Лучшие компьютерные игры

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Александр Тараканов
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№6 (55) июнь 2006

The Godfather
(Крестный отец)

...все лишь копия копии копий.

Чак Паланик, «Бойцовский клуб»

Если честно, мне до конца непонятно, почему в Electronic Arts решили сделать игру по фильму The Godfather. Для игры он годится так себе. С тем же успехом можно из «Соляриса» Андрея Тарковского сотворить бесшабашную «стрелялку» с сотнями инопланетных монстров, которые не дают исследовать живую планету. Начать с небольшого десантного отряда отчаянных землян и закончить массированной атомной бомбардировкой...

Город и гангстеры

История начинается, когда отца маленького Chosen One расстреливают в подворотне партнеры по гангстерским делам. Подросши, наш непростой герой устраивается на службу к дону Вито Корлеоне. Ему придется пройти путь от обычного бандита до короля преступного мира. Действие игры, как уже многие догадались, происходит в Нью-Йорке в пятидесятые годы.

Godfather, скриншот, 113KB
Игра приоткрывает страшные тайны. Вот, оказывается, как Вито Корлеоно доставляли в больницу.

Игроки заранее пророчили игре место наследника чешской «Мафии». Но кроме обстановки и гангстерской тематики между ними нет ничего общего. Если разделить Godfather на составные части, получатся следующие пропорции: 60% — Grand Theft Auto, 20% — Mafia, 20% — отсебятины.

После битвы с продвинутым редактором внешности игра выплевывает свежеиспеченного персонажа на виртуальные улицы Нью-Йорка. В вашем распоряжении пять районов города, сделанных по новаторской технологии copy/paste.

Прямые улицы, одинаковые дома, унылая цветовая палитра. Все оттенки серого как способ восприятия жизни? Тоскливое зрелище. Даже пройдя игру, сразу трудно определить, где находишься. Нет выделяющихся объектов, которые можно запомнить (дворики отсутствуют как класс). Один район практически не отличается от другого.

Проблемы с ориентированием добавляет мини-карта, подчистую содранная с Grand Theft Auto (даже масштаб так же изменяется в зависимости от скорости автомобиля, хе-хе). Она слишком маленькая, и отыскать нужное здание не так просто. Приходится постоянно залезать в меню и смотреть полную карту города.

Обычно это происходит во время отчаянной погони. Изрыгая проклятья, не отрывая взгляд от монитора, пытаешься найти Esc и не улететь в кювет. Разве трудно было назначить карту на отдельную клавишу? Не иначе, наследие кросс-платформенности.

Система сохранения дружелюбна к игроку. Можно сохраниться в любой купленной недвижимости. Плюс в миссиях есть контрольные точки, что существенно облегчает прохождение. Да, кстати, зайдите во вторую комнату в любом доме. Это что? Намек на горячий кофеек?

Godfather, скриншот, 87KB
Нео показал мне парочку трюков с автоматом. Теперь я тоже знаю кун-фу.

Над сюжетом хорошенько поработали топором, чтобы впихнуть главного героя в отдельные фрагменты из фильма. Вот главный герой, увидев смерть Лука Брази, мстит убийцам. Пошлявшись парочку дней по городу, он решает сообщить траурную новость коллегам. Отправляется в парикмахерскую и становится очевидцем покушения на Вито Корлеоно.

Вытаскиваем пистолет, снова мстим убийцам, попутно спасаем сестру коллеги, садимся в машину и гонимся за скорой помощью, в которой везут раненого дона. Трусоватый и недальновидный Фредо становится безумным храбрецом и успешно отстреливается от преследователей, подрывая машины и пугая прохожих. Пробившись через баррикады из автомобилей, устроив бойню на мосту, угоняем скорую и самолично отвозим потерпевшего в больницу.

Из такого винегрета состоит весь сюжет. Понятно, что при таком подходе от атмосферы фильма не осталось и следа. Герои знакомые, речи ведут серьезные — а на экране творится форменный балаган. Не обошлось без любовной линии и откровений сценаристов. Стандартный набор штампов.

101 способ не стать доном

Игровой процесс сильно напоминает виденное в GTA. Обязательные сюжетные миссии, за прохождение которых игрок получает новые ранги и продвижение по карьерной лестнице. Дополнительные задания, за выполнение которых одарят звонким долларом и уважением. Это местный аналог опыта. Набрав определенное количество, можно улучшить одну из характеристик. Да-да, ролевые зачатки. Быстрее бегать или точнее стрелять? Выбирайте.

Беда заданий, сюжетных и дополнительных, однообразие и copy\paste. Погоня на автомобилях, заказные убийства, захват предприятий, ограбление банков... Сначала интересно и захватывающе. Но к середине игры охватывает тоска зеленая.

Разнообразные вариации на тему — застрели, догони, привези — порядочно приедаются. Когда в десятый раз зайдете в магазин, увидите клонированного владельца, одинаково расставленные столы... желание дослужиться до дона Нью-Йорка моментально испарится.

Понимаете, магазины скопированы один к одному. Начиная от модели, заканчивая планом помещения и расстановкой мебели. Поговорили с хозяином, набили морду охране, взорвали сейф, купили подпольный бизнес. Можете двигаться дальше.

Godfather, скриншот, 77KB
Подобные сцены вызывают отвращение уже через несколько часов игры.

Чем больше захватите магазинов, тем натянутей отношения с другими кланами. Оскорбления и вялые перестрелки перерастают в настоящую войну. На улице опасно показываться, взрываются магазины... Жизнь кипит и бьет ключом.

Когда серьезно продвинетесь по карьерной лестнице и станете правой рукой дона... все так же придется бегать по магазинам, заниматься мелким рэкетом и выслушивать оскорбления продавцов. Конечно, я понимаю, что без условностей не обойтись. Но такое напрочь убивает атмосферу. Зачем стремиться стать доном? Где уважение и почет? Как были мелкой сошкой, так и остались.

Нет стимула — исследовать мир. Сюжетные миссии заканчиваются быстро. Остается рутинная работа. И самое главное, что, даже полностью пройдя игру, не получаешь удовлетворения. Скупили всю недвижимость, уничтожили конкурентов. И что дальше? Ну не ощущаешь себя лидером преступного мира.

Зато драки сделаны отлично. И дело не ограничивается десятком ударов. Противника можно бросить на стенку, ударить головой об прилавок, скинуть под колеса машины и многое другое. Правда, с управлением перемудрили. Приходится вытворять невообразимые финты мышкой, одновременно терзая клавиатуру. Тяжелое наследие консолей? Оно самое.

Перестрелки происходят на редкость живо. Несмотря на необычное управление, позорное автоприцеливание, отсутствие стрейфа и хилое здоровье. Можно метко засадить пулю в коленку, чтобы насладиться отличной motion capture и ragdoll-физикой. Или выполнить одно из многочисленных fatality. Пускай контрольные выстрелы в голову из автомата смотрятся нереально. Зато сделаны симпатично.

Не повезло любителям погонять на автомобилях. Скромный парк из двенадцати машин (оцените размах) и унылый трафик. Если захотите покататься в свободное от преступлений время, обнаружите — нечем заняться. Разъезжать по унылым улицам, расталкивая встречных водителей, — сомнительное удовольствие.

И это после Grand Theft Auto, где можно было часами не вылезать из машины, развлекаясь прыжками с трамплинов и безумными погонями с полицейскими. Кстати, в Godfather иногда вообще не найти служителя закона.

Впрочем, устроив форменный беспорядок и получив максимальный рейтинг розыска, оторваться от полицейских не составит труда. Хлипкие баррикады, парочка аварий (виновниками которых обычно становятся сами полицейские) — и игрок свободно мчится по шоссе. Надоел хвост? Найдите продажного полицейского и вручите пару тысяч долларов. Про вас моментально забудут.

Графический дон

Не секрет, что игру делали для приставок нынешнего и следующего поколения. Владельцы Xbox 360 получили симпатичную графику и нормальные модели. На нашу долю выпал уродец из позапрошлого века. В качестве моторчика использовали многострадальный RenderWare. Да-да, именно он засветился во всех частях Grand Theft Auto, Cold Fear и даже в «Бое с тенью».

Старичка узнаешь моментально. Автомобили вываливаются из ниоткуда маленькими частями. Вот тень показалась. Потом колесо. Водитель материализовался. Затем все остальное. Точно так же они обожают исчезать. Забежал на пять минут в переулок, вернулся и обнаружил пропажу.

Godfather, скриншот, 100KB
Видите больного? Два огнестрельных ранения. И какой, к черту, костюм?

Вообще за такие модели автомобилей половину коллектива EA Redwood Shores надо принудительно пересадить на тракторы «Беларусь». В назидательных целях. Убогие коробки на квадратных колесах с непрозрачными стеклами. Стыдно. Уже упомянутая Mafia 2002 года выглядит намного симпатичней.

Но я никогда не пойму, почему раненный дон Вито лежит в больнице в костюме. Пиджак, сорочка, галстук. Будто сразу в гроб положили. Конечно, морально и технически устаревший движок. Конечно, на Sony Playstation 2 особой красоты не сделать. Но почему нельзя было нарисовать новую текстуру?

Взрывы, наоборот, сделаны на пятерку. Машины разлетаются на мелкие кусочки, полыхая огнем и красивыми спецэффектами. Модели персонажей вызывают двойственные чувства. Видно, что на главных героев не пожалели полигонов. Но лица безжизненны, нет эмоций. Будто посмертная маска разговаривает.

Массовке повезло меньше. Полигоны явно экономили, чтобы не загружать старушку Sony Playstation 2. Квадратные локти, размазанные пиксели — но анимация такая же шикарная. К озвучке и музыке претензий нет. Оно понятно. Аранжировки известной мелодии Нино Рота, плюс голоса актеров, сыгравших в фильме.

Дон всея Руси

Отгремели последние выстрелы. Конкуренты мертвы. Мы стали доном и захватили город. Но, попыхивая дорогой сигарой, почему-то не испытываешь удовольствия. Godfather как игра по фильму ужасна. Атмосфера и сюжет загублены напрочь.

Как просто игра — крепкий середнячок. Интересные драки, перестрелки — с одной стороны. Скучные миссии и мертвый город — с другой стороны. Если приелся GTA, можно и попробовать. Остальным лучше дождаться проекта достойней.


* * *

Повальный перенос известных фильмов на экраны мониторов начался. На прошлой E3 показывали демо-версию Scarface («Лицо со шрамом»). Игровой процесс сильно напоминал GTA: Vice City — но про Тони Монтана. Полундра.



ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
6/106
Драки и перестрелкиОднообразные миссии, нет стимула исследовать мир
Графика
7/107
Красивые взрывы, анимацияМодели персонажей и автомобилей
Звук
8/108
Голоса известных актеров, музыка Нино РотаЭффекты
Игровой мир
7/107
Город большойГород безжизненный и однообразный
Удобство
7/107
Просто освоитьУправление
Новизна - нет

Интерес повторной игры - нет
НаградаМЕДАЛЬ Вердикт: Урезанная GTA про итальянских гангстеров. Рейтинг
69%


Назад