Лучшие компьютерные игры

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Авторы материала:
Геннадий Вальков
Сергей Зверев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (93) август 2009

Battle for Wesnoth

На страницах Дуэльного клуба совершались путешествия в самые разные игровые миры. Особенно повезло играм жанра wargame — ведь они так замечательно подходят для поединков. О, как недавно все это было!

Орки сжигали наши города в волшебном мире Илиса, танки вязли в песках северной Африки в 1943-м, а белые субмарины носились по океанам планеты Саракш, невзирая на неизвестных отцов... Изменялись времена, планеты и измерения, узловатые дубины уступали место бластерам, а Именной Бомбовоз Его Высочества с легкостью превращался в «Спитфайер». Не менялось лишь одно — гексагоны, пошаговая система и коварные планы противника. Мы возьмем все это с собой и сегодня, чтобы отдать дань игре, о которой в ЛКИ было сказано совсем немного, пожалуй, гораздо меньше, чем она того заслуживает, — «Битве за Веснот».

Мертвецы с драконами, законопослушные люди с мятежными эльфами, альянс Кналга и северяне — обитатели мира рвутся в бой. Вы слышите, как гремят доспехи, чувствуете запах дым, который валит из драконьей пасти? Тем временем яд уже стекает по кинжалам убийц, а энергия струится по посохам темных адептов. Слышите?

«Хватит, хватит слов, загружай, загружай сетевую игру, вызови нас из электронного небытия, ты, слабый человечек за своим волшебным экраном!» — ревут их голоса в наших головах. Придется подчиниться, зов слишком силен. Что ж, сейчас мы посмотрим, из чего ты сделан, враг мой...

Дуэлянты

Геннадий Вальков

Может с равным удовольствием коротать время за скрупулезным подсчетом ходов, необходимых на постройку нужного здания в глобальных стратегиях, и лихо стирать шины об асфальт в безумных автосимуляторах. В первую очередь ценит в играх свободу действий в любых ее проявлениях.

Год рождения: 1981

Образование: политолог

Игровой стаж: 18 лет

Коротко об игре

Battle for Wesnoth — уникальная игра, которую делают общими усилиями десятки людей. Каждый может попробовать себя в создании карт и целых кампаний или свободно изменить правила игры. И при этом, несмотря на свою бесплатность (а может быть, именно благодаря ей), «Битва за Веснот» не уступает по глубине и количеству стратегических возможностей абсолютному большинству современных игр.

Геннадий Вальков

Сергей Зверев

Переводчик, преподаватель, журналист. Играет во все, что видит. Особенно любит пошаговые стратегии, ролевые и карточные игры. Взращен на X-Com и Icewind Dale II. По собственному признанию, азарт и эмоциональность иногда приводят его к печальным последствиям, а временами, наоборот, помогают.

Год рождения: 1975

Образование: иностранные языки

Игровой стаж: 21 лет

Коротко об игре

В наши времена выпускается так мало пошаговых стратегий, что аж обида берет. Но кто ищет, тот найдет. «Битва за Веснот» уникальна по многим пунктам. Множество рас, нюансов, войск... У каждого свои сильные и слабые стороны, сопротивления. На такой местности они сильнее, на другой слабее, ночь, день, утро — все это тоже влияет на исход боя. Вдобавок здесь есть большое сообщество, выходят новые карты, кампании, работает онлайновый сервер. Даже сложно сказать, чего там нет.

Сергей Зверев

Бой 1. Они выдыхали напалм!

Начальные условия
Случайная карта
Зверев Вальков
Северяне,
Арбалетчик
Драки,
Светоч

Вальков: Первый бой, и мне достается, наверное, одна из сильнейших армий в «Битве за Веснот» — человекоподобные драконы. Высокая скорость, хорошие навыки нападения и в ближнем бою, и при дистанционных атаках — что еще надо для победы? Если я не буду делать совсем уж явных ошибок, армия орков несомненно обратится в бегство и будет разбита. Вперед, драконы!

Зверев: Северные жители на юге карты — вот какой ДК ни играем, а так происходит постоянно. Видать, генератору случайных событий скучно, а так — хоть какое-то развлечение. Мои враги — огнедышащие твари, место которым в кунсткамере, ну, на крайний случай — в зоопарке. Получится ли загнать их туда? Сейчас поглядим.

Бери, что дают!

Вальков: Пара быстрых планеров и несколько поджигателей — такой у меня дебют. Планеры поднимут флаг над близлежащими деревнями и разведают территорию, а поджигатели отправятся вслед за ними туда, где вскорости обнаружатся войска противника.

Вальков: Уже в начале игры драки располагают солидной армией. Сейчас она разлетится по всей карте...

Спустя всего несколько ходов я контролирую почти половину деревень — десять из двадцати одной. А это значит, что каждый ход я смогу призывать нового поджигателя — и тут же отправлять его в бой. Преимущество в скорости у драков на редкость огромное.

На горизонте показываются войска противника: наездники на волках и убийцы. Пока что мои дракончики занимают оборону в деревнях, ожидают подхода (или правильнее сказать — подлета?) основных сил. В случае чего несколько атак Сергея я смогу переждать без особых потерь для себя — главное, не дать ему перехватить деревни.

Зверев: Как потратить первые сто монет? На севере виднеются две морских «деревушки», ими займется нага. Волчий наездник сгодится для разведки и быстрого захвата точек, а основная сила моей армии — убийцы. Попробуем травить ими драков. Потому как в открытом прямом бою будет тяжко. Как известно, драки в мире Веснот берут что хотят, а северяне — что могут.

Через пару ходов на горизонте видны трепыхания крыльев, так, что там у нас... Планеры и поджигатели. Чувствую, скоро тут будет жарко. Причем в буквальном смысле этого слова.

Отравленные ножи

Вальков: Два отравителя и три отравленных дракона... Дороговато мне эта деревенька обходится.

Вальков: Внизу карты один из моих планеров затеял с войсками Сергея занимательную, но опасную игру: он не отсиживается в обороне, а перелетает из деревни в деревню, захватывая одну, пока противник отбирает у меня предыдущую. Кроме того, целых трое вражеских бойцов гоняются за одним дракончиком. И гоняются без особого успеха.

На правом фланге двое драконов пытаются выжечь одну нагу из оккупированной тем деревни. Ответить на огненное дыхание моих войск тому нечем, потому, похоже, очень скоро нам подадут нагу, запеченную на углях.

В центре, правда, мы как-то увязли в бою: одного убийцу пришлось бить целыми тремя поджигателями. А пока убивали одного, второй проскочил мимо — и прямиком в одну из моих деревень. Но на доходы казны это повлияло не очень сильно, так что поджигатели один за другим покидают мой замок и отправляются на фронт.

Столкновение в центре обошлось нам довольно дорого: большинство драконов, которые в нем участвовали, получили тяжелое отравление. Теперь они будут терять по восемь очков здоровья каждый ход, и если к ним подойдут вражеские войска, может получиться очень неприятно. Надо отводить их в деревни, но как-то так вышло, что деревень на всех не хватает...

Зверев: Северянам наступать не страшно, они ж электронные. А вот мне — страшно.

Ничего, подождут. Тем более что Сергей, похоже, атакует на правом фланге — вон и его герой показался, орк-арбалетчик. Не знаю, зачем он покинул свой уютный и хорошо защищенный замок, — или он думает, что сможет легко победить драконов?

Зверев: Очень скоро оказалось, что огненное дыхание драконов — это не самое страшное. Их полеты и преимущество в скорости — гораздо неприятнее. Пока моя нага на севере отвоевала одну водную точку, на нее насели, и давай жарить с двух сторон! На юге мы зажали еще одного дракошу в деревне, но, несмотря на ночное время и преимущество, убить его не удалось.

В центре, неподалеку от вражеской крепости, дела вроде шли неплохо — мы отравили там кучу войск Геннадия, но в итоге это ни к чему не привело — сил добить их не было. Тем временем моя героическая нага пала смертью храбрых в неравном бою, хотя и утащила с собой на дно одного планера.

Скупив очередную порцию войск, я вывел из замка героя. А что ему там сидеть без дела, попробуем с его помощью изменить ход сражения на северо-западе. Все равно тут уже пан или пропал. Стратегия с отравлением сработала лишь частично, придется рисковать.

