ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є4 (77) апрель 2008
вид дл€ печати

јдские псы

„удище обло, озорно, огромно, тризевно 1 и ла€й.

¬. “редиаковский, «“елемахида»

„то же? ¬место вурдалака —

(¬ы представьте ¬ани злость!)

¬ темноте пред ним собака

Ќа могиле гложет кость.

ј. ѕушкин, «¬урдалак»


¬озможно, в аду очень холодно (как полагали викинги); возможно, там очень жарко (как утверждали иудеи); возможно, там просто серо, тускло и противно (как верили греки). Ќо в чем ни у кого не было ни малейших сомнений — так это в том, что в аду вод€тс€ собаки.

¬рем€ от времени они выход€т из его мерзостных пределов в материальный мир — чаще всего затем, чтобы настичь кого-то, кому давно пора отправитьс€ в ад; но иногда причины их пребывани€ в мире живых иные. Ќапример, они €вл€ютс€ туда волей чароде€ или станов€тс€ стражами опасного сокровища. Ќо чаще всего их €вление — прокл€тие, причем заслуженное.

 ак выгл€дит адский пес?

Ѕольшинство авторов сходитс€ на том, что пес этот — черный, но при ближайшем рассмотрении слегка прозрачный. ¬ темноте он окружен красноватым либо зеленоватым свечением, а вот на свету кажетс€ угольно-черным (хот€ днем практически не встречаетс€), иногда с багровыми п€тнами крови на шкуре.

√лаза его свет€тс€ довольно сильно. ќбычно в них виден отблеск адского пламени, но зеленый огонь тоже нельз€ назвать необычным. Ѕывает, что глаз у него только один — в центре лба — или, напротив, целых четыре. »зредка пес предстает вообще без головы.

ѕо поводу породы адских собак мнени€ расход€тс€; чаще всего их уподобл€ют гончей или волкодаву, изредка — мастифу или бульдогу; но они всегда выгл€д€т породистыми. Ќа дворн€гу адский пес никогда не позволит себе походить; любой адский кинолог сказал бы √арри ѕоттеру, что лохмата€ черна€ псина — заведомо не √рим.

”ши либо вис€чие, либо очень маленькие (есть даже безухие изображени€), лбы крутые. Ўерсть коротка€ — еще один признак, по которому прин€ть —ириуса Ѕлэка за √рима мог только профан. ƒанте, правда, надел€ет ÷ербера... бородой; но это единственное подобное упоминание.

— челюстей адского пса зачастую капает слюна; при этом показывать клыки, как ни странно, это существо не очень любит. ¬о вс€ком случае, значительно чаще авторы отмечают длинные, борозд€щие землю когти.

¬ лае и вое адского пса слышитс€ металлический л€зг; иногда эхом на голос собаки отзываютс€ стоны падших душ.

„ем опасен адский пес?

Ќеудивительно, что, будучи отчасти собакой, он кусаетс€, и пребольно. «ѕерекусывание пополам» и прочие подвиги, достойные тираннозавра, ему приписывают только современные и не очень компетентные авторы: адский пес не загрызает в момент, а терзает. ∆ертва должна как следует страдать, даже если это оставл€ет ей лишний шанс на спасение!

Heroes of Might & Magic V.

»ногда адский пес может выдыхать огонь, причем огонь с очень необычными свойствами. ≈сли в большинстве компьютерных игр это самое обычное «дыхательное оружие», вроде драконьего пламени, только слабенькое, — то старые авторы знали правду: огонь пса и его слюна представл€ют собой смертельный €д, убивающий быстро и очень мучительно. ≈сть также сведени€, что этот €д сжигает некоторые виды волшебных защит, амулетов и талисманов, проедает насквозь кожаный сапог и стальные латы; по некоторым данным, достаточно даже, чтобы он попал на оружие или край плаща (наподобие €да василиска).

Ќо и это, возможно, не самое опасное, особенно если учесть, что пламенем своим большинство адских собак пользуетс€ редко и неохотно. ƒело в том, что адский пес своим воем может, как баньши, предвещать смерть. » это не чисто информационна€ услуга («умрете тогда-то и тогда-то, поторопитесь составить завещание!»), а нечто более непри€тное. ¬о-первых, вой лишает жертву воли к сопротивлению, после чего неудивительно, что люба€ опасность оказываетс€ фатальной. ¬о-вторых, специально дл€ тех, кто верит в фатум, у пса есть право разрывать нить жизни человека...

¬прочем, вой пса опасен не дл€ любого, а только дл€ тех, кто так или иначе навлек на себ€ прокл€тие. —лучайный слушатель от этого обычно не страдает, даже если пытаетс€ встать на пути адского пса. Ќо плам€ и клыки пса равно страшны дл€ всех.

ќткуда он беретс€?

Neverwinter Nights.

„аще всего адский пес показываетс€ за пределами преисподней в результате прокл€ти€, навлеченного на человека или целое поселение делами исключительной мерзостности. ќдин из характерных случаев — заключение договора с нечистым и попытка ускользнуть от его последствий. ¬ременами адский пес по€вл€етс€, если преступнику, виновному во многих смерт€х, удаетс€ избегнуть казни путем каких-то уловок или бегства из-под стражи.

¬о всех этих случа€х есть крайне мало шансов вернуть пса на место посто€нной регистрации до той поры, пока он не исполнит свой долг.  ого-то может спасти раска€ние.

”ничтожение такого пса силой оружи€ возможно, но, как правило, рано или поздно он все равно вернетс€. »звестны также ситуации, когда сраженный пес раствор€лс€ в воздухе и оказывалс€ «тенью» насто€щего пса.

»ногда он по€вл€етс€ в свите какого-нибудь демона, в ƒикой ќхоте или в других подобных обсто€тельствах; если же ƒика€ ќхота или демон будут изгнаны усили€ми благочестивых монахов — то и пес с ними.

ј вот если пес призван чародеем или сделан стражем сокровищ, тогда он вполне может (и должен) быть побежден силой оружи€. Ёто опасный, но достойный подвиг. ”чтите, что сокровища часто стережет не один такой пес, а цела€ свора.

¬стречаютс€ ситуации, когда адские псы подвластны какому-либо заколдованному предмету; самый знаменитый пример — огниво из одноименной сказки јндерсена. ¬ этом случае они могут призыватьс€ огнивом снова и снова, и единственный надежный метод им противосто€ть — захватить вызывающий предмет.

«наменитые псы

¬не вс€кого сомнени€, самый известный адский пес —  ербер (÷ербер), страж јида. ќн не чинил бесчинств в мире живых и вообще по€вл€лс€ там всего один раз, причем не по собственной воле (его приволок к царю Ёврисфею √еракл в рамках своего последнего подвига); но вот мертвые души не без оснований трепещут перед ним.

 ербер — единственный в своем роде пес о трех головах; когда в компьютерных играх перед нами предстают целые стаи керберов, это грустно и смешно. ќн уникален и принадлежит, нар€ду со —финксом, √идрой и другими милыми существами, к потомству “ифона и ≈хидны.

ћежду прочим, по поводу числа его голов есть определенные расхождени€. √есиод полагает, что их аж п€тьдес€т штук. Ќо большинство авторов все же упоминает три; есть мнени€, что они олицетвор€ют прошлое, насто€щее и будущее. —уществует даже забавна€ верси€, по которой три головы адского стража представл€ют собой «отражение» тиары стража небесных врат ( ербер осталс€ сторожить и христианский ад — крайне трудолюбивое животное!).

ѕомимо голов,  ербер может укусить и... хвостом: он кончаетс€ не то змеиной головой, не то жалом наподобие скорпионьего. яд  ербера причин€ет мучительную боль даже мертвым.

¬прочем,  ербер не так уж неподкупен: греки знали, что, если дать покойному с собой медовую лепешку дл€ собачки, она отнесетс€ к нему куда снисходительнее. Ќе чужд он и своеобразного чувства прекрасного: так, ќрфей своей музыкой укротил и усыпил  ербера (а его потомок, ѕушок из книги ƒжоан –оулинг, и вовсе легко засыпал от любых мало-мальски мелодичных звуков).


¬торой по известности адский пес — английский „ерный Ўак с глазами «как тарелки». »м€ это не слишком хорошо известно в нашей стране, но у нас его знают под псевдонимом. ƒело в том, что именно „ерный Ўак стал прототипом собаки Ѕаскервилей: не той жалкой имитации, что соорудил на болоте —тэплтон, а «исходной», той, что загрызла √уго Ѕаскервил€. »нтересно, что „ерного Ўака особенно часто привлекают преступлени€, совершенные — как в случае с √уго — с применением собак.

