Предоставлено журналом Игромания
Налет бомбардировщиков. «Пантера» умерла, так и не узнав, что же ее убило. |
Плачь, Эллада! Опять не дали нам «Маус»! Так... Стоп. О чем это я? Да слыхали мы и такие вопли безответственных игроков в «Противостояние», которые считали, что и этот самый большой танк Второй мировой войны должен быть обязательно увековечен в игре. Да вот только было их у немцев всего пара, да и те повоевать не успели. А ведь кто-нибудь явно сварганит карту, на которой эти «Маусы» будут ползать дивизиями. Так что все нормально, и реализм остался на месте. И так игроки с выходом нового «Противостояния» получили очень много. Тут вам и самолеты (управляемые, а не как раньше), и корабли, и бронепоезда, и японцы (эти-то что здесь делают со своими картонными танками?). В общем, всего так много, начиная от юнитов и заканчивая нововведениями, что написать об игре строго по порядку очень сложно. Но я попытаюсь. И для этого оставлю восторги по поводу нововведений пока в стороне, начав с юнитов. А этого добра здесь хватает...
Танки
Для начала по сложившейся традиции поясню все сокращения, используемые в таблицах. Название дополнительному толкованию не подлежит. На то оно и название. Эк. — экипаж, сколько надо танкистов/артиллеристов/летчиков для полноценного обслуживания того или иного приспособления. Пас. — пассажиры, то есть бойцы, восседающие на броне или во внутренностях агрегата (пассажиры автомобиля, самолета или бронемашины). Жизнь — количество хит-пойнтов у указанного технического приспособления или бойца. Осн. — основной боезапас, обычно снаряды. Доп. — дополнительный боезапас, обычно пулемет, но может быть и другой выбор.
Итак, танки, первая и основная любовь любого игрока в «Противостояние».
Таблица 1 Танки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Для чего вообще здесь нужны танки? Только не для того, чтобы бросать их на цепь пушек, у которой еще сзади прикрытие из батареи гаубиц. Танки — это, в первую очередь, прикрытие своей пехоты от вражеской. Ну и от танков противника. А как разные приспособления этого рода справляются со своей задачей, вы сейчас и прочитаете.
Американцы
Группа «Першингов» с любопытством взирает на плоды своих трудов. На горелые «Тигры». |
M10 «Wolverine». Вообще-то это не танк, а самая натуральная САУ — истребитель танков. Но создатели игры поместили ее в раздел танков. Очень серьезный аппарат, наличие у которого 75-мм пушки и хорошей лобовой брони позволяют надеяться на благополучный исход в битве с почти любым немецким танком. Однако отсутствие пулемета требует обязательной помощи своей пехоты или танков.
M18 «Hellcat». Еще одна САУ. Очень высокоскоростная и с мощной пушкой. Плюсами у нее являются вращающаяся башня и наличие пулемета. Однако на танковые дуэли ее выставлять не стоит — ее бронирование в игре слабовато. Зато из засад она может попортить настроение противнику изрядно.
M5 «Stuart». Сильно бронированный легкий танк. Его 37-мм пушка не позволяет ему ничего лишнего, поэтому поддержка пехоты и уничтожение бронеавтомобилей — его максимум.
M24 «Chaffee». Тоже легкий танк, но уже с сюрпризом. 75-мм пушка может испортить настроение даже «Пантере». Бронирование, естественно, не очень высоко, но, учитывая скорость танка, его задачи уже не ограничиваются разведкой и поддержкой пехоты. Он и за себя постоять может.
M4A2 «Sherman» III. Стандартный средний танк. 76-мм пушка, неплохая скорость, среднее бронирование. Основной танк американской армии. «Тигров» пугается, но танкам помельче противостоять может.
M4A4 «Sherman» IV. Более мощная пушка и более высокая скорость — вот отличия этого танка от предшественника. В остальном это тот же «Шерман».
M26 «Pershing». Его броня уступает немецким тяжелым танкам, но 90-мм пушка позволяет бороться с ними почти на равных. Настоящий тяжелый танк.
Англичане
MkIIA «Matilda». Достаточно типичный пехотный танк — высокое бронирование, хиленькая 40-мм пушка. Хотя и достаточно высокая скорость. Подходит для поддержки пехотного штурма. Но только если вражескую оборону не поддерживают средние и тяжелые танки. Или 88-мм зенитки.
MkIII «Valentine». Схож с «Матильдой», но более мощная 57-мм пушка все же дает себя знать. Однако танк все же той же категории, и T-IV — максимум его возможностей. Просто поддержка пехоты.
MkVIII «Tetrarch». Вообще-то в боевых действиях «Тетрарх» особо не отличился. Но в игру вошел с аддона к «Противостоянию 3». И стал, похоже, основным легким танком англичан. Хорошо подходит для разведки, а 40-мм пушка тоже что-то может. Хотя и не стоит требовать от него лишнего.
MkIV «Churchill». Самый серьезный пехотный танк англичан. Мощное лобовое бронирование и 75-мм пушка дают себя знать. Для сопровождения атак пехоты подходит идеально.
MkVI «Crusader». Крейсерский танк. Впрочем, его 40-мм пушка не очень позволяет выполнять свои задачи (борьбу с танками противника). Однако его скорость и бронирование вполне на уровне. И все же не стоит очень на него надеяться.
A34 «Comet». Еще один крейсерский танк, который, впрочем, вполне может посоперничать с «Пантерой». 77-мм пушка — это серьезно. А скорость и бронирование у него на уровне.
Французы
Оба французских танка годятся только для засад и отстрела пехоты. Если попытаетесь применить их другим образом — просто понаблюдаете, как быстро и красиво они сгорают.
Немцы
Начав войну практически с танкетками и небольшим количеством средних танков, немцы скоро поняли пагубность этой затеи и ударились в другую крайность, создавая огромнейших мастодонтов. Наитяжелейший танк Второй мировой «Маус» так и не успел поучаствовать в боевых действиях, а то кто знает, до чего еще дошла бы фантазия немецких инженеров.
Т-I. Легкий танк с одним пулеметным вооружением. Большая жизнеспособность (440 хитов) не заменяет ему отсутствие вооружения, а низкая скорость делает его исключительно противопехотным средством.
А если бы «Исы» стояли не поодиночке, то вся армада здесь бы и умерла. |
T-II. Тоже легкий танк, но его 20-мм пушка позволяет кромсать даже довольно тяжелые танки (сюрприз!). Хороший разведывательный танк.
T-35 и Т-38. Слабенькие разведывательные танки чешского производства. Даже при наличии 37-мм пушки умудряются проигрывать T-II. Хотя для разведки вполне сгодятся.
T-III G. Средний танк. Его короткоствольная 50-мм пушка не представляет ничего серьезного, поэтому с Т-34 ему лучше даже и не пытаться воевать (если только массой давить). Но как поддержка пехоты вполне сойдет.
T-IV F. Аналог Т-III. Несколько более бронирован, но короткоствольная 75-мм пушка — явно тупиковое решение, что позволяет большинству средних танков СССР и союзников выходить из боя с ним победителем.
T-IV J. Если чуть усилить бронирование и заменить пушку на длинноствольную, то получится этот танк, который уже внушает уважение и заставляет думать, что не одними «Тиграми» и «Пантерами» сильна немецкая армия. Отличается от F, как небо от земли.
T-V «Panther». Мощное лобовое бронирование и хорошая 75-мм длинноствольная пушка позволяют этому танку нагло лезть в лобовую атаку. Но не стоит забывать, что борта и корма у него почти картонные. Поэтому глубокое внедрение в боевые порядки противника грозит гибелью этого танка. Однако... «Пантера» есть «Пантера».
T-VI E «Tiger». Настоящая машина смерти. Сильнейшее бронирование в сочетании с длинноствольной 88-мм пушкой дали немецкой армии множество танковых асов, таких как Михаэль Витман. Т-34 в лобовые дуэли с ним не рекомендовалось вступать даже при значительном численном превосходстве — «Тигр» расстреливал их с огромного расстояния.
T-VI B «Koenigstiger». Совершенно жуткое создание. Неплохая скорость в сочетании с еще более мощным орудием и совершенно неприличным бронированием — залог успеха «Королевского тигра». У него всего два недостатка — совершенно неприличный расход боеприпасов и то, что таких танков никогда не бывает много.
Итальянцы
Это такие же хиленькие машинки, что и французские. Слабая броня и хилое вооружение позволяют их использовать только в засадах. P40 вообще не был выпущен на свет к моменту капитуляции Италии. Хотя несколько этих машин были захвачены немцами и использованы при боевых действиях в Италии.
Японцы
Для боевых действий в Китае и в джунглях островов Тихого океана японцы не нуждались в очень тяжелых танках. Поэтому их парк ограничен легкими и средними танками. Машины типа «Te-ke», «Kha-go», «Ho-gi», «TK» — типичные легкие танки, предназначенные для разведки и атаки вражеской пехоты. Их вооружение состоит в основном из пулеметов, в крайнем случае — мелкокалиберных орудий. Броня — только противопульная, что превращает тяжелый пулемет в серьезное противотанковое средство. «Chi-nu», «Chi-khe», «Chi-kha», «Sinkhoto Chi-ha» и «Ozu» — средние танки. Вещь более серьезная, но только первый из этого ряда имел более-менее серьезное вооружение (75-мм пушка). Вооружение остальных ограничивалось 47-мм и 57-мм орудиями. С их броней японцы опять же не усердствовали. Да и что стараться-то? Воевала в тех местах в основном пехота.
Русские
Еще одна Порхоровка. Два танковых клина врезались друг в друга в сражении за кусок дороги. |
Т-70. Легкий разведывательный > танк. Вполне выполняет эту функцию. Но на штурм его бросать не стоит — в близком бою пехота его быстро разберет на запчасти. Однако, учитывая наличие у него 45-мм пушки, вполне может послужить заменой аналогичного артиллерийского орудия. В силу своей неплохой броневой защиты с успехом может противостоять немецким средним танкам (хоть и не стоит заниматься этим регулярно).
Т-35. Прикол от создателей игры. Пользуйтесь их добротой. Это тяжелый дот на гусеницах. Несмотря на то, что реально это был средний танк, чересчур перегруженный агрегатами и довольно плохо бронированный, здесь он стал ходячей Брестской крепостью. Однако его 76-мм пушка вообще ничего не может сделать, а вспомогательные 45-мм расстреливают боезапас с лихостью пулеметов. Хотя и с ним мало кто может что-то сделать. Поддержка пехоты, не более. Броневики — не приближайтесь!
Т-34-76. Основной боевой танк в начале и середине войны. Полезен практически в любых ситуациях. Конечно, не стоит совать его в лобовую перестрелку с «Пантерами» и «Тиграми» — победитель здесь заранее известен. Но в остальных случаях вполне успешно справится с заданием.
Т-34-85. То же самое, только пушка помощнее. Используется в аналогичных ситуациях, но с большими шансами на успех. Хотя с «Пантерой» с ее 76-мм пушкой теперь можно повоевать и лоб в лоб.
Т-28. Средний танк раннего периода войны. Пушка слабовата, но большой запас снарядов позволит его использовать как передвижной дот для отражения пехотных атак. Ему будет опасен и Т-IV.
Т-26. Легкий танк. В игре его и еще и пулеметов лишили... Если хотите разведки — используйте Т-70. А от этой жестянки слишком мало толку. Единственный толк — быстрое создание отрицательной статистики.
ОТ-34 и ОТ-26. Огнеметные танки. Хорошо помогают в расчистке дотов от сидящей в них пехоты. Но перед этим следует убедиться, что никто в эти танки не будет палить из пушек. Иначе чистить доты придется более сильными средствами.
КВ-2. Не танк — зверь! Берегите его. Снарядов у него мало, но 152-мм бетонобойная болванка крошит любые танки, невзирая на чины и звания. Лидер группы прорыва.
КВ-1. Более ранний вариант КВ-2. Но все пожелания те же. В начальном периоде войны его могла остановить только легендарная немецкая 88-мм зенитка. А потом он уже и не выпускался.
ИС-2. Вообще-то немцы боялись этого танка. 122-мм пушка — «Тигр» просто отдыхает. Можно даже с «Фердинандом» на дуэль выйти. Но вот скорость перезарядки маловата, поэтому не оставляйте танк надолго без присмотра. В остальном — это лучшее, что может быть у русских.
«Черчилль-Крокодил». Вообще-то «Крокодилы» были огнеметными танками, но создатели игры считают иначе. Бронирование у танка мощное, но не очень сильная пушка не позволит бороться с танками типа «Тигров» или «Пантер». Однако танк вполне достойный.
Бронемашины
Таблица 2 Бронемашины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Для чего нужны бронемашины? Для разведки (бронеавтомобили) и переброски пехоты в относительно комфортных условиях (БТР). Комфортные условия — это когда пехота стреляет по противнику из щелей в бронированных стенках машины, а не ловит пули грудью. Особенно в производстве последних отличились немцы. Что вполне правильно — не такие уж у них гигантские количества пехоты были, чтобы эту самую пехоту толпами кидать в атаку без всякой защиты. Итак, обо всех этих аппаратах по порядку.
Мясо! А минут десять назад народу в домах было столько же. Только вот в лесу было чисто. |
М8 «Greyhound». Американский бронетранспортерчик. Вмещает всего трех пассажиров, но 37-мм пушка позволяет вполне эффективно отпугнуть от себя легкие танки и пехоту противника. Агитационный бронеавтомобиль на его базе позволяет поднять мораль у ваших войск.
Универсальный тягач МК2. Бронированный тягач для орудий, тем не менее обладающий собственным пулеметом. И за себя постоять сможет. БТР Humber агит. — агитационный аппарат английской армии. Хотя существует и разведывательный вариант, который чуть более жизнеспособен. Однако отсутствие на нем вооружения позволяет усомниться в необходимости такого агрегата. БТР Diamler MKI — вполне нормальный разведывательный бронеавтомобиль, имеющий 40-мм пушку и пулемет. Однако предназначен он для разведки, и как средство борьбы с танками его использовать не рекомендуется.
Немцы имеют большое количество бронетранспортеров, из которых выделяются sd.kfz. 231 тяж БТР (его 20-мм пушка позволяет колупать даже тяжелые танки противника) и sd.kfz. 251 spz, позволяющий брать на борт аж 8 пассажиров. Все их бронетранспортеры (кроме агитационного) позволяют вполне успешно сохранять жизнь пехоте и поддерживать ее атаку. Хотя в прямую перестрелку с противником все равно лучше не вступать.
Советские бронеавтомобиль и агитационный автомобиль практически идентичны по своим свойствам американским аналогам.
Японские бронеавтомобили — сильно устаревшие агрегаты, представлявшие собой переделку обычных машин.
САУ
Таблица 3 САУ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Что такое САУ? Их существует два варианта: это средство борьбы с вражескими танками и средство прорыва вражеской мощной обороны. В любом случае САУ отличает мощное лобовое бронирование и отсутствие башни (это приносит серьезные бонусы в противостоянии с танками). Первые САУ — это мощные подвижные машины, обладающие обычно 75-мм пушкой. Ввиду отсутствия башни мощное наклонное лобовое бронирование позволяет этим машинам почти безбоязненно охотиться на танки противника. А уж в атаку пусть идут свои танки. Вторые САУ — это подвижные гаубицы, предназначенные для уничтожения укрепленных точек противника. Бронирование их еще более серьезно, а вооружением обычно является орудие калибром за 100 мм, позволяющее счищать доты противника с лица земли. Скорость для этих монстров не важна, главное — выехать на прямую наводку и залепить снаряд в укрепленную точку противника.
САУ «Bishop» stug. 87,5-мм гаубица, предназначенная для уничтожения опорных точек неприятеля. Учитывая то, что войска американцев и англичан часто «меняются» вооружением, ее можно встретить и у тех, и у других. Так же как и американские истребители танков.
САУ Stug 40 ausf.g. и САУ «Hetzer» — типичные истребители танков. Хорошие бронирование, скорость и 75-мм пушка дают им неплохие бонусы в борьбе с вражескими танками. Отличие их — в отсутствии у первой пулемета. Такие истребители стали «заплаткой» в танковых войсках немцев в связи с отсутствием возможности производить достаточное количество танков (вот она — нехватка ресурсов).
САУ «Jagdpanther». 88-мм пушка позволяет этому истребителю слишком многое. Это сильнейшая САУ-истребитель танков в игре. Особенно учитывая ее скорость. Может в одиночку разобраться с любым танком противника.
САУ «Ferdinand» («Elefant»). Много «жизни» и мощная 88-мм пушка. Однако скорость этой САУ крайне низка, и поэтому ее в основном используют в засадах на пути движения танковых лавин противника.
САУ «Jagdtiger». Еще более мощная машина с 128-мм пушкой. Но при этом самый тихоходный аппарат в игре. Вещь хорошая, сильная, но пока до битвы доползет...
САУ «Hummel». Типичная САУ второго типа. Использовалась в основном из стационарного положения (все-таки — 150-мм пушка). К сожалению, в игре прямой наводкой не стреляет. А жаль. Тем не менее, вполне подходит для быстрого разворачивания на позициях и уничтожения вражеских укреплений.
СУ-85. Простенько и со вкусом. Великолепный истребитель танков. Схожа с Т-34, но меньше бронирование и дальше радиус поражения. Хотя вообще странно, что у немцев были учтены все САУ, а у русских «забыты» такие великолепные машины, как СУ-100 и СУ-122.
САУ ИСУ-152. Передвижная гаубица, предназначенная для подавления огневых точек противника. Но при необходимости может и танкам доказать их неправоту. 152 мм, как-никак.
Японские САУ — фактически замена нормальным танкам. Точнее, средство борьбы с тяжелыми танками противника и мощными укреплениями американцев. «Ho-ni» 1 и 3 модификации — истребители танков, оснащенные 75-мм пушками. Остальные — мобильные гаубицы. «Ho-ni» II — 105-мм, «Ho-ro» — 150-мм, «Kha-to» — 300-мм. Предназначались для уничтожения пехоты и артиллерийских батарей противника.
ПТО
Таблица 4 ПТО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Для пушек в графе «Специальные» показана дальность поражения. У гаубиц/пушек — также значение в состоянии гаубицы.
Что такое ПТО? Ну раз есть танки, значит, должны быть и средства избавления от этих жутких и ненужных консервных банок. В игре этих средств несколько: пехотинцы с противотанковым оружием, легкая противотанковая артиллерия и тяжелая противотанковая артиллерия. В эту таблицу включены только специализированные пехотинцы, обладающие исключительно возможностью стрельбы из противотанковых средств. Остальных же можно найти в таблице обычной пехоты.
Пехота, обладающая противотанковыми средствами. Это английский Piat, американский Bazooka и немецкий Panzerfaust 60. Конечно, в эту группу можно было включить и японского, и русского истребителей танков, но... О них в свое время. Пехота, истребляющая танки, обладает весьма ограниченным боезапасом, но действие его поистине смертоносно. Несколько таких борцов с танками вполне способны остановить самый мощный танк. Особенно если будут терзать его борт или корму. Естественно, что не стоит выставлять их на пути танка, преисполнившись гордости. Их надо сажать в укромные места, и из засады они целиком и полностью выполнят свою миссию.
Легкая противотанковая артиллерия включает в себя орудия калибром до 50 мм. Это пушки, предназначенные в основном для борьбы с легкобронированной техникой противника. В большом количестве могут оказать серьезное противодействие любому танку, но большое количество танков сведет их усилия на нет.
Тяжелая противотанковая артиллерия — орудия калибром от 75 мм и выше. Эти справятся с любыми танками. Хотя некоторые супербронированные монстры способны противостоять целым батареям пушек. Ну да на это есть другие средства.
У этого списка есть одна особенность. Все вы наверняка заметили некоторое количество гаубиц, включенных в него. При этом есть отдельный список гаубиц и минометов. Так вот, в ЭТОТ список внесены все орудия, которые не требуют дополнительного приказа для открытия огня. Они будут стрелять сами. Гаубицы, внесенные в этот список, — фактически гаубицы-пушки. То есть могут вести не только навесной огонь, характерный именно для гаубиц, но и огонь прямой наводкой, характерный для пушек.
ПВО
Таблица 5 ПВО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Самолеты в игре стали настоящей проблемой. Они теперь не просто прилетают и улетают. Они могут быть у игрока и использоваться постоянно. Поэтому средства ПВО — не роскошь, а средство защиты от авиации противника.
Средства ПВО делятся в игре на стационарные и подвижные. Стационарные — 85-88-мм орудия, предназначенные для постоянной защиты опорных пунктов. Часто вполне успешно используются и для уничтожения вражеских танков. Достаточно вспомнить легендарную немецкую Flak 88.
Про передвижные же средства ПВО я все же немного уточню. М16 ПВО — американский зенитный комплекс, состоящий из спаренных 12,7-мм зенитных пулеметов. «Crusader» — зенитная установка англичан, первая модификация которой вооружена 40-мм «Бофорсом», а вторая — спаренным 20-мм «Эрликоном». Как зенитная установка, гораздо более эффективна, чем американская. Т-90 Танк ПВО — в игре это обладатель сдвоенного ДШК. Хотя в реальности существовали и гораздо более эффективные модели.
Про немецкие мобильные ПВО стоит сказать особо. Ввиду того, что советская штурмовая авиация имела великолепные бронированные самолеты типа Ил-2, лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» для штурмуемых колонн не подходил. Проведение колонн снабжения и резервов требовало защиты от нападения с воздуха. В игре нет миссий, в которых бы это было сильно заметно, но тем не менее парк мобильного ПВО у Германии более значителен. В него входят ПВО «Wirbelwind» (4 20-мм пушки), ПВО «Moebelwagen» (4 20-мм пушки) и sd.kfz 7/1 ПВО (4 20-мм пушки, но с меньшим боезапасом). Все они призваны обеспечить сохранность колонн на марше от нападения с воздуха. А вот будут ли такие миссии — это зависит от вас, дорогие картостроители.
Минометы/гаубицы
Таблица 6 Минометы/Гаубицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для гаубиц и минометов в графе «Специальные» указана максимальная и минимальная дальность стрельбы |
В этот список входит артиллерия, отказывающаяся стрелять самостоятельно и действующая исключительно по приказу. Кроме того, стреляет эта артиллерия только навесным огнем и имеет «мертвую зону», в которой противник не может быть поражен. Из интересных образцов стоит отметить «Штурмтигр», который фактически представляет собой самоходную гаубицу с калибром 380 мм. Замечательно рушит укрытия, но подползший в упор может долго и с радостью его долбить, не встречая никакого сопротивления.
Также интересны системы залпового огня, к которым относятся американская М4 Sherman/calliope rl, советская БМ-31/Studebker us6 и немецкий SDKFZ 4/1 Nebelwerfer. Американский образец гордо бросает кучи снарядов, но толку от этого мало, так как кучность стрельбы у него крайне низкая. Русская и немецкая системы покрывают огнем значительно меньшие площади, однако то место, куда они попали, фактически перестает существовать.
Особенность всех гаубиц — крайне высокая зависимость от наличия боеприпасов. Поэтому отсутствие около артиллерийской батареи нескольких инженерных машин может критически сказаться на дальнейшем ходе сражения. Причем отнюдь не в вашу пользу.
Назначение дальнобойной артиллерии в игре — отстрел с закрытых позиций укрепленных точек противника. Причем чем дальше точка, тем труднее в нее попасть. А чем мощнее гаубица — тем дольше она перезаряжается.
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Машины
Таблица 7 Машины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Машины. Бывают легковые, джипы и мотоциклы. Легковые маломаневренны и подходят только для перевозки офицеров и генералов в составе конвоя. Джипы с возможностью уничтожения экипажа утратили свою былую привлекательность, но все равно неплохо используются для разведки и отстрела одиночных пехотинцев противника. Мотоциклы также хорошо выполняют функцию разведки, но меньшая, чем у джипов, защищенность экипажа снижает их эффективность. Определенный интерес представляет мотоцикл BMW R-75 Огнемет fmw 41, принадлежащий японцам. Этот интерес в том, что мотоцикл оборудован огнеметом. Вот так — подкатил к доту и выкурил оттуда обитателей. Если подъехать успел...
Грузовики
Таблица 8 Грузовики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Грузовики делятся на собственно грузовики и санитарные машины. Последние занимаются тем, что лечат израненных солдат. Различаются в основном вместимостью.
Инженерные машины
Таблица 9 Инженерные машины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Инженерные машины фактически отличаются друг от друга только названием и количеством «жизни». Тем не менее работу они выполняют одну и ту же — перезарядку и ремонт боевых машин. И все они требуют для нормальной работы полного экипажа. То есть ездить они могут и с одним бойцом. А вот чинить и перезаряжать — только с обоими. Самостоятельно перезаряжаются медленно, но с удовольствием используют бесхозные ящики с боеприпасами.
Пехота
Таблица 10 Пехота | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Пехота — это основа войны. Танком не захватишь стратегически важную точку. Им можно только уничтожить ее. Поэтому на пехоту надо обязательно обратить свое пристальное внимание. Многие из пехотинцев имеют разные названия в разных армиях. Но их суть и значение от этого не меняются.
Офицер. Вооружен пистолетом, из которого, впрочем, стреляет получше, чем некоторые из снайперской винтовки. Владеет биноклем, увеличивающим его и без того немалый радиус обзора. Легко управляют любым транспортом и видом техники. Юниты, попадающие в зону его контроля, получают 10% бонус к опыту. Но учтите, что бегают офицеры побыстрее остальных войск, поэтому следите за тем, чтобы эти герои не вырвались вперед, подставив себя тем самым под пули.
Генерал. Также имеет бинокль, который действует еще дальше. Но крайне медлителен. Хотя оно, конечно, правильно — генералы пешком не ходят. В остальном повторяет офицера.
Стрелок, рейнджер. Обычный стрелок из карабина или винтовки. Если мораль и опыт юнита превышают 50%, то дальность стрельбы будет не хуже, чем у снайпера.
Автоматчик. Счастливый обладатель автомата и нескольких гранат. Стреляет недалеко, зато может своими гранатами поразить не очень сильно бронированные цели.
Минометчик. Таскает на себе легкий миномет. Крайне медлителен, поэтому его необходимо перевозить на машине. Из джипа может стрелять.
Начало атаки... | А ведь бункер пока еще не заметил, что врага прибавилось... |
Пулеметчик. Таскает легкий пулемет, из которого пачками кладет вражескую пехоту. Может быть полезен против легкобронированных целей.
Стрелок из противотанкового ружья, «Эрликона». Очень вредный товарищ. 5-6 их могут разобраться с любым танком. Очень большой запас патронов позволяет им достаточно долго удерживать позицию.
Огнеметчик. Замечательно выкуривает противника с позиций. Но радиус обстрела невелик.
Инженер. Сапер обыкновенный, одна штука. Таскает на себе противотанковые, противопехотные (!) мины и мины с часовым взрывателем. Весьма вредный персонаж.
Санитар. Мобильный лекарь, помогающий солдатам прямо на поле боя. Однако может и попортить здоровье из прилагающегося карабина.
Снайпер. Радиус обзора невысок, но его можно увеличить в определенном направлении при помощи снайперского прицела. Учитывая то, что стрелять он может в 3 раза дальше, чем видит, его хорошо использовать в сочетании с офицером.
Коммандос. Супермены, обладающие ножами для бесшумного снимания часовых и сигнальными ракетами.
Камикадзе. Обладатели мощного заряда, который можно взорвать с уничтожением любого юнита. Однако вся сложность в том, как подобраться к этому юниту, чтобы тот не заметил несчастного и не уничтожил его.
Экипажи
Таблица 11 Экипажи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Экипаж. Те люди, которые водят машины (танки, автомобили и все прочее). Обеспечены автоматом, пользоваться которым очень любят.
Пилот. Ну должен же кто-то водить самолеты? Воевать пилот особенно не собирается, поэтому считает, что пистолета ему вполне хватит.
В данном случае эти люди — почти одно и то же. Поэтому они и приведены в одной таблице. Только экипажам с их автоматами соответствуют первая пара столбцов, а пилотам — вторая.
Пулеметы
Таблица 12 Пулеметы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Свой пулемет есть у каждой стороны. Различаются эти агрегаты калибром и количеством патронов. Причем зависимость совершенно прямая: выше калибр — меньше патронов. Крупнокалиберный пулемет может послужить противотанковым средством против легких танков. Также пулемет неплохо помогает выгонять экипаж из уже подбитых танков. Что помогает вам получать новую бронетехнику.
Корабли
Таблица 13 Корабли | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Есть основной список кораблей, в котором каждая сторона, имеющая выход к морю, обладает боевым катером (что-то типа прогулочного катера с пулеметом) и десантным ботом. Все это для всех сторон стандартно и дополнительному описанию не подлежит. У японцев есть также катер-камикадзе. На которого, кстати, еще и пассажиров можно посадить. Это чтобы они тоже умерли героической смертью. Взрывается он великолепно.
Красавец. Но... Скоро он утонет. И я ему в этом помогу. |
Но это еще не все. У каждой из морских держав имеется свой личный мощный корабль. Мощный корабль отличается тем, что несет на себе целую батарею дальнобойной артиллерии и батарею зенитных орудий. Поэтому уничтожить его не так уж и легко. Есть у него еще одна особенность — это комплекс из нескольких систем вооружения. Если одна из систем окажется уничтожена, остальные при этом останутся в боевой готовности. То есть одна из башен корабля может быть просто стерта с его палубы, сам корабль также будет поврежден, но остальные башни продолжат стрельбу. Теперь же о конкретных представителях.
«Хасан». Русский разведывательный корабль (хотя больше смахивает на речную канонерскую лодку). 10000 HP. 28 человек экипажа. 3 башни главного калибра по 2 130-мм пушки, боезапас 200, жизненная сила 4300 HP. 2 76-мм спаренные пушки ПВО — 1250 НР, 1000 боезапас. 1 45-мм башня ПВО — 100 НР, 1000 боезапас. Мощный дальнобойный кораблик, который может за себя постоять. Причем как от атак с суши и моря, так и от воздушных нападений.
«Minekaze». Японский эскадренный миноносец. 13500 НР. 28 человек экипажа. 4 100-мм пушки, боезапас 125, жизненная сила — 1000. 3 45-мм автомата ПВО, боезапас 150, жизненная сила — 300. Сильный корабль с хорошей скорострельной орудийной батареей. Можно создать красивую миссию с поддержкой этим эсминцем высадки десанта.
«Klaus fon Bevern». Немецкий эскадренный миноносец. 7800 НР. 31 человек экипажа. 3 75-мм пушки с 500 боезапаса и 2500 НР жизненной силы. 1 двухствольная гаубица. 1 спаренный 37-мм зенитный автомат с 200 НР и 850 патронами боезапаса. Странный гибрид, не имеющий права на долгую и счастливую жизнь. Но такие гибриды почему-то ходят кучками, что усложняет их уничтожение.
«Erebus». Британский разведывательный корабль (хотя на вид — натуральный монитор береговой обороны). 12000 НР. 28 человек экипажа. 1 двухствольная башня главного калибра (сам калибр определить не удалось, но на такие штуки меньше 200-мм пушек никто и не ставил) с 6500 НР и 1000 снарядов боезапаса. 8 45-мм пушек, 300 НР и 1000 боезапаса. 3 37-мм зенитных автомата, 400 НР и 1000 боезапаса. Очень сильная дальнобойная машинка, которая вполне может защитить и себя, и других. Особенно пугает боезапас его орудия главного калибра. Какая уж тут разведка — долби куда-нибудь, где противника видели. Потом разберемся. Снарядов на все хватит.
Самолеты
Таблица 14 Самолеты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Самолетов в игре стало много. И теперь они не только появляются после вызова и исчезают, как только выполнят задание. Они могут базироваться на охраняемых вами аэродромах и постоянно наносить противнику сильный вред. Фактически же они делятся на 5 типов: транспортный самолет, бомбардировщик, разведчик, истребитель, штурмовик. С первыми тремя типами вы уже встречались в «Противостоянии 3». С остальными вам предстоит познакомиться здесь. Причем первые три типа по-прежнему можно вызвать в качестве одноразовой помощи. Истребители же и штурмовики — полностью ваша забота. Рассматривать каждый самолет в отдельности нет большого смысла, поэтому читайте все по категориям самолетов.
«Мы выдержим!» — кричали японцы под американскими бомбами. |
Транспортные самолеты и самолеты снабжения. Предназначены для доставки грузов и высадки десанта. Невероятно полезны, особенно когда надо перевезти массу войск на другой конец большой карты.
Бомбардировщики. Тихоходные аппараты, тем не менее отличающиеся очень высокой точностью бомбометания и огромным ущербом, наносимым противнику. Практически не могут защитить себя, поэтому желательно придавать им истребители сопровождения, если намечается противодействие вражеской авиации. Кроме того, желательно корректировать точку бомбосброса вручную, если противник имеет наглость передвигать свои войска.
Разведчики. Тихоходные самолетики, подсвечивающие районы, над которыми им приказали кружиться. Не рекомендуется углубляться на них во вражеские позиции, так как разведчики крайне уязвимы для зениток противника. Лучше подсвечивать ими зоны предполагаемых атак противника.
Штурмовики. Собственно, в игре штурмовик всего один — «Ил-2». Это мощная бронированная машина, оснащенная реактивными ракетами, которыми он мажет просто невозможно. Зато скорость его повыше, чем у беззащитного бомбера, да и сбить его не так легко.
Истребители. Высокоскоростные самолетики, предназначенные не только для уничтожения вражеской авиации. Ими неплохо отстреливаются отбившиеся от общей массы пехотинцы и расчеты артиллерийских установок. Да и легкобронированную технику они могут покромсать. Все как в жизни. Высокая скорость позволяет им уходить от заградительного зенитного огня противника. При некоторой ловкости самолетом можно управлять и вручную, но это требует долгих тренировок.
Бронепоезда
Бронепоезда впервые явили себя игроку. И сразу же был предоставлен великолепный набор этих красивых машинок. Имеется замечательная возможность собрать поезд любой конфигурации для передачи его игроку. Этот поезд может состоять и из единственного броневагончика, и из целой гирлянды тяжелых артиллерийских вагонов, которые тянут несколько локомотивов. Итак, составляющие бронепоезда:
1. Бронированный локомотив — 1650 НР, экипаж 3 человека. Не вооружен.
2. Средний бронелокомотив — 1350 НР, экипаж 4 человека. Не вооружен.
3. ТМ-3-12 305-мм железнодорожная артиллерийская установка — 5250 НР, экипаж 18 человек. Самостоятельно не передвигается, требует локомотива или самоходного броневагона. На платформе расположено орудие (500 НР), боекомплект — 10 выстрелов.
4. ТМ-1-186 180-мм железнодорожная артиллерийская установка — 2950 НР, экипаж 18 человек. Самостоятельно не передвигается, требует локомотива или самоходного броневагона. Орудие установлено во вращающейся баше (5000 НР), боекомплект — 10 выстрелов.
5. Рельсовый танк «Steyer» — 1000 НР, экипаж 5 человек. Может брать на борт троих пассажиров. Орудие Pak-38/60 установлено во вращающейся башне (200 НР), боекомплект — 100 выстрелов.
6. Рельсовый танк «Steyer» — 1000 НР, экипаж 5 человек. Может брать на борт троих пассажиров. Зенитное орудие «Wirbelwind» установлено во вращающейся башне (200 НР), боекомплект — 3200 выстрелов. Собственно, обычная 20-мм черырехствольная зенитная установка.
7. MBV 2 — 1500 НР, экипаж 20 человек. Скоростной самоходный броневагон. Вооружение — 3 76-мм пушки, установленные во вращающихся башнях (500 НР), боекомплект для каждого орудия — 50 выстрелов.
8. Броневагон Т-34 — 1350 НР, экипаж 10 человек. Тихоходный броневагон. Вооружение — 2 76-мм пушки, установленные в башнях (500 НР) от среднего танка Т-34, боекомплект для каждого орудия — 50 выстрелов.
9. Броневагон 87 — 1350 НР, экипаж 14 человек. Тихоходный броневагон. Вооружение: реактивная установка БМ-13 (200 НР), боекомплект — 32 ракеты; 105-мм гаубица (100 НР), боекомплект — 50 выстрелов; 85-мм зенитная пушка (50 НР), боекомплект — 30 выстрелов.
10. Платформа — 750 НР. Предназначена для состыковки различных вагонов. Специального значения в игре не имеет.
Нововведения
Обзор предложенных в игре юнитов наконец подошел к концу. Пришло время изучить то, как эти юниты будут применяться. А ведь в новой игре появилось множество новинок, которые могут на первый взгляд не бросаться в глаза, но быть очень важными. Вот их мы и рассмотрим.
Трехмерность местности. Она выражается в появившихся трехмерных элементах на карте. То есть имеются многоэтажные здания, с верхних этажей которых лучше видно окрестности, что позволяет контролировать большую местность. В связи с многоэтажностью зданий появилось такое свойство, как бои на этажах. Здания могут быть очень огромными, что тоже усложняет игру. Еще одним элементом трехмерности служат тоннели, по которым могут ходить бронепоезда из одного конца карты в другой. То есть обнаружить бронепоезд можно только вне тоннеля. А он может выходить из него на короткое время, делать залп и уходить обратно.
Появились ракеты «ФАУ-2», которые летят по заданному курсу и поражают цели. Это стационарное оружие, но есть прямой смысл не давать такие игрушки игроку прямо в начале миссии. Пусть забирает их с боем, а уж потом использует, как пожелает.
Бронепоезда. Сильные передвижные батареи, способные испортить настроение любому противнику. С их появлением в игру вступает масса манипуляций с железнодорожными путями — их можно минировать, ремонтировать и уничтожать. Действуйте!
Мы мирные люди, но бронепоезд все-таки наш. |
Самолеты. Вы наконец получили возможность иметь собственные аэродромы и управлять самолетами. То есть появилась возможность воздушных боев и переброски грузов (а не только высадки десанта, как раньше). То есть формировать перебрасываемый отряд вы можете и сами.
Корабли. Появились и банальные десантные боты, которые теперь служат не только для иллюстрации того, что союзники высаживались с них в Нормандии. Эти боты подлежат реальному использованию — надо же на чем-то форсировать Днепр. Есть в игре и тяжелые артиллерийские суда. Правда, это какие-то убогие уродцы, взятые непонятно откуда, но уже само их появление очень радует.
Передвижение юнитов из миссии в миссию. Помнится, опыт в этой игре очень важное дело. Так почему бы не создавать кампании, в которых миссии плавно перетекают одна в другую? Причем все ветераны, накопленные вами в процессе кровопролитных боев, переходят из миссии в миссию. Теперь такое возможно.
Агитационные машины. Можно ли поднять боевой дух у ваших бойцов и снизить у неприятеля? Теперь — можно. Используйте агитационные машины, и все у вас будет.
Захват техники. Прощай, «джигитовка на джипах»! Больше нет этой великолепной тактики из «Противостояния 3». Отныне техника не принимает на себя весь груз огня. Кое-что достается и сидящим внутри. Один меткий выстрел — и только что гордо разъезжавший джип стоит на месте: убит его водитель. А уж расстрелять стоячую мишень — дело пары секунд. Зато теперь можно захватить любую механическую единицу противника, требующую водителя. Достаточно остановить ее (перебить гусеницы и т.п.) и стрелковым огнем вышибить экипаж. После быстренько отремонтировать и посадить своих «наездников». И вот уже «Королевский тигр» возглавляет колонну Т-34.
Открытые люки танков. Если командир будет смотреть из люка в бинокль, то увидит намного больше, но будет весьма уязвим для вражеской пехоты. Но нередко это стоит того...
Пехота на броне. А почему бы и нет? Не ждать же, пока она дотащится до места битвы. А так доедет с комфортом, развернется и пойдет в атаку.
Лежачие и стоячие положения пехоты. Теперь пехота валится на землю не только по собственному желанию. Вы можете уложить пехотинцев на землю сами. Иногда это просто необходимо. А если прибавить к этому умение пехоты маскироваться... То можно сказать, что пехота научилась невероятно многому.
Уничтожение зданий и мостов инженерными грузовиками. А почему нет? Умеют чинить — значит, могут и ломать. Вот пускай и ломают.
Военные инженеры. У пехоты отняли способность ставить мины. Теперь это делают военные инженеры. Иначе говоря — саперы. Мин у них аж целых три типа, так что выбирайте свой размерчик — и пусть пострадают вражеские войска, которые осмелятся зайти на заминированную вами территорию. Стоит отметить, что военные инженеры после того, как израсходуют мины, не остаются с пустыми руками и глупым выражением лица. У них еще есть карабин, с которым они управляются не хуже обычных стрелков.
Тактическая карта. Возможность посмотреть на общее соотношение сил и возможностей на карте. То есть не на той карте, что в уголке экрана, а на нормальной, во весь экран. Более четко определяет, что вам нужно и как это сделать.
Существует еще масса нововведений, но они скорее относятся к внешнему виду игры, удобству интерфейса. Это я пояснять не буду, это предстоит освоить вам самим. Оставлю только за собой право пояснить клавиши управления игрой.
Управление игрой при помощи клавиш
Управление авиацией
Alt + левая кнопка мыши — выделение самолета в полете
Q — двигаться
W — атаковать юнит
Е — разведать район, патрулировать в зоне, высадить десант, сбросить бомбы
R — приземлиться на другом аэродроме.
Управление техникой
А — высадить/разгрузить, строить противотанковые надолбы
В — походный режим у танков (танкист снаружи)
D — ремонт моста, состыковка/расстыковка вагонов слева
F — состыковка/расстыковка вагонов справа
G — удерживать позицию
Е — штурмовать цель, ремонтировать объект
Q — двигаться
R — вращать юнит или башню корабля, строить ежи
Т — прекратить огонь
V — остановиться
W — атаковать, доставить боеприпасы
Управление пехотой
А — разминировать
В — перемещаться ползком
С — установить противопехотную мину
R — установить противотанковую мину
Z — лечить, поставить часовую мину
D — спрятаться в укрытие
F — разойтись
S — бинокль
Общие действия
1 до 0 + CTRL — присвоение номера отряда
1 до 0 — вызов отряда
TAB — центровка экрана на отмеченном юните
ПРОБЕЛ — центровка экрана на событиях (красный крест)
ESC — меню управления игрой
PAUSE — режим паузы ВКЛ/ВЫКЛ
F1 до F8 + CTRL — сохранить позицию участка экрана на карте
F1 до F8 — вызвать на экран сохраненную позицию на карте
F9 — показать цели миссии
F10 — завершить игру
F11 — вызвать меню ЗАПИСЬ
F12 — вызвать меню ЗАГРУЗИТЬ
Приказ ИДТИ + CTRL — собраться в указанном месте
Двойной щелчок на юните + CTRL — все единицы одного типа отмечаются на всей карте
М — тактическая карта
О — Показать количество юнитов идущего подкрепления
Дополнительные клавиши для сетевой игры
BACKSPACE — Передать командование юнитом другому игроку
ENTER — Сообщение напарнику
ENTER + SHIFT — Сообщение противнику
ENTER + CTRL — Сообщение всем
Советы по тактике
Честно говоря, советы по тактике из «Противостояния 3» вполне применимы и к четвертой версии игры. Но... Лучше все же послушайте, что еще можно сказать о игре.
Офицеры в действии — броневик врага не видит, но успешно отстреливает. |
Да, «джигитовка на джипах» теперь больше не применима. Но джипы-то остались! И с ними все равно кое-что можно сделать. Например, посадить в джип минометчика. Сам он парень скромный, стрелять не будет, но если в компании с ним окажется любой стрелок (стрелок, автоматчик, пулеметчик), то тот и сам постреляет, и минометчика уговорит. Вот такая передвижная минометная батарея получается. Кроме того, минометчиков можно засовывать и в здания. Очень рекомендую полюбоваться зрелищем мины, вылетающей сквозь крышу.
Здания стали «крепче». Что наводит на мысль, что оккупировать их надо обязательно. А если учесть то, что стрелкам можно отключить ведение огня, то можно переждать въезд вражеской колонны в город и потом обстрелять ее из укрытий. Наличие же в ваших войсках людей с противотанковым вооружением только изменит исход боя в вашу пользу.
Самолетами можно управлять... Самолетами нужно управлять! Нечего истребителям носиться без дела — пусть вырезают вражеские артиллерийские расчеты. Тогда враг в решающий момент битвы останется без артиллерийской поддержки. Да и сами пушки могут к вам отойти.
Инженерные машины. Это бесценное сокровище, держитесь за него обеими руками. В свете того, что техника стала пожирать на порядок больше ресурсов на ремонт и перезарядку, каждая инженерная машина встает на строгий учет. Хотя необходимо учесть и следующий момент: есть критическая точка у любого вида техники. При количестве жизни меньше этой точки техника продолжает медленно умирать, если же жизни больше — экипаж рассеянно занимается ремонтом. Только ремонтом! Толкать порох в гильзы и обжимать снаряды экипажи танков еще не научились. Но оставленный на долгое время без внимания танк способен вылечить себя сам, без пристального внимания инженеров.
Бинокль появился еще в аддоне к третьей части игры. Но бурного восторга он там не вызывал. Здесь же бинокль позволяет очень много. Офицер, использующий бинокль, резко повышает дальность видения в определенном направлении. А поскольку многие юниты в игре могут стрелять гораздо дальше, чем могут видеть... Выводы вполне доступны для понимания. Врага надо расстреливать при численном превосходстве, издалека и без потерь.
Леса. Учитывая их изобилие, можно сказать одно: тот, кто идет без разведки, рискует понести немалые потери. За каждым деревом может быть тихо припрятан пехотинец, желающий отравить жизнь любому вашему юниту. Увидеть эту гадость часто можно уже в момент умирания вашего юнита. Чтобы этого не происходило — надо предельно точно знать, куда идешь. И если в этом месте засада — ее надо обойти и уничтожить с того места, где это будет удобно вам.
И закон «пехота бьет артиллерию, артиллерия — танки, танки — пехоту» по-прежнему действует. Хотя и слабее. Но все же его никто не отменял...
Коды
Естественно, что мы приводим и коды, столь необходимые иногда для прохождения игры. Первый код — к непропатченной версии, второй — к пропатченной. Вводятся после нажатия клавиши ENTER.
Отключить «туман войны» — *omniscience* **omniscience
Быстрая победа — *blitzkrieg* **blitzkrieg
Режим «бога» — *koenigstiger* **koenigstiger
Прохождение самой игры по причине непроходимости некоторых уровней на некоторых уровнях сложности не приводится. Поэтому коды иногда вам вполне смогут помочь. А вот совет по прохождению дать могу: внимательно читайте брифинги и задания на миссию. Плюс обращайте внимание на изменение обстановки по ходу миссии. И все будет хорошо.