КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ХРОНИКИ ВИРТУАЛЬНЫХ МИРОВВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ

Автор материала:
Вячеслав Унжаков
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (61) декабрь 2006
вид для печати

EverQuest II
Мабель по-русски значит Зорька!

Жанр:
Издатель:
Sony Online Entertainment
В России:
Акелла
Системные требования:
1 GHz, 512 MB, 64 MB video, 56k modem
Адрес в сети:
Рейтинг: 81%

Приключения в Норрате по-русски

— Надоело! Поучают, поучают!

Надоело! Поучают, поучают!

— Поучаем, поучаем...

— Поучайте лучше ваших паучат!

Ю. Энтин

И все-таки, что бы ни говорили, играть по-русски — это счастье! Конечно, те, кому не случалось продираться сквозь загадки мира Норрата, лихорадочно листая словарь, и беседовать с товарищами по оружию при помощи онлайн-переводчика, могут себе позволить и покапризничать. Мол, письменный текст перевели, а звуковое-то сопровождение по-прежнему по-английски. Да бог с ними, с разговорами, зато жалкого мусорщика
EverQuest II     скриншот, 152KB
от огромного мусорщика и болотного ильника от болотного слизняка отличить гораздо легче, чем puny scavenger от large scavenger и bog sludge от bog sluge! Живых существ в Норрате огромное множество, многие отличаются незначительными деталями названия, и на иностранном языке этого не осознать и не упомнить. Поэтому моментально приобретаешь миленькую привычку походя изничтожать любое попавшееся навстречу существо — а вдруг это именно на него дал мне задание тот болтливый гном из замка. По-русски совсем другое дело — можно и в болтовне гнома разобраться потщательнее, и нужную жертву по названию опознать. Впрочем, манеру не слишком внимательно вслушиваться в россказни компьютерных персонажей мне, похоже, искоренить уже не удастся. Ну так в «Журнале заданий» на родном языке ориентироваться, конечно же, в десять раз легче.

И не знаю как вам, а мне жить в Крапивных трущобах гораздо приятнее, чем в Нетлвил Хауле. Производить «Безупречно заклятую хаосом сатиновую ведьмину куклу» интереснее, чем «Pristine chaos imbued ruckas hex doll». И как забавно вдруг увидеть, например, такую запись: «Кровавый ищет, кого обнять». Это означает, что игрок, именовавший персонажа Кровавым, тренирует социальный навык «обнять» (Общение. Эмоции) в гордом одиночестве. Думаю, что это вполне симпатичная грустноватая шутка одного из переводчиков, хорошо знающего, что такое одиночество.

А уж о том, как удобно переписываться на кириллице да и просто иметь возможность без проблем вступить в контакт с любым игроком, и говорить нечего.

Еще мне очень импонирует слово «персонаж»,
EverQuest II     скриншот, 117KB
каждый раз заботливо вставляемое перед словом «труп»: «труп персонажа Кровавого», «труп персонажа дикий волк», «труп персонажа споровый росток». В самом деле, не надо забывать, что это всего лишь игра, и с трупами персонажей иметь дело гораздо приятнее, чем с просто трупами, особенно, когда это труп собственного персонажа!

Качество перевода очень неплохое. Особенно подкупает благородное стремление перевести все, что можно, включая географические названия. Даже распространеннейшее среди игроков и почти уже «обрусевшее» слово «квест» ни разу не встречается в прилагаемой к игре брошюре: оно последовательно переведено как «задание». Переводчики отнюдь не халтурили или, точнее, в подавляющем большинстве случаев не халтурили. Правда, по мере углубления места хранения информации качество перевода понемногу падает. Вот, например, описание заклинания фурии «Зачаровать животное» (L, Достижения): «Очаровывает выбранное животное. В течение всего времени действия эффекта противник периодически получает шанс оказать ему сопротивление. Более высокие ранги уменьшают вероятность такого сопротивления». Наверное, понять этот текст уж во всяком случае легче, чем английский, и все же вряд ли это удастся с первого раза. Между тем кажется, что выправить непонятности и корявости не так уж сложно; в первую очередь надо было определить, кто такой «противник» и кто такой «ему», заменить слово «эффект» на слово «заклинание» или «чары» и т.д.

Изредка попадаются и другого рода мелкие странности, например, термины, по-разному переведенные в разных местах игры. Так, один и тот же боевой навык убийцы в «Книге знаний» называется
EverQuest II     скриншот, 123KB
«Шипы», а в «Книге рецептов» — «Колючки». Это очень не удобно для взявшего заказ ремесленника. Забавно также, что ядовитые пауки с Аванпоста Владыки называются «ядовитые ползуны», живут в паучьем (а не ползуновом) логове и в качестве трофея вручают победителям «лапу арахнида» (а не ползуна и даже не паука).

Игроки относятся к проблемам перевода трепетно, и я думаю, что это здорово, потому что это не капризы избалованных пользователей, а проявление любви и внимания к родному языку, ну и просто чувство юмора. Так, на одном из сайтов дискутируется забавное название рапиры «самотык». Стихийные лингвисты в справедливом недоумении — к чему такая омонимия? Ведь рапирой обычно колют, а не тычут. Тоже шутка, но уже более рискованного свойства?

