Появились за спиной герцога Фердинанда иезуиты и шепнули сладким голосом:
— Ка-ак? Чехи — протестанты? Какое безобразие! Чего же вы смотрите? Бейте их!
А кардинал Ришелье с другой стороны обрушился на протестантов:
— Чего вы смотрите, дурачье? Бейте католиков по чем попало! Всыпьте им хорошенько.
А. Аверченко, «Всемирная история, пересказанная Сатириконом»
Затяжная война в «Цивилизации» — вещь очень выгодная.... когда ее ведете не вы. И очень часто приходится провоцировать нации на военное столкновение, в котором вы участвовать не будете — либо временно, пока они не истощат силы друг друга, либо вовсе. Особенно актуальны такие операции в финале игры, когда вы стремитесь к технологической либо культурной победе, но понимаете, что гонка может быть проиграна.
Согласитесь, это — повод задуматься о том, как эффективнее всего спровоцировать войну, не ввязываясь в нее самому.
Планируем конфликт
Первым делом надлежит выбрать, кто на кого будет нападать. Для этого стоит изучить нравы и обычаи соседей...
Идеальный агрессор — это страна с лидером-милитаристом (Чингисхан, Токугава, Монтесума...), которая несколько отстает от вас в науке. Неплохи также в этом качестве религиозные лидеры (Саладин, Изабелла...), но тут придется повозиться чуть больше.
Идеальная жертва — это миролюбивая нация, идущая по технологическому пути. Способствует делу пацифизм; вредит свобода вероисповедания. Впрочем, в жертвы годится большинство рас, так что важнее правильно выбрать атакующую сторону. Но желательно, чтобы агрессор не был значительно сильнее, иначе это может выйти нам боком.
Это важно: скорее всего, с жертвой вы даже не поссоритесь: как ни странно, ИИ не слишком-то обижается на то, что на него кого-то натравили.
Итак, наша задача — добиться того, чтобы избранный агрессор атаковал избранную жертву. Для этого нужно, чтобы он посильнее любил нас и побольше ненавидел будущую цель. Тому и другому можно поспособствовать.
Воинственные лидеры вообще не прочь повоевать, если видят мало-мальски реальные перспективы. Уговорить их сравнительно просто. Но если все-таки есть препятствия?
Не будете воевать? А почему?
Причин тому может быть несколько. Он недостаточно ненавидит соседа, чувствует себя слишком слабым, уже воюет с кем-то или просто не слишком любит вас. Для лидера-милитариста последний довод не очень существен.
...Я не случайно выбрал эпиграфом именно эту цитату. Религиозные мотивы — лучшая из возможных причин как дружбы, так и ссоры. И по совместительству это — единственный способ, которым вы можете сделать жертву более противной агрессору. Попросту говоря, надо добиться того, чтобы стороны будущего конфликта исповедовали разные веры — а уж будете ли вы добиваться этого подкупом одной из сторон или массированной засылкой миссионеров, это как вам будет удобнее.
(Вообще, начиная с некоторого этапа, если удается сменить религию стране — это почти гарантированно дает возможность стравить ее с кем-то. Если она сделала это по доброй воле — тоже повод призадуматься, нельзя ли на этом добиться конфликта.)
Вот потому-то я и говорил, что с религиозными цивилизациями иметь дело проще.
Что до духовной близости с агрессором — то тут вы можете:
изменить собственную религию на его верования, что обойдется относительно бесплатно;
заплатить ему технологиями (их компьютерные игроки ценят очень высоко, даже если сама по себе технология им в данный момент ни к чему) или даже городом;
принять любимый правителем закон. Какой именно закон ему симпатичен — легко узнать из «Цивилопедии».
Поскольку продавать и дарить технологию лучше всем противникам сразу — стоит планировать дипломатическую кампанию так, чтобы стравливать всех, кого собираетесь, в течение одного хода. Мировая война для вас выгоднее обычной.
Все будет куда проще, если растить дипломатическую дружбу с самого начала игры. Открывайте границы и как можно больше торгуйте с ним — технологиями и особенно ресурсами. Давние торговые связи — большой плюс к его сговорчивости. Как уже упоминалось, при такой стратегии вы не потеряете этих плюсов даже после войны...
На заметку: торговые связи надо уметь вовремя устанавливать и вовремя прекращать. Если раса воюет с кем-то, а вы поставляете ее противнику товары — это минус к вашим взаимоотношениям.
Если правитель считает, что война для него невыгодна — это формально означает, что он недостаточно силен, а фактически — что ему мало заплатили. Технологии легко убеждают его в собственной мощи. Города — тоже; для таких случаев стоит завести пару городов где-нибудь на глухом острове.
А если он уже воюет? Ну, если он сражается с сильной нацией, то все и так неплохо, а если со слабой, которую скоро добьет — присоединитесь к нему, добейте вместе, и он вас полюбит нежно и преданно. И согласится на нужный вам конфликт, скорее всего, даром.
Слово предостережения
В подобных операциях кроется одна проблема. Это — бесплатные усовершенствования войск ИИ. Ведь, втравливая соседа в войну, вы помогаете ему натренировать армию. Так что остерегайтесь легкой победы одной из сторон — вы можете ее не пережить.