ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

’–ќЌ» » ¬»–“”јЋ№Ќџ’ ћ»–ќ¬

јвтор материала:
“имур ’орев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є3 (88) март 2009
вид дл€ печати

World of Warcraft
ќсколки старого мира

∆анр:
»здатель:
Blizzard Ent.
—истемные требовани€:
PIV-1.2GHz, 256MB, 32 MB video, 56k (PIV-2.4GHz, 512MB, 256 MB video, broadband)
јдрес в сети:
–ейтинг: 98%

ѕечальные и прот€жные звуки волынки разнос€тс€ над лесами, эхом отражаютс€ от айсбергов и затихают в извилистых фьордах. Ќад приземистыми крепост€ми и крутыми скатами крыш серебристыми занавесками медленно колышетс€ северное си€ние. ’олодным утром в лесах у заснеженных предгорий повисают клочь€ тумана, в котором разлапистые ели видны смутными силуэтами.

¬след за Ѕолотиной из древнего мира и Ќаграндом из мира старого –евущий ‘ьорд стал тем зачарованным местом, где паладин с недавних пор проводит свободное врем€. ќн гул€ет по тропинкам, отбива€сь от черепорогов и снежных гигантов, или сидит на носу дирижабл€, неспешно проплывающего над айсбергами и корабл€ми залива.

¬ глухой провинции у мор€

  счастью, € только астронавт. ¬от вы — антрополог и минералог. „то ж, действуйте — копайте, забирайтесь в недра и скоблите. ј € буду бродить и смотреть на этот новый мир, каким бы он ни был, каким бы он ни казалс€. я люблю смотреть. ¬се астронавты люб€т смотреть, иначе они бы не были астронавтами.

–эй Ѕрэдбери, ««десь могут водитьс€ тигры»

»ногда мимо паладина пробегают торопливые рыцари смерти в компании с разговорчивыми упыр€ми, мечтающими покупать и продавать. ѕорой в канале кто-нибудь попросит компанию «на ћагнит» — и вновь наступает тишина. Ћеса ‘ьорда стали тем местом, где можно хот€ бы на врем€ спастись от шума храброго нового мира.

Ћучший вид на этот фьорд — через бомболюк.

Ѕудущее ворвалось в јзерот внезапно и преобразило его. ¬о времена открыти€ “емного портала все было иначе — народ требовал долгожданных перемен, и, когда они пришли, паладин встретил их с радостью. “еперь все иначе. ¬олна, налетевша€ на мир, снесла его напрочь, и на обломки разбитого вдребезги прошлого пришли рыцари смерти и новые паладины — чужие, незнакомые, смертоносные. —амое страшное, что сам “орвар оказалс€ одним из таких паладинов.

ƒаларан, город крепкий, стал квинтэссенцией всех изменений. “есный, €ркий и бестолковый — эти его качества особенно заметны после величественного и просторного Ўаттрата. ћы когда-то жаловались на тормоза в «шатрах». “еперь эти жалобы кажутс€ смешными, ведь скученность в ƒаларане порождает многократно большие тормоза. ¬оздуха! ¬оздуха не хватает в небесном городе! “олпы спешащих по своим делам героев наполн€ют улицы — кто останавливаетс€ у одного из многочисленных почтовых €щиков, кто забрасывает удочку в пруд, а кто мчитс€ на взлетную площадку. –вущиес€ напролом мамонты, вопли герольда ќзера Ћед€ных ќков донос€тс€ даже до тихих таверн. ¬ торговом канале рекламируютс€ новые, доселе неизвестные товары и услуги. ¬ыковыр€нные из драконов глаза... ѕереплавка новых руд.  арточные колоды «нати. —уета, суета — не заснут до утра одинокие воины —вета.


ѕаладин и шаманки неспешно исследуют окраины Ќордскола.  оманда “ринаанити рассекает по ƒраконьему ѕогосту, след€, чтобы слоники не отставали от группы. “орвар бродит под северным си€нием –евущего ‘ьорда. Ќикто из них еще не подн€лс€ выше ранних семидес€тых уровней. «ачем спешить? ¬друг там, впереди, — лишь тоскливые красоты подземелий, которые отныне как в нормальном, так и в героическом режиме проход€тс€ методом «собрать монстров в кучку и убить»? ¬друг вместо потр€сающих ежедневных квестов ќгрилы и острова  рыльев ѕустоты там их встрет€т с распростертыми объ€ть€ми суровые сыны ’одира, о которых уже ход€т мрачные легенды?

≈сли где в ƒаларане и есть тихое место, то это канализаци€.   тому же из нее открываетс€ отличный вид!
ѕервые шаги нового паладина в подземель€х «апредель€. ¬о что он тогда был одет, лучше вам не знать.

¬друг сказке придет конец?

ƒа и так уж ли хочетс€ паладину таскать на себе шлемы, отлитые по одному лекалу? ¬прочем, что шлемы... »х можно спр€тать. ј как, скажите, не смотреть на мрачные наплечники с гранеными шипами, в которых нынче ходит половина јзерота? √ерои из инкубатора, клонированна€ доблесть и мотоциклы с кол€ской. —тоит ли спешить в этот храбрый новый мир?


Ќо была и еще одна причина тому, что паладин и шаманки не уделили особого внимани€ Ќордсколу и его красотам. »х компании прибыло — и еще как прибыло!

Ќачалось все в один прекрасный день, когда обнаружилось, что не так много времени осталось до окончани€ трех мес€цев «дружбы» учетных записей с сопутствующими привилеги€ми — тройным опытом до 60 уровн€, взаимными призывами и быстрым накоплением призовых, подарочных уровней.

ј так много всего еще не сделано!  олдун “еемон телепаетс€ где-то там, на двадцать третьем уровне. Ќет под рукой друида. Ќет мага, чтобы воду из воздуха извлекал. «—лоненка веселого нет». » очень здорово было бы иметь под рукой героев по возможности разнообразных классов 60 уровн€ — про запас, на вс€кий случай.

Ќадо приниматьс€ за дело! ¬еселый колдун — это хорошо. ј п€ть веселых чернокнижников — это не только полтора дес€тка прокл€тий, но и экспресс к “емному ѕорталу! «ловещие эксперименты в области мультибокса продолжаютс€!

≈сть у мен€ п€терка слуг

— ¬ы что, и конфеты за мен€ есть будете?

— јга!

м/ф «¬овка в тридев€том царстве»

“еемонк, “еемони, “еемоно, “еемонд — четыре веселых гнума, которые пришли в долину холодного ветра на помощь “еемону. »х «оригинал» прибежал в ƒун-ћорог, чтобы снабдить всех сумками и «подъемным» золотом. »грать с ними вместе он пока не мог — разница в уровне сожрала бы весь опыт, в том числе и тройной. “ак что в качестве временного «головного» персонажа дл€ мультигеро€ была создана колдунь€ из людей. »з лесов Ёльвина напарники призвали ее к себе, и началось бурное веселье!

«√нумы — хой!»

ћультигерой выгл€дел как детсад на прогулке — женщина и семен€щие за ней четверо мелких «детишек». ѕравда, впечатление немного смазывалось толпой прыгающих бесов.  ак знает каждый колдун, бес — существо ленивое, вредное, и за словом в карман он не лезет. ”множьте эти качества на п€ть, и вы поймете, кака€ ругань поднималась вокруг мультиколдуна, когда бесам отдавалс€ приказ идти в атаку. ƒемоны вопили вразнобой, бранились на демоническом, жаловались и сетовали на услови€ контракта. ѕользы от них при этом было мало: когда первые огненные шарики слетали с их лапок, монстр уже был при смерти.


ќдин колдун — это опасно. ѕ€ть колдунов — каток, закатывающий в землю все и вс€. ѕредставьте себе, что вы монстр — какой-нибудь дикий тролль или лесной кот. »ли ƒробитель. »ли даже, скажем, царственна€ пухоспинка — это не суть важно. Ћетаете вы по лесу, щипаете травку, помахиваете топориком, никого не трогаете. »ли трогаете, но в меру.

» вдруг на вас обрушиваютс€ п€ть прокл€тий агонии. ј через полторы секунды — п€ть порч. » вис€т все дес€ть прокл€тий на вас, и перспективы открываютс€ безрадостные — как дл€ вас, так и дл€ заклинаний. ћонстру быстро станет не по себе. —кажем пр€мо, секунд через п€ть он подыхает. ј дес€ть прокл€тий пропадут, не истратив и трети своей потенциальной мощи.

 олдунам оказалось невыгодно тратить раст€нутые по времени заклинани€ на обычных монстров. —трела тьмы — другое дело. ќна наносит весь урон сразу. ѕ€ть —трел — одна тушка. ƒаже если что-то и останетс€ от полоски здоровь€, залп бесов закончит дело. ¬от только не оказалось у мелких колдунов мгновенного и убойного заклинани€, чтобы останавливать бегущих к команде полудохлых монстров. ” шаманок были шоки, а тут — ничего.

«ато шаманки не могли вести огонь очеред€ми из волшебных палочек, а колдуны без вс€ких проблем переключались на умклайдеты, когда тощали полоски маны. ¬прочем, на пассивную регенерацию магии чернокнижникам наде€тьс€ смысла нет. „ем ждать у мор€ погоды, лучше использовать традиционный жизнеотвод, разменивающий жизнь на ману. ј потер€нное здоровье восстанавливать п€тью зелеными шнурами, выт€гивающими жизнь.


 артинка-загадка. √де пр€чутс€ остальные четыре “еемона?

—кажу пр€мо: не было в пределах ближайших четырех уровней монстров, способных остановить мультиколдуна. √нумы и их «воспитательница» дружно посылали в бой п€терых ворчливых демонов бездны, дружно разбрасывали по монстрам прокл€ти€ щедрой рукой се€тел€ и так же дружно жрали зеленые конфеты, если не хватало здоровь€.

Ћечились они, приворовыва€ жизнь или обраща€ врагов в ужас ликами смерти. ќбычный колдовской страх они практически не примен€ли — незачем пугать то, что сдохнет через пару секунд само.

 аждые полчаса колдуны создавали и бросали на себ€ камень возрождени€, который по дороге к шестидес€тому уровню пригодилс€ лишь раза два, когда в ходе битвы толпа монстров перед смертью успевала загрызть один-два элемента мультигеро€.

ƒо двадцать третьего уровн€ команда подн€лась часов за п€ть-шесть, и вскоре “еемон заменил «воспитательницу» во главе мультиколдуна. √нумы неспешно скакали по уровн€м вверх на крыль€х дружбы, а таланты вкладывали в более или менее привычное —традание. ”рон –азрушени€ был им не нужен, выживаемость ƒемонологии пока не сто€ла на повестке дн€, а в —традании были сокрыты интересные таланты, улучшающие возможности дл€ самолечени€. » потом, п€ть мгновенных массовых завываний ужаса — это така€ сила, которой монстров можно гон€ть хоть до посинени€.

ќчень быстро — за день и несколько часов игры — колдуны вышли на п€тидес€тые уровни и перебросили таланты на ƒемонологию, получив в свое распор€жение п€терых новых демонов, знаменитых стражей —кверны, «секир-башка». ѕредставьте на секунду, за какое врем€ «сруб€т» среднего монстра п€ть топоров! ¬ компании с демонами-рубщиками колдуны могли ничего не бо€тьс€ — ни войн, ни раздоров, ни смелых разговоров.

¬от только все чаще стала всплывать проблема «своих чужих» монстров. ѕроще говор€, если демоны ликвидируют монстра самосто€тельно, они оставл€ют себе и добычу, и опыт. “ушка есть — пользы нет.  огда демоны, размахива€ секирами, врываютс€ в большую толпу, очень трудно уследить за тем, чтобы все монстры получили хоть какой-то урон непосредственно от колдунов. ’оть одно чудище да пропадет.


¬озможно, положение могло бы спасти заклинание урона по площади — одно из тех, что с давних времен зовутс€ јќ≈. Ќо таких у мультиколдуна нет.

ƒл€ мрачного колдуна континент — не крюк. “еемон и компани€ едут в —тепи на поиски суккуб.

јдский огонь опасен тем, что пожирает самих колдунов — он годитс€ лишь на то, чтобы снести толпу совсем уж мелких тварей. ј огненный ливень? ≈го нельз€ обрушить просто так: необходимо выбрать мышью место на земле. ќкон п€ть, а мышь одна. ќдним нажатием клавиши размножить дождь мультигерой не может. ≈динственный способ применить заклинание с п€тикратной силой состоит в том, чтобы вручную переключатьс€ между окнами и выбирать место заклинани€. ѕроцесс занимает секунд п€ть. ¬роде и не так уж трудно, но посто€нно переключатьс€ между окнами? Ќет уж, спасибо.


Ќехватка заклинаний, бьющих по площади, — не особенно серьезна€ проблема, да и кража демонами монстров — тоже. ¬ конце концов, секироносцев —кверны не об€зательно слать вперед. —ем€ порчи — одно из самых мощных и опасных јќ≈ — по€вл€етс€ рано или поздно у всех колдунов (хот€ 70 уровень — это скорее поздно, чем рано).

 онечно, мультиколдун вр€д ли сможет так же замахиватьс€ на подземель€ соло и даже на элитных монстров наподобие ƒарна Ќаграндского: демоны хоть и всегда под рукой, но все же они — плоха€ замена каменным элементал€м шаманок. ≈сли монстр сожрет демона и доберетс€ до колдуна, проблемы гарантированы, ведь у чернокнижника нет кольчуги, крепкого щита и полноценного лечени€.

Ќо сквозь те квесты, где не требовалось об€зательное присутствие танка и лекар€, мультиколдун прорубалс€ как нож сквозь масло. ƒемоны делали за него всю работу. » было ему легко, и было ему скучно. Ќевыносима€ легкость быти€ — вот, что вызвало у колдунов байроническую тоску и заставило их застр€ть на ѕолуострове јдского ѕламени на шестидес€том уровне.

“ем временем смутна€ тоска по мощному массовому урону и по безграничным запасам воды породила возмущение ткани пространства-времени в Ќортширском аббатстве Ёльвинского леса.

 огда стихла электрическа€ бур€, у стен монастыр€ сто€ли п€ть девушек. ѕ€ть волшебниц. » звали их так:  ристаллики.

 ристаллики льда

ƒл€ целей разрушень€ лед,

”вы, достаточно велик

» подойдет вполне...

–оберт ‘рост, «ќгонь и лед»

ћаг — это звучит, знаете ли, гордо. ≈сли колдуны мне были хорошо знакомы, то маги так и оставались темным лесом. «ачарованным лесом. Ўаман — повелитель молний.  олдун — властитель темных сил. ƒруиды старательно пользуют природные силы. » только маги — это волшебство в чистом виде, манипул€ци€ вселенскими силами магии, огн€ и льда. ћаг опасен — он наносит серьезный урон как единичной цели, так и сразу нескольким. ћаг независим — он сам обеспечивает себ€ (да и других тоже) едой и питьем, извлека€ их буквально из ничего. ћаг мобилен — камни возвращени€ ему не нужны, ведь он может по мановению руки оказатьс€ в любом из главных городов и отправить туда целый рейд.

√лавное, чтобы им€ хорошо сидело!

Ќаконец, у него огромное количество удивительных заклинаний — мгновенна€ телепортаци€ на несколько метров, знаменитое превращение в овцу, замыкающее уста другому магу антимаги€, невидимость, способность вморозить себ€ в кусок льда... Ќаконец, вспомним заклинание, по€вившеес€ недавно и €вно наве€нное феноменом мультибокса, — то самое, в котором маг призывает три фантомные копии самого себ€.

”зка€ специализаци€ мага дорого ему обходитс€ — она делает его у€звимым и зависимым.  олдун или охотник — тоже классы чистого урона, но насколько легче им играть под прикрытием демона и питомца, тогда как магу влипнуть в непри€тности легче легкого. —ловно робкий за€ц, маг на природе должен быть всегда настороже. „у! ќпасность! ѕрыжок! ћорозный взрыв! ќвца! Ќевидимость! Ћед€ной конус! ƒыхание дракона! јрсенал оборонительных средств внушителен, но все они свод€тс€ к одному: не допустить контакта монстра с нежной и очень у€звимой шкуркой мага.

я упоминал раньше, что маги дл€ мультибокса — выбор сомнительный: самолечени€ нет, танковать нечем, воскрешатьс€ нечем. ћультимага гон€ть — рисковать часто бегать с кладбища всей дружной компанией. Ќо совсем неожиданно оказалось, что играть магом как мультигероем удобно. » при этом — очень интересно!


ќгненный взрыв очень похож на шаманский шок: срабатывает мгновенно, примен€етс€ только на близких дистанци€х. Ћед€на€ или огненна€ стрела — классические дальнобойные заклинани€, мало чем отличающиес€ от шаманской молнии. –азве что лед€на€ монстров примораживает, и это удобнее.

Ќакинув на себ€ лед€ную броню,  ристаллики изничтожали живность Ёльвина лед€ными же стрелами, изредка снос€ огненными взрывами самых нахальных монстров. ќбычные маги частенько используют кольцо льда, чтобы примораживать чудовищ к земле. ћультимаг мог выдать до п€ти лед€ных колец подр€д, но пользовались  ристаллики такой возможностью редко. ќдин враг попросту не успеет добежать. ≈сли их двое, трое, четверо или даже п€теро-шестеро — значит, скоро откуда ни возьмись на их месте по€витс€ стадо мемекающих овечек.

ѕ€ть овец — могучий инструмент контрол€. —уществует много разных макросов овцевани€ дл€ мультигеро€ — почти все они стараютс€ как-то решить проблему автоматического прицеливани€.  ристаллики использовали лишь макрос последовательного заклинани€ по цели главного персонажа. ≈сли разр€дить сразу п€ть заклинаний по одному монстру, шанс промаха будет исключен. ј если в процессе мен€ть цель, в овец преврат€тс€ разные враги. Ќо зачастую лучше обходитьс€ вообще без макросов: вручную раздать цели каждому элементу мультимага, а потом произнести заклинание всем одновременно и без вс€ких проблем устраивать байрам.

≈сли забредете вы в Ѕорейскую “ундру, то заклинаю вас — держитесь подальше от ѕещеры “анцующих ћурлоков.

ѕоскольку выживание в дикой природе — главна€ проблема мага, все п€ть элементов ударились в Ћед€ную, оборонительную ветку талантов. Ёто произошло уже после того, как на дес€том уровне  ристаллики основали гильдию «Ћьда» и стали официально называть себ€ « ристаллики <Ћьда>».

“аланты складывались к талантам. ¬раги становились медленнее и чаще примораживались к земле. —корость и урон лед€ных заклинаний выросли. ¬от только улучшенную снежную бурю, один из главных лед€ных талантов мага,  ристаллики так и не вз€ли. »бо лед€на€ бур€ — еще одно заклинание, требующее об€зательной наводки. ѕробежатьс€ по п€ти окнам ради того, чтобы устроить красивую снежную бурю где-нибудь в —тальгорне — это всегда пожалуйста. ј на охоте в дикой природе призывать бурю... неудобно.

¬месте со снежной бурей и огненным столбом пропал и знаменитый магический скачок — коротка€ мгновенна€ телепортаци€. ”вы, скачок сбивает режим следовани€ — а на то, чтобы собрать элементы мультимага воедино, требуетс€ драгоценное врем€ — то самое врем€, что было выиграно скачком.

»ли вз€ть, например, лед€ную глыбу — обездвиживающую, но защищающую мага от всех воздействий. ¬сем вместе в лед вмораживатьс€ бесполезно, если только магов не спасает кто-то со стороны. Ќо если беда грозит одному из магов, если он опасно ранен, то быстра€ защита его глыбой сэкономит кучу времени. ќдин во льду, другие решают проблему. ѕерспектива бежать с кладбища под серым небом — пугающе реальна. Ќо помогает обычна€ осторожность и чисто человеческа€ способность снимать с себ€ страх, ужас, очарование или овцевание усилием воли. –аньше така€ способность была лишь у мертвецов ќрды — теперь ее выдали люд€м.

—лучаетс€ вс€кое. »ногда и осторожность не помогает:  ристаллики Ћьда обнаруживают себ€ в окружении злобных и зубастых монстров. „то делать?  акие кнопки давить?

” шаманок кнопка «ќ, черт!» — это установка п€ти тотемов элементалей. ” колдунов — вой ужаса или мгновенный призыв демонических стражей. ” магов это чародейский взрыв, разлетающийс€ вокруг мага искристым шаром. ћного у этого заклинани€ недостатков: и бьет оно не так сильно, как хотелось бы, и маны кушает много. Ќо взрыв этот мгновенный, его можно повтор€ть каждые полторы секунды... и его, не забудем, п€ть штук!

—колько бы монстров адекватного уровн€ не скакало вокруг магов, трижды п€ть чародейских взрывов снесут всех! Ўесть секунд — и все мертвы. «а это врем€ немыслимо прогрызть оборонительный пузырь и убить мага. Ћиквидировать всех врагов в радиусе п€ти метров, и сделать это быстро... “рудно придумать более эффективную кнопку «ќ, черт!»

»ногда шаманки по старой пам€ти приход€т в города под видом странствующего цирка.

 огда в талантах у  ристалликов Ћьда по€вилс€ лед€ной барьер — аналог жреческого щита-кокона, — играть магами стало безумно легко. ћожно было не бо€тьс€ уже ничего. ≈сли из-за угла вырулит ста€ волков и броситс€ на  ристалликов, ответ один: Ѕам! Ѕам! Ѕам! » нет волков.

≈сли пробегающего через логово монстров мага ссад€т с лошадки, остальные возвращаютс€ и Ѕам! Ѕам! Ѕам! ѕуть свободен!


ѕомогала  ристалликам и система телепортов в крупных городах. –аньше € удивл€лс€ тому, что на корабл€х так редко встречаютс€ маги. ¬олшебники не опускаютс€ до путешествий по морю — у них свои способы!  весты бросали моих магов по всему јзероту, и всегда у них был наготове телепорт в Ўтормград, —тальгорн, ƒарнас или в крепость “ерамор.  уча времени экономилась на полетах и корабл€х.

ћультимаг оказалс€ быстр и неостановим. » скорость развити€ удивила даже мен€ — при помощи тройного опыта команда вз€ла шестидес€тый уровень за двадцать дев€ть часов игры. –езультат шаманок и колдунов был улучшен более чем на треть!


—ейчас  ристаллики Ћьда перебираютс€ в Ќагранд. ќни на 65 уровне, они роют копытом землю. », хот€ знаменитые награндские боссы — ƒарн Ќенасытный и гладиатор ќмор с компанией — им €вно не по зубам, волшебницы идеальны дл€ скоростного уничтожени€ монстров пачками. “акие таланты — не пропадут!

» не забудьте, что они изготавливают воду, а в игре много классов, которые врем€ от времени испытывают жажду. “от же паладин. “е же шаманки. “е же... бумкины.

—овы — не то, чем они кажутс€

—колько ж тел лежит в утесах,

–обко спр€танных пингвином?

—. ≈горенков

ƒруиды... јх, друиды, веселые и звероватые! —лучись что, они кричат: «ѕомоги мне, мать-природа!» »х трудно запомнить в лицо — сегодн€ друид, к примеру, ушастый эльф, а завтра — дикий медведь, ловкий кот, пузатый совух, умилительный морской котик, а то и зеленое деревце.

ѕервый шаг ѕингвинити под сводами лесов “ельдрассила.

— давних времен паладин завидовал друидам, их поистине удивительной универсальности — даже по меркам гибридного класса.  ем были паладины в те времена? ’орошими танками — ну, или хорошими лекар€ми дл€ танков. Ёто разве гибрид? “ак, одно название. ј друиды? Ћечат — раз. “анкуют — два.  ошкой дерутс€ влапопашную — три. Ћунным совухом заклинани€ мечут — четыре. —крытностью пользуютс€ — п€ть!  роме того, в пам€ти еще свежи были воспоминани€ о ћумуке, корове, люб€щей таскать флаги у јль€нса. ќна осталась там, на заморских серверах. ј идейки-то — никуда не делись!

Ќеудивительно, что мысль завести п€терых друидов и посмотреть, чего они сто€т, пришла еще в ранние шаманские времена. ћультибокс благоволит метател€м заклинаний, и € решил сразу нацелить мультигеро€ на ветку талантов Ѕаланса, венец которой — форма лунного совуха, симпатичной рогатой птички. ¬ просторечье таких называют «бумкинами» из-за способности быстро наносить серьезный урон, «панцеркинами» за некоторые способности к танкованию... и еще «оомкинами» из-за того, что они сильно завис€т от своей быстро расходуемой маны.

—ами себ€ друиды-балансеры частенько кличут пингвинами за характерный силуэт и походку. “ак что одним прекрасным вечером под золотистыми сводами деревьев ƒарнаса нарисовались п€ть прелестных эльфиек. » им€ им было — ѕингвинити.


ќсновное ударное заклинание начинающего друида — природный гнев, зеленый пучок магии природы. √нев ничем по сути не отличаетс€ от стрелы тьмы, от молнии и от магических стрел — разве что произноситс€ быстрее и урона наносит, соответственно, меньше. ƒобивает друид врага лунным огнем. Ёто уникальное заклинание: оно действует мгновенно, на большом рассто€нии, бьет сразу и, кроме того, наносит раст€нутый по времени урон. ¬добавок лунный огонь можно сразу же повторить — этим он выгодно отличаетс€ от шоков и магических взрывов.

«ащищаетс€ друид знаменитыми «корн€ми», которые схватывают врага и удерживают на месте. »х можно сравнить с магической овцой, и кое в чем они даже лучше: действуют не только на зверей и гуманоидов, не лечат, а наоборот — нанос€т урон.

 орни, гнев, лунный огонь — три заклинани€. Ќегусто по сравнению с коллекцией магов, но, по крайней мере, не приходитс€ выбирать, чем пользоватьс€. ј друиды к тому же, в отличие от магов, могут лечитьс€ и воскрешать друг друга. “ак что жаловатьс€ им не на что!


“анец диких медведей в лунную ночь. »сполн€етс€ — по любому поводу.

 оманда ѕингвинити и не жаловалась. ќна как раз обзавелась первыми звериными формами и старательно изучала перспективы применени€ медведей и котов в мультибоксе.

¬ы€снилось, что удары дес€ти медвежьих лап и тем более кошачьих быстро и надежно за две-три секунды выбивают из врага дух. ѕравда, много времени уходило на то, чтобы правильно выстроить друидов, и сражение шло гладко лишь в том случае, если враг сто€л на месте и не пыталс€ маневрировать или убегать.

Ўвыр€ть в монстра заклинани€ было настолько проще, что звериные формы остались без дела. Ћишь форму кошки друиды использовали, когда нужно было быстро куда-то мчатьс€ или незаметно крастьс€ под носом у врагов. —крытность кошек не раз помогла команде ѕингвинити — и на свежем воздухе, и в подземель€х, где можно было сэкономить много времени, пробира€сь мимо монстров и патрулей пр€мо к боссам.


Ћечение друидов — очень специфическое и непривычное. ≈го не сравнить ни с заклинани€ми —вета паладинов и св€щенников, ни с цепным лечением шаманов. »сцеление у друидов м€гкое, неторопливое, но очень действенное. „аще всего помогало омоложение — раст€нутое по времени заклинание, не требующее затрат времени на то, чтобы его произнести. ¬ запущенных ситуаци€х в ход могло пойти целительное прикосновение — обычное лечащее заклинание, подобное жреческим, шаманским и паладинским. ≈сли друид тер€ет здоровье, значит, его грызут — и колдовать в этих услови€х не очень удобно. “ак что лучше каждому элементу мультигеро€ лечить не себ€, а соседа справа.

≈сли же хочетс€ точности, стоит сочинить и дать каждому друиду по п€ть макросов, чтобы иметь возможность бросать лечение не на всех сразу, а на каждого по отдельности. „ем лечить?  онечно же, омоложением! Ћегко представить, какие лошадиные порции лечени€ получает тот, на ком вис€т п€ть омоложений. Ќа двенадцать секунд он становитс€ почти неу€звимым!

—ороковой уровень многое мен€ет в медицинских вопросах. Ўаманки в сорок получили цепное лечение и выкинули за ненадобностью все остальное. ƒруиды в сорок получают спокойствие — самое красивое лечебное заклинание в игре. —покойствие раскладывает вокруг друида серебристую пол€ну, котора€ восемь секунд лечит всех, кто на ней находитс€ — и делает это очень эффективно. Ёто заклинание считаетс€ «спасательным», оно предназначено дл€ тех случаев, когда вс€ группа оказалась в большой беде.  ак и у всех заклинаний класса «ќ, черт!», у него долгий период перезар€дки — дес€ть минут.

Ќо друидов-то п€ть! Ёто значит, что в бою они могут применить «аварийное» массовое лечение п€ть раз или без лишних сомнений пользоватьс€ им раз в две минуты. ѕо действенности его, конечно, не сравнить с шаманским цепным лечением. Ќо сила его велика.

«”лыбаемс€ и машем!»

—еребристое си€ние чистого исцелени€! ѕочти минута непрерывного спокойстви€ действует гипнотически на тех, кто впервые видит это чудо. ќно вызывает не меньшие восторги, чем внезапно выросша€ посреди города роща из п€тнадцати древней.


Ќа ранних сороковых уровн€х, когда друиды приканчивали последние задани€ “ернистой ƒолины, они добрались-таки до формы лунного совуха.

—овухи — реб€та боевые. ќбманчив их внешний неуклюжий вид. ”рон от заклинаний у них выше, шанс критического удара — тоже. ѕерь€ — неплоха€ брон€, см€гчающа€ удары. –асплачиватьс€ за преимущества приходитс€ невозможностью лечить и лечитьс€. ¬ случае опасности приходитс€ выходить из формы. ƒелать это не об€зательно всем сразу: один друид может поддерживать заклинание спокойстви€, пока остальные четверо продолжают бой в форме совухов.

ѕримерно к тому же времени, когда команда ѕингвинити добралась до формы совуха, она внезапно открыла дл€ себ€ преимущества заклинани€ звездного огн€. ѕроизноситс€ оно медленнее, чем гнев, зато урон наносит такой, что сразу становитс€ €сно, откуда у бумкинов такое прозвище.  огда на монстра сваливаетс€ с небес п€ть звездных огоньков, он дохнет сразу — бумкины гарантируют это. Ќа одного монстра тратитс€ одно нажатие кнопки — идеальное соотношение затрат сил и результата.


Ѕыстро плавать — это мы можем. «абросать лапами до смерти — и это нам под силу, если враг не догадаетс€ дернутьс€ в сторону. ќбрушить на монстра смертельный звездный дождь? ќбращайтесь за этим к нам. –аст€нутый по времени урон, как у колдунов? »х есть у нас! ÷елых два заклинани€: знаменитый лунный огонь и рой насекомых, талант ветки Ѕаланса. Ћечение и танкование — определенно наша специализаци€, даже если таланты разложены в Ѕаланс.

ј что же с уроном по площади? “ут сложнее. ќбычный друид, одиночка, при слове «јќ≈» призовет грозу — облако, из которого на все недружественное, что оказалось внизу, лет€т молнии. ћультидруид лишен такой возможности, и причина та же: заклинание нужно отмечать на земле и делать это п€ть раз подр€д. ƒл€ выступлени€ где-нибудь в Ўтормграде — подходит. ƒл€ боев в чистом поле слишком неудобно.

«—покойствие! “олько спокойствие!»

ќтчасти заменить грозу может тайфун, забавное заклинание, которое друиды получают на шестидес€том уровне. “айфун похож на магический конус холода, и действует он лишь на тех врагов, которым не посчастливилось сто€ть перед друидом. ќднако тайфун, кроме урона, не замедл€ет врага, а смешно отбрасывает его на несколько метров. ѕолучаетс€ нечто вроде шаманского облегченного варианта «√рома и молнии».  ак шаманы могут п€ть раз подр€д раскидать врагов, так и мультидруиду по силам отбросить противников прочь п€ть раз или применить заклинание всем вместе — с п€тикратной силой.   сожалению, и тайфун не может считатьс€ полноценным јќ≈, так как действует лишь в одном направлении.

«ато в самом низу древа талантов Ѕаланса команду ѕингвинити ждал звездопад. ≈сли что-то в игре и можно назвать оружием массового поражени€, то это звездопад мультидруида. ќн обрушиваетс€ на врагов в огромном радиусе в тридцать метров и дополнительно наносит урон тем, кто находитс€ р€дом с ними. ќбычные друиды-балансеры недолюбливают звездопад — он вызывает агрессию у всех монстров в круге диаметром в шестьдес€т метров и совсем не гарантирует, что к концу действи€ заклинани€ они сдохнут. «ато п€тикратный звездопад — совсем другое дело. ќн выносит всех и вс€, устила€ землю телами.

∆аль, примен€ть это абсолютное оружие разрешено не раньше, чем раз в три минуты. ’орошего понемногу.


 оманда ѕингвинити прошла сквозь ѕолуостров јдского ѕламени и готовитс€ выйти под грибной лес «ангарских топей. ƒруиды только разминаютс€ — и скоро они всем покажут природу-мать.

 руговорот золота

Ќа гномью почту можно было положитьс€, поскольку она надежно охран€лась. √номы весьма неохотно расстаютс€ с золотом, так что любому разбойнику, который посмеет выставить гному требование « ошелек или жизнь!», следует захватить с собой складной стульчик, обед и книгу дл€ чтени€, чтобы скоротать врем€ до окончани€ споров.

“ерри ѕратчетт, «  оружию!   оружию!»

Ўаманки спонсировали всех.

ѕосле шестидес€того уровн€ команда “ринаанити вышла на самоокупаемость, смогла приобрести слоников, а к уровню семидес€тому купила п€ть тормозных грифонов и начала делать ежедневные квесты. Ёто было еще до того, как ќгрила, —кеттис и  вель-ƒанас канули в небытие, унесенные ветром.  огда бы знали шаманки заранее, что любимые всеми «ежедневки» будут принесены в жертву  оролю-Ћичу и сынам ’одира, то скопили бы денег побольше и не тратили бы их на снар€жение дл€ јльтерака.

—права — тот самый гуль, один из тех, что мечтают покупать и продавать.

Ќо даже с учетом всех расходов финансы у шаманок водились. ¬ первую очередь они пошли на то, чтобы снар€дить, одеть и обучить “орвара — паладина, который, как вы, наверное, помните, подн€лс€ с первого до шестьдес€т первого уровн€ за полчаса пр€мо на площади Ўтормового. ’орошо, когда у теб€ есть верные друзь€, готовые поделитьс€ призовыми подарочными уровн€ми!

Ќемного освоившись с веткой ¬озмезди€ и приподн€вшись на просторах «апредель€, “орвар начисто обобрал шаманок и сосредоточил все финансы у себ€ в карманцах. ќттуда он и отслюнивал золото дл€ “еемона с компанией, дл€  ристалликов Ћьда и дл€ команды ѕингвинити. ћультигерои требуют огромных денежных вложений. ƒеньги расходуютс€, главным образом, на обучение заклинани€м и умени€м. „ернокнижники были скромны в пожелани€х — они не тратили деньги на лошадок, не тратили деньги на гримуары и почти не нуждались в вещах. ќни уложились в восемьсот золотых. ¬олшебницы потребовали дополнительные полторы сотни золотых на гнедых коней и еще двести п€тьдес€т на защитные нашивки на штаны. ƒруидам понадобились тигры, а учител€ классовых навыков выкатывали ѕингвинити такие счета, что “орвар схватилс€ за голову и запретил учить все заклинани€, кроме балансерских. »сключение было сделано лишь дл€ омоложени€ и спокойстви€ из »сцелени€ и дл€ кошачьей скрытности и порыва из «вериных навыков.


“орвар осталс€ практически без штанов. Ќо когда пришла пора подсчитывать призовые уровни, глаза у него полезли на лоб. ƒружеских учетных записей было четыре.  аждый герой, подн€вшийс€ в команде до 60 уровн€, получал 29 подарочных. Ўаманки — две (еще две уже потратились на “орвара), колдунов — четыре, волшебниц — четыре, друидов — четыре.

»того чистыми вышло — 406 уровней! ƒостаточно, чтобы подн€ть с первого до 60 уровн€ шестерых героев! ƒа на сервере столько свободных мест не наберетс€!

Ўоу «ƒинг-динг-донг» продолжалось в городах јзурегоса весь вечер и половину ночи. ¬з€ла шестидес€тый уровень нека€ эльфийка-св€щенница, чье им€ наверн€ка не нужно подсказывать тем, кто читает Ћ ». Ѕыли подн€ты за уши два разбойника. ƒобралс€ до шестидес€того уровн€ суровый воин и с ним за компанию — охотник. ≈ще два уровн€ накинули маленькому, но смертельно опасному гнуму смерти.

«ƒинг-динг-донг». Ёльфийка поднимаетс€ с первого уровн€ до шестидес€того на глазах изумленной толпы. Ќарод безмолвствует.

ƒобра€ сотн€ уровней осталась неизрасходованной, но не было уже места дл€ новых героев. ¬се дес€ть классов оказались в сборе: паладин, воин, св€щенница, разбойники, друиды, шаманы, маги, колдуны, охотник и рыцарь смерти.

Ќа следующий день истек срок «дружбы» п€ти учетных записей. Ќа этом закончилась эпопе€ возни с развитием мультималышни.


¬ деле мультибокса были испробованы шаманы, маги, колдуны и друиды.  акие классы остались за бортом? Ќапример, жрецы. ќни хрупки и у€звимы, как и маги, они могут лечить друг друга, а врагам наносить огромный урон магией тени. Ќо в первую очередь жрецы предназначены дл€ того, чтобы лечить других. ≈сть ли смысл мастерить убийцу из лекар€?

Ќе раскрытой оказалась тема мультиохотника: дружные залпы в стиле картин √ойи, целый зверинец питомцев, минное поле ловушек, регул€рный подвоз боеприпасов и еды дл€ зверей. Ќо нет у охотников лечени€, нет простого урона по площади, а заигравшийс€ зверь, лично прикончив врага, легко оставит хоз€ина и без добычи, и без опыта.

–ыцари смерти — единственный класс ближнего бо€, который может без особых жертв использоватьс€ в мультибоксе. ¬етка крови позвол€ет рыцар€м лечитьс€ пр€мо в бою, а печально известна€ хватка смерти используетс€ дл€ того, чтобы «перебрасывать» врагов от одного рыцар€ к другому. –ыцари безумно сильны, и они начинают свой путь с поздних п€тидес€тых уровней. Ќо от своего главного недостатка им никуда не детьс€: все-таки на дев€носто процентов они — класс ближнего бо€. ј это значит, что перед боем всех надо выстраивать, что в движении они неповоротливы, в бою против других игроков рыцари — легка€ мишень. ƒа что там — даже скакнувша€ за спину лесна€ прыгуана внесет хаос в их р€ды.


***

≈сли во ‘ьорде мы часто катаемс€ на бомбардировщиках, то в Ѕорейской “ундре предпочитают более традиционные виды транспорта.

ѕаладин, словно глава шумного клана, сидит в крепости и подсчитывает золото, заработанное магами и шаманками. ¬волю почахнув над златом, он выходит за ворота и вновь слышит печальные звуки горной волынки, донос€щиес€ из ”тгарда.

–асходы на большое семейство велики, но и отдача от меньших братьев и сестер уже есть — и не маленька€. ¬з€ть, например, новогодние праздники: когда подарки из-под елки были собраны всеми мультигеро€ми и ссыпаны в закрома паладина, он вз€л себе все, что хотел, а оставшиес€ веточки, рецепты и сувениры отправил на аукцион. ¬ыручка в полторы тыс€ч золотых — не такой уж плохой подарочек!

”же сейчас с квестов идет неплохой барыш. ј если обучить мультигероев професси€м? ≈сли заставить выполн€ть ежедневные квесты?  ак там поетс€ в старинной горной песне: ««олото. «олото? «олото!»

ћечты о барышах отвлекают от печальных мыслей о прошлом и будущем.  о многому паладин еще не успел привыкнуть — например, к собственной св€той силе ¬озмезди€, котора€ за секунды сносит здоровье врага в ноль. ¬озможно, в будущем, когда “орвар снова переквалифицируетс€ в танки, ему непросто будет привыкнуть к своим новым умени€м. ќднако нельз€ все врем€ сидеть в крепости и ностальгировать. ћир бросает вызов, и ему надо ответить!

» паладин ответил. Ќо это уже совсем друга€ истори€.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
8.7
проголосовало человек: 149
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€