При всем при этом продукт получился определенно хороший, а чрезмерно придирчивые потребители качественной и с любовью сделанной вещи мне не слишком симпатичны, поэтому поучать заканчиваю. Кстати, наш собственный почти пятилетний паучонок просто счастлив, что может разбирать по складам в углу экрана, кого-таки должен убить его герой. За две недели игры в русский вариант он окончательно выучился читать. Короче, уважаемые переводчики и разработчики, огромное вам спасибо и не серчайте за мелкие придирки!

Хорошо, что нас много!

Так значит, завтра на том же месте,

На том же месте в тот же час!

Б. Тимофеев

Что касается неязыковых особенностей русскоязычного PvP-сайта, то в первую очередь бросается в глаза его густая заселенность. Трудно поверить в демографические проблемы русского государства! Чтобы в дневное время убить на новичковом острове именную, то есть зажиточную корову Зорьку, приходится отстоять очередь из двух-трех человек! Опаснейший на других сайтах пляж мертвых пиратов русский персонаж может пересечь без всяких проблем, потому что на нем всегда найдется пара героев, уже бьющихся с этими злобными скелетами. Все боевые зоны сайта почти всегда раздваиваются, тогда как на европейских сайтах такое раздвоение бывает необходимым разве что по субботам.

Это важно: чтобы разгрузить игру в моменты большой концентрации игроков, вводятся альтернативные варианты некоторых зон игры. Поэтому нередки случаи, когда кто-то четверть часа ждет приятеля, например, в Антонике у портала, не выдержав, звонит ему поругаться и слышит в ответ, что тот сам топчется у портала уже полчаса. Никто из них не врет — они просто попали в разные отражения одной и той же Антоники. Им надо перезайти в Антонику, предварительно обговорив, какую именно они выбирают — первую или вторую: выбор в момент входа в раздвоенную зону предоставляется всегда, но это нужно осознать. На причале начальных островов даже установлен колокольчик, чтобы можно было отплыть в другое отражение острова, если разминулся с другом.

Любопытно, что наибольшее скопление играющих наблюдается отнюдь не по выходным, как на буржуйских сайтах, но, напротив, в будние дни: примерно с 12 до 19 по московскому времени. Ну что ж, по-моему, это явное свидетельство того, что москвичи в своих офисах время зря не разбазаривают, а тратят на занятия увлекательные и осмысленные, но вот являться на работу раньше полудня им все же не очень свойственно.

Фрипорт. Большой Изгиб. Огра-головорез Гадзюка

Жила к труду привычная

Девчоночка фабричная,

Росла, как придорожная трава.

На злобу неответная

На доброту приветная,

Перед людьми и совестью права.

М. Анчаров

EverQuest II     скриншот, 138KB

Дети любят персонажей больших и сильных, и поскольку мы разрешили выбрать русского персонажа нашему почти пятилетнему игроку, его раса и подкласс были предрешены — огр-громила, точнее огра. Очаровательная крупная фигуристая девушка с пудовыми кулаками, которые, несмотря на заверения поэта А. Кушнера, не только нужны добру, но и злу не помешают. Мальчик хотел персонажа, дерущегося без оружия — руками и ногами. Выбор оказался очень удачным. Громила — очень эффективный персонаж; несмотря на облегченные кожаные доспехи, он легко держит любой удар, а имеющиеся в его арсенале многочисленные подлые приемчики легко выводят противника из строя.
EverQuest II     скриншот, 126KB
Гипноз — страшная сила: даже безобидные коровы начинают друг с другом кровавую разборку с летальными исходами
Так, заключительное задание Аванпоста Владыки, в котором надо зачистить от врагов пещеру, сразившись одновременно с четырьмя магами, соколом, медведем и волком, Гадзюка выполнила на пятом уровне легко и без особых потерь для здоровья. С воинами же других подклассов, а также с магам и жрецами, приходится немало потрудиться и на седьмом уровне, а разведчик в одиночку справляется разве что на восьмом.

Кроме Гадзюки, мы создали в «злой» части русского Норрата иксара-иллюзиониста Горыныча, любителя при помощи своей зловредной магии стравливать друг с другом нескольких врагов. Таким образом, у Горыныча, как у заклинателя или некроманта, всегда есть свой слуга-защитник, только в конце каждой драки этого защитника приходится собственноручно добивать... Теперь мы точно знаем, чего стоят тунарийские дрессировщики животных в сравнении с их собственными подопечными: дрессировщик побеждает своего волка с вероятностью 4/7, медведя и сокола — с вероятностью 1/7.

В кейносианской части Норрата мы создали полуэльфийку-фурию по имени Яга. Подкласс фурий оказался очень удобным для игры, но многого Яга пока совершить не успела — у нее просто не было для этого времени.

О выборе ремесленной специальности

Если игрок не готов делать специальных персонажей только для ремесла, то ему следует очень ответственно отнестись к выбору своей единственной ремесленной специальности. На юном сайте, где почти нет торговли и процветает самообеспечение в сочетании с натуральным обменом, это особенно важно. Выбор делается два раза: перед десятым уровнем ремесленного опыта надо выбрать из трех вариантов, перед двадцатым еще из трех. Тем самым изделия ниже десятого уровня может делать любой ремесленник, каждое изделие с 10 по 19 уровней могут делать ремесленники трех разных специальностей, изделия с 20-го уровня — лишь специалисты именно в этой области.

Наибольшим спросом пользуются доспехи. Портной и кузнец закрывают своими изделиями восемь позиций — от шлема до сапог. Кроме того, портной делает кукол — очень важный предмет для всех, кто понимает, и может иметь весьма неплохой гешефт за счет сумок. Зато кузнец обковывает больше подклассов, чем обшивает портной. Быть ювелиром также очень выгодно, так как это семь позиций, включая пояса, у всех плюс символы, идолы и скрижали для магов и жрецов плюс руны, улучшающие умения разведчиков. Но на молодом сайте потребитель может не осознавать того, в какой степени усиливает героя хорошая бижутерия.

Повар закрывает всего лишь две позиции и продает единицу провизии по существенно меньшей цене, чем оружейник меч, ювелир побрякушку или портной сапожки. Но его очень важное преимущество в том, что на его продукцию чрезвычайно ровный спрос и ему не нужны ни дорогие книги «Для опытных ремесленников», ни редкие ресурсы. Другие мастера сначала неделями охотятся за нужной «опытной» книгой, потом выкладывают за нее немалые деньги, потом отыскивают на природе в боевых условиях или у брокера за большие деньги редкие ресурсы, потом бьются над тем, чтобы не запортить ресурс, сделать-таки безупречную вещь, а потом неделями ждут покупателя, чтобы продать, например, суперхорошую кольчугу уровня зоны 4 (30-39) за 45 золотых. Повар же на уровне зоны 4 знай себе «колбасит» бутерброды с медвежатиной, стоящей у брокера копейки, и продает их столько, сколько не лень ему было сделать, по ползолотого штучка. Любой ремесленник, кроме повара, чтобы пройти каждый уровень опыта, вынужден сделать массу никому не нужных вещей и отдать их оптовику по себестоимости, потеряв вложенные ресурсы. И только повар всегда может быть уверен в том, что на каждое его изделие найдется желающий съесть его или выпить.

Книжник улучшает заклинания магов и жрецов, то есть половины подклассов. Алхимик улучшает боевые умения воинов, то есть четверти подклассов. Но рынок улучшающих книг устроен очень странно: во-первых, многие игроки могут необоснованно пренебрегать улучшениями; во-вторых, нужные ценные ресурсы самые редкие и самые дорогие; в-третьих, самые хорошие книги (Мастер I) — это те, которые добываются в бою с монстрами. Алхимик, кроме того, готовит необходимые разведчикам яды и нужные всем, кто понимает, лекарства.

Оружейник закрывает всего лишь одну-две позиции, но зато это абсолютно необходимые позиции, и нужны они почти всем подклассам. Столяр делает луки и стрелы, очень нужные разведчикам, посохи для магов, без которых те, впрочем, вполне могут обойтись, и щиты для воинов и разведчиков — очень нужные, но для тех, кто понимает. Очень полезная и к тому же постепенно расходуемая вещь — хороший тотем, но это все же предмет роскоши. Положение плотника наиболее сомнительно. Он делает мебель, которую в мире, где почти нет рекламы и домашних банкетов, очень нелегко продать. Зато он может отлично подзаработать на ящиках, нужных всегда и всем. Наконец, в не самых юных мирах изготавливаемые плотником витрины для торговли из дома — весьма и весьма ценный и очень дефицитный товар.

Таким образом, я бы иерархию выгодности специальностей выстроил так: ранг первый — кузнец, портной, ювелир и повар, ранг второй — оружейник, алхимик, книжник и столяр, ранг третий — плотник. Но не следует забывать, что чем выгоднее специальность, тем больше специалистов и тем выше конкуренция. Так что я бы ни за что не отказался от того, чтобы быть одним-единственным высокоуровневым плотником, скажем, русскоязычного Кейноса.

Нередко случается, что игрок выбирает ремесленную специальность, которая для его боевой профессии абсолютно бесполезна. Например, разведчику совсем не нужны изделия книжника, потому что его навыки и заклинания улучшает ювелир, а магу совсем ни к чему изделия кузнеца, потому что его броню изготавливает портной. О том, кто для кого делает доспехи и кто кому улучшает умения, см. таблицу «Подкласс — ремесло».

Мечты юной огры

EverQuest II     скриншот, 120KB
Очередное романтическое знакомство кокетливой, но скромной Гадзюки с видным огрским парнем по имени Гризли-Рабинович.

Выросшая в захолустной горной деревушке Гадзюка мечтала о городской жизни. Ей хотелось завести собственную уютную квартирку с развешенными по стенам мечами и топорами, с домашней свинкой и семью живыми слониками на комоде, освоить профессию ткачихи или поварихи, при случае получить две-три блестященькие награды за воинскую доблесть. И — самое заветное — встретить какого-нибудь симпатичного огра или тролля, чтобы детишки народились зелененькие и зубастенькие.

Фрипорт девушку, воспитанную на пасторальных пейзажах, поначалу несколько смутил. Грязные улицы, разбитые дороги, полуразрушенные здания... Не таким представал этот город в мечтаниях юной селянки. Доставшаяся девушке комнатушка в общежитии не имела даже кровати — только какая-то ниша с нарами на полу. Домовитая огра бросилась в мастерские — надо же обустраиваться. Для начала она продала все ненужные ей ресурсы, поставив для этого к брокеру тут же смастеренный маленький вязовый ящичек, и товар отлично разошелся.
EverQuest II     скриншот, 92KB
Белый крыс Крысоклюв беседует с Трефль в банке, нахваливая форму ее ушек и окрас шкурки.
Работы Гадзюка сызмальства не боялась, и с первого же посещения мастерских она легко поднялась до 15 уровня ремесленного опыта. Спасибо подружке-ратонге Трефль, подкинувшей ей необходимые ресурсы из Свободных Земель. Запасливая Гадзюка привезла с собой немало ресурсов, набранных вокруг Аванпоста Владыки, но с десятого разряда мастерства требовались ресурсы другие, более мудреные, тут-то и помогла Трефль.

Сама Трефль была здесь уже несколько дней, но специально не набирала воинский опыт — ей хотелось выйти биться на просторы Свободных Земель и Антоники одетой по-пижонски, от кутюр. Дело в том, что Трефль прибыла сюда с французского сервера. Правда, для этого ей пришлось пожертвовать всеми завоеванными там наградами и регалиями и бросить там брата Крокодзюка, не пожелавшего отказаться от почетного семнадцатого уровня ради переезда в края родного языка. Но Трефль не жалела о содеянном. Русскоязычный народ был понятнее и ближе. Трефль с удовольствием заигрывала с ухажерами, как правило, начинавшими знакомство с комплимента ее ушкам и цвету шкурки.

Это интересно: забавно, что отношения в онлайн-игре очень часто завязываются именно потому, что игроку кажется привлекательным внешний вид чужого персонажа. Казалось бы, уж здесь-то каждому должно быть ясно, что внешность обманчива, — но нет, для большинства она продолжает играть основополагающую роль. И юные девушки из породы людей и эльфов и здесь имеют много больше шансов найти себе опытных покровителей, чем могучие огры или чешуйчатые тролли. За Роландой ухаживают канадцы и голландцы, уверяя ее в том, что она very, very nice. А с горбоносым знойным красавцем Карлом на английском сервере многократно заигрывали разнообразные девицы. Одна фрипортянка, уровень которой был намного выше (не настолько, впрочем, чтобы она не имела возможности его убить), долго ходила за ним по Пещерам, оберегая его от монстров, а напоследок обняла и послала воздушный поцелуй. И даже ратонга Трефль и вправду получает комплименты касательно формы и размера ее ушек.

EverQuest II     скриншот, 114KB
Гипнотизером Горынычем неоднократно проверено:, медведь сильнее своего дрессировщика.

Поначалу Гадзюку смутило, что на городскую жизнь уходит пропасть деньжищ. Всего-то одна тонюсенькая книжка ремесленных рецептов десятого уровня стоила у торговца больше серебряной монеты. В родных горах ради этих денег надо было убить не один десяток волков или медведей и потом с тяжелым грузом тащиться десятки переходов по пересеченной местности до пункта приема шкур у населения. А ведь эти книжки нужно было покупать для каждого уровня. А помимо них нужны были еще и «опытные» книжки, за каждую из которых у брокера просили столько денег, сколько она не видела за всю свою жизнь. Но Трефль посоветовала ей сделать несколько простеньких семи-восьмиместных ящиков и выставить на продажу. К удивлению Гадзюки, ее топорные поделки пятого уровня были сметены на ура, и за каждую она получила по полновесной серебряной монетке чистой прибыли. Это сильно подстегнуло трудовой энтузиазм хозяйственной огры, и она стахановскими темпами достигла 15 уровня, где ее поджидали вожделенные двенадцатиместные кленовые ящички, за которые можно было драть сумасшедшие деньжищи — две или даже три серебряных монеты. В едином порыве настрогав 15 сигнальных экземпляров (не забыть бы оставить пяток для Трефль!), Гадзюка обнаружила, что клен кончился, железки тоже подходят к концу, а подружка ратонга, как назло, куда-то запропастилась. «Амурничает, наверное, где-то, балаболка», — подумала огра, вздохнув, выбралась на поверхность, сложила финансы в банк и отправилась в Свободные земли.

EverQuest II     скриншот, 136KB
Русское альтер эго Роланды: тоже рыженькая фурия Яга с другом на природе.

Понимая, что пока она здесь слабее всех, Гадзюка аккуратно обходила стороной опасных жителей этих выжженных солнцем полупустынных песчаных степей. Трудно рубить дрова и шахтерствовать, когда твой воинский опыт достигает всего лишь восьмого уровня, а вокруг летают злобные двенадцатиуровневые пчелы. Что ж, зато бег хорошо натренировала — правильно говорят городские мужики: длинные ноги от ушей и вправду очень важны для честной девушки.

Вечером, за чашечкой антониканского кофе с пирогом из юм-юма, подружки огра и ратонга подробно обсудили все события дня. Гадзюка готовилась стать поваром, и ей приходилось готовить много еды, чтобы лучше постичь искусство местной кулинарии. Еду из ресурсов первой и второй зоны разбирали плохо, местные жители были скуповаты и предпочитали сухие сухари и речную воду с лотков торговцев. Трефль же и Гадзюка с удовольствием поглощали отличную пищу, хоть она и была порой высоковата для них по уровню. Фруктоовощ с экзотическим названием юм-юм по виду больше всего напоминал Гадзюке редиску, которую она у себя на родине терпеть не могла, но был вполне приятным на вкус.

EverQuest II     скриншот, 151KB
Вот что происходит с юными рыцарями, если они неаккуратно обращаются с определенного вида грибами.

После ужина опытная Трефль стала тасовать по кучкам добычу Гадзюки. Сортируя находки быстрыми ловкими пальчиками, Трефль восхищенно цокала язычком, объясняя, какие редкие вещи насобирала Гадзюка: «Вот коралл — он нужен всем ювелирам для создания волшебных украшений и рун, а ученые с его помощью пишут заклинания! Вороненое железо идет на доспехи и оружие разведчиков, воинов и жрецов и на символы, увеличивающие силу магов. Сияющие цветочки и камушки хороши для придания магических свойств вещам. А еще бывают так же действующие сияющие зубы и рыбьи чешуйки. Солюшка нужна алхимикам для зелий, улучшающих воинские умения. Необработанная косточка — столярам и плотникам, она идет на самые лучшие луки и посохи и на сверхвместительные ящики. Из вощеной кожи ювелиры делают зачарованные пояса и нашейные платочки, а портные шьют доспехи для жрецов и громил. Наконец, редкий корешок агавы используется при создании самых крутых доспехов для магов и нужных всем ведьминых кукол; также с помощью корешков можно сделать нарядные картинки и коврики для дома. Только жалко корешки на домашние дела тратить! От бобров-кейносийцев нету покоя, поэтому все для фронта, все для победы!»

Засыпая, Гадзюка думала: «Какая ж я счастливая! Сколько денег, знакомств и ценных вещей — и все в один день!»

Инструкция для начинающих трудовую карьеру

(публикуется по просьбам трудящихся)

  1. На Острове Спасения или на материке поговорить с инструктором по ремеслам, стоящим у входа в мастерские (вход выглядит как забитая досками дверь в подвал), получить от него вводный листочек и изучить его.

  2. Войти в мастерские и поприветствовать оптового продавца. На Острове Спасения оптовик сидит за стойкой во входном холе, в мастерских Кейноса стоит в подвальном этаже около двух дверей, ведущих в мастерские, в мастерских Фрипорта стоит в холле справа от стойки. Оптовик даст книгу рецептов (том 2, но он, по-видимому, включает рецепты и первого, и второго уровней), ее надо выучить.

  3. Надо набрать ресурсов зоны 1 — всех видов понемногу: из (1) корней, (2) логовищ животных, (3) булыжников, (4) валунов, (5) поваленных деревьев, (6) стаек рыб (рыба не нужна, но обеспечьте себе пару лягушачьих лапок!), (7) кустов (впрочем, плоды, добываемые из кустов, для накопления опыта через задание не понадобятся). Проще всего обеспечить себя ресурсами на Острове Спасения: там они расположены компактно и в безопасной зоне. Можно и на материке: в Кейносе — на Торфяном Болоте, в Пещерах и в Туманной дубраве, во Фрипорте — в Затопленном городе и на Кладбище. Если этого не сделать, то ресурсы придется покупать внутри мастерских Кейноса или Фрипорта через брокера. Особо дороги корни, самородки и лягушки. Остальное продается по 2-3 копейки. Необходимо отработать добычу ресурсов в зоне 1 до цифры 22 (L, «Общие навыки»), прежде чем начать добывать ресурсы в зоне 2.

  4. Дальнейшую карьеру лучше продолжать на материке, так как там можно действовать в рамках задания, тогда и набор ремесленного опыта убыстряется, и денег прибавляется, и книги рецептов достаются бесплатно. Если первый и второй пункты этой инструкции выполнены, то в холле при входе в мастерские можно взять выгодное задание, состоящее из почти десятка этапов, по выполнении которых приобретаешь девятый уровень ремесленного опыта.

  5. Чтобы сделать вещь, надо найти нужный стол (план мастерских Кейноса см. в предыдущем номере ЛКИ) и посмотреть, какие нужны ресурсы (двойной щелчок на рабочем месте, чтобы открыть список рецептов и «Создать» на нужной вещи). Следует запомнить название последнего ресурса и в указанном количестве закупить его у оптовика (можно купить сразу 100 штук, чтобы не возиться со счетом — оптовик возьмет назад лишнее по той же цене). Остальные ресурсы либо должны быть уже при себе, либо придется раскошелиться на брокера.

  6. Если чего-то не хватило, то нужен брокер. В Кейносе он стоит во входном холле, а во Фрипорте в самом низу у лестницы. Кстати, чтобы добраться до брокера, персонажи, ставшие счастливыми обладателями навыка «безопасное падение», в частности, разведчики, могут, экономя время и отрабатывая навык, лихо прыгнуть прямо из входного холла, пролететь четыре этажа и приземлиться прямо на наковальню. Набирая название ресурса, лучше ограничиться только начальными буквами, например, «олов» для олова. Дело в том, что «олово» компьютер найти не сможет из-за лишней буквы «о». Этот ресурс значится в нем как «оловянный самородок», а игрок об этом может не знать.

  7. Ресурсы в наличии? Отлично. Надо снова найти у стола нужный предмет и «Начать». На этом этапе можно отойти покурить — станок будет делать вещь сам, правда, долго и плохонькую, но для задания сойдет любая. А можно сразу начать учиться делать вещи качественно и быстро, используя ремесленные навыки из Книги Знаний («К»), но тогда покурить не удастся.

  8. Вещь сделана? Отчитайтесь работодателю, выучите подаренную им книгу рецептов и приступайте к следующей вещи. Предыдущее изделие, если оно вам не нужно, сдайте оптовику или любому торговцу по цене, затраченной на ресурсы. Иногда не удается прочесть врученную работодателем книгу из-за недостатка рабочего опыта, а рецепт вещи, которую надо сделать по заданию, находится как раз в этой книге. Что ж, тогда надо сделать одно-два любых изделий по собственному выбору, чтобы достичь требуемого уровня опыта. Например, еда и питье никогда не будут лишними.

  9. После того как наконец-то изготовлен последний обруч и достигнут восьмой или девятый уровень, надо выбирать себе специальность — один из трех классов: ремесленник, экипировщик, ученый. Без выбора развивать ремесло дальше девятого уровня невозможно. Выбор совершается в Гавани Кейноса у Альфреда Айронфорджа или в Западном Фрипорте у Алтеи Августины.

  10. Книги рецептов, начиная с десятой, надо покупать у входа в мастерские. Там же можно купить книги «для опытных» до девятого уровня, чтобы впоследствии можно было одеть своих альтернативных персонажей в отличные вещи сразу после их рождения. Персонажу, находящемуся на 7-9 уровне опыта, делать хорошие вещи ни к чему, все равно их придется менять после достижения десятого. Книги «для опытных» более высоких уровней придется отыскивать у брокера, и на это понадобится немало денег и сил. Но оно того стоит — опытный игрок покупает и одевает на себя только самые лучшие вещи, а их можно сделать только из редких ресурсов по «опытным» книгам. Ну а дальше начинается увлекательный и мучительный процесс совершенствования в ремесле. С богом!

Жизнь в новорожденном мире

Топ-топ... Топ-топ... Очень нелегки.

Топ-топ... Топ-топ... Первые шаги.

Топ... Топ... Скоро подрастешь —

Ножками своими ты пойдешь

И сумеешь, может быть, пешком

Землю обойти кругом...

А. Ольгина

Жизнь на сервере напоминает Россию 90-х годов. Не хватает денег. Вещи, которые «в Европе» продаются по 20 золотых, например, самые редкие ресурсы из зоны 2 — вороненое
EverQuest II     скриншот, 99KB
Патруль из игроков с немалым риском для жизни проверяет наличие регистрации у одинокого гастарбайтера.
железо и кораллы, выставлены за 60-90 серебряных, и вряд ли их особо часто покупают — здесь это большие деньги. Спросом пользуется и, соответственно, хорошо продается только самое необходимое, в частности, ящики и сумки. Цены, конечно, тоже с европейскими не сравнить. Если Крокодзюк на французском сервере торгует двенадцатиместными ящиками (15 уровень ремесла, ресурсы из зоны 2), запрашивая за каждый 77 серебряных, то Гадзюка на русском сервере зарабатывает на этих ящиках тоже неплохо, но просит всего лишь чуть меньше трех серебряных монеток. Пышным цветом цветет натуральный обмен. Ювелир старается подружиться с бронником, портной с провизором и так далее.

Одеваться и вооружаться игроки предпочитают в трофейные, т.е. достающиеся бесплатно вещи, хотя почти все они несравнимо хуже изготовленных вручную. Опыт у большинства невелик, разыскивать теорию на сайтах, по большей части англоязычных, мало кому интересно, но все знают, как действовать: что тут думать — трясти надо. Благо у каждого есть возможность легко подзаработать: Антоника и Свободные земли всегда под боком. Вот и бродят толпы народа по зонам 2, «вытаптывая» все живое — несчастная живность еле успевает реинкарнироваться. С трудом успевают воскрешаться и сами персонажи — им нечего противопоставить умелым и хорошо одетым игрокам-убийцам. Опытные игроки, перешедшие с европейских серверов, потратили некоторое время на создание альтернативных персонажей, занимающихся только ремеслом, обеспечили себя хорошим снаряжением, едой, улучшенными боевыми умениями и теперь с удовольствием занимаются охотой на людей.
EverQuest II     скриншот, 145KB
Самый сокрушительный удар разведчик всегда наносит врагу в спину
Полуодетых и полуголодных, но гордых воинов они убивают с одного удара. Они наслаждаются таким урожаем скальпов, который на старых серверах с их устоявшейся системой торговли и гильдейской взаимопомощи, был, конечно же, невозможен.

Тем не менее в моде война и только война. Сбором ресурсов никто не занимается. Скучно, опасно и совершенно непонятно зачем. Просто удивительно, насколько хорошо идут у брокера лягушачьи лапки — материал, необходимый для самого первого из серии ремесленных заданий. Их стоимость варьируется от 10 до 30 медяков, и Трефль с Гадзюкой уже успели сделать на них небольшой бизнес. Также удивительно, что отлично продаются семиместные ящики и шестиместные сумки, то есть предметы, которые каждый без малейших усилий может сделать себе сам. Ведь они создаются раньше первого из ремесленных выборов, при этом из отнюдь нередких ресурсов зоны 1, и даже за безупречное качество не нужно бороться — с безупречным получаются восьмиместные ящики, но и семиместные расходятся неплохо. Зачем нужно ремесло, многие вообще не понимают. На форумах то и дело звучат реплики о том, что ни ремесло, ни брокер абсолютно не нужны. Многие не хотят замечать, что очень существенное преимущество этой игры перед множеством других игр именно в том, что жизнь в ней не ограничивается драками.

Это интересно: два наших друга из Москвы и Казахстана, играющие на английском сервере, сумели сделать большие деньги только на торговле — и без войн, и без ремесла, и без сбора ресурсов. Они держат цены на определенные ресурсы — из тех, что пользуются постоянным спросом. Для этого они моментально скупают те, что продаются по дешевке, и выставляют тот же товар по своей цене. Тактика очень и очень плодотворная, правда, для нее надо иметь некоторый запас средств и очень много времени проводить в игре, заглядывая к брокеру чуть ли не каждый час.

Ну что ж, уровню к тридцатому убежденные воины наверняка начнут замечать, в какой степени защита и скорость регенерации здоровья и колдовской силы у их персонажей уступает тому, чем обладают персонажи, снаряженные изделиями «безупречной работы мастера» и использующие хорошие, т.е. изготовленные вручную, еду и питье. Думаю, что интерес к ремеслу постепенно увеличится (см. в этой статье «Инструкцию для начинающих трудовую карьеру» и «О выборе ремесленной специальности»).

EverQuest II     скриншот, 92KB
Этим арктическим пейзажем без ущерба для здоровья можно любоваться не раньше, чем с сорокового уровня.

Еще один способ облегчить себе жизнь в игре, в том числе решить проблему экипировки, провизии и улучшения умений, это вступление в хорошую гильдию. Хорошая гильдия — это такая, где все помогают всем, желательно безвозмездно, есть мастера всех или почти всех ремесленных специализаций и возможность карьерного роста любого члена прямо пропорциональна его вкладу в дела гильдейские. Важно, чтобы каждый член гильдии занимался ремеслом и быстро и охотно обеспечивал своими изделиями любого нуждающегося согильдейца — или за очень небольшие деньги, или по себестоимости (за необходимые ресурсы плюс деньги, заплаченную оптовику), или вовсе в подарок, но с прицелом на такие же подарки для себя, как только понадобятся. Кроме того, в очень хорошей гильдии все члены бесплатно раздают товарищам необходимые тем трофейные книги, как ремесленные, так и боевые, делятся редкими и нередкими ресурсами и выкладывают для общего пользования коллекционные дубли. Все это при том, что и книги, и ресурсы, и коллекционные предметы можно вполне выгодно продать.

На сайте образовалось не так уж и мало гильдий, но во многих царят довольно странные нравы. В одних не занимаются ремеслом вовсе, в других нет идеи бесплатного обшивания и обковывания товарищей, в третьих так прочно заняты командные места, что карьерный рост возможен только при суперсвершениях. Говорят, есть и такие, которые требуют со своих членов регулярной уплаты взносов. Конечно, постепенно все это также нормализуется. Большое количество гильдий — это тоже признак молодого мира. При более устоявшейся жизни сохраняется несколько крупных гильдий с наиболее разумной внутренней политикой.

Подкласс — ремесло (кем быть? с кем дружить?)
Класс / подклассы Кто делает броню Кто улучшает умения Специальные очень полезные предметы
Воины: паладин и темный рыцарь, страж и берсерк* Тяжелые доспехи — кузнец Военные навыки — алхимик Щит — столяр
Лук и стрелы — столяр
Воины: монах и громила Кожаные доспехи — портной Военные навыки — алхимик Портупея или перевязь, праща, ножны для ножей — портной
Кастет, метательные ножи — оружейник
Жрецы: храмовник и инквизитор Тяжелые доспехи — кузнец Заклинания — книжник Символ, идол, скрижаль — ювелир
Жрецы: мистик и осквернитель Кольчужные доспехи — кузнец Заклинания — книжник Символ, идол, скрижаль — ювелир
Жрецы: хранитель и фурия Кожаные доспехи — портной Заклинания — книжник Символ, идол, скрижаль — ювелир
Маги Матерчатые доспехи — портной Заклинания — книжник Символ, идол, скрижаль — ювелир
Разведчики Кольчужные доспехи — кузнец Навыки и заклинания — ювелир Лук и стрелы — столяр
Яды — алхимик
Щит (убийца и следопыт) — столяр

Выбор снаряжения

Лился сумрак голубой

В паруса фрегата.

Провожала на разбой

Бабушка пирата.

Два кастета положила

И для золота мешок,

А потом, конечно, мыло

И зубной порошок.

Э. Успенский

Сила героя на конкретном уровне зависит от того, какими вещами
EverQuest II     скриншот, 135KB
Красавец рыцарь на черном коне очень картинно смотрится среди арктических льдов.
заполнены 20 позиций его инвентаря, и от того, насколько хороши умения (воинские навыки или заклинания), которыми он пользуется. И умения, и снаряжение, конечно, желательно иметь самые лучшие. Особенно важным все это становится при боях не с компьютерными чудищами, а с другими персонажами, то есть в ситуации PvP. Обидно, когда закованного в тяжелую броню огромного тролля легко убивает мышь белая в легонькой тунике и с воинским опытом уровней на пять ниже. Случается это тогда, когда тролль пожадничал: попытался обойтись снятыми с трупов вещичками и подаренными матушкой-природой талантами. А надо было, поднакопив денежек трудами ратными или, что реальнее, ремеслом и торговлей ресурсами, одеть себя любимого во все самое лучшее и модернизировать основные умения. Выбор снаряжения очень велик, как же найти оптимальное?

Во-первых, надо иметь в виду, что из трофейных вещей по-настоящему хороши только «легендарные» и «эпические». Любые вещи ручной работы лучше «ценных» трофейных. Но покупать у ремесленников обычные вещи нет смысла. Идеальная вещь — это «безупречно сделанная мастером». Для изготовления такой вещи нужен рецепт из опытной книги и один или два редких ресурса.

EverQuest II     скриншот, 50KB

У доспехов самая важная характеристика — защита. При выборе между любым дополнительным эффектом и защитой вторая однозначно имеет преимущество. Некоторые подклассы (страж и берсерк) имеют право носить любые доспехи, но в реальности это право выбора оказывается фикцией: носить что-либо, кроме самой тяжелой, то есть дающей максимальную защиту брони, когда такая броня тебе дозволена, крайне неразумно.

За все дополнительные эффекты отвечает бижутерия. Из дополнительных эффектов по настоящему важен только один или два базовых: для воина — выносливость и ловкость, для жреца — мудрость, для мага — интеллект, для разведчика — сила. Вещь, хоть на единичку улучшающую базовые характеристики персонажа, следует предпочитать любой пусть даже на много единиц улучшающей здоровье, энергию, защиты от конкретных воздействий (холода, яда, ментальных и др.) или характеристики, базовые для других персонажей.

Именно такое распределение наиважнейших характеристик для воинов и разведчиков не очевидно. Дело в том, что роль воина — принимать на себя удары и агрессию врага, давая остальной группе возможность спокойно заниматься своими делами: разведчикам и магам — наносить врагу урон, а жрецам — лечить всех, и в первую очередь воина. Поэтому воину важнее всего суметь выстоять, продержаться, за что и отвечают выносливость и ловкость.
EverQuest II     скриншот, 145KB
Истинная сущность Рабита становится видна только после того, как он активирует один из своих тотемов, восстанавливающих колдовскую силу.
Что касается разведчиков и магов, то они должны наносить максимальные повреждения, за что отвечают, соответственно, сила и интеллект.

Очень важный предмет, улучшающий базовые характеристики, это куклы, которые изготавливает портной (то есть во Фрипорте наша мышка (ратонга) Трефль! — на правах рекламы). Заклятые хаосом куклы улучшают интеллект, заклятые тенью — ловкость, разореньем — выносливость, испугом — силу, раздором — мудрость. Куклы устанавливаются в две правые нижние ячейки (над стрелами), и до сих пор я не видел ни одного предмета ни для одного подкласса, который в этих ячейках был бы выгоднее подходящей куклы. Так, для изготовления лучшей куклы зоны 2 (10-19) требуется что-нибудь сияющее (цветок, камень и т.д.) и корень агавы. Такая кукла прибавляет 9 единиц к базовому параметру — это очень много.

Выбор оптимальных предметов, заполняющих четыре нижние позиции, зависит от подкласса персонажа. Правда, есть одна общая для всех закономерность: двуручное, то есть занимающее сразу две ячейки, оружие никогда не оптимально, потому что два предмета того же класса в совокупности всегда дадут больший эффект.

Всем воинам одну из ячеек лучше заполнить щитом — ведь для воина главное «день простоять да ночь продержаться» (А. Гайдар), лук и стрелы также не помешают:
EverQuest II     скриншот, 45KB
чтобы выманивать на удобную территорию слишком далекого врага и добивать убегающие жертвы в боях PvP. Что поместить в оставшуюся из четырех ячеек, не так важно, был бы разрушающий эффект повыше. Монах и громила вместо лука и стрел используют пращу и ножны с метальными ножами, назначение которых — вызвать агрессию врага.

Жрецу и магу тоже порой приходится отмахиваться от врага, поэтому в первую ячейку также положим что-нибудь поразрушительнее — например, булаву или одноручный молот. Во вторую и третью ячейки уважающий себя жрец и маг ставит символ, скрижаль или идола, увеличивающего базовую характеристику — мудрость одному, интеллект другому — плюс, на сладкое, улучшающего любые другие полезные навыки. Как жрецы и маги могут осмысленно использовать последнюю ячейку, в которой у других находится колчан или ножны для ножей, нам выяснить не удалось. Если кто-то имеет мнение, будем благодарны за разъяснения. Теоретически маг может положить туда метательные ножи, но это бесполезно, так как каждое его боевое заклинание и так в гораздо большей степени вызывает агрессию врага.

Разведчики делятся на два типа. Выделяются убийца и следопыт, у которых самое главное оружие — лук. В бою они стремятся обездвижить врага, отбежать от него на расстояние выстрела и стрелять, стрелять, стрелять. Для этих двух подклассов важна защита, поэтому им нужен щит. В оставшуюся ячейку добавляем любое колюще-рубяще-режущее оружие по вкусу. Для остальных разведчиков хорошо подходит парное оружие: два коротких копья или два томагавка, естественно, с максимальным из имеющихся уроном. Для всех разведчиков очень важен яд, он заметно увеличивает разрушающий эффект оружия. Именно поэтому оружие типа палиц для них бессмысленно: его ядом не смажешь. Для каждого подкласса разведчиков существует свой оптимальный яд, но отыскать его не так просто — наша семья науку выбора ядов еще не постигла.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.4
проголосовало человек: 110
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования