Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Геннадий Сапрыкин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№8 (105) август 2010

Sam & Max: The Devil's Playhouse Episode 2: The Tomb of Sammun-Mak

Как много вы знаете частных сыщиков, готовых плюнуть на закон с высокой колокольни, а потом пару десятков раз обойти его — то стрельбу в общественном месте устроив, то достав улики с помощью шантажа и вымогательства? Разумеется, все ради благих целей, но все-таки — кто приходит на ум? Современные образы Шерлока Холмса и доктора Ватсона, созданные Гаем Ричи? Да, они подходят под описание, однако более или менее стараются дружить с полицией. Дэвид Эддисон и Мэдди Хейс из агентства «Лунный свет» — еще одно точное попадание. Профессиональные аферисты, они умудрились обвести вокруг пальца даже вампиров, но явных проблем с законом им удалось избежать.

Нет, все это совершенно не то. Единственные в мире детективы, способные дать взятку, прочесть ваши мысли, украсть ваш мобильник, телепортироваться в другое измерение, слетать на Луну и дать бой Линкольну, — это Сэм и Макс, наши старые знакомые, которые месяц назад начали свой третий крестовый поход в борьбе за всенародную любовь и улыбки до ушей.


В прошлой серии мы узнали, что маленький длинноухий кроликоподобный маньяк — обладатель великого Дара использовать древние магические артефакты. Заметим, игрушечные — телефон, трехмерные очки и прочую ерунду. Редкий талант вскоре обернулся проклятьем: на Землю прилетел галактический рецидивист генерал Скункапе, начавший охоту за волшебными вещицами и, разумеется, за Максом. Общими усилиями примата удалось отправить в тюрьму, из которой ему не выбраться в ближайшие несколько веков (банановые деревья тут ни при чем, другое измерение — вот в чем шутка!), а Сэм и Макс обнаружили подпольную секту хранителей самого могущественного артефакта — коробки Дьявола.

За столько лет изменилась лишь шляпа да усы.
Так выглядел Нью-Йорк времен Сэмета и Максимуса.

Но нашлась не только она, а и два скелета неподалеку, подозрительно напоминающих прямоходящего пса и непропорционального кролика. Самое любопытное — собака душила несчастного маленького зверька. Сказать, что сыщики были озадачены, значит надменно промолчать — их скривило так, что врагу не пожелать.

Кто же это? Неужели они, но из параллельной реальности? Нет, все гораздо прозаичнее. Дедушки Сэма и Макса проводили одно расследование в самом начале двадцатого века, а их похождения записали на пленку. Точнее, на четыре. Проектор стоял у стены, коробка с видео — тут же, а проиграть решили последний отрывок. Все в нем было хорошо, кроме концовки, и Макс уже потянулся к устройству, чтобы выключить его...

Вперед в прошлое

...но тут случилось непредвиденное: проектор оказался одним из артефактов, а кролик получил способность влиять на бегущие картинки. Естественно, они с Сэмом захотели помочь родственникам, за что сразу же и взялись. Правда, немного вразнобой. Как понять, какая пленка первая, а какая — последняя? После долгих мучений им удалось-таки включить нужную, и кино началось.

Импресарио всегда рад вам на представлении. Даже чересчур.
Интересный элемент декора — подвешенная вниз головой собака.

Как обычно, ничто не предвещало беды: детективы решили сходить в театр на шоу некоего Пэпервэйта, привезшего с собой Сфинкса. Ни в какое сравнение со своим каирским аналогом он не шел, но тоже был родом из Египта, да и загадку непростую загадывал. Настолько, что импресарио пообещал оплатить путешествие в страну фараонов тому, кто найдет решение. Ради интереса Сэмет и Максимус (дедушки все-таки родились в другое время) ввязались в авантюру и не прогадали — приключения начались.

Отправным пунктом стала пустая банка из-под орешков, на поверку оказавшаяся ручным телепортатором: если ее коснуться, то в мгновение ока можно уменьшиться в размерах, попасть внутрь и просидеть там сколько захочется. Да и полезные знакомства тоже помогли — где бы еще пес и кролик наткнулись на престарелого грубоватого ученого, шайку эльфов и кротиху с цыганскими наклонностями? А ведь это только в здании театра, не говоря уж о поезде, мчащемся из Египта в Нью-Йорк, и древнем храме, в котором мумия — самое безобидное существо.

Только здесь можно повстречать маленькую Эмилию Экхарт, в свои детские годы уже ставящую всех на место и играющую по своим правилам. Будущая летчица носится туда-сюда в авиаторских очках, засыпает под «Полет валькирий» и категорически спорит по любому поводу, будь то просьба покопаться в ее багаже или стать подопытным кроликом для эльфа-вампира.

Да, такие тут тоже водятся. Местные эльфы не вышли ростом и больше напоминают помощников Санта-Клауса, нежели величественных, благородных и прекрасных созданий. С интеллектом большинству тоже не свезло: в то время как один нацепил на голову консервную банку, остальные колотят по ней здоровенными ложками. Тем не менее укус кровососа кардинально меняет жизнь одного из них, а он, в свою очередь, стремится цапнуть кого-нибудь еще.

Что, собственно, и делает, обратив в вампира арийского искателя приключений. Немецкие словечки, худоба, два выпирающих клыка — Юрген быстро вписывается в новый образ, хотя еще недавно боялся себе подобных и захламил свое купе распятиями и связками чеснока. За что впоследствии и поплатился.

Жаль, что на дистрофичного Индиану Джонса не наложило проклятье кротовое семейство — пожилой папаша и сексуально озабоченная дочка по имени Нефертити. Сущее наказание эта девчушка — жуткая прическа, подростковые прыщики, огромные брекеты, перебор с макияжем и острое желание переспать хоть с кем-нибудь, да поскорей. А еще она умеет наводить порчу, как и ее папочка, — то в корову превратит, то заставит противоположный пол отлетать от Сэма и Макса. В прямом смысле.

То ли дело престарелый крот, хранитель коробки Дьявола, — вот кто проклинает так проклинает! Он может окружить сыщиков аурой неудачи и сорвать им все планы. А еще — подготовить смертельные ловушки, которые убьют героев, если сделать что-то не так.

Египетские боги благоволят фрескам Сэма и Макса.
Этот ученый — крайне недоброжелательный малый, но отлично подходит для манипуляций.

И только один из главных злодеев не выделяется ничем особенным — злющий историк, потративший долгие часы на поиск ответов и взявшийся за револьвер, чтобы наконец добиться своего. Какая банальность!

То ли дело говорящие фрески египетских богов и представительница подземного народа, одевающаяся в цыганском стиле, — они единственные понимают шутку про огурец, который разрезали вдоль. Более того, истерически смеются над ней и не понимают, почему Сэм и Макс стоят с каменными лицами и ждут хотя бы слова «лопата».

Впрочем, это единственный несмешной момент — сценаристы поиздевались надо всем, до чего руки дотянулись. Многочисленные пародии на голливудские фильмы, вроде «Мумии» и «Индианы Джонса», пламенный привет немому кино, высмеивание канонов жанра и острые перебранки детективов... Чего только стоит многоразовое разгребание багажа в поезде — дань традициям приключенческого кино!

Малютка Эмилия Экхарт — воплощение хитрости и коварства.
Ну где еще вы повстречаете эльфа-вампира?

В поисках ответов

Да, и вспомните-ка, когда последний раз вы видели в Sam & Max поезд? Настоящий, образца начала двадцатого века — с огромными вагонами, просторными купе и пассажирами, готовыми друг друга прибить? И это лишь один из новых уровней, а ведь есть еще бедные кварталы заснеженного Нью-Йорка и напичканный ловушками и секретными ходами храм. Новые уровни, полная смена состава и чуть отличающийся стиль в самом деле пошли второму эпизоду на пользу.

Сейчас мы заставим эту девушку сказать то, что нужно нам.
Бедняга не успел вовремя найти формулу для защиты от кровососов...

Но изменения не остались косметическими: Макс получил несколько новых игрушек, с помощью которых мы на этот раз решаем задачки. Про банку из-под орешков мы уже говорили, а другие две — кукла для чревовещания и кинопленка. Первая заставляет любой предмет или существо высказывать кроличьи мысли, вторая дает возможность вернуться в реальность, чтобы обдумать сложившуюся ситуацию.

Без этого не обойтись в большинстве ситуаций, ведь часто, чтобы разгадать загадку из одного мотка пленки, необходимо искать ответ в совершенно другом. Например, чтобы получить консервную банку в первом отрывке, нужно предложить эльфам игрушку взамен. На трехмерный квест они не соглашаются (отличная диалоговая опция), приходится лезть в третью часть, где малыши уже проводят испытания мини-биплана. Да и иероглифы из четвертого отрезка не прочесть без помощи кротихи из первого — все взаимосвязано.

Главное — нигде не просчитаться, иначе вас выкинут из поезда прямо на ходу или вы угодите в смертельную ловушку, из которой уже не выберетесь, — Сэм и Макс отныне смертны и могут вляпаться в такую ситуацию, из-за которой придется начинать с последнего сохранения.

Но если уж сумеете преодолеть все трудности, то авторы вознаградят вас сполна — концовка совершенно неожиданна и немного трагична. К тому же она оставляет множество вопросов, ответы на которые мы получим только в третьем эпизоде. Хорошо хоть ждать немного — всего-то месяц, но поскорее бы!

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9/10 9
сложные задачки, необычное повествование, способности Макса не отмечены
Графика
10/1010
симпатичный карикатурный стиль, хорошо прорисован-
ные персонажи, анимация, постановка сцен
не отмечены
Звук
10/1010
замечательная актерская игра, приятная музыка не отмечены
Игровой мир
10/1010
отличный сюжет, неожидан-
ные ходы, юмор, атмосфера, забавные персонажи
не отмечены
Удобство
7/10 7
дружелюбный интерфейс, удобный инвентарь «стрелочное» управле-
ние — не самое удобное
Новизна
да да

Интерес повторной игры
нетнет
Рейтинг
журнала
92%
Вердикт: Второй эпизод третьего сезона оказался даже большим сюрпризом, чем пилотный. Юмор стал еще острее, пес и кролик — еще хитрее, а сюжет — еще забавнее.
Награда
журнала КОРОНА


Назад