Лучшие компьютерные игры

ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Автор материала:
Николай Жогов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№10 (107) октябрь 2010

Полное погружение.Тестирование многоканальных игровых гарнитур Razer и Speedlink

Неизменный атрибут каждого заядлого любителя пострелять — игровая гарнитура. Верные наушники с микрофоном — практически незаменимая вещь в многопользовательских боевиках. «Уши» позволяют слышать все происходящее, не смущая родственников эфирной руганью и не отвлекаясь на орущий неподалеку телевизор, а микрофон дает возможность оперативно обмениваться с командой мыслями без отрыва от производства.

Кроме того, гарнитуры, как правило, обеспечивают лучшее позиционирование звука в пространстве, нежели обычные стереоколонки. Оно и понятно, в гарнитуре каждое ухо слышит только свой сигнал, звук не накладывается и не смешивается. Однако обычным гарнитурам нечего противопоставить акустическим системам 5.1 — многоканальная акустика сопровождает виртуальный взрыв за спиной громыханием сабвуфера и писком сателлитов, которые действительно находятся сзади. Обычные стереонаушники обеспечивают лишь жалкую имитацию этого эффекта. Но там, где простые гарнитуры бессильны, в дело вступают их специализированные собратья с поддержкой многоканального звучания. И уж им-то есть чем удивить игроков.

Razer Megalodon

Технические характеристики

Частотный диапазон наушников: 20-20 000 Гц.

Чувствительность наушников: 105±4 дБ.

Сопротивление наушников: 32 Ом.

Частотный диапазон микрофона: 50-16 000 Гц.

Чувствительность микрофона: 37±4 дБ.

Кабель: 3,3 м, в текстильной оплетке.

Подключение: USB (позолоченный разъем).

Дополнительно: внешний модуль управления, жесткий чехол, пластиковая подставка.

Цена: 8400 рублей.

Мегалодон — это такая акула, большая, зубастая и очень прожорливая. Пожалуй, даже слишком прожорливая: мегалодоны вымерли около двух миллионов лет назад, и не в последнюю очередь от недоедания — акуле длиной 18 метров и весом 50 тонн не так уж просто прокормиться.

Одноименная гарнитура во многом похожа на подводного монстра. У Razer хороший аппетит: за наушники с микрофоном компания просит 8400 рублей. Внушительная цифра, не правда ли?

Внешняя звуковая карта и органы управления «Мегалодона» объединены в специальном модуле.
Тезка древней акулы — Razer Megalodon.

Отчего «Мегалодон» стоит, как останки древнего хищника? Часть денег, естественно, берут за бренд, но у гарнитуры есть и козырь — поддержка фирменной системы обработки звука Razer Maelstrom Audio Engine, превращающей обычную стереогарнитуру в устройство с гордым шилдиком «7.1 Surround». Это значит, что у «Мегалодона» всего два рабочих динамика, как и у самых простых гарнитур, но путем виртуализации дополнительных каналов достигаются все эффекты объемного звучания. Конечно, о «настоящем» 7.1 здесь не может идти и речи, но в «Мегалодоне» игрок будет понимать, откуда исходит звук — справа или слева, сверху или снизу, спереди или сзади, — словом, точно так же, как в жизни. Обработкой звука занимается отдельный модуль, который распознается операционной системой как внешняя звуковая карта. Достаточно подключить гарнитуру к порту USB — и устройство готово к работе, Windows автоматически перенаправляет на него все аудиосигналы, никаких драйверов не требуется.

В итоге Maelstrom Audio Engine хорош сразу по трем причинам. Во-первых, передача обработки звука внешней звуковой карте позволяет снизить нагрузку на центральный процессор (по крайней мере, так утверждает Razer). Во-вторых, система использует продвинутый метод обработки звука, основанный на HRTF (Head Related Transfer Function, функция передачи, учитывающая строение головы, — подробнее о ней читайте во врезке). Благодаря большой вычислительной мощности Maelstrom Audio Engine учитывает большее число параметров источника звука, чем традиционные системы виртуализации, так что в подаваемый на каждый из динамиков сигнал вносится множество дополнительных изменений, улучшающих позиционирование звука. Кроме того, производитель утверждает, что разработка основана на технологиях, позаимствованных у военных — мол, изначально такие системы создавались «для пилотов истребителей, которым требовались звуковые предупреждения о приближающихся ракетах». Насколько это соответствует действительности, остается лишь гадать. И наконец, в-третьих, гарнитура абсолютно не требовательна к звуковой карте, установленной в системе. Все, что нужно творению Razer, — это свободный порт USB.

Это всё обман

Первые версии технологии HRTF (Head Related Transfer Function), учитывающей строение человеческой головы при создании виртуального трехмерного звука, появились еще в 80-х годах прошлого века. Основная задача этой технологии — изменять звук, подаваемый на каждое ухо, так, как он изменяется в реальной жизни в результате взаимодействия с человеческой головой.

Например, определяя местоположение источника звука в горизонтальной плоскости, мозг основывается на том, что звук попадает сначала в одно ухо, а затем в другое, причем во второе он приходит позже и с иной громкостью, так как на пути звуковой волны есть препятствие — голова. Анализируя задержку и уровни громкости для каждого из ушей, мозг понимает, откуда именно пришел звук.

Определяя местоположение источника в вертикальной плоскости, мозг анализирует дифракцию звука: любая звуковая волна попадает в наше ухо под определенным углом и, прежде чем дойти до слухового канала, многократно отражается от ушной раковины. Мозг декодирует эти искажения и определяет, под нами или над нами находится источник звука.

Технология HRTF позволяет имитировать все эти задержки и искажения, благодаря чему мы можем получать весьма точное позиционирование звука в пространстве с помощью всего лишь двух динамиков.

Впрочем, довольно о заумных технологиях. Пора достать гарнитуру из коробки и внимательно осмотреть. Выглядит «Мегалодон» внушительно. Внешняя часть наушников выполнена из глянцевого пластика, а внутренняя покрыта приятной бархатистой тканью. Дужка весьма удобна, амбушюры тоже — ничто не жмет и не натирает. С внешней стороны чашечки покрыты крупной жесткой сеткой и крепятся к оголовью с помощью тонких металлических дуг — такая конструкция предусматривает перемещение чашечек только вверх-вниз. На обоих «ушах» красуются круглые черные вставки со светящимся логотипом Razer, а к левому наушнику прикреплен добротный микрофон, который можно поворачивать и изгибать, настраивая под себя.

На наушниках Megalodon гордо красуется светящийся логотип Razer.
Жесткий чехол для переноса гарнитуры, идущий в комплекте с Megalodon, надежно защищает устройство от повреждений.

Теперь о внешнем модуле управления. Выполнен он в виде коробочки из черного глянцевого пластика, и функционал у него весьма богатый. На модуле расположено пять кнопок: три из них отвечают за настойку микрофона (регулировка чувствительности, громкость речи, отключение), две — за настройку наушников. С ними все несколько интереснее: верхняя кнопка активирует и деактивирует режим 7.1 (объемный звук — для игр, стерео — для музыки), а центральная, вновь со светящимся логотипом Razer, позволяет настроить громкость каждого из каналов. Регулировка осуществляется вращением колеса, опоясывающего центральную кнопку. Для удобства настройки слева от колеса находится светодиодная шкала, показывающая текущий уровень громкости или чувствительности. Словом, удобно чрезвычайно, только вот глянцевым модуль управления остается недолго: черный пластик собирает отпечатки пальцев на ура.

Приятное дополнение к гарнитуре — жесткий чехол, предназначенный для транспортировки и хранения «Мегалодона», и подставка из прозрачного тонированного пластика — на нее можно повесить не только «уши», но и модуль управления.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Добротность
9/10 9
стильный внешний вид, высокое качество сборки довольно маркий глянцевый пластик
Эргономичность
10/1010
тщательно выверенный дизайн, удобный внешний блок управления некоторым внешний блок управления может пока-
заться громоздким и тяжелым
Функциональность
9/10 9
высокое качество звучания и позиционирования звука, встроенная звуковая карта зависимость от ОС, не работает с обычной аудиотехникой
Эффективность
6/10 6
одна из лучших гарнитур современности цена очень высока
Награда
журнала
ЖЕЛЕЗНАЯ КОРОНА
Вердикт: Бескомпромиссное решение для заядлых игроков.
Рейтинг
журнала
85%

Speedlink Medusa NX 5.1

Технические характеристики

Частотный диапазон наушников: 20-20 000 Гц.

Чувствительность наушников: 115 дБ (передний / задний / центральный каналы), 120 дБ (сабвуфер).

Сопротивление наушников: 32 Ом (передний / задний / центральный каналы), 16 Ом (сабвуфер).

Частотный диапазон микрофона: 100-16 000 Гц.

Чувствительность микрофона: 45 дБ.

Кабель: 3,8 м.

Подключение: 4х mini-jack, USB.

Дополнительно: вибромотор, мягкий чехол, адаптер питания от электросети, кабели mini-jack-RCA.

Цена: 3100 рублей.

Гарнитура Speedlink, как и гарнитура Razer, названа в честь обитателя морских глубин. Медуза не такое злобное существо, как 50-тонная акула, но и безвредным киселем ее не назовешь — отдельные разновидности медуз могут достигать в длину десятков метров и весить несколько центнеров, и уж если такая милашка острекает человека, то исход наверняка будет летальным. Осталось только понять, в честь какой именно медузы названа гарнитура Speedlink — безвредной малютки или все-таки грозного гиганта?

Второй подводный житель, участвующий в нашем тестировании, — Speedlink Medusa NX 5.1.
Гарнитура Speedlink также комплектуется чехольчи-
ком, но он довольно мягкий и может защитить разве что от пыли.

Хотя и «Мегалодон», и «Медуза» гордо именуются многоканальными решениями, у них мало общего, Speedlink выбрала совсем не такой подход к гарнитуростроению, как Razer. Создатели «Медузы» не стали заигрывать с виртуализацией и отдали предпочтение «честному» звуку 5.1, где за каждый канал отвечает собственный динамик, расположенный соответствующим образом. Иными словами, если выстрел в игре происходит за спиной, то и звук к уху поступает откуда-то сзади — никаких хитрых преобразований сигнала при этом не производится. В теории такой подход наилучшим образом сказывается на качестве позиционирования звука, но неважная реализация может зарубить весь трехмерный эффект на корню.

Встроенной звуковой карты у Medusa NX 5.1 нет, так что для подключения гарнитуры к компьютеру используются традиционные разъемы мини-джек (mini-jack). Правда, их здесь не два, как у обычных гарнитур, а четыре: для микрофона, сабвуфера, задних динамиков и привычного стереозвука. В разъемы на клавиатуре или передней панели корпуса все это добро не воткнешь — гарнитуру придется подключать непосредственно к звуковой карте, и обилие проводов может создать определенные проблемы. Во-первых, из-за «Медузы» в системе может не остаться выходов для подключения полноценной акустики. Во-вторых, невозможно будет активировать все каналы при работе с компьютерами Mac, так как у них не найдется такого количества аудиоразъемов. В то же время «Медуза» никак не привязана к программной платформе, так что эту гарнитуру можно использовать не только с компьютером, но и с mp3-плеером (правда, лишь в стереорежиме) и даже с бытовым DVD-проигрывателем — в комплекте идут переходники с мини-джеков на «тюльпаны» (RCA).

Пульт управления «Медузой» особой изысканностью не отличается.

Обработка басов в «Медузе» реализована необычным образом: наушники не только выдают сочное низкое звучание, но и сопровождают его вибрацией. Это чем-то напоминает обратную связь в игровых рулях и геймпадах, только тут гарнитура реагирует не на действия игрока, а на количество басов в эфире. Иными словами, вибромоторы вступают в дело не только от виртуального взрыва, но и от звуков бас-гитары в музыкальной дорожке. Для работы вибрации требуется дополнительное питание, которое обеспечивается через разъем USB. Если свободные USB-порты вдруг отсутствуют (например, если «Медуза» подключена к DVD-плееру), то можно запитать гарнитуру от обычной розетки — адаптер тоже идет в комплекте.

Неоспоримое достоинство «Медузы» — богатая комплектация: все нужные провода поставляются вместе с гарнитурой.
Для подключения Medusa NX 5.1 придется задействовать большое число разъемов — на каждом из них есть маленький ярлычок («Микрофон», «Сабвуфер» и т.д.).

Выглядит «Медуза» не так эффектно, как «Мегалодон». Светящихся вставок у гарнитуры Speedlink нет, вместо богатого бархата оголовье обрамляет обычный кожзаменитель, да и пластик здесь не глянцевый, а матовый. Микрофон вообще оставляет неприятное впечатление: вместо жесткой пластмассовой дужки, как у Razer, мы наблюдаем тонкий гибкий шланг. Однако простой внешний вид не мешает гарнитуре быть по-настоящему удобной: «Медуза» сидит на голове как влитая и не вызывает дискомфорта даже после многих часов ношения.

Пульт управления гарнитурой расположен на проводе и во время игры оказывается аккурат на коленях. С пульта можно регулировать громкость каждого из каналов, настраивать силу вибрации и включать и выключать устройство. Из световой индикации — лишь одна лампочка, загорающаяся при включении гарнитуры. Опять-таки здесь все проще, чем у Razer, но это закономерно, учитывая цену Medusa NX 5.1 — гарнитура Speedlink дешевле «Мегалодона» больше чем в два раза — и во многом благодаря отказу от дизайнерских изысков.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Добротность
8/10 8
хорошее качество сборки не вызывающий доверия микрофон, скучный внешний вид
Эргономичность
8/10 8
удобные амбушюры, пульт управления большое число кабелей
Функциональность
10/1010
«честный» 5.1, превосходное звучание и позиционирование, работает с любой аудиотехни-
кой, есть функция вибрации, все необходимые провода в комплекте
не отмечено
Эффективность
9/10 9
привлекательная цена... ...но хотелось бы еще привлекательнее
Награда
журнала
ЖЕЛЕЗНЫЙ ОРДЕН
Вердикт: Великолепная игровая гарнитура по адекватной цене.
Рейтинг
журнала
88%

Глубина-глубина, я... твой?

Полевые испытания гарнитур не оставляют сомнений: перед нами настоящие орудия киберспортсменов, причем мы не можем сказать, что одна из гарнитур определенно лучше другой. Несмотря на то, что устройства кардинально отличаются друг от друга, оба они обеспечивают великолепное позиционирование звука. Что в Megalodon, что в Medusa NX 5.1 о приближении врага узнаешь задолго до того, как он показывается на горизонте. В Left 4 Dead инфицированные противники вычисляются, как только издают первый звук: у курильщиков, охотников и прочей нечисти практически не остается шансов. В Team Fortress 2 начинаешь чуть ли не через полкарты определять, кто, кого, где и чем убивает; пушки инженера перестают заставать врасплох: писк турелей, едва слышимый в обычных колонках, в гарнитурах сдает постройки с потрохами. При этом превосходное качество звучания позволяет обнаруживать в играх такие звуки, о которых раньше и мысли не было, и в этом плане и «Медуза», и «Мегалодон» хороши не только для сетевых боевиков, но и для ролевых игр и даже стратегий.

Единственная уловимая разница по части «трехмерности» заключается в том, что «Мегалодон» лучше справляется с вертикальным позиционированием звука: алгоритмы HRTF хотя и с трудом, но все же творят такие фокусы, в то время как в традиционных системах 5.1 вертикальная составляющая игнорируется. Однако в бою — если только это не воздушный бой — потребность в вертикальном позиционировании возникает редко, так что этот минус Medusa NX 5.1 не столь весом. К тому же гарнитура Speedlink подбадривает игрока своевременной вибрацией, усиливающей эффект погружения в игру, а Megalodon этого делать не умеет.

Что касается музыки, то мы рекомендуем отключать у гарнитуры Razer режим 7.1. Виртуализация незаменима в играх, но при прослушивании любимых треков она лишь размывает звук, делая его менее четким, а вот в режиме 2.0 звучание просто отличное. Medusa NX 5.1 при прослушивании двухканальной музыки также оказывается на высоте, да и вибромоторы вносят свою изюминку в процесс. Ну а при работе с музыкой 5.1 и фильмами с многоканальной дорожкой обе гарнитуры оставляют далеко позади своих собратьев традиционной конструкции. Кстати говоря, и «Мегалодон», и «Медуза» обладают большим запасом громкости, так что при желании музыку или звуковые дорожки фильмов можно слушать, просто положив гарнитуру на стол.

Микрофоны у обоих устройств самые обычные, вроде тех, что встраивают в гарнитуры за 500-600 рублей. Собеседники будут вас слышать, да и голос наверняка узнают — а большего от гарнитуры и не требуется, верно? Для записи вокальных партий используется совсем другое оборудование.


***

Какая гарнитура лучше? Однозначного победителя в этой схватке нет. Так, гарнитура Speedlink демонстрирует великолепное соотношение цены и качества. Она не только сопоставима с «Мегалодоном» по звучанию, но и дополнена функцией вибрации. Грех не дать Medusa NX 5.1 «Железный орден».

Однако «Медуза» сдает позиции, когда речь идет о вторичных характеристиках: выглядит она незатейливо, пульт управления предельно прост, а обилие подключаемых проводов может вызывать проблемы. К тому же не стоит забывать, что звучание этой гарнитуры напрямую зависит от качества вашей звуковой карты: в тандеме со старым интегрированным аудио Medusa NX 5.1 может растерять все свое очарование. Правда, за разницу в цене между «Медузой» и «Мегалодоном» можно приобрести шикарную звуковую карту, да и встроенные решения на дорогих материнских платах не так уж плохи...

Ну а Razer Megalodon — это продукт, вылизанный до блеска. В нем нет места компромиссам, и этим объясняется его цена. Это стильная удобная гарнитура для заядлых игроков, и ей абсолютно плевать, к какой системе ее подключили — лишь бы был Windows на борту. Если вы максималист, то Razer Megalodon — это ваш выбор. За такой подход к вопросу гарнитура получает от нас «Железную корону».



Назад