КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (68) июль 2007
вид для печати

Command & Conquer 3: Tiberium Wars

Жанр:
Разработчик:
EA Los Angeles
Издатель:
Electronic Arts
В России:
Софт Клаб
Системные требования:
Минимальные - 2 GHz, 512 MB, video 128 MB
Рекомендованные - 3 GHz, 1 GB, video 256 MB
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
LAN, интернет
Рейтинг: 90%

Сразу после выхода третьей части серии Command & Conquer стало очевидно, что появление этой игры в «Дуэльном клубе» — вопрос времени. А вот с составом участников вопрос долгое время оставался открытым. И вот почему.

О свой готовности играть сразу же заявил Алексей Шуньков, автор рецензии и руководства, опубликованных в прошлом номере нашего журнала. Но кого можно ему противопоставить? Алексей прошел игру от начала до конца, а кроме того, в течение месяца регулярно тренировался на интернет-сервере, к нынешнему моменту добравшись уже до 30-го уровня.

На право участвовать в дуэли претендовали несколько наших опытных стратегов, но первые же пробные партии показали, что шансов у них нет. А ведь основной принцип «Дуэльного клуба» гласит, что участники должны обладать примерно равной квалификацией. Решение предложил сам Алексей: «Я хочу бросить вызов Феликсу Морозовскому. За победу не поручусь, но в крайнем случае буду достойно сопротивляться».

Попробуем вкратце пояснить ситуацию. Феликс — киберспортсмен со стажем, причем играет он преимущественно в стратегии: Warcraft 3, Starcraft, Warhammer 40.000. Уровень его мастерства вы могли неоднократно оценить по множеству профессиональных статей в нашем журнале. К тому же киберспорт подразумевает высочайший уровень микроконтроля: опытные спортсмены отдают в минуту порядка 200-300 осмысленных команд. Для рядовых игроков эти цифры кажутся запредельными.

Шансы участников уравнивает тот факт, что Феликс начал знакомство с игрой достаточно недавно. На его стороне — многолетний стратегический опыт и высочайшая скорость управления. Есть козыри и у Алексея — глубокое знание игры и богатый набор тактических хитростей.


* * *

Итак, впервые в «Дуэльном клубе»: журналист бросает вызов киберспортсмену!

...на заднем плане слышны шум толпы и дружное скандирование.

Дуэлянты об игре

Алексей Шуньков

Алексей, 99KB

Год рождения: 1981

Образование: физика полупроводников

Игровой стаж: 15 лет

Игровой журналист, редактор, руководитель видеолаборатории журнала. В компьютерных играх ценит идеи, в стратегиях — хорошую диверсию, в боевиках предпочитает роль снайпера.

Коротко об игре

Суть Command & Conquer 3 — в быстрой экспансии. Появление среди боевых единиц «разведчика» позволяет основывать побочные базы практически сразу, не дожидаясь развития основной. Такого не было ни в одной из предыдущих игр по тибериевой вселенной: там мобильный сборочный цех стоил дорого, ездил медленно и строился только на военном заводе. Здесь же захват карты и скорейшее освоение ресурсных полей — жизненная необходимость, и все возможности для этого предусмотрены в самой игре.

Большая часть воинского замысла здесь, как и в большинстве других стратегий, состоит в выбранном способе развития — то есть в последовательности постройки зданий и, соответственно, войск. Существуют быстрые и медленные пути развития, тактики и антитактики... Однако для победы важно не только оперативно наладить экономику и сформировать сильную армию, но и разгадать планы оппонента.

Алексей Шуньков

Феликс Морозовский

Феликс, 94KB

Год рождения: 1984

Образование: социальная психология

Игровой стаж: 18 лет

Игровой журналист, «прогеймер». Отдает предпочтение игре с живым противником, откуда и пошло увлечение киберспортом. Больше всего ценит стратегии — за баланс между тренировкой реакции и стратегического мышления. Обычно старается не пересилить, а перехитрить противника.

Коротко об игре

Особенность Command & Conquer в том, что эта игра основана на макроуправлении. То есть ваше экономическое преимущество в сочетании с контролем положения на всей карте играет более важную роль, чем раздача локальных команд во время боя и отвод раненых бойцов. Для сравнения — в Warcraft 3 несколько потерянных бойцов могут стоить вам победы.

Чтобы победить, нужно будет обеспечить хорошее экономическое развитие и контроль над картой. Атака же с нескольких сторон — самый верный способ выиграть сражение.

Феликс Морозовский

Раунд 1. Ассиметричный ответ

Начальные условия
Карта: Арена Алексей Шуньков
Скринны
Феликс Морозовский
Скринны

Алексей Шуньков: Ага, бой будет зеркальным — Феликс тоже выбрал скриннов. Ну вот и славно. Значит, у меня будет какое-то время на развитие: быстрые атаки в самом начале партии не в почете у пришельцев. На ранних этапах стоит опасаться вражеской «электроловушки» в зоне скопления комбайнов, на более поздних — диверсанта-манипулятора, на совсем поздних — флотилии укрытых силовыми полями бомбардировщиков. Что ж, не привыкать.

