КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Тимур Хорев
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№2 (63) февраль 2007
вид для печати

Microsoft Flight Simulator X

Жанр:
симулятор техники (авиационный)
Издатель:
Microsoft Games
Системные требования:
Минимальные - 1 GHz, 256 MB, 32 MB video
Рекомендованные - 3,2 GHz, 2 GB, 512 MB video
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет
Рейтинг: 95%

Медленно выруливая навстречу ветру, пилот берет на себя рукоять газа. Самолет, подхваченный винтом, бросается вперед. Упругий воздух сглаживает первые скачки, земля растягивается и блестит под колесами, как приводной ремень. И когда воздух, сперва неосязаемый, потом текучий, наконец кажется ему твердым — пилот опирается на него и взмывает ввысь.

Антуан де Сент-Экзюпери, «Южный почтовый»

С десятым авиасимулятором от Microsoft все возвращается на круги своя — увлеченные энтузиасты «улетают» надолго и прочно, любители поднимаются в цифровые небеса, а интересующиеся с опаской присматриваются к большой, тяжелой и, должно быть, очень сложной игре.

Медленно и постепенно разработчики делают игру доступной для тех, кто, может, и увлекается авиацией, но видит все эти меню, джойстики и приборы в первый раз. Облегчить сомневающемуся игроку дорогу в виртуальное небо поможет это руководство с прохождением всех игровых миссий.

Я не буду пытаться напугать техническими терминами, углубляться в аэродинамику или в сложные принципы посадки по приборам. Вместо этого я дам основы, расскажу о новых, обновленных и старых самолетах и подскажу, как проходить миссии.

Приступим.

Двадцать отличных машин

Экскурс в представленную в симуляторе технику мы начнем с мотодельтаплана и самых легких одномоторных самолетов. Потом перейдем на бизнес-модели, поговорим о пассажирских турбовинтовых самолетах и бизнес-джетах, о больших авиалайнерах, чтобы, коснувшись вертолетов, закончить разговор историческими самолетами, планером и самолетами на поплавках.

К сведению: вообще в игре двадцать четыре самолета, не считая отдельных вариантов расцветок и ливрей. Но три из них отличаются лишь тем, что вместо обычной приборной панели на них установлена навигационная система Garmin G1000, а четвертый — Maule M7 с установленными лыжами.

Чем больше самолет, тем нежнее его нужно сажать. Самого большого внимания требует «Боинг-747».

Африка — дело тонкое, и доставка грузов в отдаленные деревни — самая подходящая работа для «Дугласа».

Air Creation Buggy 582SL Trike

Максимальная скорость: 87 миль/ч (140 км/ч)

Крейсерская скорость: 50-75 миль/ч (80-120 км/ч)

Двигатель: 64 л. с.

Полезная загрузка: 204 кг

Мотодельтапланы (в просторечии дельталеты) — удивительное семейство. Они выглядят как игрушки и не похожи на настоящие самолеты, хотя по факту это именно самолеты.

От обычных дельтапланов в них осталось оригинальное управление, когда пилот двигает не элероны, а поворачивает само дельтавидное крыло. Разработчики игры включили дельталет в симулятор по двум причинам: во-первых, он летает низко и медленно, давая возможность игроку рассмотреть достоинства и недостатки новых пейзажей. Во-вторых, им очень несложно управлять, хотя у мотодельтаплана есть свои особенности, порой неожиданные и малоприятные. Что поделаешь — надо привыкнуть к отсутствию хвостового оперения.

Piper J-3C-65 Cub

Максимальная скорость: 85 миль/ч (137 км/ч)

Двигатель: 65 л. с.

Служебный потолок: 11 500 футов (3505 м)

Дальность: 190 миль (306 км)

Полезная загрузка: 245 кг

Piper Cub — «канарейка с мотором», маленький, смешной и желтый самолет, попавший в игру не за потрясающие летные качества, а за «красивые глаза». Использовался в конце тридцатых годов прошлого века для обучения военных летчиков и с тех пор стал символом классической авиации.

Это легкий хвостокат (Taildragger), подверженный всем наземным болезням двухколесных самолетов с хвостовой опорой. Однако в воздухе он очень послушен, и летать на нем — одно удовольствие. Обратите внимание на то, что его технические характеристики — полезная загрузка, скорость и лошадиные силы двигателя — почти не отличаются от данных современного дельталета.

К сведению: «служебным потолком» в авиации называется высота, при которой самолет без выпущенной механизации со скоростью оптимального набора высоты со всеми работающими двигателями будет набирать 100 футов в минуту. Вывод простой — можно в принципе забраться и выше, но обычно не нужно.

Cessna Skyhawk SP Model 172

Максимальная скорость: 126 миль/ч (234 км/ч)

Крейсерская скорость: 124 миль/ч (230 км/ч)

Двигатель: 180 л. с.

Служебный потолок: 14 000 футов (4267 м)

Дальность: 638 морских миль (1183 км)

Кто не знает «Цессну»? «Цессну» знают и любят все — от пилотов-профессионалов и любителей по всему миру до редакции ЛКИ. Простая и надежная машина, самый массовый частный самолет, который за сорок лет был выпущен внушительным тиражом — более 35 тысяч экземпляров.

Идеальная машинка для обучения полетам — недаром именно на ней вы пройдете и первые уроки Рона Махадо, и первые, самые простые игровые миссии. Cessna Skyhawk — этот самолет я смело назову самым легким для освоения в игре. «Самолет летает сам» — это про него.

К сведению: скорость в игре измеряется узлами, морскими милями в час. Один узел — это 1,852 километра в час. Также один узел — это 1,15 стандартной имперской мили в час.

Maule M-7-260C

Крейсерская скорость: 164 узла (264 км/ч)

Двигатель: 260 л. с.

Служебный потолок: 20 000 футов (6096 м)

Дальность: 600 морских миль (1092 км)

Полезная загрузка: 377 кг

Еще один новичок в серии MSFS — достаточно бросить на него один взгляд, чтобы понять: это очень необычный самолет. Он маленький и компактный с большими шасси — значит, обладает «проходимостью» и предназначен для посадок на неподготовленные площадки и очень короткие взлетные полосы. Он «пузатый», как немецкий «Шторх», — значит, может похвастать отличной грузоподъемностью. Да, хвостокат — но с этим живут, зато посмотрите на этот движок и на этот шестикилометровый служебный потолок!

Я бы назвал этот самолет современным вариантом Piper J3, однако летчики Канады в последнее время все чаще предпочитают его старенькому de Havilland DHC-2, тем более что самолет можно поставить на поплавки, а в игре есть вариант с установленными лыжами (и одна очень сложная миссия для него).

Управлять этим самолетом в игре легко, если не считать совершенно диких и своенравных выкрутасов на земле. Если не давать ему взлетать хвостом вперед, то все будет в порядке — и стеклянная со всех сторон кабина обеспечит превосходный обзор.

Mooney M20M «Bravo»

Максимальная скорость: 253 миль/ч (407 км/ч)

Крейсерская скорость: 224 миль/ч (361 км/ч)

Двигатель: 270 л. с.

Служебный потолок: 25 000 футов (7620 м)

Дальность: 1050 морских миль (1945 км)

Полезная загрузка: 535 кг

Вид у самолетика незамысловатый снаружи и не слишком презентабельный внутри (за последнее можно попенять дизайнерам и художникам). А между прочим, перед нами — самый скоростной в мире винтовой одномоторный самолет. Он поднимается на такие высоты, куда не каждый двухмоторник заберется. Летчику на высоте семи тысяч метров, чтобы не потерять сознание в разреженном воздухе, надо пользоваться кислородной маской.

Нам, играющим в симулятор, кислородная маска не грозит, но скорость этого самолета легко может сыграть с начинающим летчиком злую шутку на посадке — можно просто не успеть «собрать приборы в кучку». Скорость Mooney Bravo хороша для того, чтобы отработать на ней маневры и посадку перед тем, как пересаживаться на большие и солидные самолеты. Если бы ему еще виртуальную кабину поприличнее сделали...

При посадке на горный аэродром скорость повышена, а пространства для маневра почти нет — надо быть вдвойне аккуратным.

Зеленая стрелка — для тех, кто еще не знает, что самолет надо сажать на эту нарядную дорожку с огоньками по периметру.

Beechcraft Baron 58

Крейсерская скорость: 200 узлов (370 км/ч)

Двигатель: 2 Ч 300 л. с.

Служебный потолок: 20 688 футов (6306 м)

Дальность: 1569 морских миль (2906 км)

Полезная загрузка: 732 кг

Красивый самолет, действительно хорош, чертяка! Особенно разработчикам удались хромированные коки винта — заглядевшись на них, можно и посадку прозевать. Трудно поверить, что этому самолету больше тридцати пяти лет, — настолько современно он выглядит.

Два двигателя — это не только дополнительная мощность, но и надежность, а для нас — возможность поупражняться в полетах на шикарном двухмоторном самолете, тем более что летать на нем очень просто. Этот самолет — один из трех, для которых можно выбрать вариант не с обычной приборной доской, а с новомодной системой управления и навигации Garmin G1000 о двух компьютерных мониторах. И это уже совсем другая история.

Extra 300S

Максимальная скорость: 200 узлов (370 км/ч)

Крейсерская скорость: 178 узлов (330 км/ч)

Двигатель: 300 л. с.

Служебный потолок: 16 000 футов (4877 м)

Дальность: 415 морских миль (769 км)

Полезная загрузка: 283 кг

Предельно допустимые перегрузки: +/-10 g

Extra 300S — синоним высшего пилотажа, воздушной акробатики (aerobatics). Он создавался специально для того, чтобы крутить все эти бочки и петли — очень легкий и прочный планер из композитных материалов, помноженный на трехсотсильный движок.

Этот самолет наиболее приспособлен для воздушного пилотажа, и больше, замечу, ни для чего. Его используют по всему миру на авиашоу (фирма Patty Wagstaff Airshows — официальный партнер Microsoft по симулятору). Вы наверняка хоть раз видели на спортивных каналах захватывающие репортажи с соревнований на этих маленьких самолетах, в которых «Экстра» пролетают с огромной скоростью между расставленными на трассе надувными барьерами, попутно выделывая трюки пилотажа. Это воздушный конкур, небесный слалом — потрясающее зрелище.

В одной из игровых миссий вы сами сможете попробовать пройти через сравнительно несложную трассу из десяти пар барьеров. И вы поймете, что не зря эту миссию поставили последней в разделе «Экспертных» — уверенно пройти ее на максимальной реалистичности сможет только тот, кто десятки часов тренировался летать именно на этом самолете.

А все потому, что управлять им в авиасимуляторе тоже очень сложно. Для начинающего это целое родео — самолет очень чувствителен и маневрен, он норовит «выскочить» из-под «седока». Только представьте, какой вращающий момент создает трехсотсильный двигатель — словно не он установлен на самолет, а легкий планер прицеплен к двигателю.

В общем, желающему освоить аэробатику придется повозиться с Extra 300S. Но результат того стоит!

Самолет быстрый, но легкий, а у тяжелого грузовика больше лошадиных сил. Кто победит в гонке?

Если включить вид сверху и немного поиграться с масштабами, игра приобретет вот такой вид.

Cessna Grand Caravan C208B

Максимальная скорость: 175 узлов (324 км/ч)

Крейсерская скорость: 164-175 узлов (305-324 км/ч)

Двигатель: 675 л. с.

Служебный потолок: 22 800 футов (6950 м)

Дальность: от 5,1 часа (10 000 футов) до 7,2 часа (18 000 футов)

Полезная загрузка: 1814 кг

Караван... верблюд... вьюки... все это ассоциируется с чем-то надежным, неторопливым и грузоподъемным — именно таким предстает перед нами Grand Caravan C208B, маленький пассажирский самолет, рассчитанный на 14 человек и груз. Даже дальность полета у самолета выводится «по-верблюжьему» — в часах, а не в километрах.

Выглядит самолетик непрезентабельно — с грузовым отделением под фюзеляжем он напоминает беременного удавчика. Управлять этим «грузовичком» несложно. Все, что нужно, — это терпение и некоторое внимание к инерции тяжелой машины, «подвешенной» к сравнительно небольшим крыльям.

Beechcraft King Air 350

Крейсерская скорость: 315 узлов (583 км/ч)

Двигатель: 2 Ч 1050 л. с.

Служебный потолок: 35 000 футов (10 668 м)

Дальность: 1765 морских миль (3500 км)

Полезная загрузка: 2681 кг

Вроде совсем маленький пассажирский турбовинтовой самолетик — и при этом он обладает характеристиками, приближающимися к данным мощных авиалайнеров. Это — самолет для бизнеса, рассчитанный на десяток серьезных и богатых дядей, желающих попасть из пункта «А» в пункт «Б» по воздуху.

Управлять им неожиданно легко — это словно маленький и легкий авиалайнер. Но пусть его поведение в воздухе и на земле вас не обманывает — с тяжелыми машинами все будет совсем не так.

Bombardier Learjet 45

Крейсерская скорость: 0,81 M (859 км/ч)

Двигатель: 2 Ч 3500 л. с.

Служебный потолок: 51 000 футов (15 545 м)

Дальность: 2200 морских миль (4074 км)

Полезная загрузка: 3969 кг

В реальности слово Learjet можно перевести на все языки мира как «Жизнь удалась!» Этот американо-канадский реактивный самолет — самый распространенный и популярный в мире бизнес-джет, прославленный в играх и в кино. Его характерные вертикальные законцовки крыльев узнает каждый.

Это самый небольшой в игре реактивный самолет, но у него уже есть все особенности джетов — исключительно мощные двигатели, задержка при изменении их режима (несколько секунд на то, чтобы турбина раскрутилась или, наоборот, замедлила вращение) и достаточно сложная посадка (не сравнить, конечно, с «Боингом 747», но тем не менее).

Еще одна особенность этого самолета — необычная приборная панель, в которой данные представлены на экране компьютера. Это еще не G1000, но что-то от него у Learjet 45 есть. Впрочем, привыкнуть к нему нетрудно: скорость, высота, авиагоризонт и другие данные — все ясно с первого взгляда.

Bombardier CRJ700

Крейсерская скорость: 0,78 M (829 км/ч)

Двигатель: 2 Ч 56 кН

Служебный потолок: 41 000 футов (12 497 м)

Дальность: 1702 морских миль (3152 км)

Полезная загрузка: 8527 кг

Да, Bombardier отвоевывает в авиасимуляторе одно место за другим — вините в этом Канаду с ее характерным климатом, побуждающим конструкторов выкатывать новые варианты самолетов для воздушного сообщения центральных и отдаленных областей. CRJ700 — небольшой среднемагистральный реактивный авиалайнер (уже не бизнес-джет, как Learjet 45). Его реактивный двигатель General Electric CF34 издавна устанавливается на американских штурмовиках А-10 Thunderbolt. Самолет рассчитан на 70 пассажиров, и впервые он поднялся в воздух в 1999 году.

Это тоже типичный самолет с реактивными двигателями — по сравнению с Learjet 45 это шаг в сторону «Боингов», поскольку самолет тяжелее и не такой маневренный. Однако летать на нем сравнительно несложно — усвоить основные моменты, отличающие джеты от самолетов с винтовыми двигателями, можно за час.

Boeing 737-800

Крейсерская скорость: 0,785 M (853 км/ч)

Двигатель: 2 Ч 151 кН

Служебный потолок: 41 000 футов (12 497 м)

Дальность: 3060 морских миль (5425 км)

Полезная загрузка: 79 010 кг

Вот мы и дошли до «Боингов». Как вы, наверное, заметили, из игры исчезла модель 727. Зато есть 737, рабочая лошадка, американский среднемагистральный авиалайнер на более чем полторы сотни пассажиров. Впервые он поднялся в воздух в конце шестидесятых (во времена царствования «Дугласов») и поныне так успешно летает, что в любой момент времени в воздухе по всему миру находится как минимум 1250 «Боингов-737», и каждые пять секунд в среднем один из них взлетает или садится. Модель 747-400 — версия самолета с удлиненным фюзеляжем и повышенной вместительностью.

К сведению: не удивляйтесь пустой приборной доске — разработчики по традиции вымарывают из самолетов «лишние», по их мнению, приборы (до 90% на больших авиалайнерах). Если вы хотите полной реалистичности кабины, то самолеты для симулятора придется покупать у разработчиков «с именем» либо разыскивать проекты групп энтузиастов.

Boeing 747-400

Крейсерская скорость: 0,85 M (910 км/ч)

Сертифицирован для высот до: 45 100 футов (13 747 м)

Дальность: 7325 морских миль (13 570 км).

Количество мест для пассажиров: до 524

Вот и он — орел, всемирно известный «Верзила» (Jumbo). Не за красивые глаза его так прозвали. С 1970 года «Боинг-747» — самолет, непревзойденный в своем классе, и самый крупный пассажирский авиалайнер в мире.

Вот любопытный факт из истории его создания — когда в конце шестидесятых «Боинг» разрабатывал новый лайнер, все считали, что уже вот-вот пассажиров начнут перевозить сверхзвуковые самолеты. Из-за этого лайнер был спроектирован так, чтобы его легко было переделать под обычный грузовой самолет. Но «Конкорды» мелькнули и погасли, эпоха сверхзвуковых пассажирских перелетов так и не наступила, а «Боинг» заработал дополнительные деньги, продавая «Верзилу» и как грузовой самолет, и как пассажирский.

«Боинг-747» — квинтэссенция всех особенностей реактивных авиалайнеров, и управлять им в авиасимуляторе непросто. Труднее всего, конечно же, посадка, так что перед тем, как попробовать в первый раз посадить самолет, тщательно изучите его данные по скоростям. Секрет посадки в том, чтобы точно выдерживать глиссаду по ILS и не выходить за ограничения скорости. Посадили? Теперь попробуйте сделать то же самое с боковым ветром — и вы наверняка проникнетесь уважением к трудной профессии пилота.

На этом самолете хорошо летать на спасательные миссии. Главное — увлекшись спасением, не свалиться самому в горный каньон.

«Мы были на краю пустыни неподалеку от авиабазы 51, когда небо наполнилось летающими тарелочками».

Airbus A321

Крейсерская скорость: 0,80 M (828 км/ч)

Двигатель: 2 Ч 151 кН

Служебный потолок: 41 000 футов (12 497 м)

Дальность: 2454 морских миль (4352 км)

Количество мест для пассажиров: 186

Это «вытянутая» версия знаменитого «Эйрбаса», европейского среднемагистрального авиалайнера Airbus A320. Модель А321 создана специально для того, чтобы пересекать океан, соединяя Европу и Америку. Самолет очень продвинут в техническом смысле, и даже управляется он не штурвалом, а обычным... джойстиком — пара джойстиков установлены в кабине, один — слева от места капитана воздушного судна, другой — справа от сиденья второго пилота.

Что любопытно, отдавая дань революционному управлению «по проводам», Microsoft не удержалась от шпильки в адрес европейских авиаконструкторов. Одна из миссий в игре воспроизводит парижское авиашоу — прозрачный намек на события 1988 года, когда после авиашоу самолет A320 на посадке не выдержал высоту и влетел в лес. Погибли несколько летчиков, один остался в живых. Точная причина крушения неизвестна до сих пор.

В авиасимуляторе Airbus A321 не сильно отличается от Boeing 737-800. Единственное заметное различие — компьютеризированная панель приборов.

Robinson R22 Beta II

Максимальная скорость: 102 узла (189 км/ч)

Крейсерская скорость: 96 узлов (178 км/ч)

Двигатель: 150 л. с.

Служебный потолок: 14 000 футов (4267 м)

Потолок парения: 9450 футов (2880 м)

Дальность: 200 морских миль (371 км)

Недорогой, простой в обращении и надежный учебный вертолет, на котором вы пройдете первые вертолетные обучающие миссии в игре. Летать на нем в авиасимуляторе проще, чем на Bell 206B, но все равно исключительно сложно, если сравнивать с самолетами.

Bell 206B JetRanger III

Крейсерская скорость: 115 узлов (213 км/ч)

Двигатель: 420 л. с.

Служебный потолок: 20 000 футов (6096 м)

Потолок парения: 19 600 футов (5974 м)

Дальность: 435 морских миль (805 км)

Полезная загрузка: 679 кг

Узнаваемый классический вертолет, самый успешный в своем классе. Он используется и в армии, и в полиции, и спасателями, и бизнесменами вот уже почти сорок лет.

Попробуйте его и вы, если не боитесь быстрого разочарования и готовы долгие часы отрабатывать маневры для того, чтобы заставить непослушную машинку просто лететь туда, куда вам нужно, а не крутиться волчком. Не торопитесь зарекаться летать только на самолетах — да будет вам известно, что в предыдущей версии авиасимулятора летать на вертолетах было намного сложнее.

De Havilland DHC-2 Beaver

Максимальная скорость: 163 мили/ч (262 км/ч)

Крейсерская скорость: 143 мили/ч (230 км/ч)

Двигатель: 450 л. с.

Служебный потолок: 18 000 футов (5486 м)

Дальность: 395 морских миль (732 км)

Полезная загрузка: 852 кг

Иностранные самолеты заполняют модельный ряд в MSFS, вытесняя американские. Да, все из-за Канады, вините ее — канадский de Havilland DHC-2 Beaver, знаменитый «Бобер» на поплавках, занял одно из двух мест для амфибийных машин. Что интересно, поплавки — это лишь одна из модификаций DHC-2, вообще изначально на нем стоят шасси. Но игры, кинематограф и лично актер Гаррисон Форд сделали свое дело — без поплавочков мы «Бобра» уже не представляем, и разработчики авиасимулятора даже не потрудились вставить в игру DHC-2 в оригинальной модификации, на шасси — следовательно, взлетать на нем с аэродромов мы не можем.

Этот самолет — символ Канады, ее северных областей, где храбрые пилоты пробиваются через бури к отдаленным населенным пунктам и осваивают медвежью глушь. Первый самолет Beaver DHC взлетел сразу после войны, в 1947 году. Шли годы и десятилетия, а «Бобер» все не выдыхался. Его перестали производить сорок лет назад, но сотни этих самолетов еще летают — их ремонтируют, восстанавливают и снова пускают в дело. Просто чем еще заменить этого надежного ишачка, названного бобром по ошибке?

Попробуйте полетать на нем в виртуальной глуши, и вы поймете, за что его так любят фермеры, лесники, военные, почтальоны разных стран. Он не просто легок в управлении (не суметь приводнить «Бобра» почти невозможно), но даже выглядит надежным снаружи и изнутри — разработчики самолета и игры хорошо поработали над внутренней отделкой самолета.

Grumman G-21A Goose

Максимальная скорость: 201 миля/ч (323 км/ч)

Крейсерская скорость: 191 миля/ч (307 км/ч)

Служебный потолок: 21 300 футов (6492 м)

Дальность: 695 морских миль (1118 км)

То был «Бобер», а это — «Гусь». То был самолет на поплавках, а это — самая настоящая амфибия, самолет, который без всяких модификаций может приземляться и на воду, и на аэродромы. Не тиражами он прославился (было построено 345, до сих пор летают около 50), а отличной проходимостью и надежностью. Скажем прямо, не каждый самолет может взлететь с аэродрома и совершить посадку на воду. Забавно, что в тридцатых годах (первый полет состоялся в 1937) самолет разрабатывался как пассажирский для манхэттенских толстосумов, лишь потом его по достоинству оценили военные и спасатели.

Это интересно: возможно, именно «Гусь» послужил прототипом выдуманного самолета «Нырок» (Conwing L-16 Sea Duck) в диснеевском сериале «Чудеса на виражах» (Tale Spin). Персонально же Grumman Goose засветился в фильме «Коммандо» с Арнольдом Шварцнеггером.

Летает этот самолет как гусь — солидно и неторопливо. Приземляется он очень просто, если не забыть опустить боковые поплавки (три тумблера на приборной доске над головой слева), а взлетает, напротив, с проблемами. На взлете, особенно с земли, он норовит развернуться хвостом вперед, и от вредных поползновений его надо удерживать твердой рукой.

Douglas DC-3

Крейсерская скорость: 161 узел (298 км/ч)

Служебный потолок: 23 200 футов (7071 м)

Дальность: 1845 морских миль (3420 км)

Полезная загрузка: 4560 кг

Это самый старый самолет, представленный в игре. В предыдущей версии симулятора, Century of Flight, было много винтажных машин, но в MSFS X перекочевал лишь Douglas DC-3 вместе с Piper Cub. В 1935 году с первым полетом DC-3 (всего через тридцать лет после полета братьев Райт) началась эпоха массовых гражданских авиаперевозок. В СССР самолет производился по лицензии с 1938 года и во время войны стал известен как надежный транспортник «Ли-2».

Вплоть до семидесятых DC-3 был непревзойденным пассажирским самолетом. На нем летают и поныне, так что свое место в золотом пантеоне MSFS он заслужил. Его главные качества — грузоподъемность, экономичность и исключительная надежность (посмотрите на эти прочные шасси и толстые шины!)

Летать на нем очень интересно. Да, это хвостокат — но большой и тяжелый, так что перевернуть его на взлете или посадке невозможно. Приземляется он не как обычные хвостокаты — не «на три точки», а сначала на передние шасси, и лишь затем, замедляясь, он плавно опускает на землю хвост.

В воздухе «Дуглас» кажется медленным и неповоротливым, но он намного маневреннее, чем можно предположить. Вы выжмете из DC-3 все возможное в африканской миссии, о которой я расскажу подробно в прохождении.

DG-808S Competition Sailplane

Максимальная скорость: 146 узлов (270 км/ч)

Двигатель : какой двигатель?

Аэродинамическая добротность: 50/1

Полезная загрузка: 338 кг

Планеры никогда не были особенно популярны у игроков в Microsoft Flight Simulator. Почему? Потому что сами разработчики не обращали на них особого внимания — так, прицепить какой-нибудь Schleicher детишкам на потеху... Но теперь все изменилось — в игре появился мощный, легкий и исключительно удобный немецкий DG-808S со звуковым прибором, который писком и воем помогает находить восходящие потоки. Ну, и к нему в придачу — сами воздушные восходящие потоки, без которых полеты на планере невозможны. Пусть пока это все очень примитивно, и столбы воздушных потоков мало соотносятся с пейзажем (лес ли внизу, пашня ли — ему все равно, отслеживается лишь рельеф и ветер), но самое главное — разработчики сделали первый шаг, и миссии со спортивным планированием заняли свое место в списке игровых заданий.

Что можно сказать именно про этот планер? Он хорош и надежен. У него есть симпатичное колесико под фюзеляжем, интерцепторы на крыльях и сбрасываемый балласт. И, что тоже очень важно, поднять планер теперь можно естественным образом — при помощи буксира и отцепляемого троса.

Это интересно: у DG Flugzeugbau GmbH есть модификации планеров модели 800 с установленной на фюзеляже «мельницей», двигателем, позволяющим планеру самостоятельно взлетать.

«Вы не подскажете, куда пошел слоненок?»

Наши медведи — самые авиационные медведи в мире! Привет!

Штурмуем миссии

Миссий всего пятьдесят, и они разделены на несколько больших групп по степени сложности. Начинаются они с Beginner. Сюда входят начальные обучающие задания и несколько ознакомительных миссий — всего двадцать заданий.

Затем идет уровень Intermediate, 14 миссий, в целом несложных, но со своими закавыками. Не представляю, почему разработчики затолкали сюда сложнейшую посадку Piper Cub на крышу автобуса — наверное, они так хотели пошутить над нами.

Следующие десять миссий идут под вывеской Advanced. Если не считать того, что вертолеты могут свести с ума, они выдержаны примерно на одном уровне сложности — то есть без определенных навыков и «чувства самолета» их выполнить трудно. Здесь разработчики начинают раз за разом применять забавный ход, который я бы назвал так: «Ничто не предвещало беды, как вдруг...» Ворона в турбине, молния в небе, метеорит в туалете, змеи в первом классе — что угодно.

Шесть (плюс одно усложненное) заданий Expert — вызов тем, кто считает, что уже знает и умеет многое. Впрочем, даже для них гонка на Extra 300S может оказаться сюрпризом.

Вдобавок миссии разделены по категориям. Отдельно обучающие задания (Tutorial), отдельно развлекательные (Just For Fun), демонстрирующие красивые пейзажи (Good Life), забрасывающие игрока в глушь (Backcountry), имитирующие работу наемного пилота (Pilot for Hire), спасательно-поисковые (Emergency). Есть специальный раздел для тех, кому по нраву авиалайнеры (Airline Pilot) и состязательные полеты (Challenges). В авиасимуляторе в списке миссий их можно пропустить как через фильтр сложности, так и через фильтр стиля. Например, присмотреть себе легкую состязательную миссию (бомбежка мукой) или продвинутую спасательную (таких целых три).

Одни задания я буду описывать коротко (самые простые или аркадные, требующие работы спинного мозга), на других остановлюсь подробнее.

Tutorial 1: First Takeoff

Примерное время прохождения: 5 минут

Самолет: Air Creation Buggy 582SL Trike

Цель: взлететь и совершить посадку.

На мотодельтаплане вам надо взлететь, пролететь через несколько зеленых висящих в воздухе «ворот» и приземлиться на ту же полосу. Даже в стороны поворачивать не нужно. Газ, джойстик на себя, затем прибрать газ и аккуратно спланировать на полосу.

Tutorial 2: Basics of Flight

Примерное время: 10 минут

Самолет: Air Creation Buggy 582SL Trike

Цель: пролететь последовательно через пять «ворот».

А вот и развороты. Те же зеленые «воротца» висят в воздухе, но уже не на прямой. Дельталет должен пролететь через них, маневрируя в воздухе, поднимаясь и снижаясь. Разворот на мотодельтаплане выполняется так: джойстик вбок (крен), затем джойстик на место — и дельталет дальше разворачивается. Чтобы прекратить разворот, надо наклонить джойстик в противоположную сторону и вернуть в нейтральное положение, когда крылья выровняются.

Завершив курс, можно пролететь еще через несколько «ворот» просто так, для развлечения, или приземлиться прямо на островки. На посадку инструктор реагирует нервно: «Внимание, ты слишком низко летишь! А теперь слишком медленно!»

Tutorial 3: Finding Your Way

Примерное время: 10 минут

Самолет: Air Creation Buggy 582SL Trike

Цель: пролететь мимо трех воздушных шаров и совершить посадку.

В воздухе подвешены три воздушных шара — вам надо суметь направить дельталет по очереди к каждому, пролететь близко, но не врезаться ни в один. Затем — посадка. Сделать это очень и очень просто. Даже не знаю, что тут и посоветовать.

Tutorial 4: Ground Operations

Примерное время : 10 минут

Самолеты : Air Creation Buggy 582SL Trike, Piper J-3C-65 Cub, Douglas DC-3

Цель: проехать на мотодельтаплане к Piper Cub, проехать на Piper Cub к Douglas DC-3, на DC-3 вырулить на взлетную полосу и взлететь.

Сделайте то, что от вас просят. Это легко. Правила такие.

  • Рулить есть смысл с небольшой скоростью, чтобы самолет не переворачивался и не врезался в ангары. Но и слишком медленно кататься тоже не стоит, чтобы не уснуть.
  • Поворачивается самолет на земле педалями, если они у вас есть. Пока что авиационные педали — редкий гость на компьютерах любителей виртуальной авиации, так что обычно используется поворот джойстика вокруг вертикальной оси.
  • Поворачивая с зажатой кнопкой тормоза, игрок активирует дифференциальные тормоза — это значит, что для поворота влево самолет подтормаживает левым шасси. Чем больше самолет, тем важнее в рулении тормоза.
  • На Douglas DC-3 можно зафиксировать хвостовое колесо в одном положении, нажав Shift+G, — делать это полезно, когда самолет должен катиться по прямой.

Tutorial 5: Approaching the Airport

Примерное время: 10 минут

Самолет: Piper J-3C-65 Cub

Цель: совершить посадку в аэропорту Eagle Creek.

Первая посадка — и не на «Цессне», а на «Пайпере J-3», не самом простом в обращении самолете. Вам надо лететь по указателям, выполняя традиционный заход на посадку. Сначала вы развернетесь вправо и будете лететь вдоль ВПП. Это так называемый Crosswind leg, по-нашему — промежуток между вторым и третьим разворотами (у нас воображаемая «коробочка» считается по углам, у них — по сторонам). Затем вы повернете налево еще раз и будете лететь в сторону воображаемой оси полосы. Это Base leg — промежуток между третьим и четвертым разворотом.

После этого самолет поворачивает еще раз налево и выходит прямо на полосу (Final Approach). Для начинающего игрока самое трудное — держаться на оси полосы и не улететь в сторону. Оказавшись над торцом, плавно снижайтесь на скорости 55 миль в час. Самолет начнет задирать нос — это нормально. На высоте пары метров (ее можно отслеживать, открыв дополнительное окно в углу экрана — клавиша [, закрывается клавишей ]), приберите газ и пла-а-авно задирайте нос самолета, пла-а-авненько. Самолет должен чуть подвиснуть над полосой (ни в коем случае не подниматься над ней!) и начать опускаться. Это называется «выдерживание» (Flare).

Если колеса коснутся земли на большой вертикальной скорости, «Каб» может скозлить, то есть начать скакать по полосе. Неприятно, но поправимо. Куда опаснее наземный разворот, бич хвостокатов (Ground loop). Помните — оказавшись на земле, старайтесь как можно быстрее затормозить самолет-хвостокат, чтобы он поскорее потерял «флюгерные» качества и не перевернулся.

Стоит сказать пару слов о триммерах. Пользоваться ими нужно обязательно. Учиться ими пользоваться надо как можно раньше, если вы не хотите весь полет удерживать джойстик в отклоненном положении. Правила такие: надо нажать нужное количество раз Num 1, если самолет стремится опустить нос вниз (обычно перед посадкой или сразу после взлета — когда скорость небольшая), и наоборот — если самолет задирает нос на высокой скорости, несколько раз нажмите Num 7. Ваша цель — оттриммировать машину так, чтобы она летела горизонтально сама. Это очень просто. Это нужно знать, и это нужно уметь. Собственно говоря, учиться триммировать машину для горизонтального полета (или для равномерного снижения или набора высоты) надо сразу же, как только вы подняли ее в воздух. Очень скоро вы научитесь делать это автоматически. Переоценить значение этого навыка нельзя.

В Бермудском треугольнике в это время года можно увидеть вещи и похлеще зеленых полупрозрачных сухогрузов.

Коршуном в небе рыщет планер в поисках восходящих потоков.

Tutorial 6: Introduction to Mountain Flying

Примерное время: 10 минут

Самолет: Cessna Skyhawk SP Model 172

Цель: совершить посадку в аэропорту Lower Loon Creek.

Основная мысль этой миссии — в горах надо летать осторожно. Взлетайте с закрылками (F7), медленно набирайте высоту (быстро не получится — воздух разреженный, движок плохо тянет, крылья плохо держат) и летите по указателям на другой горный аэродром. Сохранитесь перед приземлением — полоса очень короткая, и она начинается сразу же за пригорком за последним указателем. Кусты за полосой опасны, задевать их очень не советую.

Tutorial 7: Introduction to Soaring

Примерное время : 30 минут

Планер: DG-808S Competition Sailplane

Цель: пролететь через все «ворота» и совершить посадку в аэропорту Minden-Tahoe.

Замечательная обучающая миссия. Она несет множество положительных эмоций. Планер — это здорово. Во-первых, красивые пейзажи. Во-вторых, не гудит двигатель — только шумит ветер в стропилах стремительным домкратом да попискивает индикатор направления воздушных потоков.

Вызовите буксир (Ctrl+Shift+Y) и держите планер точно за самолетом. Самое сложное в этой миссии — не порвать трос, улетев вбок, так что отнеситесь к взлету очень внимательно и вовремя пресекайте бунтарские поползновения планера: «Твое дело телячье, куда тянут, туда и ты».

Когда вам скажут отпустить трос, сделайте это (Shift+Y). Теперь вы один на один с небом... и с незримым доброжелательным инструктором. Планируйте к ближайшей области восходящего воздушного потока. Советую включить в настройках графики условное отображение воздушных потоков. Без этих зеленых полосок ориентироваться трудно, а с включенным «естественным» малозаметным дрожанием воздуха игра начинает сильно тормозить.

Принципы полета на планере просты — планируем до воздушного потока, затем в нем кружимся, набирая высоту, и планируем по своим делам дальше. Вам потребуется выслушать лекцию о разных типах восходящих потоков, пролететь через все «воротца», ознакомиться с работой индикатора потоков (это просто: чем выше писк, тем лучше) и завершить задание, приземлив планер на аэродром (не забудьте выпустить шасси, тормозите в воздухе интерцепторами). Сложный момент в том, что в случае ошибки на второй круг уйти, понятно, нельзя. Но, если вы не хотите ошибиться, спускайтесь по спирали прямо над аэродромом — так промахнуться мимо земли будет почти невозможно.

В конце самое главное — не перелететь полосу. Планер штука летучая и садится с большой неохотой.

Tutorial 8: Transitioning to Jets

Примерное время: 20 минут

Самолет: Bombardier CRJ700

Цель: совершить посадку в международном аэропорту Glazgow.

Вот и первый реактивный самолет. Первая миссия, где из-за скорости можно просто потеряться в приборах, не успевая реагировать на команды инструктора, собирать приборы в кучку, корректировать вручную все флуктуации скорости, высоты и направления.

Это первый перелет из одного аэропорта в другой по всем симуляторным правилам. Слушайте инструктора внимательно — он читает длинную лекцию и между делом общается с диспетчерами. Мотайте на ус.

Закрылки, руление, предварительный старт (Hold Short), исполнительный (Positon and hold) — взлет. И тут начинается сражение с приборами. Ориентируйтесь в первую очередь по левому экрану (сиреневые значки) и по компасу миссии. Выполняйте команды инструктора.

На посадке постарайтесь как можно раньше и точнее выйти в створ полосы. ILS вам не поможет — посадка визуальная. Следите за скоростью, не давайте ей опускаться ниже 120. Сразу же, как только самолет коснется ВВП колесами шасси, несколько раз быстро нажмите F2 — заработает реверс. Самолет замедлится — плавно оттормаживайтесь и сверните с полосы на рулежную дорожку слева. Последовать за «Боингом» к стоянке — это уже дело техники.

Tutorial 9: Helicopter Basics

Примерное время: 10 минут

Вертолет: Robinson R22 Beta II

Цель: пролететь через 9 «ворот».

Не советую браться за вертолеты, пока вы не освоились с авиасимулятором в общих чертах. Просто потому, что вертолеты очень сложны в управлении. Если полет на самолете можно сравнить с ездой на велосипеде, то пилотировать вертолет — это все равно, что балансировать на цирковом одноколесном велосипеде, жонглируя при этом. Никакого преувеличения в этом нет — вертолеты действительно настолько сложны и, не побоюсь этого слова, противоестественны (counter-intuitive).

Однако вернемся к миссии. Вы уже в воздухе, и вам надо пролететь через несколько висящих в воздухе «ворот». Управляется вертолет так.

  • Сектор газа регулирует тягу основного винта. Прибавили — летим вверх, убавили — падаем вниз, отрегулировали — крутимся на месте.
  • Вертолет, в целом, летит туда, куда вы наклоняете джойстик. Вперед, назад, вбок — ему относительно все равно куда (это пилоту не все равно — он ведь не видит, что сзади).
  • Педалями (поворотом джойстика) вертолет крутится вокруг своей оси. Работать педалями в воздухе надо постоянно, чтобы компенсировать вращающий момент, который вообще парируется задним винтом, но не всегда.

Как обычно бывает у начинающих игроков? Взлетел — хорошо! Летим — отлично, хотя, может быть, немного и не туда, куда хотим. Надо зависнуть — и падаем. Просто вертолет не хочет стоять на месте, его постоянно куда-то несет и крутит, поднимает и опускает. Натурально — неустойчивое равновесие. Парируем, парируем (почувствуйте себя Сизифом) — начинаются другие крены, другое вращение, и улетает вертолет куда-то на кулички или втыкается в землю. Дело обычное.

Избавиться от постоянных неудач поможет главное правило управления вертолетом — надо парировать все ненужные движения, моменты и сносы за секунду-две до того, как они появятся. Звучит парадоксально, но это именно так. И без спинномозговых навыков, без многочасовых тренировок здесь никак не обойтись.

Летит самолет, в лыжи обутый — неожиданно для нас он может устроить мастер-класс по горному слалому.

Не шутите с заброшенными индейскими храмами, иначе все может кончиться, как здесь. На самолете — змеиный идол, и вот уже один движок отключился, а другой радостно горит.

Tutorial 10: Helicopter Takeoff and Landing

Примерное время: 10 минут

Вертолет: Robinson R22 Beta II

Цель: совершить посадку в заданных точках.

Вот и первая возможность совершить посадку. Для этого надо зависнуть над площадкой и плавно прибрать на пару делений сектор газа на джойстике. Главная проблема, само собой, — удержать вертолет в неподвижности над посадочной площадкой. А сделать это можно только через тяжелый и упорный труд.

Зато потом, когда начнут сказываться результаты тренировок, вы поймете, насколько это волшебная штука — вертолет. Но это будет потом, а пока — вернемся к самолетам, простым и понятным.

Sitka Approach

Примерное время: 15 минут

Самолет: Cessna Skyhawk SP Model 172

Цель: совершить посадку в аэропорту Sitka Rocky Gutierrez.

Визуальная посадка (уже без маркеров), острова, закат, пролет над палубой морского лайнера — красота! И, конечно, «Цессна», наш надежный друг в виртуальном небе. Взлетная полоса прямо перед вами (надо лишь немного взять влево, чтобы выйти в створ), джойстик в руках — дерзайте! Задание очень легкое.

Midwest Fly-in

Примерное время: 15 минут

Самолет: Piper J-3C-65 Cub

Цель: совершить посадку в аэропарке Eagle Creek.

Пожилой фермер просит вас прокатиться с ним на его «Пайпере» на ближайший авиационный праздник. Вообще задание простое, есть лишь несколько тонких моментов.

  • Не врежьтесь в амбар на взлете — жена фермера будет недовольна.
  • Чтобы попасть мучной бомбой в мишень, надо пролететь над ней на бреющем полете — так промах исключается.
  • Вспугните птиц, сидящих на яхтах на берегу водохранилища, — это просто весело.
  • Чтобы приземлиться точно на помеченный участок полосы, лучше сделать правильный заход с двумя поворотами (как в пятой обучающей миссии).
  • Коснувшись шасси ВПП, как можно быстрее уложите туда же хвост «Пайпера» и затормозите, иначе самолет развернется под ветер флюгером и может перевернуться самым нехорошим образом.

Hawaiian Checkout

Примерное время: 45 минут

Самолет: Mooney M20M «Bravo»

Цель: совершить посадку в аэропорту Hana.

Интерактивная экскурсия по Гавайским островам. Скоростной одномоторный самолет требует внимания при посадке, и выкатываться с полосы некуда, впереди — море.

San Juan Island Run

Примерное время : 50 минут

Самолет : de Havilland DHC-2 Beaver floatplane

Цель: совершить посадку в порту Friday Harbor.

Пилотируем «Бобра». У вас будет два варианта маршрута с самого начала — выбирайте любой. Приводняйтесь очень аккуратно — если уткнетесь поплавками в берег, исправить положение самолета уже не получится.

Flour Power

Примерное время: 5 минут

Самолет: Air Creation Buggy 582SL Trike

Цель: обстрелять плоты и катера мешками с мукой десять раз, совершить посадку.

Правило меткого бомбометания одно — летайте на бреющем. Каждое попадание в матрац дает дополнительные десять секунд к изначальным двум с половиной (по истечении времени вырубается двигатель). Каждое попадание в катер дает минуту. Если вы не очень уверенно летаете на мотодельтаплане, даже не пробуйте бомбить катера. Бомб у вас двадцать, времени должно хватить с лихвой. Наслаждайтесь тропическим пейзажем, бомбите, загорайте.

Если совершить посадку на авианосец, то бомб снова станет двадцать.

Telluride Landing

Примерное время: 15 минут

Самолет: Bombardier Learjet 45

Цель: совершить посадку в аэропорту Telluride Regional.

Виртуальная посадка на реактивном самолете требует реакции выдержки и некоторого опыта (не очень большого, впрочем). Вам все расскажут по дороге, самолет послушен и быстр. Важны лишь два момента. Во-первых, сразу за полосой гора, уйти на второй круг будет сложновато (но можно). Спойлеры управляются рукояткой слева от блока секторов газа — установите рукоятку с самого начала в среднее положение.

Не снижайтесь слишком быстро — аэродром горный, — но и перелета бойтесь, потому что полоса короткая и кончается пропастью.

Rome-Naples Airline Run

Примерное время: 30 минут

Самолет: Airbus A321

Цель: совершить посадку в международном аэропорту Capodichino.

Вот вы и стали наконец пилотом виртуальных авиалиний. Задание выполнить очень просто — все, что нужно, вам расскажет второй пилот. Чтобы не бороться с самолетом в пути, пользуйтесь автопилотом — включите его сразу после взлета (Z) и не забудьте настроить направление, высоту и скорость.

Swedish Championship Soaring Course

Примерное время: 1 час

Планер: DG-808S Competition Sailplane

Цель: совершить посадку в аэропорту Ekeby.

Простой перелет из точки А в точку Б на планере. Все так же, как и в обучающей миссии. На последнем этапе дайте себя сфотографировать и сажайте планер — вы уже умеете это делать.

Secret Shuttle

Примерное время: 45 минут

Самолет: Boeing 737-800

Цель: совершить посадку на аэродроме Groom Lake.

Тайное правительственное задание — вам надо доставить секретных работников таинственной базы Area 51 на работу. Начинается миссия в аэропорту Лас-Вегаса — великолепный вид на знаменитый бульвар Лас-Вегаса. Никаких проблем, никаких сюрпризов, кроме разве что НЛО, секретных самолетов, загадочных огней и другой мистики. Летите по указателям и приземляйтесь на базе Area 51 — вы пролетите мимо нее и сделаете два правых поворота.

НЛО лучше всего рассмотреть, поставив игру на паузу, как только диспетчер заговорит о неопознанном объекте. Поставьте вид с аэропорта, и вы увидите летающую тарелку, приближающуюся к самолету.

«Спасибо, что воспользовались нашим авиарейсом. Хотя куда вы денетесь...»

Game Park Patrol

Примерное время: 45 минут

Самолет : Air Creation Buggy 582SL Trike

Цель: найти пропавшего слоненка.

Ведь так не бывает на свете, чтобы были потеряны слонята! Однако один из них потерялся в жаркой африканской саванне, и зверолов отправляется с вами на поиски. Не задавите слонов. Если не хотите долго искать слоненка, подскажу — он находится точно к юго-западу от пересечения дорог под деревом. Летайте низко — так будут лучше видны не только слоны, но и зебры, и жирафы.

Это интересно: миссия проходится тривиально с отключенной в настройках графики автогенерацией пейзажа. Найти одно-единственное дерево в пустыне не так сложно.

Tutorial 11: Helicopter Maneuvers 1

Примерное время : 15 минут

Вертолет: Robinson R22 Beta II

Цель: пролететь через 10 «ворот», совершить посадку на авианосец.

Достаточно трудное задание, в котором вам придется пролететь на вертолете через несколько «ворот», в том числе через одно вплотную примыкающее к скале — если влетите быстро, затормозить не успеете и «впишетесь» в пейзаж.

Сесть на авианосец тоже очень трудно — он, что характерно, движется. Советую для начала «сесть на хвост» кораблю фигурально, а потом, нагнав его, осторожно зависнуть над движущейся палубой.

Down Under

Примерное время: 5 минут

Самолет: Bombardier Learjet 45

Цель: пролететь как минимум через одну цель, совершить посадку в международном аэропорту Kingsford Smith.

В общем, это тренировка перед миссией Jet City. На бизнес-джете «сбейте» как минимум одну зеленую цель (лучше больше) и посадите самолет на прекрасную, удобную и очень длинную взлетно-посадочную полосу рядом. Не забудьте про реверс и следите за скоростью, чтобы не влететь в полосу ракетой.

Austrian Alpine Soaring Course

Примерное время : 50 минут

Планер : DG-808S Competition Sailplane

Цель : совершить посадку в аэропорту Zell Am See.

Все задания с планером очень легкие — и это не исключение. Вам нужно лишь стараться преодолеть трассу как можно быстрее, развивая скорость в планировании между восходящими потоками.

Caribbean Landing

Примерное время: 15 минут

Самолет: Bombardier CRJ700

Цель: совершить посадку в международном аэропорту Princess Juliana.

Простая посадка на реактивном самолете в знаменитом аэропорту «Принцесс Джулиана» острова Сан-Мартин — это единственный в мире аэропорт, который находится так близко к пляжу, что туристы со всех стран мира съезжаются сюда, чтобы полюбоваться на проносящиеся над головой самолеты.

Основная проблема в том, что сразу за полосой начинаются горы и промахиваться мимо полосы опасно. Следуйте за стрелками и, когда увидите полосу, осторожно маневрируя, направьте самолет в створ. Реверс — ваш лучший друг, когда шасси коснутся бетона.

Paris Airshow Demonstration Flight

Примерное время : 25 минут

Самолет: Airbus A321

Цель: пролететь над аэродромом на высокой скорости, пролететь над аэродромом на низкой скорости, совершить посадку в аэропорту Le Bourget.

Слушайте указания второго пилота и пользуйтесь автопилотом — на то «Эйрбас» и продвинутый самолет, чтобы летать самостоятельно. Пролетать над аэрошоу надо параллельно ВПП, стараясь не «слетать» с нужной траектории.

Flying Blind Across the Channel

Примерное время: 30 минут

Самолет: Cessna Skyhawk SP Model 172

Цель: совершить посадку в аэропорту Le Touque Paris-Plage.

Очень легкий полет по приборам через Ла-Манш. Вас ведет GPS, а добравшись до аэропорта назначения, совершить посадку можно уже визуально.

Swiss Outing

Примерное время: 15 минут

Самолет: Cessna Skyhawk SP Model 172

Цель: совершить посадку в аэропорту Interlaken.

Замечательный, просто замечательный голос у вашего напарника. Таким голосом только объявлять о том, что «Цессна» лишилась двигателя в горах Швейцарии.

Это первая миссия из серии «Ничто не предвещало беды, была пятница, тринадцатое...» — и самая легкая из всех. Просто плавно сверните направо, перемахните через гребень горы и, выпустив закрылки, аккуратно спланируйте на аэродром.

Innsbruck Approach

Примерное время: 15 минут

Самолет: Beechcraft Baron 58

Цель: совершить посадку в аэропорту Innsbruck на взлетно-посадочную полосу 08.

Сложный заход на посадку среди гор. Возможен баг — внезапное отключение двигателя. В горах это вдвойне неприятно. Летите по маркерам, заходите на полосу и приземляйтесь. «Барон 58» — хороший, удобный и легкий в обращении самолет, он выдюжит.

Aleutian Cargo Run

Примерное время: 50 минут.

Самолет: Grumman G-21A Goose

Цель: доставить почту в порту Chernofski, совершить посадку в аэропорту Unalaska.

Очень простое задание, очень красивые Алеуты. Самая трудная часть — посадка. Дождь, болтанка, сильный боковой ветер. Лететь придется «крабом», держа нос по ветру (влево от полосы). Перевернуться самолет не перевернется, но крылом чиркнуть землю может.

Loopy Larry

Примерное время: 15 минут

Самолет: Piper J-3C-65 Cub

Цель: посадить самолет на школьный автобус.

Необычайно сложная миссия, которая непонятно что делает среди легких. Секрет в том, чтобы зайти на автобус на нужной скорости и высоте. Взлетайте, разворачивайтесь и выдерживайте скорость 50 миль в час (44 узла). Командуйте автобусу стартовать — дальше все зависит уже от ваших навыков пилотирования «Пайпера» и от того, как ровно по центру полосы вы окажетесь. Обязательно оттриммируйте самолет, чтобы он давал вам свободно маневрировать, не стремясь спикировать на бетон. И еще один важный момент — вам нужно не посадить самолет на крышу, а просто несколько секунд подержать передние шасси на крыше автобуса, держа хвост «по ветру» — тогда посадку засчитают.

Это интересно: рядом с взлетной полосой стоят в качестве экспозиции несколько самолетов — среди них тяжелый Ан-225 «Мрия».

Amazon Trek

Примерное время: 40 минут

Самолет: Grumman G-21A Goose

Цель: подобрать припасы в базовом лагере, доставить припасы в отдаленный археологический лагерь, совершить посадку в аэропорту Quincemil.

Первая сложность — посадка на небольшие озера. Сажайте «Гуся» с пологой стороны озера (не забываем опустить поплавочки) и плавно подводите к причалу лагеря археологов. Если чувствуете, что вот-вот выкатитесь на берег, — выпускайте шасси, и авария не состоится.

Вторая проблема в том, чтобы дать задний ход. Как это сделать? Обычно — с помощью функции буксирования (Pushback), которая работает не только в аэропортах, но и везде. Нажимаем Shift+P, и «Нырок» плывет хвостом вперед.

Археологи попросят вас помочь с поисками змеиного храма — соглашайтесь. Храм расположен на берегу озера в форме змеи, в районе ее «хвоста». Аккуратно приземляйтесь и заруливайте к берегу, к камню между статуями змей. Советую начать выруливать на взлет заранее — когда начнется чистой воды «Индиана Джонс», времени у вас будет мало. Будьте очень осторожны, покидая храм, двигайтесь на небольшой скорости, чтобы успеть сманеврировать в случае проблем.

Взлетайте, набирайте высоту (это важно) и готовьтесь к сюрпризам. Возможность зайти на посадку у вас будет только одна.

Tokyo Executive Transport

Примерное время: 40 минут

Вертолет: Bell 206B JetRanger III

Цель: подобрать пассажиров с небоскреба в Shiodome, приземлиться в международном аэропорту Narita.

Забавнейшая миссия с секретом. Если не считать игровых тормозов, то нет ничего сложного в том, чтобы сесть на крышу небоскреба в Токио, а потом долететь до аэропорта.

Интересная и трудная часть начинается после этого, если вы согласитесь на задание секретного агента и пересядете на самолет.

Летите за шпионским самолетом на расстоянии 2-4 миль. Оттриммируйте самолет тщательно и ускорьте игровое время, потому что лететь придется очень долго. Важно не потерять самолет из виду и не подлететь к нему слишком близко.

Когда вы увидите экраноплан, сохранитесь — скоро посадка. Увидев таинственный остров, продолжайте следовать за самолетом на безопасной дистанции. Сохранитесь, потому что теперь вам придется совершить посадку. Где? Очень просто — летим через небольшой просвет в скалах и садимся визуально на искусственную взлетно-посадочную полосу, ведущую в таинственную пещеру. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, — надо лишь делать все правильно (закрылки) и не задеть крылом скалу перед самой посадкой.

Мощный двухмоторный самолет может подняться выше непогоды. Здесь красиво и тихо, но спускаться в снегопад все равно придется.

Закат окрашивает мир в самые неожиданные цвета. Это и есть новое небо и новая земля десятого авиасимулятора.

Jet City

Примерное время: 10 минут

Самолет: Bombardier Learjet 45

Цель: пролететь через все «ворота», совершить посадку на Boeing Field.

Простое задание на ловкость. Сделать его еще проще можно, выкрутив графику на минимум, — небоскребы просто исчезнут.

Denali Base Camp Charter

Примерное время: 1 час 15 минут

Самолет : Maule M-7-260C ski plane

Цель: доставить припасы в базовый лагерь Denali, вернуться и совершить посадку в Talkeetna.

Очень легкое задание, которое превращается в неимоверно сложное, если взять дополнительную миссию по эвакуации с ледника. Самолет ваш летит в горы Канады. Он оборудован лыжами. Лыжи скользят, и очень сильно, поэтому при торможении на льду лучше все же выпускать шасси.

Второй момент — в разреженном воздухе движок перегревается и теряет обороты. Чтобы облегчить ему работу, обедните (Lean) топливную смесь процентов до тридцати пяти — ориентируйтесь по тахометру, чем больше обороты, тем лучше.

Приземление в базовом лагере Денали лишь немногим сложнее обычной посадки — просто скольжение вас немного удивит. Но эвакуация раненого альпиниста с огромной высоты в 14 200 футов (выше практического потолка) — это что-то с чем-то. Вам придется наскребать высоту на грани сваливания. Нет и речи о том, чтобы перед посадкой замедлять самолет, а медицинский лагерь расположен на таких диких склонах, что затормозить там — что на лыжах, что на шасси — почти невозможно. Первые несколько попыток будут проходить так: залетели на уступ, скользим, скользим... и вылетели обратно в небо, так и не сумев зацепиться колесами за лед. Чтобы подобрать альпиниста, не обязательно останавливаться полностью, можно медленно и грациозно проскользить рядом.

Tutorial 12: Helicopter Maneuvers 2

Примерное время: 15 минут

Вертолет: Robinson R22 Beta II

Цель: пролететь через все ворота, совершить посадку на яхту.

Адская миссия. Дерзайте, если считаете, что вертолет вам по силам. Но я вас предупредил — раньше, чем через десять часов упорных спинномозговых тренировок вы не научитесь управлять вертолетом настолько, чтобы пролететь через все эти кольца и приземлиться на яхту.

Lost in the Triangle

Примерное время: 45 минут

Самолет: Bombardier Learjet 45

Цель: найти яхту, сбросить груз и совершить посадку.

Бермудский треугольник — как же без него? В тумане у берегов Флориды потерялась яхта, на которой беспечные бизнесмены устроили корпоративную вечеринку. На «Лирджете» вы должны найти ее и сбросить рядом капсулу с припасами и прибором GPS. Как и положено, в Бермудском треугольнике — туман и аномалии. Ждите отказа некоторых приборов в некоторых районах.

Сама яхта находится... посмотрите по карте на острова, к которым мы летим. Видите три длинных прямых коралловых островка, вытянутых вдоль одной линии? Яхта — точно к западу от среднего острова, ее легко найти, включив вид сверху (F12). Сбросив припасы, не спешите сразу возвращаться — лучше летите точно на юг от яхты, где бороздит просторы Бермудского треугольника призрачный корабль. Некоторые игроки в этой миссии находили даже летящее звено «Эвенджеров» (все самолеты бесследно исчезли в 1945 году).

Jet Truck Drag Race

Примерное время: 10 минут

Самолет: Extra 300S

Цель: провести гонку и совершить посадку на закрытую взлетно-посадочную полосу.

Это миссия на том же летном поле, где мы сажали самолет на автобус. Но я бы поменял местами две миссии — эта явно проще. Основная проблема в том, чтобы пересечь старт точно в момент... старта. Опоздание на секунду-две стоит победы (грузовик с реактивным двигателем действительно шустро мчится по ВПП), а фальстарт приведет к тому, что гонка не засчитается. Еще один момент — пересекать старт надо на высокой скорости, для разгона стоит спикировать.

Лучший способ уложиться во время — сразу же сесть на хвост самолету Патти Вагстафф, она тоже вместе с вами соревнуется с грузовиком. После пролета над грузовиком сохранитесь. Полный газ имеет смысл дать за сорок секунд до начала гонки — разворачивайтесь к грузовику, можете оставить Патти. Наберите немного высоты и перед самым стартом пикируйте. Неважно, обгоните вы грузовик или нет, — миссию вам засчитают даже после поражения (просто не дадут приза). Просто не забудьте посадить самолет на закрытую ВПП (с крестиками на торцах).

Civil Air Patrol Search

Примерное время: 45 минут

Самолет: Maule M-7-260C

Цель: найти пропавший самолет.

Задание не столько трудное, сколько нудное. В разреженном горном воздухе самолетик так и норовит сорваться в неконтролируемое падение, особенно на взлете. Разбитый самолет вы найдете, летая по указателям, — он находится на маленьком плато к северо-востоку от аэродрома. Старайтесь не лезть в облака, чтобы не попасть в обледенение. Если отказывает спидометр — прогревайте трубку Пито (крайний правый белый переключатель под штурвалом).

Летчика подобрать не очень трудно — это обычная посадка «на пятачок». Будьте очень осторожны на взлете.

Amsterdam-London Airline Run

Примерное время: 45 минут

Самолет: Boeing 737-800

Цель: совершить посадку в аэропорту London Heathrow.

До Хитроу вы не долетите — сесть придется в Роттердаме. Основная проблема — неважная погода и необходимость быстро спускаться с эшелона. Садитесь по приборам — полоса 24, частота ILS 108.30, направление 239. Можно вообще сразу лететь в Роттердам, игнорируя первоначальный курс.

Africa Relief

Примерное время: 40 минут

Самолет: Douglas DC-3

Цель: доставить груз в Katale, совершить посадку в Lubero.

Очень красивая миссия и в меру сложная. Под сенью извергающихся вулканов на загруженном под завязку «Дугласе» в плохую погоду вы должны развезти грузы по африканским деревням.

Будьте очень осторожны на первой посадке — съехать с плато, не вписавшись в аэродром на тормозном пути, очень легко. Когда вас попросят подобрать груз летчики, оставшиеся «безлошадными», соглашайтесь, но взлетайте аккуратно, чтобы не задеть деревья.

Добраться до последнего пункта назначения вам помешают обстоятельства. Сажайте самолет на ближайший аэродром и не зацепите колесами бронемашину.

Quito Approach

Примерное время: 20 минут

Самолет: Boeing 747-400

Цель: совершить посадку на взлетно-посадочную полосу 35 в международном аэропорту Mariscal Sucre.

В общем, обычная посадка с двумя правыми разворотами (вначале можно пользоваться автопилотом). Скорость на посадке — 160, сразу после касания — реверс, воздушный тормоз (слева на блоке секторов газа) на максимум, затем тормозим шасси.

Аэропорт высотный, воздух разреженный, так что бойтесь, очень бойтесь сваливания. Заходить на посадку нужно очень осторожно — пусть «Боинг» коснется полосы мягко и нежно. Посадка визуальная. Скажу сразу — без определенного навыка этот огромный самолет нелегко заставить слушаться.

Foul Weather Water Rescue

Примерное время: 40 минут

Вертолет: Bell 206B JetRanger III

Цель: найти пропавшую яхту.

В общем, ничего сложного, если не считать того, что трижды в ходе задания придется зависнуть неподвижно на ветру. Пропавшая яхта находится точно к северо-западу от Пийа — найти ее легко, посмотрев на карту сверху (F12). Зависли, дождались, пока спасатель примет на борт пострадавшего, — полетели дальше.

Второй потерпевший крушение плавает к западу от яхты, в сотне метров от нее. Примите его на борт и летите в больницу — нужно будет приземлиться на крышу, на вертолетную площадку.

Catalina Day Spa

Примерное время: 25 минут

Самолет: Cessna Grand Caravan C208B

Цель: совершить посадку в аэропорту Santa Monica.

Задание — перевезти звезду кино на курорт. Неприятность — на полпути, над океаном откажет двигатель. Как ни странно, «звезда кино» не проронит ни звука, и вообще весь полет будет проходить в тишине.

Разработчики хотят, чтобы вы посадили «Караван» на борт авианосца. В принципе, если вы сразу наберете высокую скорость, то сможете без труда дотянуть до аэропорта на севере. Но нет — разработчики так желают увидеть вас на борту авианосца, что, если вы приземлитесь где-то еще, задание будет провалено. Весело, да?

Limited Options

Примерное время: 30 минут

Самолет: Boeing 737-800

Цель: совершить посадку.

В этом задании разработчики воспроизвели с некоторыми изменениями знаменитый случай с «Планером Гимли», который произошел в 1983 году. Бортовой компьютер неправильно посчитал топливо в килограммах вместо фунтов, и на высоте 12 километров канадский «Боинг 767-200» остался без топлива. Летчики сумели спланировать на заброшенную взлетную полосу аэропорта Гимли — пассажиры отделались тяжелым испугом.

В этой миссии мы летим на «Боинге 737-800» над Индийским океаном, но ситуация похожая, даже двигатели отказывают в том же порядке: сначала левый, потом правый. Однако причина отказа двигателей немного другая — утечка топлива. Возможно, разработчики взяли некоторые моменты из полета 236 «Эйр Трансат» Торонто — Лиссабон в августе 2001 года, когда самолет из-за утечки и ошибки пилота остался без топлива над Атлантикой. Летчики посадили его на Азорских островах. В этой миссии мы тоже должны спланировать на острова.

Советую сразу после начала миссии свернуть прямо на юг или на север. Остров на севере ближе, но там очень короткая ВПП для посадки (реверса-то нет, двигатели не работают). Остров на юге чуть дальше, но долететь до него вполне реально. Как вы понимаете, заход на посадку может быть только один. Поэтому правило такое: за пять миль до аэропорта вы должны быть на высоте четырех-пяти тысяч футов — так вы, выпустив шасси и играя с механизацией, сможете плавно и аккуратно посадить ваш тяжелый планер.

«Лирджет» в поисковой операции — найти потерявшуюся в Бермудском треугольнике яхту надо до наступления темноты.

Полюбоваться взлетом «Боинга-737» можно и с этой точки. Почувствуй себя пассажиром.

Moonson Approach

Примерное время: 15 минут

Самолет: Boeing 747-400

Цель: совершить посадку на взлетно-посадочную полосу 02С в аэропорту Changi.

Это — первая миссия «экспертного» ранга. И она действительно очень сложна. Буду краток: посадка, тяжелый «Боинг 747», муссон, турбулентность, нулевая видимость и сдвиг ветра (Wind shear) перед самым торцом ВПП. Советую сохраняться на каждом повороте и сделать отдельное сохранение за две-три мили до торца полосы.

Однако вначале все идет хорошо, если дать автопилоту лететь по указателям. Настраивайте на панели автопилота скорость, высоту и направление по указаниям диспетчера и второго пилота (ваш позывной — «Landmark 1123»). Выпускайте закрылки по команде. Когда вы окажетесь на Final Approach на высоте 2500 футов, берите управление в свои руки, выпускайте шасси. Закрылки на 30, скорость 150 миль в час.

Настройте ILD на панели радио (Radio Stack) в NAV1. Частота ILS 109.70, направление — 203. Включите направляющие (Flight Director) на панели автопилота. Ориентируйтесь по направляющим и по сиреневому ромбу на экране внизу. Следите за высотой, снижайтесь очень аккуратно — в болтанке трудно выдержать равномерную скорость снижения. Вам придется лететь на ВПП «крабиком», скулой (Crabbing), чтобы компенсировать снос — ветер справа, следовательно, вам надо повернуть нос чуть направо.

Перед самой полосой будет очень неприятный сдвиг ветра — самолет буквально начнет падать, вплоть до срабатывания сигнализации Sink Rate. Быстро прибавьте газ и подхватите самолет в падении. Как только вы вновь овладеете ситуацией, аккуратно притирайте шасси к полосе и, устроившись на ВПП, разворачивайте самолет параллельно ей. Переведите двигатели в режим реверса (несколько раз нажмите F2).

Добро пожаловать в Сингапур сезона дождей. Ваш приз — зонтик.

747 Test Flight

Примерное время: 30 минут

Самолет: Boeing 747-400

Цель: провести все тесты, совершить посадку в аэропорту Mojave.

Название звучит интересно, но на деле задание оказывается скучноватым. Взлетаем, летим на тестовый полигон, проверяем сваливание без механизации, сваливание с посадочной механизацией... потом один за другим отказывают три двигателя, и самолет совершает посадку на военный аэродром.

Можно садиться вообще на планировании — высоты с избытком, и вбок тянуть не будет.

Dutch Harbor Approach

Примерное время: 15 минут

Самолет: Beechcraft King Air 350

Цель: совершить посадку в Dutch Harbor.

«Погода типичная для зимних Алеутских островов — то есть никакая». Особых сюрпризов не будет — просто очень сильный ветер и плохая видимость. Сначала летим к маячку NDB, потом сворачиваем, как командует второй пилот, и ищем взглядом полосу. Возможно, вы пару раз промахнетесь — ничего страшного. Главное, что двигатели не горят, топлива достаточно, на борту никто не умирает — обычная посадка в плохую погоду.

Yakutat Mail Run

Примерное время: 35 минут

Самолет: Beechcraft King Air 350

Цель: совершить посадку в аэропорту Yakutat.

Задача — доставить почту из Канады в городок Якутат на Аляске. Самолет с почтой должен перевалить через высокие горы и уложиться в полчаса, пока аэропорт Якутат не закрылся по погоде.

Погода достаточно мрачная, видимости никакой. Взлетайте, осторожно набирайте высоту (влететь в склон горы, зазевавшись, здесь очень легко) и на всех парах на высоте 16 000 футов следуйте прямиком в Якутат. Не забудьте включать время от времени обогрев трубки Пито (Shift+H), чтобы из-за обледенения не вырубался индикатор скорости.

«Тебе не кажется, что движок как-то странно звучит? Нервишки шалят — летим ведь над горами».

Не буду портить вам удовольствие и рассказывать обо всех сюрпризах, что ждут вас на долгой дороге в Якутат. Скажу лишь, что придется нелегко и начнутся неприятности за сорок километров до аэропорта. Сажать самолет придется при нулевой видимости, поэтому сразу скажу: приборы — ваше спасение. Маяк NDB у взлетной полосы работает на частоте 385.0 (желтая стрелка, и не забудьте включить тумблер ADF). Частота ILS уже настроена — 110.10, направление полосы — 107 (настраивается справа под индикатором направления). Зеленые полоски должны совместиться. Заход будет только один. В ваших интересах — не бросать самолет на торец полосы 11, а немного пролететь над ней.

Oil Rig Transport

Примерное время: 35 минут

Вертолет: Bell 206B JetRanger III

Цель: доставить инспектора, совершить посадку на платформу.

Плохая погода, дождь. Как вы уже догадываетесь, инспектор на нефтяную платформу опоздал — всего трое рабочих ухитрились разнести платформу вдребезги пополам. Вам в мягкой форме предлагается эвакуировать всех трех. Первого вы снимете с вертолетной площадке (садитесь туда сразу), второго — с высокого серого помещения на соседней платформе, третьего — с мостика между платформами.

Обломок пробил бензобак, так что приземляться придется на танкер, несущийся зачем-то на всех порах к догорающим платформам.

Основная проблема в этой миссии — вертолет. Если вы не научились с ним бороться, то лучше даже и не пробовать. Помните главное правило — парируйте ненужный поворот, лишний занос в сторону или резкое падение за пять секунд до того, как они начнутся.

К сведению: это случилось в 1988 году в Северном море — пожар на нефтяной платформе «Пайпер Альфа». Платформа была уничтожена, и из-за того, что эвакуацию не провели вовремя, на ней погибли 167 человек.

Летчик жив — полет удался. Совершать посадку в таких экстремальных условиях в игровых миссиях приходится часто.

Рассказывают спасенные нефтяники: «Мы думали, оно того, а оно, это, ка-ак бабахнет!».

Red Bull Time Trial

Примерное время: 5 минут

Самолет: Extra 300S

Цель: пролететь через все ворота, выполнить все фигуры и совершить посадку.

Наверное, вы уже догадываетесь, что не зря слалом на Extra 300S под патронажем Red Bull поставили в самый конец списка всех миссий (и в самый конец «экспертных» миссий»). Это задание смело назову самым сложным из всех. На максимальных настройках реализма пролететь через все десять ворот, при этом выполнить все фигуры и дотронуться колесами до полосы, уложившись от первых до десятых ворот в две минуты двадцать секунд — совсем не шутка. Побить рекорд и уложиться в 110 секунд сможет лишь настоящий профессионал. А если задеть надувные воротца крылом, то идет штраф в пять секунд — а не задеть поначалу очень сложно.

Правила такие: пролетаем первые ворота на высокой скорости, сворачиваем круто налево на 180 градусов, пролетаем через вторые ворота, затем через третьи, сворачиваем направо. После четвертых ворот нужно обязательно взмыть в воздух вертикально (можно довернуть мертвую петлю перед пятыми вратами). Пятые ворота пройти нужно обязательно под углом в 90 градусов (крыло вверх, крыло вниз). После седьмых ворот надо взмыть вертикально (опять петля — не забывайте выключать газ в пикировании), коснуться колесами полосы (это можно сделать на полной скорости). Потом идут ворота номер восемь, девять — и десятые врата останавливают таймер.

На реалистичных настройках самолет очень непослушен. Движок мотает самолет, как веселый щенок — любимый мячик. Пройти миссию вам помогут только практика и тренировка. Можно убавить настройки реализма и поэксплуатировать частое сохранение.

На Алеутах опять идут дожди. Вспышки молний освещают пробивающийся через непогоду почтовый самолет.

«Гусь» Груммана может как приземляться, так и приводняться — в джунглях бассейна Амазонки это качество очень кстати.

Red Bull Time Trial (without arrows)

Примерное время : 5 минут

Самолет: Extra 300S

Цель: пролететь через все ворота, выполнить все фигуры и совершить посадку.

То же, что и в предыдущей миссии, но уже без указательных знаков. Если вы пройдете задание раз десять-двадцать, то и так запомните расположение ворот, поэтому ничего особенно сложного по сравнению с оригинальным Red Bull Time Trial здесь нет.

Самые главные клавиши

Горячих клавиш в игре по умолчанию очень много. Здесь — самые главные, без которых в игре очень трудно и грустно.

F9 — виртуальная кабина (включена по умолчанию). В виртуальной кабине тоже можно управляться с мелкими приборами мышью, да и выглядит она естественнее, чем традиционная плоская панель. Но в ней становится очень важным разрешение экрана, и работать с приборами при маневрах сложнее (виртуального летчика мотает по кабине).

F10 — вид на самолет снаружи. В новом симуляторе отдельные виды разместились на функциональных клавишах, тогда как раньше их можно было лишь последовательно «пролистывать» клавишей S. Да, эта горячая клавиша работает и сейчас, но вызывать самые разные положения камеры — от вида «с шасси» до слежения за нужным аэродромом или самолетом — порой проще через всплывающее меню, нажав правую клавишу мыши.

F11 — вид на самолет и пейзаж сверху вниз. Можно отдалить камеру настолько, что в нее попадет вся планета. Это не просто красиво, но и очень удобно. Обратите внимание, что с определенного увеличения масштаба самолет уже не будет лететь на картинке вверх, потому что камера автоматически сориентируется по сторонам света.

Shift+Enter — приподнять камеру в виртуальной кабине. Это бывает полезно, когда надо рассмотреть взлетную полосу перед хвостокатом или вовремя заметить огни аэродрома при посадке в плохую погоду. Обратно камера возвращается «пробелом». Ее можно двигать вниз и в разные стороны с помощью разных комбинаций Shift, Ctrl, Enter, Backspace.

+ и - — зум камеры в виртуальной кабине, снаружи и вообще везде. Весьма удобно, особенно в сочетании с поворотами камеры хаткой (пимпочкой) джойстика или клавишами цифровой клавиатуры. Однако следующая горячая клавиша позволит двигать камеру намного эффектнее.

Shift+O — режим свободной камеры, которую можно крутить во все стороны мышью, меняя угол зрения колесиком. Да, примерно так, как это было в «Ил-2 Штурмовик», исключительно удобно и реалистично. Однако при этом пропадает курсор (по приборам в виртуальной кабине уже не пощелкаешь), да и управляться с сектором газа сложно, когда правая рука на джойстике, а левая — на мыши. Но выхода здесь другого нет, кроме как поработать головой, приобретя устройство Track IR, позволяющее переводить реальные повороты головы игрока в виртуальные повороты камеры.

R (затем + и -) — настройка скорости авиасимулятора. Позволит не умереть со скуки в долгих перелетах, когда самолет летит на автопилоте. Заметьте, что отныне, чтобы вернуться в режим зума камеры, нужно не нажать R снова, а щелкнуть левой кнопкой мыши в любом месте экрана.

P — пауза.

; (точка с запятой) — сохранить игру.

Alt (с задержкой) — вызвать или убрать игровое меню.

Z — включение и выключение автопилота. Иногда это надо сделать быстро.

E+1, E+2 (и так далее) — выбор двигателя, которым вы хотите управлять. Разумеется, имеет смысл лишь там, где у самолета больше одного двигателя, и только в том случае, если по каким-то причинам нужно работать с ними раздельно. Чтобы снова включить управление всеми двигателями одновременно, нажмите комбинацию для всех двигателей подряд и быстро.

Shift+F10 — быстрое включение и отключение панели планшета (kneeboard). На планшете хранится очень важная информация — горячие клавиши, навигационные данные, журнал сообщений, да и просто справочные данные о самолете. При этом постоянно держать планшет на виду неудобно — он закрывает приборы.

A — быстро перемещает виртуальную камеру между разными участками кабины. Например, в больших авиалайнерах камера направляется на место КВС, потом направляется на блок секторов газа, на панель автопилота, на панель управления над головой — и так далее.

~ (тильда) — включение и выключение полупрозрачного окна, с помощью которого вы общаетесь с диспетчерами (ATC). Постоянно держать ее на экране тоже незачем.

W — включение-отключение панели управления на экране. Поскольку по умолчанию включена трехмерная виртуальная кабина, то клавиша эта уже почти не используется. Однако поколения виртуальных летчиков с ее помощью освобождали обзор от «лишней» приборной доски (при посадке, например).

F1 — газ на ноль.

F2 — уменьшить газ. Если у самолета есть режим реверса и он садится, то реверс включается либо несколькими быстрыми нажатиями F2, либо одним долгим.

F3 — увеличить газ. Вообще, газ лучше регулировать сектором газа на джойстике (если он там присутствует).

F4 — полный газ. То есть, упрощенно говоря, взлетный режим.

F6 — прибрать закрылки на деление. Чтобы убрать полностью выпущенные закрылки, надо нажать F6 несколько раз.

F7 — выпустить закрылки на деление. Чтобы выпустить их полностью, нужно, опять же, нажать горячую клавишу несколько раз.

G — выпустить или убрать шасси.

Num 1, Num 7 — триммеры элеронов. Архиважнейшая вещь.

Ctrl + E — включить двигатель (обычно в начале игры он уже включен). Горячей клавиши для автоматического выключения двигателя в игре нет. Советую забить эту важную функцию на Ctrl+Shift+E, пользоваться ею вы будете часто.

Shift + E — открыть или закрыть двери кабины или стекло фонаря.

B — быстрая настройка альтиметра по давлению.

Ctrl + X — настройка оптимальной смеси в карбюраторном двигателе (надо нажать несколько раз).

. (точка) — тормоза. Ctrl+ . — ручник, то бишь стояночные тормоза.

L — посадочные огни, маячки, освещение кабины — все вместе. Ctrl+L — только посадочные огни. Shift+L — только освещение кабины.

V — снять скриншот. Картинки валятся по умолчанию в папку документов и картинок.

обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
7.6
проголосовало человек: 521
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования