ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
“имур ’орев
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є10 (107) окт€брь 2010
вид дл€ печати

F-19 Stealth Fighter

∆анр:
симул€тор техники авиасимул€тор
–азработчик:
MicroProse
»здатель:
MicroProse
¬ –оссии:
Boriss Software
—етевые режимы:
нет

— ¬от тут наш парторг говорил, что  узьма ”ль€нович сбил сегодн€ свой тыс€чный ћи√. ј ведь, кроме этого, он, к примеру, четыре тыс€чи п€тьсот раз разрушил локатор под “риполи, а если мы все ракетные катера посчитаем да еще аэродромы прибавим, така€ цифирь выйдет!

¬. ѕелевин, «ѕринц √осплана»


„ерный самолет летит, прижима€сь к самой земле и осторожно лавиру€ между горами. Ћокаторы тщетно пытаютс€ нащупать его отражение в жарких небесах Ћивии. Ќад аэродромами болтаютс€ ћи√и, готовые немедленно отправитьс€ на разведку, так что приходитс€ действовать быстро. ѕока разворачиваетс€ вокруг себ€ ближайший радар, у самолета раскрываетс€ бомболюк, и ракета «ћэверик» устремл€етс€ к цели.  огда прилет€т истребители, нас здесь уже не будет. ƒлинным виражом самолет-невидимка разворачиваетс€ на север и уходит к морю.


—мотрите! Ѕывший пилот об- любовал себе авиасимул€тор — игральный автомат Red Baron от Atari.

—ида ћейера и его самую знаменитую стратегию знают все. Ќо далеко не все могут с ходу ответить на вопрос «как начиналась карьера творца «÷ивилизаций» в игровой индустрии».

ѕервыми играми —ида ћейера и его студии MicroProse были военные авиасимул€торы. —амой знаменитой игрой в этом жанре (особенно в ———–) и стал F-19 Stealth Fighter, вышедший в 1988 году. »стори€ его разработки необычна и очень тесно св€зана с историей самой MicroProse.

«¬ воздухе — ћейер!»

—ид ћейер, восьмидес€тые

ѕеренесемс€ на двадцать восемь лет в прошлое.

Ћас-¬егас. 1982 год. ƒва работника солидной корпорации «ƒженерал »нструментс» беззаботно провод€т отпуск среди огней города пороков. ќни слон€ютс€ по улицам, загл€дывают в казино, играют в рулетку и кут€т в ночных клубах. ¬ один прекрасный день после небольшой, но деньгопролитной схватки с однорукими бандитами безошибочное чутье приводит обоих в зал игровых аркадных автоматов.

ƒавайте познакомимс€ с ними. “от, что помладше, канадец с мечтательным взгл€дом за€длого «атаришника» — —идни. ќн инженер и занимаетс€ важным делом — программирует мини-компьютеры дл€ подразделени€ бизнес-систем. “от, что постарше и посерьезнее, — его начальник ƒжон ”илбур —тили, директор подразделени€. ћежду прочим, он не абы кто, а пилот ¬¬— —Ўј — в армии он получил прозвище «ƒикий Ѕилл», подвизалс€ на истребител€х и даже работал инструктором. ”илбур дослужилс€ до майора, а из армии ушел, когда забуксовала его военна€ карьера.

— этого игрального автомата Atari все и началось.
Ѕилл —тили, пилот, второй основатель и босс MicroProse.

—мотрите! Ѕывший пилот облюбовал себе авиасимул€тор — игральный автомат Red Baron от Atari. ќн собираетс€ надрать —идни задницу, задавив его опытом военного летчика. «’оть тут выиграю», — решает ƒикий Ѕилл и забрасывает в автомат монету. »нженер присоедин€етс€. ѕоначалу Ѕилл —тили и впр€мь одерживает верх, но —идни быстро осваивает алгоритмы управлени€ и вскоре решительно ведет по очкам — с полным презрением к субординации.

— ƒурацка€ игра, — говорит огорченный директор. — —овершенно нереалистична€.

— ƒействительно, реализм тут не на высоте, да и графика не очень, — миролюбиво соглашаетс€ —идни ћейер. — я и то смог бы написать игрушку получше, и всего за неделю.

» тут Ѕилл —тили задумываетс€ на минуту и говорит:

— «наешь, если бы ты и впр€мь это сделал, € бы смог эту игрушку продать во все офицерские клубы мира.

— »дет! — отвечает канадец самоуверенно.

«Ѕќћ-ћ-ћ!» Ёто пробили незримые часы —удьбы. Ќи —идни, ни Ѕилл их не услышали — они еще не знают, что с этой минуты началась истори€ MicroProse и игрова€ карьера —ида ћейера.

—туди€ уходит в небо

Hellcat Ace — первый авиасимул€тор и перва€ игра —ида ћейера.

