КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Might and Magic IX: Writ of Fate

Жанр:
Издатель:
New World Computing, 3DO
Системные требования:
P-III 650, 64 MB RAM, GeForce (P-III 733, 256 MB RAM, GeForce 2)
Сетевые режимы:
Нет

Предоставлено журналом Игромания

Два года ждали фанаты серии M&M (не путать с тем, что тает в руках, а не во рту) продолжения приключений полюбившихся героев. И вот наконец дождались. Только герои совсем иные, и планета другая, и Николай Айронфист превратился в полусумасшедшего крестьянина. Зато какая игра! Она, конечно, похожа на то, что было, но и нового хоть отбавляй. Кое-что из новинок вам, возможно, и не понравится, но наверняка игра захватит вас на долгие дни. Разработчики обещали 60 часов геймплея. По моим ощущениям — в два раза больше. Так что Might & Magic IX — это всерьез и надолго. А я постараюсь помочь вам побыстрее освоиться с этой замечательной игрой.

Сохраненные игры

Для вас заготовлено несколько сохраненных игр (630 килобайт в архиве), которые вы можете использовать по собственному разумению. Это отряды 21 уровня в Тьегарде, 30 уровня во Фросгарде, 40 уровня в Йорвике и 63 уровня в небесном городе Арслегарде. Во всех случаях вы находитесь в безопасных местах, где можно неспеша оглядеться. Посмотрите список квестов — поймете, что вам делать дальше. Посмотрите список наград — оцените пройденный путь. Для использования надо распаковать файлы и поместить их в поддиректорию SaveGames.

Создание команды

374 Kb

Умения-скиллы персонажа. Разностороннее развитие не мешает специализации.

Как только вы нажмете кнопку Start Game в основном меню, появится экран создания героя. С его помощью вы создадите всех четверых участников команды. Если же вам лень этим заниматься, да и вообще вы не видите особой разницы, кем играть, то — там справа внизу есть кнопка, сразу подгружающая стандартную команду.

Выбирая портрет героя, вы одновременно фиксируете его пол и расу. Так что взять крутого полуорка, который выглядит как прекрасная эльфийка, не получится. Рас всего четыре, и все знакомые: люди, эльфы, горные гномы (в смысле Dwarfs) и полуорки. Можно выбрать и голос персонажа.

У каждого героя уже есть имя, но его можно изменить, просто кликнув мышкой на имени и впечатав новое.

Затем надо распределить призовые очки по статистикам героя и выбрать его класс. Каждому герою дается 10 призовых очков. Кроме того, по несколько очков (их количество ограничено) можно отнять от тех качеств, которые вы считаете не очень нужными.

При создании персонажа можно выбрать два начальных умения (skills). Щелкнув правой кнопкой по умению в списке, можно прочесть его описание и понять, так ли оно нужно вашему герою. Наборы доступных умений для мага и воина разные. Учтите, что вам дадут по одному обучающему свитку Disarm Trap (обезвредить ловушку) и Identify Item (определить предмет) в самом начале игры, и вы сможете обучить этим скиллам одного из героев.

Появилось удобное новшество — возможность сравнить нового героя с остальными участниками команды в момент его создания. Нечто подобное было в Wizards & Warriors.

Теперь расскажем о расах, классах, статистиках, умениях и о прочих приятных и полезных материях поподробнее.

Классы

Система классов изменилась очень сильно. Теперь начальных классов только два: боец (Fighter) и посвященный (Initiate).

Но каждый начальный класс делится на два «продвинутых», а каждый из продвинутых — на два «элитных». Итого — 8 финальных точек развития, 8 разных комбинаций достоинств и недостатков.

Например, со временем вы сможете превратить бойца в наемника (Mercenary) или крестоносца (Crusader). Mercenary становится убийцей (Assassin) или гладиатором (Gladiator). Явно история Чедиана сильно отличается от земной. У нас сделать наемника гладиатором можно было, только захватив того в рабство. Вряд ли это назовешь успешной карьерой. В свою очередь, Crusader конвертируется в рейнджера (Ranger) или паладина (Paladin).

320 Kb

Викинги викингами, а города выглядят вполне по-европейски.

Другой возможный путь развития — магический — ведет от Initiate к студенту или научному сотруднику (Scholar переводится именно так) или к лекарю (Healer). Scholar после защиты докторской диссертации превращается в мага (Mage) или в лича (Lich). Второй путь заставляет вспомнить старинную песню:

«...Всех вас вместе соберу, если на чужбине

я случайно не помру от своей латыни.

Если не сведут с ума римляне и греки,

сочинившие тома для библиотеки.

Если те профессора, что студентов учат,

горемыку Scholar'а насмерть не замучат...»

Теперь мы с вами знаем, как получаются личи.

Наконец, Healer, совершенствуясь, становится либо священником (Priest), либо друидом (Druid).

О начальных классах говорить нечего, и так понятно — Might & Magic, а краткое описание продвинутых и элитных читайте ниже.

Mercenary. Наемники — чистые бойцы. Магией не пользуются, но сильны в ближнем бою.

Gladiator. Гладиаторы — это прямое развитие наемников, никакой магии, но очень высокие способности к бою, прежде всего к ближнему бою.

Assassin. Убийцы не так хороши в атаке, но более изворотливы. И поскольку попасть по ним труднее, служат даже лучшим прикрытием для магов, чем гладиаторы.

Crusader. Крестоносцы — смешанный класс. Они получают некоторые магические способности, но в результате не так сильны в ближнем бою, как наемники.

Paladin. Паладины сохраняют боевые способности крестоносцев, но, кроме того, являются экспертами в светлой магии и магии духа (Light и Spirit).

Ranger. Рейнджеры, в отличие от паладинов, специализируются на магии стихий и магии духа (Elemental и Spirit Magic).

Scholar. Аналог волшебника в M&M8. Специализируется на Elemental, Light и Dark магиях.

Mage. Scholar может успешно осваивать и светлую, и темную магии, но приходит момент, когда нужно делать выбор. Маг — это школяр, пошедший по светлому пути. Он специализируется в Elemental и Light магиях.

372 Kb

Персонаж и его инвентори. Вещи помещаются в слоты рядом с фигурой героя.

Lich. Как вы уже поняли, лич — мастер магии стихий и темной магии (Elemental и Dark Magic).

Healer. Лекари, конечно, больше похожи на Сleric из M&M8 и сильны прежде всего в целительстве (магия духа, Spirit Magic), а также в светлой магии и магии стихий.

Priest. Священники — это лекари, окончательно выбравшие путь добра. В их активе — магия духа и светлая магия. Изучение темной магии ограничено уровнем эксперта.

Druid. А вот тут облом. Можно представить себе 6 сочетаний магии: Light & Dark, Light & Elemental, Light & Spirit, Dark & Elemental, Dark & Spirit, Elemental & Spirit. Одно из сочетаний явно раздражает своей беспринципностью (Light & Dark), остается пять.

Четыре из них реализованы в классах магов, священников, личей и рейнджеров. Но Druid — это не оставшийся вариант Dark и Spirit («злой священник»), а Elemental и Spirit! То есть то же самое, что и Ranger, только похуже дерется, получше колдует. Вот так.

Таким образом, из 5 «допустимых специализаций» две встречаются по два раза (Paladin и Priest, Ranger и Druid), две по одному разу (Mage и Lich) и одна отсутствует (Dark, Spirit). Хотя некоторые интересные заклинания (Dark Spirit, Death's Touch) используют именно эту комбинацию видов магии.

Перейти в более продвинутый класс можно, выполнив специальный квест (Promotion quest). Кроме морального удовлетворения, продвижение дает увеличение количества хит- и спелл-пойнтов, добавляющихся при переходе с уровня на уровень, а также возможность изучить новые умения. Или достигнуть большего совершенства в уже известных.

Прежде чем выбирать класс ваших персонажей, посмотрите в конце руководства таблицу «Умения и классы». Внимательно изучите ее. Команду надо создавать так, чтобы в ней были мастера всех необходимых вам направлений.

Расы

341 Kb

Карта понятна и разборчива. Но ни масштабировать, ни двигать ее нельзя.

Все-таки люди — поразительно скромные создания. Фразы типа «венец творения» можно вычитать только у поэтов-романтиков. Игроделы скорее назвали бы человека «точкой отсчета». В смысле абсолютной посредственностью, серединкой на половинку, ни рыбой ни мясом или, наконец, гармонично развитой личностью. Всего понемногу, и ничего выдающегося. В общем, как обычно.

Эльфы — никудышные культуристы (за каждое очко выносливости приходится отдавать два призовых очка, о призовых очках мы говорили в разделе «Создание команды»), зато с точностью у них все тип-топ. Каждое призовое очко повышает точность на два.

Гномы (дварфы), напротив, приятно округлы и устойчивы. В том числе и к внешним воздействиям. Endurance растет на 2 за каждое призовое очко, но вот магия... Два призовых очка за увеличение магии на единицу напрочь отбивают желание включать в команду гнома-иллюзиониста.

Полуорки. Сила есть, с умом тоже все в порядке, однако слегка задумчивы. Сила поднимается в два раза легче, а вот скорость — в два раза труднее, чем у людей.

Статистики

Первичных статистик, значение которых вы определяете при создании персонажа, теперь не 8, а 6. Перечислим их.

Сила (Might) — сильные герои наносят больший ущерб врагам в бою. Кроме того, сила нужна при совершении многих действий.

Магия (Magic) — от величины магических способностей зависит количество спелл-пойнтов, а также вероятность успеха при произнесении заклинания.

Выносливость (Endurance) — этот показатель влияет на число хит-пойнтов (единиц здоровья) персонажа.

Точность (Accuracy) — как ни странно, от точности зависит не ущерб при дистанционных атаках, а число атак за ход боя.

Скорость (Speed) — высокая скорость уменьшает время восстановления персонажа после атаки или произнесения заклинания в бою.

241 Kb

Узелок принадлежит не стражнику, а жуку. В узелке книжка. Вот такие образованные насекомые.

Удача (Luck) — герои с большой удачей лучше сопротивляются магическим атакам и могут избежать ущерба от ловушек. Очень помогает при вскрытии сундуков.

Процесс распределения очков практически не изменился. Игр с бросками костей, как в Baldur's Gate или Wizards & Warriors, по-прежнему не будет. Каждый персонаж получает статистики, стандартные для своей расы. Вы можете только перераспределить их и добавить выдающиеся каждому герою 10 призовых очков.

От первичных статистик зависят вторичные статистики.

Здоровье (Hit points). Атаки врагов и ловушки уменьшают количество хит-пойнтов. Когда их число падает до нуля, герой теряет сознание. А когда хит-пойнты достигают отрицательного значения, равного по модулю выносливости героя, тот умирает. Хит-пойнты полностью восстанавливаются после восьмичасового отдыха.

Магические способности (Spell points). Их число зависит от способности Magic. Спелл-пойнты восстанавливаются после 8 часов непрерывного отдыха. Лечение в церкви запас маны не восстанавливает.

Броня (Armor Class). Чем лучше броня, тем больше вероятность избежать атаки врага. Определяется тем, что надето на героя, и некоторыми умениями.

Наконец, можно выделить «третичные» статистики, которые определяют, насколько эффективно ваш герой нападает и защищается. Они зависят от многих факторов: от первичных и вторичных статистик, умений, званий эксперта и мастера, бонусов оружия, состояния персонажа и наложенных на отряд заклинаний. Однако высчитывать по сложным формулам их не придется — можно просто посмотреть в экране персонажа, чему они равны.

Ущерб в рукопашном бою (Melee damage) — ущерб, наносимый врагу вашим героем при ударе (конечно, если он попадет по монстру)

Ущерб в дальнем бою (Ranged damage) — то же самое, но для луков, арбалетов и прочих дальнобойных орудий убийства.

Бонус в рукопашной (Melee bonus) — влияет на вероятность попасть по монстру при ударе.

Бонус в дальнем бою (Ranged bonus) — то же самое, но для метательного оружия всех видов.

287 Kb

Мы нарвались на трех капитанов стражников сразу. А глаза у них добрые-добрые.

Сопротивляемость (Resistance) — вероятность уменьшить ущерб от магической атаки. Для каждого вида атак (Elemental, Dark, Light и Spirit) — своя сопротивляемость. Интересно, что есть еще такая забавная вещь, как Physical Resistance. Ее описывают как «вероятность минимизировать ущерб от физической атаки, вызванной магическими причинами». По-простому, это вероятность уцелеть, если вам уронят на голову магический, но вполне гранитный камень.

Однако даже максимальная сопротивляемость не дает абсолютной защиты. Как говорится, на каждого каратиста найдется рессора от «Тойоты».

Умения

При создании героя, как уже говорилось, вы даете ему два умения. Остальные навыки он будет приобретать по ходу игры. Вместе с начальными умениями вам дадут и предметы для их реализации. Например, вместе с умением Light Magic дается заклинание Heal, а вместе с умением Bow — простенький лук Student Bow.

Если раньше для обретения навыка необходимо было найти учителя, то теперь в Чедиане внедрено заочное обучение. Достаточно найти книжку (аналог известных уже нам Spellbook), прочесть ее — и дело в шляпе.

Существует 4 градации владения умением: нормальный уровень, эксперт (Expert), мастер (Master) и гроссмейстер (Grandmaster).

Вот полный список умений.

Владение оружием

237 Kb

Turn Undead - это действительно "послать Undead на..." Сейчас эта тварь начнет бессмысленноходить кругами.

В игре выделяется пять разновидностей оружия: клинки (объединяет умения «меч» и «кинжал» из M&M8), тупое оружие, копья, луки и метательное оружие. Кроме того, есть «универсальное» умение Armsmaster и борьба голыми руками.

За каждую единицу умения при сражении соответствующим оружием персонаж получает добавку к бонусу атаки (Melee bonus или Ranged bonus для луков и метательного оружия), равную его умению. Но, кроме того, изучение матчасти дает и другие преимущества, о которых сказано ниже.

Владение оружием (Armsmaster). Более универсальный скилл, чем владение конкретными видами вооружения. Очень рекомендуется всем бойцам. Обладатель получает добавку к Melee bonus на величину умения при сражении всеми видами «контактного» оружия: и клинками, и булавами, и копьями. Эксперты дополнительно получают такую же добавку к наносимому ущербу — Melee damage. Мастера уменьшают время удара любым оружием ближнего боя, а гроссмейстеры получают возможность провести в ближнем бою дополнительную атаку. Это умение складывается с умением обращаться с конкретными видами вооружения.

Клинок (Blade). Навык обращения с любым режущим предметом короче четырех футов (1м 22см). Никаких «мечей» и «кинжалов» больше не будет — клинок, и все тут. Для эксперта клинка в два раза уменьшается дополнительное время, затрачиваемое на удар выбранным оружием. Если, скажем, на удар кулаком у нормального человека уходит 3 секунды, а на удар мечом — на 2 секунды больше, то есть 5 секунд, то эксперт клинка затратит лишь 3 + 2:2 = 4 секунды. Мастер клинка, как и в предыдущих играх серии, может драться двумя мечами (кинжалами, саблями) одновременно. Бонусы гроссмейстера зависят от класса. Ущерб, наносимый паладином, возрастет на единицу за каждую единицу навыка владения клинком. У гладиатора вместо возрастания наносимого ущерба на такую же величину вырастет класс брони. Убийца же получит еще по одному очку к бонусу атаки за каждые 3 единицы умения, но только если дерется кинжалом.

Лук (Bow). Эксперты получают добавку, равную значению умения, и к наносимому ущербу в дальнем бою (Ranged damage). Мастера приноравливаются выпускать по две стрелы вместо одной. Наконец, гроссмейстер выстреливает за раз аж три стрелы.

Дубина (Cudgel). Сим неблагозвучным термином обозвали владение всяческим тупым оружием, от палок до цепов. Эксперт получает прибавку к Melee damage на величину умения. У мастеров появляется возможность оглушить врага, после чего тот на некоторое время замирает. Наконец, гроссмейстерство удваивает ваши Melee damage и Melee bonus — очень лакомый приз.

Копье (Spear). Эксперты, кроме общей для всех добавки к Melee bonus, получают прибавку к Melee damage на величину умения. Мастера могут драться двумя копьями сразу (посмотреть бы на это чудо наяву. Прямо Джеки Чан какой-то получается). Наконец, гроссмейстеры проводят добавочную атаку копьем каждый раунд боя.

255 Kb

Стройными рядами, легкими стопами к нам спешат жуки.

Метательное оружие (Thrown). К нему относятся метательные кинжалы и топоры. Эксперты, как и в других видах оружия (кроме клинка), получают бонус к наносимому ущербу. Мастера уменьшают в два раза дополнительное время, затрачиваемое на бросок (аналогично эксперту клинка). Наконец, гроссмейстеры могут за каждый раунд боя бросать колюще-режущие предметы по два раза.

Самбо (Unarmed skill — самозащита без оружия). В отличие от других умений, уже на нормальном уровне самбист получает бонусы и к Melee attack, и к Melee damage (каждый увеличивается на величину умения). Эксперты добавляют к обоим параметрам удвоенное значение умения, мастера — утроенное, да кроме того, величина умения добавляется к броне. Наконец, гроссмейстер получает дополнительную атаку каждый раунд, да еще по атаке за каждые 3 единицы умения (максимально 10). Такой разнесет почти любого врага. Если доживет, конечно, проходя всю игру с голыми руками.

Защитные умения

Броня (Armor). Умение носить защитную одежду. Значение навыка добавляется к классу брони. У экспертов, кроме того, уменьшается в два раза значение задержки в действиях (time penalty), связанной с броней. Только эксперты брони могут носить кольчуги. Мастера добавляют к классу брони удвоенное значение навыка и могут носить пластинчатые доспехи. Гроссмейстеры, кроме этого, полностью устраняют задержки, связанные с броней.

Уклонение (Dodge). Применяется, только если на вас нет никакой брони и нет щита. Значение навыка добавляется к уровню брони. Для экспертов добавляется два значения навыка, для мастеров — три, для гроссмейстеров — четыре. То есть неодетый гроссмейстер 12 уровня имеет класс брони 48.

Щит (Shield). Значение умения добавляется к классу брони. Эксперты устраняют задержки в действиях, связанные с ношением щита. Мастера добавляют к броне удвоенное значение навыка. Наконец, гроссмейстеры умеют ударять противника щитом, да еще как! Наносимый ущерб равен утроенному значению навыка.

Магические умения

270 Kb

Освобожденный из тюрьмы генерал говорит, что с нами не пойдет, так как ему надо выпить. Встретимся в трактире.

Магических умений пять: по одному для каждой школы магии (магии стихий, духа, темной и светлой магий) и медитация.

Первые четыре умения необходимы для произнесения спеллов. Пока не получите умения light magic — ни одного заклинания из этой области не произнесете. А самые сильные заклинания доступны только гроссмейстерам.

Интересно, что любой не чуждый магии персонаж (то есть все, кроме Fighter, Mercenary, Assassin и Gladiator) может учиться любому виду магии! Точнее, почти любому: Ranger и Paladin испытывают непреодолимое отвращение к Dark Magic. Но вот Lich вполне может освоить Light Magic и применять Bless, хотя, конечно, совсем не так эффективно, как Priest.

А упражнения в медитации приводят к росту спелл-пойнтов. На нормальном уровне их число увеличивается на величину умения, у экспертов — на две величины умения, у мастеров — на три. У гроссмейстеров увеличение еще значительнее, но насколько именно — зависит от класса персонажа.

Специальные умения

Уровень владения специальными умениями зависит от «эффективного уровня». Эффективный уровень равен уровню умения для нормальных людей, удвоенному умению для экспертов и утроенному для мастеров. Так, эксперт пятого уровня эквивалентен простому умельцу 10 уровня, который по идейным соображениям экспертом становиться не хочет. Гроссмейстеры же обычно овладевают мастерством в совершенстве.

Разминирование (Disarm Trap) В отличие от остальных умений, это растет само при открывании вами заминированных сундуков. Шансы на успех с ростом умения увеличиваются, но только гроссмейстеры открывают любой сундук с вероятностью 100%. Как и раньше, суперактуальный навык.

Определение предметов (Identify Item). Шансы определить предмет растут с ростом эффективного уровня, а гроссмейстерам на уровень наплевать, они определяют все и сразу.

261 Kb

В Sturmford'е опять дожди. На пристани днем и ночью мокнет лодочник.

Краеведение (Identify Monster) . Определение монстров. Щелкаете по врагу правой кнопкой — и все о нем знаете (правда, если идет бой и у вас стоит быстрое заклинание, вместо лекции по зоологии тварюга получит спеллом в лоб. И, возможно, придется читать уже лекцию по анатомии). На нормальном уровне вы видите только число хит-пойнтов и класс брони супостата. Эксперты дополнительно определяют тип атаки монстра и вид наносимого им ущерба. Мастера знают, какое заклинание этот гад может применить, а гроссмейстеры в курсе сопротивляемости его вашим заклинаниям.

Ремонт (Item Repair). Очень полезное умение. Для его применения достаточно кликнуть правой кнопкой по сломанному предмету в инвентори. Приятно то, что ремонт происходит мгновенно даже во время боя. Класс чинимых предметов растет вместе с эффективным уровнем (вначале вы сможете чинить только совсем простые и дешевые вещички), гроссмейстеры, как им и положено, чинят все.

Торговля (Merchant). Умение торговать уменьшает цену покупки и увеличивает цену продажи вами предметов во всех магазинах в игре. Оно также зависит от эффективного уровня. Но не надейтесь сколотить на торговле состояние: даже гроссмейстеру удается только сравнять цены покупки и продажи.

Восприятие (Perception). Дает возможность герою находить скрытые двери и тайники, а также избежать ущерба от сработавших ловушек. Это умение дополняет умение Disarm Trap. «Эффективный уровень» считается как обычно. А гроссмейстер может ходить по минному полю с грацией трактора «Кировец» и абсолютно не страдать при этом.

Учеба (Learning). Полезный скилл. Как говорил классик, «учиться, учиться и учиться». Для чего? А чтобы учиться лучше. Ведь это умение увеличивает число очков опыта, которые персонаж получает за убиенных монстров и выполнение заданий. При этом опыт растет на 1% за каждый уровень умения для нормальных людей, на 2% за уровень для экспертов, на 3% за уровень для мастеров и на 4% за уровень для гроссмейстеров! За само приобретение умения дают еще 9%. То есть, эксперт 4-го уровня будет получать на 9+2*4 = 17% экспы больше, чем его неученые товарищи.

А гроссмейстер 12 уровня — на 9 + 4*12 = 57% больше.

Дальше рекомендуем вам отправиться в конец текста и посмотреть таблицу «Умения и классы».

Интерфейс

Экраны

Основной экран

241 Kb

Гоп-компания у дворца в ассирийском стиле.

На основном экране изображено то, что видят ваши герои перед собой. Слева колонка с портретами членов команды, справа — портреты присоединившихся к ней NPC. Рядом с каждым портретом — указатели здоровья (красный), запаса маны (синий) и доли опыта, накопленной для перехода на следующий уровень (желтый столбик).

После каждого действия (удара, заклинания) герой некоторое время восстанавливает силы. При этом на его портрете справа внизу загорается красный огонек. Вы можете отдать герою следующий приказ лишь после того, как огонек сменится на зеленый.

Сами портреты хорошо передают состояние персонажей. Раны проявляются не только в уменьшении длины красного столбика, но и в синяках на лице героя. Потеряв сознание, персонажи, как и положено, закрывают глаза и бессильно склоняют головы. Наконец, если героя убивают, вместо его портрета возникает могильный камень.

Вверху справа — компас, показывающий направление вашего движения. Камень у компаса меняет цвет с зеленого на желтый при приближении врагов и на красный, когда враги замечают вас. Однако часто заметить врагов визуально можно раньше, чем камень изменит цвет. Поэтому смотрите в оба! Как писал наш ас Покрышкин: «Внимательно оглядывающийся истребитель непобедим».

Часы над компасом сообщают игровое время. Компас и портреты можно отключить клавишей /.

Внизу появляются строчки сообщений обо всех выполняемых героями действий, о результативности ваших и вражеских ударов (во время боя) и окно разговора с NPC (естественно, во время разговора). Клавиша H даст отчет о последних действиях отряда в бою.

225 Kb

Игру можно полюбить хотя бы даже за такое.

Мышью можно изменить направление движения отряда, прицелиться по врагу, но курсор всегда остается в центре экрана — при движении мыши смещается вся картинка. Щелкнуть мышкой по портрету не получится, единственный способ перейти в экран героя — два раза нажать клавиши от 1 до 4 (номер героя, первое нажатие выбирает персонажа, второе открывает его экран) либо перейти клавишей Tab на нужного героя и нажать клавишу I (инвентори) или B (магическая книга).

Не забывайте перед совершением действий вызвать нужного героя (клавиши 1-4). Если только один ваш персонаж владеет способностью торговаться, не забудьте, что разговаривать с продавцом должен именно он.

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Экран героя

Экран героя (переход в него из основного меню клавишей I) содержит много информации об участниках команды. В отличие от основного экрана, курсор на нем двигается и можно управлять мышкой.

В правой части экрана расположены столбиком портреты всех четырех членов команды. Щелкнув на любом из них, мы перейдем в экран информации о данном герое. Однако в бою перемещаться между экранами героев нельзя: вам доступен только экран персонажа, активного в данный момент.

Вверху экрана над именем героя указаны его уровень, класс и полное число очков опыта, а затем, через косую черту, — число очков опыта, необходимых для перехода на следующий уровень. Когда герой получает достаточное для перехода на новый уровень число очков, цвет надписи меняется с черного на зеленый. Справа от имени героя указаны число его хит-пойнтов (рядом с красным крестом) и спелл-пойнтов (рядом с голубым флаконом).

Все снаряжение, навешиваемое на героя, теперь размещается в слоты рядом с его изображением.

Внизу указано полное количество золота у команды (у всей команды, а не у данного персонажа).

Наконец, в правом нижнем углу находится большая квадратная кнопка, позволяющая перемещаться между экранами героев и экраном карты.

Основная часть экрана состоит из 4-х закладок, по которым можно перемещаться либо щелкая мышкой, либо клавишами Page UpPage Down.

262 Kb

А вот и хозяин плюшевых дракончиков.

На первых трех закладках внизу справа — изображение героя, на щите в верхней левой части этой картинки указан класс брони. Изображение одно и то же для всех героев данного класса, независимо от того, эльф это или, наоборот, полуорк. Кроме того, все герои уже одеты, и приобретение кольчуг, сапог и т.д. не сказывается на их облике. К сожалению, «куклы Барби» из M&M 6-8 больше не существуют.

Первая закладка — статистики героя. Слева вверху перечислены 6 основных статистик, справа вверху указаны бонус к атаке и наносимый ущерб в ближнем и дальнем бою (Melee attack и damage и Ranged attack и damage соответственно), а слева внизу — сопротивляемость магии.

Основные статистики, повышенные при помощи надетых волшебных предметов или временно повышенные в связи с посещением магических мест, а также снизившиеся из-за плохого состояния героя, выделены цветом.

Вторая закладка служит для перечисления навыков героя, разбитых на четыре группы (оружие, оборона, магия, специальные навыки). Слева от названия навыка показан ранг героя: звездочка для эксперта, две звездочки для мастера и две красные звездочки для гроссмейстера.

Над головой изображения героя указано число еще не распределенных скилл-пойнтов. Чтобы повысить то или иное умение (если хватает скилл-пойнтов), надо просто кликнуть по нему мышкой. Помните, что на какой уровень вы повышаете умение, столько очков это и будет стоить. Для того, чтобы поднять навык с третьего уровня на четвертый, нужно 4 очка, с четвертого на пятый — 5 очков, и так далее.

Третья закладка — инвентори. Слева столбиком нарисованы все предметы в рюкзаке героя и дано их краткое описание. Как и в других местах, правый щелчок мыши вызывает более подробное описание предмета. Однако подробное описание вы получите, только если предмет идентифицирован. В противном случае его название будет совершенно неразборчиво (типа «гьмшв») и выделено цветом.

Чтобы одеть предмет на героя, достаточно перетащить его из инвентори на картинку персонажа в правой нижней части экрана.

273 Kb

А в море плавают медузы...

Так как предметов может быть много, шесть кнопок над списком позволяют посмотреть только предметы выбранного типа (оружие, украшения, броню и т.д.)

Четвертая закладка — она есть только у владеющих магией героев (Initiate и основанные на этом классе «продвинутые» специализации, крестоносец и иже с ним) и рассказывает о магических способностях героя. На ней перечислены заклинания, которыми он владеет. Так как их тоже может быть много, кнопки вверху слева позволяют выбрать только боевые, только защитные или только исцеляющие заклинания. Если заклинания все равно не помещаются на экране — пользуйтесь для прокрутки стрелками «влево» и «вправо».

Справа вверху находится кнопка Set quick, нажатие на которую делает выбранное заклинание «быстрым» — теперь именно оно будет применяться в бою при щелчке правой кнопкой мыши.

Выйти из экрана и вернуться в игру можно, нажав клавишу Esc либо щелкнув по кнопке с галочкой справа внизу.

Экран карты и заметок

Состоит из двух закладок. Первая из них — карта местности. К сожалению, двигать ее нельзя — ваша команда всегда находится в центре (за исключением тех случаев, когда вы слишком близко к краю области, чтобы можно было центрировать карту).

Вторая закладка — экран заметок (notes).

Четыре кнопки в верхней части экрана заметок покажут вам список квестов (этот экран вызывается клавишей Q), автоматические заметки о важных событиях (autonotes, резюме содержания ваших разговоров с NPC), дневник команды (journal, в нем постепенно рассказывается, как развивается сюжет) и заслуженные награды. Награждается весь полк, индивидуальных званий типа «легендарный орк» больше не будет. Вот такой вот коллективизм.

В правом нижнем углу находится большая квадратная кнопка, позволяющая переходить от экрана карты к экранам героев и наоборот.

Экран торговли

281 Kb

У этого симпатяги масса хит-пойнтов. И выглядит он соответственно.

Этот экран появляется после того, как вы заинтересовались товарами продавца в магазине.

Слева один под другим изображены предметы, выставленные в магазине на продажу. Над этим списком указано имя торговца. Справа вверху — портреты участников вашей команды. Выберите один из них, и справа появится список вещей, которые он может продать. Справа под портретами ваших героев — общий золотой запас команды.

На каждый предмет в обоих списках можно посмотреть подробнее, щелкнув по нему правой клавишей мыши. Учтите, что цена, указанная в описании, — это не цена покупки или продажи, а некоторая «средняя» цена. Заплатить вам (если только вы не гроссмейстер торговли) придется больше, а получите вы при продаже заметно меньше.

Торговать просто. Выберите интересный предмет в колонке магазина (чтобы купить) либо в своем инвентори (чтобы продать). Внизу загорится настоящая цена. Затем щелкните по предмету два раза. Вас еще раз спросят, хотите ли вы это делать, и назовут настоящую цену. Еще один способ — щелкнуть на кнопке с изображением рукопожатия внизу слева (для покупки) или внизу справа (для продажи). Единственное, что изменится — теперь по предметам надо будет щелкать не два, а один раз.

В центре — еще две кнопки. «Определить предмет» (довольно дорогое удовольствие, поэтому развивайте умение определять предметы у одного из членов команды) и «отремонтировать предмет».

Заметно облегчает жизнь то, что во всех магазинах города можно продать любые вещи из инвентори по одной и той же цене. Например, травники охотно покупают броню.

Если у вашего героя накопилось много ненужного барахла, его можно продать одним махом, нажав Shift-S. Постарайтесь только не продать необходимые вам вещи — заблаговременно отдайте их на хранение товарищам по партии.

Управление

310 Kb

Заклинание "ярость" поможет справиться с группой капитанов-орков.

Все клавиши в игре можно переопределить, это можно сделать или выбрав опцию Keyboard в меню, или просто нажав F1 из основного экрана. Однако стандартная раскладка вполне удобна и, вероятно, удовлетворит большинство игроков. Поэтому приведем список управляющих клавиш.

Движение

W или стрелка вверх — идти вперед.

S или стрелка вниз — идти назад.

Стрелка вправо — повернуться вправо.

Стрелка влево — повернуться влево.

Левый Shift — перейти на бег.

Левый Ctrl — нагнуться

A — стрейфиться влево.

C — нагнуться. Нужно, чтобы пролезть в небольшие отверстия.

D — стрейфиться вправо.

R — остановиться и отдохнуть. После нажатия этой клавиши появится меню из 4 опций. Вы можете подождать 5 минут, час, до смены времени дня (до заката или до рассвета) или устроить себе полноценный 8-часовой отдых, чтобы полностью вылечиться.

X — прыгать.

Пробел — использовать предмет или открыть дверь.

Бои и заклинания

Enter — переход в пошаговый режим и обратно.

Левый клик по монстру — атаковать монстра.

Правый клик по монстру — магическая атака (применить быстрое заклинание). Если магическая атака невозможна, герой атакует монстра обычным оружием.

G — быстро идентифицировать монстра.

Пробел — использовать предмет или открыть дверь

Двойной левый клик по заклинанию в книге заклинаний — немедленно сотворить заклинание.

H — отчет о ходе боя.

Снаряжение

291 Kb

Эту красавицу зовут Вера ... ой, Кира Холодная.

1-4 — переход к соответствующему герою в команде.

5-7 — разговаривать с одним из трех NPC, которые могут присоединиться к команде.

Tab — циклическое перемещение между героями в команде.

I — переход в экран снаряжения.

Двойной левый клик по предмету в инвентори — надеть предмет.

Shift и цифра от 1 до 4 — передать предмет в инвентори героя с соответствующим номером.

Shift-D или клавиша Delete — выкинуть выделенный предмет из инвентори.

Shift-S — быстро продать предмет из инвентори в магазине.

Экраны и информация

B — открыть книгу заклинаний (в том числе и во время боя).

F — экран построения команды (выбор формации для боя).

J — экран журнала.

M — карта.

N — записная книжка.

Q — список квестов.

Z — вызов экрана с краткими сведениями о героях.

/ — включить-выключить изображения героев на основном экране.

Опции игры

Esc — вызов меню и возврат в игру.

F1 — вызов раскладки клавиатуры.

F5 — быстрое спасение игры.

F8 — сделать снимок экрана.

F9 — быстрая загрузка игры.

Правый клик по меню — быстрая справка.

Игра

Бои

Как и в предыдущих играх M&M, бои могут идти как в реальном времени, так и в пошаговом режиме. В реальном времени основным оружием игрока становится мышка (левый клик — нормальная атака, правый клик — использование быстрого заклинания) и клавиши 1-4 (выбор персонажа). На каждый удар и произнесение заклинания персонажи тратят определенное время. При этом портрет героя темнеет, и только в момент очередного просветления персонаж вновь становится активен. Обычно вы просто быстро щелкаете мышью на мишени, в такт чему дееспособные личности лупят ее по доступным частям тела. После боя большинство врагов оставляет после себя свои пожитки, упакованные в невзрачные серые (крутые твари — красивые красные) мешочки. Чаще всего мешочки действительно невзрачные и их легко не заметить, так что не ленитесь осмотреться вокруг. Поднять трофеи можно клавишей пробел.

280 Kb

Вампирам не нравится наш Elemental Blast. Но они еще надеются на плотный ужин.

Между боями пользуйтесь клавишами F5 (быстрое спасение) и F9 (загрузка), но не забывайте иногда спасаться в «нормальные» файлы. Учтите, что нельзя спасаться рядом со враждебно настроенными монстрами (когда огонек вверху справа экрана — красный). Но если вы скастуете Turn Undead по царю-личу или по другой какой нежити, он (она) на время теряет ориентировку и становится нейтральным, и тогда можно будет сохраниться. Использовать такие трюки удобно в длинных боях и сложных подземельях.

Определяйте все найденные вещи (для этого нужно умение Identify Item). Позже, в Thronheim, вы встретите NPC, который может делать это за вас, — но ему надо платить, и место в отряде он занимает. Неопознанными вещами нельзя пользоваться (самое крутое кольцо при надевании не даст бонуса), равно как нельзя продать их по разумной цене. Вдобавок, можно пропустить что-то важное.

Говоря о важном, я имею в виду оружие с вампирскими свойствами типа of Vampire Meditation, которое превращает жизнь врагов в вашу ману или, еще лучше, of Vampire Drain (1/3 ущерба врагам превращается в ваши хит-пойнты и ману). Оружие, поднимающее в бою ману, важнее, поскольку восстановить в церкви ее нельзя. Единственное альтернативное средство — восьмичасовой отдых. Три вампирских булавы и меч в моем отряде сильно облегчили героям жизнь.

Магия

В игре четыре школы магии: магия стихий (Elemental), духа (Spirit), светлая (Light) и темная (Dark).

Новым стало то, что каждое заклинание требует владения двумя (а некоторые — тремя!) школами магии, причем на определенном уровне. Есть даже такая экзотика, как одновременное применение темной и светлой магий (заклятие Curse).

Elemental Magic — это сильные разрушительные заклинания, с которыми может сравниться только могущество темной магии.

Spirit Magic — оборона и лечение тела и духа.

Light Magic — наиболее сильные оборонительные заклинания плюс некоторые лечебные.

Наконец, темная магия — Dark Magic — это самые мощные разрушительные заклинания и искусство вызова магических существ.

Вот полный перечень всех 48 заклинаний, в скобках для каждого указано его английское название. Заклинания сгруппированы по школам магии, необходимым для их произнесения.

Elemental и Light

301 Kb

К середине игры у нас появляются заклинания массового поражения.

Специализация: маги

Руки земли (Arms of Earth) — из земли вырастают руки, цепляющиеся за врагов и сковывающие их движения. С ростом умений в магии стихий увеличивается и размер рукастой области. Неопытный волшебник вполне может запутаться сам и запутать товарищей.

Цепная молния (Chain Lightning) — заимствование из Heroes of Might and Magic. Последовательность убывающих по силе ударов, поражающих монстров в определенной области. Первый удар снимает от 1 до 8 хит-пойнтов на каждую единицу умения элементарной магии.

Столб огня (Column of Fire) — колонна огня падает с небес на одного монстра и наносит ему большой ущерб. Хороша против сильных немногочисленных врагов.

Вспышка стихий (Elemental Blast) — граната, действующая на одного врага.

Падение пера (Feather Fall) — позволяет команде прыгать с большой высоты без ущерба для здоровья.

Метеорный дождь (Meteor Shower) — пылающие камни обрушиваются с небес на землю и накрывают большую область вокруг выбранного врага. Каждый метеор наносит 8 единиц ущерба плюс по единице за каждую единицу навыка в магии стихий. Заклинание не работает в помещениях. Опасно применять вблизи: метеоры не разбирают, в кого им попасть.

Очищение (Purify) — излечивает отравление (poison), болезнь (disease), опьянение (drunk), безумие (insane), страх (fear) и паралич (paralyze). Очень, очень нужно каждой команде приключенцев!

Сопротивление смерти (Resist Death) — обеспечивает одному персонажу дополнительную защиту от темной магии.

Регенерация (Regeneration) — персонаж, на которого наколдовали регенерацию, восстанавливает хит-пойнты быстрее, чем обычно.

271 Kb

Если у вас есть умение Perception, двери, в которые стоит заходить, подсвечиваются зеленым.

Воскрешение (Resurrection) — воскрешает героя, чье тело было уничтожено. Однако такой процесс требует больших усилий.

Искры (Sparks) — много маленьких шаровых молний выбрасываются в определенную точку и начинают хаотически кружить, пока не ударяются о преграду. При этом они взрываются, нанося 2 очка ущерба плюс по 1 очку за каждую единицу навыка в магии стихий. Приятно вбросить такой пучок молний в комнату, где находится много не очень сильных монстров.

Факел (Torchlight) — фонарик для освещения темных подземелий. Освещает так себе.

Телепортация в город (Town Portal) — переносит всю команду к алтарю в центре одного из 6 городов. Неопытный волшебник отправляет команду в ближайший город, опытный может выбирать, куда именно они полетят. Однако в начале игры все алтари заброшены, и необходимо их посетить (а для этого добраться до города «обычным способом» и отремонтировать.

Elemental и Dark

Специализация: личи

Болезнь (Disease) — пораженная цель постоянно теряет здоровье, пока ее не вылечат снадобьем или заклинанием.

Магические мины (Magic Mine) — мина устанавливается на грунте и взводится, как только команда выходит из ее радиуса действия. Первое же существо, которое в течение 15 минут наступит на мину, подорвется на ней. Этим существом может стать и ваш герой, поэтому страдающим от склероза применение заклинания Magic Mine противопоказано.

Паралич (Paralyze) — парализует монстра. Время действия — 3 минуты, умноженные на уровень навыка в темной магии.

Ядовитое облако (Poison Cloud) — ядовитое облако появляется перед волшебником и медленно двигается вперед перед вашей командой. Постарайтесь не влезть в него.

Elemental и Spirit

Специализация: рейнджеры и друиды

231 Kb

Темная личность из темных закоулков.

Аура стихий (Elemental Aura) — создается зеркало, окружающее вашу команду. Зеркало пропускает атаки врагов, но враг получает такой же силы магический удар от стихий. Напоминает заклинание Pain Reflection.

Стрела стихий (Elemental Bolt) — магическая стрела, всегда попадающая в цель.

Заколдовать предмет (Enchant Item) — придать обычному предмету магические качества. Вероятность успеха — 10%, умноженная на величину навыка в Spirit Magic. А качество улучшения зависит от навыка в Elemental Magic.

Гнев (Enrage) — заклинание сводит с ума одного монстра, после чего он атакует ближайшее живое существо, невзирая на то, друг это или враг.

Сапоги-скороходы (Fleet Foot) — увеличивает скорость путешествий команды.

Природная броня (Natural Armor) — увеличивает класс брони одного персонажа. Однако заклинание не действует, если уже надета металлическая броня. В общем, средство самозащиты для волшебников.

Виртуальный воин (Phantom Fighter) — цель этого заклинания — клинок без магических свойств в инвентори ваших героев. В результате появляется виртуальный эксперт меча, который хватает клинок и вполне реально дерется на вашей стороне. Однако после боя фантом исчезает, да еще и прихватывает с собой полюбившееся оружие.

Гнев жуков (Wrath of Bugs!) — насекомые атакуют цель. Особого ущерба они не наносят (точнее, никакого ущерба не наносят), но отмахиваться от них приходится. В результате темп атак монстра замедляется, а при высоких уровнях мастерства волшебника монстр вообще перестает атаковать.

Spirit и Light

300 Kb

Король-лич выглядит действительно по-королевски.

Специализация: паладины и священники

Благословение (Bless) — увеличивает шансы поразить цель (Melee bonus и Ranged bonus), а также нейтрализует равное или меньшее по силе заклинание Curse. Сила определяется уровнем умения в Light Magic.

Вмешательство богов (Divine Intervention) — полностью излечивает всю команду, восстанавливает все спелл-пойнты и убирает все «плохие» состояния (болезнь, слабость, отравление и т.д.). Это заклинание требует много маны и может быть произнесено волшебником только один раз в день.

Защита стихий (Elemental Protection) — увеличивает защиту от магии стихий на величину, равную навыку героя в магии стихий. А вот длительность действия заклинания зависит от навыка в светлой магии: 1 час на каждую единицу умения в Light Magic.

Вера (Faith) — увеличивает Melee damage и Ranged damage одного из персонажей в команде (по выбору волшебника).

Спешка (Haste) — действует на одного члена команды, в результате он начинает драться и произносить заклинания быстрее. Но по