Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Авторы материала:
Геннадий Вальков
Кристобаль Хунта
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (109) декабрь 2010

World of Tanks
Артиллерия на тропе войны

Рецензия в ЛКИ: №10 2010


Секундомер затих, и три десятка двигателей, дружно взревев, бросают стальных бойцов навстречу друг другу. Первыми пойдут легкие, слабо бронированные, но быстрые и шустрые танки. По разведанной ими местности двинутся стальные клинья из тяжело бронированных монстров, сопровождаемых мобильными средними танками. Толстая броня, убойные орудия, натиск, маневр! Сила и мощь! Но настоящие «боги войны» смотрят на происходящее издали, с закрытых позиций в тылу, — это артиллеристы. Батарея из двух-трех САУ способна переломить ход битвы и превратить кажущееся поражение в безоговорочную победу, «огнем с небес» обездвиживая и уничтожая особо опасных противников, прикрывая наступление или отход союзных войск.

Но САУ — не абсолютное оружие. Есть у них недостатки, о которых артиллерист должен знать и помнить всегда. Их силой нужно правильно пользоваться, чтобы «супероружие» не превратилось в груду горящих обломков.

Смерть с высоты

Глаза разбегаются: кого бы угостить снарядом?

САУ — это не просто другая машина войны. Это еще и совсем другой стиль боя и игрового мышления. Ведь наблюдение за сражением с высоты птичьего полета дает артиллерии серьезное преимущество! Если не забывать вертеть колесиком мыши, можно прицелиться точно в решетку моторного отсека тяжелого танка или, наоборот, отдалиться и окинуть взглядом все поле боя.

За счет этого из САУ получаются отличные корректировщики огня — жаль только, что в боях случайных команд об этом мало кто задумывается. Как бы то ни было, артиллерист должен одним глазом смотреть на прицел, а вторым — на мини-карту. И если на ней внезапно появились красные точки там, где их никто не ждал, — просигнальте об этом остальной команде, авось кто-то откликнется.

Второе преимущество обзора с высоты в том, что, даже не видя противника, вы видите результаты его деятельности: падающие деревья, ломающиеся заборы, трассера выстрелов. Стрелять по первым двум признакам может быть накладно, но приблизительно понять, откуда ждать угрозы, вполне можно.

Это важно: дерево падает в ту же сторону, в которую едет поваливший его танк.

А вот о стрельбе по трассерам стоит поговорить особо. По этому поводу на форуме и в чате игры уже сломано очень много копий. Кто доказывает, что это прямая обязанность артиллерии, кто называет стрельбу «вслепую» пустой тратой снарядов... Доля правды есть в словах и первых, и вторых. Вопрос в том, можете ли вы позволить себе потратить два-три снаряда впустую? Если для дальнобойных и скорострельных САУ вроде Wespe или Grille ответ скорее «да», то для медленных монстров (СУ-14) или тех, у кого мал боезапас (СУ-5), — однозначно «нет». Кроме того, помните, что, пока вы выслеживаете местоположение вражеской артиллерии, во-первых, вы не стреляете, оставив союзников без поддержки, а во-вторых, враги продолжают вести огонь! Ведь каждый трассер, даже если по нему вы и засекли врага, — это, возможно, уничтоженный танк вашей команды.

«Грилль» заполз за кустик. «Грилль» к бою готов!
Большие и медленные КВ — люби-
мая цель пушкарей всех уровней.

Так что стрелять или нет — выбор за вами. Уметь «ловить трассы», безусловно, нужно, да и просто интересно, но чрезмерно увлекаться этим не стоит. Например, можно последить за вражеской базой в начале боя, если туда сразу после старта рванулся разведчик-самоубийца на легком танке. Очень часто артиллеристы противника не выдерживают и пытаются уничтожить его, не надеясь на помощь команды. Тут-то их и нужно ловить. А когда разведка закончится, можно уже переключаться на поддержку союзников.

И напоследок: помните, что трассера оставляют выстрелы не только артиллерии, но и вообще все выстрелы. И трасса тем заметнее, чем больше калибр орудия. «Истребители танков» и тяжелые танки определяются по трассерам не хуже САУ — а первые к тому же редко меняют позицию после выстрела.

Сливаемся с окружающей обстановкой

Расплатой за огневую мощь для САУ стало легкое бронирование и низкая подвижность. В других ММО о персонажах с высоким уроном и низкой защитой говорят «стеклянная пушка» — и здесь этот термин уместен как нигде. Кроме того, не забывайте, что САУ — приоритетная цель для врага. Иногда при выборе между самоходкой и тяжелым танком однозначно выгоднее уничтожить САУ, которая из-за дальности стрельбы потенциально опаснее.

СУ-26 надеялась отсидеться в зарослях. Но нам же сверху
видно все...

Так что первое необходимое артиллеристу умение — маскировка. И речь не о навыке экипажа — пока он не появится, придется выкручиваться самому.

Часто можно увидеть САУ, пытающуюся залезть в небольшой кустик, торчащий посреди «чистого поля». Если это делает махина вроде СУ-8, то ничего, кроме смеха, такая «маскировка» не вызывает — лучше уж стоять где стоишь, чем вот так. Потому что любой разведчик, если он не только что сел за рычаги легкого танка, знает — САУ нужно искать в кустах. То же самое можно сказать и об артиллеристах, выслеживающих врага по трассеру: первым делом внимание концентрируется на одиноких кустиках, где вроде бы так легко и хорошо прятаться!

Кроме того, помните, что если часть САУ торчит за пределами кустарника — можно считать, что с той стороны вы не прикрыты вообще.

В итоге, если вы не помещаетесь целиком, нужно встать за куст, а не пытаться влезть в него. Но если у вас что-то маленькое (СУ-18, «Бизон»), можно и целиком поместиться в кустарнике.

Помните, что любой поворот корпуса рушит маскировку напрочь, — а все САУ, кроме СУ-26, наводятся по горизонтали именно поворотом корпуса. Так что, стоит еще раз повторить, постоянно поглядывайте на мини-карту — и, если к вам приближается враг, а вы уверены, что хорошо замаскировались, не вертитесь на месте.

Взгляд на мини-карте нужно держать еще и потому, что в «гаубичном режиме», при виде сверху, вы рискуете узнать, что по вам стреляют, только тогда, когда погибнете. Ни взрыва по соседству, ни даже прямого попадания вы не заметите.

Поединок воли: артиллерист против танкиста лицом к лицу.
Редкий кадр: иногда артиллеристы сходятся и в ближнем бою.

На заметку: модуль «маскировочная сеть» снизит заметность вашей САУ на 25%, пока она не подвижна. Обязательно покупайте.

Если же в опасной близости от вас зажглись красные точки — враг прорвался через оборону, — то главный совет: не паникуйте! Многие артиллеристы поплатились, когда пытались удрать от легкого танка и поворачивались к нему «спиной». А ведь только это врагу и нужно! Будет больше шансов, если вы постараетесь оставаться «лицом» к противнику — и поразите его огнем прямой наводкой. Ведь многие САУ успешно стреляют и без «спутникового наведения», особенно этим знаменит немецкий Hummel. Иногда может сработать и парадоксальный маневр: не увеличивать, а, наоборот, сокращать расстояние до врага. Например, на Grille так вполне можно «закружить» КВ или Hetzer. Естественно, если к вам «приехали в гости», без изрядной доли удачи не обойтись, но где ж без нее легко?

Артиллеристский парк

Артиллеристы на сегодняшний день представлены почти дюжиной машин, которые отличаются друг от друга техническими характеристиками и служат для различных целей. Что же выбрать? Давайте рассмотрим каждую из машин подробнее.

СУ-18

СУ-18, разработанная в 1930 году, открывает линейку советской самоходной артиллерии. За характерный силуэт игроки называют ее «уткой». Эта уточка — очень грозная машина в своей «весовой категории», и дело не только в 76-миллиметровой гаубице! Маленькая, похожая на скворечник самоходка неплохо бронирована — многие легкие танки 2-3 уровней потоньше будут, не говоря уже о самоходках 3-4 уровней. Броня позволяет начинающему артиллеристу освоиться и не особо бояться внезапно прорвавшегося к позиции противника. Развивать ее особо некуда, да и незачем, ведь следующая самоходка в линейке куда интересней.

СУ-26

СУ-26 — уникальная машина. Единственная САУ в игре, у которой есть поворотная «башня», пусть даже и открытая. Это позволяет переносить огонь с места на место с гораздо меньшими потерями в точности. Действуя слаженно, несколько таких машин способны буквально парализовать вражеское наступление. Несмотря на сравнительно небольшой урон и пробивную силу 76- и 122-миллиметровых гаубиц, гусеницы осколочно-фугасными снарядами сшибаются отменно. И если будет кому «подсветить» цель и прикрыть от вражеских легких танков, крови противнику такой малыш попортит прилично, а владельцу стабильно будет приносить награды за поддержку союзников.

Слабость СУ-26 в тонкой броне — 15 миллиметров пробиваются чем угодно. Поэтому, если оставлять ее надолго, очень пригодится противоосколочный подбой.

СУ-5

Когда все танкисты в команде погибают, в атаку приходится подниматься артиллерии. И она на это способна.

Если точечные удары игрока не удовлетворяют, то первой самоходкой, способной нанести действительно серьезные повреждения, будет СУ-5 образца 1934 года. Увы, привыкших к «башне» СУ-26 и ювелирной стрельбе в первое время разочаровывает необходимость доворачивать весь корпус при прицеливании. Точность и скорострельность при этом падают в разы, и так эффектно забрасывать снарядами врага уже не получится. Приходится сосредотачиваться на одной мишени и расчетливо бить по уязвимым местам. СУ-5 — первая САУ в советской линейке, с которой начинается учеба терпению, усидчивости и чувству траектории. Но за приличную пробивающую способность и урон 152-миллиметровой мортиры этой машине можно очень многое простить. Возможность самоходки 4-го уровня наносить ощутимый урон практически любому танку дорогого стоит. Даже если и не пробьет какого-нибудь Maus’a, так гусеницу порвет. Или оборудование из строя выведет, экипаж покалечит, просто разозлит, в конце концов.

Все упомянутые выше достоинства 152-миллиметровой мортиры уравновешиваются одним, но существенным недостатком: боезапас. Вооруженная этим орудием, СУ-5 может увезти только четырнадцать снарядов, и фраза в боевом чате: «Я пустой, еду светить» — норма. Вряд ли имеет смысл оставлять себе эту машину, если изучена следующая, но раз уж придет в голову такая блажь, то противоосколочный подбой лишним не будет. Если светить — то светить чуть подольше.

СУ-8

Вот и осталась позади СУ-5. Если вы еще не охладели к артиллерии, то добро пожаловать в клуб большой мощности. Если СУ-26 и СУ-5 можно назвать вспомогательной артиллерией, то эта самоходка уже может претендовать на роль «убойной силы». И особенно когда установлена 152-миллиметровая гаубица, экипаж полностью обучен и закуплены дополнительные модули. Ведь нет танка, который эта самоходка не могла бы пробить и уничтожить несколькими попаданиями! Разве что мастодонты вроде Maus или VK4502(P) способны какое-то время стоять под ее огнем, грустно наблюдая, как ломается один прибор за другим.

Это не буксир. Просто одна СУ-14 предпочитает доехать до позиции побыстрее, а вторая пятится, чтобы в любой момент открыть огонь по
новым целям.

За тяжесть наносимого урона приходится расплачиваться очень заметной трассой, которую чертит снаряд. СУ-8, не сменившая позиции после выстрела, гарантированно станет жертвой другой САУ. Так что для этой машины жизненно необходимы такие качества, как скорость сведения прицела и перезарядки орудия. И покупка таких недешевых модулей, как усиленный привод наводки и гаубичный досылатель, вовсе не роскошь. Скорее необходимость. А вот насчет третьей ячейки можно подумать. Во-первых, СУ-8, в отличие от младших собратьев, дама крупная, и замаскировать ее сможет не всякий куст. Маскировочная сеть будет очень кстати. Порой лишняя секунда невидимости решает исход столкновения с ворвавшимся на позицию легким или средним танком. Да и о вражеской артиллерии не стоит забывать.

Но это до тех пор, пока экипаж, в полном составе или частично, не разовьет дополнительный навык маскировки. Тогда появится смысл сменить маскировочную сеть на что-то другое. Прежде всего это противоосколочный подбой. Артиллеристы очень не любят вражеских «коллег» и, если заметят, откуда вылетел чужой снаряд, непременно пошлют свой в ответ. А от упавшего рядом фугаса радости мало. К тому же подбой повышает шансы на выживание, если на городской карте вроде Химмельсдорфа артиллерист махнет рукой на инструкции и пойдет в город притворяться ПТ-САУ и бить врага прямой наводкой.

Остальные модули не производят такого впечатления. Прямая видимость артиллеристу редко нужна, а скорость ремонта... Если артиллеристу нужно ремонтироваться — это значит, что либо его сейчас добьют, либо все равно успеет починиться, пока орудие перезаряжается.

СУ-14 и С-51

Оставшиеся две модели в советской артиллерийской линейке нужно рассматривать вместе. Это не имеющие аналогов у немцев тяжеловесы — СУ-14, прозванная танкистами «холодильником» за внешний вид и ходовые качества, и С-51, названная в народе «Буратино» за длинный задранный нос. Роднит их орудие Б-4 калибра 203 миллиметра, не имеющее себе пока равных по мощи. Осколочно-фугасный снаряд из этой пушки наносит в среднем 1850 единиц урона — ровно столько, сколько здоровья у немецкого тяжелого танка VK4502(P). А прочность советского тяжелого танка ИС-4 и вовсе 1590 единиц. Естественно, что при такой силище их уважают свои и ненавидят враги. А вот с отличиями сложнее.

У тяжелой артиллерии две больные мозоли: скорость передвижения и перезарядки орудия. Первая мозоль значительно сильнее болит у СУ-14. Эта машина более, чем на 10 тонн, тяжелее своего собрата и, соответственно, медленнее ездит, разгоняется и разворачивается. Удивительно, но закрытая СУ-14 еще и хуже бронирована. Все это снижает шансы «холодильника» на выживание, если команда не сможет его уберечь от разведчиков противника. Обнаруженная СУ-14 долго не живет: если не разведчик радостно расстреляет, то снарядом вражеского артиллериста не менее радостно «накроет».

Зато со скорострельностью все наоборот. Громоздкая СУ-14 перезаряжаться успевает не намного, но все же быстрее, чем С-51.

Обе самоходки жизненно нуждаются в ускоренном обучении заряжающих, а также в установке гаубичных досылателей и усиленных приводов наводки. В противном случае стрельба реже, чем дважды в минуту, никакой радости приносить не будет. Не теряет актуальности и установка маскировочной сети, которую позже можно при желании сменить на улучшенную вентиляцию третьего класса (+5 % к навыкам всех членов экипажа — не шутки) или противоосколочный подбой. Будучи полностью укомплектованной и с обученным экипажем, тяжелая самоходка становится заметно шустрее и превращается в по-настоящему страшную силу.

Sturmpanzer I и II

У игроков, предпочитающих немецкую технику, есть целых три пути, которыми они могут прийти к самоходной артиллерии.

Первый: сразу после «маленького трактора» пересесть на Sturmpanzer I «Bison». И хоть с виду это и самый простой путь, ощущения от него могут быть неожиданными. САУ второго уровня сразу же отправляют в бои к «большим и страшным» танкам. Казалось бы, что ему там делать?

А ответ прост: у обеих «штурмпанцеров» орудие одно и то же. И более того, заменить его на что-то более мощное не удастся до Grille — но даже на нем придется некоторое время провести со все тем же 15-см sIG33 L/11. Основная разница между «штурмпанцерами» первой и второй модели — бронирование и время перезарядки. Естественно, Sturmpanzer II по обеим показателям выигрывает.

Высокая точность стрельбы и урон, сравнимый с показателями советской СУ-5 (САУ четвертого уровня), делают «штурмпанцеры» серьезной угрозой для любых средних танков.

В этом бою очень много артиллеристов. Через пару секунд воздух просто взвоет
от снарядов.
Соратники любезно согласились подбросить медлительного артиллериста
до позиции.

Wespe

Второй путь немецкого артиллериста — переход с PzKpfw II на Wespe. У «осы» есть пара преимуществ перед «одногодками»: мощность и дальнобойность. Это единственная машина третьего уровня, которая может доставать от одного края карты до другого. Любимые ее цели — тяжелые танки, жаль только, попадает она к ним редко. Третий уровень, и бедной Wespe приходится заниматься охотой на верткие легкие танки... А это на ней делать непросто: точность похуже, чем у «штурмпанцера», да и наведение медленное. Чуть скрашивают картину широкие углы наведения по горизонтали, так что противника можно некоторое время «вести», скажем, примеряясь стрелять с упреждением. Но все равно, «осе» удобнее быть грозой тяжелых танков — урон позволяет, — нежели сбивать БТ и Леопардов «на лету».

Grille

Оба пути пересекаются в одной точке: Grille. Его начальное орудие такое же, как и у «штурмпанцеров», но его можно (и обязательно нужно) сменить на улучшенный 15-см sFH13 L/17. Урон вырастает более чем вдвое, а дальность (наконец-то!) сравнивается с Wespe. И на этом уровне уже можно браться за истребление действительно серьезной техники. При большом везении, и это случается чаще, чем может показаться, Grille одним выстрелом может уничтожить зазевавшийся КВ.

После улучшения двигателя и ходовой «Кузнечик» получает еще одно преимущество перед советскими аналогами — скорость. От легкого танка не убежать, конечно, но «закрутить» прорвавшийся к САУ тяжелый танк или ПТ-САУ уже можно.

Hummel

И наконец, третий путь. Он же (пока) — вершина развития немецкой артиллерии. САУ Hummel, серьезный конкурент советских СУ-14 и С-51 в борьбе за звание «лучшей артиллерии» в игре. «Открыть» его можно, набрав достаточно опыта на Grille либо на PzKpfw IV, причем дорожка «через танк» сложнее — опыта нужно больше. Кроме того, Hummel — это не совсем та машина, с которой стоит начинать обучение навыкам артиллериста. Уже на «Кузнечике» есть опасность остаться в проигрыше по кредитам, если стрелять не слишком результативно. А о «Шмеле» с улучшенным орудием говорят, что на нем выгоднее погибать, не стреляя вообще, нежели играть результативно и тратиться на пополнение боезапаса. Решение простое — не устанавливать второе из возможных орудий, кроме как в специальных, очень важных, случаев. Для обычных боев вам вполне хватит и начальной пушки.

С улучшенной пушкой Hummel наносит меньше урона одним выстрелом, чем СУ-14, но стреляет намного чаще, и урон в секунду у них оказывается примерно на одном уровне. Естественно, иногда предпочтительнее «угостить» врага более мощным «подарком», а не бить его понемногу, но часто. Но с другой стороны, Hummel может позволить себе добивать уже полумертвого противника или стрелять по средним танкам — в таких ситуациях урон, пропавший даром, у него будет куда меньше, чем у «холодильника» или «буратино».

И не в последнюю очередь Hummel знаменит скоростью. Непривычное для САУ свойство ставило в тупик многих водителей бронетехники, рассчитывавших на легкую добычу. А «добыча», вместо того чтобы медленно отползать, вдруг срывалась с места и уезжала прочь со скоростью хорошего среднего танка...



Назад