Лучшие компьютерные игры

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Денис Гундоров
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№9 (94) сентябрь 2009

Blood Bowl

Забавная история приключилась с французской Cyanide, когда они создали в 2004 году игру Chaos League. Дело в том, что известная студия Games Workshop всерьез заинтересовалось этой разработкой. Почему? Ответ прост: Chaos League здорово напомнила им их давнюю настольную игру Blood Bowl.

Сами разработчики особо и не скрывали, что при создании своей игры ориентировались на популярную настольную стратегию. В Games Workshop немного удивились, что французы и не думаю скрывать, откуда растут уши у их проекта, и решили подать на Cyanide в суд. Однако после недолгих переговоров Games Workshop отказалась от своих первоначальных намерений. Что явилось этому причиной — отсутствие конкретных нарушений, искренне желание французов выпустить хорошую игру по мотивам Blood Bowl, а может, все вместе, — доподлинно неизвестно. Но вместо громкого судебного дела разработчики из Cyanide неожиданно получили добро и лицензию на производство новой игры — Blood Bowl.

— Touch-touch-touch!

— DOWN! DOWN! DOWN!

Джим Джонсон и Боб Биффорд, комментаторы Blood Bowl

На этот раз все по-честному. Оригинальное название, участие Games Workshop, проверенный годами баланс. Реанимация классики в компьютерном варианте — дело, в общем-то, привычное. Вот только редко когда встретишь такое четкое следование канонам...

Та самая настольная, по мотивам которой...

Точно обозначить жанр новоиспеченной Blood Bowl вряд ли удастся. Тут и спортивный симулятор, и менеджер, и стратегия. Стратегии все же несколько больше, но и тут кроется сюрприз: изобретательные французы подумали, подумали и решили — будет два режима, пошаговый и в реальном времени.

Причина подобного решения, видимо, в следующем. Оригинальная настольная игра Blood Bowl вышла в 1987 году. С одной стороны, переиздание классических правил — дело сложное, но интересное: над балансом задумываться не надо, все уже давно придумано и проверено, а вот реализовать все с точностью и передать тот самый игровой процесс тяжело. И огорчить целевую аудиторию хоть малейшим неследованием канонам смерти подобно. Но с другой — было бы совершенно неразумно упускать из вида и нецелевую аудиторию, в глаза не видевшую настольного монстра конца восьмидесятых.

Вот и получается, что пошаговая тактика в точности воспроизводит настольную игру, а режим реального времени был сделан для тех, кто не хочет вникать во все подробности. Получилось сразу две игры в одной, потому что оба режима игры различаются довольно серьезно.

Играй классически

Стратегия с неизвестным финалом, менеджер с избирательным эффектом, симулятор неизвестного науке футбола. Кровавого. Почему кровавого, а не обычного американского? Все просто: в игре участвуют не люди, а всевозможные расы из вселенной Warhammer. Понятное дело, эти уж точно по правилам играть не будут! Нет, тут в почете удар посильней, толстая шкура и пара нечестных приемов за пазухой.

Компания предлагает пройти от никому не известной команды стоимостью в тысячу условных и до победного, разумеется, конца. Определенная сумма на подбор игроков, дополнительные вложения в виде штата и растрачиваемых в ходе матчей уловок, тренировка для улучшения навыков — и вы в игре.

Быстрый да резвый не возьмет пошаговый режим с наскока: выберет не глядя команду, купит самых дорогих игроков и, оказавшись на поле, не поймет поначалу, отчего проигрывает даже на самом простом уровне сложности. Что за кубики, откуда берется результат каждого столкновения с противником, почему почти никто из игроков не может даже мяч с земли поднять?!

Гном светится и скоро лопнет от самодовольства: он обладает способностями к телекинезу и может держать мяч, не касаясь его.

Тысяча вопросов — и необходимость внимательно изучать правила. Иначе никак. Обучающие миссии в игре всего не раскрывают: они объясняют только основные действия. Для особо любознательных — многостраничный Living rulebook (последняя редакция от 2006 года). Вот там-то и объясняются все варианты бросков кубика, шансы на блокировку или перехват мяча и все остальное.

Но не все такие дотошные, и те самые резвые вскоре выяснят: различия начинаются на уровне рас. Понятно, что «ловким» эльфам ничего не светит в лобовом столкновении с «сильными» гномами. А значит, выбор расы в первую очередь определяет стиль игры. У каждой расы свой набор игроков, где-то их 6-7 разновидностей, где-то всего три.

Игроки тоже не простые, а различающиеся характеристиками. Но и это не все, у каждого в наличии какое-то количество базовых навыков или их отсутствие. Все игроки могут развиваться, раздуваясь от собственной гордости за успешные действия в ходе матчей. Гордость прямо конвертируется в дополнительные навыки, а потом, когда игрок накопит достаточно славы и денег, и в новые виды брони. Купленные в самом начале за копейки одиннадцать оборванцев к середине игры становятся похожими на форменные новогодние елки, вот только вместо краснобоких пузатых шаров на них навешаны зловещие игрушки — шипы, когти, клыки и подобное.

