ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ Ѕ”ƒ”ў≈√ќ

јвтор материала:
јлександр “араканов
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є4 (77) апрель 2008
вид дл€ печати

The Darkness

∆анр:
–азработчик:
Starbreeze
»здатель:
2K Games

ƒата выхода: не объ€влена


“емнота — ваш лучший друг. ¬ ней вы чувствуете себ€ куда удобнее, и гр€зные делишки проворачиваютс€ превосходно. Ќо еще темнота в буквальном смысле живет в главном герое новой игры от Starbreeze. Ёто ужасный демон, который не только помогает в сражени€х и защищает от пуль, но и постепенно пожирает человеческие души.

—разу хочу предупредить читателей, что переносить игру на персональные компьютеры пока не собираютс€. Ќо такой шанс — хоть он и весьма невелик — есть, поэтому мы просто об€заны рассказать об этой игре. The Darkness — между прочим, боевик от создателей The Chronicles of Riddick, а по совместительству — одна из лучших игр года.

»стори€ в стиле нуар

√лавный герой The Darkness — ƒжеки Ёстакадо, бандит и убийца, состо€щий на службе у мафии. ќн не такой законченный подонок, как главные герои Kane & Lynch: Dead Men, в которых не осталось ни капли совести, и ближе к классическому типу героев — хороший плохой парень. ≈му не чужды человеческие чувства и сострадание. ¬ день, когда начинаетс€ игра, у него есть повод дл€ радости — ему исполн€етс€ двадцать один год. ѕравда, даже в день рождени€ приходитс€ ехать на задание, но разве это проблема? ¬едь ничего не предвещает беды.

ѕомните удивительное начало The Chronicles of Riddick — побег из тюрьмы оказывалс€ сном, и нам предсто€ла увлекательна€ прогулка по тюремному блоку? ѕриготовьтесь к тому, что зав€зка The Darkness производит куда более сильное впечатление. “рое бандитов, и главный герой в их числе, удирают на автомобиле от полицейских. ѕостепенно разговоры перетекают в стрельбу на оживленном шоссе. ѕоначалу мы наблюдаем за происход€щим как свидетель, но затем приходитс€ вз€ть в руки оружие, чтобы помочь коллегам.

¬ этой достаточно обычной дл€ игр сцене — в догон€лки со стрельбой мы играли не раз и не два — столько атмосферы, что мысль о заезженности даже в голову не приходит. ¬ постановке удивл€ет все, от разговоров и до нелепой и страшной смерти одного из напарников.

ќтрастив щупальце, вы сможете творить страшные дела.

ѕогон€ заканчиваетс€ автокатастрофой, и остаток пути мы вынуждены проделать пешком. ѕосле лихой зачистки стройки мы наконец-то добираемс€ до офиса, где находим поздравление с днем рождени€ от босса мафии и бомбу в качестве подарка. ƒ€дюшка ѕауль начал подозревать Ёстакадо в предательстве и решил не дожидатьс€ обострени€ проблемы, а сразу кардинально разобратьс€ с ней. ƒжеки взрывом выносит в окно, но он остаетс€ в живых.

ќднако это совсем не повод дл€ восторга. ѕолици€ с радостью нашпигует ƒжеки свинцом за безумную погоню на автостраде, да и злобна€ мафи€ тоже не оставит бедолагу в покое. Ѕежать некуда и незачем. ѕод ударом оказываетс€ подруга главного геро€ — ƒженни, луч света в темной душе Ёстакадо и единственный человек, ради которого стоит жить и сражатьс€.

ѕо правде говор€, у ƒжеки было мало шансов выжить, и, скорее всего, гнить бы ему в земле, если б не одно но...  огда удача, казалось, навсегда отвернулась от главного геро€, в его душе поселилась “емнота. ќна спасла ƒжеки от пуль в своих нежных объ€ти€х, открыла запертые двери и выгрызла сердца врагов, которые пытались его убить. ¬от только стоит ли этому радоватьс€?

Ќуар в играх

ѕрежде чем искать схожие примеры в играх, разберемс€ в том, что такое «нуар». ƒословно термин «film noir» переводитс€ с французского €зыка как «черный фильм». ¬ названии видна €вна€ аналоги€ с «черной книгой» — так называлс€ жанр психологической криминальной драмы, попул€рный во французской литературе XIX века.

¬ кино же термин «фильм-нуар» по€вилс€ в середине 1940-х годов, благодар€ старани€м французских критиков. Ёти фильмы отличались особым цинизмом и фатализмом, об€зательной криминальной историей с продажными полицейскими и бандитами, мрачной обстановкой и реалистичностью действий. ѕомимо бандитских разборок важную роль играли психологизм и стирание различий между героем и антигероем.

ƒаже сейчас нуар-игр выходит относительно немного. ѕрежде всего, это Max Payne (особенно перва€ часть). ¬спомните мрачную атмосферу города, обилие темных тонов, главного геро€, балансирующего на грани закона, а заодно и на грани рассудка. Ёта истори€ была заранее обречена на печальный конец.

¬о-вторых, хотелось бы упом€нуть Discworld Noir. ≈сли вы знакомы с творчеством “ерри ѕратчетта, то, наверное, удивитесь тому, как нуар может быть скрещен с юмористическим фэнтези. ”вер€ем вас, очень даже успешно. ¬з€в все внешние атрибуты жанра «нуар», “ерри ѕратчетт в соавторстве с  рисом Ѕэйтманом создал умопомрачительную сатиру. ¬прочем, мы еще об€зательно вернемс€ к «ѕлоскому миру» вообще и к Discworld Noir в частности. —читайте это долговременным анонсом.

ћистический союзник

— таким другом в душе вы снесете все на своем пути.

“емнота — закл€тый друг ƒжеки Ёстакадо, который помогает выжить, одновременно пожира€ его душу. Ѕез ее помощи не остатьс€ в живых, но сотрудничество с “емнотой ведет к куда более страшным последстви€м, чем смерть физической оболочки.  ак столь странное создание защищает ƒжеки?

ѕо нажатию одной кнопки из-за спины главного геро€ вырастают две огромных зубастых головы, частично напоминающие змей. ќни посто€нно шип€т и огрызаютс€ друг на друга, но защищают ƒжеки от пуль и позвол€ют видеть в темноте. ≈ще “емнота, материализовавшись в мелкого демона, может на врем€ покинуть тело Ёстакадо, чтобы осмотреть местность, или заползти в узкое окошко, чтобы открыть запертую изнутри дверь, предварительно порвав горло незадачливому охраннику.

ѕотом вы сможете атаковать щупальцем — оглушать им врагов и передвигать преп€тстви€. ƒаже огромный валун не помешает вам пройти. Ќо и это далеко не все дары “емноты. ќна может открывать локальные черные дыры, которые засасывает врагов страшно даже подумать куда.

ѕравда, чтобы одарить ƒжеки этим богатством, “емноте необходимо расти. ƒл€ этого ей нужно кушать человеческие сердца. ј где их вз€ть?.. ¬ы повстречаете достаточно противников, чтобы не задаватьс€ этим вопросом. „ем «чернее» сердце, чем больше злоде€ний совершил его владелец, тем больше радости дл€ “емноты. ѕроцесс поедани€ происходит пр€мо на глазах у изумленного игрока. «меиные головы с чавканьем и зачастую дракой за лакомый кусочек вырывают из груди мертвецов и пожирают заветный орган.

Ќо не думайте, что “емнота сделает за вас всю работу. Ќеведома€ тварь, живуща€ в душе ƒжеки, от посто€нного использовани€ способностей начинает уставать. „тобы восполнить силы, ей нужно побыть в тени.   тому же именно во мраке “емнота полностью раскрывает свои возможности, поэтому вскоре у вас разовьетс€ маниакальна€ страсть к уничтожению всех встречных лампочек.

Ќо, несмотр€ на демонические способности геро€, основным орудием убийства все равно остаетс€ проверенное огнестрельное оружие. ¬ игре достаточно стандартный набор стволов — пистолеты, винтовка, дробовик, автоматический дробовик и штурмова€ винтовка. ¬прочем, в случае с The Darkness это нельз€ назвать недостатком. »гровой мир и сюжет не подразумевают необычных и футуристических образцов оружи€. «десь оно смотрелось бы дико.

ћиниатюрна€ черна€ дыра без труда засосет всех неугодных.

Ѕольшую часть времени вы будете пользоватьс€ именно пистолетами. »гра не располагает к активным перестрелкам; вы будете ползать по переулкам, разбивать лампочки и разить противника из темноты точными выстрелами в голову. »нтересно, что ƒжеки обычно использует сразу два пистолета и практически никогда не перезар€жает оружие.  огда кончаютс€ патроны, он просто выкидывает ставший ненужным пистолет и достает новый. »х, разумеетс€, приходитс€ подбирать с трупов врагов.

ќстальное оружие если и используетс€, то очень редко. ƒробовики — оружие ближнего бо€, который главному герою строго противопоказан. ’оть его и защищает “емнота, умирает он до неприличи€ быстро. ќт штурмовой винтовки пользы гораздо больше, но и встречаетс€ она весьма редко. Ќаравне с пистолетами используетс€, пожалуй, только обычна€ винтовка. ќна бьет на огромное рассто€ние и убивает с одного попадани€.

Ѕесы в услужении

ƒжеки Ёстакадо не чужды позерство и игра на публику. ≈сли подбежать к противнику вплотную и нажать на кнопку выстрела, главный герой эффектно расправитс€ с врагом. Ќесколько выстрелов в грудь в упор и последний в голову. ¬ыгл€дит это представление не слишком зверски и весьма грациозно.

ѕравда, вы едва ли будете посто€нно пользоватьс€ этим приемом. ѕрактической пользы от него мало, да и выполнить его сложно. “роих врагов вам в открытую не победить. ƒжеки вр€д ли успеет дойти до жертвы и, скорее всего, упадет на землю, истека€ кровью. ѕоэтому приходитс€ вылавливать врагов поодиночке, чтобы насладитьс€ пл€ской смерти.

ƒжеки не всегда работает в полном одиночестве. “емнота дала ему способности призывать помощников — небольших чертен€т. ƒл€ этого нужно найти адский проход (он выгл€дит как п€тно света) и провести несложный ритуал. ¬ игре четыре вида помощников: берсерк, стрелок, камикадзе и убийца света.

ћаленькие бесы — не только бойцы, но и ценители черного юмора.

Ѕерсерк без затей бросаетс€ на противника и перегрызает ему горло. ќн также умеет отодвигать предметы, которые мешают пройти персонажу.  ак понимаете, это происходит только по велению сюжета.

—трелок вооружен пулеметом, которым с удовольствием пользуетс€, завидев противника.   сожалению, ему €вно не хватает мозгов, чтобы оценить веро€тность попадани€, поэтому бесенок регул€рно расстреливает стенку или дверь, за которой спр€талс€ противник. Ќо если он все-таки правильно прицелитс€, у негод€€ нет ни одного шанса — его сметет свинцовый град.

 амикадзе плевать хотел не только на чужую жизнь, но и на свою, поэтому таскает на спине бомбу, которую незамедлительно приведет в действие, как только окажетс€ р€дом с противником. ѕравда, до противника еще нужно добежать, что у него, надо сказать, получаетс€ не всегда. ¬идимо, от посто€нного стресса, развившегос€ из-за сиюминутного ожидани€ смерти, камикадзе периодически подрываетс€ при встрече с дверью или ƒжеки.

”бийца света ненавидит лампочки с фонар€ми и пытаетс€ их отключить при первой возможности. ѕравда, из-за несовершенства искусственного интеллекта это оп€ть же не всегда увенчиваетс€ успехом. ќдновременно можно призвать не более одного чертенка каждого типа. ” вас не получитс€, скажем, вызвать толпу стрелков и, удобно устроившись, посмотреть, как они вынос€т противника.

ѕользы от бесов не так уж много. ќни лучше всего действуют в темноте, которую еще нужно создать, разбив светильники, и к тому же из-за проблем с интеллектом зачастую бесполезно гибнут. Ќо маленькие демоны — большие поклонники черного юмора. ѕризывать их стоит хот€ бы только ради комментариев, которые они отпускают на прот€жении всей игры. ≈ще бесы не брезгуют советами, которые могут серьезно облегчить жизнь.

Ёмоциональна€ составл€юща€

ќсновное действие игры происходит в Ќью-…орке, и хот€ сюжет у игры линейный, вы можете свободно перемещатьс€ по городу — пешком или на метро. ѕоследнее незамедлительно воскресит в вашей пам€ти The Chronicles of Riddick. «десь можно убрать пистолеты в карманы и передохнуть.

¬ метро отдыхают бездомные, развлекаетс€ танцами местна€ шпана, и куда-то спешат по делам обычные люди. Ёто своего рода небольшое убежище, где можно отдохнуть от стрельбы и зан€тьс€ дополнительными задани€ми. —кажем, старушка потер€ла ценный браслет где-то на рельсах и не может его достать. ћимо пронос€тс€ поезда, и она боитс€, что не успеет подобрать и вылезти обратно. ѕомочь несчастной женщине или нет — зависит от вас.

Ѕесы полезны — но только не в лобовом столкновении.

¬ основном задани€ выдаютс€ в метро, но бывают, что старые знакомые или просто попавшие в беду люди встречают вас на улице. «десь вас ждет еще одна положительна€ особенность игры — живость мира. ѕри достаточно скупом повествовании вы никак не назовете его мертвым. ¬ыйд€ в переулок, вы заметите, как отча€вшийс€ человек собираетс€ прыгнуть с крыши. ¬низу сто€т прохожие, кто-то готовитс€ вызвать полицию, а кто-то орет: «„его т€нешь, давай быстрее прыгай!»

The Darkness — единственна€ игра, в которой по-насто€щему работает телевидение. ѕомимо новостей, в которых рассказываетс€ о событи€х, относ€щихс€ непосредственно к главному герою и сюжету, можно увидеть телепередачи, старые фильмы и многое другое. ѕон€тно, что в какой-то момент они начинают повтор€тьс€, но €, честно отсто€в перед телевизором дес€ть минут, так этого и не дождалс€. ¬роде бы мелочь — но производит сильное впечатление.

≈ще здесь можно собирать телефонные номера — это местные плюсы, которые выдаютс€ за выполнение задани€ и спр€таны в потаенных местах. ѕозвонив по указанному номеру, вы узнаете много нового о разных вещах, начина€ с подробной информации о местных мафиози и заканчива€ “емнотой. ћожно просто звонить в разные службы ради развлечени€. Ќу и конечно, телефон необходим дл€ сюжетных целей — чтобы св€зыватьс€ с важными персонажами.

The Darkness умеет плен€ть мелочами. ѕрид€ домой к ƒженни, можно просто проговорить нужные фразы и помчатьс€ по делам. »ли пообщатьс€ по душам, посмотреть вместе старый фильм. ƒжеки целует ƒженни, после чего девушка кладет голову ему на колени и засыпает. ¬ игре, несмотр€ на всеобщую неторопливость, много насто€щих эмоций.

ѕомимо Ќью-…орка, ƒжеки Ёстакадо попадет в самый насто€щий ад, где немцы и англичане вынуждены сражатьс€ до бесконечности на уже давно забытых пол€х ѕервой мировой войны. »м нет поко€ и в смерти, они обречены влачить жалкое существование. “ела и лица несчастных, изуродованные вечной мукой, смотр€тс€ еще страшнее в посто€нном полумраке прокл€того места.

ѕропавший город

¬изуально игра заслуживает твердой «п€терки». ќбщий стиль чем-то напоминает первый Max Payne. ћрачные улицы, кое-как освещаемые редкими фонар€ми, разрисованные стены гр€зных домов, усталые и озлобленные работ€ги, наркоманы, проститутки и шпана. ¬прочем, даже их редко встретишь на улицах виртуального Ќью-…орка. ќбычно они пусты, только бандиты и полици€ рыщут в поисках ƒжеки Ёстакадо.

ќказавшись в здании, не ищите домашнего уюта.  вартира ƒженни — обшарпанна€, с поблекшими обо€ми, тусклым освещением и разваливающейс€ мебелью. ¬ таких домах нет счасть€. ѕрочие достопримечательности «большого €блока», которые предстоит посетить, также не отличаютс€ особым гостеприимством. ћестный бар, владелец которого — знакомый Ёстакадо, порадует сценкой, в которой хоз€ин пр€чет в багажнике трупы «потерпевших».

¬ аду у большинства противников вообще нет лица.

— технологи€ми у The Darkness также полный пор€док. ѕри€тные глазу спецэффекты — особенно в аду, — отлична€ анимаци€ персонажей. Ёто, кстати, одна из немногих игр, где достоверно передана походка главного персонажа. ќбычно персонаж словно катитс€ на доске дл€ скейтборда. «десь же создаетс€ ощущение, что он действительно идет.

–азработчики не пренебрегли множеством при€тных мелочей. Ќапример, во врем€ загрузок вы не будете с тоской смотреть на бегущую полоску индикатора. ѕока загружаетс€ карта, вам покажут небольшую сценку, в которой ƒжеки делитс€ своими рассуждени€ми или просто любуетс€ пистолетами.

√олоса актеров подобраны настолько удачно, что заставл€ют вспомнить фильмы ћартина —корсезе «—лавные парни» и « азино». “емнота, как и положено демону, нашептывает донельз€ противным и шип€щим голосом. Ќо особенно удалась роль актеру, озвучившему ƒжеки Ёстакадо. Ѕлагодар€ ему главный герой говорит голосом жестокого убийцы, в интонаци€х которого, однако, проскальзывают у€звимость и сомнени€. ќтдельно хочетс€ упом€нуть музыку.  ак самосто€тельные произведени€ мелодии не очень впечатл€ют, но отлично создают настрой и поддерживают нужную атмосферу.

≈динственное, что в игре действительно не смотритс€, — сетевой режим. ќн просто плохо сделан. Ќа маленьких и тоскливых картах бегает до восьми человек в свободной игре, командном бою и захвате флагов. —етевой режим €вно прилепили «дл€ галочки», потому что играть скучно. Ќе спасает даже трансформаци€ в монстров. ¬прочем, это вр€д ли можно назвать серьезным недостатком — The Darkness сделан дл€ одиночной игры.

Ќуар в современном кино

ѕроводить серьезное исследование нуар-фильмов в небольшой заметке — неблагодарное дело. ѕоэтому ограничимс€ рассказом о наиболее значимых фильмах последних лет в этом жанре.

Ќа первом месте, разумеетс€, «√ород грехов» режиссера –оберта –одригеса по комиксам ‘рэнка ћиллера.  ино сн€то в классическом стиле — черно-бела€ съемка дл€ большего контраста. ÷вет в фильме присутствует, но только дл€ того, чтобы сильнее подчеркнуть образ: например, желтый урод, который похищал и насиловал девушек, или красна€ кровь убитых.

¬ «√ороде грехов» рассказываетс€ несколько практически никак не св€занных между собой историй. »х объедин€ет лишь место, где происходит действие, и случайные встречи между геро€ми. ѕерсонажи, как и положено в нуар-фильме, один краше другого. —в€щенник, между проповед€ми поедающий людей, продажный полицейский, стрел€ющий в спину своему напарнику, высокопоставленный чиновник, покрывающий сына-мань€ка.

Ќо в «√ороде грехов» образы и стиль повествовани€ слишком гротескны.  уда ближе к классическому нуару детектив «„ерна€ орхиде€» Ѕрайана ƒе ѕальмы, где рассказываетс€ истори€ о расследовании зверского убийства девушки. ѕродажные полицейские, разложение богачей, психологизм и прочие атрибуты жанра — все на месте.

«„ерна€ орхиде€» сн€та по книге ƒжеймса Ёлро€, который прославилс€ циклом криминальных романов о Ћос-јнджелесе. Ёто не перва€ и не сама€ удачна€ экранизаци€ произведений этого автора. ¬ 1997 году на экраны вышли «—екреты Ћос-јнджелеса»  эртиса ’энсона. ѕотр€сающа€ игра актеров и закрученный сюжет практически сразу сделали фильм современной классикой нуара. ¬ наличии полицейский-карьерист, полицейский с садистскими наклонност€ми, журналист, который ради денег продаст родную мать, коррумпированные чиновники и представители закона, роковые и коварные женщины — полный набор элементов нуар-фильма.

“осклива€ неизбежность

¬от так выгл€дит мир глазами монстра.

The Darkness — очень гармонична€ игра, где сюжет вплетаетс€ в основу игрового процесса. Ќеспешное повествование убаюкивает игрока, рассказыва€ печальную историю ƒжеки Ёстакадо. ѕерестрелки происход€т в таком же неспешном ритме. ¬ообще, удивительно, как разработчиком удалось создать такую медленную боевую систему, котора€ не надоедает на прот€жении всей игры.

¬ The Darkness никто не гонит игрока вперед, никто не торопитс€ удивл€ть непрерывной сменой событий. Ќо при этом редкие сцены, которые происход€т в игре, поражают до глубины души. —обыти€ в офисе — перед тем как ƒжеки Ёстакадо попадет в ад — одно из самых €рких впечатлений в игре. ѕо сравнению с ними меркнут даже ощущени€ от атомного взрыва и казни президента в Call of Duty 4.

Ќуар-игры никогда не пользовались большой попул€рностью. ѕоэтому The Darkness — тот редкий образчик, который нельз€ пропустить. «“емнота» соткана из ощущени€ неизбежности утраты и вечной печали. Ёто игра, в которой невозможен счастливый конец, «взросла€» во всех смыслах.

Starbreeze в очередной раз доказали, что умеют делать гениальные игры. ¬з€в неплохой старт с Enclave и Knights of the Temple, разработчики по-насто€щему удивили The Chronicles of Riddick, который уже стал классикой жанра. “очно така€ же судьба, несомненно, ждет и The Darkness. —ледующий проект Starbreeze — The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena. Ёто будет не проста€ адаптаци€ под современные стандарты графики, а действительно глубока€ переделка и переосмысление старых идей. ѕосмотрим, что получитс€...

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.4
проголосовало человек: 218
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€