ѕрошла недел€, и... Ќа самом деле прошло два мес€ца, но это не суть важно — главное, что в один прекрасный день в кабинет директора ввалилс€ си€ющий —ид ћейер и вынул из папки диск.

— ¬от тебе тво€ игра, — сказал он. — ќна, правда, про самолеты ¬торой мировой. я назвал ее Hellcat Ace.

— ¬от тебе тво€ игра, — сказал он. — ќна, правда, про самолеты ¬торой мировой. я назвал ее Hellcat Ace.

ќстальное — истори€. »стори€ энтузиазма, бессонных ночей, первых побед и поздних разочарований, огромных тиражей и всеобщего признани€. », конечно, это истори€ тех четырех сотен игр, которые выпустила студи€ MicroProse, основанна€ —идом ћейером и Ѕиллом —тили в 1982 году в ћэриленде. ѕрости, «ƒженерал »нструментс», тебе были нужны талантливые инженеры, а миру нужна была «÷ивилизаци€»!

¬прочем, до нее еще дев€ть лет, а у —ида ћейера хватает работы. »гровой рынок возвращаетс€ к жизни после «великого краха», от обили€ мощных компьютерных платформ глаза разбегаютс€ — Commodore, Amiga, Spectrum, Atari, IBM — и игроки каждой требуют к себе внимани€!

«¬ы хочете игры? »х есть у мен€!» MicroProse разрабатывает и издает их по несколько штук в год — Spitfire Ace, Chopper Rescue, Floyd of the Jungle, AcroJet, Solo Flight, Crusade in Europe... ћногие из них оказались совершенно забыты и сейчас представл€ют лишь археологический интерес. ѕервой относительно известной игрой стала стратеги€ NATO Commander (1984), в которой нужно было победить ———– и силы ¬аршавского договора на европейском театре военных действий.

F-15 Strike Eagle — первый безусловный хит от MicroProse.
¬ертолетный сим Gunship в середине восьмидес€тых вывел графику на новый уровень.

  1985 году у MicroProse уже сложилась репутаци€ разработчика оригинальных игр дл€ разных платформ. —ид ћейер не оставл€л самолеты — например, в гражданском авиасиме Solo Flight игроку предлагалось развозить почту над местностью, скопированной с реальных карт. Ќе об€зательно было лично садитьс€ за штурвал, именно в 1985 году вышел Kennedy Approach — забытый ныне симул€тор работы авиадиспетчера. »ногда, впрочем, бывшего инженера заносило в совсем другие стихии: в том же году MicroProse выпустила Silent Service — первый в своем роде и нынче считающийс€ классическим симул€тор подводной лодки.

ќднако первый насто€щий громкий хит студии оказалс€ все-таки леталкой, и называлс€ он F-15 Strike Eagle. “рехмерные сражени€ в воздухе поразили публику, не избалованную ни военными самолетами, ни третьим измерением, ни реальными картами зон боевых действий. јвиасимул€тор перенесли на дюжину платформ, он в результате разошелс€ полуторамиллионным тиражом и дал начало игровой серии. ј еще он дал студии бесценный опыт, наработки и ноу-хау, которые позже пригодились в разработке F-19 Stealth Fighter.

¬ 1986 году произошла еще одна маленька€ революци€ — в симул€торе вертолета Gunship разработчики впервые сумели «раскрасить» мир. ƒо него трехмерные модели были одноцветными «проволочными». “еперь же каждый треугольник имел свой собственный цвет. Ёто был огромный скачок в графике — она становилась намного более реалистичной и убедительной. ¬ этом же графическом стиле и создавалс€ симул€тор F-19. Ќо не сразу.

ѕочему именно 19?

“айна обозначени€ «F-19» не раскрыта и поныне. ƒело в том, что в 1962 году в USAF ввели обозначени€ самолетов, состо€щие из буквы, индекса и прозвища. Ѕуква «ј» давалась штурмовикам (например, A-10 Thunderbolt II), буква B — бомбардировщикам (B-52 Stratofortress), а «F» — истребител€м (F-15 Eagle).

“аким представл€ли себе секретный самолет в середине восьмидес€тых.

ѕервым истребителем под новым обозначением стал F-1 Fury. —амолетов в —Ўј разрабатывали много, так что индекс рос быстро и скоро стал двузначным. “о, что «F-13» не было из соображений суевери€, — пон€тно. Ќо вот что странно — сразу после F/A-18 Hornet последовала модель F-20 Tigershark. ј где же F-19?

 омандование ¬¬— объ€снило, что не стало называть так самолет, чтобы не путать его с ћи√-19, а то мало ли что может случитьс€ — дело-то военное! Ќо публика не поверила объ€снению, когда по€вилс€ самолет F-21 Kfir. ѕочему его не бо€тс€ спутать с ћи√-21? ѕосле того как администраци€ —Ўј признала, что работает над самолетом-невидимкой, правдоподобнее всего выгл€дело предположение о том, что самолет такой на самом деле есть, просто он страшно секретный!

 ак мог выгл€деть гипотетический F-19? »сход€ из того, что было известно о технологии «стелс», художники изображали таинственный самолет как «зализанный» и закругленный вариант высотного разведчика SR-71 Blackbird. Ётот самолет, родом еще из шестидес€тых, и сейчас выгл€дит вполне современно и даже «стелсово». Ќичего удивительного — его делали максимально незаметным дл€ радаров. ѕравда, это ему не помогло — «ƒрозда» видели все из-за того, что он разогревал воздух и разогревалс€ сам при полете на сверхзвуке. «а всю историю полетов SR-71 по нему выпустили тыс€чи зенитных ракет, но ни одна не могла угнатьс€ за ним, потому что летчик, повину€сь сигналу тревоги, прибавл€л газу и разгон€лс€ до километра в секунду.

Ѕольше всего гипотетичес-
кий F-19 походил на реальный самолет-разведчик SR-71 Blackbird.

»менно такой «дроздовый» вариант F-19 и стал общеприн€тым.   середине восьмидес€тых мода на таинственный самолет достигла пика — в 1986 году даже выходили пластиковые модели дл€ сборки «F-19 Stealth Fighter». Ќовейший самолет «F-19 Ghostrider» был замечен и в романе “ома  лэнси « расный шторм поднимаетс€» — писатель тоже решил, что крыль€ такой машины должны быть закруглены.

¬ но€бре 1988 года в прессу попала фотографи€ странного угловатого агрегата, и ¬¬— —Ўј пришлось признать наличие «невидимки» и показать его публике. Ќикаких закругленных крыльев — какой удар дл€ художников! Ќо почему он называетс€ F-117? Ќеужели верси€ о секретном «F-19» оказалась ложной? ѕо привычке никто военным не поверил, так что в некоторых авиационных музе€х и справочниках источниках самолет и поныне отмечен как «F-19 (см. F-117)». ¬озможно, обозначение «F-19» носил его ранний прототип. ¬ любом случае, отыскать св€зь F-117 Nighthawk и числа 19 так и не удалось.

Ѕывает! ƒело-то военное.

—проектировать то, не знаю что

¬тора€ половина восьмидес€тых. ћирова€ гонка вооружений и ’олодна€ война идут на убыль. ѕрезидент —Ўј –ональд –ейган встречаетс€ с √орбачевым и ведет переговоры о сокращении €дерного потенциала. Ћиви€ подвергаетс€ бомбардировкам. ¬ойны в ѕерсидском заливе. ¬зрываетс€ «„елленджер» и четвертый энергоблок „ернобыльской јЁ—. —оветский —оюз лихорадит, но никто еще не знает, что его дни уже сочтены.

 ак раз в те годы на фоне реформы ћинистерства обороны —Ўј умами публики завладела технологи€ «stealth». Ќевидимые самолеты — сами по себе удивительна€ новинка, а св€занна€ с ними атмосфера строжайшей секретности только подстегивала всеобщий интерес. ≈ще в 1980 году администраци€ президента  артера признала, что работы по созданию невидимых дл€ радаров самолетов ведутс€, так что все догадывались, что такой самолет уже существует, хот€ ¬¬— —Ўј все отрицало.

» действительно, знаменитый самолет-невидимка F-117 Nighthawk подн€лс€ в воздух еще в 1981 году, а поступил на вооружение два года спуст€. ќднако почти до конца дес€тилети€ никто не знал даже, как он выгл€дит, не говор€ уже о технических характеристиках, которые оставались секретными еще много лет.

Ѕлагодар€ этой почти мистической атмосфере, окружающей технологию stealth, разработчикам MicroProse пришла в голову иде€ создать первый в своем роде авиасимул€тор с элементами скрытности. Ќе просто летать и стрел€ть во все подр€д, а тихо крастьс€ у земли под лучами радаров и бдительными взгл€дами пилотов вражеских истребителей, а потом нанести удар — и смытьс€. —казано — сделано! –абота над игрой закипела, и в 1987 году она была готова!

»значально авиасимул€тор разрабатывалс€ дл€ платформ Commodore 64/ZX Spectrum и называлс€ Project Stealth Fighter. —ид ћейер в создании игры участи€ не принимал. Ќовый проект оказалс€ довольно успешным. ќднако он так бы и сгинул среди других неплохих игрушек, если бы не попал в руки —ида ћейера с пометкой «перенести на PC».

Ќо просто перенести игру на новую платформу —ид не захотел. ќн прекрасно понимал, что врем€ Commodore и ZX уходит, а фаворитом становитс€ IBM PC. ¬ те годы биллгейтсовских 640 килобайт пам€ти пока еще хватало всем и каждому, а вышедший недавно супермощный 32-битный микропроцессор Intel 80386SX давал такого угл€, что некогда попул€рным типам домашних компьютеров только и оставалось, что нервно курить в углу.

