ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

јвтор материала:
јнна  итаева
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є7 (116) июль 2011
вид дл€ печати

јнгелы

¬се мы знаем, как выгл€дит ангел, верно? —уровый воин с белоснежными крыль€ми и огненным мечом... »ли нет? √оворите, ангел — это существо с прекрасным лицом и женственной фигурой, укутанной в белые одежды? ј может, это пухленький улыбчивый малыш с крылышками? ¬се не так однозначно, как кажетс€ на первый взгл€д. ѕредставлени€ об ангелах мен€лись на прот€жении человеческой истории. „то же оставалось неизменным? ѕожалуй, лишь крыль€.

 рыло означает быстрое парение вверх, небесный и выспренний полет, который, по своему стремлению горе, возвышаетс€ над всем земным. Ћегкость крыл означает совершенное отдаление от земного, всецелое, беспреп€тственное и легкое стремление выспрь.

ƒионисий јреопагит, «ќ Ќебесной иерархии»

 рыль€ вестника

¬ильгельм фон  аульбах, «јнгел-хранитель», XIX век

—реди разнообразных существ, насел€ющих виртуальные миры, ангелы держатс€ особн€ком. Ѕиблейское происхождение придает им особый статус, они словно бы всегда «при исполнении». » это впечатление соответствует их сути. јнгел — это не раса и не биологический вид. јнгел — это должность.

—лово «ангел» происходит от древнегреческого «ангелос» (вестник, посланец). Ёто пр€мой перевод древнееврейского слова с тем же значением. јнгелы — посланники бога, выражающие его волю. ќни бесплотны и бесполы. Ёто служебные духи. Ќикакой личной жизни у них нет по определению, одна только работа. Ќо, в отличие от столь же идеальных служак элементалей, ангелы — это личности со своей индивидуальной судьбой и характером. —огласно представлени€м авраамических религий, они сто€т выше человека и ближе к богу.

 рыль€ как атрибут божественного посланца присущи не только ангелам. јнтичный вестник богов √ермес (он же ћеркурий в римском варианте) традиционно изображалс€ обутым в крылатые сандалии, с крылатым жезлом в руке, а то и сам крылатый. —имволически крыль€ выражают способность существа быть посредником между обыденным миром людей и иными мирами. ¬ числе подобных крылатых созданий — мифологические птицы, быки, собаки, кони, драконы.

—овременные ученые проанализировали многочисленные изображени€ ангелов и высчитали, что по законам физики ангелы летать не могут. ѕо сравнению с птицами — не та площадь крыла по отношению к массе тела, по сравнению с насекомыми — непор€док с работой мышц. ” насекомых в работе крыльев участвует все тело, а ангелы с виду как люди, у них нет никаких дополнительных мышц, чтобы махать крыль€ми. ѕохоже, ученые старались дл€ собственного удовольстви€, ведь если ангелы нематериальны, при чем тут физика?

“ак что подъемной силы от ангельских крыл не требуетс€. ќни нужны лишь как символ и атрибут божьих порученцев — нечто вроде спецодежды, по которой люди и узнают служебных духов. ≈ще одним отличительным знаком ангела может служить нимб над головой.

јнгельска€ внешность, ангельский характер стали нарицательными.

“абель о рангах

¬ Ѕиблии ангелы упоминаютс€ неоднократно, причем разные упоминани€ слегка противоречат друг другу, что послужило поводом дл€ многочисленных толкований и трактовок — впрочем, это общее свойство Ѕиблии, первого гипертекста в истории человечества. јнгелы были сотворены богом еще до того, как он прин€лс€ за создание материального мира. ќни бессмертны. Ќазначение ангелов — исполн€ть и возвещать волю —оздател€, прославл€ть его, направл€ть и воплощать благодать во славу божью. јнгелы наделены разумом выше человеческого и способны читать мысли человека, становитьс€ невидимыми, воплощатьс€ в человеческий облик. ¬ традиции иудаизма и ислама ангелы не имеют свободы выбора и оттого безгрешны по определению. ¬ христианстве считаетс€, что возможность греховного выбора у ангелов есть, отсюда — истори€ о падших ангелах.