Феликс Морозовский: В первой игре я решил попробовать мой недавно придуманный блиц, основывающийся на одной неочевидной особенности игры. У расы скриннов есть мобильный пехотинец, отряд которых стоит 800 единиц ресурса и строится восемь секунд; для его заказа необходимы дверь, мозговой центр и оборонный комплекс. Но тот же самый отряд можно получить и иным путем — при продаже «портала». Пехотинцы стоят при этом фактически всего 500 — то есть половину цены портала. Строится портал на две секунды дольше, но это компенсируется итоговой дешевизной отрядов. Кроме того, вам не понадобится оборонный комплекс, а мастерские и так обычно нужны для развития.

Такую тактику можно использовать и для накопления войск параллельно с другим развитием, и как самостоятельную основу для быстрой атаки. Ведь вы, ко всему прочему, можете передвигаться по карте с постоянной куплей-продажей порталов. В конечном итоге получается своеобразная строительная лавина, которая катится к базе врага, обрастая по пути все новыми мобильными пехотинцами. А поскольку они дешевые, то при мало-мальски налаженной экономике у вас останутся лишние средства — на них можно, к примеру, обставиться оборонительными сооружениями уже прямо на базе врага, чтобы усилить натиск.

Я решил использовать блиц, чтобы быстро закончить партию.

Часть 1

Алексей Шуньков: Карта благоприятствует длинному развитию, поэтому спешить с войсками я не буду. Сначала займемся экономикой. Первый обогатитель сдан в эксплуатацию, и комбайн отправляется на промысел. Пока он трудится, рядом появляется реактор, и уже вслед за ним — мастерская, дающая дополнительную очередь строительства. Такое развитие позволяет выдержать баланс между деньгами и производственными мощностями — к моменту появления мастерской денег уже вполне достаточно, чтобы без труда строить в два потока.

C&C, скриншот, 309KB Шуньков: Этот обогатитель пробудет на карте не дольше секунды.

Синхронно с постройкой первого обогатителя главное здание испускает из себя «разведчика», чтобы оперативно занять поле синего тиберия на юге карты. Дождавшись, пока он с грехом пополам окопается (что ж так долго-то?), я ставлю рядом два обогатителя, причем второй из них немедленно продаю. В сухом остатке — два поочередно разгружающихся комбайна и облачко ос, оставшееся после продажи здания. Все, экономическая база готова. В первом приближении. Интересно, что там у Феликса?

Феликс Морозовский: Для хорошей войны нужна хорошая экономика. Судя по многочисленным записям боев, которые я просматривал в ходе подготовки к дуэли, один из самых популярных способов развития следующий. Сначала строится мастерская, затем обогатитель и генератор, а сразу после — еще один обогатитель. Второй обогатитель немедленно продается, и на сэкономленную тысячу строится еще один. Затем стоит построить еще один генератор (они нам пригодятся, ведь я, как вы помните, собирался возводить оборонительные сооружения прямо на базе Стажера) и мозговой центр — причем именно в мастерской, чтобы в главном здании тем временем заказать вторую мастерскую.

C&C, скриншот, 750KB Морозовский: Генераторы нам понадобятся. Их должно быть много, чтобы без труда застраивать базу врага оборонительными сооружениями.

Ведь в моем варианте развития мастерские будут косвенно играть роль казарм, поскольку именно там будут заказываться порталы для их скорейшей продажи. Далее я строю еще два генератора и приступаю к реализации основного плана: то есть к постройке и продаже порталов. При этом строятся и продаются они в таком порядке, чтобы вся эта строительная конструкция постепенно смещалась в сторону вражеской базы. Посмотрим, готов ли мой противник к такому сюрпризу...

Часть 2

Алексей Шуньков: Параллельно с развитием южного экономического плацдарма я разместил на карте первые пространственные ворота — здание, позволяющее заказывать боевую технику. Вскоре именно отсюда выйдут «поглотители», чтобы отправиться на зарядку орудий тиберием с ближайшего поля. Но это — чуть более далекая перспектива, а пока на разведку отправляется простейший шагающий танк. Он топает к противнику по диагонали, захватывая обзором и центр. Немного погодя облачко ос, оставшееся от продажи обогатителя, летит понизу, открывая южную оконечность карты.

C&C, скриншот, 796KB Морозовский: Я понемногу продвигаюсь по карте, постоянно возводя и продавая порталы.

Ага, а вот и противник. Навстречу шагоходу выбежало несколько групп мобильной пехоты, а на границе видимости проявились очертания портала — авиационной базы пришельцев. Пока длилась перестрелка, с востока подошло еще несколько пехотинцев. Танк погиб. И тут произошло что-то странное...

Феликс продал портал, которому с моей стороны ничего вроде бы и не угрожало, а вслед за этим построил еще два и снова продал. Оставшихся от продажи мобильных пехотинцев он повел на северо-запад, к моей базе.

Очень интересная тактика! Похоже, сами порталы он использует только как источник пехоты — ведь авиации в округе не замечено вовсе. Как бы то ни было, нужно срочно готовиться к отражению пехотной атаки. План с «поглотителями» откладывается, и ворота в спешном порядке клепают группу шагающих танков. Ворот у меня уже двое, так что много времени это не займет.

Феликс Морозовский: Пока я копил несколько отрядов мобильной пехоты, чтобы обезопасить себя от возможной атаки противника, ко мне на базу пришел разведчик Алексея. Оперативно расправившись с ним (нет, все-таки как хороши мои пехотинцы!), я занялся другими делами, а именно — продолжил возводить порталы и продавать их, быстро и уверенно продвигаясь к вражеской базе. Важно не продать их сразу все, а обязательно оставить один — тот, который ближе к противнику, чтобы поставить следующий еще ближе, и уже тогда продать задний.

Зная, что против пехоты у противника есть мощное оружие — осы, я поставил в центре карты еще и дверь, где заказал большую партию аналогичных насекомых. Именно они помогут справиться с осами Алексея, если у него такие окажутся, а мобильные пехотинцы займутся уничтожением базы. Кроме того, дверь нужна для строительства фотонных пушек, которые могут потребоваться в обороне.

Часть 3

Алексей Шуньков: Не прошло и минуты, как очертания вражеских зданий показались возле моей базы. Похоже, что, возводя и продавая порталы, Феликс продвигался на северо-запад. А следом шла вся та толпа мобильной пехоты, что набралась с постоянных продаж.

C&C, скриншот, 287KB Шуньков: Надеюсь, этих шагающих танков хватит для отражения атаки. Но на всякий случай построю еще парочку...
C&C, скриншот, 818KB Морозовский: Этих танков оказалось даже больше, чем моих отрядов мобильной пехоты! Где-то я просчитался.

Но гостей ждал достойный прием. Стоило пехотинцам приблизиться, как шагающие танки открыли огонь. Непродолжительная перестрелка, и с наступающей оравой покончено. Похожие на жуков шагоходы почти бесполезны против техники, зато пехоту кромсают с прямо-таки пугающей скоростью. Довершила разгром горстка сброшенных на поле боя ос — они успешно доели последних несчастных пехотинцев противника.

Пора идти в контратаку — благо деньги успешно поступают в казну с двух полей, и самое время подумать о более тяжелой технике. Но все решилось гораздо раньше — противник сам поставил точку в первом раунде.

Феликс Морозовский: Дойдя до базы противника, я бесстрашно ринулся в атаку, но навстречу вдруг выкатилась огромная толпа шагающих танков. И хоть моя пехота — по сути своей противотанковая, но ведь и эти танки, в свою очередь, противопехотные... Через несколько мгновений от моей армии не осталось и следа. Даже продажа нескольких порталов на базе противника не слишком помогла, а без основной огневой мощи и от фотонных пушек толку здесь будет мало. Атака захлебнулась. Поскольку все мое развитие было рассчитано на один точный удар, я не вижу смысла продолжать этот безнадежно проигранный бой.

Разбор полетов

Алексей Шуньков: Не уверен, что Феликсу стоило сдаваться так быстро, — вполне возможно, что у него еще были шансы на вторую попытку. Но соглашусь, что провалившийся блиц — не лучшее начало для развития.

Сам я сделал акцент на противопехотные силы и мог бы сильно пострадать, если бы у противника оказался в запасе и второй, альтернативный, сценарий атаки, к примеру — небольшая группа танков или истребителей сразу вслед за пехотой. К счастью, этого не произошло.

Феликс Морозовский: Уверенный в том, что в арсенале скриннов самые эффективные противопехотные бойцы — это осы и разрушители, я сделал ставку на атаку пехотой под прикрытием ос. Однако уже в процессе боя стало ясно, что я недооценил шагающие танки. Поскольку экономическое развитие я провалил, увлекшись основным замыслом, дальнейшее сопротивление было бессмысленно.

Раунд 2. Возвышенное строительство

Начальные условия
Карта: Башня Алексей Шуньков
Скринны
Феликс Морозовский
Братство НОД

Алексей Шуньков: Эту карту я особенно люблю, поскольку знаю здесь несколько не вполне очевидных хитростей. Во-первых, это, конечно, очень удобный обходной путь вокруг всей карты, позволяющий выйти к противнику с тыла. А во-вторых, тут есть простой способ начать копать синий тиберий практически с самого начала партии. Смущает только фракция, которую выбрал Феликс, — НОДы очень быстро развиваются, а скринны, напротив, в этом деле наиболее медлительны.

Феликс Морозовский: А я эту карту, увы, вижу второй раз в жизни. Но уже знаю, что добраться до такого близкого синего тиберия не так-то просто. Я намереваюсь все-таки попробовать поскорее захватить ценнейший ресурс, на его основе быстро построить небольшое войско и медленно продвигаться к базе противника. Скажу даже больше — кажется, у меня есть идея, как осуществить этот план с минимальными затратами времени и вообще без траты денег.

Часть 1

Алексей Шуньков: Идея быстрого развития, собственно, состоит вот в чем. По центру карты находится возвышение с башней посередине, а со стороны каждого игрока — по крупному полю синего тиберия. Тот, кто раньше начнет копать именно его, а не мелкое зеленое сразу возле базы, получит немалое преимущество.

C&C, скриншот, 237KB Шуньков: Вот здесь и будем жить!

Поэтому сначала я построю мастерскую, затем — закажу одновременно энергостанцию и обогатитель. И вот когда электростанция готова, а обогатитель все еще строится в мастерской — сверну летающий сборочный цех и перелечу на возвышение. К моменту, когда главное здание долетит и вновь укрепится на земле, обогатитель как раз будет готов и тотчас же встанет вплотную к скоплению синих кристаллов.

Все прочие расы, кроме скриннов, такой роскоши себе позволить не могут — их главная постройка не летает, и им пришлось бы кататься для этого в объезд, теряя ценные секунды.

Феликс Морозовский: Сначала, как полагается, я возвел мастерскую, затем свернул сварочный цех и подкатил его чуть ближе к синему тиберию, но не поднимался по лестнице, а просто окопался рядом. Потом я заказал обогатитель. Подвинутый сварочный цех еще не позволял мне поставить здание наверху — наверное, что-то было сделано неправильно. И я поставил его на зеленую площадку. Но второй обогатитель, произведенный в цехе, я уже смог запихнуть наверх и, таким образом, успешно начал сбор дорогого ресурса.

Часть 2

C&C, скриншот, 826KB Морозовский: База противника уже недалеко! Скоро придется строить оборону.

Алексей Шуньков: Следом за первым обогатителем идет второй, а параллельно — дверь, на случай если потребуется немного противотанковой пехоты. Карта не слишком большая, и закладываться на совсем уж далекую перспективу не стоит: чем быстрее мы выкопаем синее поле, тем ближе победа. Третий обогатитель я продал, как только построил, — это самый дешевый способ запустить в эксплуатацию новый комбайн. Готовы ворота — можно строить технику, а мозговой центр позволит выбирать ее из более широкого списка.

C&C, скриншот, 813KB Морозовский: Атака идет по плану. Впереди еще половина экрана, но самое трудное уже позади.

Тем временем на востоке замечено шевеление пехоты противника. Построив пару ульев от залетных вражеских техников (ну мало ли?), я начинаю спешно клепать войска. И тут из тумана войны появляется... военный завод, причем совсем близко от моей базы, — быстро это он! Такими темпами здесь скоро будет не продохнуть от нодовских легких танков. Вся наличествующая армия (увы, ее пока немного) отправляется на уничтожение опасной постройки.

Феликс Морозовский: Я возвожу последовательно два генератора и казармы, потом третий генератор и военный завод. Самое время построить, а затем продать еще один обогатитель. В казармах нанимаю инженера, чтобы захватить вышку внизу карты. На готовом военном заводе первым делом строится один «рейдер», чтобы отправить его на разведку. Следом я строю научный центр и еще один военный завод, чтобы в промышленных масштабах выпускать «скорпионов». Одновременно с этим я продвигаюсь к базе противника, строя генераторы и перемежая их оборонительными постройками.

Ага, Алексей атакует пехотой. Временно приостановив постройку «скорпионов», я срочно разбавил армию несколькими «рейдерами», а нехватку танков компенсировал возведением лазерной пушки.

Часть 3

C&C, скриншот, 284KB Шуньков: Скверно оно как-то... «Дверь» скоро сорвут с петель, а затем и всему остальному не поздоровится.

Алексей Шуньков: Дела идут неважно. Похоже, где-то в тылу у Феликса есть еще по меньшей мере один завод, и танки ползут оттуда непрерывно. Причем действует он умно, сочетая их с противопехотными машинками. Пулеметы строчат не переставая и косят моих солдат, а танки продвигаются в глубь укреплений.

То небольшое количество техники, которое я успел построить, какое-то время держит оборону, но вскоре тоже разлетается в хлам. Стационарную защиту постигает та же участь. Ну и наконец, вражеская база продолжает наползать на мою, ощетиниваясь турелями и лазерными пушками. Пусть и не тяжелыми «обелисками», но на нынешнем уровне развития и простых лазеров более чем достаточно.

C&C, скриншот, 869KB Морозовский: Финальный аккорд! Постоянно подходящее подкрепление забивает последний гвоздь в крышку гроба.

База на возвышении практически уничтожена, попытка прорваться в тыл врага — резко пресечена. Да, кажется, я начинаю понимать, что такое киберспорт. Создается ощущение, что Феликс в отдельности командует каждой своей машинкой, направляя огонь на нужные цели поименно...

Ну вот и все. Моя тыловая база практически беззащитна, комбайны потеряны, а с востока все идут и идут новые силы противника. Деньги кончились, строить не на что. Good game!

Феликс Морозовский: Подавив первое наступление пехоты, я приостановил производство «рейдеров», так как противник уже не мог копить пехоту и достаточно было всего пяти машинок для сдерживания этого рода войск. Вместо этого я переключился на массовое производство «скорпионов» и с помощью кнопки Alt отдавал приказы о прицельном огне по каждой из машинок противника — это сильно повышает эффективность уничтожения врага. Заметив, что небольшой отряд хочет прорваться в тыл, я выслал три «скорпиона» и расправился с негодяями.

Медленно и основательно я продвигался в глубь базы врага, уничтожая все новых бойцов фокусировкой огня. Когда численность армии стала достаточной, чтобы уже не обращать внимание на единичные танки, я начал методично уничтожать генераторы и здания, изредка стреляя по вражеским войскам, — впрочем, им и этого хватило. Через несколько секунд от верхней базы противника не осталось и следа. Недолго думая, я перешел к главной.

Разбор полетов

Алексей Шуньков: Признаться, после первой победы я сильно недооценил противника. К тому же НОД — заклятый враг скриннов. Если у пришельцев развитие подчеркнуто медленное, то база Братства развивается с откровенно пугающей скоростью. Не успеешь и глазом моргнуть, как на едва отстроенную базу уже вламывается толпа «скорпионов», в воздухе носятся истребители и прогноз по дальнейшей партии уже крайне неблагоприятный.

К тому же Феликс придумал очень элегантное решение с развитием — не поднимать сборочный цех на возвышение, а просто подвести его поближе, чтобы сразу строить верхние здания. Это еще быстрее, чем в моем варианте. Вот и результат.

Феликс Морозовский: Не слишком хорошо зная особенности расы скриннов, я тем не менее понял, что для создания достойной армии им нужно время, — поэтому ни в коем случае нельзя им его предоставлять! Выбирая братство НОД, я исходил именно из этих соображений. В конечном итоге, как я и рассчитывал, Стажер просто не успел приготовиться к стремительной атаке и был сметен простейшими танками.

Раунд 3. Очень тяжелая артиллерия

Начальные условия
Карта: Трубопровод Алексей Шуньков
Скринны
Феликс Морозовский
Глобальный совет безопасности

Алексей Шуньков: Этот бой — решающий. Теперь я уже по достоинству оценил противника и буду крайне осторожен. Ясно одно: по скорости я сильно уступаю Феликсу, и делать акцент на грубое силовое противостояние нет смысла — в лобовом бою он ловко фокусирует огонь и может победить даже при некотором моем численном превосходстве. А его тоже не предвидится.

Но ведь мне не нужно «убить всех». Достаточно всего лишь снести базу, а для этого открытый бой вовсе не обязателен. Попробую-ка я в деле пару мелких пакостей, которые до сего момента придерживал в рукаве.

Феликс Морозовский: Раз уж первые два боя я отыграл за разные расы, то и третий пусть не будет исключением. Поэтому я выбрал ГСБ. Карта способствует хорошему экономическому развитию, а значит, я могу спокойно и без эксцессов дожить до знаменитых танков «Мамонт». А больше ничего, собственно, и не надо — эти махины без труда сравняют с землей всю армию и базу противника. Единственное, что нужно помнить при обращении с «Мамонтами», — не стоит пускать все войско в лобовую атаку, лучше поделить его на несколько частей и напасть с разных сторон. Вот такой вот незатейливый, но, по-моему, действенный план, до реализации которого, правда, еще дожить надо.

Часть 1

Алексей Шуньков: Это одна из немногих карт, где, на мой взгляд, «разведчики» не нужны вовсе. Разумеется, если речь о машинке с таким названием, а не о разведке местности. Все три ближайших тибериевых поля захватываются простым расширением базы, если правильно подойти к этому вопросу.

C&C, скриншот, 319KB Шуньков: Пищевая цепочка выстроена и комбайны отправились на заработки.

Строимся следующим образом. Сначала обогатитель (пусть деньги начнут поступать как можно раньше), затем энергостанция и мастерская. Последние два здания я строю не как попало, а ставлю четко в сторону соседнего поля с синим тиберием. Дальше — два обогатителя: они продолжают цепочку, ведущую к заветным синим кристаллам. Первый из них сильно не достает (его мы вскоре продадим), а вот второй становится уже совсем близко. На выходе имеем один обогатитель на два комбайна и кучку ос, оставшихся от продажи: это будущие разведчики.

C&C, скриншот, 387KB Шуньков: Сюрприз избитый, но действенный. Феликсу скучать не придется...

Разведывать мы будем аналогичное поле синего тиберия у противника: там ведь тоже наверняка копошатся комбайны, и не факт, что они хорошо защищены. А тем временем построим еще один обогатитель, совсем уже в упор к синим кристаллам. Предыдущий опять же продадим. Поскольку три комбайна на одно здание — это перебор, один перенаправим в сторону основной базы, чтобы их было по два на каждую постройку. Пока все красиво.

Феликс Морозовский: Для начала нужно как можно скорей пробиться к залежам синего тиберия на западе карты, а для этого нам понадобится кран. Построив его, начинаем в сборочном цехе делать генератор и казармы (затем обогатитель), а кран все это время трудится над первым обогатителем. Главное — правильно расставить здания, чтобы продвигаться все ближе и ближе к заветным залежам. Первый обогатитель становится далеко от нужной позиции, но ничего, на подходе уже второй, и он уже будет именно там где надо. Ставить обогатитель еще ближе не вижу смысла, все равно два комбайна будут стоять в очереди.

На главной базе возводим еще один генератор и два обогатителя, один из которых также продаем. Но и здесь мы ставим постройки не как придется, а так, чтобы неуклонно продвигаться все ближе и ближе к восточным залежам тиберия.

Часть 2

Алексей Шуньков: Помните, я обещал мелкие пакости? Ну вот, сейчас и приступим. Мозговой центр органично вписывается в футуристическую архитектуру моей базы примерно в тот момент, когда осы-разведчики достигают противоположного конца карты. Ну да, так и есть: дальнее синее поле уже вовсю возделывается комбайнами противника. Хлоп! И в уютный закуток у входа ставится электроловушка, начинающая понемногу ковырять молниями вражеский комбайн. И тут уж одно из двух — или Феликсу придется отводить полезную машинку и муторно расправляться с «ловушкой», или он потеряет комбайн.

Так... Занятие для противника я придумал, пора отвлечься и на свои дела, пока он там усмиряет комбайны... И дел этих у меня ровно три. Первое — расставить по «своим» полям ускорители роста. Готово. Второе — приступить к постройке войск, а третье — добраться до очередного, восточного поля тиберия. Две последние задачи мы можем прекрасно совместить, и вот каким образом.

C&C, скриншот, 907KB Морозовский: Вот теперь на базу и взглянуть-то приятно.

Строим две энергостанции и ставим их на дальневосточной оконечности главной базы. Затем аналогично строим двое «ворот» и выстраиваем вереницей в направлении заветного поля. И наконец, заказав на них изрядную порцию танков-поглотителей, строим два добывающих здания с комбайнами. Цепочка успешно упирается в зеленое поле, первый обогатитель продается, и вот уже две машинки-сборщика по очереди свозят ценный груз в нашу казну. Спустя какое-то время сюда надо будет добавить еще пару обогатителей: поле-то большое, на всех хватит. Но всему свое время...

Феликс Морозовский: Как только я начал собирать тиберий, откуда ни возьмись возникла исключительно вредная конструкция, стреляющая молниями. Приходится отводить комбайны и срочно строить что-нибудь наступательное, но у меня еще нет завода! Скрипя зубами, возвожу орудие «страж». Кое-как отбившись от первой атаки, я возвращаюсь наконец к развитию базы. Сейчас самое время строить военные заводы — их у меня будет три. Денег понадобится очень много, а тратить их придется быстро. Следующим зданием в очереди стал штаб ГСБ — чтобы возвести техцентр, в котором мои ученые в срочном порядке приступят к исследованию «орудий Гаусса». Все эти постройки выставлены в одну линию, идущую к восточным залежам тиберия. Там опять-таки появляются два обогатителя, но ни один из них уже не продается, так как вскоре к ним прибавятся комбайны, собирающие синий тиберий, — ведь небольшое поле уже близится к полному истощению.

Ну вот и все, денег вполне достаточно, технологии исследуются, цепочка развития выстроена. Пришло время для массового производства танков «Мамонт» на всех заводах. Глобальный совет безопасности готовится к наступлению...

Часть 3

Алексей Шуньков: Развитие базы движется к завершающей стадии, а противника пока особо не видно. Ну и славненько. Одна из мастерских породила, наконец, техцентр, а ворота без устали выпускают в свет поглотителей — лучевые танки, заряжаемые тиберием. Без него они тоже, конечно, стреляют, но плохо, поэтому по мере постройки направляются на ближайшее зеленое поле.

C&C, скриншот, 881KB Морозовский: Высадка снайперов занимает какое-то время, но оно того стоит!

Постройка техцентра принесла с собой большую энергетическую революцию, и вскоре все энергостанции были успешно улучшены. Теперь даже уничтожение нескольких из них не оставит лагерь без электричества. Непрерывно растущую группу танков я решил дополнить мобильной пехотой — ведь после «плазменного» улучшения она становится грозной силой даже против «Мамонтов» и к тому же обучается сбивать авиацию.

На повестке дня еще две мелкие пакости, никак не мешающие развитию основной идеи. Для первой мне нужно три ассимилятора: захватить до поры ничейную электромагнитную пушку в центре карты, а также две прилегающих турели. Для второй не нужно ничего, кроме ворот: подготовив манипулятора, я вдоль крайней западной стеночки потихоньку направляю его пробираться к вражеской базе...

Феликс Морозовский: Развитие базы идет полным ходом. Единственное, чего мне стоило опасаться в армии противника, — это большого количества мобильной пехоты, которая отлично справляется с танками, — но и для них есть сюрприз. Постройка оружейного склада дала мне возможность вызвать три отряда снайперов, которые с легкостью решат проблему еще на подходе, если таковая возникнет. Главное — держать эти отряды под прикрытием, чтобы их не смогли вычислить и нейтрализовать раньше времени.

Пока все мирно. Тишину нарушают только доклады очередного танка «Мамонт» о прибытии. Их уже более двадцати...

Часть 4

Алексей Шуньков: Ассимиляторы успешно добрались до электромагнитной пушки, не вызвав возражений со стороны Феликса. Одно из двух — или он ушел глубоко в себя и сейчас созерцает красоту и богатство своего внутреннего мира, или замышляет что-то грандиозное. Увы, скорее второе. Но так или иначе, пушка заряжается и достаточно скоро будет способна парализовать большую группу техники, а если повезет, то и сбить значительную часть военно-воздушных сил противника, буде у него таковые имеются.

C&C, скриншот, 316KB Шуньков: Пока «расчески» отвлекают внимание, манипулятор продаст еще что-нибудь ценное.

Тем временем манипулятор (который моя благоверная супруга метко обозвала «чавкалкой») вплотную приблизился к базе врага. Все тихо, никто вроде как и не против... Дождавшись, когда достроятся две цитадели бурь, я пробрался в глубокий тыл и безо всякого труда захватил сборочный цех. И тотчас же поставил по бокам от него эти постройки, с виду похожие на гигантские расчески, а само здание продал. Примерно к этому моменту издалека стали подтягиваться запоздалые «Мамонты» Феликса, но залп электромагнитной пушки заставил их немного повременить с расправой над непрошеными гостями.

Тем временем инженер, непорочно рожденный от продажи сборочного цеха, захватил ближайший перерабатывающий завод, а чавк... манипулятор взял под контроль еще одно здание. Дальше, конечно, разгуляться мне уже не дали, но тоже ничего. Паника в рядах противника, отключенный радар, завод — словом, урона получилось тысяч эдак на десять-пятнадцать, ну и задержка вдобавок... А главное, все это отвлекало Феликса от моего основного плана, который все это время успешно воплощался в жизнь на изначальной базе. О нем — чуть позже.

C&C, скриншот, 850KB Морозовский: Цитадели бурь — не проблема. Куда труднее справиться с манипулятором.

Феликс Морозовский: И вот, только я собрался идти в атаку, как у меня погас радар! Я в ужасе. Что произошло? Как я пропустил армию, уничтожившую сборочный цех? Внизу карты я заметил маленького солдатика и предательскую линию, ведущую от него к моему зданию. Вернее, уже не моему.

Итак, мое центральное строение захвачено одним-единственным интервентом, невесть как прокравшимся в тыл главной базы. Но от этого не легче. Тут же на базе выросли две цитадели бурь и принялись поливать молниями соседние постройки. С ними я, конечно, вскоре справился. А вот догнать пакостника оказалось куда сложней, поскольку Алексей выключил электромагнитным залпом передние танки в колонне. Мало того, что они не смогли стрелять сами, так еще и создавали преграду для остальных. Пока их обходили остальные, эта гадость сумела убежать. Благо танков у меня и на соседней базе оказалось достаточно, и торжествующий диверсант выбежал прямо на них. Где его, собственно, и настигла заслуженная расплата за содеянное.

В военном заводе пришлось сразу заказать новый сборочный цех и развернуть его прямо рядом с заводом. Нельзя же жить без радара...

Да, недооценил я коварства Алексея. Более того, я уже был абсолютно уверен, что он нападет, пока у меня нет радара. Но этого, к счастью, не произошло.

Часть 5

Алексей Шуньков: А суть моего «грандиозного плана» вот в чем. Пока ассимиляторы захватывали электромагнитное орудие, пока прятался по углам и хулиганил в тылах манипулятор — все это время на базе кипела работа в порталах. И как рыбы, всплывали со дна серебристые... нет, не аэростаты — разрушители. Десяток таких красавцев в момент сносит вражескую базу, если, конечно, противник вовремя не озаботился средствами ПВО. А он этого не сделал со всей определенностью — не зря ж я по его базе манипулятором скакал. Успел и оглядеться, и беглую инвентаризацию провести.

C&C, скриншот, 297KB Шуньков: Одиннадцать тяжелых бомбардировщиков в полной силовой броне должны решить исход этой партии.

И что бы ни скрывалось на восточной базе, центральную я снесу в момент. Энергии почти наверняка не хватит, и то, что останется на востоке, тоже будет без промедления сметено. Главное в этом деле — поставить бомбардировщики в агрессивный режим; тогда они по собственной инициативе бомбят мирные здания даже во время полета, не требуя от игрока чудес микроконтроля.

Итак, даже не десять, а одиннадцать тяжелых бомбардировщиков в энергетической броне отправились в путь — не привлекая внимания, вдоль самой западной стены. Пусть это будет сюрприз.

Но и Феликс, как оказалось, не дремлет. На противоположном конце карты из темноты начала понемногу выползать степенная танковая колонна. Наверняка уже улучшенная пушками Гаусса — словом, компания крайне неприятная. Очень скоро она докатится до моей базы, и остановить ее, в общем-то, нечем. Но это и не важно...

Феликс Морозовский: Ну вот и закончились неприятности. Сборочный цех восстановлен, на границах все спокойно, а это значит, что самое время расширять эти самые границы, а сперва — перегруппироваться. Танков уже больше тридцати, и управлять такой толпой как одной группой просто невозможно. Я начинаю делить их на примерно равные части и расставлять в центре карты... Неожиданно откуда-то с запада раздаются выстрелы: это открыла огонь захваченная Стажером турель. Стреляет она не слишком мощно, но мешает расстановке войск, раздражает и выдает противнику мое расположение...

Но вот я опять готов к битве. «Вперед!» — и первая колонна танков ринулась на врага...

Часть 6

C&C, скриншот, 815KB Морозовский: Мамонты, в атаку!

Алексей Шуньков: Началось самое интересное. «Мамонты» Феликса встретили упорное сопротивление поглотителей. Храбрые танки изо всех сил поливали неприятеля зелеными лучами, но вскоре были, естественно, вмяты в грунт. «Мамонтов» явилось больше двух десятков, и чтобы долго удерживать такую компанию, мне бы стоило припасти что-то посерьезнее.

А разрушители с другого конца карты, не встречая сопротивления, принялись с воздуха поливать густым огнем вражеские домики... Теперь все решает скорость. Ведь побеждает тот, у кого не останется ни одной постройки, а войска при этом не учитываются вовсе. Пришла пора выкатить мое секретное оружие, а заодно и рассказать вам о нем.

Как известно, «постройками» игра считает все, кроме средств обороны и всяких там ускорителей роста тиберия. К примеру, окопавшийся «разведчик», который не может ни строить, ни что-либо производить, — типичнейшая «постройка». Достаточно загнать одного такого в дальний уголок, и противник сломает голову в поисках оставшихся зданий моей базы. Тем временем авиация успешно довершит разгром в стане врага. Обидно, наверное, оказаться проигравшим с такой армией «Мамонтов»...

C&C, скриншот, 312KB Шуньков: Мой «разведчик» — на их совести. Убийцы!

Видимо, увлекшись этой идеей, я немного промедлил. По-хорошему стоило построить «разведчика» заранее и уже где-нибудь прикопать на черный день... Увы, об этом я подумал слишком поздно. «Подвиг разведчика» не удался — покидая уже осаждаемую базу, храбрый колонизатор подвернулся под один из крайних танков в наступающей колонне, получил пару залпов и осыпался мелкими осколками...

В тот же миг рухнули и мои надежды на победу.

Да, бомбардировщики продолжали свое смертоносное шествие — закончив с главной базой врага, они уже приближались к восточной. Еще тридцать-сорок секунд, и там тоже будет выжженная земля. Но их нет.

Колонна «Мамонтов» катится по моей базе, сметая все на своем пути. Гаснет радар, взрывается последний тибериевый завод возле синего поля... «Вы проиграли!» — провозглашает замогильный женский голос. Увы, не могу с ним не согласиться.

Феликс Морозовский: С началом атаки, как из-под земли (а точнее, все ж таки с неба), на западе карты появились разрушители и начали бодренько ровнять мою базу с землей. Учитывая скорость танков «Мамонт» и нынешнее расстояние до базы, разворачиваться уже поздно. Выход один — надо просто снести Стажеру все постройки раньше, чем это успеет сделать он. Для подстраховки я начал строить генераторы и различные совершенно ненужные здания, продвигаясь к своим армиям «Мамонтов». Просто для страховки.

Зная, что воздушные войска, к тому же рассчитанные на уничтожение зданий, гораздо быстрее справятся со своей задачей, я послал танковые группы в разные стороны: на восток, север и запад. Это позволит увеличить число одновременных выстрелов по базе Алексея и быстрее с ней расправиться. По дороге мне встретился небольшой отряд каких-то мелких танков, но они не смогли оказать сколько-нибудь стоящего сопротивления. Как я и предполагал, тактика с разделением войск оказалось эффективной. База врага была уничтожена в считанные секунды, тогда как мою его авиация умяла еще только наполовину. Победа!

Разбор полетов

Алексей Шуньков: Спрашивается, ну что мешало мне отправить «разведчика», допустим, в дальний северо-восточный угол, поближе к тибериевой вышке, и прикопать там до поры до времени? Кто в здравом уме стал бы искать там остатки базы? Второго с тем же успехом можно было бы для надежности спрятать возле электромагнитной пушки по центру, третьего — заслать куда-нибудь на запад... Самое обидное, что денег бы на это, в принципе, хватило, а даже одна дополнительная минута позволила бы авиации довершить начатое: вернуться туда танками Феликс бы уже не успел, равно как не успел бы отыскать запрятанные «аварийные базы». При отключенном-то радаре...

Но нет, меня так увлекла идея, что я спустя рукава позаботился о ее реализации. В итоге один неосторожный маневр, пара фатальных выстрелов — и до жути обидное поражение.

Впрочем, несколько умнее можно было сыграть и раньше. Так, к примеру, вторгшись на вражескую базу манипулятором и захватив сборочный цех, стоило бы построить там не бутафорские расчески, а передатчик. Тотчас же вызвать «Корабль-матку», продать оба здания и наслаждаться разгромом гораздо большего размаха. Словом, сколько дельных мыслей приходит в голову после боя... Эх, мысли-мысли, где ж вы были тогда?..

Феликс Морозовский: Как говорится, все гениальное просто. Самое простое и незамысловатое развитие за ГСБ — это построить толпу танков «Мамонт» и задавить армию противника. Но тот преподнес мне пару сюрпризов, последний из которых едва не стоил мне поражения. Почему он позволил мне снести его базу? Впоследствии, разбирая этот бой на пару с недавним соперником, я понял, что отнюдь не все было так однозначно... Плюс-минус пара секунд, и исход мог быть совсем иным. Хотя и не факт — не зря ж я тоже строил себе резервные здания. На мой взгляд, рано или поздно авиация дошла бы до группы «Мамонтов», где ей бы и настал конец.

Финальный счет
Шуньков
Морозовский
1
2
Победа Феликса Морозовского
обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.6
проголосовало человек: 249
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования