Угадай, сколько раз я выстрелил? Пять или шесть?
к/ф «Грязный Гарри»
А ведь еще совсем недавно считали, что проклятие древних сокровищ настигло семью Мак-Колл, что преподобного Рэя и его брата Томаса не вернуть и что продолжения у вестерна под названием Call of Juarez уже не будет. Так оно и оказалось, но многим хотелось узнать предысторию трагических событий, развернувшихся на Диком Западе.
В 2009 году мы получили ее. Семья Мак-Колл все еще владеет плантациями в Джорджии, Томас и Рэй воюют на стороне конфедератов, а их младший брат Уильям примерил рясу и готовится посвятить себя служению церкви. Постойте, но разве где-то упоминалось об этом юноше? Священник же в семье был один, и тот с револьвером и Библией в руках!
Гражданская война в США никого не застигла врасплох, но навсегда изменила ход истории и сломала множество судеб. В то время как солдаты дрались, потому что велено, генералы сражались за идею. Немногим хватило смелости сложить оружие и бежать с поля боя. Почему именно смелости? Да, были трусы, которые дезертировали, потому что боялись за свою шкуру, но были и те, кто понимал, что брат не должен убивать брата, что нужно заботиться о семье, а не думать о том, как бы пристрелить того северянина, который, вполне возможно, даже и не знал, за что сражается.
Вот к таким людям и относились братья Мак-Коллы. Семейные ценности — превыше всего, а здоровье матери и беззащитного младшего брата гораздо важнее, чем полоумный приказ генерала. Но этих двух дезертиров обвинили в больших грехах, чем должно. Дескать, битва под Атлантой проиграна из-за них, а многие солдаты бежали, последовав дурному примеру. Хорошо хоть полковник Барнсби, объявивший охоту на братьев, не обвинил их в поджоге деревень и тайном участии в Подземной железной дороге.
Это интересно: Подземная железная дорога (известная за рубежом как The Underground Railroad) — тайная организация, деятели которой помогали чернокожим рабам бежать с Юга на Север вплоть до конца Гражданской войны. Название — не более чем выдумка хитрого конспиратора, так что не думайте, будто рабов действительно переправляли по железным путям. Например, «кондукторами» называли людей, которые сопровождали беглецов из одного пункта в другой, а «станциями» окрестили укрытия, которые предоставлялись рабам по пути. Естественно, на Юге организацию объявили вне закона, а за голову любого кондуктора было назначено приличное вознаграждение, но это не помешало спасти более шестидесяти тысяч (!) рабов.
Однако дела дома обстоят плохо: особняк захватили северяне, мать скоропостижно скончалась, а младший брать чуть не погиб во время пожара. Семья вынуждена бежать в поисках лучшей жизни, мечтая о том, чтобы заработать и отстроить фамильный дом.
Как это часто бывает, обещание, данное себе, быстро вытеснила из головы романтика бандитской жизни. «Вы ведете себя так, будто война еще продолжается!» — кричит братьям шериф одного из городов, в котором они слишком бурно повеселились. Салуны, женщины, легкие деньги и стрельба — вот все, что интересно Томасу и Рэю. И только Уильям помнит о смерти матери и об оставленном далеко позади доме. Всего его попытки наставить братьев на путь истинный терпят такое же крушение, как деревянная шлюпка, налетевшая на скалы.
И тут на горизонте появляется очередная юбка, а за ней подтягивается и обаятельный мексиканский мерзавец Хуарес. Ему уже нельзя доверять, но он все еще союзник, который предлагает вместе отправиться на поиски сокровищ ацтеков. Да, фамильный особняк определенно можно будет отстроить, а клад — разделить поровну, но как быть с девушкой Хуареса? Мак-Коллы не знают, но уступать не собираются, даже во имя семьи.
Как представляется нам Дикий Запад? Прерии, кактусы, салуны, ковбои, перестрелки. Это культурное явление, феномен США девятнадцатого века. Это жизненный уклад, философия и романтика. Традиционные сюжеты о Диком Западе — охота на бизонов, стычки с воинственными индейцами, схватки между шерифами и бандитами, золотая лихорадка.
