Там, где находится синий флаг Земли,
Там, где назад уже не свернуть,
Там, где стоят у FlagRoom чужие Sentry,
В назначенный час мне выстрелят в грудь...
Народный фольклор
Уже почти готов был высококачественный репертуар для деревни, как вдруг авторы остолбенело уставились друг на друга и, не сговариваясь, изорвали в клочки бронь-куплеты.
И.Ильф, Е.Петров, «Бродят по городу старухи»
Vaporware — таким обидным термином в компьютерной индустрии называются игры, которые вроде бы и находятся в разработке, но так давно и неопределенно, что надежды на их выход почти ни у кого уже нет. Когда все сроки прошли, когда поток новостей иссякает, а конкуренты обгоняют амбициозный проект по всем параметрам, то всем становится понятно: «Не шмогла». Классический пример — Duke Nukem Forever и еще один небезызвестный проект по мотивам повести Стругацких.
Титул vaporware — это почти приговор. Но иногда случается чудо, и мысленно похороненная всеми игра возвращается.
Триста лет тому назад
Прежде чем гадать о будущем, уместно бывает заглянуть далеко в прошлое. Перенесемся мысленно на десять лет назад, в август 1996 года, когда моддеры-любители Робин Уолкер (Robin Walker) и Джон Кук (John Cook) выложили в интернет модификацию к Quake. Она называлась Team Fortress 1 и представляла собой эксперимент с игровым процессом и классами персонажей. Отзывы последовали сразу же, сообщество поддержало разработчиков, и уже к зиме была готова полноценная конверсия для многопользовательской игры в интернете (QuakeWorld), обозначенная индексом 2.0. С того момента «Командная крепость» начала победное шествие по мировым серверам QW, в том числе и по российским. До выхода Counter-Strike оставалось три года.
Если вы не застали те благословенные времена, то наверняка зададите вопрос: «Чем же привлекал игроков TF,
Перчатки, костюм, хмурая физиономия... Нетрудно догадаться, с какого игрового персонажа разработчики ваяли Шпиона. |
Представьте себе две мощных крепости. Одна — «красная», другая — «синяя», они похожи друг на друга как две капли воды. Между ними — небольшая нейтральная полоса. Крепости ощерились бойницами и удобными стрелковыми позициями. Внутри каждой цитадели — залы и коридоры, наклонные пандусы, комната для «возрождения» погибших и святая святых — комната с флагом.
Как вы уже догадываетесь, задача каждой команды — утащить из вражеской крепости флаг на свою базу в особую точку, чтобы забить «гол», и не дать врагам сделать то же самое. Ничего не напоминает? А? Ага! Дизайнеры Blizzard знали, откуда «спасать» идеи для поля сражения Warsong Gulch в World of Warcraft. Но не стоит их за это винить, ведь еще год назад TF2 считался пропащим проектом. Однако не будем забегать вперед.
Стал бы проект Team Fortress обычной проходной CTF-модификацией, если бы не одна «мелочь» — классы игроков. Заходя на сервер в бой (он шел непрерывно — тогда игры еще не делились на раунды), игрок выбирал сторону и класс по своему вкусу. Скоростной разведчик, опасный взрывник, подлый шпион, серьезный медик, усидчивый снайпер, «строитель»-инженер, вечно жгущий пироман, ракетоносный солдат и тяжелый пехотинец-«heavy», ходячая огневая точка с пулеметом. Выбор богатый — на любой вкус (и на любой, добавлю, модем). Каждый класс имеет при себе оружие, защищен броней и теоретически может просто бегать и стрелять. Но именно особые умения классов делали игру интересной и разнообразной. Вот лишь несколько примеров игровых взаимодействий:
Да, у разведчика есть мелкий гвоздомет, но победить в дуэли солдата, а уж тем более «хеви» он не может ни при каких условиях, потому что те бронированы по уши, вооружены до зубов, а разведчик дохнет просто от неодобрительного взгляда.
Зато разведчик бегает так быстро, что его буквально заносит на поворотах. Он может мгновенно унести флаг, пока медленный пулеметчик сделает два шага и заведет свой пулемет. А если разведчик бросит за спину оглушающую гранату, то преследующий его солдат может сгоряча подорвать на ракете сам себя.
Или взять, например, взрывника (demoman). Никто лучше его не охраняет флаг. «Демон» может накидать у входа в комнату с флагом (flagroom) радиоуправляемых гранат и, когда покажется любопытная мордочка разведчика, нажать на кнопочку. «Ой, что это бумкнуло?» — думает неудачливый бегун, отправляясь в Верхнюю Тундру.
От инженера тоже зависит очень многое — он «полузащитник» и может построить в любом месте базы защитную пушку (sentry), которая жалит нападающих острыми гвоздями. Инженер в игре — обслуживающий персонал пушки. Он защищает ее и в нужный момент помогает огнем из рейлгана.
Солдат не только бегает и стреляет — он умеет и летать. На взрывной волне от своей же ракеты он без труда может запрыгнуть на крепостную стену, чтобы ласково поприветствовать вражеских снайперов ракетой в лицо.
А снайпер — он поначалу чувствует себя неуязвимым и всемогущим, стоя на крепостной стене и рассматривая нейтральную полосу через оптический прицел. Но лишь до тех пор, пока сзади не подкрадется вражеский шпион, переодетый тем же снайпером.
Ветеринарные перчатки — более чем прозрачный намек для врагов. Медик — класс не только полезный, но и смертельно опасный. |
Девять уникальных, тщательно отполированных и сбалансированных классов сделали конверсию хитом. Но годы шли, и оригинальная Quake постепенно устаревала. Нужно было ковать железо и развивать успех. И тут начались первые неприятности...
Как из камня сделать пар
Поначалу Робин Уокер и Джон Кук решили сделать Team Fortress 2 платным дополнением к Quake 2. В самый разгар работы с ними связались никому не известные разработчики из Сиэтла, называвшие себя Valve Software. Встреча привела к тому,
Team Fortress 2 образца 1999 года... |
...и то, во что игра превратилась теперь. Хмурые лица и там, и там, но разница тем не менее потрясающая. |
Создатели влились в команду Valve, и в 1999 году журналы и сайты запестрели оптимистическими превью Team Fortress 2: Brotherhood of Arms. На картинках суровые солдаты в камуфляже бегали среди желтых «халфовских» пейзажей, штурмовали дома и катались на броне. Картинка была очень многообещающей и реалистичной по меркам 1999 года. Были обещаны пулеметы, автоматы, пистолеты (все аналогичное реальным прототипам), огневые точки с пулеметами, точный расчет попаданий, отдача, рассеяние, сбивающийся при беге прицел. В списке классов значились морпех, коммандо, рейнджер, офицер, инструктор. В списке средств передвижения — танки, вертолеты, амфибии.
То есть фактически в те далекие времена разработчики абсолютно серьезно планировали превратить веселую и зажигательную конверсию в нечто тяжеловесное и суперреалистичное с милитаристским уклоном. В то, что сейчас принято называть Battlefield 2. Никто не задавался простым вопросом: «А зачем, собственно, это делать?» Похожая по стилю переделка оригинальной модификации под движок Half-Life — Team Fortress Classic (2000-2001 годы) широкого распространения не получила, хотя ей прочили судьбу киберспортивной дисциплины.
Начиная с 2000 года поток информации о TF2 постепенно превратился в маленький ручеек, а потом и вовсе пересох. Начали закрываться фанатские сайты. Counter-Strike, предложив игрокам незамысловатый игровой процесс, быстро захватил многопользовательские серверы. Представители Valve на пресс-конференциях сообщали лишь, что работа над Team Fortress 2 по-прежнему идет. Но это, разумеется, не могло остановить слухи о том, что игра превратилась в призрачное vaporware. К 2006 году уже мало кто сомневался в том, что легенда похоронена окончательно.
Грянул гром в середине лета
Даже демо-версия Duke Nukem Forever вряд ли смогла бы наделать больше шума. В середине июля этого года Valve гордо отрапортовала: Team Fortress 2 (уже без «Братства по оружию» в названии) официально войдет в Half-Life 2: Episode Two. Придавая вес обещаниям, разработчики выкатили короткий ролик, который сразу же перечеркнул все, что мы до этого знали про игру.
Поневоле представляется сценка: сидят друг напротив друга Робин Уокер и Джон Кук, текстурируют очередного солдата, вслух обсуждают реализацию АК-47 и FAMAS, попутно придумывая колесные новые средства передвижения для игры. А потом, не сговариваясь,
Из этого пистолета не убить, но шприцы с транквилизаторами помогут шпиону оторваться, пока враги борются с нирваной. |
Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Перестаньте выдувать фальшивые елочные игрушки. Кислых морпехов в камуфляже сейчас и в играх, и в теленовостях считать — не пересчитать. Вспомните NOLF, Evil Genius, Worms 2, Creature Conflict, и засуньте старый дизайн-документ куда подальше.
После долгих лет работы впустую создатели модификации решили вернуться к классике. По всему выходит, что в четвертом квартале мы получим тот же TF образца 1996 года с косметическими изменениями в игровом процессе и новой потрясающей графикой. Мультяшное изображение чем-то напоминает эффект cel-shading, но на новом, более реалистичном уровне, который позволяют реализовать современные видеокарты.
Художники проделали огромную работу, создав узнаваемых персонажей с пародийно-характерной внешностью. Даже тому, кто в жизни не слышал про TF, будет нетрудно отличить солдата от шпиона, огнеметчика от снайпера и взрывника от разведчика. Не гнушались разработчики и пародийными заимствованиями. Взять, например, того же шпиона... Как говорил в свое время Нео: «А почему я лысый?»
Spy (Шпион). Лысый, хмурый, одет в строгий костюм. Загривок закрыл маской, так что о наличии штрих-кода можно только догадываться. В руках — пистолетик с безопасными транквилизаторами, замедляющими врага. Использовать его шпион будет редко — лишь тогда, когда будет раскрыт и попытается сбежать. Ведь главное преимущество этого класса — в возможности полностью изменить внешность и притвориться вражеским солдатом. А потом подойти со спины к настоящему врагу и одним ловким движением отправить того в комнату «возрождения». Нож или удавка — этого мы пока не знаем. Но уже ясно, что без знаменитых психоделических гранат не обойдется. Тот, кого задело взрывом, поймает галлюцинации, начнет видеть повсюду взрывы и выстрелы, начнет путать своих и чужих. В случае опасности шпион может изобразить опоссума — притвориться трупом на поле боя.
Soldier (Солдат). Простой и визуально тупой персонаж. Зато с ракетометом, смутно напоминающим советские противотанковые гранатометы. Хорошая броня, мощное оружие — этим не исчерпываются возможности солдата. Может бросить гранату, которая раскручивается и стреляет во все стороны (в оригинале — гвоздями). Эффект от кругового обстрела — смертоносный. Одним словом: «Кто не спрятался, я не виноват!»
Demoman (Взрывник). Одноглазый негр. По лицу видно — взрывать любит, и чем громче «бабах!», тем лучше. На груди висят классические радиоуправляемые гранаты, «пайпы». Связка динамитных шашек, вероятно, заменит печально знаменитый чемоданчик, который взрывом мог выкосить большой зал и прилегающие помещения.
Heavy (Пулеметчик). Большой, сложноубиваемый и неповоротливый. Но стоит такому встать на угрожаемом направлении, как не прорвется ни один враг — разве что пироман попробует использовать в своих целях тот факт, что пулеметчик плохо защищен от огня.
Engineer (Инженер). Умеет строить защитные пушки, которые отслеживают врага в узком секторе и отстреливают разведчикам конечности. Пушку слишком легко снести ракетой или гранатой, поэтому инженер должен постоянно следить за ее здоровьем, пополнять боеприпасы и модифицировать ее. Кроме того, инженер может построить особый «раздатчик» боеприпасов и брони для своих и ударами гаечного ключа увеличить здоровье товарищей. Особые электромагнитные гранаты инженера могут взорвать боеприпасы, валяющиеся на поле боя, — эффект получается отменный!
Pyro (Пироман). Скрывает лицо за противогазом. Идеальный борец с тяжеловооруженными противниками и оборонительными пушками. Струей огня выжигает целые комнаты, может сделать коридор непроходимым, бросив в него напалмовую
гранату.«Почему враг встал у стенки, отчего дрожат коленки?» Scout (Разведчик). Носит флаг очень быстро — и этим все сказано. Самый слабозащищенный класс. Оружие годится лишь для «удара милосердия», но не для серьезного боя. Может на время дезориентировать врага, подбросив светошумовую гранату.
Medic (Медик). Радость и счастье для своих, страх и ненависть для чужих. Шприц медика повысит здоровье персонажа выше ста единиц, но врага может снабдить заразной болезнью, отнимающей здоровье. Если заболевший противник вовремя не вылечится у своего медика, он или умрет один, или перезаразит всю базу, что приведет к натуральному вымиранию целой крепости. В случае опасности боевой медик может лично отстреливаться и весьма успешно.
Sniper (Снайпер). Один выстрел — один труп. Но тощий снайпер сам по себе очень хрупок, и любая прилетевшая граната или ракета (не говоря уже о подкравшемся сзади шпионе) обращают в труп самого горе-стрелка.
В оригинальном TF из-за возни с боеприпасами и ремонтом инженеры считались не очень популярным классом. |
По ролику-тизеру хорошо видно, что воспроизведены в игре не только классы, но и знаменитые карты — например, 2Fort. Крепости в ней превратились в натуральные форты, напоминающие о Диком Западе.
Мы уже много знаем о Team Fortress 2, но тонкости игрового процесса еще предстоит выяснить. Например, в оригинальной игре очень большое значение имел феномен rocket-jump и grenade-jump — возможность высоко и далеко прыгнуть на взрывной волне. Особенно часто этим пользовались солдаты (ракетницы были только у них) и взрывники, встающие на собственные гранаты. Вернут ли разработчики классических прыгунов или оставят их в прошлом?
Подробности и ответы еще ждут нас. Но уже сейчас можно сказать, что Valve всерьез нацеливается на создание реального конкурента Counter-Strike. Сможет ли новое воплощение старинной забавы потеснить народную «контру»? Не покажутся ли игрокам классы и забеги с флагом слишком сложными и малопонятными заморочками?
Давайте будем оптимистами. Мы верим, что в конце этого года «Крепости» вернутся к нам с триумфом!