Говорила ж ему мама...

Зверев: В этой приморской деревушке и погиб от лап поджигателя мой герой.

Вальков: На и без того отравленного и потому сильно ослабевшего поджигателя в прибрежной деревне орки наваливаются толпой. Убийца, гоблин-копьеносец и герой Зверева собственной персоной. Причем герой атакует с воды, лишаясь большой доли защиты. Зачем? Хотя, надо признать, в том, что случилось, есть большая доля удачи: мой поджигатель был на грани гибели, и то, что ни одна стрела арбалетчика не смогла пробить чешую крылатого ящера, — действительно огромное везение.

На моем ходу поджигатель ударил по герою Сергея — и это стоило дракону жизни. Но и герой был почти мертв, так что еще один дракон, подлетевший на смену павшему товарищу, завершил начатое одним ударом когтистой лапы. Орочья армия, лишившись предводителя, уже опасности не представляла. Теперь драконам принадлежало не только небо, но и земля под этими небесами!

Зверев: Риск — дело, конечно, благородное, никто не спорит. Но ведь самое опасное — это не когда враг силен. Тогда все ясно и так. А вот когда враг при смерти, нужно быть особенно осторожным. Поджигатель в прибрежном городке был отравлен, побит и вообще стоял одним крылом в драконьей могиле.

Казалось бы, все просто — добить его парой выстрелов из арбалета, чуть-чуть рискнуть. Но великий рандомайзер сегодня не благоволит северным жителям. Герой мажет, огребает в ответ, а на следующем ходу с севера подлетает еще один дракон. Итог печален — герой мертв, армия разбита, экономика подорвана. Н-да, невеселое начало...


Разбор полетов

Вальков: В этом бою я на полную использовал преимущество своей армии — высокая скорость полета позволила установить экономическое доминирование. Все-таки призывать каждый ход бойца ценой в двадцать с лишним монет — это не шутки. Не то чтобы Сергею нечего было мне противопоставить — его отравители в полном соответствии с названием серьезно отравляли мне и моим войскам жизнь. Тем не менее территориальное преимущество и странное поведение вражеского героя, которым я воспользовался, принесли мне победу. Неплохое начало дуэли, по-моему.


Зверев: Наглая игра, желание взять наскоком — все это может принести победу, но только не в противостоянии драки-северяне. Тут бы тоньше стоило сыграть, аккуратнее. Да и герой на роль терминатора явно не годился. Простите меня, милые северные жители. Я отомщу за вас в следующем бою!

Бой 2. Некромант приходит ночью

Начальные условия
Руины Суллы
Зверев Вальков
Мертвецы,
Чернокнижник
Законопослушные,
Лучник

Вальков: Уже с первого взгляда на карту становится ясно, что бой будет сложным: слишком много по ней разбросано замков, в которых можно занять оборону. Да и подкрепления герой сможет выпускать почти сразу в бой — если он, конечно, подойдет ближе к месту основных боевых действий. Это может быть большой проблемой, но, может, попробовать обратить особенности местности себе на пользу?

Зверев: Ох, чего только нет на этой карте! И замков тут понатыкано видимо-невидимо, и йети гуляют, и вода, и горы, и снег. И где-то на юге притаился мой противник — добропорядочный человек. Что ж — я тоже когда-то был человеком, пока не умер. А он просто не знает, от чего отказывается.

Разведка и экономика

Вальков: С самого первого хода, отправив на разведку двух кавалеристов, мой герой-лучник начинает путешествие по карте снизу-вверх, туда, где засел или залег Сергей.

Теперь он управляет нежитью, а это ничего хорошего мне не сулит. Знаю я, есть в его войсках призраки, которые всегда, независимо от местности, получают защиту в 50%... Ничего, на это найдется ответ — атака моих магов всегда достигает цели с вероятностью 70%. Вот на них и сделаем упор.

Точно, вот и первый призрак из-под «тумана войны» появился! А вместе с ним скелет и летучая мышь. Крылатая тварь прижалась к самому краешку карты, наверное, в надежде незамеченной прокрасться ко мне в тыл. Ничего, разберусь я с тобой, кровосос, вот увидишь — разберусь.

Вальков: Маг, занявший оборону в замке, способен сдерживать превосходящие силы противника, жаль только, что недолго.

Но мышь наводит и на другие невеселые размышления: скорее всего, я отстаю от Сергея по экономике. Бездушные цифры вверху экрана утверждают, что под моим контролем сейчас шесть из шестнадцати деревень, расположенных на карте. Еще три, которые я вижу, пока сохраняют нейтралитет, а оставшиеся семь уже вполне могут принадлежать противнику — с его-то скоростными мышками.

Тем временем, пока невеселые мысли бродят в голове, руки отдают команды: маги занимают оборонительные позиции в замках, а кавалеристы, не жалея коней, отправляются исправлять положение с экономикой.

Ну вот мы и столкнулись в бою. Пока что обошлось без потерь, но что-то подсказывает, что расклад не в мою пользу. На левом фланге остановившегося в деревне кавалериста атакует призрак — но атакует с расстояния, а значит, кавалерист будет вылечиваться быстрее, чем терять здоровье. А вот справа на одного мага навалилось сразу двое призраков и скелет — там, похоже, дела плохи. И второй, стоящий чуть позади маг может не успеть на помощь.

Вредная мышь летает в моем тылу, как у себя дома. Я помню, что обещал с ней разобраться, и свежепризванный боевой маг отправляется «поговорить» с диверсантами.

Зверев: Мой родной дом — трехкомнатный замок с деревянным забором. Справа — такой же, но четырехкомнатный. Поэтому я сперва нанимаю три отряда в первом, а потом перебираюсь во второй, чтобы нанять еще. Потратить все деньги в трех клеточках не получается.

Для начала я выбираю летучих мышей, призраков и скелета на закуску. Быстренько полетим, захапаем, что можно и что нельзя, а уж потом закупим тяжелую артиллерию. Такой план.

Добравшись до середины карты, мы столкнулись с войсками Геннадия. Радует, что произошло это на закате, а значит, в ближайшие ходы преимущество будет на моей стороне — некроманты ночные существа.

На западе призрак и летучая мышь осадили кавалериста, успевшего занять деревушку. Убить его в ней вряд ли выйдет, но и давать идти дальше нельзя. На востоке я проскальзываю летучей мышью по краю карты с намерением залететь в тыл да поотхватывать незащищенные деревушки. Скорость на моей стороне, главное — не попасть под магический удар.

А самые активные события происходят чуть восточнее от центра карты. В маленьком замке окопалась магичка Лулларка. Мой скелет и пара призраков явно против. Магичка почти при смерти, но с юга подходят подкрепления. Тем временем пора выпускать собственных адептов, первый уже спешит на помощь к основным силам. Летучая мышь в тылу врага огребает от мага со странным именем Мудда, но успевает уйти. Скорость — это замечательно. Само собой, что уходим мы не абы куда, а к ближайшей деревушке. Пусть гоняются!

Маги в осаде

Зверев: Йети, два мага по бокам и вражеский герой. Не знаю, маслом ли — но однозначно картина.

Вальков: На левом фланге все именно так, как я и предсказывал: призрак своей атакой ранит кавалериста, а тот в начале хода полностью излечивается, потому что занял оборону в деревне. А вот справа... Несмотря на подошедшие войска, ситуация там для меня очень напряженная. Бедный маг, которого атакуют и призраки, и скелет, держится до сих пор, наверное, только потому, что сидит в замке. Правда, по горло в воде, но зато за высокими стенами. Пытаюсь отвести его к ближайшей деревне, но не хватает совсем чуть-чуть, и на следующем ходу призрак догоняет его... Вот и нет у меня одного мага.

Но и я не остаюсь в долгу: второй маг добивает призрака, а место павшего мага в замке занимает кавалерист — надеюсь, он на некоторое время сдержит продвижение нежити вперед. Тем временем мой герой-лучник уже на подходе: где-то там впереди, за линией фронта, маячат очертания замка, в котором можно призывать на службу новые войска. И если я займу его, некроманту Сергея может не поздоровиться, пусть даже у него будет огромная армия.

Маги добивают еще одного призрака, а второму мы так изрядно портим здоровье, что он удирает куда-то в глубь вражеской территории. А вместо него из-под «тумана войны» выходит пара темных адептов. Они очень сильные колдуны, но вот оружию ближнего боя противопоставить ничего не смогут — значит, нужно бить первым. И мой герой, оставив на время лук, берет в руки меч и идет вместе с водяным бить адептов. Темные маги отступают... То есть отходят на левый фланг, туда, где держат оборону мои маги! Из последних сил держат, надо заметить. Численный перевес там полностью на стороне противника — еще ход-два, и у меня там никого не останется. Тем более что где-то рядом и герой Сергея: я видел, как в близлежащем замке — том самом, который я так хотел занять, возникали его бойцы.

Что ж, если тот к тому замку прорваться не удалось, займем другой. Благо он всего в двух ходах. Ну, и немного испортим настроение противнику: маги оставляют его армию без двух призраков и одной летучей мыши. Может, и не слишком большие, но потери в войске мертвецов есть.

Вальков: Этот замок и эти солдаты — моя последняя надежда.

Зверев: Пока в центре потрескивают молнии, льется кровь и души призраков отправляются в ад, две летучие мыши занимаются диверсиями в людском тылу. В итоге под мой контроль переходят две деревушки, которые мне вовсе не полагалось иметь. Между тем у противника гибнет маг, залезший в замок несколько ходов назад, мой герой перебирается на новое жилье поближе к месту событий и выпускает еще парочку адептов.

Ночью эти ребята — настоящие убийцы. Замораживают своими волнами холода так, что кроме сосулек от кавалеристов и тяжелой пехоты ничего и не остается. Жаль, что мы потеряли парочку призраков, стоило купить на одного меньше. Зато удалось спасти скелета, отведя его в ближайшую деревушку.

О, а это кто такой? К нам в гости пожаловал вражеский герой, Restless c длинным луком. Ну, лук у него, может, и длинный, но вот так, в наглую выходить из замка и переть прямо ко мне в гости?! Да и ведет он себя совсем не как гость, рубит моих волшебников направо и налево. Вспоминая, что главное — маневры, я отступаю колдунами подальше от героя и поближе к вражеским магам. Теперь в одной кучке у меня собралось целых семь отрядов. Могучая, могучая кучка!

А мыши в тылу врага продолжают летать, убегая от мага и кавалериста и захватывая все, что видят. Подозреваю, что с деньжатами у людей не очень!

В чужой монастырь со своей пехотой не ходят

Вальков: Герой Сергея занимает замок неподалеку от того, на который нацелился я... Что ж, похоже, именно тут решится судьба боя. Сейчас я дойду до замка, призову бойцов и постараюсь пробиться к его некромантову телу. То, что его адепты убили одного из магов, тревожит не слишком. Мой боец выполнил задачу: удержал противника «на себе», не дал ему пройти вперед.

После некоторого размышления решаю призывать тяжелую пехоту. У этих медленных бойцов очень сильная атака в ближнем бою — а это как раз то, что мне нужно против темных адептов. А медлительность... Ну, за все приходится расплачиваться.

Вот только адептов неожиданно оказалось слишком много. Их магические атаки с легкостью пробивали тяжелую броню моих воинов, которые просто не успевали ответить ударом на удар.

Зверев: Когда-то тут останавливался Restless. Лучник с длинным луком.

Наверное, описывая эти времена, летописцы запишут так: «В этом году король-лучник погиб в неравном бою против армии некромантов...» Да, наверное. Но мы об этом уже не узнаем.

Зверев: Геннадий, вернее его герой, уходит на запад и, забравшись в замок рядом с моей стартовой точкой, начинает клепать тяжелую пехоту. Бой идет по всей карте, и пару ходов тут творится непонятно что. Одна из моих летучих мышей наказана-таки за жадность, другая выживает, забирая еще какую-то деревню, потом от рук мага гибнет мой призрак, а на следующем ходу мой адепт убивает обидчика. Однако все это тактические шалости, а главные события происходят рядом с моим домом.

За ночь гибнут двое тяжелых пехотинцев и водная зверушка — адепты не зря ману хлебают. Своего героя я передвигаю восточнее от греха подальше, помня о прошлом бое. И подтягиваю еще пару адептов, уцелевших после восточных разборок. Как там в песне поется? Они стояли молча в ряд, их было восемь? Так это ж про меня! Восемь адептов и ночь, темная ночь. Только, значится, разряды холода свистят в тишине. Но ладно с ними с песнями, вы посмотрите на эту наглость!

Restless Длиннолукий забрался своими добропорядочными сапогами прямо в мой родной замок, с которого я начинал. На что он рассчитывает? Может, хочет осквернить наши проклятые места своими молитвами?

Такого нельзя допустить, да еще и утро наступает, пора спешить! Пускаю в ход все, чем порадовал некромантский штаб, — адепты, скелеты, призраки. Часть гибнет, но часть добирается до лучника и наконец-то превращает его в глыбу льда. Все, что он успевает сделать напоследок, — это нацарапать на камне «GG». Не знаю, что это означает. Наверное, проклял...


Разбор полетов

Вальков: Я отстал сразу же: летучие мыши быстрее моих кавалеристов занимали деревни и обеспечивали доход своему королевству. Кроме того, не смог сразу и решительно разобраться с вражескими диверсантами в своем тылу — и проиграл в экономике окончательно.

Может быть, стоило сделать упор не на магов, а на дешевых бойцов ближнего боя, и не на тяжелых пехотинцев, а на копейщиков, к примеру. Я не смог вовремя оценить опасность, которую представляют темные адепты, — и до последнего считал, что Сергей будет играть в основном призраками. А когда стало ясно, что это не так, тяжелая пехота уже ничего изменить не смогла.


Зверев: Этот бой сделали два вида войск. Летучие мыши, которые шныряли в людском тылу, лишая противника денег, и темные адепты, которые в нужном количестве способны нанести страшный урон армии противника. Особенно по ночам.

Бой 3. Древняя вражда

Начальные условия
Остров рогатой акулы
Зверев Вальков
Мятежники,
Красный маг
Альянс Кналга,
Латник

Вальков: Вот сейчас все и решится. В финальной битве мне предстоит командовать войсками альянса Кналга — это преимущественно гномы. Противостоять нам будут традиционные враги подгорного народа — эльфы. Всем известно: там, где сходятся гном с эльфом, — жди драки. Будет вам драка, длинноухие, ей-ей будет.

Зверев: Люди были, нежить была, драконы с северянами были. Кого не было? Да — коренастых гномов и стройных эльфов! И какой же ДК по фэнтезийному миру без них? Мне выпало командовать лесным народом. Хо-хо, понеслись мои говорящие деревья, шаманы и лучники, понеслись! Загоним этих дуболомов обратно в их пещеры! Хм... Что-то я слишком радостно начинаю этот бой. Не к добру, не к добру...

Коварных планов громадье

Вальков: Пока быстрые скороходы отправляются на разведку, посмотрим, что есть у меня в запасе. Надо ж как-то удивить противника! Только бы не забыть, что почти у всех эльфийских бойцов кроме мечей есть и луки — а значит, им нужно противопоставлять свои дальнобойные отряды, или они будут обстреливать нас совершенно безнаказанно. Хм... А вот у меня есть гномы-громовержцы, вооруженные страшным изобретением. Называется оно очень гордо — «громовой посох», а по сути это просто очень ненадежная пищаль, которая стреляет где-то один раз из пяти. Но уж если выстрелит... Мало этим хилым эльфам не покажется.

Вальков: Этот замок будет принадлежать гномам! Что бы ни думали по этому поводу длинноухие на лошадях.

Основным оружием назвать этот «посох» не позволяет его ненадежность, но я попробую маленькую хитрость: пусть эльф попробует вступить с гномом в перестрелку. То-то удивится Сергей, когда посох все-таки ответит! А для простого боя «громовержцу» и обычного кинжала хватит — благо атака у него вполне достаточная.

Тем временем разведка показала, что ближе к центру карты есть еще один замок, куда можно было бы передвинуть героя. Тогда линия фронта сама собой сместилась бы ближе к укрытию Сергея... Но там уже вовсю хозяйничают его разведчики. Придется их очень вежливо, но убедительно попросить убраться.

Зверев: Остров рогатой акулы — это тропики. Пальмы, хижины туземцев. Вот только вместо самих туземцев — противные гномы. Мы выпускаем трех конных разведчиков, водяного и лешего, который есть не что иное, как громадное ходящее дерево. Пусть гномы крепки телом, но что они скажут, столкнувшись с треантом, у которого 52 единицы здоровья? А он еще и прятаться в лесу может.

На расстоянии одного хода от замка — еще один такой же. Мой герой перебегает туда, дабы выпускать войска поближе к месту событий. Кстати, специализация у героя — красный маг, так что при случае и огненным шаром врезать сможет. А пока что конники понеслись вперед, деньги потекли в казну, а где-то сзади топает леший-дерево. Медленный он. Дубина.

Жилищный вопрос

Вальков: Пока мой главный герой выдвигается в сторону укрепленного замка, один из громовержцев подходит вплотную к эльфийским разведчикам. Атаковать их не хочется — пусть сами нападают. Может, узнают, что такое мощь огнестрельного оружия.

Первому разведчику повезло, а вот второму, осмелившемуся выпустить в гнома стрелу, громовержец ответил выстрелом. Когда дым рассеялся, эльф оказался при смерти.

Внизу карты, у вражеского замка, мой скороход вовсю пакостит противнику, захватывая деревеньки. К охоте на него подключился и самый главный эльф — Сергей пошел в атаку героем, отвлекшись от найма войск. Как раз то, что нужно. Тем более что скороход умирать пока не собирается.

Вальков: Бойтесь эльфов. Их дубы кого хочешь отдубасить могут.

Вообще, мы, гномы, существа не привередливые. Там, где другим нужны ровные лужайки или густые леса, нам достаточно пары кусков камня или хотя бы одной скалы. Мы называем такие места «горами» и получаем в них целых 70% дополнительной защиты. Повезло, что на выбранной для боя карте гор в достатке и армия передвигается от одного укрытия к другому.

Пока Сергей безуспешно пытался атаковать гномов, засевших в горах, мой герой добрался-таки до замка и занял укрепление. Эльфы потеряли в бою одного разведчика, а второй бесстыдно сбежал с поля боя.

Зверев: Остров оказался слишком маленьким для моих быстроходных конников. Захватив, что можно было захватить, они залезли в пустой замок рядом с замком гномьего героя. В него же залез вражеский громовержец, и началась перестрелка. Первые выстрелы по фанату Зевса оказались успешными, но на атаку второго разведчика он ка-а-ак бахнул по мне огоньком. Не стоило так рисковать с этим парнем. И вообще что мы делаем в этом замке?

Тем временем к моему красному магу на юге подкрался скороход и захватил деревню. Пришлось выйти и поджечь нахала. Он сбежал с четырьмя единичками здоровья, а мы наняли еще одного лешего. Первый пока что замаскировался в ближайшем леску.

Стал понятен интерес Геннадия к замку, где засели мои разведчики. Туда залез его главный герой, видать, тоже решил перебраться поближе. Пришлось убегать. Увы, один из конников не выжил. Но второй не просто так убежал, а захватил ближайшую деревню. Хоть какую-то пакость сделал, и то радость на душе.

Шел я лесом, вижу — леший!

Вальков: Сергей опять атакует героем с воды... Жаль только, что в этот раз ему противостоит не драконий поджигатель, а всего-навсего скороход, пусть и занявший оборону в деревне. Тем не менее здоровье героя уменьшается, и если бы я мог перебросить туда кого-то помощнее... Но не могу: медленные войска не успеют, а на быстрых наездников на грифонах мне сейчас не хватает денег. Жаль, очень жаль.

Зверев: Герой убежал домой с третью здоровья. Шаманке — большое эльфийское спасибо.

Но что это? Сергей передвигает героя чуть-чуть вперед, и он становится рядом с шестиугольником, который занимают... горы! А чуть поодаль стоит мой громовержец, которому ничего не стоит зайти со стороны гор и ударить героя. Что он и делает — убить не убьет, но на нервы подействует.

Герой Зверева убегает в страхе, а на его место становится эльфийская шаманка, пытающаяся атаковать, но получающая в ответ выстрел громового посоха. А тем временем, пока я пытался что-то сделать с самым главным эльфом, в моих тылах хозяйничает эльфийский разведчик. То-то я смотрю, что доходы у моего королевства так резко упали... Ну ничего, пока он чинит пакости мне, я сделаю то же самое с ним — в конце концов, недаром же мой скороход в тылах у эльфов бегает? А свои деревни я верну за один ход. Да и с разведчиком наглым поквитаюсь — он как раз очень хорошо подставился под удар моего героя.

Но сидением «на своей стороне» ничего не выиграть. Сейчас прикинем: у противника мощная армия и, похоже, достаточно потрепанный герой — вместо деревни он отошел в замок, а значит, не вылечился. Недалеко от того места, где он сейчас находится, есть еще один замок, где я смог бы нанять армию. До него моему герою всего два хода — вполне могу проскочить, а потом выбить меня оттуда будет сложно, а я выпущу на Сергея ораву ульфсерков. Эти бойцы всегда сражаются до тех пор, пока противник не будет убит. Или они сами не погибнут. Третьего не дано.

Еще раз смотрю на карту — вроде бы путь чист. Значит, одним стремительным — по-гномьи стремительным, конечно, — рывком преодолеть расстояние между замками, и...

А что «и»? Там на полдороге лесок был. Даже не лесок, так — три дерева торчало на ровном месте. И кто ж знал, что одно из этих трех деревьев и не дерево вовсе, а очень даже эльфийский леший — страшная тварь с толстенной корой?

Когда дерево начало подавать признаки разумной жизни, мой герой-гном чрезвычайно удивился. До того удивился, что дальше двинуться уже не смог. За что и поплатился: уже на следующем ходу к нему слетелись со всей карты эльфы с луками. Так и закончился путь великого гномьего короля. Говорят, последними его словами были: «Проклятые ветки, чертовы корни!»

Зверев: Скороходы на западе начинают хамить, забирая незащищенные деревни. Гномы явно переходят в контратаку. Нанимаю шаманку и веду ее рядом со своим героем, который выжаривает надоедливых карликов из моих деревень. Не хочется повторить ошибки первого боя, и хотя война против скороходов — это не так страшно, лучше подстраховаться.

Зверев: Финита ля гномедия.

Первая волна гномов уничтожена, израненный герой убегает в замок. Самое время потратить поднакопившиеся деньги. Между тем герой Геннадия убивает моих конников, долго они ему в тылу нервы портили, но все когда-то заканчивается. Начнем сначала. Мои закупки — двое леших, двое водяных, один разведчик. Лешие показали себя очень хорошо, и теперь у меня их четверо. А это в сумме — больше двухсот единиц здоровья!

Свежая армия мчится вперед, и, надобно сказать, делает это очень вовремя, потому что с экономикой дела не ахти. Одного из леших прячу в лесу. Так, на всякий случай. А тут еще и вражеский герой на подходе. Похоже, что гномы начали тотальное наступление.

Когда леший прятался в лесу, он ничего злого не замышлял. У леших просто привычка такая — увидят пару деревьев — и давай, значит, прятаться. Но как же это оказалось кстати! Проходящий мимо гномский герой попал в засаду. А у меня еще и чуть севернее леший был. Что ж, думаю, это шанс!

Забросил все дела, шахты, врагов. И ломанулся к главному гному. Одно дерево его стук! Другое его бах. Разведчик из лука — вжихх... Попытались гномы отбить лидера, но было поздно. Деревья ж еще и лечатся. Так и полег он там, на полянке, не дошел никуда. Вот так вот шутить с матушкой-природой. Очень опасно, знаете ли.


Разбор полетов

Вальков: Я до самого последнего момента сохранял надежду на победу. Способность гномов укрываться в горах и удачное расположение этих самых гор были мне на руку. В конце я уже начал было теснить эльфов, попортил здоровье их герою и уже собирался закончить игру одним ударом, как один единственный леший, оказавшийся в совершенно ненужном мне месте, изменил ход поединка. Такая уж это игра...


Зверев: Бой шел с переменным успехом. Лешие были хороши, но и громовержцы были опасны. Удалось сыграть в свою игру — устроить засаду и окружить вражеского героя. Он сам пришел в наши гостеприимные руки, покрытые толстой корой...


ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
2 1
ПОБЕДА СЕРГЕЯ ЗВЕРЕВА


Назад