживания. Во всей этой суматохе еще нужно не забыть «попросить» очки ночного видения (ОНВ), без которых нам будет совсем неуютно. Еще можно по желанию подвесить на крылья вооружение, но это не особо важно.

После взлета берем курс на северо-северо-восток и по пути наблюдаем за масштабным наступлением боевиков НВФ. Если спокойно смотреть на это не хватит сил и терпения, террористов можно и «угостить» из пушки или ракетой-другой... Но не забывайте, что основная задача — долететь целым до аэродрома и приземлиться.

Ночная охота

Еще один ночной вылет. Идем по курсу, заходим на цель... Собственно, цель — двухэтажный особняк. Даже если вы не запомнили его положение на фотографиях в брифинге перед заданием, не беда — вокруг нужного дома тесной группой стоят несколько боевиков, так что не ошибетесь.

Это важно: целеуказание на здание в любом режиме игры придется или задавать вручную, или стрелять по старинке, «на глазок».

Тем не менее дом никуда не убегает и не норовит влепить вертолету в «брюхо» ракету, так что особых проблем быть не должно.

После того как цель будет поражена, от горящего дома отъедет подозрительная машина — «Жигули» девятой модели. Задача проста: пока «девятка» не скрылась, развернуться и дать по ней очередь из пушки. Можно две — для верности.

Уничтожение машины заканчивает это задание.

Долина нарзанов

Если больше ничего не спасет. Это еще не взрыв вертолета, это отстрел лопастей винта перед катапультированием.

Задача: подавление ПВО противника. Собственно, никаких неожиданностей не предвидится. Вылетаем группой в составе двух вертолетов, проходим по маршруту, заходим на цель и аккуратно расстреливаем объекты с безопасного для нас расстояния. Помните, что дальность поражения у наших управляемых ракет больше, чем у вражеского ПВО. Для ускорения процесса стоит отдать напарнику команду «работать по ПВО» (LWin+D).

После поражения всех объектов противовоздушной обороны к нам присоединяется пара вертолетов «Ми-28», которые по желанию игрока можно поддержать огнем во время полной «зачистки» базы НВФ.

Спасатель

Все начинается просто: пилот сбитого недавно вертолета подал сигнал при помощи аварийной рации, за ним высылают транспорт-спасатель «Ми-8», нас отправляют в качестве эскорта «на всякий пожарный случай».

Но мы-то понимаем, что, если мы понадобились, значит, дело действительно серьезное, так ведь?

И правда: слушая то, что рассказывает пилот «восьмерки», нельзя отделаться от ощущения, что засады не миновать. Вполне естественно, без нее все-таки не обойдется. Уже в самом конце маршрута, неподалеку от местонахождения спасаемого объекта, придется немного пострелять.

Остальное — мелочи. Спасатель подбирает пилота, и мы сопровождаем его обратно на базу. Без приключений.

На той стороне

А этот вылет, скорее всего, запомнится вам, как самый страшный...

Для начала лететь к точке назначения, находящейся на территории Грузии, вам придется очень долго. Кроме того, достаточно длинный участок в том месте, где вы пересекаете границу между государствами, проходит над горами. Это означает не только то, что лететь придется на высоте не четырех тысяч метров, но и то, что жизненно важно периодически включать противообледенительные системы винтов (LShift+LCtrl+LAlt+S).

Это важно: чтобы нормально пройти над горным перевалом, вам придется с самого старта лететь, набирая высоту и стараться не потерять скорость, иначе мощности двигателей может просто не хватить и вы останетесь на том перевале...

После выхода на цель немного подождите — пусть самолеты подавят вражескую ПВО. И только после этого приступайте к уничтожению наземных целей. Через некоторое время пара грузинских «Су-25» попытается вмешаться, но их встретят российские «Су-27», а вертолетам лучше не вмешиваться.

Тем более что «двадцать седьмые» вскоре оставят вас, а из-за гор вынырнут два «Ми-24» с совершенно определенными и далеко не добрыми намерениями. И тут уже от боя не уйти. Лучше всего, чтобы ваше звено продолжало выполнять основную задачу, а вы переключились на поражение чужаков — по паре ПТУРов им должно хватить.

Помните, что, если вас сейчас собьют, придется снова лететь весь маршрут с самого начала. А это очень долго...

И последняя опасность этого вылета — запас топлива. Вам его может просто не хватить. Так что все нужно делать быстро и точно.

Под Гунделеном

После предыдущего затяжного полета это задание кажется просто скоростным. Расчетное время выхода на цель — всего девять минут.

Поставленная задача уже должна быть вам привычной: уничтожение наземных целей. Порядок уничтожения такой: первым делом — ПВО, потом бронетранспортеры, а уж напоследок — все остальные.

А вот то, что остается после того, как мы отстреляемся: обугленные остовы техники.
Вид из глаз пилота «Ка-50». Кабина — как настоящая, можете поверить.

Все, можно возвращаться на базу.

Назад в Теберду

Вылетаем парой вертолетов поддерживать контратаку наших войск, которые отбивают у боевиков НВФ площадку «Скала». На подлете нас ждут довольно низкая облачность — нижний край где-то на двух тысячах метров — и довольно высокие горы. Придется лететь или «наощупь», или рискуя зацепить землю.

Уничтожение противника на месте особых проблем составить не должно, благо воздушных целей не предвидится — только зенитные установки и бронетранспортеры. Так что главное — не подставиться самому и вести обстрел с безопасной дистанции.

После уничтожения всех целей приземляемся на только что отбитой нами площадке «Скала».

Закат

Вылет, немного напоминающий задание «На той стороне»: опять летим через границу, опять перевал высотой до трех тысяч метров, опять обледенение винтов... И опять задача — уничтожение ПВО и бронетехники.

На заметку: прикрытие в этом задании вам обеспечат два самолета «Су-27», вполне успешно уничтожающие вражескую авиацию. Так что можно сконцентрироваться на уничтожении наземных сил противника.

Кода

Финальное задание кампании — достойное завершение «командировки», и оно может серьезно попортить крови игроку...

Проблемы начинаются с самого начала: дождь, ветер, очень низкие облака, а вдобавок между точками «два» и «три» маршрута — очередной перевал, над которым придется подниматься на высоту до двух тысяч метров.

«Аркадный вид». Не самая удобная вещь. Даже в упрощенных режимах летать «из кабины» удобнее.

Вроде бы простая задача — уничтожение колонны вражеской бронетехники — усложняется тем, что колонн оказывается две... Так что нам достается восточная (та, которая ближе к «точке выхода»), а западной будет заниматься пара «Ми-28».

После того как вы уничтожите большую часть техники в колонне, самолет-наводчик сообщит вам: подтверждено, что на близлежащей базе террористов находится Ибрагим, главарь НВФ. А значит, базу нужно уничтожить.

Количество средств ПВО на квадратный метр земли на базе кажется запредельной — чуть ли не у каждого там есть РПГ или ПЗРК «Игла». Так что о мысли «быстро прилететь и все расстрелять» можно забыть сразу.

Проблема в другом: если вы потратили слишком много ПТУРов на уничтожение колонны, сейчас вам придется подходить к целям чуть ли не вплотную, делать противоракетные маневры и одну за одной запускать ложные тепловые цели (Insert).

Но можно поступить по другому, чтобы обойтись без лишнего геройства. С предельного расстояния поразить ПТУРами ПВО, идущее в колонне, после чего дать напарнику приказ «работать по земле» и оставить его добивать бронетехнику.

Это важно: помните, что в такую погоду — туман и дождь — дальность видимости понижается, поэтому ведомого придется подводить к цели ближе, чем обычно.

А тем временем вы сами должны переключиться на уничтожение защиты базы. Если сделать так и не тратить лишних ракет, оставшихся ПТУРов и боекомплекта пушки вам будет вполне достаточно.

Как только «двадцать восьмые» завершат уничтожение «своей» колонны, они присоединятся к вам и начнут обстрел базы. Против четырех вертолетов боевики долго не продержатся.

После уничтожения одного из зданий (именно зданий, а не вооруженных отрядов) на базе с нее взлетит вертолет — не раздумывайте долго, сбивайте! Это Ибрагим собственной персоной... был. После его уничтожения можно возвращаться на базу.

10 фактов об игре
  • Игра создана по лицензии ОАО «Камов» (ранее известного как «КБ имени Камова»), разработчика вертолета «Ка-50».

  • Одним из консультантов в процессе создания игры был Александр Витальевич Рудых, Герой РФ, заслуженный военный летчик, летчик-снайпер, полковник. В 2000-2001 годах он воевал в Чечне в должности командира боевой ударной группы, состоявшей из двух вертолетов «Ка-50» и вертолета всепогодного целеуказания «Ка-29».

  • Еще до официального поступления в продажу, игра «Ка-50: «Черная акула» использовалась в Военно-воздушной академии им. Гагарина в качестве тренажера.

  • Общая площадь моделируемой территории в симуляторе «Черная акула» составляет около 330 000 кв. км.

  • В игре есть радиостанция «Радио «Маяк», настроившись на которую можно услышать несколько песен зеленоградской группы «Путь на двоих» и пермской «Близнецы Бу».

  • Первоначально «Ка-50» должен был быть дополнением к другой игре Eagle Dynamics — Lock On, но по мере разработки выделился в самостоятельный проект.

  • В «Черной акуле» для моделирования ИИ самолетов используется та же стандартная модель полета, что и для большинства управляемых самолетов в Lock On.

  • Техника в игре может использовать несколько типов вооружения одновременно. Например, танк может вести огонь главным калибром по наземным целям и в то же время стрелять по другой цели из пулемета.

  • Физическая модель вертолетных винтов, используемая в игре, моделирует движение каждой лопасти по отдельности. Более того, лопасти, в свою очередь, разбиты на несколько сегментов, скорость каждого из которых вычисляется отдельно. Кроме того, что такая модель точно имитирует поведение винтов в разных режимах работы, она позволяет рассчитать последствия частичного или полного уничтожения каждой из лопастей.

  • «Ка-50: «Черная акула» открывает серию Digital Combat Simulator, в следующих играх которой нам обещают дать полетать на вертолете AH-64A Apache и одноместном самолете-штурмовике A-10A Thunderbolt II.


***

На этом кампания «Ка-50: Черная акула» заканчивается. Командование поздравляет вас и вами гордится. Ваши действия серьезно повлияли на ситуацию на фронте и приблизили победу наших войск.

Но на самом деле для пилота все еще только начинается. И настоящие испытания у него еще впереди.

Удачи в небе!

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
7.6
проголосовало человек: 285
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования