КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ДУЭЛЬНЫЙ КЛУБ

Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (73) декабрь 2007
вид для печати

The Settlers: Rise of an Empire
(Settlers VI. Расцвет Империи)

Жанр:
глобальная стратегия (RTS, экономическая)
Разработчик:
Blue Byte Software
Издатель:
Ubisoft Entertainment
В России:
Новый Диск
Системные требования:
Минимальные - 1,8 GHz, 512 MB, video GeForce4 Ti 4200/ 9500 128 MB
Рекомендованные - 3 GHz, 1 GB, GeForce 7600 GT/Radeon X1650 XT 256 MB
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
локальная сеть, интернет
Рейтинг: 80%

Эта игра готовилась к Дуэльному клубу задолго до релиза. Было бы непростительно, если бы такой проект по каким-то причинам остался за бортом самой боевой рубрики «Линии фронта». Ведь, с одной стороны, жанр стратегий как нельзя лучше подходит для поединков, где результат каждой партии определяется не набором случайностей, а тщательным планированием со стороны обоих полководцев. С другой — уйма различных RTS в сумме предлагают отнюдь не столь широкое разнообразие, как того хотелось бы и читателям, да и самим участникам. Поэтому каждый раз, когда на прилавки отправляется что-нибудь стратегическое, но при этом достаточно необычное, в редакции начинается ажиотаж.

Однако первое знакомство с игрой заметно убавило оптимизма. Да, серия Settlers получила достойное продолжение. Да, графика вновь поднялась на новый уровень, игровой процесс обогатился массой новых тонкостей и возможностей. Да, но... Но боже, какими долгими и утомительными оказались здесь сетевые бои! Несмотря на заявленные многопользовательские режимы, основное внимание разработчики все-таки уделили одиночной кампании. Первые тренировочные бои превратились в изматывающие акты средневекового противостояния, напоминающие длительную осаду и взятие противника на измор. Поэтому перед началом рейтинговых боев будущие дуэлянты потратили немало времени, подбирая подходящие правила последующих дуэлей.

Договорились так... Сражения пройдут на пяти картах среднего размера, с различным климатом. Условий победы три: развитие герцога до эрцгерцога, захват вражеского города или уничтожение всех вражеских муниципальных зданий. Дополнительное соглашение: отказаться от постройки каменных стен, ограничив их применение только защитой форпостов, чтобы избежать многократных перезахватов территорий.

И наконец, пусть запоздало, но все же пора представить участников. Руководить поселениями в этой дуэли будут Александр Домингес и Кристобаль Хунта. Жанр игры для обоих непривычный, правила симметричны, так что игра идет на равных. Словом, все условия для честного поединка выполнены. К бою!

Дуэлянты об игре

Александр Домингес

Игровой журналист. Из всего разнообразия жанров предпочитает боевики. Ценит в них как реалистичность современного или исторического, так и оригинальность футуристического оружия. В однопользовательских высоко ценит наличие и качество сюжета, а в сетевых — разнообразие и неповторяемость карт, легкость движения персонажей, возможность отыгрывать различные амплуа. Предпочитает небольшой, но универсальный набор оружия, не любит подолгу сидеть в засадах, старается часто менять позиции.

Игры других жанров предпочитает проходить, если это возможно, в агрессивном режиме, мало заботясь об укреплении тылов и всемерно развивая атаку.

Год рождения: 1965

Образование: физика полупроводников

Игровой стаж: 24 года

Коротко об игре:

Settlers — пожалуй, первая моя стратегия в реальном времени. Поскольку какого-либо опыта в развитии героя и подвластной части игрового мира у меня не было, свои первоначальные действия я строил скорее на тактической основе, воспринимая стратегическую составляющую как неизбежное зло.

Впрочем, как показала первая же пробная партия, выигрывает чаще не тот, кто донимает соседа набегами, а тот, кто первым возводит укрепления и максимально быстро развивает героя, не забывая о захвате нейтральных территорий и выработке имеющихся на них ресурсов. Таким образом, пренебрежение стратегией здесь фатально.

При безошибочном развитии сторон сетевая игра либо быстро заканчивается при достижении одним из героев высшего титула, либо продолжается часами до полного истощения железа или камня у одной из сторон. Возможна также тактика блокады и уничтожения внешних построек, но такой вариант развития событий тоже может затянуться надолго.

Александр Домингес

Кристобаль Хунта

Игровой журналист. Определенного любимого жанра не выделяет. Предпочитает игры, обладающие качественным сюжетом, увлекательным игровым процессом и способные поразить игрока «в самую душу».

Среди стратегий предпочитает неторопливые пошаговые, позволяющие без особой спешки выбрать желательный вариант. Кроме того, большое значение придает наличию в игре однопользовательского режима с тщательно проработанным сценарием. Испытывает разочарование, заметив в стратегии отсутствие таковых или явно пренебрежительное отношение разработчиков к сюжетной части игры.

Год рождения: 1980

Образование: политология

Игровой стаж: 12 лет

Коротко об игре:

С играми серии The Settlers ранее мне сталкиваться не доводилось. Тем не менее, поиграв в Settlers VI: Rise of the Empire, я нашел много общего с нежно любимыми Caesar 3 и Pharaoh. Конечно, экономическая часть оказалась по сравнению с ними чуть слабее, а на боевую, наоборот, пришелся более мощный акцент.

Общее впечатление — игра достаточно увлекательна при одиночном прохождении, но недостаточно динамична в сетевой игре против живого противника. Баланс «атака — оборона» чрезмерно сдвинут в пользу второго, что принуждает игрока либо к гонке на скорость достижения героем высшего титула, либо к сознательному отказу от, к примеру, каменных стен вокруг города (как мы в итоге и поступили).

Кристобаль Хунта

Раунд 1.

Карта Savannah Defiance

Размер Средний
Климат Жаркий
Герой Хунты Хаким
Герой Домингеса Хаким

Александр Домингес: Как уже стало для меня традицией в предварительных боях, старт бестолковый и лихорадочный. Пара лесопилок, поставленных слишком близко, охотно выгрызла все пальмы и приступила к задумчивому перекуру среди пеньков. Пришлось в срочном порядке ликвидировать курилку и расселять деятельных лесорубов подальше.

После запуска начального цикла самое время осмотреться без суеты. Итак, имеется камень, пара охотничьих угодий, рыбалка — то есть без еды и защиты не останемся.

Кристобаль Хунта: Карта жаркая. Но, судя по всему, катастрофической ситуации с древесиной не предвидится, что успокаивает. Ввиду джентльменского пакта «О необнесении города каменными стенами». На территории, которую мне доведется охранять, дела обстоят относительно неплохо с деревом и вовсе уж хорошо с охотничьими наделами. Переглянувшись с героем, срочно обеспечиваем будущему поселению материальное благополучие — пара охотничьих хибар, четверка лесопилок, каменоломня (пока одна, позже будет две), колбасная и кожевенная мануфактуры. Порядок. Теперь еще развить постройки до максимума, благо что у выбранного мной Хакима это — специализация. Плохо — что противник тоже выбрал Хакима. Надо поспешить.


***

Александр Домингес: Разведка западных областей показала сначала кукиш с маслом (это я о бесхозных коровах), а затем месторождение железа. Само собой, именно на территории, богатой железом, я решил ставить первый форпост.

Впрочем, как оказалось, на этой же территории был приз в виде руин с золотом. Так что экспедиция окупилась.

Домингес: Учтивый продавец — отрада покупателя. А если еще и товар нужный — это просто счастье.

Дальнейшее продвижение на запад выявило соседа, который вовсе не прочь поторговать. А товары у него — как раз то, что нужно развивающейся колонии. То есть дерево и овцы. Интенсивные закупки привели к тому, что у меня достаточно быстро развилось приличное хозяйство. Вот, разве что с размещением овчарен пришлось поломать голову — на этой карте мест, где их можно расположить, крайне мало.

Теперь, когда фундамент поселения прочен, можно развернуть экспансию на юг, по направлению к Хунте. Как выяснилось, в центре карты проживают бандиты. Их унылые угрозы «увидеть мои города в огне» по какой-то странной ассоциации напомнили мне, что неплохо бы запастись лекарственными травами. Сказано — сделано. Травник приступил к ботаническим изысканиям.

Железо — это залог победы. Его никогда не бывает слишком много. Поскольку к бою с бандитами я пока не готов, продолжу изыскания на крайнем западе. Ага, так и есть! Целых два месторождения железа. И два каменных. Этого должно хватить за глаза.

Торговля с соседом интенсивно продолжается. Он охотно покупает у меня излишки, а запасы дерева на жаркой карте никогда не бывают избыточными.

Заложив добычу на дальних рудниках, строю оружейников и казармы. К этому времени у моего Хакима уже второе титулование, так что одновременно завожу себе и мечников, и лучников. Надо будет потренироваться на бандитах.

Где-то на 30-й минуте игры бандиты в центральной области приказывают долго жить. С моей стороны потери незначительны. Ставим аванпост на честно отбитой территории.

Южнее бандитов обнаруживается Хунта. То есть не сам Хунта, а его «хунта» в количестве шести отрядов, стоящих возле только что отстроенного аванпоста. Судя по всему, ожидается возведение стены вокруг сторожевой башни.

В принципе, мне особо терять пока нечего, а потому я быстренько пополняю личный состав, высылаю шпиона для контроля, подтягиваюсь к границе и наваливаюсь свежими силами на башню. Затея увенчалась успехом, башня захвачена.

Сгоряча я захватил еще одну область, смежную по северо-западной границе. Но тамошний триумф оказался недолгим, поскольку мои силы уже были измотаны, а Кристобаль закупился свежими. Тем не менее мое территориальное преимущество осталось и радует глаз. А Хунта пусть радуется, что вернул хоть одну из башен.

Разведка показывает, что закопченный, но отбитый аванпост спешно окружается каменной стеной.

Хм... А башня-то стоит вплотную к моей границе. Может, попробовать еще одну авантюру?

На самой границе строю двухпролетную стену, рассчитывая вооружить ее катапультами. К моменту возведения стены подтягиваю на вражескую территорию силы, предполагая, что Хунта иронически усмехнется моему присутствию у защищенного аванпоста и махнет рукой. Но не тут-то было. Зловредные красные козявки тут же приперлись и ополчились. По ходу дела бой переместился на мою территорию, и в этот самый момент Кристобаль обнаружил мою фортификацию наступательного назначения.

Домингес: Драться мы с вами будем потом, когда аванпост захватим. Если захотите.

Дальнейшие маневры вокруг построенных пограничных укреплений были весьма живописными, но крайне бестолковыми. Мне хотелось из принципа довершить начатое, а Хунта, понятное дело, всячески этому препятствовал. Набегали с двух сторон красные и синие толпы, смешивались в неразличимую кучу, отбегали на перегруппировку...

И в тот момент, когда очередная карательная экспедиция на северо-запад была, что называется, на марше, я внезапно вспомнил, что давным-давно забросил развитие героя. Помните у О'Генри «однорукого в крапивной лихорадке, клеющего обои»? Нечто подобное можно было сказать и про меня. Войска немедленно были отозваны на ближние подступы, а в городе развернулось лихорадочное строительство и производство вымпелов, а затем и прочей эстетики, то бишь флюгеров, скамеек и фонарей. Судя по показаниям шпиона, противник опережает значительно, и догнать его никаких шансов нет. Обокрав шпионом несколько вражеских зданий и несколько оттянув этим предстоящее поражение, я отстроил еще одну партию кузнецов-фонарщиков-столяров. Нет, похоже, все равно не успеваю...

Однако нет худа без добра. Интенсивные боевые действия, похоже, отвлекли оппонента от всестороннего развития поселения. Если судить по агентурным данным, титул герцога был получен кристобалевским Хакимом намного раньше моего, но вот с лекарствами, похоже, вышел изрядный пердимонокль. Мой-то травник уже давно набил закрома родины травой, а шесть аптекарей наделали из нее микстур. Как только первые кашляющие появились на площади, они тут же были вылечены и отправлены по домам, а неподалеку от двух аптекарей начал срочно строиться третий.

В общем, именно благодаря своевременной медицине победа осталась за мной. А вы говорите «большие батальоны, большие батальоны»...

Кристобаль Хунта: Первый рейд — на юго-восток. Прямо на границе обнаруживаются руины. Очень кстати — денежки на этом этапе не повредят. С южной территории два перехода. Дальше на восток, судя по цвету границы, нейтральный сосед. Это хорошо. Успеем. А вот с севера — земля ничейная. Пока.

На земле ничейной обнаруживаю коров (хорошо!) и месторождение железа (очень хорошо!). И, чтобы жизнь медом не казалась, прайд львов. Это и само по себе отвратительно, да вдобавок они еще и расселись на пути будущих рудовозов. Непорядок. Тем не менее закладываю на территории аванпост.

Тем временем на территории города полным ходом идет улучшение зданий. К уже построенным добавляются коровник, овчарня, сыроварня, пшеничные поля и булочные. Еда будет!

Хунта: Будем ловить львов. Может, удастся построить зоопарк.

Тем временем, пока на вновь захваченных землях отстраивались две железные шахты, выяснилось, что на территории к северу от города обосновались разбойники. А еще севернее — Домингес. Надо бы поднапрячься.

Девятая минута — первое повышение уровня героя. По случаю такого праздника строим кузницу, казармы мечников и сами чешем на восток. Авось чего и прикупить удастся. А пока Хаким мчится к поджарому бедуину-торговцу, проложим-ка дорогу рудовозам в обход львов, построим мыловарню и мастерскую по изготовлению швабр. Вот так...

А у бедуина — беда. Еще один прайд. Обосновались прямо посреди деревни и, видимо, ожидали, пока кто-нибудь купит овец, потому как половину отары задрали в момент. Не могу сейчас точно сказать, кто рычал страшнее — львы или я, но клятва моя страшно отомстить была дана и засвидетельствована.

20-я минута игры. А Хаким-то опять на повышение пошел! По такому случаю в державе проводятся мероприятия по повышению благосостояния горожан. А именно: строятся пасеки, таверны для перегона меда в нечто напоминающее... эль. Или брагу.

Военная инженерная мысль поднимается до создания луков и лучников. Крепчает держава! Только до следующей медали Отцу Нации — извольте потерпеть сухой закон. Пиво вас ждет в Светлом Будущем, господа!

Так... Как только количество произведенного «пива» достигает 8 единиц, закатываем грандиозный праздник в честь этого события. На главную площадь вкачено еще 10 бочек этого дела (откуда?), туда же из Storehouse-а (откуда?!!) выплывают неторопливые жены. Народное гуляние, отмена сухого закона и новый титул Хакима — барон, однако — сливаются в единую какофонию. Шла 29-я минута игры...

Далее стоит и призадуматься. До следующего титула нужно обеспечить 20 богатых зданий в городе, отстроить собор и хранилище. А запасы камня не вечны, знаете ли. А ну-ка, что у нас там севернее «поджарого бедуина»?

Точно! Два месторождения железа, два месторождения камня. И упоминавшийся уже львиный прайд, будь он неладен. Месть львам из личной переходит в разряд национальной проблемы. Пока ползет строитель аванпоста, изучим-ка их распорядок дня... Ага! Значится, курсирует прайд между деревней и вновь обретенной территорией. Отмечаем точку отдыха, намечаем стеночку вокруг нее...

Ладно, пока ползут мстители, стоит заняться более близкими товарищами. Взять, к примеру, разбойников, настойчиво требующих у меня денег. А не убить ли их за это? Итак, на 41-й минуте игры собрана первая армия. Вот сейчас мы кого-нибудь убьем! Три отряда мечников да три отряда лучников дали-таки разбойникам по шее. Отлично. Это моя земля! И тут я буду рыбачить!

Тем временем на территории со львами уже почти построена коварная ловушка... Вся трудность в том, чтобы подгадать момент ее захлопывания. Ладно. Мы не то чтобы не спешим, но время у нас имеется. Да и город развивать надо!

Хунта: Грамотная планировка всегда радует глаз. Да и поселенцам так удобнее.

Ур-р-ра! На 54-й минуте герой таки успевает построить последнюю секцию за спинами львов. Все! Коробочка закрыта, и более они никому не угрожают. Поселенцу, оставшемуся внутри «коробочки» вместе со львами, присвоить звание героя... заочно!

Пока я отвлекался на месть львам, Домингес провел коварный рейд на мою территорию — ту, где была моя первая шахта железа. Подчеркиваю: была. Все железо оттуда я уже выгреб. Но дело-то в принципе! Быстро собираю армию — и туда!..

Ой, мамочки! А ведь защиты-то никакой нигде и нет! Пока армия бежит на ратный подвиг, возводим стены и ворота, где только можем. Благо дерева в закромах более чем достаточно, а обносить камнем аванпосты никто не запрещал.

Первое боевое столкновение происходит на 59-й минуте игры на границе моей и — бывшей моей территории. За мной неоспоримое стратегическое преимущество — город с его ресурсами под боком, каменную стену вокруг аванпоста поселенцы успевают отгрохать прежде, чем армии прекратили драку. Ну... почти успевают. Войска Домингеса, прежде чем ретироваться, таки порушили их вместе со всеми остальными строениями и, главное, — вместе с рыболовецким хозяйством! Можно подумать, что я их не отстрою. Поле битвы-то за мной осталось! На этой радостной 61-й минуте Хакиму приходится срочно уезжать с поля боя — внеочередное звание Маркиза получать. Я его понимаю...

Вот... любопытно! Стоит моим войскам отойти в город, а Домингес уже опять под стенами аванпоста. Ну, держись теперь!

Держаться он не стал. Нам показали спину, потом еще какой-то непонятный жест — и скрылись в тумане войны. Ненадолго, правда. Через некоторое время его войска возникли снова, но мы их ждали. Ну, понеслась!

Честная сшибка во чистом поле — оно, конечно, хорошо, но я, пожалуй, отведу часть лучников на стены аванпоста. А вот теперь, ребятки, нате вам!

В конечном итоге поле сражения осталось за мной. На смену невинно убиенным защитникам Родины подошли свежие силы и дали-таки оторваться домингесовым ордам.

Ах ты ж... нехороший! В процессе «дачи оторваться» обнаруживаем строящуюся вдоль границы стену. С катапультами. У-у-у-у, держитесь у меня теперь!

Вражескую стену отбили и заняли лучниками. Великолепно! Попытку вернуть ее обратно пресекли. Замечательно!

Хунта: А что это вы тут такое строите, господин хороший? И зачем вам на башнях катапульты?

А тут, на 74-й минуте, еще и новый титул подоспел... нет, господа, вы хоть представляете, что значит для одессита стать Дюком?

Ну, все, я — Дюк! То есть герцог. Теперь надо быстренько стать эрцгерцогом, и победа у меня в кармане. Для этого в закромах имеется все, что нужно: свечные заводики выпускают свечи, скамеечных дел мастера обеспечивают быт, флюгерщики тоже не отстают, а армия успешно отражает атаки Домингеса на захваченную мной стенку. Эх-х, скоро я буду самый главный!!! Нужно только дождаться...

На 89-й минуте возникает невинная забастовка поселенцев, требующих лекарств. Ввиду того, что лечебные травы на складе имеются и аптекарь работает, не обращаю на нее особого внимания. Как выяснилось — зря.

На 95-й минуте из-за частичной остановки производства в городе (лекарств требуют все больше и больше) к медицинской забастовке присоединилась пиджачная. Дело дрянь, однако пытаюсь поправить ситуацию...

На 101-й минуте демонстрации с главной площади вроде бы ушли. Продолжаем развитие...

107-я минута игры. Наконец-то! Все условия для получения титула эрцгерцога выполнены! Осталось увести с площади небольшую забастовочку пиджачников — и...

На 108-й минуте, буквально наступая на пятки рассосавшейся забастовке «пиджачников», на площадь выкатывает забастовка фармацевтов. Нарастает лавинообразно.

109-я минута. Фармацевты заполнили всю площадь. Пытаюсь определить и пресечь источник заразы. Получается плохо.

111-я минута. Домингес получает титул эрцгерцога раньше меня. Империя рушится. Обидно, да?


Разбор полетов

Александр Домингес: В принципе, мелких ошибок с моей стороны было множество. Неудачно расположенные лесопилки, запоздало построенные казармы мечников, ввязывание в нелепую авантюру со штурмом аванпоста... Но все это с лихвой покрылось одним удачным решением — достаточным количеством лекарств.


Кристобаль Хунта: Бой получился очень интересным и довольно динамичным. Удалось и повоевать, и поторговать. Карта, несмотря на свою пустынную специфику, дала возможность широко развернуться — во всех сферах.

Главная ошибка — недостаточно внимания уделил развитию медицины, за что и поплатился поражением от более предусмотрительного оппонента.

Раунд 2.

Карта Icewater Chasm

Размер Средний
Климат Холодный
Герой Хунты Хаким
Герой Домингеса Хаким

Александр Домингес: На редкость странная карта. Мы с Кристобалем — на севере, практически вплотную, можно сказать, на расстоянии вытянутой руки. Но разделяет нас обрывистый непроходимый овраг с текущей по нему речкой. Судя по всему, форсировать эту речку можно лишь в южной части карты.

Похоже, непрошенных гостей можно не опасаться.

Первичных ресурсов, то есть дичи, камня и дерева, как показал беглый осмотр, предостаточно. Рекогносцировка к северу обнаруживает железо, а потом и дополнительный камень. В принципе, для стандартного варианта развития всего хватает. Главное сейчас — вовремя построить пасеку, чтобы не оказаться без меда грядущей затяжной зимой.

Кристобаль Хунта: Карта плодородна, лесиста и всячески избалована изобилием. Посмотрим, как будет в плане сражения.

Итак, Хаким в северной обстановке. Древесины вокруг — навалом, камень тоже имеется, и дичи немного есть. Вперед, в таком случае! Четыре лесопилки, каменоломня и охотничья хибара — основа всего!


***

Домингес: Идет охота на волков, идет охота...

Александр Домингес: Как и показывали синоптические прогнозы, зима оказалась затяжной — целых шесть месяцев. Однако две пасеки вполне успели справиться с возложенной задачей.

Наступила весна, а с ней пришли и новые проблемы — хищники. Обнаружив внезапное прекращение поставок дичи и угрозу голода, я немедленно отправил экспедиционный корпус на юг. Разумеется, противостояние клыков и когтей мечам и стрелам было завершено с разгромным счетом в пользу гостей.

Решив вопросы с хищниками, я не стал отзывать армию обратно, а продолжил вооруженное продвижение на юг. Южнее, как выясняется, расположились разбойники, которые даже не успели толком меня попугать санкциями и все до единого полегли в неравном бою. В процессе избиения бандитов из южных туманов внезапно выскочила кристобалевская толпа, но, увидев, что здесь и без них весело, скромно смылась обратно. Так-так... Надо будет выяснить, что они забыли в такой дали от дома.

На юге обнаруживается территория, захваченная Хунтой и обнесенная деревянным палисадом. Впрочем, мне не пришлось его сжигать, поскольку в южной его оконечности оказалась преизрядная дыра, в которую благополучно прошли мои доблестные истребители медведей и «братков».

Домингес: Непрошенных гостей мы не любим. И вообще у нас сегодня неприемный день.

Однако в процессе исследования южных земель и поиска супостатов назрел очередной титул, так что пришлось Хакиму скакать во весь опор домой, а армии — отойти на заранее подготовленные позиции. Как выяснилось, позиции оказались весьма к месту. Не успел отгреметь праздничный салют на площади, как на юге появилось красное пятно и начало продвижение в мою сторону.

Разумеется, вражеские силы были перемолоты, а мои войска, окрыленные успехом и возглавляемые улучшенным Хакимом, отбили южную территорию и обнаружили за ней соседа-торговца. В принципе, мне от него ничего не требовалось, но сам факт перехвата контроля был приятен. Впрочем, Кристобаль улучил момент и вернул свои осенние границы, но палисада уже вроде бы и не строил.

Зимнее стояние войск на южных подступах не принесло ничего нового, а в городе полным ходом шла подготовка к посвящению Хакима в герцоги. К весне новоявленный герцог отправился на юг, к своим войскам, где поучаствовал в еще одной победоносной стычке.

Не полагаясь на капризы северного климата, я построил на две пасеки больше обычного, а потребление меда тавернами прекратил полностью, скомпенсировав недостаток развлечения банями и регулярными карнавалами на площади. Именно благодаря этому у мастеров-фонарщиков не возникло проблем с сырьем. И, как выяснилось, именно достаточное количество воска принесло мне победу.

Кристобаль Хунта: Обосновавшись, иду на юг. Ага! Поля непаханые, шахты недолбанные, леса нерубленные, коровы недоенные да медведь нестрелянный. И за все это — 500 золотых! Перебьюсь, пожалуй, пока что. А вот взявши чуть восточнее, нахожу обширные охотничьи угодья. Мои граждане будут есть много колбасы! Ура!

А если пойти еще южнее, обнаруживается чуть более дешевая зона — металл, лекарства, рыба. Ну, и дерева, конечно, э-э-э... очень много. Есть еще один медведь и стая волков, но я с ними поступлю так же, как и с львами в прошлый раз. Будем строить заповедники!

6-я минута, первый титул. 5 минут спустя — первая захваченная земля на юго-юго-востоке. Экспансия пошла!

Хунта: Зима. Холодно. Голодно. Потерпите, родимые, скоро весна.

Черт, надо было, пока не поздно, строить пасеки! Пришла зима и, что-то мне подсказывает, весной начнется пивная гонка...

Впрочем, лютая зима не помешала получению нового титула. Хороший подарок к Новому году, однако!

К весне была захвачена южная территория. Злой медведь, правда, перепортил телок (пардон — коров), пасущихся на лугах. Так что до загонов дошли только две из пяти. Ну ничего! Этим летом, согласно генеральному плану, мы заключим в огороженные палисадами заповедники двух медведей и стаю волков. И проложим систему коммуникаций!

План в самом разгаре, и на 36-й минуте мой герой получает новый титул. Хорошо!

К концу лета я, таки да, огораживаю последнего медведя и уже в декабре «выношу» разбойничью кодлу, угнездившуюся южнее. У викинговских разбойников нет ни одного лучника, что, с одной стороны, хорошо. Но они ведь все умеют метать топоры, что, как вы сами понимаете, плохо! Вышесказанное доказывает невероятную доблесть моих войск. За что неплохо бы сходить в город и поднять кружку!

Итог: к следующей весне половина карты под моим контролем и экономика стремительно развивается. Дабы закрепить успех, захватываю земли севернее единственного торговца на карте и получаю следующий титул.

Дальше уже и неинтересно. После короткой стычки с войсками Домингеса наступает зима, в течение которой я понастроил фортификаций практически на всех направлениях, получил герцога, потерял территорию севернее торговца. Схлестнулся еще раз с войсками Домингеса и получил по шапке уже весной.

А потом выявил грандиозный прокол в развитии. Было построено чересчур мало пасек, и угнаться за Домингесом уже не получилось.


Разбор полетов

Александр Домингес: Самым эффективным решением на этой карте было не ввязываться в бой вообще, а интенсивно развиваться, выдвинув войска на дальние подступы и усилив аванпосты стенами. Поход на юг был авантюрой, ничего не добавившей к развитию, поскольку все требуемые ресурсы у меня были в избытке. Хотя, с другой стороны, просто развиваться — это же так скучно.


Кристобаль Хунта: Слишком обширная карта, слишком хорошо разделены противники. Результат — отсутствие динамики. Каждый развивался в своей вотчине, здраво полагая, что атаковать настолько удаленного противника не имеет смысла.

Основная моя ошибка в этом «бою» — построил только одну пасеку и, увлекшись созданием транспортной сети, пропустил момент, когда нужно было много меда и воска. На финальном этапе это — смерть.

Раунд 3.

Карта Stormriver

Размер Средний
Климат Умеренный
Герой Хунты Аландра
Герой Домингеса Кестрал

Александр Домингес: Хаким Хакиму, как и полагается, волк. Это мы проверили на совесть. Решение сменить героя и хоть как-то разнообразить игру пришло нам в голову одновременно.

Мой выбор остановился на Кестрал, которая увеличивает городской налог, а при необходимости может и полностью обчистить облюбованного торговца. На начальном этапе развития каждая копеечка ценится.

Умеренный климат — это хорошо. Нет затяжной зимы, а значит, можно заниматься земледелием, прибавив к незатейливому рациону поселенцев добрую краюху хлеба. Рыбные запасы, дичь и коровы, найденные неподалеку, делают пищевую промышленность поселения небывало сильной.

Кристобаль Хунта: На этот раз решил изменить изрядно уже надоевшему Хакиму. Аландра — тоже ничего так из себя. Особенно мне в последнее время нравится ее способность исцелять. Мне бы Аландру в первом бою... Ну и ладно. Итак, вокруг территория, богатая лесом. Дичь, камень и железо тоже имеют место быть. Ну ладно. Попробуем не размениваться на пустяки, а запустить развитие по максимуму.

Южнее фатерлянда — земли, богатые охотой и разбойниками. Севернее — торговец. Замечательно! Только надо побыстрее.


***

Домингес: Развитие пищевой промышленности не всегда идет на пользу. Шерсти-то нет...

Александр Домингес: К югу от меня обнаружился торговый сосед. Было у него многое, только вот не было одного... Но об этом — чуть позже.

Похоже, именно на этапе массовых построек производителей еды я слишком увлекся. Первое уведомление об отставании я получил в тот момент, когда поймал вражеского шпиона буквально в двух шагах от замка. Прикинув время его движения ко мне, я понял, что возможность купить шпиона Хунта получил раньше меня.

Можно было бы наверстать упущенное, если бы не одно досадное обстоятельство: как выяснилось, у меня нет овец, которые бы дали шерсть, столь необходимую для изготовления вымпелов во славу будущего герцога. Пока я размышлял, что с этим делать и где получить шерсть или овец, разрыв в развитии стал критическим. Очередной шпион, засланный в стан врага, показал наличие зданий, характерных для подготовки к последнему, победному титулованию.

В конце концов я обнаружил злополучных парнокопытных в северных землях и даже успел загнать их в овчарню, чтобы настричь шерсти. Были также построены три вымпельщика, радостно потирающие руки в предвкушении работы... Но все оказалось тщетным.

И грянул гром.

Хунта: Медведь совсем уже обнаглел. Прямо по городу бродит, как у себя дома.

Кристобаль Хунта: 6-я минута — получаем первое повышение. Потом по классическому пути развиваем территорию. Потом посылаем вора на юго-восток — к Домингесу. Потом — еще одно повышение.

К зиме вор прибегает в земли Домингеса, где, в силу собственного скудоумия, попадается ему на глаза. Нету вора, ага.

Ну и ладно! Зато я весной захватываю земли к югу от себя — сначала к юго-западу (а там камень и железо), после них — к югу (охотничьи угодья и бандиты).

Следующее повышение героя, и все эти территории мои — одновременно! Начинаем выкачивать из них ресурсы. Того, что есть под моим контролем, мне, наверное, не хватит, поэтому продолжаю экспансию вперед, на юго-восток.

Уничтожаю бандитов и ничего сверхценного (вроде железа и камня) не нахожу. Принимаю решение закрыться и развиваться по максимуму, не отвлекаясь.

Следующий рейд вором в земли Домингеса убеждает, что тот отстал от меня в развитии. А еще один личный рейд — уже весной и в сане герцога — к его торговцу убеждает в причине. У его торговца нет овец! Ур-р-ра!

Далее — скучный процесс, «закукливания» в палисады, кормление горожан, отказывающихся жрать одну колбасу, копченой рыбой и сыром... И, как результат, полученный титул эрцгерцога. Победа!


Разбор полетов

Александр Домингес: Подвела меня собственная недальновидность. Ключевые ресурсы, необходимые для развития героя, нужно разыскивать как можно быстрее, не полагаясь на игровую удачу. Если бы я вовремя затеял рейд на север, то накопил бы запас шерсти как раз к тому моменту, когда она потребуется. Отсутствие овец и шерсти у торговца должно было натолкнуть меня на мысль, что следует искать на сопредельных территориях. Но почему-то не натолкнуло.


Кристобаль Хунта: Неплохой плацдарм для сражения. Достаточно много ресурсов и для мирного развития, и для боевых действий. Единственный — но тем не менее очень существенный недостаток — несоответствие в ассортименте торговцев. Тот, что был ближе ко мне, дал мне возможность накопить достаточно много шерсти для финального экономического рывка. У Домингеса такого подспорья не было.

Раунд 4.

Карта Deadly Sun

Размер Средний
Климат Жаркий
Герой Хунты Хаким
Герой Домингеса Хаким

Александр Домингес: Честно говоря, понравилась мне жаркая карта своей изысканной экзотикой. Кристобаль оказался не против. Итак, решено — будем выяснять, для кого именно здешнее солнце окажется более смертельным.

Хаким, как нам показалось, наиболее адекватен этим пыльным равнинам, по которым бродят прайды львов и скачут антилопы. Таким образом, мы вновь пришли к уже привычному противостоянию Хакимов.

Своя территория на этой карте достаточно необычна: ближе к центру, так сказать, метрополия, а на краю карты — рудная область, не граничащая с метрополией. Быстрая разведка показала, что разделяющая территория не содержит бандитов, и, соответственно, грабить караваны некому. Вот и хорошо, будем развиваться!

Кристобаль Хунта: Снова жаркая карта, и снова — Хаким. Фатерлянд не позволяет добывать много леса, однако стремительная разведка показывает, что земли между фатерляндом и удаленными рудопромышленными территориями богаты (относительно) лесом и дичью. А еще дальше были обнаружены руины. Так что основной упор был сделан на два направления. Во-первых, на то, чтобы, как в прошлый раз, развиться раньше противника. И, во-вторых, на то, чтобы перехватить единственного торговца на карте, у которого есть мед и шерсть (внимание, не повторяйте за мной этой ошибки!).


***

Домингес: Покупки совершены. Главное теперь — чтобы никто не грабил караваны.

Александр Домингес: Особенность жаркого климата — небольшое количество плодородных земель. Пасеку я все же пристроил, а вот с овцами определенно будут проблемы. В пределах досягаемости не обнаружено плодородных участков, пригодных для размещения овчарен.

Я решил не повторять ошибок предыдущего раунда и практически сразу же после получения второго титула отправился искать, где бы разжиться шерстью. Обнаружил бандитов, а за ними — о чудо! — торгового соседа, который именно шерстью и торговал.

Вариант вооруженного конфликта с бандитами мне показался преждевременным, поэтому я заплатил им дань и беспрепятственно провез к себе караван с шерстью, затарившись на требуемое количество будущих вымпелов с запасом.

Пока мы с бандитами временно дружили, я мог просматривать всю их территорию. В частности, пронаблюдал, как пришли войска Хунты, получили по мозгам от бандитов и благополучно испарились. За это время я перетащил к себе еще парочку караванов с медом и воском. Пасека пасекой, а запас не повредит.

После завершения караванной эпопеи, нарастив войска до приличной численности, мой Хаким отправился объяснять бандитам всю необдуманность их поведения, но обнаружил, что бандиты заняты неравным боем с непонятно откуда взявшимися войсками Кристобаля. Поняв, что бандитов мне не достанется, я дождался их разгрома, а затем разгромил залетную «хунту». Пусть знают, как чужих бандитов трогать! Тем более что у них наверняка свои есть.

Хунта: Попробуем построить катапульты. Может, и добьют до вражеского города. Попробовали. Не добивают.

Практически до самого конца этого раунда Хунта упорно продолжал тягать караваны от торговца, который был ближе ко мне. Я, честно говоря, не понимал такой принципиальности, ведь все без исключения многопользовательские карты симметричны, а значит, диаметрально «моему» торговому соседу есть еще один, который вроде бы ближе к Кристобалю.

Так или иначе, временный мир с бандитами и своевременная закупка сырья возымели должный эффект, и наш Хаким стал эрцгерцогом значительно раньше глубоко чуждого нам заграничного Хакима.

Кристобаль Хунта: Я максимально быстро захватил срединную территорию благодаря золоту из руин и начал развиваться. Первое поползновение с армией (на 30-й минуте) к бандитам, находящимся по другую сторону от торговца (дабы отрезать от него Домингеса и тем самым лишить возможности развиваться), закончилось ничем. Попытка построить возле самого замка башню с катапультой желаемого успеха не принесла. Второй рейд армии к бандитам закончился тем, что в разгар боя подошел Домингес и добил победителя — меня то есть. Тут-то до меня и дошло, что я чего-то недорассчитал.

Конечно, вместо попыток сбора армии и оккупации отнюдь не единственного, как оказалось, торговца мне стоило тратить деньги исключительно на ресурсы для получения титулов. Тогда, возможно, я бы успел. Но сейчас время упущено, и Домингес успевает первым.


Разбор полетов

Александр Домингес: Карта — сравнительно богатая для жаркого климата. Более того, наличие торгового соседа вполне позволяет обойтись без производства ресурсов, требующих плодородной земли.

Здесь я вроде бы не делал серьезных ошибок, но Кристобаль изрядно потрепал нервы притязаниями на моего торговца и моих бандитов. И уже после партии я выяснил, что он полагал этого торговца единственным на карте.


Кристобаль Хунта: Пустынная карта, богатая лесом и полезными ископаемыми. Много возможностей, но недостаточно мест, пригодных для сельского хозяйства. Мед и шерсть приходилось покупать.

Основная ошибка: я почему-то решил, что торговец на карте только один, и потратил слишком много сил и средств на бесплодные попытки его изолировать. Вместо этого следовало просто покупать у него мед и шерсть. Ну и, конечно, очень жаль, что настенная катапульта не «дотянулась» через пропасть до Домингесова замка...

Раунд 5.

Карта Three Waterfalls

Размер Средний
Климат Умеренный
Герой Хунты Кестрал
Герой Домингеса Аландра

Александр Домингес: Судя по всему, эта дуэль осталась за мной. Но расслабляться и играть спустя рукава будет как-то неспортивно. С другой стороны, можно чувствовать себя свободнее и попробовать навязать противнику более агрессивный стиль игры. Зря я, конечно, выбрал бестолковую Аландру, ну да ладно. Авось кривая вывезет.

Кристобаль Хунта: Ну что ж, теперь нужно хотя бы немного отыграться. Итак, карта с достаточно мягким климатом и обилием леса. На этот раз постараюсь не сидеть тихонько в своем уголке, а активно перемещаться и перехватывать по возможности инициативу. Посмотрим, что мне удастся сделать. Для этого поединка я выбрал разбойницу Кэстрал. Самое оно, по-моему.

Материализуясь в северо-западной части карты, тут же запускаю стандартную схему развития (4 лесопилки, 2 каменоломни, охотничья хибара, колбасный цех и одежная мастерская) и мчусь на разведку.


***

Домингес: Ну вот, зачем вам эти пиджаки? Весна же на дворе, разве не видите?

Александр Домингес: Итак, привычный дебют разыгран, пора приступать к освоению территорий и поиску границ с врагом. Как назло, когда я уже был готов к широкомасштабному поиску, на торговую площадь дружно вывалила толпа «пиджачных» забастовщиков. Что самое обидное, дичи на складе было навалом, а производители одежды почему-то в полном составе устроили перекур, не желая ударить пальцем о палец. А когда как следует перекурили, присоединились к бастующим. Ей-богу, если бы мог — расстрелял бы на месте. Пришлось строить еще одного производителя, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.

Странно, но забастовки «жаждущих пиджаков» преследовали меня весь пятый раунд. Ну прямо какой-то повальный вещизм обуял моих поселенцев.

Продвижение на северо-запад (мое поселение на юго-востоке) выявило несколько нейтральных территорий, а затем и границу с врагом. Центр карты, где были основные запасы железа, я почему-то пропустил, а к тому времени, когда они были обнаружены, торопыга Кристобаль выкачал их практически досуха.

Я, конечно, отбил центральную область, но толку с этого было крайне мало. Точнее, не было вообще, поскольку построенную шахту тут же сжег Хунта, не перезахватывая территории.

Посланный в южные области шпион обнаружил еще одно месторождение железа, к разработке которого Кристобаль вот только приступил. Похоже, он хочет оставить меня без военной промышленности, и, судя по всему, у него это получается. Надо что-то придумать, причем срочно.

Не высвечивая своего интереса к югу, я построил на границе с «железосодержащей» областью стену с несколькими башнями, а затем скрепя сердце истратил мизерный запас железа на монтаж трех катапульт. Одновременно к границе были подтянуты войска и повозки с камнями (этого добра у меня было навалом).

Домингес: Такой агрессии, похоже, враг не ожидал. Пока он подтянет силы, от его аванпоста останутся только воспоминания.

Как только катапульты нанесли первый удар по вражескому аванпосту, окруженному стеной, войска выдвинулись вперед и встретили подходящие вражеские силы во всеоружии. На этот раз я постарался и расставил войска так, чтобы лучники нанесли максимальный урон наступающим порядкам, прежде чем в бой вступят мечники.

Попытка Хунты перезахватить аванпост привела к тому, что катапульты снова открыли по нему огонь и полностью уничтожили его войска. Подтянув свежие силы к спорной северной территории, я отстроил аванпост заново, а затем отбил еще одну территорию в направлении вражеского поселения. Попутно были обнаружены совершенно неразработанные запасы камня, которые я без малейших колебаний взял под контроль.

Практически сразу же пришло в голову авантюрное решение: не отступая на перегруппировку и пополнение, продолжать движение в сторону вражеского поселения. Однако, как выяснилось, такое же решение пришло в голову и Кристобалю, с той лишь разницей, что я двигался через юг карты, а он — через север.

Возникла совершенно анекдотичная ситуация взаимного визита в отсутствие хозяев. Ни у Хунты, ни у меня не было штурмовых машин, а потому мы просто пошли армиями на сближение через северную сторону. Бой закончился в мою пользу, но к этому времени запасы железа были практически нулевыми. Не было даже возможности пополнить личный состав армии.

Здесь уже было ясно, что без армии я обречен на проигрыш. А развязка наступила в тот момент, когда восстановленные по численности войска Хунты повторно пришли в мое поселение и атаковали одно из производственных зданий.

Кристобаль Хунта: Первая же территория на востоке дает возможность ускорить развитие за счет золота из руин. Рядом, на юго-востоке, нахожу маленькую территорию с двумя месторождениями железа. А ведь это идея!

Проношусь через южные территории. Охота! Это хорошо... это и вкусно, и тепло.

Хунта: Хоть и палисад, а выглядит вполне солидно. Да и излишки дерева есть куда девать.
Хунта: Ледовое побоище. Судя по исходу, Кестрал — по происхождению новгородец.

Получаю первое повышение и двигаюсь совсем уже на юг. Нахожу еще одно месторождение железа. А вот теперь идея созрела окончательно. Вон там железо и тут железо. А если учесть, что карта, скорее всего, симметрична, то есть шанс захапать все железо. А если захапать все железо... на этом мысль останавливается.

Быстро возвращаюсь и захватываю территорию с двумя месторождениями железа. После — южную территорию, как источник мяса. Чтобы не отвлекаться на волков, строю дорогу вдоль самой границы зоны. Отлично, теперь поселенцы не будут (как мне кажется) страдать от нападений хищников. Здесь я построю и разовью две охотничьи хибары и лесопилку. Прекрасно! Теперь в город, получать заслуженный титул.

Наступает зима, и я мчусь в восточные территории. Там, помнится, водились коровы и овцы. Устанавливаю аванпост...Оба-на! А по заледеневшей реке цокает копытами конь Аландры — героини Домингеса! Ну, держись, сейчас я тебе!..

А таки накостыляла моя девочка пришлой чужеземке! Пока они друг другу космы рвали, коровы с овцами успели пройти на фатерлянд, где все уже было готово к их приему. Красота!

Пришла весна. В захваченных мной центральных каменоломнях в полную силу идет добыча железа — по две каменоломни на месторождение. А Кестрал тем временем летит к южному месторождению и захватывает его. Закладываются сразу две каменоломни. Теперь время работает на нас, и можно сбегать в город получить очередной титул...

А вот дальше я совершил серьезную ошибку — оградил каменной стеной южный аванпост и горнодобывающий комплекс и от них протянул мощеную же дорогу. И только потом выяснил, что камня в государстве не осталось. То есть совсем.

Следующим шагом была фортификация фатерлянда. Следующим — рейд за камнями. Рейд за камнями закончился большим побоищем, в котором полегли все мои воины и Домингес захватил центральные железорудные шахты. Впрочем, сдавать их почти и не жалко — осталось в них с гулькин нос железа, так что отбивать обратно такое богатство смысла нет.

Пока я решал накопившиеся вопросы в городе и раздумывал, где бы спереть камня, пришло сообщение об атаке на южные укрепления. Быстрей туда!!!

Хунта: Вот дался Домингесу этот участок... Здесь же уже ничего нет. Все перековали на мечи.
Хунта: В такой свалке и не разберешь, где свои, а где чужие. Остается смотреть и надеяться на удачу.

Никогда не повторяйте моей ошибки и не размещайте аванпосты около чужих границ! Домингес, как в первом нашем бою, построил стенку вдоль границы, разместил на ней катапульты и разметелил мою стену прежде, чем я успел подогнать туда силы.

Далее был бой за неприкрытую южную территорию, в котором я потерпел поражение (скорее всего, у Домингеса был выше лимит нанимаемых воинов — камня-то всяко больше, чем у меня). Пришлось отступить и, собрав все силы, пойти к его городу, начхав даже на получение нового титула — все равно на площади уже собралась забастовка. Мы дружною гурьбой пришли в его город, метнули факелы в здание склада и в замок, полюбовались тем, как они горят... И ушли. Ничего особенного не произошло, а сжечь что-либо дотла силенок не хватало. На обратном пути столкнулись с силами Домингеса, совершившими примерно то же, что и мы.

Кестрал бежала, оставив войско прикрывать отход госпожи.

Дальше было всего понемножку. Попытки залатать выявленные предыдущим визитом Домингеса бреши, попытки захватить охотничьи угодья обратно (не вышло — стены каменные!)

И — рейд отчаяния обратно в город Домингеса. Ворвавшись в центр, мы метнули факела. Не в муниципальные здания, а в ни в чем, собственно, не повинные мирные мануфактуры. Раздался взрыв. И поле битвы внезапно осталось за нами. Победа?


Разбор полетов

Александр Домингес: Несмотря на поражение, этот раунд принес наибольшее удовольствие. Именно нехватка железа побудила меня пуститься на поиски военных приключений. И именно эти приключения позволили нам с Кристобалем взаимно обменяться вооруженными визитами, причем одновременно. А расстрел катапультами вражеского аванпоста мог бы вдохновить какого-нибудь художника-баталиста на создание масштабного полотна.


Кристобаль Хунта: Очень удачный боевой плацдарм. Месторождения ресурсов сконцентрированы достаточно, чтобы актуальной стала война за них, чем я, с одной стороны, успешно воспользовался. Но, захватив и добыв почти все железо, совершенно упустил из виду камень, в результате чего поставил возможность выигрыша под угрозу провала. Победа, вырванная в последний момент, не может быть настоящим триумфом...


ФИНАЛЬНЫЙ СЧЕТ
Домингес
Хунта
3 2
ПОБЕДА АЛЕКСАНДРА ДОМИНГЕСА
обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.5
проголосовало человек: 44
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования