Предоставлено журналом Игромания
Сергей ПуриковВойна в Персидском заливе является, пожалуй, одной из самых коротких и эффективных войн за всю историю человечества. Для американских военных она – эталон того, как надо воевать. И целью этой короткой войны является не столько удар по армии противника или по его заводам и фабрикам, сколько удар по моральному духу врага. Для примера вспомните фильм или книгу «День Независимости». Какова была их тактика? Вначале было долгое изучение и анализ целей, выбор наиболее приоритетных из них. Затем был удар – методично уничтожались города, затем военные базы, радары и пр. А теперь вернемся к «Буре в пустыне». Вначале также был выбор и анализ целей, сбор разведданных, а затем также был удар по наиболее важным вражеским объектам. Только по гражданским объектам почти не били – это крайний и очень непопулярный метод. В результате противник, увидевший, как всего за несколько часов с лица земли исчезли радары, заводы и фабрики, попросту запаниковал. Вполне возможно, что в случае неудачи своей операции США получили бы подобие Чечни (хотя и происходило все намного раньше).
Вот какова война настоящего и будущего. Есть несколько «китов», на которых держится моральный дух противника. Если «киты» слишком быстро исчезнут или потерпят поражение, враг запаникует и сдастся. Просто и ясно. А «киты» эти широко известны: радары – глаза противника, инфраструктура, промышленность, гражданское население и армия. Иногда достаточно ударить по одному киту, иногда удар нужно наносить по нескольким сразу.
На этой системе и была создана игра Total Air War. Ваша задача – заставить противника сдаться. Общую стратегию предоставляют генералы, руководящие операцией. Обычно требуется уничтожить определенное количество целей в заданный промежуток времени. Но есть одна маленькая проблема: враг укреплен, и у него обычно большее количество самолетов, чем у войск союзников. Вот тут и появляется необходимость в вас. А кто еще может в конце войны похвастаться личным делом с записями «Сбил 5000 противников, умер 17 раз», кроме вас и Джеймса Бонда?
ТРЕНИРОВКА
Настоятельно рекомендую в начале игры пройти как можно больше тренировочных миссий. Поверьте, во время кампании у вас практически не будет времени разбираться в управлении. Тренировочные миссии разбиты на шесть групп: пилотирование самолета, оружейная подготовка, ближний бой, работа с напарником, управление AWACS-ом и миссии свободного полета.
ПИЛОТИРОВАНИЕ САМОЛЕТА
Сюда относятся миссии, тренирующие ваше умение взлетать, приземляться и заправляться в воздухе.
ВЗЛЕТ
Взлететь, как всегда, просто. Выключите тормоза (клавишаB), включите двигатели ([и]) и выезжайте на взлетную полосу, установив тягу приблизительно на 55%. Для того чтобы управлять самолетом на земле, пользуйтесь рулями поворота. Это клавиши,(запятая) и.(точка). Затем взлетайте. Если вы находитесь около начала полосы, то ставьте тягу на 100%, если же по каким-то причинам взлетаете с ничтожного пятачка, то включайте форсаж. Учтите только, что на форсаже топливо сгорает чрезвычайно быстро.
Если в режиме кампании вы проходите миссию вместе с напарником, то лучше подождать его. Вызовите по первому каналу диспетчера аэропорта и узнайте у него время взлета, затем, дождавшись нужного момента, выезжайте на полосу. В противном случае вам придется либо ждать своего спутника в воздухе, выжигая при этом топливо, либо лететь одному.
ПОСАДКА И АВАРИЙНАЯ ПОСАДКА
Не зря в тренировочных миссиях столько внимания уделено аварийной посадке – во время игры в кампании полученные навыки очень и очень пригодятся.
Итак, допустим, что вы подходите к аэропорту. Прежде всего нужно вызвать диспетчера по первому каналу и запросить разрешение на посадку. Вам будет указан номер полосы и скорость и направление ветра. Если вы не в курсе, то объясню: обычно номер полосы обозначает ее направление с точностью до 5 градусов. Если номер полосы, например, 36, это значит, что направлена она на 360 градусов, то есть точно на север, и, соответственно, другой конец полосы будет носить номер 18.
Во всем цивилизованном мире используется система инструментальной посадки (или, попросту говоря, метод посадки по приборам). Заключается она в том, что на дальнем конце полосы стоит узконаправленный радиомаяк. Летчик, заходящий на посадку и принимающий сигнал этого маяка, может с легкостью определить свое отклонение от глиссады, т.е. идеальной траектории снижения самолета. Вам не придется разбираться с приборами и частотами маяков, просто над полосой, на которую вам предстоит сесть, появится ряд прямоугольников, помогающих вам без проблем зайти на полосу и приземлиться. Стремитесь пролететь в центре каждого прямоугольника и держите в обзоре дальний конец полосы.
При виде из шлема над индикаторами скорости и высоты появятся сообщения «FAST/EVEN/SLOW» и «HIGH/LEVEL/LOW» соответственно. Они показывают вашу скорость/высоту относительно идеальной. При касании полосы желательно иметь скорость 150–170 knots. Не забудьте выпустить шасси. Если шасси не выходят и садиться приходиться на брюхо, то скорость должна быть минимальной. Если же они исправны, то самолет должен вначале дотронуться до земли задними, а уж потом передними шасси. Если все произойдет наоборот, то в лучшем случае вы отделаетесь легкими травмами, в худшем – вам придется объясняться с апостолом Петром.
При посадке очень полезны воздушные тормоза (клавиша B). Обычно удобно садиться при оборотах 50–55%. Если же посадка производится по методу «teardrop», обычно использующемуся при вражеской атаке и заключающемуся в резком заходе на полосу на очень малом расстоянии от нее, то лучше вообще выключить двигатели. То же самое нужно сделать при неисправной гидравлике, когда не работают воздушные тормоза.
Если в самолете отказал двигатель, то ни о чем не беспокойтесь – лишь бы до полосы дотянуть. Если отключилось электричество, то садиться придется без системы инструментальной посадки, без индикаторов высоты и скорости. Обычно электричество отказывает последним, и сажать настолько неисправный самолет вам придется нечасто.
ДОЗАПРАВКА В ВОЗДУХЕ
Сперва узнайте у AWACS-а, где ближайший заправщик (AWACS вызывается по третьему радиоканалу). Затем приблизьтесь к заправщику, вызовите его по четвертому каналу и запросите разрешение подсоединиться. Вам будет сброшен шланг, ловите его и получайте свое топливо.
Если же вы никак не можете состыковаться со шлангом, то можно попросить сделать это автопилот (0 на цифровой клавиатуре, затем выберите мышкой кнопку «Auto» и включите кнопку «Refuel»).
ОРУЖЕЙНАЯ ПОДГОТОВКА
Эти миссии научат вас основам дальнего боя, использованию ракет земля–воздух и бомб.
AMRAAM
Эти ракеты типа воздух–воздух поставляются в двух модификациях: AMRAAM-120C и AMRAAM-120R. Первая имеет эффективную дальность 33 мили, вторая – 44. Кроме того, второй вариант быстрее. За все надо платить – 120R помещается на истребитель меньше, чем 120C.
Наведение предельно просто. Выберите нужный тип ракет при помощи клавиши Enter. Составьте список целей клавишей T и выберите при помощи X и C нужную. При составлении списка приоритетность цели определяется по принципу: положение относительно истребителя/дальность, т.е. очень вероятно, что самой приоритетной будет выбрана цель, которую вы держите на прицеле. По умолчанию при пуске ракеты автоматически выбирается следующая цель – это позволит вам быстро выпустить несколько ракет по разным самолетам и уйти.
При виде из шлема справа снизу вы увидите вертикальную полоску, несколько цифр и треугольник, ползающий вверх-вниз. Цифры – расстояние до цели. Полоска – радиус действия ракеты. Треугольник – вражеская цель. Когда треугольник достигает полоски, появляется надпись «Shoot» и возможность выпустить ракеты. Неподалеку от цели вы увидите небольшой квадратик. Он обозначает направление, в котором лучше всего пустить ракету, учитывая данную скорость и направление самолета.
У атаки с каждой стороны есть свои плюсы. Если бьете в бок противника, то есть надежда, что он проигнорирует предупреждение и нарвется прямо на ракету. Если бьете в хвост, то очень велика вероятность попасть, хотя противник и будет пытаться уклониться от ракеты. Если бьете в лоб, то велика вероятность как попасть, так и получить в нос вражеской ракетой.
AIM-9x Sidewinder
Эта ракета воздух–воздух предназначена для ближнего (до 10 миль) боя. Она достаточно быстра и использует тепловую систему наведения. Лучше всего ею бить в сопла противника, хотя и удар в лоб зачастую очень эффективен. Неэффективно бить в бок – враг наверняка знает о вас и будет маневрировать.
В целом наведение и запуск Sidewinder осуществляется так же, как и AMRAAM.
Пушка
Великолепная двадцатимиллиметровая пушка M61A2 с шестью стволами и 1750 патронами к вашим услугам. Желательно поймать противника в конечную точку тянущейся за прицелом змейки. Пушка очень хорошо подходит для борьбы с вражескими бомбардировщиками (например, Су-25) и обстрела наземных объектов. Если же предстоит драться с истребителями, то стоит задуматься – а не лучше ли под шумок улизнуть? Стоит ли овчинка выделки? Лучше попросите AWACS послать кого-нибудь задержать противника, а сами слетайте на ближайший аэродром союзников за ракетами.
AGM 65G Maverick
Очень эффективная ракета воздух–земля. Эффективная дальность – 15 миль. Выбирается при помощи клавиши Backspace. Наводится и выстреливается так же, как и любая ракета воздух–воздух. Старайтесь на прижиматься к земле при запуске ракеты, иначе она может просто не долететь.
AGM 84A Harpoon
Ракета, предназначенная для борьбы исключительно с надводными целями. Дальность – 74 мили. Выбор цели и запуск производится так же, как и с другими ракетами. Лучше всего стрелять с максимального или среднего расстояния на низкой или средней высоте.
AGM88 HARM
Эта ракета настраивается на излучение вражеского радара и используется в основном для борьбы с системами ПВО. Дальность – 15 миль. Когда вражеский радар включается, его положение запоминается даже при условии, что он будет моментально выключен. На деле наведение и пуск HARM производится аналогично другим ракетам. Стрелять лучше всего со средней или большой высоты. Возможными целями являются любые наземные цели, оборудованные радаром (корабли, радары раннего оповещения, системы ПВО).
JDAM
Это самонаводящаяся бомба, несущая приемник системы глобального ориентирования GPS в своей хвостовой части. Цели намечаются перед вылетом. Для запуска сначала выберите JDAM при помощи клавиши Backspace, а затем летите в направлении цели и стреляйте при появлении надписи «Shoot». Дальность стрельбы зависит от скорости и высоты полета. В среднем, если вы летите на высоте 500 футов, то дальность будет около мили, при полете на 10000 футов дальность повышается до 10 миль.
GBU24
Бомба с лазерным наведением и расширенными стабилизаторами. Цель подсвечивается лазером несущего бомбу или любого другого самолета. Как и JDAM, она должны быть запущена с нужной высоты при необходимой скорости. Выберите бомбу нажатием клавиши Backspace, затем, на расстоянии примерно 10 миль от цели, нажмите клавишу 3 на цифровой клавиатуре. Нажмите кнопку «Lantirn Image» и наведите ее на цель (предварительно нажав на «Change lantirn mode») при помощи клавиш со стрелками при зажатой правой клавише Shift. Увеличение достигается нажатием кнопки «Toggle Zoom». Когда вы прицелились, жмите на кнопку «Lantirn track». Затем, как только появится кнопка «Shoot», стреляйте. Лучше всего сбрасывать бомбу со средней высоты (от 10000 до 40000 футов) в хорошую погоду.
