КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ВНЕ ЛИНИЙ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (88) март 2009
вид для печати

Игры 2008 года

Все игры, вышедшие в 2008 году, исследованы, и настала пора подводить итоги. В этом году, помимо традиционных номинаций — по частям игры, по жанрам и гран-при, мы добавили персональные номинации от наших авторов.

Начнем, как обычно, с разбора игр на составные части, тем более что номинация «Графика года» вызвала необычайно жаркую дискуссию. Если в прошлом году за графический пьедестал бились обладатели сверхвысоких технологий и лидерство Crysis не вызывало сомнений — то в 2008-м лидеры поражали воображение работой художников, а не техническими находками.

Графика года

Прежние победители

2007 — Crysis

2006 — Company of Heroes

2005 — Call of Duty 2

2004 — Half-Life 2

2003 — Prince of Persia: Sands of Time

Первое место: Grand Theft Auto IV

Огромный город, волшебные закаты, горизонт из небоскребов и самолеты в вышине — магия Либерти-Сити неповторима. Если чего и не хватало San Andreas и Vice City — то только движка, способного на достойном уровне воплотить шедевры художников; теперь у GTA есть необходимый фундамент, и конкуренты оставлены далеко позади.

Второе место: King’s Bounty: Легенда о рыцаре

Самая сказочная страна, самые обаятельные жители, самые таинственные леса и самые чертовские черти в Демонисе. Если бы у нас была в графическом разделе номинация «сказка на мониторе», King's Bounty могла бы посоревноваться за нее с кем угодно. Лишь бы многочисленные подражатели не решили, что вся суть — в мультяшности!

Третье место: Spore

Можно рисовать красочные текстуры. Можно ваять изысканные модели, ловко натянуть карты высот и вдохновенно анимировать модель. Но чтобы создать мир, где абсолютно все можно слепить на ходу — и это будет прекрасно! — нужно быть Уиллом Райтом.

Сюжет года

Прежние победители

2007 — Ведьмак

2006 — The Elder Scrolls IV: Oblivion

2005 — Мор. Утопия

2004 — Half-Life 2

2003 — Knights of the Old Republic

Первое место: Тургор

Этот сюжет мог бы стать основой для книги. Романа-антиутопии, причем настолько жесткого, что даже Оруэлл показался бы слегка «плюшевым». Мог бы лечь в основу яркого сна — такого, какие вспоминаются порой спустя многие годы. А если обойтись без сослагательных наклонений, то рассказ о мире «Тургора» увлекает даже тех, кто далек от компьютерных игр. За всю историю индустрии эту планку удавалось преодолеть лишь единицам. Из недавних примеров — «Ведьмак», но там авторство мира принадлежит пану Сапковскому, одному из величайших писателей-фантастов человечества.

Второе место: Fallout 3

Не шекспировскими страстями берет нас постъядерная Пустошь, а развесистыми диалогами и невероятной глубиной мира. Сколько людей там побывало — столько историй сложилось. Короткий сюжет можно вертеть так и сяк — за это мы и любим Fallout 3.

Третье место: Grand Theft Auto IV

Нико Беллич — маленький человек в большом городе. Пусть его подвиги карикатурны и нереалистичны, но сюжетные сценки сыграны виртуальными актерами с небывалой убедительностью. Кто-то скажет: «Так не бывает!» Станиславский сказал бы: «Верю!»

Звук года

Прежние победители

2007 — Bioshock

2006 — Call of Cthulhu

2005 — Quake 4

2004 — Thief: The Deadly Shadows

2003 — Call of Duty

Первое место: Sublustrum

Несмотря на все ухищрения, в большинстве игр звук — средство вспомогательное, больше антураж, чем часть игры. Но в Sublustrum он — основа игрового процесса. Это больше чем атмосфера: разработчикам удалось сделать из него живую, рабочую детальку подлинной игровой механики. Не на уровне «прислушайся, с какой стороны раздается топот и выстрелы».

Второе место: Grand Theft Auto IV

Только за «Радио Владивосток» и за разговорчивых обитателей Брайтон-Бич игра достойна первого места. Двадцать радиостанций, два ток-шоу, комические сценки и мультфильм про бравых космонавтов возносят ее на недосягаемый Олимп.

Третье место: Fallout 3

Bethesda берет с Rockstar хороший пример. Пусть радиостанций и музыки в игре не так много, но оно и понятно — радиоактивная Пустошь! Зато вся музыка идеально вписывается в стиль мира. «I don't want to set the world on fire...»

Идея года

Прежние победители

2007 — Portal

2006 — The Ship

2005 — Darwinia

2004 — Chaos League

2003 — Tron 2.0

Первое место: Тургор

Возможно, когда игры в жанре артхауса перестанут быть редкостью, мы начнем придирчиво вглядываться в сюжет, игровой процесс, графику... Но сегодня любой такой проект, сделанный со вкусом и талантом, заслуживает внимания и любви. Поэтому, «Тургор», мы ценим тебя таким, какой ты есть. Ты не цветущая роза. Ты — первый подснежник.

Второе место: Spore

Игры, которые по пути к финалу меняют весь процесс и даже жанр? Этим грезили еще в начале 90-х, но направление эпических игр пошло по другому пути и зачахло, а первый успешный опыт появился лишь теперь. Процедурные зверюшки очаровали всех. Имя им — легион, ведь объем «Споропедии» во много раз превысил число известных видов на нашей планете.

Третье место: Audiosurf

Миллионы людей видели извилистые цветные спектры музыкальных композиций, но только одному пришла в голову идея сделать из них уровни для аркадной игры.

Скандал года — Limbo of the Lost

Если бы этой игры не было, ее стоило бы выдумать уже для того, чтобы повеселить игроков. Не прошло и года после релиза квеста, как бдительный журналист заметил, что она чуть ли не целиком сделана из чужих скриншотов, текстур и анимаций.

Пострадали от «ограбления века» игры и серии Diablo, The Elder Scrolls, Enclave, Painkiller, Thief, Unreal Tournament, Vampire: The Masquerade и даже Crysis! Разработчики из независимой студии Majestic Studios навлекли на себя стыд и позор, а игроки изрядно повеселились, как заправские детективы разыскивая в игре новые и новые «заимствования».

Детская игра года

Прежние победители

2007 — Три маленькие белые мышки.
Визит морской крысы

2006 — Танита, или Морское
приключение

Первое место: Spore

Цитата из игрока: «Мне очень нужно получить мозги!»

Ребенок проявляет творческие способности, конструируя монстра, оптимизирует его в реальном времени для заданных условий, а главное — начинает задавать вопросы. Тут вам, конечно, придется снять с полки учебник биологии и подучить забытое, но если вы сумеете сдать своему чаду экзамен на знание ДНК и законов эволюции, в вашей квартире будет обитать куда более осмысленное многоклеточное, чем до загрузки игры. Важно, что даже самые маленькие игроки не останавливаются на конструкторе существ, — решительно всех привлекает игровой процесс. А в свете этого есть две новости, хорошая и плохая. Хорошая — в том, что дети наконец получили очень достойную игру. Плохая — ситуация в детской игроиндустрии такова — чтобы получить отличную игру, дети должны стащить ее у взрослых. А это... как-то... непедагогично, что ли.

Второе место: ВАЛЛ-И

Цитата из игрока: «Вот бы он жил у нас дома!..»

Атмосферная, разнообразная аркада с задачами на сообразительность далеко раздвигает для ребенка границы мира, заданные мультфильмом, — и мир становится настоящим и объемным. Именно на это, по секрету сказать, надеются дети, когда просят родителей купить игру про любимого мультгероя. Правда, их мечта крайне редко сбывается. Вот тут — сбылась.

Третье место: Ваш домашний динозавр!

Цитата из игрока: «Мама, он уплыл! Динозавр не бывает домашним...»

Аркада с хорошим сюжетом — это само по себе заслуживает внимания. Тактическое, событийное и атмосферное разнообразие уровней довершают дело. Играть в нее надо вместе — родителям с детьми. Во-первых, им будет сложновато справиться с управлением, во-вторых — это отличный повод поговорить по душам. Обо всем. Роман Дика Кинг-Смита о лох-несском чудовище, положенный в основу фильма, а затем воплощенный в игру, дает для этого все возможности. Мы не обсуждаем эту игру как лицензионную — разработчики ставили не на это.

Квест года

Прежние победители

2007 — Culpa Innata

2006 — Dreamfall: The Longest Journey

2005 — Fahrenheit

2004 — Broken Sword 3

2003 — Beyond Good & Evil

Первое место: Sublustrum

Экран шлет приветы то Дали, то Эшеру, динамики становятся то органофоном, то эоловой арфой и подают таинственные советы в музыкальных тонах. И язык не поворачивается применить тут слово «смесь» или ему подобные: Sublustrum един. И ему невозможно подражать: сколько бы людей ни пыталось сделать «нечто вроде», мы даже не догадаемся, какому образцу они стремятся следовать.

Второе место: A Vampyre Story

Приключения певицы-вампирши и ее верной летучей мыши. Это квест «старой школы». Таких сейчас уже не делают. Хотя постойте... делают!

Третье место: Sam & Max: Season Two

По правде говоря, это не игра, а коллекция мини-квестов о приключениях детективов — пса Сэма и его безумного напарника Макса. Но пять небольших игрушек, собранные воедино, вполне тянут на критическую массу, делающие Season Two лучшим квестом года.

Ролевая игра года

Прежние победители

2007 — Ведьмак

2006 — Neverwinter Nights 2

2005 — Fable

2004 — Vampire the Masquerade: Bloodlines

2003 — Knights of the Old Republic

Первое место: Fallout 3

От Убежища 101 до башен Тенпенни, от Ривет-Сити до северных пустошей — это все мое, родное! Возьмем же пару радтапочек, и несдобровать радтараканам. С возвращением, Fallout!

Второе место: King's Bounty: Легенда о рыцаре

Где еще мы сможем жениться на зомби? Где еще мы одолеем гигантскую черепаху при помощи подземных пираний и будем выплачивать принцессам алименты? Только здесь! Ведь игру сделали создатели «Космических рейнджеров». Эти — могут.

Третье место: Mass Effect

За удачное сочетание ролевых и боевых элементов, за убедительный и нарочито «голливудский» космос, за неисследованные планеты... наконец, за служебный роман на борту «Нормандии» Mass Effect без сомнения заслуживает номинации.

Особое мнение

Олег Казанцев

Номинация: Дежавю года — Mass Effect

«Девушка, мы с вами где-то встречались», — вот что хочется сказать, играя в Mass Effect. Последняя на сегодняшний день ролевка от Bioware поставила рекорд по числу заимствований из кинематографа, литературы и компьютерных игр. Кого-то это оттолкнуло, кого-то — привлекло. Кто-то считает, что в игровом мире Mass Effect собраны лучшие фрагменты других вселенных, а кто-то — что игра — одна большая пародия на жанр космооперы. Так или иначе... «Вы уверены, что мы не встречались?»

Виртуальный мир года

Прежние победители

2007 — The Lord of the Rings Online

2006 — награда не присуждалась

2005 — World of Warcraft

2004 — EVE Online

2003 — Star Wars Galaxies

Первое место: Warhammer Online

Единственный, хотя и далекий от вожделенного трона конкурент World of Warcraft на горизонте. Единственная игра, которая удерживает неплохие позиции спустя много месяцев после старта. При всем богатстве выбора — альтернативы нет. Warhammer Online — единственный номинант на «Виртуальный мир года».

Особое мнение

Наталия Погодина

2008 игровой год прошел под знаменем «редко, но метко». Многие долгожданные однопользовательские игры обернулись сомнительным удовольствием. На MMORPG-территории дела обстоят не лучше. Там царят злоба и разочарование: новорожденные ролевые миры ропщут на своих богов-создателей. И все же темный скептический настрой не в силах затмить сверкающих пафосом космодромов Mass Effect и сияющих радиацией окровавленных бункеров Fallout. А значит, спасти мир в 2008 году удалось!

Номинация: Лучшая причина начать учить корейский — Aion

«Когда? Когда? Когда он выйдет?» — на протяжении года миллионы поклонников начинали утро с обновления страниц любительских сайтов. А даты выхода игры все не было — ни в Европе, ни в Штатах, ни, соответственно, у нас. Как нет ее и до сих пор; как нет, видимо, совести у азиатских разработчиков. Окончательно обезумев, толпы соотечественников ринулись на корейские сервера. Они преодолели мудреные закорючки, создание учетной записи, интерфейс — все, чтобы доказать, кто хозяин нового мира. Вот это страсть!

Симулятор года

Прежние победители

2007 — Colin McRae’s DiRT

2006 — MS Flight Simulator X

2005 — Silent Hunter 3

2004 — Need for Speed Underground 2

2003 — MS Flight Simulator 2004

Первое место: Race Driver: GRID

Чистая гонка, минимум рюшечек, тюнингов и так называемого «сюжета»... Скудно? Ничего подобного! А режим отмотки времени назад делает GRID одной из самых увлекательных однопользовательских гонок в истории.

Второе место: Ка-50 «Черная акула»

В этом году в плане симуляторов нас выручают только отечественные разработчики — одной Eagle Dynamix хватает храбрости и определенной доли безрассудства, чтобы сделать суровый, но при этом очень красивый вертолетный симулятор.

Третье место: Pure

Головокружительными кульбитами на автомобиле никого не удивишь — но сделать из них основу игры, как в каком-нибудь симуляторе скейтборда? Оценивать красоту трюка наряду со скоростью вождения? До сих пор на этом пути никто так далеко не заходил.

Аркада года

Прежние победители

2007 — Guitar Hero 3

2006 — Titan Quest

2005 — Psychonauts

2004 — Gish

2003 — Prince of Persia: Sands of Time

Первое место: World of Goo

Создание сложных конструкций из грязи — дело очень серьезное. Обычные башни в играх мы строили много раз, но из таких оригинальных материалов — никогда. Липучие шарики, складывающиеся в башню, надолго приковали к себе все играющее человечество. Может, в эти шарики превратились лемминги, которым не довелось пройти в заветные ворота?

Второе место: Audiosurf

В сказке можно покататься на луне... а в Audiosurf — на содержимом собственного каталога Music. Хотите прокатиться по Моцарту? Или предпочитаете Van Halen? Поверьте, вы почувствуете разницу.

Особое мнение

Тимур Хорев

Номинация: Лучшая компьютерная игра на консолях — Little Big Planet

Никакой ошибки здесь нет! Конструктор миров Little Big Planet вышел только для PlayStation 3 — эта игра не имеет отношения к PC и вряд ли когда-нибудь будет. Но она стопроцентно компьютерная — не по происхождению, а по духу.

Ее не проходят, в ней не зарабатывают достижения — в ней фантазируют, при помощи инструментов и мощной физики создают удивительные миры. Только в этой игре можно создать новую игру или работающий веревочный калькулятор...

Управлять этим конструктором было бы куда удобнее не геймпадом (ущербность управления признали даже разработчики игры), а клавиатурой и мышью. «Неконсольность» консольного проекта сыграла с ним злую шутку — владельцы приставок не оценили странную игру, так не похожую на привычные бегалки, прыгалки, бродилки, бренчалки и танцевалки. Несмотря на мощную рекламную кампанию, продажи игры на родной платформе оказались очень и очень скромными.

Номинация: Зловещий космонавт года — Ричард Гэрриот

Странные, очень странные истории порой случаются в игровой индустрии, и в этом году Лорд Бритиш удивил даже нас, видавших всякое.

Вообще, странствовать среди звезд на спонсорские деньги не зазорно. Но наша радость за Ричарда была бы неполной, если бы по прилету он не улизнул из NCSoft, оставив гибнуть виртуальный мир Richard Garriot's Tabula Rasa. Баста, космонавтики! Ричард Гэрриот покинул нас! Инопланетная Погибель вот-вот одолеет землян, Tabula Rasa погрузится во тьму, но мы можем утешать себя тем, что Ричард Гэрриот побывал в космосе.

Космос — это хорошо, но стулья-то зачем ломать? Взять, например, Джона Кармака — он увлекается ракетами и лунными модулями, но не с такими катастрофическими последствиями...

Сюжетный боевик года

Прежние победители

2007 — Bioshock

2006 — Splinter Cell: Double Agent

2005 — F.E.A.R.

2004 — Half-Life 2

2003 — Tron 2.0

Первое место: Dead Space

Она же по совместительству «Ужас года», «Мистер Возьми-Все-Лучшее-У-Классики» и обладатель многих других престижных, но нерегулярных премий. В космический корабль, застрявший в пустоте, и населивших его монстров не хочется верить... а придется.

Второе место: Анабиоз: Сон разума

Липкая жуть и тайна, разворачивающаяся в детектив, возможность менять прошлое и будущее... толкаясь локтями, «Анабиоз» лез на пьедестал с надписью «Сюжет года» — и в другой год пробился бы, но не в одной компании с Fallout и «Тургором».

Третье место: Assassin’s Creed

Боевик со словом «убийца» в названии — это необязательно история господина в черном, крадущегося в полумраке. Иногда это — раскаленный белый песок, прыжки с карниза на карниз и даже скачка на коне прямо по домам. Слышали невероятные истории о сверхвозможностях ассасинов? Так тут они в три раза больше!

Сетевой боевик года

Прежние победители

2007 — Team Fortress 2

2006 — Battlefield 2142

2005 — Battlefield 2

2004 — Unreal Tournament 2004

2003 — Call of Duty

Первое место: Left 4 Dead

Незамысловатая графика? Суетливая беготня? Ну и что же! Зато перед нами первый за много лет боевик, вдохнувший новую жизнь в почти забытый режим Cooperative. И еще здесь можно сыграть за зомби!

Второе место: Far Cry 2

Гибкий искусственный интеллект делает сражения непредсказуемыми, отличная графика — эффектными, а возможность прямо в полевых условиях извлечь осколок или вправить себе вывих — познавательными. Но настоящая красота игры открывается в сети.

Третье место: Call of Duty: World at War

Пусть игра не стала таким же прорывом, как Modern Warfare, но кто-то ведь должен воевать с японцами и брать Берлин! Недостатки одиночного режима с лихвой компенсирует многопользовательский, куда, между прочим, проникла мода на зомби.

Особое мнение

Константин Закаблуковский

Год был не самым плодовитым на игры, но зато на свет появились очень нестандартные проекты. Первой ласточкой для меня были Pirates of the Burning Sea, чьи разработчики не побоялись отойти от шаблонов онлайнового жанра. Остальные явились нашим взорам во второй половине года — революционный зомби-боевик Left 4 Dead, музыкальная аркада AudioSurf и притягательная World of Goo. Приятно, что разработчики не боятся искать что-то новое.

Порадовали и соотечественники, выпустив игры, которые не стыдно показать всему миру, — «Kings Bounty: Легенда о рыцаре», Warfare и «Анабиоз: Сон разума». Но не обошлось у них и без проколов — ожидаемый мной «Тургор» оказался намного слабее «Мор.Утопии».

Номинация: Не оправдавшие ожиданий — Тургор

После «Мор.Утопии» от Ice-Pick Lodge можно было ждать только игру, хватающую за душу с первых минут и отпускающую много после финала. Но не сложилось — получившийся мир настолько неправдоподобен и неестественен, что погружения в него не происходит. Играть в симулятор свиданий с цветом лимфы вместо живых цветов попросту скучно, не делают ее интереснее сражения и большой элемент случайности. Хотел Николай Дыбовский сделать игру про голых женщин — именно это у него и получилось.

Эпическая игра года

Прежние победители

2007 — Корсары: Возвращение легенды

2006 — The Guild 2

2005 — Мор. Утопия

2004 — Sid Meier’s Pirates

2003 — Robin Hood: Defender of the Crown

Первое место: Grand Theft Auto IV

Чужой город — и на его улицах одинокий иммигрант с военным прошлым и криминальным настоящим. По его следам идет полиция, но он свободен — в уличных перестрелках и в полетах над городом, в беседах и в угоне автомашин... У него даже есть мобильник, и он работает! А что может быть важнее для эпического жанра, чем полная свобода действий?

Второе место: Mount & Blade

В тысячах игр есть кони... но ни в одной из них нам до сих пор не удавалось почувствовать, каково это — сидеть верхом. В сотнях игр мы должны были «своей шпагой выкроить себе королевство» или «есть нелегкий хлеб наемника» — но разработчики безбожно нам подыгрывали, и мы получали только четверть впечатлений. Mount & Blade дает все это сполна, хотя и сделана в «любительском» стиле.

Третье место: Spore

За одну только возможность довести биологический вид от клетки до покорителя космоса стоит поклониться Уиллу Райту, даже если этапы игры не слились воедино, а остались «цепочкой». Ну а о необыкновенных зверюшках много уже сказано... и немало скажут потом.

Особое мнение

Алексей Шуньков (Stager)

Этот год стал для индустрии, если можно так выразиться, годом «открытия карт». Назревавший с лета кризис, к зиме разразившийся уже в полном объеме, начал планомерное выжимание с рынка тех, кто и прежде держался там из последних сил. Он отделил настоящее от фальшивого, провел четкую грань между успехом и провалом.

Нам с вами беспокоиться не стоит — новые игры как выходили, так и будут выходить впредь. А обострившаяся конкуренция на рынке труда к тому же позволит студиям пополнить свои ряды лучшими профессионалами.

Из индустрии уходят лжецы и халтурщики. Отличный год!

Номинация: Долгострой года — Spore

Самые первые слухи, факты и догадки об уникальном симуляторе эволюции сходились к тому, что это, вне всякого сомнения, «игра года». Понять бы только, какого. Переносы следовали один за другим, и любопытство понемногу перерастало в совсем другое чувство — как долго не удовлетворенный аппетит обычно оканчивается гастритом.

И вроде как Уилл Райт по большей части сдержал обещание (а если где чего и приукрасил, то уж точно не больше среднего разработчика), но куда прикажете девать все то, что мы нафантазировали себе за эти годы? Такие ожидания, пожалуй, уже не в силах был воплотить ни один смертный. Даже третьему Fallout — и тому повезло больше.

RTS года

Прежние победители

2007 — World in Conflict

2006 — Company of Heroes

2005 — Earth 2160

2004 — Периметр

2003 — Command & Conquer Generals

Первое место: Command & Conquer Red Alert 3

Год выдался небогатым на этот жанр, но даже в более серьезной конкуренции мишки с парашютом, вылетающие из цирковой пушки, и дирижабли «Киров» имели бы хорошие шансы. Red Alert стал еще более безумным, еще более разнообразным и обильным на трюки. А вы уже разрушили Петропавловскую крепость?

Тактическая стратегия года

Прежние победители

2007 — Кодекс войны

2006 — награда не присуждалась

2005 — Бригада Е5

2004 — Операция Silent Storm

2003 — Commandos 3

Первое место: Операция «Багратион»

Тот случай, когда масштаб — не дань зрелищности, а логичное продолжение игровой концепции. Самый честный симулятор командира на сегодняшний день. И при этом из всех исторических игр с масштабными батальными сценами конкуренцию по красоте «Багратиону» может составить только серия Total War. А уж среди игр по Второй мировой — так вообще никто.

Второе место: Наполеон: Эпоха завоеваний

Что-то мы, господа генералы, в последнее время отвыкли от сюрпризов. И слишком привыкли находить врага там же, где его обнаружили... А здесь нам, как и дедушке Наполеону, придется мириться с тем, что противник ходит одновременно с нами; а значит, надо не рассчитывать свой ход, а предсказывать маневр противника. Что может быть интереснее в тактической игре?

Третье место: Девятая рота

Игра по лицензии, которую даже неудобно называть игрой по лицензии. Это самостоятельный самобытный проект, за который разработчикам не должно быть стыдно.

Провал года — Age of Conan

Сколько разговоров было про этого Конана! Сколько хвастовства и обещаний! И куда только все делось?

Громкий релиз не помог Funcom — игроки быстро выяснили, что заниматься в Ибории особенно нечем, и начали великий исход. Опустевшие сервера Age of Conan объединяются, и можно с уверенностью сказать, что Конан Киммерийский с большой вероятностью тихо скончается уже в этом году с тихим: «Не шмогла» — на устах.

Глобальная стратегия года

Прежние победители

2007 — Europa Universalis 3

2006 — Galactic Civilization 2

2005 — Civilization IV

2004 — Rome: Total War

2003 — Haegemonia

Первое место: Sid Meier's Civilization IV: Colonization

Единственная в своем роде глобальная стратегия, где главное — не деньги, а кадры и образование, получила достойное продолжение. И пусть нас не обманет название: «Колонизацию» решили зачем-то спрятать за «Цивилизацией», но она — не более дополнение, чем Mass Effect — дополнение Knights of the Old Republic.

Второе место: Геополитический симулятор

Открытие года в стратегическом жанре. Игра на удивление точно симулирует современную геополитику. Недостаток один — игрок далеко не всегда видит последствия принятых решений.

Третье место: Europa Universalis: Rome

С переходом в античность концепция серии Europa Universalis подверглась значительной переработке. К сожалению, сейчас в этой игре царит война ради войны. Но почти наверняка многие идеи из Рима перекочуют в четвертую часть основной серии.

Особое мнение

Анатолий Малин

В этом году дети начали спрашивать меня: «Папа, а про что ты сегодня играл?»

И мне есть что им ответить.

По правде, началось-то еще в 2007-м с «Ведьмака», но этот год для нас с вами — год удивительных историй. Лично я насчитал восемь претендентов на «Сюжет года». Когда б вы знали, из какого сора мы набирали номинантов два года назад!

Одна беда: я вообще-то стратег, а по моей части год выдался как раз пустоватым. Маловато нам в 2008-м довелось планировать... Впрочем, в этом году и у реальных вершителей судеб планирование как-то не задалось.

Дополнение года

Прежние победители

2007 — Heroes of Might & Magic V: Повелители Орды

2006 — Chaos League: Sudden Death

2005 — Warhammer 40000: Dawn of War — Winter Assault

2004 — Call of Duty: United Offensive

2003 — Warcraft III: The Frozen Throne

Первое место: World of Warcraft: Wrath of the Lich King

Обитателям Азерота еще предстоит выяснить, какую роль сыграло открытие Нортренда в истории. Но никто не усомнится в том, что Wrath of the Lich King сотряс основы этого виртуального мира. Ни одно нововведение The Burning Crusade не сравнится с появлением в Азероте нового класса безжалостных прирожденных убийц — паладинов. Ну и про рыцарей смерти, конечно, тоже не забудем.

Второе место: Europa Universalis 3: In Nomine

Если бы разработчики не скромничали и назвали ее четвертой частью серии, она была бы серьезнейшим претендентом на «Глобальную стратегию года». Богатство выбора, принесенное третьей частью, получило наконец твердый фундамент: баланс. Мир ожил и зашевелился, а у наций — наконец-то! — появились миссии.

Третье место: Galactic Civilizations 2: Twilight of the Arnor

Дополнения к знаменитой и единственной на сегодняшней момент космической завоевательной стратегии всегда славились качеством. Брэд Уорделл и Stardock знают цену доверию игроков. Уже за новые редакторы и корабельные компоненты, сверхгигантские карты и улучшенную производительность дополнение заслуживает номинации.

Игра года

Прежние победители

2007 — Ведьмак

2006 — Heroes of Might & Magic V

2005 — Мор. Утопия

2004 — Half-Life 2

2003 — Космические рейнджеры

Золото: Fallout 3

Претенденты на золото в этом году блистательны; главное — задать правильный вопрос. Что из этого останется у нас в памяти завтра? Уже сейчас у каждого, кто прогулялся по Пустоши, есть своя собственная история об этом мире; а завтра эти истории станут легендами. Перед Fallout 3 стояла задача немыслимой сложности: встать плечом к плечу с Самой Знаменитой Ролевой Игрой всех времен и народов. Это почти невозможно для сторонней команды, но это получилось.

И пусть жизнь наша в этом мире чересчур коротка, она незабываема.

Серебро: Grand Theft Auto IV

Полный комплект медалей (золото графики, серебро звука, бронза сюжета). Либерти-Сити как ироничное виртуальное отражение Нью-Йорка оказался во многом даже лучше оригинала!

Бронза: King's Bounty: Легенда о рыцаре

Если «Легенда о рыцаре» в чем и проигрывает своему славному прадедушке, то только в replayability. А во всем остальном невероятно его превосходит.

Золотая дюжина-2009

Мы не стали их упорядочивать по местам; просто перечислим по алфавиту 12 самых ожидаемых проектов грядущего года.

Aion: The Tower of Eternity

ArmA 2

Beyond Good & Evil 2

Demigod

Diablo 3

Dragon Age: Origins

Empire: Total War

Guitar Hero 5

Starcraft 2

The Sims 3

Tom Clancy’s Endwar

Warhammer 40000: Dawn of War 2

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
6.3
проголосовало человек: 473
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования