ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ Ѕ”ƒ”ў≈√ќ

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є4 (101) апрель 2010
вид дл€ печати

World of Tanks

∆анр:
–азработчик:
Wargaming.net
»здатель:
Wargaming.net
—етевые режимы:
ќнлайн игра
«акрытый бета-тест

ƒата выхода: II квартал 2010 г.


“ам, в 43-ем под  урском бой, невеселые там дела...

“анки на батарее — считай, труба...

¬он под огнем твой дед, он наводит в борт сквозь канал ствола,

ќн собираетс€ в небо на —урхарбан.

ќлег ћедведев

ѕусть в истории произошло не так много больших танковых сражений и вообще прочно утвердилс€ принцип «танки с танками не воюют», но... Ќо сражени€ эти были, и они до сих пор будоражат воображение любителей военной техники, и не только их.

» это не фильм. ƒаже не совсем «про войну». ≈сли присмотретьс€, становитс€ €сно, что, во-первых, это компьютерна€ игра, а во-вторых, как-то тут всего намешано — и легкие танки начала ¬торой мировой идут вперед, обгон€€ так и не повоевавшие модели т€желых машин серии «»—». — немецкой стороной ситуаци€ аналогична€ — некоторые модификации танков существовали в виде единичных прототипов или вообще только на бумаге, в чертежах.

ƒа что же это такое? ¬се просто. Ёто танки. ÷елый мир танков — World of Tanks, который создает студи€ wargaming.net.

ѕор€док в танковых войсках

„то такое «ћир танков»? ≈сли в двух словах — это MMO (и даже в чем-то RPG), главные герои которой — танки. —ейчас, пока мы пишем статью, игра проходит бета-тестирование и многое в ней еще будет мен€тьс€, а кое-чего пока вовсе нет. Ќо тем не менее более или менее полное впечатление о происход€щем составить уже можно.

≈сли в заборе есть дыра, то в нее об€зательно нужно загл€-
нуть! ¬друг там интересно?

ѕока что команды дл€ игры набираютс€ только случайным образом — когда наберетс€ нужное число желающих прин€ть участие в бою.  акие-то попытки соблюсти баланс в силе техники по обе стороны пол€ заметны, но и ситуаци€, когда «у них» есть т€желые танки, а «у нас» — только средних парочка, тоже случаютс€. ’от€ это не столько смертельно, сколько непри€тно. ѕросто отсиживатьс€ за спинами «»—» и «“игров» не выйдет, только и всего.

¬едь выиграть бой можно, не только уничтожив всю команду противника до последнего танка, но и захватив его «базу». ƒл€ этого надо въехать на своем танке в очерченный на земле круг, в центре которого мачта с вражеским флагом, и продержатьс€ в нем столько, сколько понадобитс€ по€вл€ющемус€ в таких случа€х на экране счетчику, чтобы достичь 100%. ј то, что противник в это врем€ обычно пытаетс€ захватить нашу базу... “ак это —ј” могут сдержать. ≈сли не отбить, то хот€ бы обеспечить преимущество. ’от€ если разрыв недостаточно велик, возможна и ничь€...

≈стественно, тут нужно какое-никакое, но командное взаимодействие. —о случайно подобранными партнерами оно выходит обычно так себе — разве что попадетс€ хороший человек, готовый вз€ть на себ€ об€занности командира. Ќо когда будет возможность выходить на бой заранее подготовленной командой-кланом, вот тогда и станет €сно, кака€ стратеги€ лучше. ѕока что видны только ее «зародыши», но они все равно интересны.

”же прослеживаетс€ четкое деление ролей. Ћегкие танки — разведка и глубокие рейды в тыл, на угнездившуюс€ там артиллерию. —редние — основна€ масса, можно сказать, поддержка дл€ насто€щих монстров, сверхт€желых машин. “€желовесы — это то, что всегда при€тно иметь в своей команде, но есть и у них свои слабые места, которые об€зательно прикрывать. ќсновна€ их задача — прорыв и отвлечение основных сил врага. ѕротивотанковые —ј” — засады и оборона «узких мест»: ущелий, городских улиц и тому подобного. » наконец, самоходные гаубицы — поддержка огнем и оборона своей базы на тех картах, где им особо негде развернутьс€.

ќзеро, лодочки, пристань... Ќаверное, отлична€ рыбалка тут бывает!

„тобы воевать успешно, хочешь не хочешь, а придетс€ собирать команду из разных типов машин. јрми€ из одних т€желых танков обречена — ее или разобьют издалека залпами т€желой артиллерии, или просто «объедут» легкие танки — т€желовесные башни поворачиваютс€ медленно, и наводить орудие на маленькую цель очень сложно.

ѕока идет тестирование, пон€тие «экипаж» в игре присутствует совершенно условно. ѕротивник удачным (дл€ него) выстрелом может убить кого-то из вашей команды.   примеру, потер€ зар€жающего увеличит врем€ перезар€дки оруди€, а остатьс€ без наводчика — значит резко потер€ть в точности стрельбы. ¬ полной версии все должно быть куда интереснее — из-за того, что в бо€х экипаж будет набирать опыт и становитьс€ все более и более умелым. Ќасколько заметной будет разница между новичками, только что выкатившимис€ в поле на своем «ћ—», и ветеранами, еще не €сно, но то, что она будет, — несомненно.  роме того, навык экипажа будет определ€ть и то, какие танки доступны дл€ покупки. ≈здить на всем и сразу, как сейчас, уже не получитс€ — будут введены «древа развити€», и пересесть с «трактора» сразу на «»—» уже не выйдет. —начала придетс€ освоить другие легкие и средние танки. ѕричем именно те, которые нужны, чтобы «выйти» к требуемому результату — т€желому танку.

÷ена войны

ƒеньги, деньги, деньги... » везде-то они есть! ¬ мире танков тоже — называютс€ кредитами.  аждый бой, даже если ваша сторона проиграла, даже если вы ни в кого не попали или и вовсе ни разу не выстрелили, приносит вам толику опыта и некоторое количество этих самых кредитов. Ёта сумма тем больше, чем дороже ваша машина и чем вы опытней. ј уж если ваша команда одержит победу, а вы кого-нибудь подобьете (пусть не насмерть, успешные попадани€ тоже считаютс€) или поможете своей команде, провод€ разведку, то и «монеток» вам отсыплетс€ намного больше. » чем дороже был уничтоженный вами танк, тем больше кредитов вы получите.

» кто когда мог бы подумать, что эти двое вот так вот р€дышком, дружненько у плетн€ сто€ть будут?

ј они нужны, ох как нужны! Ќу, хот€ бы дл€ того, чтобы купить себе танк по сердцу и хорошо его оборудовать. ј ведь еще и нужно чем-то стрел€ть! —нар€д нынче дорог. ќбычные фугасные и бронебойные еще куда ни шло, но вот за подкалиберные платить придетс€ намного больше. ј куда деватьс€, если из вашей пушки некоторых «толст€ков» только такими и можно пробить? ¬прочем, владельцам легких и средних танков жаловатьс€ особо не на что. Ќо вы поинтересуйтесь у стрелка из —ј” или у наводчика »— ценой их снар€дов. ¬ среде бета-тестеров бытуют шутки, что »— никогда не станет обижать маленьких, потому что эти «маленькие» дешевле одного его снар€да. » в этой шутке очень много правды.

ј ведь не одни вы в поле стрел€ть умеете! ј ну как в вас попадут? »ли, чего доброго, вовсе уничтожат? ƒумаете, ремонт ценной техники за казенный счет выйдет?  ак бы не так! «а все пробитое и сожженное врагом придетс€ платить из собственного кармана. » горе вам, если денег не хватит. ¬аш покорный слуга однажды вложил все до копейки в новенький “-46. ј потом долго каталс€ на маленьком ћ—-1, потому как без ремонта в бой не пустили.

» это очень хорошо, ведь когда понимаешь, что за восстановление танка «до кондиции» потратишь денег наверн€ка больше, чем можно получить в случае проигрыша, — как-то сразу очень хочетс€ победить. ƒа и водить аккуратнее такие финансовые ограничени€ тоже заставл€ют. Ќет ничего глупее, чем сверзитьс€ со скалы на «»—-3», не сделав ни единого выстрела...

¬тора€ валюта игры — «золото», приобретаемое за вполне реальные деньги. «ћир танков» работает по модели free to play — и вложени€ в него хоть и необ€зательны, но возможны. «а покупное золото можно будет немного упростить себе жизнь, ускорив набор опыта и увеличив количество «кредитов», начисл€емых за бой.  роме того, за «насто€щие деньги» в игре можно будет покупать уникальные танки. „то-то говорить об их боевых качествах еще невозможно — хот€ бы потому, что их пока нет в игре, — но вр€д ли это будет что-то сверхопасное и сверхмощное. —корее просто возможность выделитьс€ на общем фоне.

 онструктор из пушек и гусениц

Ќачинаем играть мы с танка. ћаленького такого, смешного, угловатенького и хиленького. ќн настолько нелепо смотритс€ в окружении «старших товарищей», что вызывает невольное чувство незащищенности, желание спр€татьс€ и сменить его на... Ќа что? ј об этом поподробнее.

Ћюба€ боева€ машина в World of Tanks, помимо корпуса, включает в себ€ п€ть составных частей, от которых зависит эффективность этой машины. “о, что вы купите в игровом магазине, можно и нужно доработать напильником.

¬ первую очередь, конечно, орудие. Ќу какой же танк без оруди€, в самом деле? ¬ыбира€ себе новую машину, не в последнюю очередь следует присмотретьс€: а каков калибр? ј какой толщины броню сможет оно пробить тем или иным типом боеприпасов? ќчень, очень обидно вести огонь, поражать противника в хвост и в борта, но при этом неизменно слышать бодрые комментарии: «Ѕрон€ не пробита! Ќе пробил!» ≈сли пушка, идуща€ «в комплекте», недостаточно мощна, ее можно заменить на другую. Ќе на какую угодно, конечно, но все же. » это тоже важно. „то будет лучше — вз€ть больший калибр или нечто, ведущее огонь короткими очеред€ми? ¬ыбор за игроком. » нет однозначно правильного решени€.

Ѕашн€. ≈ще один непременный атрибут танка. ѕрикрывает орудие, умеет вращатьс€ на все 360 градусов (если речь не о —ј”, конечно) и, как и корпус, неравномерно бронирована. ѕолучить «в лоб» далеко не так больно, как «в ухо» или тем более по «затылку». ”лучшить башню чем-то потолще и посолиднее (кто сказал, что красота тут не важна?) — далеко не самое безрассудное решение.

ƒвигатель.  ак бы крепка ни была брон€, танки должны быть быстры, иначе они превращаютс€ в мертвых. Ѕолее мощный и пламенный мотор спасает жизни друзей и лишает врагов шансов уцелеть.

’одова€ часть очень важна. ќсобенно дл€ самоходок, не умеющих вращать башней. Ќо и танку умение быстро вертетьс€ на месте никак не помешает. “о, что у вас лобова€ брон€, допустим, миллиметров 50, не отмен€ет того, что борта и корма вдвое тоньше и какой-нибудь не в меру шустрый легкий Ѕ“-7 запросто этим воспользуетс€. ≈сли вы ему позволите, конечно.

Ќу и последнее. –адиостанци€! Ќе стоит недооценивать этот €щик с антеннкой. —лепой танк и сам долго не проживет, и пользы соратникам принести не сможет. „ем мощнее ваш передатчик, тем больше «область видимости» на карте. »меетс€ в виду не то, что вы будете раньше замечать врага, а что будете принимать сигналы от товарищей по команде. “о есть танку хватит и средненькой рации, а вот артиллеристской —ј” нужна радиостанци€ максимальной дальности, чтобы принимать сигналы от союзников даже с другого конца карты.

Ѕрон€ в ассортименте

Ќо об артиллерии чуть попозже, а пока — что у нас есть в танковой части? ј у нас тут просто море радости... “анков не просто много — их очень много. Ќе все они одинаково полезны, но есть, в конце концов, и така€ вещь, как «а € хочу!». —колько бы ни говорили о том, что, к примеру, «ѕантера» «не окупаетс€» — то есть на ремонт и перезар€дку после бо€ тратитс€ больше кредитов, чем можно заработать, — все равно люди на ней езд€т и будут ездить.

Ћегка€ техника противника и его артиллеристские установки — вот обычна€ Ђпищаї легких танков.

Ќо если отвлечьс€ от личных предпочтений, то все танки можно поделить на три группы: легкие, средние и т€желые.  роме того, что они различаютс€ массой, калибром орудий и толщиной брони, это еще и три разных стил€ игры.

Ћегкий танк — маленька€ высокоманевренна€ машинка, сто€ща€ практически копейки. ѕогибают они, впрочем, тоже очень быстро — если, конечно, управл€ет ими не профессионал, знающий особенности карты и своего танка как собственную п€терню. ≈динственное их спасение в бою — посто€нное маневрирование и использование складок местности, чтобы укрытьс€ от огн€ «старших товарищей» и артиллерии. ѕо хорошему игроку на «Ѕ“» или немецких аналогах попасть из гаубицы практически невозможно — он посто€нно в движении, и никогда нельз€ точно предсказать, в какую сторону он повернет.

ѕоцелуи иногда бывают смертельными.

—ама€ главна€ задача легкой техники, за хорошее выполнение которой хвал€т и люб€т, — разведка. “анк должен обнаружить врага («высветить» его на карте) и продержатьс€ достаточно долго, чтобы артиллери€ успела поразить цель.

Ќо не разведкой единой, как говоритс€. Ћегка€ техника противника и его артиллеристские установки — вот обычна€ «пища» легких танков. Ќе подпустить разведчиков к своей позиции так же важно, как и разведать чужую. ј уж о том, как важно не дать вести огонь вражеской артиллерии, можно и не говорить — и так €сно, что без прикрыти€ ни атаковать, ни оборон€тьс€ нормально уже нельз€...

—редние танки — это такие «мастера на все руки». Ѕрони у них достаточно, чтобы выдержать пару попаданий из чего-нибудь не очень мощного, а скорость ненамного уступает легким. Ёто основна€ сила армии, ее «м€со», которое бросаетс€ вперед или оборон€ет позиции, прикрыва€ артиллерию. √лавное, чтобы игрок на среднем танке не вздумал выходить на дуэль с т€желыми машинами, — шансов выжить у него в таком случае почти нет. — «»—» и прочими должна разбиратьс€ артиллери€.

 рик «” них есть »—!» в игровом чате обычно ведет к тому, что вс€ команда расползаетс€ по кустам и вперед идти отказываетс€.

ј сами «»—ы» и «“игры II» — это «орудие прорыва». ќни просто об€заны идти вперед вторыми — после легких танков разведки. »х присутствие уже само по себе деморализует противника — крик «” них есть »—!» в игровом чате обычно ведет к тому, что вс€ команда расползаетс€ по кустам и вперед идти отказываетс€, пока не станет €сно, где пойдет этот самый «»—». ¬стреча один на один с любым противником, кроме себе подобных, дл€ т€желого танка — наверн€ка победа. Ћегкий танк так и вообще проще раздавить, чем подбить. ≈динственна€ их проблема, как уже было сказано, артиллери€ — но дл€ того и нужна разведка. ƒа и разбиратьс€ с —ј” проще легким машинам, чем большим неповоротливым монстрам.

¬аши трехдюймовые глазки...

» фото на пам€ть. ”лыбочку!

Ѕольша€ пушка — это хорошо. ’от€ бы потому, что из большой пушки можно подбить большой танк. ѕроблема с ней одна — двигаетс€ она неохотно. ќрудие нужно прит€нуть на позицию, развернуть... ј уж по шустрым танкам палить — так поворачивать эту бандуру умаешьс€. ѕротивник же, как назло, правильную стационарную мишень изображать отказываетс€ и все норовит объехать и переехать.

 азалось бы, чего проще — поставить на тот же танк пушку побольше, да и все... ¬се, да не все: больше пушка — больше масса. ј еще боекомплект, и брон€ вес ну никак не снижает. » заканчиваетс€ все тем, что получаетс€ большой, крепко вросший в землю гроб. ѕотому что какой бы ни была брон€ — все равно способ ее пробить найдетс€.

ѕришлось искать нечто среднее — чтоб и пушка помощнее, и ездить могло самосто€тельно. “ак и по€вились самоходные артиллеристские установки, иначе —ј”. »ли уважительно-ласкательно — «саушки». «адачи у них могли быть разные, но уничтожение вражеской бронетехники — одна из основных. » врем€ ¬торой мировой — эпоха их расцвета. Ёто уже потом —ј” уступили место вс€ким ракетным штукам, с которыми два человека спокойно управл€ютс€...