ѕорой „ерный Ўак позвол€ет своим жертвам раска€тьс€ и спастись, но иногда он по€вл€етс€ именно дл€ того, чтобы предотвратить пока€ние того, кому, с его точки зрени€, ка€тьс€ поздно; существует немало историй о том, как злодей уже было склонил голову перед алтарем, как по€вилс€ пес и уволок его куда следует. ј иногда Ўак назначает условное наказание, то есть как бы предупреждает: не раскаешьс€ — вернусь и тогда уж не помилую.

¬ одной из историй утверждаетс€, что Ўак — сын  ербера; более того, он «унаследовал от своей тетушки —финкса способность нагон€ть туман, несущий болезнь и безумие». “уман этот — «дыхание» торф€ных болот.

” Ўака есть еще одно им€, менее попул€рное: Ѕаргест. Ёто им€, однако, попало в фэнтези; например, в Dungeons & Dragons так называетс€ демон, по€вл€ющийс€ в двух обличь€х — гоблина и гигантского волка.

Titan Quest.

—кандинавский коллега  ербера — пес √арм — тоже сторожит души умерших, хот€ ему хватает дл€ этого одной головы. ќн должен прин€ть участие в –агнареке и сразитьс€ там с “юром (по другим верси€м, “юру будет противосто€ть волк ‘енрир). ј интересен он нам тем, что, возможно, именно с него началась традици€ «увидеть адского пса — к смерти». —ходство его имени с √римом из предсказаний —ивиллы “релони тоже едва ли случайно.

Ќекоторые германские сказки вид€т √арма как воплощение смерти — фактически он играет ту же роль, что и сакраментальна€ фигура с косой.


—реди литературных адских псов нельз€ не отметить гончих “ьмы из цикла « олесо времен» –оберта ƒжордана. Ёто тот редкий случай, когда адские псы обладают €довитой слюной и дыханием, а также реформируютс€ после уничтожени€ (если их убили не погибельным огнем).

√онча€ “ьмы, по ƒжордану, величиной «с небольшую лошадь» и внешне лишь отчасти напоминает собаку. ќна создана “емным из души волка; а волки в мире « олеса» — существа особые и после смерти уход€т жить в ћир —нов.

Ѕольшинство же адских псов современного фэнтези — жалкие твари в сравнении с „ерным Ўаком и его родней из классических преданий.

јдский пес в играх

«верь с большой буквы («¬едьмак»).

ѕо большей части адский пес в играх представл€ет собой просто «огнедышащую собаку». ќснований бо€тьс€ ее — немногим больше, чем, скажем, гоблина. ћы с вами толпами уничтожали их в Heroes of Might & Magic и Warcraft, Final Fantasy и Neverwinter Nights, Devil May Cry и Shadowrun, Ultima Online и The Lord of the Rings Online... »ногда они выступают под именем баргестов; так, например, в LotR Online именно баргесты в изобилии насел€ют территорию могильников.

√ораздо интереснее случай «¬едьмака»: там баргесты суть отражение одного-единственного адского пса, и пес этот €вилс€ в деревню именно в результате прокл€ти€. Ёто одна из немногих игр, где адский пес занимает приличествующее ему место.

“ам, где герою приходитс€ всерьез прореживать греческий бестиарий,  ербер иногда оказываетс€ одним из ключевых «боссов»; тут можно вспомнить Titan Quest.

¬ стратеги€х чаще всего бесцеремонно используетс€ трехглавость  ербера (атака по нескольким противникам и так далее), изредка — огненное дыхание, но чаще всего адский пес оп€ть-таки не представл€ет собой ничего экстраординарного.

¬ывод прост: адский пес — одно из тех легендарных чудовищ, которые при преобразовании в игровой формат обычно тер€ют всю свою значимость, жуткость и опасность. “а же метаморфоза постигла немало существ, и сейчас они понемногу пытаютс€ вернуть свое законное место, подн€вшись от бессмысленной «массовки» до статуса кошмарного чудища. «¬едьмак» здесь, возможно, станет «первой ласточкой».


***

≈сли же вам доведетс€ повстречать адского пса, постарайтесь узнать заранее, что привело его в мир, поскольку от этого, по идее, должно зависеть то, что вам нужно будет сделать, чтобы от него избавитьс€. Ќе вздумайте вступать с ним в ближний бой; даже если выгл€дит он не очень внушительно по сравнению с великаном или драконом, по части опасности он может их очень сильно превосходить — конечно, если это не мелкий мутант из миров «героического фэнтези». » заклинаю вас: остерегайтесь выходить на болото в ночное врем€, когда силы зла властвуют безраздельно.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
7.7
проголосовало человек: 453
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€