Лучшие компьютерные игры

ИГРЫ БУДУЩЕГО

Автор материала:
Дмитрий Веселов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (108) ноябрь 2010

Frozen Synapse

Дата выхода: не объявлена


Похоже, что жанр тактических симуляторов стоит на черте вымирания. В новом веке любят скорость и яркие взрывы и плохо переносят неторопливую задумчивость пошаговых игр. В результате знаменитые серии, которые казались бессмертными в 1990-х, либо стали нишевыми, как, скажем, Jagged Alliance, — никому не известные разработчики, крохотные бюджеты, ограниченная аудитория старых поклонников... Либо полностью мутировали в боевики, как, например, X-COM.


Большие издатели относятся к пошаговым тактикам с опаской. Дошло до того, что жанр оккупировали японцы — с бронебойными сериями вроде Disgaea или Final Fantasy Tactics.

Но это не значит, что классическая форма тактических игр утеряна навсегда и ее можно отправить туда, где обитают птеродактили и граммофоны. Не так давно в похожую ситуацию попали квесты — их считали неприбыльными и не выпускали. Но когда сектор окончательно опустел, пришли независимые разработчики с новыми идеями и дешевым производством. Telltale восстановили серию Sam & Max, Frictional Games со своей Penumbra показали, как ловко квест можно смешать с ужасами... Благодаря действиям находчивых то ли «реаниматоров», то ли уже «археологов» мертвец ожил.

Так вот, Frozen Synapse — это тактический симулятор от независимых разработчиков. Может быть, пустячок, а может быть, первый знак возрождения жанра. Попробуем разобраться.

Идеи

Frozen Synapse делают англичане из Mode 7. Делают долго и упорно, первая бета стала доступна для добровольных тестеров еще в апреле. С тех пор в игре успели поправить кучу ошибок, хотя по ее сентябрьскому состоянию заметно, что до релиза еще далеко. Шансы на то, что мы увидим законченный Frozen Synapse в этом году, невелики. Но уже сейчас на игру можно сделать предзаказ на официальном сайте (всего 25 долларов) и получить не одну, а даже две копии, для себя и для друга.

Две лицензии на руки выдаются не зря. У Frozen Synapse есть одиночный режим, однако главенствует здесь сетевой — для двоих. Сама игра выглядит довольно абстрактно, все сражения проходят в синих символических комнатах среди векторных стен. Один игрок обязательно управляет зеленым, а второй красным отрядом.

Механика боя при этом не самая привычная. Хотя это и пошаговая игра, но она не делит драку на «сейчас управляете вы, потом он». Игроки командуют одновременно, после чего их приказы скармливаются серверу, и тот демонстрирует вам, кто кого подстрелил.

Каждый ход занимает ровно пять секунд реального времени, однако на стадии планирования может затягиваться на минуты. Игроки расставляют ключевые точки, указывают, куда целиться и где приседать. В итоге в пять секунд можно втиснуть целую симфонию командных действий. «Первый ждет три секунды, входит в дверной проем, целится в глубину комнаты. Второй обходит комнату слева и прячется там».

При этом матчи очень быстрые, все решается в два-три хода. Пять минут на планирование, 10-15 секунд на перестрелки. Frozen Synapse удивительным образом смешивает задумчивость и скорость.

Случайности

Уровни, как правило, генерируются автоматически (если, конечно, вы или ваш противник не воспользуетесь встроенным редактором перед игрой), и вы не будете знать наперед, в какую тактическую ситуацию угодят ваши бойцы. Впрочем, игра всегда пытается раскидать отряды по уровню более или менее честно.

А еще она таким же случайным образом выдает оружие. Чаще всего солдаты получают автоматы, универсальную пушку, которая стреляет очередями и лучше всего работает на средних дистанциях. Чуть ниже шансы, что у них окажется, например, дробовик — для ближних боев.

Кроме того, бог случайности может наградить их гранатометом, снайперской винтовкой или РПГ. Последний вариант особенно хорош — ракетами можно сносить векторные стены на карте. Всего одного выстрела хватит на то, чтобы прибить затаившегося в каморке врага.

В каждой перестрелке игра учитывает бездну параметров, вроде «стрелял из укрытия за дверным косяком» или «первым заметил противника», и все это вносит во внешне не очень сложный Frozen Synapse нужную тактическую глубину. Местные сражения увлекают. Они так быстро проходят и так интуитивно управляются, что через два-три часа частично забываешь про то, что это тактика, и начинаешь воспринимать игру как командный боевик с видом сверху. По уровню динамики Frozen Synapse очень напоминает Counter-Strike.

Даже режимы игры кое-где очень похожи. Например, совсем как в CS тут есть режим Hostage. Одна команда спасает нескольких заложников, вторая пытается их защитить, а в случае необходимости — успеть пристрелить.

За спасателей, кстати, играть очень трудно. Заложники стоят на открытом месте под прицелом; если скомандовать им «бежать», жертв моментально нашпигуют пулями.

Это интересный, но сложный тип игры, и, наверное, поэтому большая часть тактиков предпочитает другой — Extermination. Это обычный deathmatch, где побеждает тот, кто настреляет больше солдат противника.

Кроме того, Frozen Synapse предлагает еще три режима. Disputed, где игроки должны собрать и вынести за пределы уровня несколько разбросанных по комнатам красных коробок. Secure — один отряд должен защитить определенную зону на карте, второй — отбить у ее врага. И наконец, Charge, который напоминает американский футбол, только со снайперскими винтовками. Одна команда должна пробежать до определенной черты на уровне, вторая — им в этом помешать.

У каждого режима есть два варианта: Light и Dark. В первом противники видят друг друга, во втором — только первоначальные позиции, дальше приходится гадать, кто куда убежал.

Простора в сетевой игре хватает. И жалко, что про одиночную этого написать нельзя. Пока что в игре есть только несколько обучающих уровней, кнопка, которая включает матч на случайной карте с ИИ, и несколько головоломок. Последние похожи на режим Disputed — тут тоже нужно собирать красные коробки, только карты не случайные, а подготовленные загодя.

Свет прошлого

Мир уже видел несколько игр с похожей механикой. Например, в 2002 году легендарный автор X-COM Джулиан Голлоп выпустил Laser Squad Nemesis, где ходы точно так же планировали одновременно.

Там было четыре разных фракции: солдаты, роботы и два типа пришельцев — орда, напоминающая старкрафтовских зергов, и яйцеголовые сектоиды. Laser Squad Nemesis собрала хорошие отзывы в прессе, но по-настоящему популярной не стала. Во-первых, ей было далеко до атмосферности первого X-COM. Во-вторых, за право сражаться друг с другом требовали ежемесячную абонентскую плату.

Ошибки

Все-таки Frozen Synapse находится в состоянии бета-версии, и это заметно. К релизу авторы обещают доделать полноценную кампанию с намеками на сюжет.

С другой стороны, все-таки понятно, что главное в этой игре — сражения с живыми игроками. Особенно если вспомнить, что они разбавлены «веб-два-нольными» фишками. Скажем, все разыгранные бои и случайные карты сохраняются на главном сервере, и их можно стянуть в любой момент. Видеозапись каждого матча можно автоматически залить на YouTube, а еще прямо в игре есть IRC-чат, где могут общаться игроки.

И, между прочим, не все приятные мелочи связаны тут с интернетом. Например, на стадии планирования можно отдавать приказы не только своим, но и чужим солдатам (для моделирования ситуации). Игра покажет вам вероятное развитие событий, и, отталкиваясь от этой информации, вы сможете перераспределить приказы.

На скриншотах Frozen Synapse выглядит очень просто. Но за скромным фасадом синих коробок и силуэтов прячется серьезный проект для всех, кто скучает по X-COM и Jagged Alliance.

Мы надеемся

Frozen Synapse имеет все шансы «перезагрузить» старый жанр.

Мы сомневаемся

Кого-то могут отпугнуть схематичная графика и не самый удобный интерфейс.



Назад