Лучшие компьютерные игры

КРАСНАЯ КНИГА

Автор материала:
Анна Китаева
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№1 (110) январь 2011

Элементали

При всем могуществе цивилизации человек — букашка рядом с силами природы. Прошлым летом один-единственный вулкан фыркнул недовольно — и парализовал на неделю всю Европу. Если стихии разгулялись, лучше не попадаться им на пути. Разве что вы умеете договориться с духами стихий — элементалями.

Ночь выдалась ясная, без облачка. Время от времени с угольно-чёрного неба срывалась падучая звёзда, извещая о новой потере в рядах баклужинского населения, да кувыркались в смоляной воде шаловливые лунаврики – речные стихиали лунных бликов.

Евгений Лукин, «Разочарованный странник»

Взаимодействие стихий рождает мир.

Элементали (или элементалы) — это сущности, тело которых состоит только из одного элемента. В оккультизме для них используют также термин стихиалия (стихиаль). Дело в том, что еще в древности многие философские учения полагали мир состоящим из кирпичиков-элементов, иначе говоря — стихий. Всякий предмет и всякое живое существо, включая нас с вами, состоят из полного набора элементов, а вот элементаль — из одного-единственного. Огненный элементаль — из огня, водяной — из воды, ну и так далее. Соответственно, начинать разговор об элементалях надо со стихий.

Сами слова «элемент» и «стихия» добрались до нас из античности, от латинян и греков соответственно. В качестве первичных стихий в античной и средневековой философии были приняты огонь, воздух, вода и земля. Они же использовались в алхимии, медицине, астрологии, унаследованы мистицизмом и оккультизмом и даже перекочевали в психологию. Так сколько же в природе первоэлементов? Четыре? Как бы не так.

Дважды два элемен-
та — это сколько?

Это интересно: Платон и Аристотель, которые наряду с Эмпедоклом считаются родоначальниками концепции четырех стихий, на самом деле полагали, что стихий пять. Причем пятый элемент (так называемая квинтэссенция, quinta essentia по-латыни, дословно «пятая сущность») — самый важный. Это одухотворяющее начало, стихия более высокого порядка. Так что «Пятый элемент» Люка Бессона вполне отвечает понятиям античной философии. Любовь, без которой не сработают остальные четыре элемента, — именно так! Аристотель назвал пятую стихию эфиром, однако слово это впоследствии утеряло исходное значение, обретя взамен несколько новых.

Разбираясь с основами мироздания, японцы и китайцы тоже насчитали пять стихий. В Китае это дерево, огонь, земля, металл и вода. Пятичленная структура У-Син лежит в основе китайской философии, используется в медицине, боевых искусствах, нумерологии, гадательной практике и даже живописи. В японской традиции пять «великих начал» отличаются от китайских — это земля, вода, огонь, воздух и пустота. Со стихиями ассоциированы чакры в системах йоги и тантры: земля, вода, огонь, воздух, эфир, свет и металл — итого семь элементов. Но ладно, не будем придирчиво пересчитывать стихии, нам важно не точное число, а принцип. Стоит лишь взять на заметку, что привычная нам цифра «четыре» — вовсе не аксиома и тем более не мировая константа.

Так говорил Парацельс

Саламандра, жгись,

Ундина, вейся,

Сильф, рассейся,

Кобольд, трудись!

Иоганн Вольфганг Гёте, «Фауст»

Парацельс (1493—1541)

А, собственно, почему мы привычно полагаем, что стихий четыре? Нить истории ведет к Парацельсу. Именно он, вслед за мудрецами античности, пересчитал первоэлементы и остановился на четырех, зато назвал по именам элементалей каждой из стихий и описал их качества.

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, взявший псевдоним Парацельс («превыше Цельса»), был великим человеком. Античного философа и врача Цельса он не только превзошел, но и затмил.

Парацельс многое изменил в медицине, а еще больше — в алхимии и оккультизме. Как положено ученому медику XVI века с университетским образованием, Парацельс был еще и практикующим астрологом. По мнению Карла Юнга, именно он стал для Гете прототипом Фауста. В заговоре четырех стихий, который доктор Фауст пытается использовать против нечистой силы, перечислены соответствующие стихиям элементали. Согласно учению Парацельса, это саламандра (огонь), ундина (вода), сильф (воздух) и гном (земля). С землей, правда, у Гёте случилась путаница — четвертым он называет не гнома, а кобольда.

Ну, кое-что общее у гнома с кобольдом есть, немудрено и перепутать. Впрочем, и кобольдов, и гномов, а также ундин мы на страницах Красной книги уже обсуждали. Само слово «гном» приписывают Парацельсу, и значит оно нечто вроде «ведающий землю». Названную Парацельсом четверку существ, символизирующих основные стихии, можно и поныне встретить в таком комплекте, например — в языческой колоде Таро.

Джим Уоррен, «Объятие стихий».

В «Книге о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» Парацельс описывает внешний вид, повадки и принципы существования элементалей, однако нигде не говорит, что видел природных духов своими глазами. Берегся великий врач, не хотел сводить знакомство с инквизицией.

Представление об одушевленности природы бытовало задолго до христианства. Средневековая церковь объявила всех сверхъестественных существ демонами, бесами, пособниками дьявола — то есть безоговорочным злом, у которого нет оттенков, лишь разновидности. Духи природы тоже попали в эту категорию. Если человек признавался в том, что видит или иным образом взаимодействует с подобными созданиями, его могли официально признать одержимым бесами грешником. Неуживчивого Парацельса, который публично жег ставшие догмой классические медицинские учебники и преподавал на понятном немецком языке вместо положенной латыни, и без того неоднократно обвиняли в ереси. Ему приходилось тщательно подбирать формулировки, примиряя в своих трактатах христианскую идеологию и магические практики.

И все же у Парацельса хватило дерзости утверждать, что элементали вовсе не демоны, а божьи творения, как и человек. Господь создал их, чтобы каждый вид духов охранял свою стихию, в том числе от бездумных действий людей. Гномы, например, призваны стеречь рудные шахты, чтобы люди не опустошили земные недра. Эх, шестнадцатый век, как давно это было...

Элементали по Пара-
цельсу: саламандра, ундина, сильф и гном.
Джим Уоррен, «Вулкан».

Однако при всем уважении к Парацельсу надо признать, что названные им элементалями существа только вносят путаницу, а не помогают разобраться в вопросе. Антропоморфные гномы-викинги, русалки-утопленницы, сильфы-феи и саламандры-ящерицы бесспорно связаны каждый со своей стихией — но лишь связаны, а не являются ею.

Легко заметить, что у каждого из этих существ есть избыточные для стихии качества. Например, стремление ундин выйти замуж за смертных или любовь гномов к пиву. Собственно, элементарному духу вообще есть-пить не положено! Да и личных предпочтений у него нет. А значит, великий Парацельс либо ошибался, либо не хотел раскрывать все известные ему секреты, вот и наводил тень на ясный день. Возвел тех же саламандр в ранг элементалей, чтобы не всякий алхимик осмелился приручить это существо. Ведь говорят же, что лишь саламандра может поддерживать нужную температуру в тигле, где происходит трансмутация свинца в золото. Саламандра живет в пламени, как другие существа живут, например, в воде. А огненные элементали не живут в огне — они сами суть огонь.

Стихия как она есть

Конечно, это были не обычные смерчи. Там, где они касались земной плоти, разом начинали бушевать сразу все четыре великие стихии в своих самых разрушительных ипостасях. Горел нестерпимо белый огонь, куда ярче солнца, так что на него невозможно было смотреть; хлестали во все стороны струи воды, каждая с легкостью навылет пробивала вековые, поросшие мхом каменные глыбы; завывал ветер, свернутый в тугие разящие плети вихрей; грузно ворочались, дробя все и вся, тысячепудовые, от века не знавшие подвижек камни.

Ник Перумов, «Хранитель мечей. Рождение мага»

Истинный элементаль воплощает все качества своей стихии, и ничего сверх того. Вода — жидкая, текучая, пластичная. Воздух — легкий, подвижный, летучий. Огонь — жаркий, стремительный, сжигающий. Земля — твердая, прочная, тяжелая.

Тело элементаля состоит из его родного элемента. Личности, индивидуальности у элементаля нет в принципе — это не существо, а сущность. Отсутствие личности не значит, что у элементаля нет цели. Есть! Служить своей стихии. Что умеет лучше всего огонь? А воздух? А другие первоэлементы? Вот именно это качество, воплощенное в элементале, проявит стихийный дух.

Стихии способны существовать в равновесии или разрушать, будучи выведены из равновесия. В играх оказалась востребованной способность разрушать. Элементаль обычно выступает как сильный и несколько туповатый боец, эдакий идеальный исполнитель. И то сказать, трудно ожидать личностного роста от того, у кого нет личности. К тому же у элементаля напрочь отсутствует чувство самосохранения. Можно разнести его в клочья, но стихийный дух будет упорно выполнять функцию, ради которой его призвали. А исполнив ее или погибнув на пути к цели, элементаль просто исчезнет — стихия же пребудет вечно.

Сама насыщенная судьба сложилась у элементалей в серии игр «Герои меча и магии». В HoMM III их можно было вызвать на поле боя заклинанием пятого уровня — то есть наивысшего владения магией соответствующей стихии. По окончании боя элементали исчезали. Если герой призывал элементалей некоторой стихии, других он уже вызвать не мог.

В дополнении к HoMM III «Клинок Армагеддона» появился целый замок, населенный преимущественно элементалями, — Сопряжение (Cornfluх). Вот где было раздолье! Среди обитателей и защитников города были элементали воздуха (улучшались до элементалей шторма), воды (льда), огня (энергии), земли (магмы) и самые сильные из всех — элементали психики (магии). В зависимости от стихийной принадлежности элементали были иммунны к одним заклинаниям, но более уязвимы для других, что позволяло игроку разыгрывать хитрые комбинации заклинаний. Среди элементалей были и стрелки, и способные к полету. А элементали психики (магии) атаковали одновременно всех врагов вокруг, причем те не отвечали на удар! К тому же магический элементаль имел иммунитет ко всем заклятиям. Очень серьезная боевая единица. Половина героев Сопряжения была элементалями по происхождению, остальные — элементалистами.

Замок «Сопряжение» в HoMM III «Клинок Армагеддона».

Увы, замок Сопряжение сильно нарушил баланс игры. И войско получилось чересчур сильным, и вдобавок в Университете магии этого замка герой за деньги мог выучить магию любой из четырех стихий. Ну и, на закуску, Грааль в Сопряжении открывал Гильдии магов города все существующие заклятия. Не замок, а какой-то тортик на день рождения, честное слово! И поскольку слишком хорошо — тоже плохо, с полностью отстроенным Сопряжением играть становилось чересчур легко.

Четыре стихии: Огонь, Вода, Воздух и Земля.
Из книги Исидора Гисиальского, 1472 год.

Это интересно: в следующем дополнении к игре, «Дыхание смерти», замок Сопряжение исчез — хотя его герои и существа остались качестве нейтральных персонажей. Впрочем, можно было установить второе дополнение поверх первого и не расставаться с Сопряжением вопреки сюжету и назло балансу.

В четвертой части «Героев» элементали скукожились и поскучнели. Они сделались обычными бойцами третьего уровня, которых можно было призвать через Портал существ в замке Природы. Элементаль воздуха был способен к полету, так что мог успешно блокировать стрелков. Элементаль воды владел магией Ледяной стрелы, элементаль огня мог стрелять и был устойчив к магии Хаоса. Самый сильный из всех элементаль земли был также и самым медлительным. Маг-друид с навыком Призывания мог призвать элементалей прямо на поле боя, что полезнее, чем водить их с собой в составе войска. Все вполне очевидно, ничего нового и никакого сравнения с пиком расцвета Сопряжения во времена «Клинка Армагеддона».

В пятых «Героях» изобилие элементалей так и не вернулось. Минимальный комплект — воздух, земля, вода, огонь, выборочный иммунитет к магии и выборочное умение заклинать самим в соответствии с родной стихией. Элементали пятой части превратились в нейтралов.

Раз, два, три... много!

«Которые из них? — думал Каттер. — Фалмены? Шаднеры? Ундины? Элементали молний, камня или пресной воды? Хотя, конечно, могут быть и другие: духи металла, солнца, дерева или огня. Или те, чей элементальный статус сомнителен или оспаривается: духи элементов, созданных человеком, рожденных из ничего и ставших реальностью. Элементали бетона, элементали стекла? Которые из них? Солнце? Тьма?»

Чайна Мьевилль, «Железный Совет»

«Малый джентльменский набор» элементалей четырех стихий кочует из игры в игру без особых изменений. Впрочем, это неудивительно. Пятый элемент, который Платон и Аристотель полагали важнейшим, вообще не прижился в понятийном аппарате нашей цивилизации — видимо, из-за своей абстрактности, нематериальности. Четыре стороны света, четыре темперамента, четыре карточные масти, четыре стихии — и будет с нас. Элементаль разума или души (психики) успешно действовал только в третьих «Героях», да вот еще в мире Warcraft присутствует пятый элементаль — магии. Игровым стандартом стал либо комплект из четырех элементалей в разных вариациях, либо тогда уж совершенно стихийная свобода в выборе элементалей — элементали молнии, плазмы, пыли, прибоя, урагана, туч, лавы, серы, землетрясения... это перечислены лишь некоторые карты элементалей из колоды Magic: the Gathering.

Пожалуй, здесь уже пахнет умножением сущностей сверх необходимого. От духа, скажем, воды вообще мы вернулись к духам частных проявлений воды — а на следующем шагу снова заговорим о духах конкретного озера, водопада или ручейка.

В ролевой системе D&D элементалей много. Очень много. Прежде всего это элементали, которые состоят из одного из четырех элементов, названных классическими. В отличие от большинства живых существ элементаль не имеет души, отдельной от тела, — его душа принадлежит той же стихии. Элементали не едят, не спят и не дышат. Кроме стихийной принадлежности, различаются размерами, от маленьких до огромных. Элементали столь же опасны и необузданны, как и породившие их стихии.

Классические элементы, насыщенные энергией, порождают квази-элементали. Например, насыщенный положительной энергией воздух порождает элементаль молнии, а отрицательной — элементаль вакуума. Пара-элементали — это сущности на стыке двух базисных стихий. Например, земля и огонь дадут нам элементаль магмы.

Это интересно: идея элементальной магии на стыке стихий разрабатывается также в манге и аниме «Наруто», причем базовая система содержит пять элементов — ветер, молния, земля, вода, огонь.

А ну, кто тут сомневался в силе стихий?

В играх Baldur's Gate, Neverwinter Nights, Icewind Dale, в основе которых лежит мир «Забытых королевств» (D&D), элементали — необходимая составляющая мира. Само существование города Невервинтер зависит от огненных элементалей, благодаря которым никогда не замерзает река Невервинтер. На континенте Фаэрун обитают также огненные и ледяные саламандры, которые враждуют между собой.

К слову сказать, вот продолжающий пополняться перечень неклассических стихий, духи которых разгуливают по игровым и фэнтезийным мирам: холод, свет, тьма, электричество, звук, растительность, скала, металл, любовь, яд, пар, время, плоть, жизнь, смерть, гравитация, мана, кристалл, плазма...

В онлайновой игре Wizards World фигурируют как элементали четырех стихий, так и сирены, и гигантские саламандры, которые названы «существами со сверхспособностями». Сирены могут вызвать себе на помощь элементалей воды, а саламандры — огня. Пожалуй, это неплохая попытка обосновать взаимоотношения существ, доставшихся нам от Парацельса в качестве символов стихий, с истинными элементалями.

Элементалисты

— Для нас, элементалов, равновесие — самое главное. Вода и огонь, воздух и земля. Мы определяем равновесие тридцатью тремя разными словами, но, к сожалению, сегодня приходится говорить о равновесии противоположностей.

Алан Дин Фостер, «Хроники Риддика»

В модификации «Четыре стихии» для The Elder Scrolls IV: Oblivion игроку придется заняться восстановлением равновесия в Тамриэле — найти Камни Стихий и заново зажечь Маяки Стихий. Восстановлениеv баланса сил в мире занимается и Аанг, герой фильма (а также мультфильма и игры) «Повелитель стихий» (The Last Airbender).

Маги, посвятившие себя изучению природных стихий, называются элементалистами. Элементалисты как класс героев расцвели пышным цветом в онлайновых ролевках.

Класс персонажа «элементалист» в онлайновой
ролевой игре
Guild Wars.
Класс персонажа «элементалист» в онлайновой ролевой игре «Granado Espada: Вызов судьбы».

Как правило, элементалист настолько тесно связан со стихиями, что к иного рода магии уже неспособен. Оно и понятно — еще Козьма Прутков научил нас, что никто необъятного объять не может. Но стихии под управлением умелого мага служат оружием и защитой, инструментом созидания и разрушения. В дальнем бою элементалист страшен, но в ближнем слабоват.

Это интересно: в книгах о Гарри Поттере четыре факультета Хогвартса соотнесены с четырьмя стихиями. Гриффиндор — огонь (символ — лев), Пуффендуй — земля (барсук), Когтевран — воздух (ворон), Слизерин — вода (змея).

Воздушный сильф в Lineage II.

Со стихиями работают мистики в Lineage II. А еще в этой игре можно встретить всех четырех природных духов по Парацельсу — особенно если взяться выполнять испытание на 39-м уровне, чтобы овладеть высшей магией. Для получения абсолютного звука понадобятся звуки всех стихий, которые придется получить у водяной ундины, огненной саламандры, воздушного сильфа и земляной змеи.

Каждый день мы бездумно вступаем во взаимодействие со стихиями в быту, когда открываем кран с водой, зажигаем газовую конфорку и даже просто дышим. Хорошо хоть необученный индивид не может вот так же запросто призывать элементалей. Обыденность действий дает человеку иллюзию прирученности стихий — которая мгновенно исчезает, если, например, на кране сорвется резьба. А ведь это такая мелочь по сравнению с тем, на что действительно способны великие первоэлементы!

И все-таки, если вы завернули куда-нибудь за угол мироздания, а вам навстречу элементаль — что делать? М-м-м... А что вы будете делать при встрече с цунами, землетрясением, смерчем или пожаром? Сматываться с их пути побыстрее! А если это зависит от вас — не выводить стихии из равновесия.



Назад