¬ид у самолета-неви-
димки от MicroProse вполне классический.

Ќо не перенос на новую платформу, а полностью переделанна€, современна€ игра нужна была —иду ћейеру. ќн подключил к конверсии игры лучших сотрудников, заручилс€ поддержкой начальства и начал работу над 16-битной версией.

√рафика Project Stealth Fighter не дот€гивала до Gunship и не устраивала —ида ћейера.

–абота зан€ла больше года, и команда разработчиков F-19 посто€нно увеличивалась. ¬ игре мен€ли абсолютно все, оставив нетронутой лишь главную концепцию. ѕеределывались интерфейс, графика, управление, искусственный интеллект, звук, карты, физическа€ модель. ¬оодушевление охватило всех, и даже секретарши знали, что готовитс€ нечто грандиозное.   концу года практически все ведущие сотрудники MicroProse работали над проектом —ида ћейера, но времени все равно не хватило. ќжидалось, что обновленный симул€тор будет готов к началу осени 1988 года, но игра была закончена лишь в но€бре.

«а этот год —ид ћейер выложилс€ полностью. ѕозже он сказал:

— F-19 был последним симул€тором, который € написал. ¬ него € вложил все, что знал о создании летных симул€торов, и после него у мен€ никогда больше не возникало потребности написать другой. Ёто, впрочем, не значит, что Ѕилл врем€ от времени не просил мен€ заниматьс€ ими.


Ќова€ игра по сути уже не была Project Stealth Fighter, так что ее решили переименовать. —имул€тор получил название F-19 Stealth Fighter (а почему именно F-19 — читайте во врезке).

Ѕез карты — ни шагу

“ех, кто не мог отличить ћи√-21 от »л-76, тоже допускали в игру, но лишь в тренировочные миссии.

√де карта, Ѕилли? — ј вот карта, —идни!

F-19 встречал игрока несложным тестом на распознавание самолета по картинке. “ех, кто не мог отличить ћи√-21 от »л-76, тоже допускали в игру, но лишь в тренировочные миссии. ≈сли ответ дан правильно — игроку предлагают назвать или выбрать пилота, чьей карьерой он займетс€. ѕотом — выбор театра боевых действий. ¬сего их было четыре, кажда€ — размером в миллион квадратных километров.

Ћегче всего начинающему пилоту было осваивать окрестности Ћивии, где главными наземными цел€ми были радары, базы террористов и военные объекты. „уть сложнее — ѕерсидский залив, где приходилось взлетать и приземл€тьс€ на авианосцы. ≈ще труднее было внедр€тьс€ в советское воздушное пространство  ольского полуострова, пыта€сь сфотографировать корабли и базы подводных лодок. Ќо хуже всего была ÷ентральна€ ≈вропа, где от радаров и вражеских самолетов было буквально не продохнуть.

»грок выбирал тип миссии (работу по наземным объектам или самолетам), уровень врагов (продвинутые радары и самолеты не только были «умнее», в них и попасть было труднее) и реалистичность физики. Ќа самом легком уровне можно было ездить по горам и мор€м, а на самом трудном приходилось долго учитьс€, чтобы при посадке не набрать полный рот земли.

ќпытные пилоты гордились умением грамотно сажать F-19.

ѕо иронии судьбы перва€ нечетка€ зерниста€ фотографи€ реального самолета-невидимки попала в прессу через счи- танные дни после релиза F-19.

» физика, и карта, и уровень врагов вли€ли на то, как начисл€ютс€ очки по результатам миссии. ќчки определ€ли продвижение по службе и награды, так что с врагами-«новичками» нечего было и думать, чтобы дослужитьс€ до бригадного генерала и получить орден за храбрость. Ќо кроме всего этого был еще один выбор — тип конфликта, в котором мы участвуем. ’олодна€ война подразумевала скрытность любой ценой — очки начисл€ютс€ за каждую минуту над вражеской территорией и снимаютс€, даже если наш самолет кто-то заметил. ќграниченный конфликт позвол€л нападать на вражеские объекты первым. Ќеограниченный конфликт разрешал «свободную охоту» и даже стрельбу по мирным объектам.

—ами задани€ формировались случайным образом из списка параметров. —фотографировать, уничтожить, перехватить важный самолет, разбомбить мост... ¬ыбрав себе оружие по вкусу и тщательно разобравшись на карте, где радары, где цели, а где скоплени€ врагов, игрок отправл€лс€ на задание. — этой минуты он сам себе командир, штурман и стрелок. ќн один в небе, но каждый его шаг записываетс€ и запоминаетс€ — и потом на заключительном дебрифинге ему расскажут и покажут все: и как он летел, и как он стрел€л, и куда он попадал.

„то такое stealth-технологии

ѕервые попытки спр€тать технику от радаров делали еще немцы во врем€ ¬торой мировой. ƒобитьс€ чего-то существенного они уже не успели, а после войны интерес к самолетам типа «летающее крыло» с антирадарным покрытием угас.

 
Ѕомбардировщик B-2 Spirit — современное развитие идей конструкторов сороковых.

¬ 1960 году, после того как ———– сбил самолет ”-2 и захватил пилота √эри ѕауэрса, —Ўј серьезно заинтересовались вопросом незаметных самолетов. ѕоначалу дело не заладилось — пришлось вместо невидимки создать самолет SR-71 Blackbird, который мог обогнать любую ракету. Ќо «ƒрозд» был разведчиком и в бо€х участвовать не мог. ¬ьетнам еще раз показал, насколько у€звимы американские самолеты против советских зенитных систем.

ѕрорыв в технологи€х јмерике помогли сделать, как это ни иронично, именно советские ученые. Ќаучна€ работа советского физика ѕетра ”фимцева «ћетод краевых волн в физической теории дифракции» вышла в 1962 году. ”фимцев написал уравнени€, позвол€ющие вычисл€ть относительную заметность поверхности самолета дл€ радаров. ¬ семидес€тых его работа попалась на глаза разведке —Ўј. ѕолучив математический аппарат, компани€ Lockheed и создала прототип «Ѕриллиант безнадеги», который позже превратилс€ в самолет-невидимку F-117 Nighthawk.

ј вот и главные принципы, по которым создаютс€ самолеты-невидимки:

Ќевидимками бывают вертолеты...
  • ‘орма самолета. ѕлоский низ и плоский либо граненый верх отражают лучи радара куда угодно, но не в направлении самого радара. —табилизатор либо устанавливаетс€ под углом, либо отсутствует вообще.

  • ƒиэлектрические композитные материалы. ќни частично «прозрачны» дл€ радаров, то есть отражают меньший процент лучей.

  • ѕоглощающа€ лучи радаров краска. ќна преобразует энергию лучей радаров в тепло, вместо того чтобы отражать их.

  • ѕокрытие из гас€щих лучи радара структур. Ћучи радара буквально «запутываютс€» в сетчатых подложках, многократно переотража€сь и тер€€ энергию.

  • ѕропускающее лучи радаров стекло кабин. ѕроход€ внутрь кабины, лучи радаров оп€ть же переотражаютс€ и ослабевают.

  • —пр€танные внутрь фюзел€жа двигатели и вооружение. Ћопатки турбин и подвесное вооружение хорошо видны на радарах, так что они должны находитьс€ внутри самолета.

  • ѕассивные сенсоры. —обственными радарами, лазерами и инфракрасной подсветкой самолет может выдать себ€, так что конструкторы предпочитают ставить на стелс-самолеты пассивные сенсоры. ¬ крайнем случае — продвинутые радары, лучи которых вражеские самолеты не «замечают».

    ...и корабли.

  • Ќизка€ температура самолета. ѕри создании стелс-самолетов конструкторы идут на особые ухищрени€, чтобы максимально охладить самолеты, так как всплеск температуры очень сильно выдает самолет, что продемонстрировал на практике оказавшийс€ очень даже заметным Blackbird. ќсобенно тщательно маскируютс€ выхлопные дюзы, которые очень «люб€т» ракеты с тепловым наведением. ¬ыхлопные газы дополнительно охлаждаютс€ и выбрасываютс€ так, чтобы не разогревать самолет.

  • Ќизка€ шумность самолета. „ем больше шума, тем меньше скрытность. ¬о ¬ьетнаме самолеты —Ўј часто обнаруживались именно по шуму — не моторизированные войска ¬ьетконга даже на марше могли в относительной тишине услышать шум двигателей издалека.

  • ќкраска самолета. ќбычно стелс-самолеты крас€т в черный цвет и используют по ночам. Ѕыли попытки красить их в серый и использовать днем, но в двадцатом веке такие идеи не получили распространени€. ¬ двадцать первом веке дневным операци€м удел€етс€ больше внимани€, и работы в этом направлении ведутс€ — так, например, дл€ маскировки самолета-невидимки может использоватьс€ «деформирующа€» камуфл€жна€ раскраска и даже подсветка (днем на фоне неба проще заметить темный самолет, чем светлый). »нверсный след тоже очень опасен, так что особа€ система предупреждает летчика о том, что надо сменить высоту.


ј что же ѕетр ”фимцев? ѕризнани€ на родине его исследовани€ так и не получили. ¬ 1990 году он уехал в јмерику и начал работать с авиакомпанией Northrop Grumman Corporation над бомбардировщиком B-2. —ейчас он преподает в  алифорнийском университете.

Ќебесный тихоход

ѕо иронии судьбы перва€ нечетка€ зерниста€ фотографи€ реального самолета-невидимки попала в прессу через считанные дни после релиза F-19. ѕозже MicroProse выпустит версию игры с «исторически достоверным» самолетом, а до тех пор мы летаем на том, что сочинили художники по мотивам известных в те годы фактов и слухов о stealth-технологи€х.

¬ зоне особого внимани€ — универсальна€ машина.
¬от он — ћи√-25, бдительный и зоркий.

’оть F-19 и называетс€ истребителем, но — как и его реальный аналог — это штурмовик, не предназначенный дл€ воздушных боев.  ак результат он обладает низкой т€говооруженностью, быстро тер€ет скорость и уходит в сваливание при маневрах. ќн предназначен дл€ скрытного подхода к цели, мгновенного удара и быстрого ухода прочь... ¬ообще-то не очень быстрого — обогнать ћи√и он все-таки не способен, но спр€татьс€ от их радаров, прижавшись к земле, вполне может, если летчик удержит штурвал при болтанке у самой поверхности.

ћир вокруг живет своей жизнью — корабли стерегут мор€, истребители патрулируют воздушное пространство, а скоплени€ войск вполне могут заметить самолет невооруженным глазом и залепить ракетой. ѕоведение вражеского »» — вот что придавало игре особенный реализм. ¬ зону, где обнаружен наш самолет или атакован наземный объект, немедленно направл€ютс€ истребители. ћиссии по уничтожению самолетов были сложны не только потому, что цель нужно было найти и правильно идентифицировать на обширной карте. ¬ажно было еще не выдать себ€ раньше времени, чтобы не подн€лась тревога — «клиент» мог запаниковать, сменить курс, а то и вовсе приземлитьс€ на ближайшем аэродроме.

Ёто была цела€ наука! Ћетчик мог обходить по широкой дуге допплеровские радары и лететь пр€мо на импульсные.

Ќаш F-19 неплохо держал удар, что часто выливалось в возвращение на базу «на чест- ном слове и на одном крыле».

Ќо опаснее всего были, конечно, локаторы. ќни прощупывали небеса вокруг себ€, и пилот видел эти импульсы в виде расход€щихс€ кружков в тактическом дисплее. Ќа панели внизу нагл€дно показывалась степень «заметности» самолета — эффективна€ поверхность рассе€ни€. ќна увеличивалась при открытом бомболюке, полете на высоте или при маневрах. „тобы близкий радар не «зацепил» самолет, приходилось прибегать к разным ухищрени€м.

Ёто была цела€ наука! Ћетчик мог обходить по широкой дуге допплеровские радары и лететь пр€мо на импульсные. ќн мог совершать развороты или открывать бомболюк в секунды между импульсами радаров. ќн мог пр€татьс€ между горами или вовсе ликвидировать особо опасные радары «ћэвериком» или очередью из пушки. Ќо сразу после этого надо уходить — прилет€т истребители и начнут нас искать.

ѕопалс€ который кусалс€!

ќни же частенько прикрывали «просветы» в воздушном пространстве между радарами. ѕорой воздушный бой был неизбежен — обмен ракетами, противоракетные маневры, отстрел отражателей или тепловые ловушки, в зависимости от типа ракеты. ƒоходило и до дуэлей на пушках с резкими маневрами и приемом «йо-йо», хорошо действовавшим против пилотов ћи√ов.

Ќаш F-19 неплохо держал удар, что часто выливалось в возвращение на базу «на честном слове и на одном крыле», когда половина приборов не работает, навигаци€ врет, а топливо утекает из баков. Ќо поборотьс€ стоило уже потому, что смерть летчика была окончательной, а сохранений игра не предусматривала.  атапультироватьс€ где попало тоже было нельз€. ƒелать это следовало поближе к своим. ¬прочем, на нейтральных территори€х у летчика был шанс оказатьс€ подобранным. ќднако за вражеской границей пилота ждала судьба ѕауэрса и –уста, а игроку показывали передовицу газеты «ѕравда» с фотографией плененного «шпиона». “акой исход тоже безвременно обрывал карьеру. ѕравда, игроки быстро нашли способ сжульничать — перед неизбежной гибелью нажать Alt+Q и аварийно «катапультироватьс€» из игры, отменив всю миссию целиком.

–адар под “риполи

“ем же, кому все-таки удалось прокрастьс€ под локаторами, «аваксами» и радарами самолетов к цели, давалась возможность нанести удар по цели земле или вражескому самолету.

„ем бить?  аждый игрок со временем формировал свой набор любимого оружи€.  роме обычной пушки можно было вз€ть до четырех разновидностей оружи€ (по количеству отсеков вооружени€). ¬ дальние полеты меньше — приходилось брать с собой дополнительные топливные баки.

Ћучший вид на этот лагерь террористов — с точки зрени€ лет€щей ракеты «ћэверик».

ѕроще всего было с ракетами «воздух-воздух» — вариантов тут было всего два. –акет AIM-9M Sidewinder можно брать с собой больше, но они недалеко лет€т и не очень надежны в наведении. AIM-120A AMRAAM — круче и лет€т вдвое дальше, но в отсек влезает всего две штуки.

“ом  лэнси, певец ’олодной войны, настолько проникс€ F-19, что решил сотрудничать с MicroProse

 орабли ликвидировали низколет€щими крылатыми ракетами AGM-84A Harpoon. — наземными объектами было труднее. ¬сеобщими любимцами были, конечно, ракеты AGM-650 Maverick. «апустил, развернулс€, улетел — ищи ветра в поле. ќни были идеальны против радаров (хот€ как раз против них разработчики припасли «антирадарную» ракету AGM-88A HARM). ’ороши они были и против большинства наземных целей. Ќо мост «ћэвериками» не разрушить, бункер не пробить и аэродром не попортить. ¬злетно-посадочные полосы — цель специфическа€, тут нужно вооружатьс€ парашютирующими бомбами BLU-107 Durandal. Ѕункеры или крыши €дерных электростанций пробивает бомба с лазерным наведением GBU-12 Paveway или «вакуумна€ бомба» CBU-72 FAE. ¬се остальное — зажигательные бомбы, кластерные, с лазерным наведением или свободным падением — примен€етс€ исключительно по вкусу. √лавное — сбросив бомбы, не пролетать случайно над объектом в момент взрыва.

Ќе всегда, кстати, цель требовалось уничтожить. »ногда ее нужно было только сфотографировать. Ёти миссии игроки очень не любили. ¬о-первых, фотоаппарат занимает целый отсек вооружени€, ограничива€ боезапас. ¬о-вторых, фотографирование — само по себе сложный процесс. Ќадо подлететь к цели вплотную, открыть бомболюк, вз€ть цель в объектив и отщелкать несколько кадров, риску€ быть засеченным любым радаром.  то вспомнит миссии по фотографированию фрегата «Ѕуревестник» (в обозначении Ќј“ќ — Krivak) — однозначно вздрогнет.

Ћегенда о небесном бриллианте

¬ 1975 году конструкторское бюро авиакомпании Lockheed в обстановке строжайшей секретности создало самолет-прототип, основанный на математических принципах, выведенных много лет назад советским ученым ѕетром ”фимцевым. »з-за характерной треугольной формы и граней самолет, напоминающий знаменитый алмаз «Ѕриллиант надежды», был шутливо назван «Ѕриллиантом безнадеги».

“ак секретный самолет выгл€дел на самом деле.

ѕосле долгих испытательных полетов и модификаций прототипов в 1978 году программе самолета-невидимки был дан «зеленый свет» на высшем уровне. ¬ 1981 году отправилс€ в полет первый штурмовик F-117 Nighthawk. ”же через два года самолеты этого типа поступили на вооружение USAF.

ƒобрый дес€ток лет этот самолет удавалось сохран€ть в строгой тайне. Ётот успех армии и контрразведки —Ўј особенно впечатл€ет, если вспомнить, что само наличие такого самолета стало секретом ѕолишинел€, когда о нем в 1980 году проговорилась администраци€ —Ўј. Ќо даже после этого в тайне держались и название самолета, и его характеристики, и даже внешний вид. ѕричина такой секретности очевидна: јмерика, как единственный обладатель самолета-невидимки, меньше всего была заинтересована в том, чтобы кто-то узнал о наличии такого супероружи€ и начал разработку контрмер. ¬ конце 1988 года из-за просочившейс€ фотографии F-117 военным пришлось признать, что самолет-невидимка у них есть. ќднако USAF сумела и это подать как следует. ‘утуристический вид самолета сыграл большую пропагандистскую роль в военной операции против »рака «Ѕур€ в пустыне» в 1991 году. Ёто, впрочем, было не первое военное применение Nighthawk — в 1989 году они использовались дл€ бомбардировки ѕанамы при вторжении —Ўј.

»з-за не слишком аэродинамических форм дл€ управлени€ F-117 активно примен€лись компьютеры, непрерывно внос€щие поправки дл€ стабилизации машины в воздухе. »з-за неважной аэродинамики пилоты прозвали самолет «вихл€ющим гоблином». ¬прочем, кличка эта была не слишком заслуженной, так как на деле F-117 оказалс€ очень надежным. »з-за аварий не было потер€но ни одной машины из выпущенных шестидес€ти четырех. ¬о многом дл€ успокоени€ пилотов штурмовик, который должен был получить дл€ обозначени€ литеру A, получил более привычную «истребительную» литеру F, хот€ дл€ воздушных боев он не был предназначен вообще.

«–  —-126 — такой ракетой он был сбит в первый и единственный раз.

«ато в качестве штурмовика он показал себ€ прекрасно во всех операци€х, в которых участвовал. —оставл€€ два с половиной процента от всех самолетов в операции «Ѕур€ в пустыне», F-117 уничтожили почти половину стратегических целей, сбросив 2000 тонн боеприпасов с точностью более 80%. ѕримен€лись они во вторжении —Ўј в »рак в 2003 году, во вторжении в јфганистан в 2002-м и в бомбардировках ёгославии в 1999-м. »менно в ёгославии произошел сенсационный случай, когда единственный раз за историю применени€ F-117 был сбит. ќтличилс€ третий батальон 250-й бригады сербских ѕ¬ќ под командованием полковника «олтана ƒани и советска€ зенитна€ система —-125 «ѕечора».  атапультировавшегос€ пилота войска Ќј“ќ оперативно подобрали, а обломки секретного самолета достались сербским специалистам и оказались потом в музее Ѕелграда.

Ћегенда о небесном бриллианте завершилась в 2008 году, когда F-117 Nighthawk был сн€т с вооружени€ и заменен самолетами-невидимками нового поколени€ — F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

ќн улетел, но обещал вернутьс€

”спех F-19 Stealth Fighter был мгновенным и грандиозным. “олько за первые два мес€ца игра распродалась сотней тыс€ч копий. »грова€ пресса была покорена, а симул€тор пробралс€ даже в журналы «“аймс» и «ѕопьюлэр ћекэникс». “ом  лэнси, певец ’олодной войны, настолько проникс€ F-19, что решил сотрудничать с MicroProse, котора€ позже выпускала игры по его книгам. јссоциаци€ издателей программного обеспечени€ назвала F-19 симул€тором года. ћодифицированную версию игры выставили даже в музее авиации в ¬ашингтоне.

Ќаш герой (второй справа) празднует удачный вылет. ќбратите внимание на аркаду
с F-15 в углу бара.

¬ чем секрет такого бурного успеха? Ќаверное, ответить можно словами Ѕилла —тили — когда его спросили, в чем тайна успеха MicroProse, он ответил лаконично: «—ид ћейер».

»гры должны быть живыми и увлекательными. Ћюди забыли эту истину.

“ак и есть! F-19 Stealth Fighter — это не только обширные пространства и крута€ графика, но и индивидуальность, которую вложил мэтр. ≈му удалось соблюсти тонкий баланс между реализмом и игровым процессом и добитьс€ того, чтобы каждое задание, каждый вылет был маленькой историей с собственным сюжетом, зав€зкой, кульминацией и разв€зкой.

»менно фирменный стиль —ида ћейера, который что угодно мог превратить в увлекательный сюжет, и стал секретом F-19. Ёто не просто симул€тор, а истори€ человека. »грок набираетс€ опыта, и вместе с ним виртуальный лейтенант растет в звании и обвешиваетс€ медал€ми, празднует с друзь€ми победу в баре или мрачно выпивает в одиночку, ведет самолет между холмами к цели или вступает в воздушный бой с ћи√ами.

Ётот подход мы позже увидим в Civilization, в котором игрок лично пишет историю могучего (или как повезет) государства с древнейших времен до светлого будущего, и в Darklands — это тоже истори€ персонажей, которые сами твор€т свой сюжет. „ем хуже симул€тор? »гры должны быть живыми и увлекательными. Ћюди забыли эту истину.


***

«адание выполнено успешно, все улыбаютс€. ¬¬—.

F-19 Stealth Fighter открыл золотой век авиасимул€торов. Ћучшие образцы жанра были созданы вскоре после него — и среди них те немногие, в которых подход к сюжетной части был похожим тот, что исповедовал —ид ћейер. Ќапример, Strike Commander от Origin — единственна€ в своем роде леталка со сквозной сюжетной линией, диалогами-сценками и запоминающимис€ персонажами. »ли симул€тор вертолета LHX Attack Chopper от Electronic Arts — в нем не было карьеры пилота, но по стилю миссий он очень походил на F-19.

¬се остальное — просто симул€торы военной техники. ¬ них, конечно же, на пор€дки лучше графика. ¬ них точно и дотошно воспроизведена физика, приборы, вооружение. Ќо в них забыли про того, кто ведет самолет в небо. „еловека забыли! »гроку, персонажу и св€занному с ним сюжету не нашлось места среди закрылков и элеронов. ¬озможно, как раз из-за этого угас некогда могучий жанр.

Ќо € знаю точно — сколько бы лет ни прошло, черный самолет-невидимка всегда будет взлетать из аэропорта бухты —уда и отправл€тьс€ на юг, чтобы разбомбить радар в “риполи.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.2
проголосовало человек: 150
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€
“ату студии ћосква
ѕортал города ћосквы. —туди€ татуировки
tattookontur.ru