LA68 rocket
Неуправляемые ракеты являются хорошей альтернативой пушке при обстреле наземных целей. Они достаточно мощны, количество их достаточно велико и не возникает практически никаких проблем с наведением. Как обычно, перед стрельбой выберите их при нажатии клавиши Backspace и стреляйте, стреляйте!
MK82F/MK83F, MK82R
Первые две бомбы являются обычными, последняя – кассетная, что позволяет накрывать достаточно большую территорию одним ударом. Она очень эффективна, поэтому обязательно научитесь ею пользоваться.
При выборе любой из этих бомб на экране появится вертикальная линия. В самом ее конце, внизу, будет маленькая горизонтальная полоска. Наведите ее на цель и стреляйте.
ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ЦЕЛЕЙ И ЗАПУСКА РАКЕТ
Если вы нажмете F2, то перейдете в режим «padlock». Это означает, что куда бы вы ни повернули, камера будет всегда показывать цель. Цель выбирается нажатием клавиш \ и Z. При желании вы можете добавить ее в свой список целей нажатием клавиши S либо в список целей напарника нажатием кнопки M.
Также вы можете настроить способ запуска ракет. Для этого используйте дисплей MFD-системы (нажмите 1 на цифровой клавиатуре). Кнопки снизу позволят вам выбрать режим стрельбы (single, salvo, ripple), задержку перед пуском дополнительных ракет в режиме ripple и количество дополнительных снарядов в режимах salvo и ripple.
Режимы стрельбы:
single – стандартный режим, выпускается одна ракета (бомба);
salvo – выпускается заданное количество снарядов одновременно. Наиболее эффективен данный режим для стрельбы неуправляемыми ракетами LA68. Нет смысла бросать все бомбы в одну точку и пускать все ракеты в один самолет без задержки (см. режим ripple);
ripple – выпускается заданное количество снарядов, каждый через некоторый интервал времени после предыдущего. Например, выбрали вы бомбы, установили задержку времени в одну секунду и при проходе над городом нажали на гашетку. Получится ковровая бомбардировка. Также иногда эффективно выпускать несколько ракет в один самолет, если между запусками есть некоторая пауза. Тогда противоракетный маневр, предпринятый им для ухода от первой ракеты, совсем не обязательно спасет его от второй.
БЛИЖНИЙ БОЙ
Ну вот мы и добрались до ближнего боя. Если вы хотите играть осторожно, то можете вообще в него не вступать. Просто возьмите с собой в путь побольше AMRAAM и, выпустив их, разворачивайтесь. Опыт показывает, что 4–5 самолетов сбиваются именно на больших расстояниях при отсутствии визуального контакта.
Если все же вы вступили в ближний бой, то прежде всего надо разобраться с противниками и союзниками. Вполне вероятно, что кто-то из врагов до сих пор несет на себе пару ракет и тайно мечтает выпустить их в вас, поэтому постарайтесь не показываться на радарах вновь прибывающих в схватку самолетов противников.
Вряд ли вам сильно помогут маневры типа «бочки» – проще и эффективнее включить воздушные тормоза, но вполне можно пользоваться мертвой петлей или поворотом Иммельмана. Напоминаю, поворот Иммельмана – это полупетля, в верхней точке которой вы переворачиваетесь головой вверх. Однако стоит отметить, что вероятность успешного маневра напрямую зависит от скорости. Если скорость будет слишком большой, то при исполнении петли вас с такой силой вдавит в кресло, что вы можете потерять сознание. Если слишком маленькой, то вообще ничего не получится.
При желании вы можете исполнить «Кобру». Используйте для этого клавишу ~ (тильда). Зажмите ее и поднимите нос самолета вверх.
Кроме одиночных маневров, можно пытаться что-то сделать с напарником. Обычно такие маневры выполняются в самом начале воздушного боя – потом сложно снова собраться вместе. Целью всех маневров является завлечение противника в погоню за напарником (приманкой), в то время как вы сзади шинкуете врага из пушки. Для выполнения маневра свяжитесь с напарником и сообщите ему, что нужно делать. Подробнее об этом в главе про связь.
AWACS
AWACS – это глаза американской армии. Летающий командный пункт с радаром – что еще нужно для хорошей жизни? Поскольку кампания развивается динамично, враг может начать уничтожать стационарные радары (C4Network). Потеря их приведет к появлению неожиданных атак врага на самолеты защиты и атаки. Единственное спасение при этом – подведение AWACS-а к границе. Но при этом сильно повышается шанс того, что противник собьет его. Поэтому, пока работают обычные радары, старайтесь держать летающий командный пункт подальше от границы.
Обычно с AWACS координируют работу самолетов, следят за наличием воздушных заправщиков, за аэропортами и атаками противников. Если у самолета кончается топливо и ему срочно нужно дозаправиться, он вызывает AWACS. Если у него на хвосте висят пять МиГов, он тоже вызывает AWACS. С AWACS-ов информация стекается в основной командный пункт (War room), подробнее о нем будет рассказано позже. Так вот, командный пункт разрабатывает миссии, а задача командира AWACS – обеспечить их исполнение. Вам придется расчищать воздушные коридоры, затыкать свободными самолетами дыры в обороне, направлять на посадку и заправку самолеты. Кроме того, вы всегда можете сесть в любой F-22 (два раза щелкните кнопкой мыши на его изображении на карте) и самому поучаствовать во всем. При этом двойное нажатие клавиши Escape возвращает вас обратно в AWACS.
Справа находится карта. Вы можете увеличивать/уменьшать ее, зажав Shift и используя левую/правую кнопку мыши. Выбрав любой самолет и зажав левую кнопку мыши, вы можете указать ему новое место назначения, приказать приземлиться, уничтожить противника и т.п. Стоит учитывать несколько вещей: самолеты на атакующих миссиях обычно не подчиняются вам. Бомбардировщики, заправщики и AWACS-ы по понятным причинам отказываются ввязываться в воздушный бой. Но обычно отдаются следующие приказы:
при наведении на аэродром – приземлиться;
при наведении на заправщик – заправиться;
при наведении на врага – атаковать;
при наведении на друга – сопровождать (если наводите на заправщик, то, если у самолета мало топлива, он будет заправляться, если достаточно – будет сопровождать);
при наведении на неизвестную цель – подойти поближе и идентифицировать;
при наведении на нейтральный самолет – висеть сзади и в случае проявления враждебных действий или вторжения на территорию союзников сбить;
при наведении на вражеский наземный юнит и наличии у самолета оружия воздух–земля – уничтожить.
Интерфейс прост до безобразия. Вообще в игре часто поражаешься всему: тому, как компьютер грамотно реагирует на команды; тому, как красиво сделаны виды с камер; тому, что можно все сделать так сложно и одновременно так просто. Нужно обладать особым талантом, чтобы в такой сложной игре сделать такое простое управление.
Кнопки слева позволяют включить/выключить показ вражеских радаров, систем ПВО, городов, аэродромов и т.п. Самая важная кнопка – кнопка ускорения времени. Окошко слева показывает вид на текущую цель. С его помощью вы сможете следить за воздушными боями или штурмом вражеских городов, рассматривать противников и делать тому подобные приятные вещи.
Обычно вам требуется провести в AWACS определенное время. Затем будет подведен итог и вам заплатят определенное количество очков.
EMCOM, СВЯЗЬ И РАБОТА С НАПАРНИКОМ
Во всей инструкции была найдена всего одна непонятная вещь. Дело в том, что главы про EMCOM и связь несколько отдалены друг от друга, а в описании тренировочных миссий про EMCOM вообще ничего не упоминается. Восполняю сей пробел.
EMCOM – это, попросту говоря, система, регулирующая уровень скрытности вашего самолета путем включения/выключения систем, которые во время работы могут выдать ваше местоположение. Обычно самолет летит при EMCOM в автоматическом режиме, а автоматика выставляет его на самый слабый уровень – первый. При приближении к врагу уровень повышается, полностью включается радар и система наведения, связь и т.п. С помощью клавиши E вы можете быстро переключать режим EMCOM. Если хотите исчезнуть с экранов вражеских радаров, ставьте первый уровень. А если хотите участвовать в ближнем бою и иметь полную информацию по противнику, то пятый.
Но вот в чем проблема: при заходе на посадочную полосу или в свободном полете при отсутствии врагов выставлен первый уровень. Связь при этом работает только на прием. Поэтому не надо удивляться, почему никак не получается связаться с аэродромом во второй тренировочной миссии, надо просто увеличить уровень EMCOM. Второго должно хватить.
Для связи с другими самолетами используются клавиши 1–4, каждая из которых настраивает связь на соответствующий канал.
1 – связь с аэродромом и с напарником.
2 – связь с напарником, AWACS-ом, передача приказов нейтральным самолетам или просьб о помощи.
3 – связь с напарником, AWACS-ом.
4 – связь с напарником, заправщиком.
Что касается напарника, то наиболее интересными являются приказы атаковать, изменить построение и выполнить боевой маневр.
ПОСТРОЕНИЯ
Card – специальное построение для четырех самолетов, при котором они прикрывают друг друга.
Deuce – специальное построение для четырех самолетов, выполняющих миссию подавления вражеских систем ПВО. Первые два самолета в этом случае играют роль приманки.
Sweep – построение для истребителей при преодолении какого-либо препятствия. Например, на береговой линии установлены системы ПВО, тогда самолеты пройдут над ними одновременно, распределяя повреждения между собой, что уменьшает опасность отдельного самолета быть сбитым.
Strike – построение друг за другом, эффективно при атаке наземных целей. Расстояние между самолетами должно быть достаточным, чтобы летящий сзади самолет не прошел через шквал обломков, поднявшихся при пролете переднего.
Fingertips – обычное построение, полустрела.
Vic – построение в виде буквы V. Обычно используется в аэрошоу, в игру же попало ради прикола.
Среди боевых команд наиболее эффективны «Engage my target» – атакуй мою цель, «Drag left» и «Drag right» – заманивай противника налево и направо соответственно.
КОМАНДНЫЙ ПУНКТ
В командный пункт стекается вся информация с AWACS-ов, отдельных истребителей, бомбардировщиков и наземных радаров. Находящиеся в нем генералы определяют текущую стратегию, назначают наиболее приоритетные цели и планируют боевые операции. Но вы не генерал, и в командном пункте вам делать почти нечего. Разве что посмотреть текущие сводки с фронтов.
Ряд кнопок позволит вам посмотреть графики повреждений, количества ныне действующих самолетов у каждой из воюющих сторон, свой рейтинг, список целей, еще раз прочесть предысторию кампании, а также узнать о текущей стратегии союзников и противников. Карта справа управляется так же, как и в AWACS-е.
Снизу вы заметите четыре полезных кнопки. Scramble – послать заявку на миссию по отражению вражеской атаки на аэродром. Когда такая миссия станет доступна, вам предложат пройти ее. На ранних этапах игры такие миссии дают большое количество очков. Fly – выбрать миссию из списка доступных. Skip – ускорить течение времени (некоторые кампании занимают около двух недель, и редкий игрок отсидит эти две недели за компьютером). Exit – сохранить кампанию, чтобы продолжить ее позже.
Сразу надо отметить, что пока кампания не будет завершена, не будет обновлен рейтинг игрока. Имейте это в виду.
МИССИИ
Вначале, когда вам нужно будет летать в основном в патрульные миссии, особо рекомендуется перед каждым вылетом проверять вооружение самолета («Edit», «Edit weapons»). Не слушайте робкие попытки врагов народа убедить вас, что все сделано ради уменьшения вероятности обнаружения вашего самолета войсками противника. Проще сбить вражеский самолет, чем скрываться от его радара. Не всегда, конечно, но обычно проще.
КАМПАНИЯ
Как уже было отмечено, обычно целью кампании является уничтожение заданного количества вражеских целей. Враг в то же время пытается проделать то же самое с вами. Иногда есть данные, какие цели он стремится атаковать в данный момент, иногда их нет. Кроме того, есть еще нейтральные нации. В ходе кампании все может поменяться, и нейтральные нации вполне могут перейти на сторону врага, поэтому старайтесь не трогать их.
Весьма сложной будет самая первая кампания, неважно, какую вы выберете. Это все равно, что начинать играть в Ultima Online начинающим персонажем – ничего не можешь сделать, ни на что не можешь повлиять. Единственные миссии, которые будут вам доступны, это миссии воздушного патрулирования и сопровождения в тылу, а также миссия управления AWACS-ом. В зависимости от успехов союзников даже эти миссии могут сами по себе упроститься, а могут и усложниться. Если противник начнет наступать по всем направлениям, то даже в самом дальнем тылу будет вероятность встретить врага.
Ваша задача – как можно быстрее получить пару повышений и перейти к миссиям атаки вражеских целей. Без вас генералы пропадут – знайте это. Посмотрите на количество сбитых самолетов перед вылетом на первую миссию хотя бы 3-го уровня. Как тут не начать гордиться? Наверное, весь самолет изрисован звездочками...
Еще раз повторяю: ваша роль – выполнять поставленные генералами задачи, а именно – уничтожать вовремя необходимые цели. Если вы не будете этого делать или будете делать это слишком медленно, то провал гарантирован.
Вернемся к первой кампании. Если действительно хотите пройти ее, то вот вам два совета:
- В начале кампании у врага очень большое количество самолетов. Через пару часов после объявления войны они уже будут вовсю «утюжить» американские тылы. И тут появляетесь вы – молодой пилот, которому пока боятся доверить даже простой полет рядом с границей. Начните сбивать эскадрильи врагов, летающих повсюду. Выпускайте в них издалека свои AMRAAM и летите на ближайший аэродром заправляться и перезаряжаться. Будьте осторожны, не лезьте на рожон, и все будет хорошо. Получение нескольких медалей и нового звания в самом ближайшем будущем вам гарантировано.
- После первого повышения вы сможете выполнять миссии CAP – воздушного патрулирования. Пожалуй, первые несколько можно честно отработать, чтобы создать запас очков на случай неожиданной катастрофы. А затем наступает пора заняться делом. Бегите в ангар и попросите техников повесить вам побольше Cluster Bomb. Они, видимо, настолько устали, что даже не удивляются, зачем вам нужны бомбы при воздушном патрулировании. Выберите перед взлетом цель (можете даже поставить над ней один из waypoint-ов, чтобы не ошибиться) и летите ее бомбить. Быстрая карьера и удачный ход войны гарантированы.
Некоторые проблемы могут возникнуть при достижении 3-го или 4-го уровней. Тогда вам станут доступны ударные миссии, в которых вы, в зависимости от ситуации, будете играть то роль собственно бомбардировщика, то роль эскорта. Допустим, взлет назначен на 12:09. Вы думаете, что к этому моменту все самолеты уже будут стоять на полосе, готовые ринуться на подвиги? Нет, в это время их пилоты будут только просыпаться и сладко потягиваться в кроватях. Через десять минут вам разрешат выехать на полосу. И вы думаете, что все остальные самолеты отряда потянутся вслед за вами? Ошибаетесь, в это время их пилоты будут пить горячий кофе. Взлетать они будут где-то через полчаса после заданного времени начала миссии. К сожалению, обычно они нужны вам для того, чтобы выполнить задание. Поэтому либо дожидайтесь их на земле, включив акселерацию времени (Shift+T), либо кружите над аэродромом.
Существует еще одна проблема. Если во время обычного патрулирования вы посылаете сообщение, что требуется помощь, то обычно помощь приходит. Если тоже самое сделать во время ударной миссии, то на просьбу о помощи ответом будет банальное «Negative». А посему вывод: когда вашей целью является бомбардировка, то даже при наличии четырех самолетов сопровождения берите с собой ракеты воздух–воздух. Полагаться на союзников не стоит.
Когда вы будете выполнять эти миссии, вы должны будете забыть о своем бурном прошлом, когда случалось возвращаться на базу после уничтожения нескольких десятков самолетов противника. Поступайте по принципу Commandos: Behind Enemy Lines – если противника можно обойти, не нужно поднимать шум. Поскольку вы можете видеть дальность его радара и направление обзора, проскочить мимо него не привлекая внимания – обычно достаточно простая задача. Опять же, когда вы возвращаетесь с миссии и видите почти по пути один-единственный Су-27, который так легко сбить, не стоит поддаваться искушению. Зачастую за счет нелепой случайности можно провалить миссию.
Периодически во время выполнения миссии вы будете замечать, как радар неожиданно начинают покрывать плотные группы красных треугольников. Обычно это означает, что отряд противника взлетает кого-то «утюжить». Быстренько развернитесь и сделайте вид, что просто прогуливаетесь. Подождите, пока вражеские самолеты улетят, а затем продолжайте выполнение задания.
Практически не имеет значения, уничтожили вы один самолет или сто, катапультировались, погибли или геройски посадили сломанный самолет на забытой Богом дороге – миссия будет считаться невыполненной, если не выполнены ВСЕ ее требования. Поэтому еще раз повторяю: не рискуйте.
Основная сложность миссий пятого уровня – полет над территорией врага, буквально кишащей самолетами и системами ПВО. Но в то же время выполнение таких миссий является одним из лучших способов положительно подействовать на результат кампании.
Более сложные кампании отличаются прежде всего жестокостью требований, изменением временных рамок, количеством вражеских самолетов и т.п. Отдельная проблема – вероятность перехода нейтральных сил на сторону врагов. В общем, будьте готовы к неожиданностям: и к тому, что враг будет атаковать намного агрессивнее, и к тому, что системы ПВО будут работать на порядок лучше. Например, в большинстве миссий вы не сможете так спокойно бомбить вражеские города и аэродромы во время миссий патрулирования – все они будут надежно защищены. В некоторых миссиях вас будет ждать еще и такой сюрприз, как корабли. Вражеские фрегаты – это страшное оружие. Представьте себе, что несколько систем ПВО и пулеметов собрали в одном месте, и подумайте о том, что будет с самолетом, имеющим неосторожность пролететь над ним. Поэтому атакуйте издалека HARM-ами и как можно быстрее уходите – ракеты на фрегате обычно бьют очень далеко. Обычно в тех же морских миссиях вас будет ждать еще один неприятный сюрприз – враг обожает размещать большое количество установок противовоздушной обороны на береговой линии, а при отсутствии специального оружия пытаться их уничтожить – дохлый (и смертельно опасный) номер. Поэтому учитесь уходить от ракет – здесь этот опыт вам очень пригодится.
Пожалуй, пришло время подвести итог. Total Air War – это великолепная игра, пожалуй, это даже лучший аркадный симулятор, который я видел со времен F-22 Retaliator. В этой странной смеси жанров заключается его самое большое преимущество – он будет интересен и фанатам симуляторов, и новичкам в этом жанре. Добавьте к этому потрясающую графику, отличное звуковое сопровождение, а также саму идею кампании, когда игрок действительно может повлиять на ход событий и при этом чувствует себя не отдельным героем, а одним из пилотов крупной державы (хоть и лучшим из лучших). Как правило, в результате смеси жанров появляются грозные монстры, пугающие игроков одним своим видом. В данном же случае это совсем не так: появилась интереснейшая игра, которая потрясает реалистичностью игрового мира и в тоже время простотой управления. Это один из тех случаев, когда игра делалась не ради числа продаж, а ради игрока. За что и благодарим DID.