Но что представлял собой Дикий Запад в девятнадцатом веке? Это было не более чем название области, которая находится на территории современных штатов Небраска, Техас, Монтана, Северная Дакота, Южная Дакота, Канзас и Вайоминг. Запад очень долго осваивался, именно поэтому его жителям было характерно первопроходческое настроение. Сюда съезжались не только жители других штатов, но и многие иммигранты, представители различных религий (в том числе баптисты и мормоны), а также беглые преступники. Золотая лихорадка, начавшаяся в Калифорнии в 1848 году, только подогрела интерес, и еще больше народу приехало на запад в поисках новой, счастливой, жизни.
Не сказать, что всем удалось добиться желаемого, — все-таки Дикий Запад не зря таковым окрестили. Здесь всегда царила преступность, очень часто случались налеты на банки и даже целые города, а бандиты зачастую творили что заблагорассудиться. Однако по мере заселения США феномен прекратил свое существование, оставив после себя огромное культурное наследие и множество легенд, преобладающее число которых — о несметных богатствах.
Быстрый и мертвый
Пока дело не дошло до братоубийства (а дойдет ли — узнаете в конце игры), суровая семейка практически ни на секунду не прячет оружие. Действа в Call of Juarez: Bound in Blood гораздо больше, чем в первой части, хотя заметных нововведений нет. Дюжины врагов, куча оружия, бешеные скачки, диверсии и хороший сюжет перекочевали прямиком из первой части (или из продолжения, тут как посмотреть).
Зато теперь практически перед каждой миссией нужно определиться, за кого играть — Томаса или Рэя. В зависимости от нашего выбора меняется игровой процесс, ведь братья совершенно не похожи друг на друга ни характерами, ни подходом к бою. Старший Мак-Колл носит бронежилет, стреляет по-македонски, забрасывает противников динамитом и может таскать с собой пушку Гатлинга. Он — здоровый и не слишком поворотливый «танк», который страшен в ближнем бою, но совершенно бесполезен на дальних дистанциях. Рэй легко вышибает любые двери, однако при этом не в состоянии вскарабкаться на уступ.
Томас менее вынослив, чем старший брат, поэтому приближаться к врагу ближе чем на двадцать метров ему небезопасно. Разве что со спины подкрасться с метательными ножами, тихо сделать свое дело и так же тихо убраться восвояси. О пальбе из двух револьверов сразу и речи быть не может, как и о том, чтобы поднять что-то тяжелое. Томас берет другим: он ловок, отлично управляется с лассо, стреляет из винтовки и лука. Где Рэй вышибет дверь, там средний брат вскарабкается на крышу с помощью веревки, а если в кустах притаился снайпер, то ему не миновать стрелы в голову.
Кстати говоря, лук — самое мощное оружие в игре. Звучит, конечно, дико: в магазине можно купить столько видов револьверов, обрезов, дробовиков и винтовок, затем многократно обновить их, а стрела все равно будет бить сильнее? Да, господа, именно так. Преимущество лука перед остальным оружием в том, что, во-первых, он стреляет очень далеко, а во-вторых, во время прицеливания время замедляется, так что промахнуться по-настоящему трудно.
И раз уж мы заговорили об эффекте slo-mo, напомним, что он был одним из козырей первой части Call of Juarez. В игре он называется просто — концентрация, во время которой один из братьев очищает свой разум и концентрируется на врагах. Например, Рэй выбирает, в какую часть тела выстрелить, на манер Fallout, а Томас убивает каждого противника одного пулей.
Разработчики очень грамотно соблюли баланс, наделив одного брата бычьей силой и выносливостью и дав в руки другому мощнейшее оружие. К тому же прохождение за Рэя, а потом за Томаса, как говорят в Одессе, — две большие разницы, так что Bound in Blood можно пробежать как минимум два раза.
Открытый простор
Как и в 2006 году, игра поражает масштабами. Театр действий изрядно вырос, а каждый уровень вызывает ассоциации с голливудскими вестернами. Возможно, мы должны благодарить за это движок Chrome Engine 4, выдающий действительно отличную картинку. Братья устраивают перестрелку во время ливня, удирают от команчей, на ходу поливая их свинцовым дождем из пушки Гатлинга, сопровождают экипаж через ущелья и прерии, топят паром с северянами, плывут на каноэ, становятся невольными свидетелями гибели племени апачи, бегают по местному аналогу Сайлент-Хилла, устраивают ночную вылазку, а периодически просто отправляются на поиски приключений, чтобы подзаработать.
В игре есть две главы (всего их пятнадцать), когда Томас или Рэй получают свободу передвижения по прериям. Чтобы не загонять лошадь просто так, они могут взять задание в оружейной лавке. Требования бывают самыми разными: спасти дочь крупного дельца из лап похитителей, защитить железную дорогу от индейцев, вернуть украденные из банка деньги, пригнать скот или перебить банду. Щедрое вознаграждение и заряд хорошего настроения обеспечены, и лишь единственная вещь омрачает приятное времяпрепровождение — дуэли.
Почти в каждой главе одному из Мак-Коллов нужно выйти на честный бой и подтвердить слухи о своей скорости и меткости. Дуэлянты становятся друг напротив друга и в ожидании колокольного звона наматывают круги. Как только слышится заветный звук, оба выхватывают револьверы и решают конфликт. Смотрится, конечно, очень эффектно, но управление — это даже не песня, это самая настоящая непристойная частушка! Правая рука персонажа контролируется мышкой, и, чтобы вытащить пистолет, необходимо дотянуться до кобуры и ухватиться за него. Сделать это вовремя получается раза так с пятого, иногда — с десятого, ибо грызун явно не пригоден для замены руки.
В остальном никаких нареканий у нас нет. Techland отлично справилась с задачей, подарив нам увлекательный, масштабный, местами бесшабашный, местами драматичный вестерн. Предыстория Call of Juarez оказалась интересней и продуманней оригинала, но, к счастью или к сожалению, продолжения скорее всего не будет. Мак-Коллы прожили удивительную, не совсем честную, наполненную приключениями жизнь, и в нашей памяти они останутся надолго.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 | множество уровней и оружия, дуэли, два персонажа — две разные игры, различные сек- реты (картинки, аудиовоспоми- нания), режимы концентрации | отсутствие весомых нововведений |
Графика 9 | красивейшие пейзажи, качественная анимация и спецэффекты, хорошо поставленные ролики | |
Звук 10 | нет | |
Игровой мир 10 | увлекательный сюжет, пропи- санные персонажи, масштаб событий, огромные территории, атмосфера Дикого Запада | нет |
Удобство 8 | удобный интерфейс, простое управление | к стрельбе с двух рук надо привыкнуть: подсознание сигналит, что правая кнопка грызуна создана для прице- ливания, а вовсе не для стрельбы; во время дуэли сражаешься почему-то с мышкой, а не с противником |
Новизна нет Интерес повторной игры да | Награда журнала | Вердикт: Очень увлекательный, интересный и красивый вестерн, немного напоминающий взрослую сказку. Верность и предательство, ковбои и индейцы, любовь и ненависть, безумные перестрелки и тихие вылазки делают Call of Juarez: Bound in Blood стопроцентным хитом и претендентом на приз в номинации «Боевик года». | Рейтинг журнала 92% |
И хотя вердикт оглашен, прерии, салуны, индейцы и бандиты не торопятся отпускать нас. Ну а кто против? Поднимите руки. Никто? Единогласно, остаемся. И прежде чем вновь уйти с головой в перестрелки, дикие скачки и охоту за сокровищами, мы поговорим о тех, кто во всем этом принимает непосредственное участие.
Персонажи
Рэй Мак-Колл
Старший из трех братьев, Рэй воспитывался преимущественно отцом, который хотел вырастить себе достойную замену. Если бы не война между Севером и Югом, заправлять бы Рэю плантациями в Джорджии, но судьба распорядилась иначе, отправив его на передовую.
Единственная ценность для старшего брата — семья. Рэй никогда не прогибал спину, отличался сильным характером, жесткостью и горячностью, что частенько приводило к дракам в салунах и стычкам из-за женщин.
Как один из главных героев Рэй подойдет любителям ближнего боя, тотального разрушения и бездумной стрельбы. Он всегда прет как танк, редко думая о последствиях и не обращая внимания на раны. Возможно, потому что здоров как бык. А может, и потому, что носит надежный, не раз проверенный в боях бронежилет.
Рэй прекрасно управляется с револьверами, дробовиками и динамитом. Он всегда носит с собой пять-шесть связок взрывчатого вещества и не стесняется воспользоваться ими при большом скоплении врагов. Дробовики и обрезы также часто приходят на помощь, но больше всего Рэй любит стрелять с двух рук, в каждой из которых по револьверу. И все бы хорошо, но это не слишком удобно, ведь прицел один на оба ствола — палить по двум мишеням стразу не выйдет. К тому же на перезарядку уходит куча времени, а бронежилет всего лишь защищает от пуль — бессмертие он не дарит.
Однако это далеко не все таланты Рэя. Он настолько силен, что может поднять пушку Гатлинга и перемещаться с ней по уровню, сея панику в рядах противника. Единственное «но» — снижение скорости передвижения и маневренности, но этот недостаток с лихвой окупается.
В отличие от брата Рэй умеет выбивать двери, так что запертый на ключ замок — не помеха. Зато он совершенно не умеет лазить по уступам и перепрыгивать заборы, так что вечно приходиться ждать руки помощи от Томаса.
Томас Мак-Колл
Хотя средний брат воспитывался теми же людьми и в тех же условиях, он вырос совершенно другим. Точно так же, как и Рэю, Томасу с детства прививали уважение и любовь к семье, объясняли, что она стоит превыше всего и что предавать ее — великий грех. Но Том, вечно остававшийся в тени брата, пропустил большинство слов мимо ушей и предпочел путь одиночки. К счастью, с возрастом он стал более спокойным, однако семья по-прежнему занимала второе место — на первом расположилось собственное «я».
Томас — выбор тех игроков, которые любят трудности и не признают глупой траты патронов, когда для хорошего выстрела достаточно и одного. Средний брат отлично сложен и хорошо подготовлен физически: ему не составит труда забраться на какое-нибудь дерево или скалу для обзора окрестностей, даже если для этого потребуется лассо, которое он активно применяет. Дверь в здание забаррикадирована? Не беда — всегда можно закинуть веревку на крышу.
Основное оружие Томаса — винтовки, лук и метательные ножи. Револьверы у него, конечно, тоже есть, но пользуется он ими не слишком часто, да и стрелять с двух рук не умеет. Парень тянется к пистолету лишь во время дуэлей да во второй половине игры, когда в его распоряжении полностью улучшенные стволы. Однако, учитывая отсутствие бронежилета и ловкость вместо крепкого здоровья, Тому лучше воздержаться от ближнего боя.
Чтобы убрать врага издали, прекрасно подойдет обычная или снайперская винтовка — она обладает хорошими стрелковыми качествами (в частности, дальностью прицела и высокой убойной силой), однако требует достаточно много времени на перезарядку. Если закончились патроны или не хочется терять время, стоит достать лук. Несмотря на то, что стрел в колчане Томаса немного (а у Рэя его просто-напросто нет), каждая окупается (об этом мы поговорим чуть ниже).
Но не всегда же выдавать противнику свою позицию — иногда стоит сработать аккуратно. В такие моменты на помощь Тому приходят метательные ножи, которые при точном броске способны моментально убить жертву. К сожалению, часто использовать их не получится: уровни построены так, что в большинстве случае нужно идти в лобовую, и лишь некоторые места доступны для скрытного прохождения.
В целом, играть Томасом гораздо интереснее, чем Рэем. Хотя бы потому, что его в отличие от старшего брата могут легко убить, а это добавляет интереса и вносит долю азарта. Да и возможностей у средненького побольше будет.
Уильям Мак-Колл
Самый младший из троицы далек от войны, оружия и разборок из-за женщин, которые регулярно происходят между двумя старшими братьями. Уильям вообще далек от мирской жизни и ее грехов — он священник. В отличие от Рэя и Томаса он не убивает, не грабит и не пьет, а в одной упряжке с ними оказался после смерти матери и пожара в фамильном поместье. Уильям поверил братьям, когда те сказали, что хотят найти сокровища и восстановить особняк, вернуть плантациям первозданный вид и сложить оружие. Да они и сами поверили в свои слова, просто со временем забыли о них.
А Уильям всю дорогу пытался наставить родню на путь истинный, уговаривал их перестать убивать, опомниться. Да что там... паренька даже пытали и заставили согрешить по вине братьев, а он не сказал ничего, кроме: «Мой щит — моя вера».
Если вы помните, в Call of Juarez 2006 года младший брат не фигурирует, зато преподобный Рэй ходит с его Библией, а сына Томаса и Марисы зовут Уильям. Почему так и что произошло — об этом вы узнаете в конце Call of Juarez: Bound in Blood.
На заметку: к сожалению, играть за Уильяма нельзя. С одной стороны, это, конечно, хорошо — у него все равно нет оружия, он слаб здоровьем и говорит больше, чем делает. Но с другой — получился бы отличный персонаж для скрытного прохождения уровней — ловкий, быстрый, умный.
Хуарес
Здоровый, небритый, обаятельный, нахальный, наглый и жестокий преступник — вот кто такой Хуарес. В нем бурлит горячая мексиканская кровь, а звучным именем он обязан городу, в котором родился. Хуарес — главарь одной из самых опасных банд на Диком Западе, грабитель и убийца, которым пугают детей перед сном.
Но не так страшен зверь, как его малюют, и в первую встречу с мексиканцем братья Мак-Коллы обретают верного и властного союзника, которому, впрочем, доверяют так же, как и он им, — то есть ни на цент. Троицей движет общая цель — поиск вроде как проклятых сокровищ ацтеков.
Однако интересы братьев и Хуареса расходятся в тот момент, когда оба Мак-Колла кладут глаз на девушку бандита, Марису, а ему самому делает выгодное предложение полковник Барнсби, из чьего гарнизона дезертировали Рэй и Томас. Собственно, с этого и начинается неприкрытая вражда, которая затем перерастает в нечто гораздо большее и опасное.
Это важно: схватка с Хуаресом проходит в узкой подземной пещере, а играть можно только за Рэя. Честно говоря, это верное решение — Томас вряд ли пережил бы бой, который проходит в два этапа. Сначала героя атакует дюжина хорошо вооруженных головорезов, справиться с которой помогут несколько связок динамитов, брошенных на верхний уступ. Однако несколько бандитов обязательно уцелеют — их нужно добить уже внизу. Всякий раз, когда Рэй высовывается из пещеры, в него летит динамит — это шалит Хуарес. Пристрелить его слишком тяжело даже толстошкурому Мак-Коллу, так что пользуемся стратегий «кто к нам с мечом придет...». Как только мексиканец заведет грустную песнь о том, какой он весь хороший и несчастный, а братья жестоко с ним обошлись и подставили, начнется второй этап — дуэль. Как выжить в ней, читайте чуть ниже.
Мариса
Можете называть эту жгучую брюнетку с лицом Пенелопы Круз как угодно — яблоком раздора, камнем преткновения, выражений все равно не хватит. Если бы Рэй знал, что спасенная им девушка крайне хитра, охоча до золота и не испытывает к нему никаких чувств, в тот вечер насильники бы повеселились. Если бы Томас знал, что Мариса лжет как дышит, носит ребенка Хуареса и может стать причиной для братоубийства, он послал бы ее к черту в ответ на кокетливое: «Привет». Если бы Хуарес знал, какую змею пригрел, он застрелил бы ее при первой же встрече. Эх, если бы...
Описать Марису очень непросто. Де-факто она самая настоящая рабыня мексиканца, которая содержится в роскошных условиях и которой дарована иллюзия свободы. Хуарес кормит, поит и одевает девушку, однако же делает с ней все, что хочет. Уйти от бандита она не может из страха, но если бы его кто-то убил, кто-то такой же сильный и властный, кто-то вроде Рэя... Плевать на чувства, главное, что он сможет защитить ее и прокормить!
Но ведь хочется любви, а тут как раз есть обаятельный и обольстительный Томас, которые периодически недвусмысленно поглядывает на Марису. Он такой нежный, милый, умный, с ним будет проще, он станет хорошим отцом для ребенка Хуареса.
Ну а как же сокровище ацтеков? Столько золота, столько власти, и так хочется все это заполучить! В Марисе смешалось множество качеств: доброта и эгоизм, хитрость и алчность, бескорыстие и интеллект, робость и обаяние... Что одержит верх? И кому из братьев достанется красавица? Она и сама не может определиться.
Барнсби
Полковник Барнсби поклялся лично убить каждого дезертира, бежавшего из его войска. И пока Мак-Коллы не дали деру, эта клятва действительно пугала солдат, но потом они решили, что пора сложить оружие и отправились кто куда — лишь бы не участвовать в междоусобной войне. Кого, как не двух наглецов, должен винить Барнсби в поражении под Атлантой? Из-за кого распалась армия Конфедератов?
Злопамятный полковник жаждет мести, не гнушаясь грязных методов. Однако он хочет не только перебить братьев, но и самолично захватить сокровища ацтеков, чтобы на эти деньги сколотить мощное войско и разгромить Север. Амбициозный психопат, ничего не скажешь.
Это важно: битва с Барнсби во многом напоминают схватку с Хуаресом: те же два этапа, те же дюжины врагов, та же дуэль в конце. Однако есть одно «но»: можно выбрать, за кого играть. Если выберете Рэя, то берегите динамит, пока не перебьете всех прихвостней полковника. Как только они падут, смело закидывайте Барнсби взрывчаткой — победа будет быстрой. Если же решите играть Томасом, придется попотеть — убить его могут гораздо быстрее, чем старшего брата. Прежде всего спрячьтесь за колонной и по одному отстреливайте врагов из винтовки. Когда все перемрут, доставайте лук и не жалейте стрел: штук пятнадцать обязательно сделают свое дело.
Концентрация
Мак-Коллы настолько хороши в стрельбе, что периодически концентрируются на нескольких целях сразу, и в считанные секунды на всю округу остается только двое живых — Томас и Рэй. Оба могут разрядить барабаны своих револьверов в пять-десять человек, причем выстрелы будут точными, а ход времени замедлится, давая шанс прицелиться. Как у них это выходит, и кто на что способен?
Дабы соблюсти баланс между братьями, Рэя, как самого сильного и выносливого, обделили, подарив ему всего два режима концентрации: один уникальный, один общий с Томасом. Среднему брату, ввиду отсутствия бронежилета на груди и не абы какой живучести, подарили целых три режима: один общий и два уникальных. Сейчас мы поговорим о них более детально.
На заметку: чтобы воспользоваться концентрацией, нужно заполнить счетчик убийств, выполненный в форме барабана револьвера. Единой цифры как таковой нет: можете пристрелить четверых, но быстро, а можете сложить десятерых, но медленно — скорость расправы играет важную роль. Концентрация доступна всего минуту, а если не воспользуетесь ею, счетчик заметно опустеет. Но тут есть одна хитрость: как только время выйдет, моментально убейте одного-двух врагов, и способности вновь будут доступны.
Первый режим концентрации — общий. Он активируется в тот момент, когда братья врываются в здание или на какую-то территорию, выбивая двери или ворота. В этот момент, вне зависимости от того, за кого вы играете, персонаж достает два револьвера. Из нижних левого и правого углов по дуге поднимаются прицелы — когда они сойдутся в одну точку, герой вернется в обычное состояние. До этого момента желательно пристрелить большинство врагов в поле зрения. Спускать курок стоит тогда, когда прицелы окрасились в красный цвет. Одна из часто делаемых ошибок: игроки забывают смотреть по сторонам, думая, что это невозможно. Еще как возможно, даже необходимо, ведь противник может прятаться за ящиками, стоять на лестнице сбоку или спокойно сидеть за столом в углу — не ждите преданного и тупого стада баранов, выстроившегося по команде на расстрел.
Второй режим уникален для Рэя. Активировать его лучше всего, когда на горизонте маячит минимум пять-шесть врагов. Старший из семьи Мак-Коллов водит головой из стороны в сторону и выбирает, в какую часть тела выстрелить тому или иному противнику (на теле одного человека можно наставить до двадцати мишеней). Когда время действия режима истекает, Рэй достает револьверы и с огромной скоростью решетит всю округу. И все бы хорошо, но есть одна загвоздка: вертеть головой Мак-Колла нужно самостоятельно, выбирать, куда выстрелить, тоже. Но когда враги стоят по разные стороны ущелья, прячутся за камнями или еще где, это крайне неудобно. Поэтому, запустив концентрацию, очень быстро осмотрите округу и вычислите местоположение противников, иначе ничего не успеете сделать.
Третий режим очень прост в освоении — недаром Томас вырос умным и ловким. При запуске этого вида концентрации персонаж сам выбирает цели, а чтобы выстрелить и переключиться на следующую мишень, нужно резко дернуть мышку влево или вправо. Ровным счетом никаких сложностей.
Четвертый режим активируется при стрельбе из лука, а им умеет пользоваться только Томас. В принципе, ничего особенного он собой не представляет: время замедляется на несколько секунд, натягивается тетива, и...
Дуэли
Дуэли в Call of Juarez: Bound in Blood — дело частое. Сойтись лицом к лицу предстоит с шерифами, солдатами, грабителями, бизнесменами и убийцами. Большинство столкновений сюжетны — избежать их никак не получится. Однако есть несколько дуэлей, которые можно обойти. Речь идет о двух главах, в которых персонажам дается большая территория для передвижения и по три миссии для заработка. В конце каждого из этих заданий предстоит сыграть в «Быстрого и мертвого». Чтобы избежать этого, просто не беритесь за работу. Ну а если все-таки ввязались...
Противник всегда должен находиться в поле зрения. Если его силуэт стал расплывчатым или он уж слишком далеко стоит, не ждите, что попадете с первого раза. Да что там — не ждите, что попадете вообще! Искусственный интеллект не прощает ошибок, так что приготовьтесь, что одну дуэль, возможно, придется проходить несколько раз.
В рецензии уже сказана пара ласковых об управлении во время схватки: контролировать героя мышью очень неудобно. Джойстиком — еще куда ни шло, но грызуном — это форменное извращение. Чтобы облегчить себе жизнь, подведите руку Томаса или Рэя к кобуре уже в самом начале дуэли, а если она опять заживет своей жизнью — легонько поправьте. Так намного удобнее, чем делать это в спешке после звоночка.
Кстати, о нем. Звон колокола означает, что время решающего выстрела настало. Многим кажется, что этот момент наступает внезапно, но это в корне неверно. Дело в том, что на протяжении всей дуэли играет музыка, а за пару секунд до звонка она утихает. Это самое время, чтобы вытащить пистолет и выиграть время.
Оружие
Томас и Рэй стреляют много. И часто. Очень часто. Далеко не всегда удается подобрать патроны к нужному стволу с тушек поверженных врагов, поэтому к покупкам в оружейной лавке стоит отнестись со всей серьезностью. Помимо основных критериев (дальнобойность, убойная сила и скорость перезарядки), нужно обращать внимания и на состояние оружия:
Ржавое (Rusty). Стреляет медленно, перезаряжается медленно, убивает двумя-тремя пулями.
Нормальное (Classic). Стреляет чуть быстрее, но все равно медленно, перезаряжается гораздо быстрее, убивает двумя-тремя пулями.
Превосходное (Prime). Стреляет быстро, перезаряжается средне, убивает двумя пулями.
Великолепное (Superb). Стреляет очень быстро, перезаряжается в считанные секунды, убивает одной пулей (N.B. Вышеописанное не касается лука и тех, кто стреляет противникам по ногам, искренне полагая, что так быстрее. Пулей в пятку вы никого не убьете, разве что Ахиллеса).
Револьверы
Пожалуй, самое распространенное оружие в игре. Существует пять-шесть разновидностей револьверов, каждая из которых отличается убойной силой и скорострельностью — скорость перезарядки не так существенна, особенно когда в руках что-нибудь класса Superb. Например, Quickshooter стреляет быстро, но слабо, а Volcano Gun и Ranger разве что броню танка не пробивают.
До середины игры револьверы заметно уступают винтовкам и дробовикам, но вот после... Если собираетесь ввязаться в какую-то заварушку, возьмите своего барабанного друга — он быстрее, чем обрез, и у него больший запас патронов, чем у винтовки.
Двустволки
По сути, в игре всего два типа двустволок — дробовик и обрез. По мощности они примерно одинаковы, по скорости перезарядки тоже — она ужасно медленная. Однако если перед вами стоит выбор, что брать — дробовик или обрез, подсказываю: не берите ничего.
Печальный опыт подсказывает, что двустволки эффективны только в ближнем бою, а подходить к противнику, чтобы выстрелить дважды и перезаряжаться полчаса, — выбор смертника. Даже уровень Superb с его колоссальными повреждениями и убойной силой не поможет выжить. Конечно, двустволки относительно дешевые (чуть дороже револьверов и в два раза дешевле винтовок), но этот тот самый случай, когда скупой платит дважды.
Винтовки
В игре их также две — снайперская и обычная. Винтовка хороша как на дальней дистанции, так и в ближнем бою, поэтому кардинальной разницы в использовании нет. Большой минус — средненькая скорость перезарядки и малое количество патронов, помещающихся в карман, но это окупается мощностью.
Снайперская винтовка стоит дороже обычной, но не слишком нужна — слишком редко братья начинают стрелять, находясь за километр от цели.
Лук
Как уже говорилось выше, лук — самое мощное оружие в игре. Единственный его недостаток — всего двадцать пять стрел в запасе. Но есть маленькая хитрость, помогающая держать колчан полным: стрелы можно вытаскивать из тел убитых. Если вы только что убили бандита, не проходите мимо, вытащите стрелу из его тела. Благодаря этой нехитрой комбинации можно пройти всю игру, не вынимая пистолет из кобуры (за исключением дуэлей, конечно).
Метательные ножи
Одно из самых бесполезных видов оружия. Томас пользуется ими крайне редко, заходя с тыла. Однако если вы оказались лицом к лицу с противником, а времени перезаряжаться нет, можно (и даже нужно) достать ножи — они спасут, поверьте.
Динамит
Убойная штука, местный аналог современных разрывных гранат. Может одним махом положить до пяти-шести противников. Беда лишь в том, что у них есть привычка разбегаться. Также динамит очень полезен во время схваток с «боссами» и для очищения дороги от завалов.
Лассо
К сожалению, набросить петлю на ноги или на шею противника не выйдет, лассо используется исключительно для преодоления препятствий и для того, чтобы вскарабкаться повыше — на дерево, крышу дома или наблюдательную вышку. Когда все двери заперты, а шансов войти нет — просто незаменимая штука.
Масляные лампы
Фактически то же самое, что и коктейль Молотова. Лампы можно найти на большинстве столов и ящиков, а долго ждать момента для их применения не приходится — нехватки врагов Мак-Коллы не испытывают. Прицельно брошенный «коктейль» подпалит одного-двух противников, заставит их орать и кататься по земле. Оставлять их на произвол судьбы лучше не надо — могут погасить-таки пламя и выстрелить в спину.
С этим видом оружия связана одна очень простая тактика. Дело в том, что враги любят прятаться. Делают они это упорно и за любыми предметами, в том числе и за ящиками, на которых стоят масляные лампы. Один меткий выстрел, и...
Стационарное оружие
Сюда относятся пушка и пулемет Гатлинга. Первая стреляет ядрами и доступна всего два раза за игру, вторым можно побаловаться четыре-пять раз, причем лучше всего дать его в руки Рэю. Он, конечно, потеряет в скорости, зато сможет перебить всех противников в округе.
Что ж, теперь вы вооружены самым опасным и мощным оружием современности — информацией, а, значит, пройти игру для вас не составит труда. Ну а пока вы с головой уйдете в историю семьи Мак-Колл, мы подготовим для вас материал о многопользовательском режиме в «Советах мастеров». До встречи на Диком Западе!