Лучшие компьютерные игры

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Вольноопределяющийся Марек
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№5 (54) май 2006

Hearts of Iron 2
(День Победы 2)

Похороним «Барбароссу»!

Не будет преувеличением сказать, что война против России выиграна за 14 дней

Ф. Гальдер, начальник немецкого генштаба, середина лета 1941 года


Необходимо перемирие...

Он же, конец осени 1941 года


«Барбаросса» за Советский Союз — довольно сложный, но, пожалуй, один из самых интересных отдельных сценариев «Дня Победы». Его отличительная особенность — играть приходится в условиях серьезного качественного (а поначалу — и количественного) превосходства противника.

Мы долго молча отступали

День Победы 2, скриншот, 145KB

Итак, война началась, а у нас, как всегда, ничего не готово. Поставив игру на паузу, оценим силы, вверенные нам Родиной. Невооруженным глазом видно, что почти все дивизии укомплектованы едва наполовину, а танковые части в основном представлены легкими БТ. Сокрушить вермахт этим войском не выйдет, так что фантазии на тему взятия Берлина и войны малой кровью на чужой территории рассматривайте как происки германской разведки, по крайней мере, поначалу. Первое, что мы делаем после распределения командующих по армиям, — это начинаем отходить.

Это интересно: почему-то в качестве командующих доступны генералы, к июню 41-го уже давно покойные. К примеру, Тухачевский, расстрелянный еще в 37-м, тут живет и здравствует.

День Победы 2, скриншот, 267KB
Старт. Оцените укомплектованность соединений. Сердце кровью обливается, когда видишь три дивизии, суммарной численностью не дотягивающие до одной!

Такое позорное действие объясняется очень просто — немцы и так нас сомнут под клич «Дойчланд юбер аллес!», но, если удар придется в пустоту, войска не понесут катастрофических потерь — и смогут отыграться позднее. Естественно, отступление должно проходить не абы куда — постарайтесь создавать группировки по двадцать-тридцать-сорок дивизий — именно им предстоит впоследствии превратить поражение в победу.

На заметку: естественный вопрос — «почему так много?!» Так вот, это мало. Вермахт в игре — как и в жизни — чудовищно устойчив в обороне. Так что войск на решающих направлениях должно быть очень много.

Отводите армии на удобные для обороны рубежи — в вашем распоряжении уйма болот, лесов и рек, осложняющих продвижение агрессору и облегчающих оборону нам. При этом как чумы бойтесь окружений. Дивизии, какими бы они ни были, — на вес золота, и если какие-то из них останутся в кольце, их будет очень не хватать в дальнейшем. А AI окружать очень любит. Так что, если увидите, что немцы могут перерезать пути отхода какой-нибудь группировке, — не жадничайте. Отдайте вражине территорию — потом отберете.

День Победы 2, скриншот, 184KB
Даже если вы — реинкарнация Наполеона/ Василевского/ принца Евгения, поначалу экран будет выглядеть именно так.

В Заполярье войск хватает только на то, чтобы с боями отступать. Мурманск, в принципе, не очень жалко, но, ежели неохота отдавать пятиочковый город, можно усилить этот участок парой дивизий — должно хватить. С тремя-четырьмя дивизиями сверх имеющихся изначально уже можно даже переходить к наступательным операциям. Хотя смысл в этом есть, только если вы почему-то очень не любите Финляндию. Очков за провинции страны Суоми не дадут — хоть Хельсинки возьми и Маннергейма повесь на площади за левую ногу.

В Прибалтике лучше всего создавать рубеж по Западной Двине. Войск там не так много, но реки форсировать тяжело, а наши армии еще и в лесах... но если, несмотря на все это, немец оборону проломит, срочно подтягивайте резервы и выковыривайте его из-за речки: наци могут проскочить далеко — а там и Рига, и Таллинн, и до Ленинграда рукой подать...

День Победы 2, скриншот, 188KB
Никогда так не делайте! Попытка разгромить немцев сразу везде приведет к тому, что везде таки разгромят, но именно нас. Кстати, реальная операция «Марс» провалилась именно так.

В центре, в принципе, реально удержать даже Вильнюс, но это по желанию, Минск оборонить очень желательно, а Смоленск и Киев нельзя сдавать в любом случае — намучаетесь потом выковыривать оттуда окопавшегося противника. На юге можно отступить за Днестр, но с прорывом за реку, ежели таковой нарисуется, будет тяжело справиться. У AI есть малоприятное свойство — ломиться вперед, не обращая внимания на такие приземленные материи, как перерезанные коммуникации. Бывало, что введенная в прорыв еще перед Днепром дивизия доезжала аж до Харькова, где, наконец, и съедалась.

Через несколько дней после начала войны из Ставки придет директива ь 2, еще усложняющая и без того тяжкое положение. Организация и огневая мощь войск упадут. Ее надо просто пережить — спустя некоторое время люди наверху одумаются и издадут несколько подправляющую положение директиву ь 3. К моменту, когда произойдет событие «Великая Отечественная война», повышающее параметры нашим орлам, отступление можно прекращать — и начинать потихоньку гнать фрицев назад.

Флот смело выводим в море. Утопить его немцы все равно вряд ли смогут, а сам он может оказать кое-какую помощь своим, обстреливая побережье.

На заметку: находятся желающие собрать где-нибудь в Крыму транспортную авиацию и десантные дивизии, после чего бросить ограниченный контингент крылатой пехоты в тыл противнику. Идея, как правило, себя не оправдывает: десантников замучивают быстро, а эффект редко бывает значителен. Можно, однако, быстро доставлять небесных джигитов в пустые провинции, которые нужно занять для завершения окружения.

Мы рвемся на запад

День Победы 2, скриншот, 197KB
Гигантские «Канны». Соблазнительно, но давить окруженных придется долго. Орда, список дивизий которой виден справа, — не роскошь, а как раз достаточный для победы контингент.

Немцы, скорее всего, все равно будут потихоньку наступать первые недели. Однако наши войска уже несколько восстановили численность и организацию, так что им будет что противопоставить. Можно просто оттеснять агрессоров, нанося удары «острием против острия». Но это не наш выбор — отступившая дивизия восстановит численность, организацию — и снова полезет в бой. Надо ли нам это? Куда лучше сдать вермахту провинцию, а затем ударить по секторам, расположенным у них в тылу, и окружить несчастных. Отрезанную часть лучше не пытаться разбить сразу, а закрепиться на отвоеванных позициях и мариновать ее, пока боеспособность окруженцев не приблизится к нулю. Можно и не ждать, пока немцы ударят, а собрать дивизий по 20-40 на каждом фланге и попытаться окружить понравившуюся провинцию. Гораздо легче это делать, если окопавшийся там враг занят чем-нибудь. Например, атакой на сектор прямо перед собою.

Это интересно: кстати, о подкреплениях. В настоящую Великую Отечественную советская мобилизационная машина разогналась настолько, что до конца 1941 года сформировали и переформировали порядка восьмисот (!!) дивизий и их эквивалентов.

День Победы 2, скриншот, 15KB
«Тирпиц». Этот линкор «кригсмарине» пугал союзные флоты всю войну. А мы его утопили, как Муму.

Время работает на нас — понемногу подходят подкрепления, а немцы, наоборот, если вы их таки окружаете, уменьшаются числом. Уже где-нибудь в августе, а то и в июле, можно и самим начать активно действовать. Стратегия та же: концентрация сил — удары по флангам — окружение. Не надо страдать гигантоманией — отрезать сразу три-четыре набитых неприятельскими войсками зоны соблазнительно, спору нет, но намучаетесь с их истреблением, а за это время могут набежать товарищи снаружи и деблокировать, казалось бы, попавших в мышеловку. Вообще, AI очень активно контратакует, так что имейте в виду возможность и не пробиться с первой попытки туда, куда рветесь.

День Победы 2, скриншот, 154KB
Не надо стесняться использовать море как одну из стенок «котла». Кстати, окруженными нацистами командует лично Гиммлер!

Это важно: следите за количеством оставшихся ресурсов! Они вовсе не бесконечны, а остаться без военных припасов, а тем паче без людей в пикантный момент освобождения, скажем, Польши — это будет... счастье мазохиста. Если чего-то ценного осталось совсем мало, просто временно сбавьте активность — ресурсы восстановятся. А людские резервы можно пополнить за счет расформирования ополчения и/или кавалерии.

Лучше и не пытаться атаковать позиции, занимаемые большим количеством злобных бюргеров. Помните: качественно наци вас превосходят, так что на три-четыре немецких дивизии лучше всего натравить дюжину своих. И то не факт, что русские одолеют. Особенно ежели колбасники со шмайссерами засели в лесу, на болоте или за речкой.

При правильных действиях советского командования германской армии не удастся дойти даже до Минска и Риги. Когда почувствуете, что вермахт начал выдыхаться, а свежих войск в виде подкреплений подошло достаточно, стоит задуматься и о топтании кирзовым сапогом площадей Берлина. Только не увлекайтесь — компьютер, даром что «искусственный идиот», тоже осведомлен о возможности отрезать вырвавшихся вперед освободителей. Так что сначала расширяйте прорывы, чтобы не отсекли, а потом уже двигайтесь дальше. Вполне реально закончить войну в Берлине.


Как это было в реальности

Советские войска встретили войну недоразвернутыми и неотмобилизованными. Немцы фактически перемалывали по частям не успевшие подготовиться к встрече супостата и разорванные на несколько «тонких красных линий» стратегические эшелоны соединения. Уже через неделю войны немцы взяли Минск, а осенью 41-го советские войска постигли величайшие в их истории катастрофы под Киевом и Вязьмой. Однако отчаянное сопротивление отрезанных частей, усталость солдат вермахта и наступающая зима сделали свое дело — блицкриг забуксовал, а в конце осени нацисты окончательно остановились буквально у окраин советской столицы. 5 декабря 1941 Красная Армия перешла в первое свое успешное контрнаступление. Паровой каток молниеносной войны, едва не задавив страну, был сломан у ворот Москвы и Ленинграда, но до победы оставалось еще больше трех лет.



Назад