¬ильгельм  отарбинский, «—ерафим», роспись ¬ладимирского собора в  иеве, XIX век

ѕор€док чинов Ќебесной канцел€рии в подробност€х расписал некий христианский ангелолог на рубеже V—VI веков в сочинении «ќ Ќебесной иерархии», приписав авторство трактата афинскому мыслителю и христианскому св€тому I века н. э. ƒионисию јреопагиту. ≈го труд лег в основу церковного учени€ об ангелах.

—огласно этому учению, ангелы (в пор€дке удалени€ от бога и приближени€ к человеку) подраздел€ютс€ на следующие лики и чины. ѕервый лик — серафимы (пламенеющие любовью к богу), херувимы (премудрые), престолы (богоносные). ¬торой лик — господства (наставл€ющие земных властителей), силы (чудотворцы), власти (способные укрощать силу дь€вола). “ретий лик — начала (они же начальства, архонты, управл€ющие миром и стихи€ми), архангелы (начальники над ангелами, небесные учител€ людей) и ангелы (божьи вестники и наставники людей).

«десь стоит отметить несколько интересных моментов. ¬о-первых, ангелами называют как все небесные силы в общем, так и собственно ангелов (низший чин), отчего может произойти и регул€рно происходит путаница. ¬о-вторых, облик большинства ангелов нам неизвестен. Ќикто не знает, как выгл€д€т престолы, господства, силы, власти и начала. ќписана лишь внешность самых близких к богу серафимов и херувимов и самых далеких от него, ближайших к нам ангелов и архангелов.

ћногокрылые и многоочитые

ƒуховной жаждою томим,

¬ пустыне мрачной € влачилс€, —

» шестикрылый серафим

Ќа перепутье мне €вилс€...

ј.—. ѕушкин, «ѕророк»

” серафима шесть крыльев, причем средней парой он, как выразилс€ автор трактата «ќ Ќебесной иерархии», производит «беспрестанное движение», а остальными закрывает ноги и лицо. ¬озникает резонный вопрос: откуда вообще известно, что у серафимов есть ноги, если они скрыты крыль€ми? “о же самое можно сказать о €кобы скрытых крыль€ми руках, упоминание о которых тоже встречаетс€. ѕоскольку само название «серафим» означает «огненный», крыль€ этих существ часто изображали как вихри пламени (а затем трактовали их как стру€щиес€ потоки благодати). ¬ общем, сделав поправку на склонность человека искать везде антропоморфные черты, можно предположить, что серафимы имеют облик плазменных вихрей. ¬полне эргономична€ форма дл€ порученцев —оздател€!

»з-за множества глаз кажетс€, что в крыль€х херувимов — павлиньи перь€.

ƒревнееврейское слово «сараф» кроме «огненный, пламенный» означает также дракона, летающего зме€, змееподобную молнию. Ќекоторые места из —в€щенного писани€ можно трактовать и так, что бог отправил серафимов наказать людей. «» послал √осподь на народ €довитых змеев, которые жалили народ» — возможно, правильным переводом будет не «змеев», а «серафимов», и не жалили, а жгли.

” херувима четыре крыла и множество глаз по всему телу. »оанн «латоуст объ€сн€ет их облик следующим образом: «’ерувим означает не что иное, как полную мудрость. ¬от почему ’ерувимы полны глаз: спина, голова, крыль€, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око». ¬  ниге пророка »езекиил€ херувимы описаны еще сложнее. Ёто существа с четырьм€ крыль€ми, причем два нижних опущены и закрывают тело, однако пророк рассмотрел и четыре бычьих ноги, и четыре руки, и четыре лика тетраморфа — лица человека и льва справа, быка и орла слева. ќт фигур исходило огненное си€ние, двигались они стремительно как молни€ и мен€ли направление движени€ мгновенно, не поворачива€сь.

—ама€ диковинна€ часть облика херувимов в описании пророка »езекиил€ — это даже не глаза, которыми сплошь покрыты их тела, а огненные колеса, которые их неотступно сопровождают. “акое впечатление, что пророк честно пыталс€ описать нечто, чему не знал и не мог подобрать аналогов. —воей добросовестностью очевидца он поставил в тупик не одно поколение иконописцев, которые пытались нарисовать херувимов по его описанию. Ќо в конце концов был прин€т упрощенный стандарт — лицо, нимб и четыре крыла,«исполненных очей» или покрытых птичьими перь€ми.

 огда бог изгнал јдама и ≈ву из ра€, он «поставил на востоке у сада Ёдемского херувима и пламенный меч обращающийс€» (Ѕытие, 3:24). «десь так и хочетс€ порассуждать на тему энергетических существ и принимаемых ими форм, а именно: был ли то херувим с мечом или херувим в форме меча, точнее — плазменного столба? ¬прочем, на большинстве икон, отражающих этот сюжет, художники предпочитали изображать не четырехкрылого херувима, а более привычного и пон€тного люд€м ангела с мечом в руках.

ƒжиусто де ћенабуони XIV век. ‘реска изображает изгнание јдама и ≈вы из Ёдема.
√ламурчик розовенький, вымирание этому виду не грозит.

јнгел выгл€дит как андрогин, которого можно прин€ть и за мужчину, и за женщину. Ёто вполне логично, учитыва€, что ангелы бесполы, — а люди по привычке ищут в их чертах признаки принадлежности к одному из полов. “радиционно ангелов изображали с лицами безбородых юношей. »х тела имеют человеческие очертани€, а подробности анатомии (если такова€ имеетс€) надежно скрыты просторными одеждами. Ќа спине ангела — два крыла, похожие на птичьи и покрытые перь€ми, чаще всего белыми. Ќад головой ангелов иногда изображают нимб. ѕримерно такой же облик имеют и архангелы, однако они превосход€т ангелов величиной. ¬прочем, что такое величина, если облик ангелов, во-первых, условен, а во-вторых, подвержен изменени€м?

¬  оране говоритс€, что величина, сила и количество крыльев ангела завис€т от его предназначени€. «’вала јллаху, “ворцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыль€ми двойными, тройными и четверными. ќн увеличивает в творении, что ≈му угодно».

ј как же пухленькие малютки-ангелочки? »х истинным прародителем в искусстве был древнегреческий крылатый бог любви Ёрот, он же јмур (у римл€н —  упидон). Ёрота часто изображали в виде мальчика и даже младенца с луком и стрелами любви. “ак в искусстве барокко и ренессанса по€вились многочисленные амурчики и купидончики, а р€дом с ними — такие же гламурные херувимчики.  ак любой гламур, они не имеют отношени€ к действительности и призваны лишь ее декорировать.

јрхангелы

јнгелов — огромное множество, «тыс€чи тыс€ч и тьмы тем». ¬ большинстве своем ангелы остаютс€ дл€ людей безым€нными, зато руковод€щие ими архангелы известны поименно.

–афаэль —анти, «—в€той ћихаил», XVI век
Ѕартоломе Ёстебан ћурильо, «Ѕлагове-
щение», XVII век

¬ канонических книгах Ѕиблии упоминаетс€ только архангел ћихаил, однако христианска€ традици€ признает и других. ќб архангелах много говоритс€ в апокрифах — иудейских и раннехристианских текстах, не включенных в —в€щенное писание. ¬ иудейском апокрифе « нига ≈ноха» (II в. до н. э.) названы семь архангелов. ѕомимо ћихаила, это √авриил, –афаил, ”риил, –агуил, —ариил, »ерахмиил. ¬ православной церкви почитаютс€ архангелы ћихаил, √авриил, –афаил, ”риил, —елафиил, »егудиил, ¬арахиил и »еремиил, известны также —ихаил, «адкиил, —амуил, »офиил и другие.

ѕреимущественно считаетс€, что основных архангелов — семеро. ќни соответствуют семи бессмертным св€тым в зороастризме, семи планетным духам вавилон€н. ¬ традиции христианства семь архангелов в качестве военачальников над небесным воинством ангелов нос€т название архистратигов.

јрхангелу ћихаилу и ангелам под его началом принадлежит ведуща€ роль в пророчестве о конце света — ќткровении »оанна Ѕогослова. »менно он ниспроверг восставшего Ћюцифера с небес в глубины ада, и ему же суждено окончательно победить сатану, когда разыграетс€ јпокалипсис. ћихаила именуют первым служителем Ѕожественной славы, стражем, защитником и забралом Ѕожией чести. јрхангела и архистратига —в€того ћихаила в картинах на религиозные сюжеты часто изображали на поле битвы, топчущим ногами побежденного дь€вола. ѕри этом его юношеска€ (точнее, андрогинна€) внешность и приличествующее ангелу выражение лица удивительно не в€жутс€ с общим смыслом батальной сцены. ѕопираемый сатана выгл€дит в своей роли убедительнее.

јнгел смерти приходит и за грешными и за праведными.

јрхангел √авриил упоминаетс€ в ¬етхом и Ќовом «аветах как посланец, принос€щий радостные вести. —амый известный сюжет — это «благовещение», то есть извещение ƒевы ћарии о том, что у нее родитс€ младенец ’ристос. Ќа иконах его изображают со свечой и €шмовым зеркалом в знак того, что пути √осподни до времени не €сны. ¬ каменном зеркале, освещаемом светом истины, отражаютс€ де€ни€ народов. “акже среди его атрибутов благого вестника — цветуща€ ветвь.

јрхангел –афаил — небесный целитель, служитель божественных врачеваний, «чудесно свыше на немощное естество изливаемых», и утешитель страждущих. ”поминаетс€ в неканонической книге “овита. »зображают его держащим в левой руке сосуд с лекарством.

ќстальные архангелы упоминаютс€ реже, но о каждом известна его специализаци€. Ќапример, в православной традиции считаетс€, что райский сад охран€ет не херувим, а архангел ”риил, «свет божий», с обнаженным мечом в правой руке и огненным пламенем — в левой. јрхангел ”риил — покровитель тех, кто посв€тил себ€ наукам и искусству.

Ёто интересно: существует точка зрени€, что имена архангелов — вовсе не личные имена в привычном нам смысле, а нечто вроде названи€ должности. “ак что, хот€ роль архангела ћихаила в сценарии јпокалипсиса расписана заранее, еще не известно, кака€ именно индивидуальна€ сущность будет ее исполн€ть.

ѕадшие ангелы

≈сть ангел смерти; в грозный час

ѕоследних мук и расставань€

ќн крепко обнимает нас,

Ќо холодны его лобзань€.

ћ.ё. Ћермонтов, «јнгел —мерти»

ѕадение Ћюцифера было космическим катаклизмом.

Ћюцифер («светоносный»), иначе ƒенница (утро, зар€, утренн€€ звезда), был в числе самых приближенных к богу ангелов, то есть херувимов. Ћюцифер восстал против бога и был низвергнут —оздателем с небес. ¬ ¬етхозаветной книге пророка »езекиил€ сказано так: «“ы совершен был в пут€х твоих со дн€ сотворени€ твоего, доколе не нашлось в тебе беззакони€... ¬нутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и я низвергнул теб€, как нечистого, с горы Ѕожией, изгнал теб€, херувим осен€ющий, из среды огнистых камней. ќт красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеслави€ твоего ты погубил мудрость твою; за то я повергну теб€ на землю, перед цар€ми отдам теб€ на позор». —уществует много версий этого знаменательного событи€, и столь же разн€тс€ взгл€ды на фигуру Ћюцифера — от признани€ его в авраамических религи€х противником бога, толкающим человека на путь зла, до поклонени€ ему в сатанизме и романтизации его образа в современном искусстве. ќднако будучи изгнан с небес то ли пр€миком в ад, то ли на нашу грешную землю, херувим ƒенница превратилс€ в сатану (что значит «противник») или дь€вола («лукавый, клеветник») и решительно перестал быть ангелом — то есть перешел в другую категорию существ. —имволически его превращение часто изображают как смену вида крыльев: с белоснежных перьев на черные, а то и вовсе на кожистые перепончатые крыль€ летучей мыши.

јнжелика  ауфман, «јнгел-хранитель», XVIII век.

ƒенница покинул небеса не в одиночестве, вместе с ним были изгнаны подчиненные ему ангелы.  стати сказать, Ћюцифер, или ƒенница, — это небесное прозвище главного из падших ангелов, а его небесным именем было —амаэль или —атаниил. —огласно апокрифам, помимо дев€ти ангельских чинов, названных в трактате «ќ Ќебесной иерархии», существовал дес€тый чин во главе с архангелом —атаниилом. ¬се они были низвергнуты из ра€ в ад и превратились в демонов, слуг дь€вола.

¬  аббале и иудаизме —амаэль — ангел смерти. ќн вовсе не м€тежный и падший дух, а ло€льный посланец господень. Ѕог посылает его забрать жизнь человека, которому пришла пора умереть. јнгел смерти приходит за грешниками, и в руках его ужасный зазубренный нож, а за праведниками приходит архангел √авриэль (√авриил) с идеально наточенным ножом. ¬ исламе же ангел смерти носит им€ јзраил.

Ёто интересно: ангела-хранител€ бог посылает человеку еще до рождени€, сразу после зачати€. “щательнее всего ангел-хранитель присматривает за человеком в детстве, а чем дальше — тем меньше вмешиваетс€ в дела подопечного, предоставл€€ ему свободу воли. ѕримерно лет с тридцати человек должен справл€тьс€ с жизнью самосто€тельно, опира€сь на собственные представлени€ о том, что такое хорошо и что такое плохо. ≈сли испытание послано человеку богом, ангел-хранитель от него не убережет, ему не положено.

јнгелы нашего времени

—овременный кинематограф создал образы ангелов, куда более пон€тные нам, чем фигуры со старинных икон. Ѕолее чем материален, груб и зрим ангел в исполнении ƒжона “раволты из фильма «ћайкл» (1996), а ведь, суд€ по имени, это сам архангел ћихаил.

—южет фильма «ƒогма» (1999) строитс€ вокруг ангелов смерти Ћоки и Ѕартлби, сосланных богом на землю за неповиновение. ќни желают вернутьс€ на небеса, а дл€ этого им нужно лишитьс€ крыльев, тем самым превратившись в смертных, а затем получить отпущение грехов и умереть.  роме двух падших ангелов, в «ƒогме» фигурирует ангел ћетатрон, √лас √осподень.

¬ фильме « онстантин: ѕовелитель тьмы» (2005), сн€том по серии комиксов «ѕосланник ада», архангел √авриил действует заодно с ћаммоном, сыном Ћюцифера. √авриил (√абриэль) предстает в облике женственном, почти женском, но цели у ангела весьма мрачные — способствовать созданию ада на земле, чтобы люди стали богобо€зненны, пока€лись и уверовали. ¬ схватке с сатаной √абриэль лишаетс€ крыльев и тоже превращаетс€ из ангела в смертное существо, после чего совершает самоубийство. ≈сть также одноименна€ компьютерна€ игра, трехмерный боевик от третьего лица, где √абриэль выступает в роли босса, однако в игре крыль€ архангела неу€звимы, и после поражени€ он просто улетает.

«ѕророчество» (1995), «√ород ангелов» (1998) — ремейк фильма «Ќебо над Ѕерлином» (1987), «јнгел-ј» (2005), «јнгел света» (2007), «Ћегион» (2009), «јнгелы јпокалипсиса» (2009) и другие — тема ангелов востребована во всех жанрах кино, от триллера до комедии.

јнгелы игровых миров в основном зан€ты битвами, войнами, стычками, схватками. “руд€тс€ на поле брани, не поклада€ огненных мечей и крыльев.

 ровавые јнгелы — один из старейших орденов в мире Warhammer 40.000.
 рылатые воители HoMM 5.

¬ серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic крылатые воины по€вились в третьей части как боева€ единица «амка (Castle). јнгелов в белом оде€нии можно было усовершенствовать до архангелов в доспехах и со щитом. ¬ооружены были те и другие огненными мечами. јрхангелы, кроме отменных силы, скорости и умени€ летать, отличались также способностью воскрешать союзников в бою. ѕо сумме качеств они были, пожалуй, самыми мощными войсками в игре.

“радицию продолжили ангелы замка людей Haven (ќрден ѕор€дка) из HoMM 4, также способные один раз за сражение воскресить часть войск из дружественного отр€да. јнгелы и архангелы HoMM 5 стали более женственны с виду, оделись в голубое и белое, и таким же бело-голубым пламенем запылали их мечи. Ћица архангелов полускрыли капюшоны. ¬ п€той части игры добавились серафимы, а в дополнении «¬ладыки —евера» — еще и падшие ангелы. Ќабор качеств традиционный — способность к полету, скорость, сила, возможность изредка воскрешать союзников и высока€ стоимость боевой единицы.

¬ перенесенной на сент€брь этого года шестой части игры ожидаютс€ ангелы и архангелы, серафимы и небожители, а также по€вление лично архангела ћихаила. —обыти€ игры развернутс€ за четыре сотни лет до событий HoMM 5, и кампании будут строитьс€ вокруг борьбы людей против генерала архангелов, который решил вернуть себе власть над миром јсхан.

¬ Sacred (Ascaron Entertainment) одним из игровых классов был внешне напоминающий ангела серафим, в арсенале которого было много заклинаний света и благословений. Ёто единственный персонаж, которому достались крыль€. ¬ вышедшем позднее приквеле «Sacred II: ѕадший ангел» серафим женского пола осталс€ единственным игровым классом из первой игры, остальные классы сменились. —ерафим воплощает добро и может выбрать только путь света.

 рылатые существа расы  амаэль по версии Lineage II: Kamael наделены всего одним крылом. ¬прочем, они и в других отношени€х не ангелы, учитыва€ их пристрастие к темной магии. –азве что название с окончанием на «-эль» перекликаетс€ эхом с именами архангелов.

—реди архангелов же стоит вспомнить “ираэл€, персонажа игры Diablo II и дополнени€ Diablo II: Lord of Destruction, который дает игроку задани€ и действует заодно с ним.

Ѕиблейские Ќебеса во всем великолепии не так давно реализовала компани€ Genesis Works в компьютерной игре, котора€ так и называетс€ — «Ќебеса» (Heaven). ¬ виртуальной экскурсии по небесным достопримечательност€м пользователю обещаны золотые дворцы, вымощенные драгоценными камн€ми улицы и библейские существа, каких еще никто до сиз пор не видел в играх. » уж конечно, на Ќебесах обитает множество ангелов.

јнгелы виртуального мира јйон

ќнлайнова€ ролева€ игра War of Angels предлагает игроку самому оказатьс€ в роли ангела. ћир игры населен крылатыми существами, которые сражаютс€ на земле, под водой и в воздухе. »гра блещет красотами в стиле аниме.  ак и в любой онлайновой игре, пользователь может выбирать себе скакунов и любимцев, но главна€ приманка здесь — это воздушные бои крылатых противников.

«јйон: Ѕашн€ вечности» (AION: The Tower of Eternity) производства NCsoft Corporation — это еще одна MMORPG корейского производства, с €рким красочным миром и возможностью воевать в небе.  рыль€ и способность летать даютс€ персонажам всех классов по достижении дес€того уровн€.  роме воздушных битв, это дает возможность быстро добратьс€ до нужного места, попутно ощутив себ€ ангелом, пар€щим над миром.


***

»так, переход в онлайн сместил акцент с выдающихс€ боевых способностей ангелов как подчиненной игроку боевой единицы на личное участие игрока в воздушных бо€х и ландшафтные красоты, открывающиес€ с высоты ангельского полета. ∆аль только, за современным представлением об ангеле как о человеке с двум€ крыль€ми потер€лс€ образ пылающих огнем шестикрылых серафимов совершенно негуманоидного вида.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
6.6
проголосовало человек: 337
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€