Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Дмитрий Тэлэри (Rhunwolf)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (103) июнь 2010

Mount & Blade. Эпоха турниров

Поля сражений Кальрадии вновь взрыхляют сотни подкованных копыт; рыцарские пики повергают врагов ниц; клинки поют звонкую песнь стали; прекрасные дамы славят победителя турнира, а гордые лорды в сверкающих доспехах склоняют голову перед новым королем!

Но ныне мы не одиноки, и сыновья Кальрадии могут встретиться в боях лицом к лицу — чтобы раз за разом выяснять, чей топор больней рубит, чей конь быстрей скачет и чей шлем звонче гремит...

Если вы не играли в первую часть, то знайте, что пропустили мимо глаз, ушей и кнопок мыши весьма любопытную игру. Недаром в списке похожих проектов стоят «Корсары» и GTA — Mount & Blade великолепный образчик эпической игры со свободным игровым процессом. Сначала, как в хорошей ролевке, мы создаем персонажа, его внешность, характеристики и предысторию. А затем верхом на рыцарском коне въезжаем в вымышленный средневековый мир, лишенный религии и магии, без церквей и орков с эльфами. Здесь мы сражаемся, угоняем скот, служим короне, набираем рекрутов и становимся настоящим феодалом. И главное — это первая игра, где реалистично и подробно проработана верховая езда!

Что нового принес ты, путник?

Тела павших движок со временем убирает. Поэтому о случившейся здесь бойне напоминает только груда оружия.
Своих от чужих в многопользовательском режиме можно отличить только по гербам над головами. На щитах, как вы видите, они могут совпадать.

С первого взгляда и не заметишь, что появилось нового, кроме строчки «многопользовательский режим» в меню. Почти та же угловатая графика, тот же верный скакун под седлом, те же бесстрашные грабители, выходящие наперерез нашему отряду...

«Эпоха турниров» отличается чертами всех лучших самобытных проектов — игра малобюджетна, и разработчики сосредоточились на игровом процессе, не рискуя испортить попону своих скакунов излишней геральдикой, а женщин Кальрадии — кольчужно-кружевными топиками. Хоть в итоге игра и похожа с виду на дополнение, внимательный игрок найдет в ней целую горсточку изюму.

Новая ролевая система позволит стать правителем собственного королевства, даровать земли и замки своим последователям и принимать благородных рыцарей в качестве вассалов. Если ваше альтер эго в игре — мужчина, вы сможете добиться руки прекрасной леди. Женщина-игрок вольна соблазнить и затащить под венец одного из неженатых лордов. Дипломатия фракций стала более разветвленной, можно угрожать, подкупать и обманывать.

Новая боевая система хаотичнее и динамичнее старой. Нас ждут парирования, блоки оружием и смена направления удара. Теперь можно пользоваться метательным оружием в ближнем бою и подбирать любые использованные снаряды. AI напряг свои электронные мозги и стал чуточку грамотнее вести себя в бою. Солдаты не стесняются окружать и давить числом, а в случае большой опасности — доблестно показать сверкающие пятки.

Лицом к лицу, глаза в глаза, штыки в штыки!
Вперед, к восходу!

Ну а главное украшение нашего средневекового стола — возможность навешать ближнему своему в многопользовательском режиме, молоточком там или алебардой... Официально в конных побоищах могут столкнуться до 64 игроков, но модификации творят маленькие чудеса, и на некоторых серверах число участников кровавого «банкета» достигает 128 человек.

Картинку приодели в технологии HDR и FSAA, персонажей, броню и оружие прорисовали тщательнее, разномастное «дрыгоножество и рукомашество» обновили. Трава стала гуще, а закаты — краше. И при всем при этом в игре сохранились невысокие системные требования; даже на слабых машинах можно участвовать в сетевых побоищах. Главное, чтобы пинг хороший был!

К пяти знакомым державам на глобальной карте примкнула шестая, Сарранидский султанат, причем тонко и деликатно, не внеся почти никаких изменений. Живут сарранидцы в оазисах среди пустыни, как и кочевники-кергиты, предпочитают конные войска. Досадно, но ни одного верблюда увидеть нам не довелось.

Королевство на острие копья

И свадиец, и друг степей кергит — все равны под моим началом.
Уж больно орковский герб на щите у моего стрелка...

От своего побратима — «Огнем и мечом» — игра отличается не в лучшую сторону. Осмысленной кампании в ней как не было, так и не появилось. О да, квестов стало больше, а дипломатия — разветвленнее и сложнее, хотим — женимся, хотим — свое королевство завоюем. Но где, простите, сюжет?! В тех же «Космических рейнджерах» мы могли грабить или торговать в свое удовольствие, но параллельно шла война, можно было разгадать загадку клисан или доминаторов, а то и незамысловато их уничтожить. Шло время, менялись технологии, чувствовалось какое-то развитие и приближалась развязка...

А Кальрадия застыла в безвременье — государства иногда воюют меж собой, замки меняют хозяев, принцессы находят себе мужей, а деревни полыхают, подожженные налетчиками. Но глобально ничего не меняется. Помните вялость противоборствующих сторон в Dawn of War: Soulstorm? Если самому ни на кого не нападать, а только прощелкивать ходы, то геополитическая ситуация не изменится ни на йоту. Одна-две провинции переходят из рук в руки, как мячики, и все! Мир не интерактивен, он ждет игрока, как невеста в первую брачную ночь, а на самостоятельные действия не способен.

Что такое дружба народов? Это когда свадийцы, сарранидцы, норды и кергиты идут бить родоков!
Порой полезно спрыгнуть с высоты врагам за спину — как правило нас не ждут.

Монголы не вторгаются, крестовые походы не объявляют, не вымирают от чумы города, еретики не поднимают головы, никто не изобретает книгопечатанье... Стоячее болото, дамы и господа! Но тем не менее дыхание средневековья в игре чувствуется. Грязное, дикое и жестокое время, когда жизнь крестьянина не стоила и ломаного геллера, когда считались только с мнением феодала, и то если за ним многозначительно ощетинивается мечами, стрелами и пиками вооруженный отряд. Когда этого феодала сложно было отличить от главаря бандитской шайки...

В этом мире положение в обществе можно завоевать только с оружием в руках. Закончив гонять разбойников и жечь караваны, наше альтер эго выходит на политическую арену. Влиять на ситуацию можно прямо — помогая заключать перемирия или штурмуя замки нейтральных государств — или косвенно, выдвигая ложные обвинения, вызывая на поединки, выкрадывая пленников. Можно управлять своими владениями или заключить династический брак.

Впоследствии, если хотите, можете стать маршалом и правой рукой короля — любого. Можете лично захватить трон и объединить под своей рукой всю Кальрадию, раздавая земли и замки верным вассалам. И тогда считайте, что для вас игра пройдена.

Теперь мы — банда!

Игроков на этом сервере так много, что мы деремся прямо на точке возрождения.
Запутавшись в соцветиях гербов, так сразу и не догадаешься, кто из сиятельных господ на чьей стороне.

Главное новшество игры — возможность сразиться с живым противником. Если поведение противника непредсказуемо, в ход идут нешаблонные решения! Но никакой вам глобальной карты, ролевых элементов или управления небольшими отрядами, ни-ни. Можно подобрать себе внешность и герб, а далее — только бескомпромиссный бой!

В списке серверов мы выбираем один из семи режимов боя. Загрузившись — класс, затем на фиксированную сумму закупаем экипировку, и с началом следующего раунда стартует бой.

Режимов много, но культурную ценность из них представляют только три. «Битва» и «Найти и уничтожить» хороши тем, что игроки получают одну жизнь на раунд боя и действуют осторожно. «Осада» привлекает внимание тем, что от штурмующих требуются слаженные действия. Все прочие режимы игры превращаются в бесконечную кровавую потасовку. Порой драка идет даже на «безопасных» точках возрождения между только что появившимися игроками!

Наш отряд готов к битве. В особен-
ности полуголый всадник — видимо, последняя заначка ушла на коня.
Для хорошей работы команды в игре не хватает голосовой связи.

Координировать усилия с союзниками почти невозможно — нет ни голосового чата, ни мини-карты, ни разбивки по отрядам. При осаде вообще непонятно, что творится на поле боя. Да, это приближено к реальности, но штурмовать, право слово, неудобно. Состав команды тоже нельзя посмотреть. Когда в Team Fortress 2 я вижу, что у нас в команде не хватает медика или инженера, то откладываю любимый огнемет и беру в руки шприц или разводной ключ. А в «Эпохе турниров» приходится гадать, не слишком ли много лучников на нашей стороне и не пора ли пойти в поле копейщиком...

Разработчики выполнили свое обещание и переработали боевую систему, сделав полезными и эффективными различные классы — не только всадников, но и пехотинцев и лучников. Отличие между ними только в предложенном к закупке обмундировании. Лошади доступны только всадникам, лучникам не досталось тяжелых доспехов, зато у них широкий выбор стрелкового вооружения, как и у пехотинцев — оружия ближнего боя. Преимущество всадников дополнительно ограничивается тем, что при штурмах и на городских картах они практически бесполезны.

Захватчикам замка приходится выбивать двери, с какой бы стороны они к ним не подобрались.
Пока солдаты доберутся до штурмовых лестниц, в них успеют изрядно натыкать стрел.

По части закупки экипировки правила отдаленно напоминают Counter-Strike — за каждого убитого противника увеличивается сумма для закупки в следующем раунде. Игрок сам выбирает вещи, которые он возьмет с собой в бой, но чтобы снарядить «асфальтовый каток», нужно час-другой поиграть на этом сервере. И вот тут-то зарыта очень вредная собака многопользовательского режима... Хороший игрок, поиграв некоторое время и заработав мешок золота, так экипируется, что разрыв с другими игроками еще более усиливается и убить его становится почти нереально.

В принципе, можно неэтично обирать покойников, но вам достанется «в наследство» только оружие и иногда щиты. А классовое различие чувствуется и здесь — пехотинец или лучник не смогут оседлать осиротевшего скакуна.

Второй недочет куда более заметен. В игре нет рейтингов, достижений, списка лучших игроков, как в Battlefield. Нельзя узнать, кто только что уложил тебя носом в грязь — зеленый новичок или лучший игрок по эту сторону пролива. Нет статистики, нельзя посмотреть, какое оружие более любимо игроками, какое менее и каким классом вы чего добились. Сетевые бои, к несчастью, так же бессмысленны и беспощадны, как одиночная игра, лишенная сюжета.


***

Лучшее — враг хорошего. Но это не про «Mount & Blade: Эпоха турниров». Отличная ролевая игра в свободном мире обогатилась не только новыми возможностями — к нашим услугам многопользовательский режим. А уж незашифрованные ресурсы и массы поклонников доведут начатое разработчиками до совершенства.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9/10 9
свобода действий, многопользовательская игра повторы в заданиях
Графика
6/10 6
анимация текстуры
Звук
7/10 7
музыка однообразность реплик
Игровой мир
9/10 9
страны и их взаимоотношения, истории сподвижников нет сюжета и концовки
Удобство
9/10 9
интуитивность, элегантность баги, не оптимизирован многопользовательский режим
Новизна
нетнет

Интерес повторной игры
да да
Рейтинг
журнала
82%
Вердикт: Игра стала еще краше и разнообразнее, хоть и тянет больше на дополнение, чем на полноценное продолжение.
Награда
журнала ОРДЕН

РУКОВОДСТВО

В этом небольшом руководстве мы остановимся подробно только на том, что появилось нового. Любопытствующих отошлем к статье Константина Закаблуковского, опубликованной в №11 (84) номере ЛКИ за 2008 год.

Алчет крови меч в руке моей

Не правда ли, я тут очень смахиваю на окровавленного ежа?
Щит спереди и сзади — лучшая защита для пехотинца на открытых пространствах.

Кровопролитие стало в игре гораздо разнообразнее, особенно в пешем бою. Удары стали направленными, WASD-ом с клавиатуры можно задавать, как именно вы будете рубить или тыкать врага. Противника можно пнуть, заставляя его открыться, можно отбивать замахом вражеские выпады или просто блокировать оружием — правда, от стрел это не спасает. Ложные замахи и финты теперь — обязательная часть боя с живыми противниками. Только хорошая реакция позволит юному рыцарю парировать удар, особенно если щит уже развалился на отдельные доски.

Алебарда стала более универсальной — ею можно колоть, как копьем, и рубить, как топором. Тяжелый молот в ваших руках способен быстро развалить щит, пробить любой блок, ошеломить и оглушить. Хороший удар может даже свалить оппонента с ног. Упавший открыт всем вашим ударам, пока, кряхтя, пытается подняться.

Щит отныне защищает лишь то, что закрывает, потому режущий удар по ногам прекрасно способствует опрокидыванию противника наземь. А щит, заброшенный за спину, неплохо прикрывает вашу спину от стрел.

Лук в ближнем бою — не лучший выбор.
Удар двуручного топора страшен. Главное только попасть...
Всадник на узких улочках много не навоюет.

Конные лучники — это еще куда ни шло, а вот пешему стрелку место только на стенах замка. Прилично попадать удается только на небольших расстояниях. Пара стрел — и уже пора вступать в ближний бой.

Парирование не спасает от кавалерийского наскока. При виде всадника всегда проще отступить в сторонку за дерево или камень и ткнуть в бок исподтишка. Но всадникам, в свою очередь, при новой боевой системе стало проще колоть — достаточно правильно выставить пику и умело управлять лошадью.

Как приятно на полном скаку врезаться в линию вражеских лучников!
Жаль, что солдаты редко держат строй и почти каждый бой превращается в кучу-малу.

Скакуна своего выбирайте с умом. На легкой лошади вас не догонят другие всадники и можно смело утыкать врага стрелами, как подушечку для иголок. Тяжело бронированный жеребец проламывает строй. А если уж завязнете в пехоте, доставайте юркую короткую саблю. Удары с коня все чаще приходятся в голову, и противники так и оседают штабелями наземь с окровавленными лицами...

Спешиться можно, только полностью остановив лошадь, а вот приказы подчиненным можно раздавать на полном скаку. Но двухуровневое меню, повешенное на F1-F6, неудобно. Перейдя ко второму уровню команд, нельзя вернуться. И свои настройки тоже сделать нельзя! Зато можно разделить отряды до боя на несколько групп, переименовать их и раздавать им во время схватки разные приказы. Прямо Total War, не слезая с седла...

В итоге бой стал разнообразнее, но при этом хаотичней и путаней. Рука новичка не сразу приноровится двигаться и одновременно рубить именно в том направлении, которое было задумано. Тем, кто привык насаживать врагов на пику в «Истории героя», здесь придется переучиваться.

На столь легкой и небронированной лошади нет шансов прорвать строй пехоты.
Сарранидский всадник без копья, а потому не так страшен пешему мне.
Застрявший на пару секунд в деревьях всадник — мертвый всадник.

Дорога к престолу

Первые шаги

Пока мы молоды и никто не признает в нас нового императора всея Кальрадии, нужно вести себя аккуратно. Местное население признает только деньги, и ничего, кроме денег. А потому в первую очередь нужно разжиться золотишком.

Честные заработки

Как честно заработать денег, никого не убивая?

Во-первых, торговать. Самые прибыльные схемы:

  • покупать в деревне скот, забивать на мясо, продавать в город;

  • закупать на севере рыбу и шерсть, продавать на юг;

  • закупать на юге одежду, продавать на север.

Копейщики без всяких напоминаний вышли в первый ряд, прикрывая арбалетчиков.
Это очень подозрительный официальный скриншот. Скажите, вы видите то же, что вижу я?

Другие же схемы надо разрабатывать на месте, исходя из перепада цен. Важно не ездить постоянно одними и теми же маршрутами.

Во-вторых, можно стать вассалом одного из королей. Монарх платит вам жалованье — небольшое, но прокормить войска хватит. Впоследствии за хорошую службу и выполнение поручений можно получить во владение деревеньку или даже замок, а с него тоже мало-помалу течет денежный ручеек. Кроме того, брак — дело, может, и не хорошее, зато прибыльное! Завоевать чье-нибудь сердце не так сложно — стихи, ухаживание, демонстрация храбрости, выполнение заданий родственников и прочие ритуальные пляски... А уж собственность вашей второй половинки тоже начнет приносить доход.

Бандитские заработки

Бесчестному кандидату в короли в «Эпохе турниров» есть где разгуляться. Если поймать феодала в военном походе и правильно с ним поговорить, то можно получить от него задание собрать налоги в его деревне. Набрать можно тысячи две. И, конечно же, отдавать хозяину их никто не планирует!

В селах можно красть скот, забивать его и продавать мясо. Набрав отряд головорезов пострашнее, можно уже и грабить деревни и караваны. Тут доход составляет уже тысяч пять за один заход. Главное — от возмездия успеть спрятаться в крепости другой нации...

Простой мародер морально вырос до... горного бандита? Или все-таки лесного?
Первым подниматься по штурмовой лестнице ой как неприятно! И еще раз ой!
Пока боярин занят войной, он поручил собрать для него налоги мне. Какая ошибка!

Воинские заработки

Как приятно почувствовать себя во главе победоносного войска!
Последнего морского разбойника берут в кольцо.

Воин зарабатывает не так много, как бандит, но зато параллельно получает опыт и не портит ни с кем отношений. Относительно неплохо можно зарабатывать на разбойниках. Лучше всего найти их логово и дежурить около него. Лагерь бандитов можно определить по большому количеству шныряющего вокруг отребья одного вида. Если проехать прямо рядом с ним, то он появляется на карте. Разорив его, тоже можно неплохо заработать. А через некоторое время логово появляется вновь — свято место пусто не бывает.

Второй заработок — продажи людей. Для этого вооружите своих людей оглушающим оружием, тогда к концу боя будет выживать больше раненых противников. Собираете шеренгу связанных людей, находите в таверне ближайшего города работорговца — и сбываете. Рыцари стоят ощутимо дороже простых разбойников. Кстати, в тех же тавернах можно устроить пьяную драку с одним из посетителей.

Нечестная игра

Можно облегчить себе игру, увеличив характеристики и количество золота на почти неограниченную величину. Для этого нужно выполнить экспорт персонажа. После этого в директории Мои документы\Mount&Blade Warband\Characters появляется обычный текстовый файл Имяперсонажа.txt. После внесения всех правок сохраните файл, а в игре сделайте импорт.

Венчание на царство

Королевский путь

При взгляде на драку на узкой лестнице вспоминается штурм Амбера.
Если мы отобъем этот ворот у врага — сможем закрыть вход в замок.

Как стать королем? Да не так уж и сложно. Не принимать ни у кого вассалитет, накопите денег, наберите  солдат, возьмите штурмом какой-нибудь захудалый замок. Если возможности для штурма нет, испортите отношения с этой фракцией — например, убивая крестьян. Альтернативный вариант — найти изгнанного наследника трона, присягнуть ему на верность, захватить несколько владений, присвоить всю эту роскошь, а потом разорвать с ним все отношения.

Своя недвижимость существенно упрощает игровой процесс. Возможность собирать налоги и вести менеджмент своих отрядов привлечет внимание любого! Но что делать, если ваш замок явилась осаждать добрая тысяча солдат противника? Для начала — не падать духом, а сохраниться. А потом выманивайте из группы лордов по одному и разбивайте небольшими отрядами. Если уже начался штурм, помните — города и замки имеют запасные выходы, через которые может пробираться только игрок.

Сподвижники

Мои грозные восемь крестьян вооружены косами и дубинками. Ничего, если кто-то выживет, я сделаю из вас настоящих солдат!
Странно, но все мои солдаты ринулись по одной лестнице. Видимо вторую из уважения освободили только для командира.

Простые рекруты и городские наемники одинаково растут в уровнях, одинаково требуют хлеба, сыра и капусты для пропитания да пару десятков монет для смены экипировки по достижении нового уровня. Разница только в том, что наемники лучше и гораздо дороже. Еще можно набирать войска бесплатно — когда вы разбиваете отряд противника, который вел с собой пленников. Счастливые и безмерно благодарные, они радостно присоединяются к вашей армии. Таким способом можно получить в свою армию экзотические войска — например, лесных бандитов или простых фермеров.

Но основные ваши помощники все же не солдаты, а герои. Их можно повстречать в тавернах, щедро дать на лапу и убедить присоединиться. Главное их полезное свойство — они так же бессмертны, как и ваше альтер эго. Поэтому они постоянно совершенствуются в боевых навыках, и снарядить их можно не хуже заправских рыцарей. В навыках им следует в первую очередь давать верховую езду, железную кожу и мощный удар или мощный выстрел. Конь и кожа дают им неплохую прибавку к здоровью, а кавалерийская пика или лук — для героев-сподвижников оптимальное оружие.

Мои солдаты освободили из плена крестьянку. Она собирается служить в моем отряде... Кем?
Как выясняется, из молодых крестьянок в суровом мужском обществе вырастают арбалетчицы.

Семь смертных боев

В сетевой игре сражаются обычно только игроки. Настройки иногда позволяют не только покупать экипировку, но и нанимать ботов. Деньги, заработанные за время вашей успешной игры, обнуляются при смене карты или сервера.

Чем отличаются режимы игры? В первых пяти режимах погибшие игроки возрождаются после небольшого промежутка времени, а в двух последних — только с началом следующего раунда.

Да, лучники всегда делают зарядку сразу после воскрешения. В здоровом теле — здоровый дух!
Порой в общей свалке сложно отличить своих от чужих.
Судьба двух пехотинцев в окружении моих конников незавидна.
  • Бой до смерти (deathmatch). Кровавая баня как она есть. Все колотят всех без остановки, игроки оживают почти мгновенно. Побеждает тот, кто набрал больше «фрагов» за отведенное время.

  • Командный бой до смерти (team deathmatch). Здесь, в отличие от предыдущего режима, у нас есть товарищи. Дружественный огонь вполне присутствует, и за удары по товарищам можно серьезно влипнуть. Побеждает та сторона, которая заработала больше «фрагов».

  • Захват (conquest). Как в Dawn of War, в этом режиме задача игроков — захватывать и удерживать контрольные точки. За удержание флагов на точке очки начисляются, а за гибель своих или потерю точек — снимаются. Проигрывает команда, чей счет достиг нуля.

  • Захват флага (capture the flag). Правила классические — захватываем флаг на вражеской базе, несем к своему флагу, получаем победное очко. В этом режиме игры преимущество конницы неоспоримо.

  • Флаг на соседнем пригорке. Но пока до него добежишь...
    При взгляде на мою бравую сотню поневоле вспоминается Total War.
    Мы ворвались во двор замка и вот-вот спустим знамя противника.
  • Осада (siege). Бой, что логично, происходит на карте с замком. Одна команда подкатывает осадную башню к стенам, штурмует замок, пробивается во двор и захватывает контрольную точку с флагштоком. Погибшие осаждающие восстанавливаются через пять секунд. Защитники препятствуют проникновению захватчиков во двор замка, но их потери восстанавливаются только через двадцать секунд. Конница используется редко, а при грамотной игре у атакующих шансов немного.

  • Битва (battle). Как и в командном бою до смерти, задача игроков — уничтожить отряд врага, но погибшие не возрождаются до начала следующего раунда. Если ни одна из команд долгое время не несет потерь, то включается режим «Царь горы». На карте появляется контрольная точка, и победа присуждается команде, которая сможет захватить и удержать ее.

  • Найти и уничтожить (fight and destroy). Одна команда защищает два разрушаемых объекта — катапульту и требюшет, вторая стремится их сломать. Игроки не возрождаются. Раунд заканчивается, когда оба объекта будут уничтожены, или одна из команд потеряет всех игроков, или когда истечет время.

Стена проломлена, осадная башня построена — осталось только подка-тить ее к крепости под градом стрел.
Режим «Осада» позволит нам исследовать запутанные коридоры вражеского замка.
Пока осажденные лучники обстреливают моих солдат, я забрался им за спины и...


Назад