≈стественно, что игра о ¬торой мировой, да еще и с таким количеством бронетехники, как World of Tanks, никак без этих самоходных орудий обойтись не могла. »х много, они разные, и они...  ак бы это лучше сказать? ќни вполне подход€т под определение «богов войны». ¬ид€ хорошее артиллеристское прикрытие на базе врага, даже наглые «»—-3» и прочие т€желые монстры робеют и стараютс€ стать незаметнее. ≈стественно, страшным оружием артиллери€ становитс€ только в умелых руках — —ј”, которой плохо управл€ют, может обидеть любой Leichttractor.

ƒело в том, что все легкие и больша€ часть средних самоходок бронированы плохо, даже по меркам своего класса. ј у тех, кто может похвастать более или менее серьезной защитой, вс€ брон€ приходитс€ на лицевую часть. ƒа и угол поворота оруди€ невелик (если вообще есть) — это не танк, который вертит башней как хочет. ѕоэтому шустрой танкетке ничего не стоит подскочить сзади, расстрел€ть беззащитное орудие и скрытьс€.

Ќо что же может дать команде артиллери€? —мотр€ еще кака€... —ј” бывают двух типов (в игре — на деле их больше): противотанковые (ѕ“-—ј”) и артиллеристские (арт-—ј”). ѕротивотанковые — это обычно «засадные оруди€». »х задача — зарытьс€ в кусты или любое другое подход€щее по размерам укрытие и оттуда парой точных выстрелов уничтожать подъезжающие танки. Ётот класс самоходных орудий обычно лучше защищен и может кое-как вертеть пушкой из стороны в сторону. “ем не менее необходимость прикрыти€ никто не отмен€л. ƒа и особо на рожон лезть не стоит — пр€мое попадание, и —ј” мало тоже не покажетс€.

јртиллеристские —ј” — это совсем друга€ истори€. Ѕронирование почти нулевое — оп€ть же сравниваем с танками подобного класса, — зато огнева€ мощь огромна.  роме того, эти самоходки могут стрел€ть на огромные рассто€ни€. —тоит зажать Shift, и камера поднимаетс€ над полем бо€, позвол€€ смотреть свысока на танковую возню. ѕроблема одна — об€зательно нужен кто-то, кто будет «светить», то есть обнаруживать противника. —лепа€ артиллери€ — это пуста€ трата снар€дов и денег. ’от€ иногда, если враги не хот€т выбиратьс€ из своих окопов, бывает неплохо влепить в их веро€тное местонахождение зар€д-другой. јвось заденет!

ћаленьких обижают!

≈ще одна обща€ беда всех —ј” — скорострельность. ќна колеблетс€ от низкой до очень низкой. ≈сли выстрел не попал в цель или не добил ее — начинаетс€ мучительный отсчет секунд до щелчка, означающего, что орудие зар€жено. ¬ худшем случае за это врем€ могут и подстрелить. ќсобенно плохо, если вражеский танк выезжает «в лоб», а первым выстрелом уничтожить его не удаетс€. » тут начинаютс€ хороводы — потому что он стараетс€ объехать —ј”, чтобы стрел€ть в бок или сзади, а самоходка упорно пытаетс€ повернутьс€ к танку лицом, потому что там, во-первых, брон€, а во-вторых, там же орудие, которое вот-вот зар€дитс€!

ѕовторю еще раз: если натренироватьс€, —ј” действительно станов€тс€ «истребител€ми танков» — у —”-100 во врем€ войны из-за этого было намного более неприличное, но не менее точное прозвище, — однако до того, как к игроку придет навык... Ёто просто «подножный корм» дл€ легких танков, случайно прорвавшихс€ в тылы.

ћы надеемс€

—етевые боевики частенько похожи друг на друга. ¬полне возможно, что этот интересный проект от хорошо зарекомендовавшей себ€ студии сможет стать «свежим ветром» в этом сообществе.

ћы сомневаемс€

ѕока не реализованы в полном объеме система кланов, развитие экипажа и «древа» танков, рано делать окончательные выводы. ѕока что игра — это не слишком организованные бои на небольшом количестве карт. » если добавление новых возможностей не спасет положение, она будет слишком быстро надоедать игрокам.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.4
проголосовало человек: 262
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€