Все мы знаем, как выглядит ангел, верно? Суровый воин с белоснежными крыльями и огненным мечом... Или нет? Говорите, ангел — это существо с прекрасным лицом и женственной фигурой, укутанной в белые одежды? А может, это пухленький улыбчивый малыш с крылышками? Все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Представления об ангелах менялись на протяжении человеческой истории. Что же оставалось неизменным? Пожалуй, лишь крылья.
Крыло означает быстрое парение вверх, небесный и выспренний полет, который, по своему стремлению горе, возвышается над всем земным. Легкость крыл означает совершенное отдаление от земного, всецелое, беспрепятственное и легкое стремление выспрь.
Дионисий Ареопагит, «О Небесной иерархии»
Крылья вестника
Среди разнообразных существ, населяющих виртуальные миры, ангелы держатся особняком. Библейское происхождение придает им особый статус, они словно бы всегда «при исполнении». И это впечатление соответствует их сути. Ангел — это не раса и не биологический вид. Ангел — это должность.
Слово «ангел» происходит от древнегреческого «ангелос» (вестник, посланец). Это прямой перевод древнееврейского слова с тем же значением. Ангелы — посланники бога, выражающие его волю. Они бесплотны и бесполы. Это служебные духи. Никакой личной жизни у них нет по определению, одна только работа. Но, в отличие от столь же идеальных служак элементалей, ангелы — это личности со своей индивидуальной судьбой и характером. Согласно представлениям авраамических религий, они стоят выше человека и ближе к богу.
Крылья как атрибут божественного посланца присущи не только ангелам. Античный вестник богов Гермес (он же Меркурий в римском варианте) традиционно изображался обутым в крылатые сандалии, с крылатым жезлом в руке, а то и сам крылатый. Символически крылья выражают способность существа быть посредником между обыденным миром людей и иными мирами. В числе подобных крылатых созданий — мифологические птицы, быки, собаки, кони, драконы.
Современные ученые проанализировали многочисленные изображения ангелов и высчитали, что по законам физики ангелы летать не могут. По сравнению с птицами — не та площадь крыла по отношению к массе тела, по сравнению с насекомыми — непорядок с работой мышц. У насекомых в работе крыльев участвует все тело, а ангелы с виду как люди, у них нет никаких дополнительных мышц, чтобы махать крыльями. Похоже, ученые старались для собственного удовольствия, ведь если ангелы нематериальны, при чем тут физика?
Так что подъемной силы от ангельских крыл не требуется. Они нужны лишь как символ и атрибут божьих порученцев — нечто вроде спецодежды, по которой люди и узнают служебных духов. Еще одним отличительным знаком ангела может служить нимб над головой.
Табель о рангах
В Библии ангелы упоминаются неоднократно, причем разные упоминания слегка противоречат друг другу, что послужило поводом для многочисленных толкований и трактовок — впрочем, это общее свойство Библии, первого гипертекста в истории человечества. Ангелы были сотворены богом еще до того, как он принялся за создание материального мира. Они бессмертны. Назначение ангелов — исполнять и возвещать волю Создателя, прославлять его, направлять и воплощать благодать во славу божью. Ангелы наделены разумом выше человеческого и способны читать мысли человека, становиться невидимыми, воплощаться в человеческий облик. В традиции иудаизма и ислама ангелы не имеют свободы выбора и оттого безгрешны по определению. В христианстве считается, что возможность греховного выбора у ангелов есть, отсюда — история о падших ангелах.
Порядок чинов Небесной канцелярии в подробностях расписал некий христианский ангелолог на рубеже V—VI веков в сочинении «О Небесной иерархии», приписав авторство трактата афинскому мыслителю и христианскому святому I века н. э. Дионисию Ареопагиту. Его труд лег в основу церковного учения об ангелах.
Согласно этому учению, ангелы (в порядке удаления от бога и приближения к человеку) подразделяются на следующие лики и чины. Первый лик — серафимы (пламенеющие любовью к богу), херувимы (премудрые), престолы (богоносные). Второй лик — господства (наставляющие земных властителей), силы (чудотворцы), власти (способные укрощать силу дьявола). Третий лик — начала (они же начальства, архонты, управляющие миром и стихиями), архангелы (начальники над ангелами, небесные учителя людей) и ангелы (божьи вестники и наставники людей).
Здесь стоит отметить несколько интересных моментов. Во-первых, ангелами называют как все небесные силы в общем, так и собственно ангелов (низший чин), отчего может произойти и регулярно происходит путаница. Во-вторых, облик большинства ангелов нам неизвестен. Никто не знает, как выглядят престолы, господства, силы, власти и начала. Описана лишь внешность самых близких к богу серафимов и херувимов и самых далеких от него, ближайших к нам ангелов и архангелов.
Многокрылые и многоочитые
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
А.С. Пушкин, «Пророк»
У серафима шесть крыльев, причем средней парой он, как выразился автор трактата «О Небесной иерархии», производит «беспрестанное движение», а остальными закрывает ноги и лицо. Возникает резонный вопрос: откуда вообще известно, что у серафимов есть ноги, если они скрыты крыльями? То же самое можно сказать о якобы скрытых крыльями руках, упоминание о которых тоже встречается. Поскольку само название «серафим» означает «огненный», крылья этих существ часто изображали как вихри пламени (а затем трактовали их как струящиеся потоки благодати). В общем, сделав поправку на склонность человека искать везде антропоморфные черты, можно предположить, что серафимы имеют облик плазменных вихрей. Вполне эргономичная форма для порученцев Создателя!
Древнееврейское слово «сараф» кроме «огненный, пламенный» означает также дракона, летающего змея, змееподобную молнию. Некоторые места из Священного писания можно трактовать и так, что бог отправил серафимов наказать людей. «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» — возможно, правильным переводом будет не «змеев», а «серафимов», и не жалили, а жгли.
У херувима четыре крыла и множество глаз по всему телу. Иоанн Златоуст объясняет их облик следующим образом: «Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око». В Книге пророка Иезекииля херувимы описаны еще сложнее. Это существа с четырьмя крыльями, причем два нижних опущены и закрывают тело, однако пророк рассмотрел и четыре бычьих ноги, и четыре руки, и четыре лика тетраморфа — лица человека и льва справа, быка и орла слева. От фигур исходило огненное сияние, двигались они стремительно как молния и меняли направление движения мгновенно, не поворачиваясь.
Самая диковинная часть облика херувимов в описании пророка Иезекииля — это даже не глаза, которыми сплошь покрыты их тела, а огненные колеса, которые их неотступно сопровождают. Такое впечатление, что пророк честно пытался описать нечто, чему не знал и не мог подобрать аналогов. Своей добросовестностью очевидца он поставил в тупик не одно поколение иконописцев, которые пытались нарисовать херувимов по его описанию. Но в конце концов был принят упрощенный стандарт — лицо, нимб и четыре крыла,«исполненных очей» или покрытых птичьими перьями.
Когда бог изгнал Адама и Еву из рая, он «поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся» (Бытие, 3:24). Здесь так и хочется порассуждать на тему энергетических существ и принимаемых ими форм, а именно: был ли то херувим с мечом или херувим в форме меча, точнее — плазменного столба? Впрочем, на большинстве икон, отражающих этот сюжет, художники предпочитали изображать не четырехкрылого херувима, а более привычного и понятного людям ангела с мечом в руках.
Ангел выглядит как андрогин, которого можно принять и за мужчину, и за женщину. Это вполне логично, учитывая, что ангелы бесполы, — а люди по привычке ищут в их чертах признаки принадлежности к одному из полов. Традиционно ангелов изображали с лицами безбородых юношей. Их тела имеют человеческие очертания, а подробности анатомии (если таковая имеется) надежно скрыты просторными одеждами. На спине ангела — два крыла, похожие на птичьи и покрытые перьями, чаще всего белыми. Над головой ангелов иногда изображают нимб. Примерно такой же облик имеют и архангелы, однако они превосходят ангелов величиной. Впрочем, что такое величина, если облик ангелов, во-первых, условен, а во-вторых, подвержен изменениям?
В Коране говорится, что величина, сила и количество крыльев ангела зависят от его предназначения. «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно».
А как же пухленькие малютки-ангелочки? Их истинным прародителем в искусстве был древнегреческий крылатый бог любви Эрот, он же Амур (у римлян — Купидон). Эрота часто изображали в виде мальчика и даже младенца с луком и стрелами любви. Так в искусстве барокко и ренессанса появились многочисленные амурчики и купидончики, а рядом с ними — такие же гламурные херувимчики. Как любой гламур, они не имеют отношения к действительности и призваны лишь ее декорировать.
Архангелы
Ангелов — огромное множество, «тысячи тысяч и тьмы тем». В большинстве своем ангелы остаются для людей безымянными, зато руководящие ими архангелы известны поименно.
В канонических книгах Библии упоминается только архангел Михаил, однако христианская традиция признает и других. Об архангелах много говорится в апокрифах — иудейских и раннехристианских текстах, не включенных в Священное писание. В иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) названы семь архангелов. Помимо Михаила, это Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Сариил, Иерахмиил. В православной церкви почитаются архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил, известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и другие.
Преимущественно считается, что основных архангелов — семеро. Они соответствуют семи бессмертным святым в зороастризме, семи планетным духам вавилонян. В традиции христианства семь архангелов в качестве военачальников над небесным воинством ангелов носят название архистратигов.
Архангелу Михаилу и ангелам под его началом принадлежит ведущая роль в пророчестве о конце света — Откровении Иоанна Богослова. Именно он ниспроверг восставшего Люцифера с небес в глубины ада, и ему же суждено окончательно победить сатану, когда разыграется Апокалипсис. Михаила именуют первым служителем Божественной славы, стражем, защитником и забралом Божией чести. Архангела и архистратига Святого Михаила в картинах на религиозные сюжеты часто изображали на поле битвы, топчущим ногами побежденного дьявола. При этом его юношеская (точнее, андрогинная) внешность и приличествующее ангелу выражение лица удивительно не вяжутся с общим смыслом батальной сцены. Попираемый сатана выглядит в своей роли убедительнее.
Архангел Гавриил упоминается в Ветхом и Новом Заветах как посланец, приносящий радостные вести. Самый известный сюжет — это «благовещение», то есть извещение Девы Марии о том, что у нее родится младенец Христос. На иконах его изображают со свечой и яшмовым зеркалом в знак того, что пути Господни до времени не ясны. В каменном зеркале, освещаемом светом истины, отражаются деяния народов. Также среди его атрибутов благого вестника — цветущая ветвь.
Архангел Рафаил — небесный целитель, служитель божественных врачеваний, «чудесно свыше на немощное естество изливаемых», и утешитель страждущих. Упоминается в неканонической книге Товита. Изображают его держащим в левой руке сосуд с лекарством.
Остальные архангелы упоминаются реже, но о каждом известна его специализация. Например, в православной традиции считается, что райский сад охраняет не херувим, а архангел Уриил, «свет божий», с обнаженным мечом в правой руке и огненным пламенем — в левой. Архангел Уриил — покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусству.
Это интересно: существует точка зрения, что имена архангелов — вовсе не личные имена в привычном нам смысле, а нечто вроде названия должности. Так что, хотя роль архангела Михаила в сценарии Апокалипсиса расписана заранее, еще не известно, какая именно индивидуальная сущность будет ее исполнять.
Падшие ангелы
Есть ангел смерти; в грозный час
Последних мук и расставанья
Он крепко обнимает нас,
Но холодны его лобзанья.
М.Ю. Лермонтов, «Ангел Смерти»
Люцифер («светоносный»), иначе Денница (утро, заря, утренняя звезда), был в числе самых приближенных к богу ангелов, то есть херувимов. Люцифер восстал против бога и был низвергнут Создателем с небес. В Ветхозаветной книге пророка Иезекииля сказано так: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Существует много версий этого знаменательного события, и столь же разнятся взгляды на фигуру Люцифера — от признания его в авраамических религиях противником бога, толкающим человека на путь зла, до поклонения ему в сатанизме и романтизации его образа в современном искусстве. Однако будучи изгнан с небес то ли прямиком в ад, то ли на нашу грешную землю, херувим Денница превратился в сатану (что значит «противник») или дьявола («лукавый, клеветник») и решительно перестал быть ангелом — то есть перешел в другую категорию существ. Символически его превращение часто изображают как смену вида крыльев: с белоснежных перьев на черные, а то и вовсе на кожистые перепончатые крылья летучей мыши.
Денница покинул небеса не в одиночестве, вместе с ним были изгнаны подчиненные ему ангелы. Кстати сказать, Люцифер, или Денница, — это небесное прозвище главного из падших ангелов, а его небесным именем было Самаэль или Сатаниил. Согласно апокрифам, помимо девяти ангельских чинов, названных в трактате «О Небесной иерархии», существовал десятый чин во главе с архангелом Сатаниилом. Все они были низвергнуты из рая в ад и превратились в демонов, слуг дьявола.
В Каббале и иудаизме Самаэль — ангел смерти. Он вовсе не мятежный и падший дух, а лояльный посланец господень. Бог посылает его забрать жизнь человека, которому пришла пора умереть. Ангел смерти приходит за грешниками, и в руках его ужасный зазубренный нож, а за праведниками приходит архангел Гавриэль (Гавриил) с идеально наточенным ножом. В исламе же ангел смерти носит имя Азраил.
Это интересно: ангела-хранителя бог посылает человеку еще до рождения, сразу после зачатия. Тщательнее всего ангел-хранитель присматривает за человеком в детстве, а чем дальше — тем меньше вмешивается в дела подопечного, предоставляя ему свободу воли. Примерно лет с тридцати человек должен справляться с жизнью самостоятельно, опираясь на собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Если испытание послано человеку богом, ангел-хранитель от него не убережет, ему не положено.
Ангелы нашего времени
Современный кинематограф создал образы ангелов, куда более понятные нам, чем фигуры со старинных икон. Более чем материален, груб и зрим ангел в исполнении Джона Траволты из фильма «Майкл» (1996), а ведь, судя по имени, это сам архангел Михаил.
Сюжет фильма «Догма» (1999) строится вокруг ангелов смерти Локи и Бартлби, сосланных богом на землю за неповиновение. Они желают вернуться на небеса, а для этого им нужно лишиться крыльев, тем самым превратившись в смертных, а затем получить отпущение грехов и умереть. Кроме двух падших ангелов, в «Догме» фигурирует ангел Метатрон, Глас Господень.
В фильме «Константин: Повелитель тьмы» (2005), снятом по серии комиксов «Посланник ада», архангел Гавриил действует заодно с Маммоном, сыном Люцифера. Гавриил (Габриэль) предстает в облике женственном, почти женском, но цели у ангела весьма мрачные — способствовать созданию ада на земле, чтобы люди стали богобоязненны, покаялись и уверовали. В схватке с сатаной Габриэль лишается крыльев и тоже превращается из ангела в смертное существо, после чего совершает самоубийство. Есть также одноименная компьютерная игра, трехмерный боевик от третьего лица, где Габриэль выступает в роли босса, однако в игре крылья архангела неуязвимы, и после поражения он просто улетает.
«Пророчество» (1995), «Город ангелов» (1998) — ремейк фильма «Небо над Берлином» (1987), «Ангел-А» (2005), «Ангел света» (2007), «Легион» (2009), «Ангелы Апокалипсиса» (2009) и другие — тема ангелов востребована во всех жанрах кино, от триллера до комедии.
Ангелы игровых миров в основном заняты битвами, войнами, стычками, схватками. Трудятся на поле брани, не покладая огненных мечей и крыльев.
В серии пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic крылатые воины появились в третьей части как боевая единица Замка (Castle). Ангелов в белом одеянии можно было усовершенствовать до архангелов в доспехах и со щитом. Вооружены были те и другие огненными мечами. Архангелы, кроме отменных силы, скорости и умения летать, отличались также способностью воскрешать союзников в бою. По сумме качеств они были, пожалуй, самыми мощными войсками в игре.
Традицию продолжили ангелы замка людей Haven (Орден Порядка) из HoMM 4, также способные один раз за сражение воскресить часть войск из дружественного отряда. Ангелы и архангелы HoMM 5 стали более женственны с виду, оделись в голубое и белое, и таким же бело-голубым пламенем запылали их мечи. Лица архангелов полускрыли капюшоны. В пятой части игры добавились серафимы, а в дополнении «Владыки Севера» — еще и падшие ангелы. Набор качеств традиционный — способность к полету, скорость, сила, возможность изредка воскрешать союзников и высокая стоимость боевой единицы.
В перенесенной на сентябрь этого года шестой части игры ожидаются ангелы и архангелы, серафимы и небожители, а также появление лично архангела Михаила. События игры развернутся за четыре сотни лет до событий HoMM 5, и кампании будут строиться вокруг борьбы людей против генерала архангелов, который решил вернуть себе власть над миром Асхан.
В Sacred (Ascaron Entertainment) одним из игровых классов был внешне напоминающий ангела серафим, в арсенале которого было много заклинаний света и благословений. Это единственный персонаж, которому достались крылья. В вышедшем позднее приквеле «Sacred II: Падший ангел» серафим женского пола остался единственным игровым классом из первой игры, остальные классы сменились. Серафим воплощает добро и может выбрать только путь света.
Крылатые существа расы Камаэль по версии Lineage II: Kamael наделены всего одним крылом. Впрочем, они и в других отношениях не ангелы, учитывая их пристрастие к темной магии. Разве что название с окончанием на «-эль» перекликается эхом с именами архангелов.
Среди архангелов же стоит вспомнить Тираэля, персонажа игры Diablo II и дополнения Diablo II: Lord of Destruction, который дает игроку задания и действует заодно с ним.
Библейские Небеса во всем великолепии не так давно реализовала компания Genesis Works в компьютерной игре, которая так и называется — «Небеса» (Heaven). В виртуальной экскурсии по небесным достопримечательностям пользователю обещаны золотые дворцы, вымощенные драгоценными камнями улицы и библейские существа, каких еще никто до сиз пор не видел в играх. И уж конечно, на Небесах обитает множество ангелов.
Онлайновая ролевая игра War of Angels предлагает игроку самому оказаться в роли ангела. Мир игры населен крылатыми существами, которые сражаются на земле, под водой и в воздухе. Игра блещет красотами в стиле аниме. Как и в любой онлайновой игре, пользователь может выбирать себе скакунов и любимцев, но главная приманка здесь — это воздушные бои крылатых противников.
«Айон: Башня вечности» (AION: The Tower of Eternity) производства NCsoft Corporation — это еще одна MMORPG корейского производства, с ярким красочным миром и возможностью воевать в небе. Крылья и способность летать даются персонажам всех классов по достижении десятого уровня. Кроме воздушных битв, это дает возможность быстро добраться до нужного места, попутно ощутив себя ангелом, парящим над миром.
Итак, переход в онлайн сместил акцент с выдающихся боевых способностей ангелов как подчиненной игроку боевой единицы на личное участие игрока в воздушных боях и ландшафтные красоты, открывающиеся с высоты ангельского полета. Жаль только, за современным представлением об ангеле как о человеке с двумя крыльями потерялся образ пылающих огнем шестикрылых серафимов совершенно негуманоидного вида.