Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Александр Яковенко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№10 (107) октябрь 2010

FIFA 11

Дождались. На персоналках вышла полноценная версия FIFA — с современной графикой, передовым движком и многолетними традициями. Да здравствует конкуренция со стороны Pro Evo Soccer!

Канадский лорд

Выбор тактики в рамках обычного.

Первое впечатление от FIFA 11 — уверенность, основательность, надежность. Будто перед нами не симулятор, а йоркширская дубовая тумбочка позапрошлого века. Все игровые элементы продуманы и неторопливо доведены до ума. Это вам не «специальная версия для ПК», где можно было пуститься в безумные эксперименты!

Хотя разработкой ведает канадская студия, в игре сразу становится ясно: футбол — английское изобретение. Если вы знакомы с одной из прошлых версий, то без подготовки начнете обманывать защитников финтами, парой передач быстро начинать контратаки, навешивать в штрафную после фланговых прорывов. Даже и не думайте об управлении с клавиатуры, забудьте про пасы мышью. Наше оружие — геймпад, и его кнопки идеально связаны с движениями футболиста.

Первые впечатления просто отличные! Главные принципы новой FIFA те же, что и лет пять назад, но серия стоит на месте, старые идеи отшлифованы, а навязчивые проблемы куда-то исчезли. Такое впечатление, что сидишь за рулем давно знакомого автомобиля, который обзавелся форсированным двигателем.

Обработать мяч иногда очень непросто!
Яркие повторы в стиле
FIFA 11.

Яркий пример — моделирование борьбы между нападающим и защитником. Много лет назад мы смеялись над неуклюжей системой: два футболиста будто обменивались мячом при встрече. Теперь придраться не к чему, каждое движение мотивировано, каждая поза выглядит естественной.

Мяч не просто катится рядом с бегущим игроком — обрабатываются все прикосновения к нему. Чем лучше характеристики персонажа, тем лучше он управляется с дриблингом, тем меньше шансов случайно выпустить его за боковую линию.

Защитники при нажатии кнопки «перехват» не всегда бросаются в очумелый подкат. Если позволяет ситуация, они стараются резко всунуть ногу в эпицентр событий, чтобы выбить мяч куда подальше. Нужно ли говорить, что эффективность таких перехватов намного выше, чем у простых прыжков? И, главное, нельзя посетовать на несовершенство компьютера — повтор подробно покажет, как именно этот защитник всунул ногу, не противореча человеческой анатомии.

Один за всех, один за одного

Реклама заявляла о «впечатляющих новых режимах», но не удивляйтесь, по сути все осталось прежним. Все новые режимы сосредоточены в разделе «онлайн» и посвящены, по большей части, методам подбора соперников.

Рыжиков на воротах надежен.
Российская Премьер-лига может выглядеть неожиданно.

Самый интересный из них — Pro Club Championship, который позволяет объединяться в команды по пять человек, а потом соревноваться через интернет с такими же веселыми компаниями. Увы, FIFA 11 еще не поступила в продажу, и пресс-версия игры пока не позволила протестировать этот «клуб».

Откровенно радует поддержка локальной сети. Большинство разработчиков закрывает эту возможность из-за боязни пиратов, но EA не поддалась дурному примеру. С соседями можно играть и один на один в стандартном режиме, и команда против команды (до пяти человек с каждой стороны).

На привычном месте остались старые добрые режимы. Вы можете начать чемпионат в качестве тренера — хотя и не с такими возможностями, как в футбольном менеджере. Только не надейтесь мгновенно вывести любимый клуб в лидеры мирового футбола! FIFA 11 обладает значительной инерцией и изо всех сил старается сохранить статус-кво. Легко разве что загнать выбранную команду на дивизион ниже.

По-прежнему можно выбрать одного футболиста и провести весь матч в его шкуре. При этом нам заботливо укажут стрелкой, где именно нужно находиться, похвалят за удачный пас, обругают за потерю.

Борьба со злобой

Многие улучшения — не столько новинки, сколько исправления застарелых проблем. В прошлых FIFA многие элементы откровенно мешали и раздражали, так что изменения давно назрели.

Виртуальный Стивен Джеррард почему-то моложе настоящего.
Судья беспристрастен, даже лучше настоящего!

Сколько мы ругали фальшивые эмоции персонажей! Стоило мячику полететь не туда, и футболисты вскидывали к небу руки в отчаянном крике, падали на колени, хватали себя за дурную голову. И, главное, камера настойчиво крутилась вокруг виртуальных гамлетов, повторяя и повторяя нелепые жесты. В FIFA 11 все эмоции — лишь фон для футбола, они появляются на заднем плане, не отнимая у нас времени. Да и «актеры» стали спокойнее, не воспринимают каждый угловой как личную трагедию.

Судейство — более важный аспект. Арбитры наконец-то нашли баланс между бесконечными карточками и бездействием, так что судят вполне разумно. В большинстве случаев решения такие же, как и в реальном футболе (разве что искусственный интеллект не ошибается).

Явное отличие от реального судейства одно: шанс получить желтую карточку за отчаянный подкат намного выше, чем в жизни. Причины этого понятны, тайм длится всего лишь пять минут, нужно успеть раздать две-три карточки. Зато вполне можно защищаться вообще без подкатов, ведь перехватывать мяч стало легче.

Поумнели вратари. Они не бросаются вдруг в сторону, вовремя выходят из ворот и ликвидируют большинство опасных ситуаций. Даже «стопроцентный» момент может закончиться героическим броском, когда голкипер отведет уже верный гол.

По стопам Франкенштейна

Графика выглядит отлично, если учесть скромные системные требования (еще бы, ведь движок должен работать и на Xbox 360). Важнейшие проблемы исправлены. Добавилась новая система, реалистично обрабатывающая единоборства. Сделан важный шаг в онлайн. Итак, перед нами шедевр?..

Атаки по флангу — по-преж-
нему эффективное оружие.
Эмоции в FIFA 11 остались мимолетной деталью.

Нет, остался еще один шаг, самый важный из всех. Нужно еще свести все сверкающие фрагменты в единую работающую систему. И вот с этим случились проблемы.

FIFA 11 точно, даже досконально моделирует футбол — вот только не совсем тот футбол, что мы с вами любим. Здесь матчи целиком состоят из мелкой борьбы, прессинга, стычек, пинков, толчков, самоотверженных прыжков в ноги, постоянного давления по всему полю. Мы наблюдаем схватки не за жизнь, а за мяч.

Да, настолько же незрелищные матчи случаются и в нашей реальности. Верю, что ФК «Торонто» постоянно так сражается в MLS. Будем справедливы, в российском Первом дивизионе некоторые команды предпочитают бороться, а не играть. Никто не удивится, если «Интер» сцепится с «Челси» в безголевой тянучке.

Но не может же футбол состоять только из борьбы?! Чемпионские команды умеют вдруг взрываться гениальной передачей через все поле, изящной комбинацией, нестандартным ходом. Именно за эти редкие, но яркие взрывы зрители так любят реальные футбольные матчи.

Звезды занимают совсем небольшой процент ночного неба, но это не причина рисовать это небо как однородную беспросветную черноту.

Футболист познается в игре

Осталось впечатление, что канадские разработчики не ухватили что-то очень важное в футболе, какой-то неявный, но ключевой элемент. Еще бы, легко запутаться, когда занимаешься всем, от хоккея до бейсбола!

Дождь выглядит реалистично, но почти не влияет на движения мяча.
Защитники не дадут легко прорваться к воротам.

Показательная мелочь: когда мяч вылетает за пределы поля, таймер останавливается. Когда матч возобновляется, часы снова начинают идти. Хэй, это симулятор американского футбола или все-таки европейского соккера? Или это особенный, канадский, футбол?

Таких деталей много. На первый взгляд кажется, что все в порядке, но постепенно вылезает ощущение неправильности. Футболисты под управлением компьютера способны искать свободные зоны, открываться, предлагать себя, уходить на фланг. Никто не спорит, молодцы! Но в то же время крайние защитники любят окопаться в своей зоне и носа не показывать в атаке.

Да, некоторые из настоящих крайних беков тоже не ходят в атаку. Но разве можно представить себе такую ситуацию на обоих флангах в серьезном клубе? Застрявший в защите Майкон — это просто сюрреализм! Долгие манипуляции с тактическими настройками позволили-таки загнать защитников в атаку, но неприятный осадок остается.

На первый взгляд нас радует и противник, управляемый искусственным интеллектом. ИИ умеет, например, неожиданно разыгрывать стандарты, выводя свободного нападающего на ворота. Однако чем дольше мы играем с компьютером, тем чаще сталкиваемся с однообразной тактикой «проникнуть мелким пасом в штрафную и ударить». Да, тактика эффективна, но в жизни команды как-то придумывают разнообразные ходы к воротам.

Взгляд с поля

Даже отличная ударная позиция не гарантирует гол.
Режим камеры Pro приближает к нам ощущения футболиста.

У FIFA 11 есть неожиданное преимущество: симулятор дает ощущение футбола изнутри, со стороны обычного полузащитника или нападающего. То, что в телевизоре кажется ленивой перепасовкой, на деле оказывается напряженным, жестким соперничеством. Удобный режим камеры Pro позволяет проследить за этим соперничеством в подробностях (правда, мы уже видели похожую камеру в Pro Evolution Soccer).

Футбол из легкой игры превратился в мужскую работу на пределе сил. Если бы современные компьютеры умели передавать ароматы, из системного блока так и несло бы сильным запахом пота! Может, именно такой симулятор вы и ждали? Наконец-то компьютерный футбол способен не просто походить на телевизионную картинку, а проникнуть глубже в суть бега за мячом.

Увлекательность
8/10 8
Рейтинг
журнала
87%
Награда
журнала
ОРДЕН
Графика
9/10 9
Удобство
8/10 8
Управление
9/10 9
Физическая модель
10/1010
Запоминается
— умная, динамичная камера
— живые движения футболистов
Хотелось бы
— больше футбольной красоты
— усиленного влияния тактики
Вердикт
Реалистичный симулятор, превращающий футбол в грязную мужскую работу.



Назад