И тем разительнее контраст с режимом реального времени, больше всего похожий на обычный спортивный симулятор. Правила-то те же самые: и кубики кидаются при каждом действии, и сверка по характеристикам и навыкам ведется, и зоны учитываются. Но тут игрок этого просто не замечает. При одном и том же уровне сложности играть в пошаговом режиме намного сложнее. Зато в режиме реального времени доступно множество дополнительных вещей: например, тренировка одного из игроков вашей команды перед матчем или покупка облегчающих жизнь призов. Не ортодоксами едиными.

Спорт — это шоу

Совершенно логично и чертовски эффектно разработчики передали дух этих с виду жестоких соревнований. Настольная игра и рядом не стояла: там элемент шоу надо было создавать самому, а азарт игроков обычно лежит несколько в иной плоскости.

«А вам тут чего надо?»
Совсем скоро их станет куда меньше.

В компьютерном варианте Blood Bowl первую роль в этом шоу играют, конечно, игроки: те самые орки-тролли-гномы. Персонажи великолепны, все, начиная от работы художников и заканчивая анимацией и озвучкой, выше всяких похвал. С повышением уровня персонажей начинаешь к некоторым членам своей команды относиться очень бережно. Плевали они, конечно, на это: постоянные стычки приводят к не менее постоянным вылетам с поля и общим недостатком здоровья в организме. Но все же разработчики добавили возможность сменить цвет шкурки каждого из них. Наверное, чтобы мы точно знали, кого же именно только что вырубили и кого нам будет не хватать весь матч.

Для каждого класса придумана своя анимация каждого действия: блокировка, удар, уход и так далее. Самое интересное, что создатели вложили в движения игроков очень много юмора. Забивая гол, игроки вполне могут нечаянно уронить мяч себе на голову, проглотить его, покривляться перед камерой.

Это интересно: верх эпатажа и самолюбования: в главном меню есть специальный раздел, где вы сможете просмотреть всю анимацию для каждого игрока в Blood Bowl. Смеяться непременно и от души!

На поле персонажи ведут себя одновременно устрашающе и смешно. В любой момент игрок может сменить стратегический вид «над полем» на максимальное приближение персонажей. Смотреть всегда есть на что: даже если игроки стоят без дела, они все равно активно жестикулируют, показывают на себе, что именно они сделают с противником, когда представится возможность, и просто дурачатся.

После откровенно юморного поведения игроков второе место с равным успехом делят Джим Джонсон, комментатор матчей, и помогающий ему в этом нелегком деле Боб Биффорд, игрок-легенда Blood Bowl. Они с убийственной иронией рассуждают об особенностях поведения на поле той или иной расы, вспоминают интересные эпизоды из прошлых игр, хохмят на тему жестокости и вышибания мозгов.

Эта парочка явно сродни тем ребятам на поле боя. Они могут невнятно бубнить в микрофон что-то невыразительное, когда на поле ничего не происходит, и в буквальном смысле взорвать эфир при любом подходящем случае. И хоть некоторые фразы периодически повторяются, слушать Джима и Боба никогда не надоедает.

«Звездный игрок» из команды Хаоса. С ним лучше не встречаться днем. Ночью тоже.
Неизменный атрибут вех жестоких видов спорта — на этот раз довольно неплохо. Видели бы вы команду поддержки у гномов...

Это интересно: если игрока вышибли за пределы поля, то зрители моментально накидываются на него и некоторое время топчут ногами. Вот такая веселая игра.

Ну и третье, но далеко не последнее место занимает окружение. Пустынные на первых порах деревенские стадионы сменяются огромными величественными сооружениями, две с половиной девчонки (хотя у каждой команды вместо девушек могут быть самые... неоднозначные персонажи в этой роли) из команды поддержки — небольшой толпой увешанных непотребным существ, пара зрителей — заполненными до отказа трибунами.

Пожалуй, это самое важное. Рассуждать о происходящей на экране вакханалии с серьезными минами было бы просто невозможно. Даже в пошаговом режиме скрупулезные просчеты и многоходовые комбинации поливаются густым повидлом юмора и безбашенного веселья.

Замороженные орки

Как это ни прискорбно, нашлась в повидле и косточка. Первый же патч вышел сразу после релиза, а в течение нескольких недель было уже пять таких мини-обновлений. В основном они «лечат» мелкие ошибки и чуть-чуть правят баланс. Но с главной проблемой Blood Bowl они и не думают бороться. Речь идет о медлительности.

Она во всем, начиная от меню и заканчивая самой игрой на поле. И если меню еще как-то вертится, то за время загрузки любого уровня можно успеть заварить чай, выпить его, заев килограммом печенья, и начать думать о второй кружке. Причем повторная загрузка того же уровня ничуть не короче.

Сейчас начнется страшное.

Также немного раздражает скорость мышления электронного противника в одиночных играх. Электронные мозги достаточно подкованы в выигрышных тактиках, могут менять ее в зависимости от расы вашей команды и ситуации на поле. Но как долго длится ход! Передав право думать команде соперника, ждешь его реакции на свои действия. Когда же этой реакции ждешь больше пары минут, большую часть которых на поле абсолютно ничего не происходит, это явно не идет на пользу нервной системе. Несмотря на наличие какой-то стратегии в загашнике, складывается ощущение, что игра всегда занудно просчитывает все возможные варианты хода для каждого игрока. И для игроков противника, то есть ваших, — тоже.

Можно было бы закрыть на это глаза, если бы нам дали возможность настроить скорость движения и анимации персонажей. Но из всех доступных настроек — только уровень громкости да пара ползунков общей графической направленности.

Совсем рядом стоят кратковременные помрачнения сознания искусственного интеллекта. Насколько он искусственен у всей той фэнтезийной нечисти, и есть ли хоть какой-то у отдельных представителей, доподлинно неизвестно, но временами персонажи выкидывают те еще коленца.

Особенно остро запомнился случай, когда в одной из игр в режиме реального времени команда соперника даже не попыталась оказать хоть какое-то сопротивление. Мяч успешно был выброшен в самый дальний угол вражеской части поля, и я заведомо находился в более неудачной позиции. Но мой бегун спокойно проскочил сквозь половину команды оппонента, поднял мяч и сделал шаг к кромке поля. За все это время мне не пришлось трогать других своих персонажей: ни один игрок противника даже не шелохнулся.

Конечно, это единичный случай, но радости он не прибавляет. Справедливости ради замечу, что тот же компьютерный разум соперника может составить конкуренцию даже на «легких» уровнях сложности.

Полезный онлайн

Хотя общее техническое исполнение приличное. Несмотря на спартанские настройки игры, Blood Bowl может с легкостью продемонстрировать современные эффекты в графическом плане. Разумеется, не это в такой игре главное, но все же стало приятным дополнением к яркому запоминающемуся стилю оформления игры. Цвета в Blood Bowl только подходящие к характеру игры: яркие, броские, сочные. Драка эльфа и гоблина в унылой грязи была бы такой же унылой.

Все, ему можно заканчивать со спортом: обложки таблоидов ждут!
«May the pass be with us!» — действительно, ловкие проныры.

Еще радужней дело обстоит с музыкой. В ходу только бравурные марши и только в меню, на поле — никакой музыки. Подобная музыка отлично соотносится с битвами за мяч, но мешает при обдумывании ситуации в ходе игры. А может, причина проигрывания музыки в меню совсем в другом? Например, чтобы поднять боевой дух при ожидании загрузки уровня?

Как бы то ни было с боевым духом, но, даже пройдя всю кампанию (а для этого совершенно необязательно занимать всегда и везде первые места), поучаствовав в быстрых матчах, нельзя однозначно утверждать, что игра тебе покорилась. Есть еще серия состязаний, по величине не уступающих кампании, а для любителей экстрима французы приготовили состязание со случайной командой из списка, независимо от ее уровня. Но и это еще не все: Blood Bowl приглашает дальше, через тернии онлайновых битв к всемирной славе.

Поскольку в пошаговом режиме стратегии все же неизмеримо больше, нежели спортивного симулятора, в Blood Bowl, как и в любой уважающей себя пошаговой стратегии, есть режим «hot seat». Не всегда, правда, вы найдете друга, готового часами просиживать с вами за компьютером. А вот в сети вы уж точно встретите желающих померяться силами.

В онлайн любимую команду из одиночной кампании затащить нельзя, хотя это и напрашивается. Видимо, решение создавать для сетевых баталий новые команды было принято в расчете на сохранение баланса: впервые запустивший игру новичок тоже должен найти себе соперника с равной по силе командой.

Единственная оценка в выборе соперника — это стоимость его команды. Начальная команда в зависимости от расы будет стоить около 1000 условных дензнаков. Именно на это в основном, а также на расу и ориентируешься при выборе противника.

Примечательно, что, несмотря на полное отсутствие на момент написания статьи отечественной локализации, очень часто на публичных серверах Blood Bowl встречаются подозрительные ники со славянскими корнями.


В остатке — сухом или не очень — получаем довольно странную и необычную игру. Идея скрестить модернизированный американский футбол с фэнтезийными персонажами сама по себе интересна. Разработчики отлично ее развили, взяв за основу баланс и механику настольной игры и добавив туда тонну юмора. К слову, все эти «без правил» и «жестокость» остались только на словах: реалии Blood Bowl на самом деле какие-то фэнтезийные, а обмен тумаками между орками и гоблинами смотрится вполне естественно и на звание «жесткого боевика» не претендует.

Но заявленный симулятор спорта незаметно перетекает в пошаговую тактику. Все бы ничего, но та же тактика внезапно становится абсолютно непредсказуемой из-за кубиков. При одних и тех начальных условиях, совершая те же самые ходы, можно получить в итоге несколько совершенно разных результатов. А значит, даже если вы сколотили банду отчаянных головорезов и обрядили их по последней спортивной моде, уверенности в победе нет.

Выверенный баланс рас, элемент случайности в виде броска кубиков, фирменный юмор — вот на чем держится Blood Bowl. И, судя по всему, держаться будет еще очень и очень долго. Между тем ходят слухи о новых расах с первым глобальным обновлением. Поверьте, у этой игры есть все шансы затянуть вас если и не с потрохами, то хотя бы с головой.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8/108
серьезный вызов в пошаговом режиме, интересная смесь менеджера и стратегииизлишне упрощенный режим реального времени
Графика
7/107
приличный для стратегии уровень детализации, возможность в деталях рассмотреть все особенности анимации игроков, общее яркое и запоминающееся оформлениене всегда корректные тени
Звук
8/108
великолепная озвучка комментаторов и персонажейотсутствие игровой музыки
Игровой мир
7/107
великолепные персонажи, искрометный юмор, здоровое кровожадное весельене отмечены
Удобство
6/106
лаконичный интерфейс, отсутствие серьезных ошибокизлишняя медлительность компьютерного соперника
Новизна да

Интерес повторной игры да
Награда
журнала
ОРДЕН
Вердикт: Компьютерная реинкарнация настольной игры прошла успешно, все заинтересованные довольны. Только электронные мозги все равно бросают кубики коряво. Рейтинг
журнала
77%

Руководство

Blood Bowl похож на войну: победителей нет, есть только выжившие.

Джим Джонсон и Боб Биффорд, комментаторы Blood Bowl

Немного об общих правилах.

Вот что называется «контроль на поле»: вся моя команда на вражеской половине, мяч в шаге от заветной черты, а противник уже не способен ни на какое сопротивление.

В пошаговом режиме каждый матч длится 16 ходов, под ходом понимается поочередный ход обоих соперников. Игра делится на два периода, по 8 ходов каждый. Каждый полуход (свой или противника) длится определенное время. В одиночной части это время фиксировано — 4 минуты, а в сетевых боях стороны о времени полухода договариваются (от 40 секунд до 8 минут, ориентируются на быстроту мышления и скорость соединения). Кроме того, все дополнительные события — например, расстановка игроков перед матчем, выброс мяча (Kick-Off), случайные события — тоже имеют свои временные рамки.

В режиме реального времени матч измеряется не в ходах, а в минутах и длится 8 минут. Точно так же матч делится на два периода по 4 минуты в каждом.

Это важно: в пошаговом режиме по прошествии определенного количества ходов игра останавливается. В режиме реального времени игра не будет остановлена после 4 минут, если вы владеете мячом и находитесь в зоне противника. Надо либо забить гол, либо потерять мяч.

Игровое поле поделено на зоны и клетки. 8 клеток вокруг каждого игрока составляют Tackle Zones (зона перехвата). Именно тут происходят все действия по отбору мяча или задержанию противника. Вхождение в Tackle Zone игрока из команды соперника свободное, а выход — нет. Если ваш персонаж находится в такой зоне и решает уйти, в дело вступают кубики. Выпавшее значение складывается с показателями в характеристиках и навыках обоих игроков и выдает результат: продолжит ли игрок движение или упадет. Поэтому надо внимательно следить за тем, чтобы ваши игроки старались перемещаться, не попадая без необходимости в эти зоны активности.


Игрокам доступны следующие действия:

  • движение (Move) — происходит согласно количеству единиц хода у каждого игрока;

  • блокирование (Block) — игроки могут поставить блок против находящегося в его зоне перехвата игрока из другой команды;

  • молниеносное действие (Blitz) — игрок может увеличить дальность хода на один квадрат. Также в этом движении игрок может один раз сделать блок, и это будет стоить один квадрат хода. Blitz применяется одним игроком команды раз за ход, для этого не обязательно быть Blitzer, просто у таких игроков это действие более успешно;

  • сделать пас (Pass) — игрок может истратить все очки движения и только потом передать пас другому члену своей команды. Однако пас передается лишь один раз за ход.


Все виды взаимодействия игроков приводят к следующим результатам:

  • толчок (Pushed) — защищающийся игрок сдвигается на одну клетку, а атакующий встает на его место. Толчок происходит в трех направлениях, и если два и более направления свободны, то его можно выбрать. Если же все три направления толчка «заняты» другими игроками, то толчок сдвинет и кого-то из них, и так до тех пор, пока последний игрок не отодвинется на свободную клетку.

  • защитник падает (Defender Down) — то же самое, что и в предыдущем случае, только противник оказывается на земле. Когда настанет ход противника, поваленный игрок сможет встать и совершить свой ход, но атаковать соперника в этот ход не сможет, равно как и бросить мяч. Кроме того, поднимающийся игрок теряет три клетки из количества доступных для движения на этот ход.

  • защитник спотыкается (Defender Stumbles) — результат этого действия зависит от навыков. Если защищавшийся имеет навык увертывания (Dodge), то он просто отодвигается назад. Если же такого навыка нет, то происходит то же самое, что и в предыдущем варианте.

  • атакующий падает (Attacked Down) — может случиться так, что бросок кубиков выдаст и такой результат. В этом случае игрок сможет встать на следующий ход своей команды.

  • оба падают (Both Down) — опять же зависит от наличия у игроков навыка блока (Block). Если навык есть у одного игрока, он остается стоять, если у обоих — стоят оба, ни у кого — на земле оказываются вместе.

Отсюда лучше смотреть за падающими «звездочками»; для управления игроками лучше спуститься пониже.

Также у каждого игрока есть определенное количество очков движения за ход. Их игрок может потратить без проблем (если путь не проходит через зону перехвата), но если того требует ситуация, то он может продвинуться еще на несколько клеток. Результат также определяется кубиками, и, если не повезет, игрок упадет.

Все шансы игрока на уворачивание или блок просчитываются с помощью того же кубика и показателей характеристик игроков. То есть, к примеру, имеющие более высокие показатели ловкости с большей долей вероятности смогут беспрепятственно перемещаться в непосредственной близости от противника.

Ход не обязательно длится до тех пор, пока вы не сделаете все действия своими игроками или закончится время. Любое неудачное действие ведет к смене хода, поэтому следует быть осторожным и сначала совершать важные действия, которые точно не приведут к окончанию вашего хода.

Некоторые неудавшиеся действия могут быть переиграны с помощью повторного броска кубиков, сюда относятся: поднятие мяча, пас, перехват мяча, увертка и блок. Повторный бросок мяча может быть командным, то есть покупаться до матча и действовать на любого игрока команды, а может быть персональным и зависеть от навыков и заслуг.

Характеристики и навыки

Все игроки любой расы отличаются показателями в основных характеристиках, а также набором навыков. Всего характеристик четыре.

  • MA — очки движения. Показывают сколько клеток сможет пройти игрок за ход.

  • ST — сила. Определяет навыки, отвечающие за нападение и блок.

  • AG — ловкость. Определяет все навыки, отвечающие за владение мячом, перехват мяча, перехват противника и уход от атак.

  • AV — уровень защиты. Определяет результат лобовых столкновений.

Характеристики при выборе расы и игроков постоянны, однако и их можно изменить на единичку при получении игроком нового уровня. Это довольно тяжело, потому что уровень определяется броском кубиков, а для улучшения базовых характеристик требуются самые высокие значения. Если кубики дают значения от 2 до 9, то игрок получает один из доступных для него навыков (можно и нужно выбирать). Если выпадает 10, то игрок может выбрать либо тот или иной навык, либо +1 к очкам движения (MA) или уровню защиты (AV). При получении 11 дается выбор между каким-либо навыком либо +1 к ловкости (AG), в случае с 12 это +1 к силе (ST).

Уровни зарабатываются не просто так. Для этого служат так называемые очки славы (SPP — Star Player Points). Они начисляются таким образом:

  • Passing Completion — за удачно совершенный пас игроку своей команды начисляется 1 SPP;

  • Interception — 2 SPP получает игрок, успешно перехвативший посланный противником мяч в воздухе;

  • Casualty — те же 2 SPP зарабатывает игрок за жертву, то есть если он атаковал настолько успешно, что противник был удален с поля на лечение;

  • Touchdown — 3 SPP приносит игроку каждый забитый гол (touchdown);

  • Most Valuable Player Award — ну а «самый полезный игрок» матча (выбирается из нескольких подходящих кандидатур в конце матча, даже если игрок уже мертв) получает 5 SPP.

Для достижения второго уровня надо набрать 6 очков славы, и игрок получает звание «Experienced», за звание «Veteran» надо накопить 16 очков славы, «Emerging Star» дается за 31 SPP, 51 очко славы означает титул «Star», 76 SPP — «Super Star», а за 176 очков славы игрок навсегда становится легендой — «Legend».

На уровнях Veteran и Star игрок может купить новую броню, которая даст увеличение уровня защиты на определенное количество матчей. Итого каждый конкретный персонаж может два раза улучшить защиту.

Кроме того, каждый уровень дает возможность получить тот или иной навык, коих великое множество. Часть доступна с самого начала и присуща определенным расам. Все навыки делятся на группы. Поскольку в компьютерной версии Blood Bowl представлены не все расы из оригинала, то и список навыков ограничивается теми, которые используются в игре.


Навыки, относящиеся к основным:

  • Block — навык, позволяющий его обладателю сбивать с ног оппонента. При выпадении результата «оба падают» игрок с этим навыком остается стоять.

  • Dauntless — способность взвинчивать себя до такой степени, что игрок может в случае успешного падения кубика противостоять намного более сильному противнику (величина силы складывается с результатом броска кубика).

  • Dirty Player — навык, позволяющий уменьшать на единицу защиту противника при нарушении правил.

  • Fend — игроки с этим умением отлично сдерживают возможных нападающих. Заблокировать таких игроков сложно, правда, нападающий сможет пройти, если он применил молниеносное действие (Blitz Action).

  • Frenzy — навык, позволяющий игроку атаковать в исступленной ярости. Если при нападении оба игрока — атакуемый и защищающийся — останутся на ногах, атакующий игрок должен в этот же момент атаковать снова, пока ситуация не изменится.

  • Kick — тут все просто, умение максимально точно и со сниженным разбросом выпинывать мяч. Если игрок находится в «широких» зонах или в «зоне свалки», умение не срабатывает.

  • Kick-Off Return — срабатывает, когда мяч уже выбит, но еще не приземлился. Игрок с этим умением может сделать до трех шагов, если не находится в «зоне свалки», также он не может пересекать линию и переходить на половину соперника.

  • Pass Block — игрок может использовать этот навык в момент начала передачи паса игроком другой команды и сделать для этого до трех шагов по направлению к пути полета мяча с целью перехватить мяч.

  • Pro — игроков с этим навыком так и называют «профессионалами». Эти игроки настолько редко ошибаются, что один раз за ход могут перебросить кубики, относящиеся к защите, ранам и жертвам. То есть при нападении на таких игроков у них есть шанс спастись от выбывания с поля.

  • Shadowing — пригодится, когда игрок покидает зону перехвата противника. Если умение успешно, то игрок без применения навыка уловки покидает контактный квадрат, и на него не применяется никакой навык.

  • Strip Ball — навык нападения на игрока с мячом, в результате которого игрок выбрасывает мяч ровно на тот квадрат, на котором он стоял (если используется «толчок» или «защитник спотыкается»). Причем игрок выбрасывает мяч даже в том случае, если его не сбивают с ног.

  • Sure Hands — игрок с этим навыком может перебросить кубики, когда он поднимает мяч. Против игрока с таким навыком Strip Ball не действует.

  • Tackle — навык запрещает игрокам противника использовать свои навыки уклонения при покидании зоны перехвата.

  • Wrestle — с этим навыком игрок может побороться за результат столкновения (пересматриваются выборы блокирования той или иной стороны, а также позиция «оба падают»). Использование этого умения не приводит к потере хода, только если игрок не теряет мяч.


Навыки, относящиеся к силе:

  • Break Tackle — дает возможность при уклонении (Dodge) использовать для расчетов показатели силы вместо показателей ловкости.

  • Grab — возможность схватить противника и отбросить в сторону. Навык не сработает, если противник применил Block или Blitz Action. Также не сработает в том случае, если соседние квадраты заняты. Игрок с этим навыком никогда не сможет изучить Frenzy.

  • Guard — игрок с этим навыком помогает в защитном или нападающем блокировании, даже если сам не находится в зоне перехвата дружественного игрока.

  • Juggernaut — с этой способностью игрока почти невозможно остановить, если он начал движение. Если игрок с этим умением выбрал Blitz Action, то противник не может использовать против него Fend, Stand Firm или Wrestle. Однако если выпал результат «падают оба», оппонент может выбрать «толчок».

  • Mighty Blow — в режиме блока игрок с этим навыком получает +1 к защите или нанесению ран, если противник падает на землю. Не может быть использован вместе с Stab и Chainsaw.

  • Multiple Block — если на начало блока игрок находится в зоне перехвата по крайней мере двух игроков противника, он может блокировать обоих, при этом защита обороняющихся повышается на 2. Вместо этого навыка может быть выбран Frenzy, но одновременно оба умения не работают. Для блокировки второго соперника игрок должен находиться в его зоне перехвата.

  • Piling On — применяется совместно с Block или Blitz Action, позволяя стоящей радом жертве (при условии, что соперник упадет) изменять защиту и ранения. Не может быть использовано вместе с Stab и Chainsaw.

  • Stand Firm — позволяет игроку не отступать на квадрат, если выпал «толчок», и падать на то же место, если игрок сбит с ног. В том случае если противник толкает игрока назад, а там находится игрок с этим навыком, то никто не двигается.

  • Strong Arm — при передаче мяча увеличивает дальность паса.

  • Thick Skull — на 50% уменьшает шансы вылететь с поля до обычного ошеломления.


Навыки, относящиеся к ловкости:

  • Catch — позволяет игроку заново бросить кубики, если он неудачно поймал мяч или при перехвате броска противника.

  • Diving Catch — совершенное умение приема мяча, когда игрок, не покидая своего квадрата, получает мяч в руки, куда бы тот ни упал. Если два или несколько игроков пытаются использовать этот навык, ничего не происходит.

  • Diving Tackle — то же самое, что и Tackle, только, ко всему прочему, игнорирует данные брони и нанесения ран.

  • Dodge — навык дает возможность заново бросить кубики при неудавшемся уклонении при покидании зоны перехвата соперника. В случае выпадения результата «защитник спотыкается» он заменяется на «толчок». Может быть использован лишь раз за ход.

  • Jump up — означает, что игрок может быстро вернуться на поле: он встает без штрафа в потерянные три клетки хода, если не было блокирования.

  • Leap — навык дает возможность перепрыгнуть другого игрока. Идет проверка по ловкости, и, если она неудачна, игрок падает на землю.

  • Side Step — умение уклоняться от противника: если игрока с этим навыком толкают, он может сам выбрать направление толчка, а не противник. То же самое относится и к результату «защищающийся спотыкается».

  • Sneaky Git — игрок с этим навыком может безнаказанно пинать лежащего на земле соперника, пока не сломается его броня.

  • Sprint — игрок вместо двух дополнительных квадратов хода получает возможность пройти три, но на каждом есть вероятность упасть на землю.


Навыки, относящиеся к контролю над мячом:

  • Accurate — игрок добавляет единичку к кубику, решающему успешность передачи паса.

  • Dump-Off — умение быстрого паса, когда он совершается быстрее, чем противник успевает сделать блокирующее действие.

  • Hail Mary Pass — добавляет возможность бросить мяч на любой квадрат поля вне зависимости от дистанции. Перехватить такой бросок нельзя. Однако такой бросок неточен, и мяч будет скакать еще три квадрата. Навык нельзя использовать совместно с Throw Team-Mate.

  • Leader — игрок с этим навыком может влиять на команду: стоящие за линией поля запасные игроки готовятся к броскам так же, как и игрок. Вся команда может использовать преимущества лидера в начале игры и поле первого периода, даже если игрок на земле или оглушен.

  • Nerves of Steel — игрок с этим умением игнорирует модификаторы зоны перехвата соперника при пасе, приеме или перехвате мяча.

  • Pass — навык дает возможность перебросить кубики при неудачном пасе.

  • Safe Throw — навык предоставляет игроку возможность совершить лучше защищенную от перехвата передачу. Если же прошла проверка ловкости, то перехват мяча невозможен.


Свойства и навыки, относящиеся к группе мутаций:

  • Big Hand — одна из рук игрока непропорционально велика, но не теряет полной функциональности. Игрок с этой способностью игнорирует модификаторы зоны перехвата противники, когда поднимает мяч с земли.

  • Claw/Claws — если игрок с когтями сбивает с ног соперника, любое значение брони последнего больше 8 после всех модификаторов означает ее разрушение.

  • Disturbing Presence — природа этой мутации такова, что любой игрок, бросающий, принимающий или перехватывающий мяч, доложен вычесть 1 из результата броска кубиков за каждого игрока с этой способностью, даже если он находится в трех квадратах от него.

  • Extra Arms — каждый игрок с этой мутацией получает +1 к передаче, приему или перехвату мяча.

  • Foul Appearance — внешность такого игрока настолько устрашающа, что, прежде чем атаковать его, любой соперник должен бросить кубик. Если выпадет 1, то атака захлебывается.

  • Horns — такой персонаж получает +1 к силе в молниеносной атаке.

  • Prehensile Tail — мутация позволяет игроку успешнее сбивать с ног противника, и тот должен вычитать 1 из его умения Dodge при покидании зоны перехвата игрока.

  • Tentacles — эту способность игрок может применить, если соперник решил покинуть его зону перехвата, используя Dodge или Leap. В этом случае оба игрока бросают кубик и прибавляют результат к силе. Если финальный результат уходящего игрока меньше, его действие прекращается. В случае когда игрок хочет покинуть зоны перехвата нескольких игроков с этой способностью, только один из них сможет ее применить.

  • Two Heads — мутация позволяет получать +1 к каждому случаю применения Dodge этим игроком.

  • Very Long Legs — такие ноги позволяют получать +1 к каждому случаю перехвата мяча и Leap. Кроме того, такой игрок может предотвратить действие навыка Safe Throw у противника.


Экстраординарные свойства и навыки:

  • Always Hungry — игрок настолько голоден, что может съесть что угодно! Если игрок решает бросить игрока своей команды с помощью навыка Throw Team-Mate, то в этот момент проходит проверка на способность Always Hungry. Если выпадает 1, то игрок своей команды съедается без возможности восстановления. Если у съедаемого игрока в это время в руках мяч, то он выпадает на тот же квадрат. В случае освобождения жертвы его пас будет неловким.

  • Ball & Chain — игрок с этой способностью случайным образом двигается на несколько квадратов, в это время к нему не может быть применен Dodge. Если по пути такой игрок отталкивает соперника, то он должен продолжить движение. В этом случае ошеломление противника засчитывается как нокдаун. Против игрока с этой способностью не действует Grab.

  • Bone-head — игрок с этой способностью очень забывчив. Прежде чем начать запланированное действие, проходит проверка, и если выпадает 1, то игрок забывает, что он должен был сделать (если было выбрано Blitz Action, команда теряет его на этот ход). Также в этом случае игрок теряет свои зоны перехвата, не может перехватить мяч, задержать противника, помочь игрокам из своей команды.

  • Chain Saw — игрок может атаковать только с помощью этого оружия. В случае успешной атаки жертва получает пенальти к своей броне на 3 очка. Но если игрока с бензопилой сбивают с ног, он сам получает пенальти. За ранения с помощью этого навыка не начисляются SPP.

  • Loner — такие игроки не очень хорошо играют в команде. Когда игрок решает применить общекомандный переброс кубиков, то он должен сначала пройти проверку. Если результат 3 или ниже, то переброса не будет.

  • No Hands — все просто, игрок не может поднять и нести мяч.

  • Really Stupid — при выполнении любого действия игрок с этим навыком проходит проверку. В случае выпадения 3 или меньше игрок перестает соображать, и действие теряется до смены хода. Если рядом с игроком находится член его команды, то шанс срабатывания умения уменьшается на 17% или на 1. Также игрок теряет зоны перехвата, не может владеть мячом, помогать своим коллегам по команде.

  • Regeneration — если игрок с этой способностью ранен или убит, то после безуспешных попыток спасти его с помощью Apothecary он имеет 50% шанс (если выпадает 4 или выше) регенерировать и быть готовым к следующему матчу. Игрок противоположной команды получает свои очки славы вне зависимости от результата этого навыка. Бросок кубика, определяющего успешность срабатывания Regeneration, нельзя изменить.

  • Right Stuff — игрок с этим навыком может быть брошен игроком со способностью Throw Team-Mate.

  • Secret Weapon — несмотря на запрет, некоторые игроки имеют секретное оружие, которое применяют в схватках. После его применения или по окончанию первого рефери автоматически уводит такого игрока с поля.

  • Stunty — игрок с этой способностью обычно очень мал в размерах, поэтому игнорирует все негативные модификации при прохождении сквозь зоны перехвата противника. Однако игрок получает модификаторы +1 к возможности получения ран и –1 к способности сделать пас.

  • Take Root — игрок с такой способностью постоянно находится в опасности пустить корни и потерять возможность двигаться (если при броске кубика выпадает 1). Он сможет двигаться лишь в следующем периоде, или если его собьют с ног.

  • Throw Team-Mate — такой игрок может вместо мяча бросить... игрока своей команды! Своеобразный «мяч» должен обладать навыком Right Stuff.

  • Wild Animal — такие игроки редко понимают, что они должны сделать, и с 50% вероятностью пропускают ход (если кубик выдает 3 или меньше).

Расы

Эльфы вообще странные...

Выбор расы предполагает использование особенностей представителей той или иной расы. Зная сильные и слабые стороны каждого игрока, можно строить успешные стратегии против любого противника. Поэтому при выборе расы следует внимательно изучить всех игроков и только потом принимать решение.

К сожалению, игра не позволяет сравнить все расы, предлагая сделать выбор просто из названия. И только когда вы уже создадите игру и примете участие в первом турнире, вам позволят купить игроков (а значит, впервые увидеть их характеристики и навыки). Для удобства мы приводим таблицу всех игроков в компьютерной Blood Bowl.

Под количеством понимается предельное число игроков одного типа в команде. Максимум вы сможете набрать шестнадцать игроков, в то время как на поле к началу матча надо пригнать одиннадцать лоботрясов. Остальные могут тоже поучаствовать, если кто-то из играющих получит травму, несовместимую с желанием продолжать.

Цена тоже имеет значение, потому что на покупку новой команды дается всего миллион золотых. В некоторых случаях на эту сумму даже нельзя купить тех игроков, которых хочешь. Но даже если команда укомплектована, стоит подумать о дополнительных вложениях, которых в игре великое множество.

Люди (Human)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Awrod the Awful Lineman 16 6 3 3 8 50000
Ecomund Mehia Catcher 4 8 2 3 7 Dodge, Catch 70000
Dieter Dourir Thrower 2 6 3 3 8 Pass, Sure Hands 70000
Edwin Leopold Blitzer 4 7 3 3 8 Block 90000
Wargg Mad Ogre 1 5 5 2 9 Bone-Head, Mighty Blow, Thic
Skull, Throw Team-Mate, Loner
140000
Гномы (Dwarf)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Bofil Blocker 16 4 3 2 9 Block, Thick Skull, Tackle 70000
Skaloril Runner 2 6 3 3 8 Sure Hands, Thick Skull 80000
Nalbar Blitzer 2 5 3 3 9 Block, Thick Skull 80000
Gulin Stok-Troll Troll Slayer 2 5 3 2 8 Block, Thick Skull, Dauntless, Frenzy 90000
Orom Deathroller 1 4 7 1 10 Break Tackle, Dirty Player, Juggernaut, Mighty Blow, No Hands, Secret
Weapon, Stand Firm
160000
Крысюки (Skaven)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Sluable Snarl Lineman 16 7 3 3 7 50000
Queose Chitter Thrower 2 7 3 3 7 Pass, Sure Hands 70000
Snice Creep Gutter Runner 4 9 2 4 7 Dodge 80000
Tsalut Stormvermin 2 7 3 3 8 Block 90000
Masskut Rat Ogre 1 6 5 2 8 Frenzy, Mighty Blow, Loner, Prehensile Tail, Wild Animal 160000
Орки (Orc)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Morzig Lineman 16 5 3 3 9 50000
Shimglum Goblin 4 2 2 3 7 Right Stuff, Dodge, Stunty 40000
Rurnee Thrower 2 5 3 3 8 Pass, Sure Hands 70000
Galnak Break’Legz Black Orc 4 4 4 2 9 80000
Gutzla Blitzer 4 6 3 3 9 Block 80000
Riverfart Troll 1 4 5 1 9 Loner, Always Hungry, Mighty Blow, Really Stupid, Regeneration, Throw Team-Mate 110000
Ящеры (Lizardmen)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Goqitz Skink 16 8 2 3 7 Stunty, Dodge 60000
Boqkroxutah Saurus 6 6 4 1 9 80000
Kroq’inz Kroxigor 1 6 5 1 9 Loner, Mighty Blow, Bone-Head, Prehensile Tail, Thick Skull 140000
Гоблины (Goblin)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Skegess Goblin 16 6 2 3 7 Right Stuff, Dodge, Stunty 40000
Gitbeb Looney 1 6 2 3 7 Secret Weapon, Stunty, No Hands, Chain Saw 40000
Bellyguff Troll 2 4 5 1 9 Always Hungry, Loner, Mighty Blow, Really Stupid, Regeneration, Throw Team-Mate 110000
Snotiz Pogoer 1 8 2 3 7 Secret Weapon, Dodge, Dirty Player, Leap, Very Long Legs, Stunty 40000
Bomut Fanatic 1 3 7 3 7 Secret Weapon, Ball & Chain,
No Hands, Stunty
70000
Лесные эльфы (Wood Elf)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Githdor Lineman 16 7 3 4 7 70000
Belarnor Catcher 4 9 2 4 7 Catch, Dodge 90000
Athdon Thrower 2 7 3 4 7 Pass 90000
Gwythice Wardancer 2 8 3 4 7 Block, Dodge, Leap 120000
Hornbeamforect Treeman 1 2 6 1 10 Mighty Blow, Loner, Stand Firm, Strong Arm, Thick Skull, Throw Team-Mate, Take Root 120000
Хаос (Chaos)
Имя Тип Кол-во MA ST AG AV Навыки и способности Цена
Point-gor Beastman 16 6 3 3 8 Horns 60000
Reapwarp Aqhyah Ugu’y Chaos Warrior 4 5 4 3 9 100000
Krager Minotaur 1 5 5 2 8 Thick Skull, Mighty Blow, Horns, Frenzy, Loner, Wild Animal 150000

Не ошибитесь в выборе, и удачи в игре!



Назад