Лучшие компьютерные игры

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Кристобаль Хунта
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (114) май 2011

Crysis 2

Смотрите на видео...
Огромная волна накрывает
Нью-Йорк в нашем обзоре »

Четыре года тому назад слово «Crysis» стало нарицательным: с той поры первая же ассоциация на него — «невероятная графика». В 2007 году компания Crytek действительно сказала веское слово в гонке технологий, задала параметр, на который равняются по сей день. Но означает ли это, что Crysis 2 обязан «выполнить и перевыполнить»? Похоже, что вовсе не обязан...


Разрабатывая продолжение столь нашумевшего проекта, логично было бы учесть уже совершенные ошибки. Благо опыт есть. Из недочетов, которые бросались в глаза ранее, хочется отметить три.

Слабым местом Crysis и Crysis Warhead был прежде всего сюжет. Затем — достаточно монотонный игровой процесс. Третьим недостатком глава компании Цеват Йерли назвал ориентацию игры только на PC. От этих недостатков новую игру обещали избавить. Ну и как же?

Сюжетные перипетии

Прежние «крайзисы» за сюжетную составляющую действительно ругали много. В обеих играх она совершенно потерялась на фоне декораций. Что происходило, где, почему? Исправить положение могло бы привлечение к разработке сценария профессионального писателя. Этим человеком стал Ричард Морган, британский писатель-фантаст, лауреат премии Филиппа Дика. И надо сказать, получилось. История Crysis 2 производит не в пример лучшее впечатление с самого старта.

В играх о супербойцах и выдающихся воинах всегда смущает необходимость обучения. Безусловно, игрока нужно ознакомить с основами игрового процесса. Но как сделать, чтобы это выглядело естественным? Можно по старинке заставить новобранца пройти экзамен, но этот прием десятки раз обыгрывался на всякие лады в Call of Duty, Hitman или Deus Ex, да и кто доверит новобранцу костюм за миллиард долларов? Подвергать персонажа полной или частичной амнезии — ход, уже давно затасканный до неприличия. Гораздо изящнее выглядит профессиональный солдат, ставший обладателем нанокостюма по воле случая. А уж обставить все так, чтобы воля случая не выглядела притянутой за уши, — работа писателя.

В основа Crysis 2 — история о том, как на фоне эпидемии неизвестной смертельной болезни (привет Deus Ex’у) на многострадальный Нью-Йорк обрушивается нашествие инопланетных захватчиков. И об обычном морском пехотинце по имени Алькатрас, который оказался в нужное время в нужном месте и стал главной надеждой жителей города. Выигрывает она за счет интриги, закручивающейся с первых минут. Не самый слабый ход: с ходу задать вопрос, на который нет очевидного ответа. Не знакомого с серией игрока заинтересует, кто таков этот Пророк и почему он сделал то, что сделал? А уж знакомого с предыдущей игрой заинтересует и подавно — он-то с Пророком хорошо знаком. Ответы где-то впереди.

Спаситель Нью-Йорка — Алькатрас в полном парадном обмундировании.
Люди гибнут не только от болезни или лап пришельцев. Это здание похоронило не одну сотню беженцев.
Этот человек будет с нами от начала и до конца игры. Пусть даже и незримо.

Словом, сюжет определенно хорош, в меру «закручен», с несколькими поворотами, пусть и довольно предсказуемыми. В ряде мест история «провисает», причем именно потому, что построена как повесть. То, что в книге прошло бы на «ура», в боевике не всегда уместно. К примеру — миссии, связанные с эвакуацией жителей. Казалось бы, они должны создать напряженную атмосферу, но вместо этого дробят цельную картину на ряд пусть и драматичных, но фрагментов. Игра растянута на два десятка глав. Может, более сжатый сюжет сделал бы ее насыщенней? Посмотрим, как пойдет дальше, — судя по концовке, продолжения долго ждать не придется.

Очередные нанотехнологии

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»...

В. Высоцкий

Так выглядит тактический визир, помогающий в планировании будущей битвы.
Ракетная установка — одно из самых эффективных средств против крупных противников.

Краеугольный камень Crysis — нанокостюм главного героя. Ставка на то, что переключения между режимами мощи, скорости, защиты и маскировки хватит для интересной игры, себя не оправдала, и в Crysis 2 постарались добавить разнообразия. Так, теперь в игре есть принцип, названный vertical gameplay, то есть в бою важную роль играют высота и возможность перемещения вверх-вниз. Действительно, в зависимости от позиции тактика во многом меняется — высота дает преимущества, как и в жизни.

Вторым по значимости нововведением называли систему укрытий. Прижаться спиной к бетонной плите, стене или контейнеру, высунуть голову, чтобы оценить обстановку, просто пальнуть «куда-то в ту сторону», не высовываясь... Действенность системы укрытий зависит от все той же высоты позиции — как собственной, так и противника.

Особенно разнообразят эти новшества сетевую игру. К тому же там гораздо больше возможностей для развития и специализации нанокостюма. В однопользовательской кампании vertical gameplay тоже важен, хоть и не столь ярко блещет. Человечки на мониторе знают, как пользоваться укрытиями, умеют метать гранаты, обходить с флангов и с тыла. Но, случается, могут не среагировать на происходящее прямо под носом. Это снижает потребность в чередовании режимов нанокостюма и поиске тактических решений на легком и среднем уровнях — перестрелять всех прямо со стартовой позиции или пройти напролом иногда бывает проще и быстрее.

Движок, графика и баги

Сувениры порой можно найти в самых неожиданных местах.
Мы с противником на открытой местности, и оба ранены. Следующий выстрел решит судьбу одного из нас.

Но уж с графической-то составляющей все прекрасно? Это интересный вопрос. Движок CryEngine 3 позволил параллельно разрабатывать игру для PC и таких платформ, как Xbox 360 и PlayStation 3, но не добавил ей видимых невооруженным взглядом красот. В первую очередь потому, что это не очень-то и нужно — картинка уровня Crysis Warhead до сих пор выглядит актуально и не вызывает никаких нареканий.

И уж тем более не вызывает нареканий оптимизация. Она просто на высоте — эта игра чуть ли не вдвое шустрее оригинального Crysis и умудряется комфортно «бегать» при полудюжине параллельно запущенных приложений на системах, подпадающих скорее под минимальные требования.

Омрачает картину всего парочка моментов. Во-первых, маловато возможностей для тонкой настройки игры. Грубо говоря, есть кнопочки «сделать так себе», «сделать красиво» и «сделать очень красиво», но, чтобы отрегулировать эту красоту под собственные о ней представления, пока приходится вручную править конфигурационные файлы или скачивать из сети сторонние программы.

Отсутствует столь привычная возможность сохраняться где заблагорассудится. И обидно, что использовать все возможности движка Crysis 2 пока не может — на момент написания статьи версия игры 1.1 не поддерживает ни DirectX 10—11, ни 64-разрядные операционные системы. Последнее наверняка поправят будущими патчами, равно как и ряд багов. Порой весьма забавных.

Увлекательность
7/10 7
Рейтинг
журнала
86%
Награда
журнала
ОРДЕН
Графика
9/10 9
Удобство
8/10 8
Дизайн миссий
9/10 9
Атмосферность
7/10 7
Запоминается
— динамичные уличные перестрелки
— яркие улицы Нью-Йорка
Хотелось бы
— исправления багов и доработ-
ки движка
— поддержки последних версий DirectX
— адекватного ИИ
Вердикт
Crysis прекратил соревноваться за лучшую в мире графику, превратившись в приличный тактический боевик. Хотя местами и довольно сырой.

РУКОВОДСТВО

Противники

Ни оригинальный Crysis, ни дополнение к нему не баловали игрока широким ассортиментом врагов. Не балует и нынешний Crysis 2, и тому есть очень логичное объяснение: на самом-то деле воевать предстоит всего лишь с людьми и цефалоподами. Из людей на нью-йоркских улицах нам противостоят только боевики из организации C.E.L.L. Пришельцы же более разнообразны за счет силовой и наноброни, которую используют.

Лазутчик. Первый из встретившихся нам инопланетных солдат. Относительно легко бронирован, очень подвижен и прыгуч. Опасен в ближнем бою. Особо уязвим в области спины — там, где из-под брони торчат щупальца.

Боец. Основная боевая единица армии вторжения. Хорошо бронированный пехотинец, вооружен легкой энергетической установкой. Предпочитает атаковать на расстоянии, но и в ближнем бою не подарок. Уязвимое место то же, что и у лазутчика, — спина.

Боевой командир. Разновидность бойца, но лучше вооружен и бронирован.

Страж. Разновидность лазутчика, но намного лучше защищен и вооружен, атакует как в рукопашном бою, так и на расстоянии, маскируется. Встречается только возле большого «копья».

Бомбардир. Цефалопод в тяжелобронированном экзоскелете. Атакует на расстоянии сгустками плазмы, может метать тяжелые предметы (например, автомобили). Уязвим для тяжелого оружия — гранатометов, ракетных установок. Особо уязвимое место — спина.

Крикун. Нечто среднее между экзоскелетом и легким шагающим танком. Очень хорошо защищен и вооружен, криком отключает все энергосистемы вокруг, в том числе и блок питания нанокостюма. Относительно уязвимые места — красные обрасти сзади под корпусом, где крепятся задние ноги. Крайне опасен.

Арсенал

Арсенал стал намного богаче и легко позволяет выбрать индивидуальный стиль игры. Я склоняюсь к мысли, что против людей эффективно все, из чего можно попасть в голову, поэтому предпочитаю делить оружие на то, что эффективно в бою с пришельцами, и то, что в бою с ними малоэффективно или неэффективно вовсе.

Летний театр превратился в театр боевых действий. Злая ирония...

Пистолеты

«Выхватить пистолет всегда быстрее, чем перезарядить автомат» — золотое правило. В Crysis 2 оно более чем в ходу, когда дело доходит до схваток с рвущимися в ближний бой пришельцами. Тем более что пистолеты тридцатых годов — серьезное оружие, способное наносить порой куда больший урон, чем большинство автоматов. Другими словами, если пистолет и оружие последнего шанса, то шанс этот очень высок.

Из трех пистолетов в Crysis 2 особенно хочется отметить Hammer — украинский пистолет производства компании Lisunov Arms калибра .50 — за огромную для такого оружия убойную силу. Немногие штурмовые винтовки по этому параметру могут не то что его превзойти, но хотя бы сравниться с ним.

Дробовики

Дробовиков в игре два: Jackal и Marshall. Первый чуть скорострельнее, второй чуть мощнее. Оба образца можно отнести к эффективным в бою с пришельцами, если вы любитель ближнего боя и в пару к дробовику есть еще хоть что-то дальнобойное и точное.

Вот так прошлое встречается с будущим.

Автоматическое и полуавтоматическое оружие

Этот сегмент довольно разнообразен — от скорострельных, но маломощных пистолетов-пулеметов вроде Feline или AY69 до тяжелых полуавтоматических штурмовых винтовок и ручного пулемета MK.60. Из всего разнообразия выделю две по-своему отличные модели.

SCAR, или Superior Combat Assault Rifle — универсальная автоматическая винтовка, очень удобная в бою против людей. Снабженная штурмовым прицелом, превращается в грозное снайперское оружие. Увы, против пришельцев наносимого ею урона уже маловато.

Grendel — еще одна разработка украинской компании Lisunov Arms. Очень мощная полуавтоматическая штурмовая винтовка, крайне эффективная в бою как против людей, так и против цефов, от лазутчика до бомбардира.

Тяжелое и специальное оружие

Арсенал этих средств тоже достаточно широк, но большая часть его или встречается редко, или есть трудности с боеприпасами.

При этом невозможно не выделить такие образцы, как просто потрясающий своей эффективностью против противников всех типов (кроме крикунов разве что) тяжелый пулемет HMG. Встречается очень часто и сильно облегчает жизнь.

Также бесценна ракетная установка JAW — почти незаменимое средство против всего, хоть толстокожего, хоть летающего.

Нанокостюм v.2.0

отрывок из доклада для Министерства обороны

Так выглядит интерфейс развития нанокостюма. А развивать-то больше и нечего!

...человек сначала придумал способ причинить вред ближнему, а уж потом только — средство от этого вреда защититься. Вплоть до 2020 года закон был один для всего человечества: сначала меч — потом щит, сначала пулемет — и только потом танк. К двадцатым годам XXI века все изменилось с созданием баснословно дорогих высокотехнологичных нанокостюмов. Первые образцы были несовершенны: практически все функции нужно было активировать сознательно. Но технологии не стоят на месте. Умная броня образца 2023 года на порядок совершеннее.

Действия солдата в бою можно условно разделить на две категории: те, что выполняются сознательно, и те, что должны быть «поставлены на рефлекс». Режимы максимальной силы и максимальной скорости более не приходится, как три года назад, активировать сознательно — они привязаны к конкретным действиям солдата. Напрягся сверх обычного — наномышцы помогут поднять груз или прыгнуть выше головы. Если уж сорвался на бег — костюм ускорит хозяина без напоминания. Тогда боец может сосредоточиться на прикладных функциях:

— режим максимальной брони — костюм поглощает кинетическую энергию пуль, снарядов, пепловое и ионизирующее излучение;

— режим маскировки — боец становится практически невидимым для противника тем дольше, чем менее активен;

— нановизор — позволяет бойцу некоторое время видеть в инфракрасном свете;

— тактический визир — анализирует поле боя и выводит информацию о нем на дисплей;

— интерфейс модификации оружия сменными модулями;

— интерфейс модификации самого костюма в полевых условиях.

Приблизительная стоимость комплекта — один миллиард долларов...

Прохождение

На произвол судьбы

Морпехи еще не подозревают, что начнется через минуту. Обычное утро, рядовое задание.

Эта история началась с того, что ранним утром 23 августа 2023 года в водах Гудзона затонула наша субмарина. Гуманитарная миссия по доставке на Манхэттен отряда морских пехотинцев закончилась взрывом, и бойцам пришлось спешно ретироваться прямо за борт. В числе тех, кто добрался до берега живым, был и я — морпех по имени Алькатрас.

Спокойно выползти на сушу и прийти в себя помешала атака с воздуха — пришельцы, о которых мы всего полчаса назад травили байки, проявили себя с самой неприятной стороны. Я успел нырнуть, но контузило меня прилично, и дальнейшие события на какое-то время слились в серию размытых образов и звуков. Кажется, кто-то вел бой с аппаратом чужаков и одержал верх. Незнакомец что-то спрашивал, что-то говорил про одежду, но этого я уже почти не помню.

...Очнулся я от странного металлического голоса в голове. Удивительно, но больше ничто меня не беспокоило, хотя мне ли не знать, как себя чувствуешь после такой контузии. В довершение всего одет я был во что-то непонятное: комбинезон, облегающий тело как вторая кожа, перчатки, а на голове, похоже, шлем. Давешний незнакомец что-то говорил о том, что меня надо одеть. Кстати, а что за тело вон там валяется?

Даже разрушенный город можно показать красиво.

Вспоминаю. Нежданный спаситель по имени Пророк упоминал, что я его последняя надежда. Потребовал найти Гулда — того самого, за которым мой отряд сюда и направлялся. А потом надел на меня свой чудо-костюм, а сам застрелился. Вот и пистолет лежит. И ни единого патрона ни в магазине, ни в стволе. Ладно, и то хлеб. Буду выбираться, заодно освоюсь с новой экипировкой. Вышибаю дверь и иду на северо-запад — больше некуда.

Клети, полные человеческих останков. Огибаю их, пока в западной части барака не натыкаюсь на полуподнятые ворота, под которыми вполне можно пройти в соседнее помещение — высокое, со ржавой лестницей, ведущей на второй этаж. Каким-то чудом тут сохранился ноутбук с аудиозаписью. Информация не столько ценная, сколько трагичная — то, что парней из организации C.E.L.L. стоит остерегаться, я уже понял, прослушивая радиоэфир. Кстати, со мной связался не кто иной, как искомый доктор Гулд! Он считает меня Пророком, и я не стану его покамест в этом разубеждать.

Поднимаюсь на второй этаж и двигаюсь в северную часть здания. Полы тут хлипкие, но, к счастью, перчатки оказались на диво цепкими. Вон, кстати, и дверь наружу. Да будет свет?

Противника можно пристре-
лить, а можно и тихонько придушить. Любопытно, что
от выстрела в голову враги иногда тоже падают,
хватаясь за горло...

Да, снаружи солнечный день. Более ничего приятного не вижу: кругом дым, разруха, а внизу, в придачу, пара вражеских бойцов бродит. Костюм тем временем стальным голосом объясняет, как пользоваться тактическим визиром. Полезно! Вон там и там ящики с боеприпасами. Мне бы только пистолет зарядить — тогда я в минуту обзаведусь трофейным автоматом и двинусь дальше. На тактическом дисплее костюма услужливо обозначено направление, заблудиться будет сложно.

Старый форт. Почему-то непременно надо через него пройти. Сопротивление в коридорах слабое, с чем-то существенным пришлось столкнуться только во внутреннем дворе. Не бог весть какая угроза — в моем-то бронекостюме. Разобраться с этими, и наверх, через южную стену. Там как раз прореха в «колючке». А за прорехой — прекрасная огневая позиция. Хоть не спускайся никуда, пока всех не «перещелкаешь». Но рано или поздно мишени закончатся. Следующая цель — на юге. Там хорошо укрепленный лагерь, придется прорываться. Сперва напряженная перестрелка снаружи, потом по-тихому внутри. Костюм вздумал учить меня «снимать часовых» — вы такое видели? Обойдемся без сопливых. В конце коридора ангар — разблокирую ворота и помогу открыться. Вот он, Нью-Йорк!

Квартал раздолбанный, здания покорежены, машины горят — делать тут нечего. В магазинчике The Drugstore обнаружилась неприметная задняя дверка. Перемахнуть через стену, разобраться с парой бойцов — и прямой путь в засаду. Там, на крыше, прелестная снайперская позиция. Хотя можно было бы и поразмять косточки в ближнем бою... Но баловство это все. Двинусь на юго-восток, там вход в подземку должен быть. В подземке хорошо, не заблудишься. Только обесточить в нужном месте неплохо бы.

В метро впервые встречаю пришельцев. Мелких и безвредных падальщиков — но пришельцев. То ли еще будет?.. Тем временем дыра в потолке выводит меня наружу.

Внезапный удар

По данным радиоперехвата, некий командующий силами C.E.L.L. Локхарт отменил все мероприятия по эвакуации жителей из зоны поражения — уничтожить быстрее и дешевле. А заодно объявил охоту на меня. Ну что ж — доброй ему охоты!

А я двинусь в юго-восточную часть здания. Там, в застекленном переходе между домами, я увижу атаку пришельцев на силы C.E.L.L. «На проводе» немедленно появляется Гулд и объясняет, что без проб с места падения инопланетного корабля жизнь потеряет всякий смысл. Что ж, иду по указанным координатам. Сперва через гараж в юго-восточной части улицы, потом на второй этаж. Костюм продолжает объяснять, что в нем к чему, — теперь меня учат скользить по полу. Кучу народа положил, пока тренировался. Когда противники заканчиваются, выхожу на открытую площадку с видом на финансовый квартал. Ситуация серьезная: противников не менее полутора десятков, у всех автоматическое оружие и гранаты, да еще снайпер на противоположной крыше и два джипа с тяжелыми пулеметами. Горячая встреча, недаром я только что подобрал SCARAB с лазерным целеуказателем... Стрелять будем быстро, точно и в головы — тогда прорвемся.

Земные пилоты тоже не лыком шиты: вертолет C.E.L.L только что сбил пришельца.
Пулеметчик — самое уязвимое место в вертолете.
Первая встреча с пришельцем один на один. Скоро счет пойдет на дюжины.

Моя цель — обломки летательного аппарата пришельцев в сотне метров к юго-востоку. Когда сопротивление боевиков сходит на нет, иду туда. Можно обойти небоскреб справа, но мне больше по душе залезть на крышу по лесам слева от него. Высота плюс трофейный коллиматорный прицел дают ряд преимуществ, ведь не один я охочусь за образцами. В спасательных капсулах ничего нет, остается проникнуть в сам корабль. Вон какая от него дыра в земле, может, и вход там?

Входа нет, тупик. Вертолет C.E.L.L. тут же попробовал зажать меня в этом углу, что стоило ему двух пулеметчиков. Там, наверху, я видел нечто вроде лифта, попробую глянуть. Так и есть: если раздвинуть створки, через шахту можно пробраться внутрь. Но найденное не понравилось ни Гулду, ни тем более мне. Здесь нечего делать, иду наружу. Там меня поджидает искомый образец чужой ткани. Очень агрессивный, подвижный и хорошо бронированный. Воздух заволокло облаком пыли, и, если бы не нановизор костюма, мне бы не выжить.

Здесь больше делать нечего, ухожу на юго-запад, в сторону шоссе Рузвельта через полуобвалившийся тоннель.

Ярость на дороге

Нановизор в условиях нулевой видимости — незаменимая штука.

Если верить Гулду, тот пришелец ввел мне какое-то вещество и теперь костюм ведет себя странно. Срочно нужно добраться до его лаборатории — сдать образцы и провериться самому. Выбираюсь из подвалов.

Похоже, командующий Локхарт сильно на меня зол. Просто в бешенстве. Такие враги льстят самолюбию, но для здоровья вредны. Впрочем, особого выбора нет — надо прорываться через блокпосты. Сперва на юг, к шоссе, потом уже по самому шоссе на северо-восток. Заблудиться трудно — успевай только отбивать атаки и нападать самому.

Черт возьми, это же Нью-Йорк, а не Калифорния, почему так трясет? Шоссе обрушилось, едва не похоронив под собой и меня. Но задачи это не меняет. Даже помогает — в тучах пыли у меня преимущество. Они слепые, я нет, надо этим пользоваться!

Впереди большой блокпост. Много солдат, вышка с пулеметом. А дальше, чтобы жизнь медом не казалась, дорогу перекрывает танк. Вот с ним-то мне ничего и не сделать. Пойду в обход, как нормальный герой, — под блокпостом система канализации с несколькими входами. Один из них наверняка выведет за вон ту треснувшую стену. Еще одна перестрелка — и я готов сесть за рычаги бронемашины. Пушка и две ракетные установки — веский аргумент в «переговорах» и с перекрывающим проход броневиком, и с дальнейшими блокпостами. Повозиться надо будет только в конце пути, который охраняют сразу два таких броневика. Но если выбрать позицию так, чтобы до нее не долетали ракеты, то методично обстрелять их из орудия проблемы не составит.

Подопытный кролик

Не все так просто, как планировалось. Гулд, оказывается, хранил адрес своей конспиративной квартиры прямо на рабочем компьютере, до которого с минуты на минуту доберутся ребята из C.E.L.L. Отчего бы не помочь новому товарищу? Особенно если это и в моих интересах.

«Гора трупов» — это не фигура речи, а результат перестрелки.

Можно попытаться добраться до лаборатории по-тихому — где-то напустить дыму, где-то активировать режим невидимости... А можно и ввязаться в открытый бой, хотя народу против меня командующий выставил порядочно. Ну что — вперед?

Добраться до противоположной части причалов, разобраться с охраной внизу здания, подняться на лифте в лабораторию, уничтожить компьютер... До сих пор все было даже как-то слишком просто — пришла пора выжимать из чудо-костюма все, на что тот способен.

Помещение состоит из двух частей: большого зала и маленького холла. Путь вниз отрезан, и у меня сразу две проблемы: во-первых, десант C.E.L.L, во-вторых — вертолет. Десантники не опасны поодиночке, но берут числом. Вертолет тоже относительно безобиден — был, пока не лишился обоих пулеметчиков и не принялся обстреливать меня ракетами. Многие из нападающих второй волны были вооружены гранатометами, и один я подобрал.

Быстренько ухожу с поля боя, пока в C.E.L.L не опомнились. Гулд наметил маршрут на север, через дамбу, — вот и славно. Прямо через проломленную вертолетом стену сигаю вниз, там удобно упал желтый подъемный кран.

Добрался-таки до Гулда. Пришла пора объясняться начистоту — теперь он знает, что я не Пророк. И я теперь многое знаю. Но недостаточно. Разговор прервали все те же бойцы C.E.L.L, пришлось отходить, попутно отвлекая их на себя. Последнее, что помню, — как душил кого-то, уже падая с многоэтажки. Потом наступила темнота. Ненадолго.

Стражи ворот

Гулд сообщил, что незадачливые похитители собирались отвести меня в штаб на Уолл-стрит. Смешно — мне как раз надо туда. У них есть капсула для глубокого сканирования. Наведаюсь, пожалуй, лично. Встретиться с доктором мы договорились у церкви.

А на улицах жарковато. C.E.L.L схлестнулись с пришельцами на земле и в воздухе. Только меня в общей свалке и не хватало. Значит, присоединюсь. Вон здание, с которого удобно будет спуститься — только взберусь на надстройку и перепрыгну улочку. С балкончика на балкончик, потом на строительный подъемник. Он непрочный, но падение смягчит. И в бой. Обидно только, что даже инопланетное вторжение не убедило C.E.L.L прекратить стрелять в меня. Сами виноваты.

Путь к штабу перекрыт намертво, но через здание на Либерти-стрит, что с угловым входом, можно обойти баррикады. Обхожу и выполняю привычную уже работу: отвлекаю на себя местную военщину от доктора. Что — пару терактов устроить? Это мы запросто! Две цели: слева и справа от церкви. Нужно просто подойти и активировать бомбу, которую кто-то туда уже принес. Ну, и отбиться от наседающих боевиков, конечно. У меня уже складывается впечатление, что убитых мной C.E.L.L-овцев хватило бы на военный переворот в Чили. И откуда они берутся...

Диверсия прошла успешно, теперь дело за малым: вон в том красном фургоне рубильник, открывающий вход в тоннели. Дернуть — и можно уходить отсюда.

Ходячий мертвец

Пример «вертикального игрового процесса»: Уолл-стрит как на ладони, и прятаться противнику почти негде. Хороший стрелок одержит победу, даже не спускаясь вниз.

Диверсия сработала — C.E.L.L спешно отводит войска с Уолл-стрит! Мой ход. Тактический визир, по-моему, либо барахлит, либо крайне низкого обо мне мнения. Так, снайперская позиция, по его мнению, где-то далеко внизу и слева. А по-моему, весь плацдарм и отсюда, со стартовой позиции, виден как на ладони. Сперва «удаленная зачистка», потом — двигаюсь вниз и влево, там есть удобный переход через улицу по застекленному коридору на уровне третьего этажа. Очень кстати здесь бойцы с гранатометами — вон ту дверь просто так не откроешь, придется взрывать.

Командующий силами C.E.L.L Локхарт: человек прямой и решительный.
Военный советник Тара Стрикленд: обаятельна и опасна.

Я внутри. Теперь быстро, пока подкреплений не понаехало, сперва к терминалу охраны, потом — к лифту. И вот он, Гулд, вот она, капсула. Подход к проблеме у доктора истинно научный: пистолет перед носом лаборанта сразу решает все недоразумения.

Начинаем диагностику. Что тут у нас... Огнестрельные ранения груди, грудного и поясничного отделов позвоночника, легких и сердца. Насколько я знаю, после такого не выживают. На этом фоне сломанные ребра и какая-то неизвестная субстанция, растущая прямо в ранах, выглядят бледно. Спасибо тебе, костюм!..

Увы, на самом интересном месте нас прервали. Прерывать явился лично командующий Локхарт. Не убили меня только благодаря вмешательству этой, как ее... советника Тары Стрикленд. Как же все это не вовремя...

Или вовремя? Вертолет только начал взлетать, как прямо из-под земли вырос инопланетный обелиск и принялся что-то излучать. Все, что могло упасть, упало, все, что могло взорваться, взорвалось. Остальных добили цефалоподы.

Я выжил. Странно...

Центр власти

Новый голос в наушниках. Ба, да со мной связался лично Джек Харгрив. Ничего хорошего я о нем не слышал, но в моем положении выбирать союзников не приходится. Тем более что он говорит разумные вещи. Кажется...

Моя первая цель — в юго-западном направлении. Дорога выдалась извилистой и безрадостной, но без тупиков. Дойти до здания, оглядываясь по сторонам, отстреливаясь от немногочисленных цефов, найти лестницу, подняться на самый верх, выбить ногой дверь — и вот она, площадь. Увы, так легко, как бойцы C.E.L.L, цефалоподы мне не дадутся. Очень уж хороши их броня и вооружение, очень уж они подвижны. Здесь нужно либо много боеприпасов, либо более тяжелое вооружение. Снятый с турели тяжелый пулемет подойдет как нельзя лучше. Вон он, кстати.

Очистив площадь от инопланетян, двигаюсь дальше на восток, мне нужно пройти через Сити-холл. Пройти-то я прошел, но то, что торчит из земли там, за зданием, лишило меня речи. Благо говорить мне и не обязательно. Вон моя цель высится на юго-западе, не ошибешься.

Увы, патронов в пулемете практически не остается, когда на пути встает новая разновидность цефалоподов. Если лазутчики и пехотинцы страшны скоростью и маневренностью, то бомбардир — огневой мощью и броней. Но у него за спиной — нужный мне вход в подземку. Гранаты к бою! Или удастся проскочить?..

Сердце тьмы

Военные взорвали плотину, и теперь волна смоет все, что не защищено нанокостюмом.

Новости от Харгрива: в минобороны, похоже, окончательно спятили. Любопытный метод борьбы с пришельцами — взорвать дамбу. Они собрались утопить кальмаров? У меня пока бред не начался, так что буду выбираться из подземелья. Где-то в этих подземельях должна быть группа бойцов Ривза. Помощь мне не помешает, нужно их найти.

Увы, Ривз и его люди мертвы, помощи ждать неоткуда. Хотя информацию с их сканеров нельзя назвать бесполезной: есть способ борьбы с этой напастью. И я его использую. Выход дальше по тоннелю. Кто-то добрый оставил достаточно взрывчатки, чтобы его расчистить.

Итак, есть три трубки, питающие проводник споры. Вот они на тактическом визире. Их нужно повредить, причем не дистанционно, а руками. «Всего лишь» пробиться через охраняющих их пехотинцев, лазутчиков и бомбардиров. Элементарно, правда?

До первой трубки добраться легко. До второй тоже несложно, в общем. А вот до третьей мало того что идти извилисто, так еще и стрелять по дороге изрядно. Может статься, что на последнего бомбардира боезапаса не хватит. Спасает то, что недалеко от него шумит водоворот, ведущий прямо в озеро рядом со второй трубкой. Там был схрон с боеприпасами, точно помню... Трубка уничтожена. И сам проводник споры — тоже. Только зря это все, в Пентагоне все-таки отдали приказ затопить кальмаров. Убираюсь отсюда, и быстро! Хорошо бы успеть на обещанный Харгривом вертолет.

И почему меня не удивляет, что я на него не успел?..

Верность или смерть

Кроме всего прочего, на бронеавтомобиле можно перелететь через пропасть.

Все-таки не забыл обо мне Харгрив. По указанным координатам на выручку пришли те, кого я даже не ожидал увидеть: морпехи с нашей субмарины! Да еще и под командованием Чайно. Отлично, ребята, пойдем вместе — боец вроде меня лишним не будет. Во всяком случае, до точки сбора я вас провожу. А там как знаете, насильно с собой не потащу.

И правильно, что не потащил. Впереди за углом настоящая мясорубка: по три лазутчика за раз. И бомбардиры, и пехотинцы. Трудно без тяжелого вооружения. Оно ждет меня дальше, за разломом шоссе. Не танк, конечно, но и «Хаммер», как выяснилось, исправно давит цефалоподов. А также здорово перепрыгивает через расщелины. А пулемет я все равно сниму, когда нельзя будет проехать!

Соединяюсь с группой «Дельта» в указанной точке и иду с ними к точке сбора. И правильно делаю: по пути нас несколько раз атакуют вражеские десанты и корабли-штурмовики. А ведь точку сбора еще и отстоять нужно!

И мы держим позиции — пока мы тут, где-то эвакуируют людей. Основная сложность в том, что атакуют нас не только сухопутные цефы. Время от времени налетает корабль-штурмовик, и кто не спрятался, тот уже ни в чем не будет виноват. Ракеты есть, но их мало. А держаться все равно нужно. И целиться получше.

Победили все-таки! Тогда нельзя тут задерживаться — пока не началась тотальная эвакуация с центрального вокзала, нужно побывать в «Харгрив-Раш». Там, на 18-м этаже, есть кое-что крайне важное...

Корпоративный кризис

Здание «Харгрив-Раш» похоже на осажденную крепость: все входы и выходы перекрыты, лифты и лестницы заблокированы. Ну, лифты-то мы запустим, но в здание сперва нужно проникнуть. Если верить тактическому визиру, справа от нашей позиции — поврежденный танк. А мне ездить и не нужно. Достаточно того, чтобы башня поворачивалась и могла хоть разок выстрелить по воротам гаража.

Еще как может! И не только по воротам — досталось и повыползавшим на шум цефалоподам. Против ракет хваленая броня бомбардиров устоять не смогла. И чудненько. Иду-ка я внутрь.

Как и следовало ожидать, местная охрана приказы Харгрива ни в грош не ставит. Так что и к терминалу, и к лифту прорываюсь с боем. Прорваться удалось в лучшем виде, и даже прибывший в самый ответственный момент командующий Локхарт со товарищи ничего испортить бы не смог — помешала вода. Меня в который уже раз смывает куда-то «за борт». Судьба, наверное...

Статуя Свободы тоже постра-
дала: ее фрагменты разбро-
сало по всему Манхэттену.
Удобная позиция для того, чтобы выстрелить «крикуну» прямо в... «ахиллесову пяту».

К оружию!

Ладно, раз усовершенствовать костюм пока невозможно — двинусь на соединение с группой морпехов, прикрывающих эвакуацию людей из города.

А моя помощь им ой как нужна: группу, на которую я вышел, зажала в кафетерии новая тварь. Крикун! Это не бомбардир, это намного хуже. И броня крепче, и вооружение мощнее. Да к тому же еще и орет так, что у солдат ноги подкашиваются, а в моем костюме вырубает блок питания! Ребята еще кое-как держатся, но хватит их ненадолго. Прежде всего возьму на себя роль отвлекающего. Чем дольше тварь будет палить в мою сторону, тем дольше морпехи смогут обстреливать ее уязвимые бока. Да и я сам не беззащитен, а на крыше кафе есть чем пополнить боезапас. Действуем! И побеждаем!

Крикун мертв. А мы грузимся на «Хаммеры» и срочно едем к Центральному вокзалу. Солдаты должны защищать людей.

Уходящий поезд

Цель номер один — библиотека, в которой укрепилась группа «Чарли-7». А там жарко: в небе барражируют два чужих штурмовика и поливают огнем все, что видят. Есть два зенитных комплекса, но их, видимо, забыли включить. Как самый быстрый бегу запускать зенитки вручную. После можно и проверить, остался ли кто в горящем здании.

Увы, никого. Остается только сопровождать уцелевших до вокзала. Сперва пешком, потом на «Хаммере» в роли стрелка. Спасли. Кого успели. Хотя их надо еще вывезти из города...

Опасная гавань

Прорываемся к вокзалу. Силы сюда стянуты не маленькие, но цефы непрерывно давят. И, что хуже всего, ведут минометный огонь. Наши саперы уже и взрывчатку в здании «Оникс» заложили, но что-то пошло не так. Угадайте, кого пошлют вручную включать прерыватели? Правильно: того, кто в костюме!

Поход опасный, и почти никакой поддержки не ожидается. Заранее отмечаю точки с боеприпасами на пути, срываю пулемет с турели (мне нужнее!) — и вперед!

Детонаторы-то я с горем пополам включил. Но какой-то умник спрятал передатчик на третьем этаже полуразрушенного дома. Это же догадаться нужно, что путь туда только один: через неработающий лифт без одной из боковых панелей! Убил бы... Но, так или иначе, здание я обрушил, и минометы замолчали.

Вокзал

А люди все еще в опасности. Стоило мне прибыть в здание вокзала, как началось нападение на главный зал. Да какое! Сперва бомбардиры, а потом еще и крикун! Это не считая всякой мелочи. Нужно тянуть время — и тянуть его снова мне. В нескольких точках есть ящики с боеприпасами и оружием — это хорошо. Есть пара образцов тяжелого оружия — это очень хорошо. Но побегать все равно нужно преизрядно. С крикунами не шутят...

Крикун убит, небольшая фора у людей появилась. Но все равно погибло много, очень много. А о нас, морпехах, кто подумает?

Морская пехота держит оборо-
ну, чтобы эти люди успели эвакуироваться из города. К сожалению, успеют не все...
Лицом к лицу с инопланетянином. Кажется, меня будут бить...

...На связи полковник. Кажется, нас все-таки вывезут из этого ада. Если, конечно, мы успеем закрепиться на Таймс-сквер и достаточно долго там продержаться...

Перебои с энергией

Мы на Таймс-сквер. Задача проста, как десять центов: держаться столько, сколько нужно. И еще немного сверх этого. Не забыть бы отметить в визире ящики с оружием, а то темно тут...

Цефалоподы принялись наступать, постепенно наращивая давление. Первые-то волны мы сдержали почти играючи, но потом пришел крикун и всем сразу стало грустно. Все снова зависит от «парня в костюме» — отвлекать, отвлекать на себя и крикуна, и цефов помельче, давая парням возможность отработать по крупной цели. И стрелять! И забрасывать гранатами! Пока не издохнет, тварь такая!

Издох, конечно, — не вечным же ему быть. Мы уже совсем собрались улетать, как из-под асфальта снова полез «обелиск». Совсем новенький, еще без трубок. Я такой уже разрушал, разрушу и этот. И тогда мы наконец-то взлетим!

Глаз бури

Поезд на Гарлем все-таки пустили под откос. Печально, но теперь нам позарез необходима информация о «Призме» И дать ее, кроме Харгрива, некому. Поэтому меня (ну а кого еще?) незамысловато выбрасывают за борт. А потому, что, если сядем — не взлетим! Больше с этим все равно никто не справится. Шутка ли — пробраться через укрепленный остров, кишащий боевиками C.E.L.L! Мне, впрочем, скрываться не обязательно, я и напролом могу, и вприпрыжку. После ужасов на вокзале и Таймс-сквер противники-люди уже никакого страха не вызывают... Просто вести себя разумно и выполнять инструкции Джека. Главное — электростанцию отключить, чтобы хитрая электроловушка не сработала.

Штурмовать остров Рузвельта я начну с этого маяка. Пока ничто не предвещает беды.
Неприметная, но важная дверь на второй этаж. Благо в остальных свет не горит.
Локхарт с самого начала мечтал меня убить. Но я оказался расторопнее.

А командующего наконец-то можно и убить. Собственноручно.

Вот только недолго этому радоваться, ох недолго...

Без масок

Надо было раньше догадаться, что Харгрив — предатель! Так глупо, так обидно попасться!... Тоже мне спаситель мира... Вот и расплачиваюсь теперь, выслушивая его объяснения, пока робот-вивисектор готовится срезать с меня костюм. И пока это происходит — мои (или не мои?!) воспоминания накладываются на происходящее. Костюм тоже что-то делает в этот момент — что-то важное и мне непонятное. Костюм борется за меня. И не только он!

Есть женщины не только в русских селениях.
Этот нанокостюм за стеклом чем-то неуловимо напоминает о Deus Ex.

Тара, чертовка, все-таки всех провела. Агент под прикрытием, да с такой внешностью и характером, что любо-дорого. Думаю, это будет один из самых плодотворных случаев сотрудничества ЦРУ и морской пехоты! Но это случится потом. А пока я хочу добраться до этого Харгрива и посмотреть в его честные глаза...

Я на свободе, и я вооружен. Служба безопасности мне не помеха. И я без труда проникаю в его святая святых — зал, украшенный нанокостюмами, как когда-то рыцарскими доспехами украшали замки. И...

О, мы поговорили. Странный вышел разговор, но очень многое стало на свои места. Теперь я знаю, кем (чем?) был Пророк и кем (чем?) теперь стал я. Знаю, что мне делать. И, кроме ценной информации, я вынес оттуда и кое-что материальное в придачу — оружие и шприц. И то и другое мне сейчас пригодится.

Вот прямо сейчас! Короткий динамичный бой, пожар — и я бегу прочь из этого дома.

Наследие

От «Призмы» скоро не останется камня на камне, и мне нужно выбираться отсюда. Тара пообещала подождать на мосту Квинсборо. Бегу туда. Не просто так бегу, конечно, больно уж пришельцев на пути много. Сперва нужно добраться до подъемника на мосту. Затем — перебежать через сам мост. Задача не такая уж простая — он уже изрядно разрушен и продолжает разрушаться прямо под ногами.

В который уже раз за последние сутки я падаю в воду?

Из пепла

Утомительная это работа — мир спасать. Даже утонуть не дадут спокойно. Костюм снова без спросу ворвался ко мне в сознание и голосом Пророка потребовал собраться и продолжать. Ладно, так и быть...

Центральный парк взлетел в воздух. Красивое и жуткое зрелище.

Тара меня все-таки дождалась. И Гулд тоже. Увы, нам всем не до сантиментов — спешно занимаем места в броневиках и выезжаем в Центральный парк. Как выяснилось, именно под ним притаилась главная база цефалоподов. Я всегда знал, что с этим парком что-то не так. Впрочем, это все всегда знали...

Пока ехали — пришла срочная депеша. Помните идиотов, которые пытались утопить кальмаров в воде? Теперь в их воспаленные головы пришла другая мысль: раз кальмары не тонут — сбросим на них ядерную бомбу! О населении, конечно, никто не подумал, равно как и о том, что бомба может просто на них не подействовать. И если мы — то есть я — в полчаса не решим проблему инопланетного вмешательства, Нью-Йорка больше не будет.

Доехать до парка нам помешали «корни». Дальше опять пешком топать. Вернее, нестись сломя голову — остановка вышла прямо возле группы цефов. Можно воевать до победного, а можно прошмыгнуть мимо них в здание и подняться на лифте. Времени же нет.

Поднимаюсь наверх. И, помимо отстрела пришельцев, совершаю два полезных дела: ловлю сигнал Тариного маячка и обозначаю цель для наших истребителей. Вниз после этого спускаться смысла уже нет, зато в той перекошенной комнате, в которой еще пулеметная турель установлена, просматривается выход на крышу. Туда-то нам и надо. Подраться, конечно, предстоит, но я привык уже. Главное — успеть в Центральный парк!

Только теперь нам нужен уже не броневик, а вертолет.

Прогулка в парке

Я читал у Джонатана Свифта о летающих островах, но и представить себе не мог, что увижу один из них своими глазами. Это очень красиво и очень страшно. Конечно же, сесть вертолету тут некуда, и меня опять просят сигануть за борт. Все трясется, ходит ходуном и норовит обрушиться в любую секунду. Поэтому поспешу в центральную часть парка. Или, как его назвал док, — литокорабля. Большая группа цефов при поддержке двух бомбардиров попыталась остановить меня у колоннады. К счастью, рядом нашлись контейнеры с боеприпасами и автомобиль с пулеметом — бой прошел удачно. Очистив местность, поднимаюсь по ступеням за колоннаду. И передо мной открывается вид на литокорабль. Док считает, что сейчас нужно повторить то же, что я проделал в ущелье с проводником споры. Не вижу причин ему не верить — ведь такое уже дважды получилось!

Главное строение инопланет-
ного корабля — «копье».

Как и тогда, в ущелье, центральное «копье» питают энергией три канала спор. И их нужно вывести из строя. Вооружаюсь и приступаю. Уничтожение каждого из каналов заставляет центральное «копье» корчиться. Буквально чувствую, как оно безмолвно кричит, вижу, как отростки отрываются от него, испуская что-то похожее на дым.

Отросток одного из каналов очень удобно упал мостом через пропасть. Вернее — тоннелем, источающим черную субстанцию. Проверяю, в порядке ли снаряжение, — и иду в него. На той стороне «тоннеля» меня ждет, пожалуй, одна из самых серьезных схваток за последние дни. Врагов трое, и они умеют маскироваться не хуже меня. А может, даже лучше. Спасает режим максимальной брони — ударив или выстрелив, они ведь себя демаскируют. Так или иначе, я одержу верх. И войду внутрь «копья», где и решится исход этого вторжения.

Литокораблю не нравится, что внутрь проник посторонний. Его защитная система ревет, пытается сжечь чужака, сдуть, отбросить. А я иду против огненного ветра, думая только о том, чтобы не упустить момент, когда в очередной раз «слетит» режим максимальной брони. Когда не остается сил идти — падаю на колени и ползу. Только не останавливаться...

Я добрался до конца — и все изменилось. И все закончилось.

...Чтобы где-нибудь начаться вновь.



Назад