КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (99) февраль 2010
вид для печати

The Lord of the Rings Online: Siege of Mirkwood

Жанр:
Разработчик:
Turbine Entertainment Software
Издатель:
Codemasters
Адрес в сети:
Игра:
Рейтинг: 92%

В заповедных и дремучих

Страшных муромских лесах

Всяка нечисть бродит тучей

И в проезжих сеет страх.

Воет воем, что твои упокойники,

Если есть там соловьи — то разбойники.

Страшно, аж жуть!

В. Высоцкий

Как незадолго до того отряд хранителя, мы загрузили в рюкзаки запас лембаса, уселись в легкие лориэнские лодочки и выбрались на стремнину Андуина.

Но поплыли, в отличие от Фродо, не вдоль, а поперек.

В черном-пречерном лесу...

Туман, затягивающий лес Мырквид, был плотным и имел неправильную форму, напоминавшую грудку взбитой сметаны, которую наляпала на торт полудурная кухарка.

А. Сапковский, «Башня Ласточки»

Виртуальное Средиземье небогато живописными лесами.

Древний лес между Брендивином и Могильниками затянут волглым туманом, а деревья срастаются в сплошные корявые стены. Лориэн, которому сам Ирмо велел радовать глаз, какой-то чересчур ненастоящий, стволы — как колоннада. Разве что под падубами Эрегиона приятно пройтись на закате просто так, безо всякого дела, полюбоваться яблонями на руинах...

Быть может, если бы мы забрели в Зачарованный лес, он же Лихолесье, с северо-востока, мы бы порадовались веселью беззаботных лесных эльфов, своими глазами увидели бы праздничные поляны и спуск пустых бочек в Бегоречку. Но, к сожалению, мы прибудем туда с юго-запада. А значит, удачных мест для пикника в нем не ожидается.

Ведь в южной части леса располагается Дол Гулдур — еще недавно резиденция Саурона; лет шестьдесят назад Гэндальф и Саруман его оттуда выкурили, но как-то не до конца. Теперь правит крепостью назгул, а вся, подчеркну — вся доступная нам часть леса представляет собой театр военных действий, с укреплениями, осадными орудиями, засадами и перестрелками.

Это интересно: при взгляде на последнюю версию карты отчетливо видны перспективы. Одинокой Горы, Дэйла и Эсгарота нам в обозримом будущем не видать. Лес Фангорн почему-то сократился раза в четыре и теперь значительно уступает по площади Лориэну. Что ж нам остается? На Изенгард! Правда, между Дол Гулдуром и морем Руна раскинулась какая-то многообещающая поросль и появились новые мелкие детали карты — уж не собираются ли нас отправить на дальний восток?

Еще шаг вперед — и на нас опустится кромешная ночь. Независимо от времени суток.
В этом лесу волчья окраска становится подлинно маскировочной.

Первые шаги на новом берегу мы делаем в режиме instance, присоединяясь к десантной команде, — почти так же мы в свое время получали право на доступ в Морию. Но и в дальнейшем уютнее не станет, разве что добавятся торговцы, бард и другие необходимые граждане.

Официальный цвет нового дополнения — зеленый, в него перекрасились загрузочные окна и иже с ними. Но после экспедиции в лес мне захотелось выбраться на полчасика куда-нибудь в Шир или Эрегион — посмотреть хоть на что-нибудь зеленое. Потому что в палитре у художников было три десятка разных коричневых красок, дюжина серых, а зеленой осталось на донышке — все пожрал проклятый Голлум. Да еще панораму постоянно заволакивает туман системы «гороховый суп».

Словом, тут не гуляют. Тут воюют.


И в самом деле — хотя кампания в лесу начинается с ординарных заданий, чуть ли не сразу чувствуется: шутки кончились. Это вам не агрессивные лориэнские олени шестидесятого уровня: мы участвуем в военной операции. То и дело надо биться вместе с большой командой союзников, что-то штурмовать или оборонять, и все это складывается в полновесную войну. Надо же доделать то, что не завершил Белый совет!

Полудополнение

Ну тогда мы сделаем так. Я вам дам целую машину, но привезу кирпичи только на половину дороги.

Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья»

На первый взгляд, «Осада Лихолесья» (так ее назвали по-русски) просто-таки просится под разгром: как не стыдно продавать такую коротышку за полновесную цену?

Рассвет встает холодный...

Новых уровней — пять, и они набираются неспешным темпом в два-три дня. Причем на эти пять уровней приходится невероятно скудный и довольно бессмысленный набор способностей. Новых классов нет (о расах уж не говорю, откуда им взяться в Средиземье?). Новая область — одна, пресловутое южное Лихолесье.

Ах да, еще созрели изменения в интерфейсе и мелкие удобства. Которых мы ждали, черт побери, два с половиной года, хотя они все пребывают на уровне «дважды два — четыре». Например, теперь в почтовом ящике имеется автозаполнение имени адресата, и можно не набирать его каждый раз руками. Или еще: с NPC можно беседовать, сдавать и получать миссии, не слезая с коня. Кто не знает, не поверит, но до сих пор нельзя было!

А еще раненая лошадь теперь понемножку, медленно, но лечится. Ей можно дать имя, и не нужно хранить ее в рюкзаке, она перешла в разряд умений. «Я умею гнедую лошадь». Звучит?

Но эти пряники достанутся и тем, кто поскупился на Siege of Mirkwood. Простым средиземцам тоже можно с седла залазить в почтовый ящик и общаться с местными жителями. А обладатели коробочки получат только эти пять уровней, право переплывать Андуин и...

Думаете, там вдали — Очень Страшное Место? Нет, так в Зачарованном лесу выглядит уютное и безопасное поселение.

Режим стычек

— Каждый землянин от рождения и до смерти ведет двойную жизнь, — поведал Лиминг. — Он живет, поддерживая тесную мысленную связь с существом, которое всегда зовется Юстасом — таким-то или этаким. Мой, например, оказался Юстасом Фенакетибаном.

Э. Ф. Рассел, «Невидимый партнер»

Стычки — по-английски skirmish — это новый тип игры, доступный всем, кто накопал хотя бы тридцать уровней. Он стоит как бы наособицу от всего остального: в стычку можно влезть в любой момент и откуда угодно, если только вы предварительно прошли комплект обучающих заданий. Жмите Ctrl-J и выбирайте: где воюем, сколько игроков, уровень... — скок! — и мы там.

Апарт: какие же молодцы «турбинщики», что помимо обычной группы в шесть человек и рейда позаботились создать квесты и стычки для «малых» групп... И какие же они паршивцы, что заложили размер «малой» группы равной трем человекам! По уму эти задания нужны были бы для хождения с женой, другом или ребенком, то есть чаще всего вдвоем, а никак не втроем! Мы с Цинией плачем, колемся, но едим кактус — проходим все «малые» подземелья на пару, но LotRO — не WoW, там сколько персонажей указано — на столько чаще всего и расчет. Такая правильная находка опоганена ошибкой в цифре...

Установка знамени на площади Бри.
Один из самых противных офицеров: тролль-берсерк.

Стычка — это миссия в «личном измерении» (instance), где, как правило (но не всегда), присутствуют союзные вам бойцы (чаще всего смерть кого-то из них — проигрыш). В стычке каждый игрок оказывается с напарником — солдатом. Командовать им можно весьма ограниченно, даже хуже, чем капитан управляет герольдом, зато можно выбирать его тип, развивать и усиливать; на это идут специальные «жетоны», которые выигрываются в тех же стычках.

Выбор и тренировка солдата — отдельная интересная игра; можно развивать несколько типов и менять их у капитана стычек — примерно как меняются таланты у барда. За деньги.

Стычки — это ни много ни мало заявка на создание нового занятия для игроков, и они могут со временем стать обязательной программой для жанра; однако будет гораздо интереснее, если авторы игры сумеют (как собирались изначально) давать игроку не одного, а нескольких солдат и научат ими внятно управлять. Сейчас это любопытно, но проводить за стычками месяцы, как на аренах World of Warcraft, все же не тянет. Пока могу лишь процитировать персонажа «Созвездия Козлотура»:

— Интересное начинание, между прочим!

Солдаты

Вот какие бывают солдаты (как их перевели на русский, я, к сожалению, не в курсе, поэтому назову по-английски и дам свой перевод):

  • Warrior (Воин). Ударный боец с парными клинками. Неплох для тех классов, у которых туго с нанесением урона, но им, похоже, не слишком часто пользуются. А зря, потому что он лучше лучника во многих боях: его удары сносят всех, кто перед ним, а не фиксируются на одной цели. К тому же он хорошо пробивает броню.

  • Protector (Защитник). «Танк», умеющий перехватывать внимание врага. Идеален для хранителя рун или хранителя мудрости.

  • Bannerguard (Знаменосец). Аналог капитана (в русской версии почему-то «рыцарь»): дает плюсы своим. В одиночных стычках не рекомендую.

  • Herbalist (Травник). Лекарь. Справляется хорошо, не забывает лечить NPC и герольда, не слишком лезет на рожон. С ним ощутимо проще жить большинству бойцов.

  • Sage (Мудрец). Вешает штрафы на врагов, сыплет чарами. Гораздо практичнее использовать его в команде, нежели в соло. В соло обычно просто не найдется стольких врагов, к тому же он чаще попадает под раздачу.

  • Archer (Лучник). Самый мощный хитобой против одиночной цели. Как по мне, его сейчас здорово переоценивают: он не настолько уж превосходит воина в уроне, не может атаковать нескольких, легко сдергивает на себя врага, а удар при этом держит плохо.

Играя в большой команде, есть некоторый смысл брать солдата того же типа, что и вы сами, — чтобы группа стрелков или хранителей мудрости стояла позади, а «танки» вместе лезли на рожон. Во всех же остальных случаях практичнее выбирать комбинацию вроде страж + травник, менестрель + воин, защитник + хранитель рун.

Виды боя

Есть два основных типа стычек:

  • Захват поселения (например, Бри). Есть несколько контрольных точек, которые надо брать в определенной последовательности. Устранять охрану, потом переключать знамя (примерно как в WoW’овском Арати), отражать атаки на уже захваченные знамена и продвигаться вперед.

  • Отражение штурма. Враги лезут с нескольких сторон небольшими группами; если вы идете на стычку один, то по 2-3. Иногда среди них есть «офицеры», то бишь элита, подсвеченные оранжевым фонариком под затылком, чтобы точно не ошибиться. Офицеров около тридцати типов, и на каждого есть свое свершение-deed (первая стадия — 5, вторая — 50).

В обоих случаях ход событий почти одинаков: отражаем врагов случайного типа, иногда с офицерами, в конце — мини-босс со свитой. Миссии второго типа заметно длиннее, потому что состоят из нескольких десятков схваток.

Вражеские офицеры для нашего удобства носят на загривке факел.
Бьемся вместе с сыновьями Элронда за Бруиненский брод.
Финал стычки на Заверти: вслед за мертвецами пожаловал каргул.
Офицеры врага

Вероятно, я еще не успел оценить всех противников, но расскажу в двух словах об их особенностях.

  • Bearer of Blight. Урук в латах. Обладатель щедрой коллекции ослаблений: яд, болезнь, страх — все радости сразу. Болезнь вдвое снижает наносимый вами урон и ополовинивает эффект лечения!

  • Brother of Destruction. Земляной великан. Призывает себе подобного; они топают и наносят урон всем вокруг.

  • Daywalker Berserker. Боевой тролль-горторог, прибегает окруженный ледяными щитами: первые двадцать секунд боя его ничем не прошибешь, и надо переключаться на других (что обидно, учитывая, сколько он хитов пишет своими колотушками).

  • Deathmonger. Орк-осквернитель. Умеет подымать мертвеца, стреляет своей магией на дальнее расстояние. Но хлипок.

  • Dourhand Kegmaster. Гном с бочонком. Усиливается и подлечивается, но не очень опасен.

  • Dourhand Stormkeeper. Гном с рунным камнем. Классический хранитель рун.

  • Dreadwing Marauder. Разбойник со стаей ворон. Внимание: бить надо не его, а ворон! Обратное бесполезно.

  • Echo of Death. Привидение. Этого тоже надо бить последним, потому как оно в ответ на удар резко снижает ваши боевые качества.

  • Forest-born Reaver. Лесной тролль, очень быстро бегает. Всегда, независимо ни от чего, старается атаковать солдат — сущая беда для обладателей травников и мудрецов. С его скоростью удержать почти нереально.

  • Hawk-eyed Harrier. Лучница. Быстро бегает, более ничего интересного.

  • Pale Trapper. Гоблин с бомбой. Расплескивает огонь. Но делает это обычно не слишком разумно, а потому — легкая добыча.

  • Priestess of Flames. Жрица. Расплескивает огонь по очень широким площадям, рекомендуется ее встречать подальше от основных сил.

  • Shepherd of Filth. Гоблин. Напускает на вас червяков, которые вешают болезнь и взрываются.

  • Stormcrow. Большая ворона. Чем больше вокруг союзников, тем больнее кусается.

  • Troll Wound-Taker. Этот толстый тролль по виду и названию кажется типичным «танком», но он еще и лечит своих, так что надо «супротив естества» начинать бой с него.

  • Venomous Blood-Arrow. Гоблин-лучник. Его стрелы действуют так же, как меч Bearer of Blight, но по причине отсутствия лат с ним куда легче совладать.

  • Vile Defender. Толстый орк, вокруг него распространяется аура защиты для своих.

  • Wretched Falconer. Разбойник. Один из самых странных офицеров: атаковать его большую часть битвы нельзя, но он сам себя ранит, пока вызывает против вас ворон.

  • Zealot of Pain. Разбойник. Если его ранить, все враги вокруг будут больнее бить. Стало быть, оставляем напоследок.


***

Несмотря на то, что новинка пока не отшлифована до блеска, за свежие идеи ставлю «Осаде Лихолесья» жирный плюс. В остальном перед нами — симпатичное, но совсем крошечное дополнение.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Новизна
8/108
Дополнение
система стычек всего остального очень мало
Награда журнала Вердикт: Добавился новый способ игры. Если его развить и довести до ума, это тянет на мини-революцию в жанре. А пока просто любопытная идея. Рейтинг журнала
Игра
КОРОНА
Дополнение
ОРДЕН
Игра
92%


Дополнение
75%

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.6
проголосовало человек: 42
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования