Лучшие компьютерные игры

ИГРЫ ПРОШЛОГО

Автор материала:
Александр Крелин
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (114) май 2011

Need for Speed

Адреналин... Наши предки бегали от саблезубых тигров и мамонтов (говорят, что сугубо для развлечения), затем на смену охоте пришла война (а кому-то и мать родна), а сейчас есть экстремальные виды спорта. Вот и автомобиль недолго был средством передвижения: в гонке за лошадиными силами машины стали невероятно быстрыми и ловкими. И если в реальном мире подлинными воплощениями мощи сделались Ferrari, Lamborghini и Bugatii, то в виртуальном ни одна другая игра не передаст удовольствие от вождения так, как «Жажда скорости». И не важно, что первую часть сделали в 1995 году. Они уже и тогда знали толк в адреналине...

Классическая эра

The Need for Speed (1995 год)

Девяносто пятый год породил немало запоминающихся игр: Chrono Trigger, Warcraft II, первые «Герои». А мрачная-премрачная I have no mouth, but I must scream? Ведь после нее любой фильм ужасов смотрелся как детская сказка! Но Need for Speed оставлял позади большинство этих игр уже во время блужданий по главному меню.

Итак, для начала... целых восемь машин! Вся элита автомобильного мира отвлеклась от насущных дел и решила поучаствовать в одной игре: Ferrari 512, Lamborghini Diablo, Porsche 911, Corvette ZR1, Acura NSX! Поскольку это были очень частые гости на плакатах и каталогах миниатюр, мы знали их как свои пять пальцев. Вот «Феррари», как и всякая большая и мощная машина, слегка недобирает в широких поворотах, Porsche выдает сильные заносы — еще бы, двигатель-то сзади. Diablo развивает бешеные скорости, но откровенно дуреет при виде узких шпилек. А Mazda RX-7 хороша практически во всем, но часто слетает с катушек на пятой передаче (этот скрип «уи-и-и-и!» до сих пор снится кому-то в кошмарах), когда подбираешься к ста сорока. Уже по факту наличия этих красавиц игру можно было заносить в пантеон, но они еще и ведут себя, как мы и представляли!

Думаете, это все? Тогда щелкните на картинке с машиной. В специальном автомобильном меню можно застрять на недели. К каждому герою прилагается увесистый набор фотографий, технических характеристик и текст с подробной историей, которую за кадром читает гулкий бас. Все, естественно, на английском, но восторга от этого меньше не становится и добавляется еще одна весомая причина достать с полки тяжеленный словарь.

Была в первом NFS такая народная забава — знаки давить.
Нет большего удовольствия, чем на финише развернуться в крутом заносе! Особенно на синем «Додже».
А главное — к каждому из восьми авто есть шикарный ролик. После просмотра нескольких очень хотелось встать из-за стола и вволю попрыгать по комнате от радости — просто так, от радости. Ну а как только выяснялось, что вид «из кабины» у игры стоит по умолчанию и проработан выше всяких похвал, становилось уже слегка не по себе. Одну деталь помню до сих пор: при первой гонке я так и не сообразил, как же, собственно, поехать. Лишь после захода в настройки выяснилось, что при старте надо собственноручно ставить машину на передачу. Казалось бы, мелочь, но ощущение машины сразу становится намного лучше.

Конечно, сейчас можно сделать умный вид и упомянуть про четыре режима и очень красивые трассы. Или что звук у машин тоже был максимально реалистичный, а первой же игрой в серии NFS скинул с трона прошлого короля жанра — серию Test Drive. Но все это далеко не главное. Потому что оригинальный Need for Speed — концентрат радости для любого, кто хоть раз со вздохом рассматривал двери нового Dodge Viper в каталоге Bburago’96. Ее делали люди, которые искренне любили машины и старались создать как можно лучшую игру про них. А старались они для вас — то есть для игрока, который разделяет предмет их обожания. И это выводит первую «Жажду скорости» в разряд бессмертных игр.

Need for Speed II (1997 год)

О, NFS 2, имя тебе — вероломство! Воспоминания о первой части оказались самыми яркими среди впечатлений ото всех игр девяносто пятого года, и от продолжения ждали, что оно как минимум не понизит планку. Увы, ожидания обманываются самым жестоким образом. Это как начать смотреть последнюю серию «Твин Пикса» и ближе к концу обнаружить, что видеомагнитофон записал с телевизора далеко не все.

А как все выглядит на бумаге! Вы только взгляните на машины: Ferrari F50, Jaguar XJ220, Ferrari 355! А главная жемчужина игры — это McLaren F1, на тот момент самая мощная и быстрая машина в мире. Еще больше радости в энциклопедии. Основа осталась неизменной, но уровень исполнения сильно вырос. Очень красивые фотографии, проработанные до мельчайших деталей характеристики и роскошные ролики — все это говорило: «Смотрите же, сколько в игру вложили денег! Смотрите!» И тут кроется подвох. За созданием энциклопедии авторы провели больше времени, чем за созданием игры.

Хотя первые впечатления — за гранью фантастики. Машина несется вперед с нечеловеческой скоростью, длинные шоссе проносятся за секунды, а любой холмик оборачивается гигантским трамплином. Скорости на уровне серии TrackMania. Не рекомендую играть в NFS II перед сном, иначе избавиться от мельтешащих перед глазами дорог будет невероятно сложно. Но в погоне за экзотичностью и скоростью авторы увлеклись и убрали из поведения машины небольшую частичку реализма, что была в первой части, а без нее улетело в форточку всяческое ощущение машины. Тот же F1 по ходовым качествам напоминал утюг: дорога проносится быстро, но чуть поворот — и машина дегустирует ближайшую скалу. Другие авто, наоборот, смахивали на пластмассовые миниатюры. Гонки трудно назвать «ездой» — это больше смахивает на очень-очень быстрое скольжение.

Увы, «болезнь утюга» еще вернется и едва не погубит другую «Жажду скорости». Но она это переживет, а вот NFS II так и останется в памяти как игра, разбившая множество сердец.

Need for Speed III: Hot Pursuit (1998 год)

После мирового недоумевающего вздоха по поводу «болезни утюга» в EA призадумались. «Как-то нехорошо получилось», — решили авторы и начали шерстить свою коллекцию великих фильмов об автомобилях. И когда дошли до момента, в котором великий автоугонщик Ковальски на мощном Dodge Charger несется навстречу смерти в «Исчезающей точке», вопрос о том, кому будет посвящена новая игра, больше не стоял.

Diablo, оказывается, неплохо смотрится в роли самолета. Практически сцена из фильма «Назад в будущее».

Увы, в процессе создания яркие краски ушли из NFS вместе с энциклопедией. Как издевательство, на экране загрузки трассы красуется выбранная машина — слабое напоминание, что когда-то в серии были замечательные фотографии автомобилей. Вздохнув, проезжаешь круг. И еще один. И еще. Затем выходишь в меню, ставишь другую трассу. Время вдруг становится величиной совершенно неважной. А вот оторваться от назойливого полицейского «Корвета» — это важно. Не вылететь на последней гонке режима Knockout — тоже важно. Ну а уделать тот заносчивый Diablo на Jaguar XK8 становится делом чести. Уроки, дела по дому, кино — наплевать! Хочется только одного: открыть наконец полицейскую версию Diablo SV, чтобы окончательно стать лучшим.

Обдавая полицейских облаком дыма из-под колес в режиме Hot Pursuit, чувствуешь себя тем самым Ковальски из фильма. Полиция что-то бубнит по радио, а вы отчаянно швыряете машину направо в надежде вмазать преследователя в дерево. Скорости за гранью возможного, но машина чувствуется великолепно. Мужественный Jaguar XK8, цепкий Corvette и безумная Diablo — за скудный список автомобилей игра с лихвой отыгралась реализацией. До сих пор помню, как «Ягуар» буквально «глотал» повороты, а Ferrari 550 Maranello ехала настолько плавно, что казалось, будто двигатель работает на шоколаде. Hot Pursuit — пожалуй, первая гонка в истории, где по баранке, каким ты придешь к финишу, потому что удовольствие от вождения начисто перекрывает все игровые призы.

Отсюда я уже не выберусь. Шлите письма и теплые вещи на новый адрес!
Иногда Hot Pursuit напоминает «Безумного Макса».
Начало конца — по мою душу выехали «Корветы».

Даже проблема со скудным списком машин в итоге решилась сама собой: игра поддерживала пользовательские модели, и сейчас в сети можно найти сотни автомобилей на любой вкус. Ответом скуке NFS II стала такая динамика, что даже сейчас, если вспомнить, какой звук издавали шины «Корвета» при заезде на песок, волосы встают дыбом.

Need for Speed IV: High Stakes (1999 год)

Три! Два! Один! Запуск!

Увы, запустить большинство игр классической эры NFS на современных машинах не так уж легко, но нет ничего невозможного. Уже сейчас на просторах интернета полно любительских заплаток, позволяющих сыграть в старые «Жажды скорости» на Windows XP. Взять их можно, например, с сайта nfsworld.ru. Но если вдруг где-то возникнут затруднения, этот текст вам поможет.

  • Need for Speed. Приз «За самый легкий запуск». Скачиваем с dosbox.com эмулятор DosBox, устанавливаем игру и перетаскиваем файл Start на ярлык программы. Затем останется выбрать звуковую карту, и дело в шляпе. Правда, не рекомендую включать полноэкранный режим — а то игра может стать гонкой в кислотных тонах.

  • Need for Speed II. Не знаю, как с оригиналом, а вот специальное издание NFS II запустить исключительно сложно. По идее, любительские заплатки в сочетании с программой 3dfxWrapper (dege.freeweb.hu) должны помочь. Ставим дополнения, запускаем файл dgVodooSetup и через него играем, предварительно указав программе exe-файл игры. Но, скорее всего, на новых версиях XP такие пляски с бубном не сработают. Если игра упирается рогом и ни в какую не идет, достаньте себе программу Microsoft Application Compatibility Tool (есть на сайте download.cnet.com). После запуска создаем новую базу данных и в появившемся меню выбираем запускающий файл игры. Нажимаем два раза «Далее», игнорируя следующее окошко. Из списка выбираем пункты «EmulateGetDiskFreeSpace», «GlobalMemoryStatusLie» и «CorrectFilePaths». После чего сохраняем файл в папке игры. В меню справа выбираем мышкой файл для запуска и жмем «Run». Не пугайтесь этих черных полос через весь экран — они отключаются в настройках самой игры.

  • Need for Speed III-V. Все просто: ставим последний официальный патч и любую любительскую заплатку. Все берется со все того же NFSWorld. Затем запускаем уже знакомую Compatibility Tool и повторяем процедуру со второй частью, но в списке выделяем только «EmulateGetDiskFreeSpace». После запуска не пугайтесь сообщения об ошибке: пусть с некоторым скрипом, но игра пойдет. Пятой части достаточно любительских дополнений.

На этот раз препарированию подверглись конкуренты серии, а именно первые две части Gran Turismo — они отчаянно наступали «Жажде скорости» на пятки, и что-то надо было делать. Решили последовать заповеди Конфуция «Упрощай»: просто взять из GT то, чего нет в NFS. Игра таких щедрых творческих заимствований не вынесла.

Набирали щедро, целыми ведрами. Карьера, которая так выгодно показала себя в GT, в мире «Жажды скорости» оказалась совершенно не к месту. Там были все полагающиеся атрибуты — множество турниров, покупка машин за деньги и много чего еще. Но, помилуйте, игра называется «Жажда скорости». Так по какой причине я должен начинать играть на невзрачной BMW Z3, когда в режиме «Аркады» уже есть McLaren F1? Нет ответа? Я так и думал.

Заходишь в «Аркаду», выбираешь тот самый «Мак-Ларен» и тут понимаешь, что сюда проникло еще одно блестящее заимствование — модель повреждений. Бьется машина по четырем параметрам, и ходовые качества у нее уменьшаются соответственно. Адреналина стало куда меньше, ведь теперь сосредотачиваешься не на том, чтобы прийти к финишу как можно быстрее, а на том, чтобы не побить машину. Единственный режим, где нововведение худо-бедно себя оправдывает, — это «Горячая погоня», где полицейские могут просто разнести машину бесконечными таранами. Авторы тоже это знали и добавили две его вариации — «Побег» и «Гонку со временем». Это немножко вытащило игру из болота серости, но и здесь разработчики умудрились все запороть.

Да-да, они вновь не совладали с физической моделью. Ну кто мешал оставить систему из третьей игры? Зачем надо было гнаться за реализмом?! Неужели было не понятно, что в итоге получится нечто ужасное? Так оно и вышло — нет вам ни скорости, ни аутентичности. К счастью, у авторов хватило ума не доводить губительный процесс до конца, но было слишком поздно. Скука под покровом ночи прокралась в и без того ослабленную болезнью серию и осталась там надолго. Увы, в High Stakes эта кошмарная дама взирает на игрока отовсюду.

Need for Speed: Porsche Unleashed (2000 год)

Городские трассы в PU были куда как лучше, чем сельские.

Никогда не забуду, как в первый раз запустил Porsche Unleashed. Я, считавший себя знатоком серии и вообще гениальным виртуальным водителем, в первый раз почувствовал вкус поражения. Выбрав красный Porsche 356 (это была единственная классическая Porsche, которую я тогда знал «в лицо»), я очутился в прекрасном городке Cote d'Azur и сразу поехал. Вижу — поворот. Как и всегда делал, начинаю мягко притормаживать и одновременно поворачивать. И тут случается страшное.

Машина уходит в неуправляемый занос.

Что такое? Вроде все правильно делал. Пробую еще раз. И еще. Занос, занос, машина уже разваливается на части. Все объясняется очень просто: «Порше» продолжил генеральную линию партии, выдвинутую еще в High Stakes. Правда, на этот раз авторы хотя бы сумели сделать еще больший уклон в сторону реализма, поэтому физика тут не такая серая и бессмысленная. Разочарование от того, что правило «как вы лодку назовете» не сработало, трудно описать словами. Здравый смысл, взошедший теперь на трон, на первых порах здорово раздражал, да еще и так злившая в прошлой части модель повреждений никуда не делась. Но сказать, что PU — плохая игра, язык не поворачивается.

Почему я так накинулся на High Stakes, а «Порше» оставляю в покое? Да потому что машины в HS были скучными, а тут все совсем по-другому. Стоит свыкнуться с очень медленными моделями, как Unleashed расправит плечи. Шутка ли — огромное количество автомобилей Porsche с совершенно разным поведением на дороге! Особенно запоминались выкрутасы старых моделей с их скрипучей подвеской. Стоило слегка притормозить во время поворота — и прощай, машина!

Красный «Порше», прохладный воздух, отличная дорога — что еще нужно для счастья?
В режиме Factory Driver к этим желтым стрелочкам постепенно развивалась стойкая неприязнь.

К тому же авторы доделали карьеру! Она выродилась в режим «Эволюция», в котором игрок начинал со старых Porsche и потихоньку добирался до современных гоночных авто. В отличие от модели High Stakes, такая модель не раздражала, ведь каждая эпоха выглядела совершенно по-иному, а машины действительно менялись с течением времени. Еще один отличный режим — «Тестовый водитель», в котором нужно было выполнять задания и испытывать новые модели. Испытания, кстати, были совершенно зверские.

Но, пожалуй, главный козырь PU — атмосфера. Прекрасные пейзажи, замечательный звук, а также попытки «оживить» трассу (вроде фермеров, копающих участки), прекрасно погружали в мир игры. К тому же чувствовалось, что и сами разработчики за время создания стали любителями «Порше». Это, пожалуй, последняя игра серии, где хорошо чувствуется любовь авторов к машинам. На тот момент уровень проработки потрясал: так, в меню можно открывать багажник и двери, а кабриолетам поднимать крышу. Даже меня, человека, который Porsche недолюбливал (нечего было так хвостом вилять в NFS!), захватило полностью.

Увы, Unleashed не повезло с предком, а потому очень многие считают его провальной игрой в серии. Поверьте, это далеко не так. Надо просто проявить чуть-чуть терпения. Впрочем, издателям продажи не понравились, и PU стал гвоздем в крышку гроба классической эры. А жаль — намерения у него были благие.

Need for Speed: Hot Pursuit 2 (2002 год)

Точечный удар в середину — и я уйду безнаказанным.

«Жажда скорости» недолго лежала в «мертвятнике». Гнев поклонников по поводу закрытия NFS после Porsche Unleashed был настолько велик, что EA решила вернуть серию на рынок под маркой той игры, которая в свое время понравилась всем безоговорочно. Благие намерения обернулись первым образцом жесточайшего пресса издательства, который угробил игру.

Дело в том, что авторы версии для компьютеров, не слишком хорошо знакомые с серией, не успевали доделать игру к выходу проекта на PS2. Издательство, жадное до мгновенных прибылей, сказало просто: «Выпускайте сейчас, и никаких позже!» Они и выпустили — на свою голову. В результате управлять машиной в HP 2 так скучно, что скулы сводит. Видно, что амбиции у авторов были: режим карьеры встречает огромным деревом доступных соревнований, а машин стало в два раза больше, чем в High Stakes. Но кому это нужно, если на втором круге неизменно клонит в сон? Даже полицейские, которые теперь оказались во всех режимах игры, медленны и тупы. Ездить с дураками наперегонки — сомнительное удовольствие. Итог предсказуемый: ни в чем в общем-то не повинных разработчиков уволили через две недели после начала продаж.

Впрочем, надо отдать должное HP 2. Версия для приставок продалась достаточно хорошо, чтобы в EA задумались о продолжении. А дальше вся серия вдруг перевернулась с ног на голову.

Кружить так с полицейскими можно бесконечно. Все равно не поймают.
Иногда в Hot Pursuit 2 начинается чистый Дэвид Линч. Сейчас на меня полетит сова.
Подчас кажется, что «Остаться в живых» снимали в декорациях Hot Pursuit 2.

Городская эра

Need for Speed Underground (2003 год)

Режим скольжения в «Подземке» по сложности был сходен только с Factory Driver из Porsche Unleashed.

Первый Underground, как и самый первый NFS, — это удар в яблочко. Оригинал серии нашел свой путь к сердцу игрока через дорогие суперкары, красивые трассы и отличную модель вождения. Но с течением времени Ferrari, будоражившие воображение в девяносто шестом, плавно сменились на Mitsubishi Lancer и Mazda MX-5 со всеми возможными «наворотами», а туманные каньоны уступили место длинным городским шоссе. И серия не осталась в стороне. Чего у EA не отнимешь, так это умения вовремя почувствовать, какая тема игры будет пользоваться популярностью. Угадав ту гонку за лошадиными силами, что царила в девяностых, издатели вознесли «Жажду скорости» на гребне волны растущей культуры уличных гонок. Конечно, каньоны и Ferrari (надолго выбывшие из серии) жаль. Мне будет не хватать скрипов Mazda RX-7 на последнем повороте той пустынной трассы из первой игры. Но Underground доказал, что новый облик NFS не хуже старого.

Причина тому — физическая модель, взятая прямиком из Hot Pursuit с небольшими доработками. Скорости, конечно, поубавились (все-таки MX-5 вряд ли составит конкуренцию «Корвету»), но менее весело от этого не стало, ведь ездим-то мы теперь не по пустынным серпантинам, а по настоящему городу с трафиком, небоскребами, трущобами и шоссе. Когда скорости достигают двух сотен километров в час, а вы переходите с безлюдных проселочных дорог на оживленные городские, начинается такое, что словами не описать. За десяток секунд машина проносится мимо больших грузовиков, сносит ограждение в попытке сократить путь, подрезает соперника на опасном повороте и... с лязгом врезается в стену. Но это ничего, модели повреждений нет, поэтому стоит лишь нажать на клавишу R, и веселье продолжится.

«База, база, выхожу на орбиту. Первая ступень отошла».
Вот такой воздух теперь в городах. Вдохнул — и ничего не видно!
То самое меню. Вытащить отсюда невозможно и за уши.

И это далеко не все. Режимов в игре видимо-невидимо, поэтому скуке прохода нет. Но, пожалуй, самая затягивающая часть Underground — это настройка машины. Иные игроки проводили часы в попытке превратить банальный «Пежо» в произведение искусства. И у многих получалось. Глядя на отдельные образцы такого творчества, трудно представить себе, что такое можно создать в игре, а не в навороченном графическом редакторе.

Возрождение серии удалось. И после затяжных сеансов игры хотелось сказать: «NFS умер! Да здравствует NFS!»

Need for Speed Underground 2 (2004 год)

Сюжет во второй «Подземке» преподносился посредством симпатичных комиксов.

Трудно представить, как можно сделать успешное продолжение такой игры, как Underground. Там все было на высочайшем уровне — что можно улучшить во второй игре? И при первом запуске опасаешься, как бы не повторилась история со вторым NFS и «болезнью утюга».

Поэтому, когда на разрисованном Nissan 350Z начинаешь проходить гонки, сдержать удивление почти невозможно. Целый город! Проработанный до мельчайших деталей! Вот уж не знаю, как авторам удалось совершить такой подвиг всего за год, но факт остается фактом. Мало того, все очень красиво: в игре вечная ночь, и все вокруг горит миллионами ярких огней. Вместо простого набора гоночных миссий нам на руки выдали целый мегаполис, по которому можно разъезжать сколько душе угодно. Как только понимаешь, что ничего тебя не ограничивает, хочется плюнуть на гонки и просто куролесить на шоссе. Благо поведение машины со времен первой «Подземки» почти не изменилось.

Вторая новинка — это сюжет. До сих пор не могу понять, зачем разработчики потратили время и силы на то, что в NFS всегда было и будет глубоко вторично. Понятно, что было желание переплюнуть фильм «Форсаж», но где-то на третьем ролике (сделаны они, кстати, в формате очень красиво нарисованных комиксов) начинаешь тарабанить по клавише Enter. Выпустите меня из лап сюжета! Я хочу на шоссе!

Город в Underground 2 изредка ослепляет своими цветами.
Воздушный мешок — верное средство против любого соперника.
Шоссе во второй «Подземке» заменят любую Laguna Seca.

В сухом остатке — приукрашенная графика, которая и сейчас смотрится неплохо, новые улучшения для машины и отличная музыка — в том числе песни Rise Against и Queens of the Stone Age. Рука уже тянется дать второму Underground медаль «За лучшее продолжение», но не будем торопиться, потому что через год EA показала, на что действительно похож городской NFS, когда он в расцвете сил.

Need for Speed: Most Wanted (2005 год)

Иногда так хочется взлететь!

Авторы уже совершили стахановский подвиг, создав целый город меньше, чем за год, а потому от Most Wanted поначалу не ждешь каких-либо особенных свершений. И после первой гонки впечатление, что это просто слегка подкрученная версия «Подземки», только усиливается. Ну да, город похорошел, а машина прекрасно ощущается даже через неудобные клавиши со стрелками на клавиатуре. Планировка у мегаполиса стала намного лучше — большинство поворотов сравнятся с виражами Нюрбургринга. Надоевшая ночь сменилась наконец днем. И каким днем! У игры роскошная, совершенно кинематографическая палитра. Но стоит покататься еще минуту, как внезапно за поворотом тебя встречает старый знакомый...

...И не один. И все, как на подбор, с мигалками и в черном. В первые минуты ты готов их расцеловать: еще бы, люди, доставившие столько удовольствия во времена Hot Pursuit, вернулись! Правда, не рекомендую останавливаться, чтобы пожать им за это руку. Арест — вещь очень неприятная.

При участии полицейских и без того сверхзвуковые гонки городской эры стали очень напряженными. Служители порядка ждут за каждым поворотом, и покоя на практически любом заезде почти нет. Вас таранят в бок, соперника справа берут в «коробочку», а вы тем временем отчаянно думаете, обо что же «шмякнуть» преследователей. А такие места есть, авторы не поленились и щедро разбросали по городу ловушки, после проезда по которым людей в черном просто завалит/снесет/сожжет/скинет с моста (нужное подчеркнуть).

Когда включаешь замедление времени, так и мерещатся за каждым поворотом клоны агента Смита.
Иногда Most Wanted сильно на-
поминает воспоминания пере-
живших клиническую смерть.
Скорости меньше не стало, поэтому адреналина после получаса езды просто завались. Но управлять машиной он не мешает: добавилась такая штука, как замедление времени. Врубили — и вот в ушах уже слышится «ложки нет», а самые страшные повороты становятся очень легкими.

Все это вкупе с идеальным балансом между аркадой и реализмом заставляло пройти не самую короткую карьеру до победного конца. Пусть сюжет страдает маразмом, город в итоге начинает надоедать, а система улучшений вообще не изменилась со времен второй «Подземки». Все это совершенно не волнует. Главное — добраться до вершины «Черного списка» (как приятно было после победы получить машину проигравшего!) и отыграть у антагониста свою BMW M3 GTR. Ну, и не забыть утереть нос полицейским в финальной погоне, которая на голову превосходит все, что мы видели во всяких «Форсажах» и «Угнать за шестьдесят секунд».

MW — пик городской эры, второй такой игры на тот момент не было. И, увы, не будет.

Need for Speed: Carbon (2006 год)

Если бы директором был я...
  • Я бы не стал менять модель управления машиной из первой части. Зачем чинить то, что не сломалось?

  • Очень хочется нового воплощения энциклопедии машин. Это что же, «Мафии», значит, можно, а нам нельзя?! Непорядок. Особенно если учесть, что сейчас в серии «крутятся» такие машины, как Bugatti Veyron и Pagani Zonda R.

  • Неплохо было бы добавить какие-нибудь особенные соревнования, кроме простых режимов. Например, что-то в стиле фильма «Скорость», на встречной полосе и против трафика.

  • В городской эре хорошо смотрелись бы альянсы гонщиков. Только представьте — большие заезды «пять на пять», где у машин каждой команды есть свои особенности. В Carbon, конечно, были напарники, но годились они только на то, чтобы упрощать игру, и никакой смысловой нагрузки не несли.

  • Полицейские в разных районах города вполне могли бы различаться по поведению. В центре — цивилизованные, которые долго будут пытаться уговорить вас остановиться. А там, где гонщики всех достали, люди в черном могут не церемониться и сразу идти на таран.

  • Приятной мелочью была бы возможность заключать сделки с полицией. Вы им выбиваете в гонке особо опасного гонщика, а они снимают с вас все претензии и дают на некоторое время «иммунитет» от ареста.

  • В MW очень не хватало претендентов на занятое игроком первое место в «Черном списке». Неужели подвиги героя так испугали гонщиков, что никто не хочет и не может померяться с ним силами?

История любит повторяться, а история NFS — вдвойне. Серию преследует какой-то злой рок: каждый раз после громадного успеха следует провал. NFS II, High Stakes и второй Hot Pursuit — все они пали жертвой этого ужасного заклятия. И «городское» воплощение NFS тоже оказалось от него не застраховано.

Судьба Carbon сильно смахивает на судьбу High Stakes. Даже ситуация та же: недавно вышла сверхуспешная часть, и, казалось бы, нужно всего лишь не сломать то, что работало в ней. Так нет же, обязательно надо добавить какую-нибудь пакость! HS больно ударил по серии режимом «Карьеры» и непонятной моделью поведения машин, а Carbon привнес такой элемент, как...усталость. И не игровая, а авторская.

Видно, что побуждения у разработчиков были благие. Усложнили сюжет, который все равно никому был не нужен, чуток приукрасили графику, добавили напарников и новый режим... но по всему видно, что от городской темы их уже тошнило. Особенно по цветовой палитре: после роскошных осенних цветов MW игра стала темно-серой с редкими вкраплениями неяркого розового и зеленого. Да и большинство нововведений откровенно губили игру: например, определенные напарники так упрощали гонку, что играть становилось совершенно неинтересно. Разве что новая система улучшений смотрелась весьма интересно.

Впрочем, вины авторов тут нет. Жадность EA уже похоронила Hot Pursuit 2, и с тех времен в политике издательства ничего не изменилось. В итоге игра стала жертвой типичного случая «ну, Мурзик, еще капельку!». Но, пожалуй, лучше нынешнего руководителя EA Джона Ричитьелло никто не скажет: «С 2004 по 2007 годы над серией работала всего одна студия — Black Box из Ванкувера. Мы устроили им настоящий «марш смерти», который продолжался пять лет. Мы должны были разрешить им выпускать игру раз в два года, но не сделали этого».

Сейчас EA выпускает игры в двухлетнем цикле. Но Carbon от этого еще больше жаль. Он погиб смертью героя на баррикадах за оригинальность и свежесть NFS. В игре остался дух Most Wanted, из-за чего она все же получила свою долю признания от игроков, но еще одного заезда по городу публика не вынесла.

Need for Speed: Undercover (2008 год)

В EA дружно почесали головы и решили ради эксперимента сменить пластинку. Результатом стал ProStreet, о котором мы поговорим чуть ниже. Но, увы, из-за низких продаж все вернулось на круги своя, и «марш смерти» продолжился — получилась уже ситуация «да ну тебя, Пятачок, ты сам не знаешь, чего хочешь!». Городская эра, начавшись с оглушительного успеха «Подземки», уходила в гротескной обстановке и под улюлюканье толпы.

В такие моменты очень жалеешь, что машина в Undercover все-таки бьется.

Видно, что денег на игру не пожалели. Особенно отличился сюжет: теперь игра отчаянно пытается сойти за дорогой гоночный боевик. Правда, сам сценарий вышел не лучше прежнего, но издатели нашли способ сделать так, чтобы все узнали, чем же там все закончится. Заставки просто нельзя пропускать! Хочешь уже вволю покататься, но нет — надо смотреть еще один нелепый ролик про то, как тяжела работа полицейского под прикрытием. Это «элегантное решение», как выясняется чуть позже, распространяется на всю игру, ведь за фасадом из долларов «Жажда скорости» ничуть не изменилась: те же машины, практически тот же город, та же «картинка». Вдобавок больно ударили по физике, и в этом отношении игра удивительно похожа на вторую часть — десятилетней на тот момент давности. Пытались сделать упор на ностальгию? Не похоже. Единственный приятный момент — это музыка, в которой отметились Амон Тобин, Nine Inch Nails и Pendulum. Она изредка дает Undercover то, чего ей так не хватает, — адреналина и больших скоростей.

Закончить, не глумясь над погибшей городской эрой, можно словами Остапа Бендера: «Прах покойного был вынесен на руках близким и друзьям. После непродолжительной гражданской панихиды тело было предано земле». Прощай, город, — ты стал памятником издательской жадности. И нам будет очень тебя не хватать.

Спортивная эра

Need for Speed: ProStreet (2007 год)

Декорации в ProStreet словно созданы съехавшим с катушек Тимом Бертоном.

«Жажду скорости» делают удивительные люди. Они за год создали город для второй «Подземки», сумели вернуть полицейских и от набора миссий Underground прийти к плавному сюжету Undercover — и все это при жесточайшем давлении со стороны издателя. Но все же главный их трудовой подвиг — это резкое изменение курса серии в середине «марша смерти». Из города серия совсем на чуть-чуть вновь выбралась к фантастическим трассам, где мы гоняли еще в первых играх. И пусть Undercover окончательно зарубил репутацию серии, воспоминания о ProStreet он не стер.

После темных переулков «Жажда скорости» ослепляет. Ай! Все такое яркое! Игре явно не хватает на коробке предупреждения о возможности эпилептического припадка. Огромные декорации, красочные трассы — после шоссе чувствуешь себя так, будто из душного мегаполиса выбрался на свежий воздух. Впечатление только усиливается небывалым разнообразием. Игра кидает от турнира к турниру, постоянно тасуя условия, машины и трассы, не давая заскучать. Надоедливый сюжет наконец сделал харакири, оставив после себя лишь слабый дух, поэтому наслаждаться ездой ничего не мешает. Благо сама езда тут поначалу очаровывает.

Трассы очень быстрые, и даже на начальных машинах можно разогнаться до сверхчеловеческих скоростей. А уж что начинается, когда получаешь на руки «Зонду», и представить страшно. Пока нереальные декорации со свистом проносятся мимо, врубаешь закись азота (она теперь стала намного ценнее), и уже где-то через пять секунд машина бьет звуковой барьер. Начинаешь поворачивать... и становится очень обидно. Уж чего не ожидал, так это возвращения, пожалуй, самого главного врага NFS — «болезни утюга».

Сейчас публика сзади задохнется от дыма. Прогрев шин перед каждой гонкой по прямой — это не шутки.
В ProStreet закись азота из расходного материала внезапно стала очень ценной. Еще бы — всего две активации на гонку!

А ведь все так хорошо начиналось! Ведь можно было как-то обойтись без этого, просто усовершенствовав физику Most Wanted! Но нет, авторы захотели сделать все новое, но не рассчитали время и, судя по всему, вновь попали под издательский пресс. В итоге все осталось как есть. К счастью, эта страшная болезнь не распространилась настолько, чтобы убить игру, но свое разрушающее воздействие оказала — все машины смахивают на валуны, а через пару часов любой поворот становится страшнее гильотины.

Впрочем, карьеру все равно хочется пройти хотя бы из-за разнообразия, отличных трасс и приятной музыки. И даже «болезнь утюга» не смогла перекрыть эти достоинства — к ней вполне можно привыкнуть. Главное, что сделал ProStreet, — это показал, что серия вполне может существовать и в таких декорациях. Сейчас можно с уверенностью сказать, что без этой игры возрождение серии после Undercover было бы невозможно.

Need for Speed: Shift (2009 год)

Кто бы мог подумать, что такое случится! После Hot Pursuit 2 казалось, что остатки классической эры надежно погребены под развалинами античности и мы больше никогда ее не увидим. Однако новые разработчики, занимавшиеся до этого очень приятными сердцу симуляторами GTR и GT Legends, достали дух старины, сдули с него пыль и приодели по последней моде. Помните цикличность истории серии? Тут зловещий замкнутый круг пошел вкривь и вкось, потому что у авторов получилось объединить большинство сильных сторон прошлых игр в одном проекте. Яркость и разнообразие пришли сюда из ProStreet, невероятная скорость — из второй части, а список машин будоражит воображение хлеще своего собрата из самой первой NFS.

Сердце виртуального гонщика бешено колотится — еще бы, этот поворот Brands Hatch унес множество жизней.

Но истинный король Shift — это новая физическая модель. Когда авторы распинались про то, что серию будут приближать к реализму, с содроганием вспоминались High Stakes. И при запуске ожидаешь вновь утонуть в болоте скуки и серости карьеры. Однако ощущения от первого же заезда на BMW 130i по трассе Brands Hatch наголову превосходят все то, что испытывал, разъезжая на тюнингованных «Ниссанах» по шоссе или разгоняя «Зонду» до максимальной скорости на Willow Springs. В Shift ни следа не осталось от «болезни утюга» или чрезмерных виляний хвостом. Машина ощущается не то чтобы реалистично — она просто как живая. Буквально спиной чувствуешь, как работает подвеска на повороте «Штопор» в Laguna Seca, а бешеный движок пытается вогнать тебя в стенку, — и отчетливо понимаешь, где у автомобиля лимит, после которого за свою жизнь стоит бояться. Поворот, выезжаем на прямую, и тут понимаешь, что руки слегка дрожат. Такого я в NFS не испытывал со времен яростной погони на «Ягуаре» по гололеду в Hot Pursuit.

И это старание максимально приблизить ощущения игрока к чувствам реального гонщика заметно во всем. Исчез сюжет — честно говоря, не буду скучать. Музыка переместилась из заездов на повторы, тонкая настройка машины в кои-то веки действительно полезна, а трассы максимально приблизились к своим реальным аналогам.

Напоследок скажу, что роскошное возрождение серии произошло практически одновременно со знаковой цифрой: в октябре две тысячи девятого было продано больше ста миллиона копий игр серии. И в этом плане «Жажда скорости» еще долго останется непобедимым королем гонок.


***

За бортом нашего повествования остались обе многопользовательские части серии, но как Motor City Online, так и World внимания, увы, не заслуживают. Осталось лишь подвести итог.

К сожалению, сейчас NFS несколько теряется в стане своих консольных собратьев, где есть, например, Forza Motorsport 3. Все почему-то забыли, какое влияние серия оказала на гоночный мир — без NFS подобные игры просто бы не появились на свет! Концепция максимального разнообразия и грамотного баланса между аркадой и симулятором родилась в девяносто пятом, и ни годом позже. С тех пор эта формула претерпела множество изменений, но суть осталась прежней. Уши «Жажды скорости» торчат у игр Codemasters — Race Driver Grid и серии Dirt, а также виднеются у Burnout. Однако особенно сильно влияние серии заметно у Gran Turismo. Пусть японцы сумели в итоге выбиться в лидеры рынка. Пусть сейчас пятая часть GT — новая планка гоночных игр. Пусть Sony радуется, что якобы изобрела лучшую серию в своем классе.

Но мы-то знаем, с чего все начиналось!



Назад