КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ

Автор материала:
Денис Василенок
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№11 (84) ноябрь 2008
вид для печати

Worms 4: Mayhem
Уроки для рожденных ползать

Жанр:
Издатель:
Team17 Software, Codemasters
Адрес в сети:

Несмотря на то, что игра вышла уже довольно давно, найти соперников в сети — не проблема. И народная любовь вполне заслужена. Mayhem — это последняя (на сегодняшний день) часть именитой серии Worms. Она успешно сочетает в себе старое и новое: традиции и юмор, атмосферу и дух — с одной стороны, графические красоты трехмерного мира — с другой. Игра легка в освоении, но тактик в ней скрыто безмерное количество. Как говорится — easy to learn, hard to master.

В этой статье мы подружимся с основными видами оружия, проверим содержание нашего вещмешка, выучим несколько базовых приемов, а также освоим парочку тактик. А поможет нам в этом профессор школы выживания, мастер биты и базуки Счастливчик. Передаю слово ему.

Добро пожаловать в нашу школу!
А вот и ваш преподаватель.

Заползайте, заползайте, не стесняйтесь! Располагайтесь поудобнее. Прежде всего, добро пожаловать в нашу школу выживания! У нас, червяков, жизнь далеко не сахар: каждый норовит нас съесть, раздавить, насадить на крючок или сделать еще что-нибудь противоестественное. Поэтому мы должны уметь защищаться! Лучшие наши умы веками бились над решением этой далеко не тривиальной задачи. За время вашего обучения вы впитаете лучшее из всего, что было изобретено.

  • Арсенал — до чего военная мысль дошла
  • Снаряжение — полезный пацифизм
  • Полевые занятия — как заставить карту работать на себя
  • Планирование боя — защита или нападение
  • Не умрите раньше времени — как продлить свою червячью жизнь

Начнем мы с того, что еще не раз спасет вам жизнь: с оружия. Итак, прошу в наш скромный арсенал.

Арсенал

В нашей школе при входе проверяют, нет ли у тебя револьвера или ножа, и если у тебя ничего нет, тебе всегда что-нибудь дадут.

Эмо Филипс

Как вы сами видите, оружейная мысль у нас развита необычайно. В бой идет все: от кулака до статуи осла. Но не все эти страшные вещи одинаково полезны. Сегодняшний урок будет посвящен тому, что будет пригождаться чаще всего. К сожалению, наш полигон сейчас на ремонте после предыдущей группы, так что тренироваться вам придется дома. А теперь переходим непосредственно к экспонатам.

Базука (максимальный урон 50, разрушения слабые, толчок слабый, радиус поражения средний).

Универсальна. Применяйте ее и для нанесения повреждений, и для добивания, и для сталкивания в воду, в общем, для любых целей. Снаряд летит по дуге, поэтому для точной стрельбы нужна тренировка! Этим вы займетесь на практических занятиях.

Это важно: снаряд базуки сносится ветром, будьте внимательны!

Обычно применяется, когда нельзя провернуть какой-нибудь хитрый тактический ход или на него уже нет времени. Хотя есть мастера, которым достаточно только ее для победы, я предпочитаю более специализированное оружие. Переползем к одному из них.

Домашнее задание: советую вам практиковаться в стрельбе из этого оружия до тех пор, пока прицеливание не будет выходить у вас автоматически. Это не так уж и сложно. Сперва начинаете без ветра. Поставьте бочку, отползите и стреляйте. Когда начнет получаться — отодвиньте бочку подальше. Потом еще дальше. Выходит? Замечательно! Теперь чередуем расстояния. Когда 7-8 выстрелов из 10 будут достигать цели — подключайте ветер. Финальный тест выглядит просто: создайте любую карту и постарайтесь, не ползая, уничтожить все бочки. Уложились в 12-14 выстрелов? Прекрасно! Вы готовы к настоящему бою.

Бейсбольная бита (максимальный урон 30, разрушений нет, толчок сильный, радиус поражения отсутствует).

Бита является одним из символов всей нашей цивилизации. Нужна она для конкретной цели: послать врага прямиком к Нептуну. За что и ценится. При должной сноровке можно отправить соперника в полет и через полкарты.

Это интересно: битой можно отшвыривать от себя мины, но этой ее особенностью вы вряд ли будете часто пользоваться.

Обычно попыток у вас будет не много — все дело в том, что качество наших бит оставляет желать лучшего, проще говоря, они одноразовые — так что тщательно выбирайте момент для удара.

Домашнее задание: потренируйтесь в ударах. Основная задача — научиться определять, откуда лучше ударить врага, чтобы его не спасло препятствие. Ну, и оценка дистанции тоже лишней не будет. Изучите особенности полета: скорость, угол, отскоки, скольжения — и каждый ваш удар будет летальным для соперника. На всякий случай попробуйте поотшвыривать от себя мины, иногда пригождается и это.

Перестрелка была жаркой — от рук почти ничего не осталось. От врагов, впрочем, тоже.

Дробовик (максимальный урон 25х2, разрушения очень слабые, толчок слабый, радиус поражения очень малый).

Мое любимое оружие, и для этого есть все основания. Дробовик уникален тем, что стреляет два раза за один ход. Это позволяет проделывать с ним массу комбинаций. К примеру, отравить и добить ослабших противников. Или толкнуть червяка выстрелом на мину, а потом опять же добить. Из дробовика иногда можно задевать выстрелом сразу двух червей! Но будьте осторожны, ведь разлетающаяся дробь может подействовать и на вас, поэтому, вопреки традиции, из него не следует стрелять с очень близкого расстояния. В режиме «от первого лица» (по умолчанию q) прицел у дробовика слегка ходит, но при должном умении можно бить и через весь остров, потому как разлета у дроби нет и убойная сила не падает.

Домашнее задание: прежде всего стоит научиться быстро целиться из дробовика. Если у вас это получится, то остальное может и не понадобиться. Ведь, как известно, чем дольше целишься, тем больше устаешь и тем больше «ползает» прицел. Само упражнение крайне простое: выберите несколько далеких целей и старайтесь поймать их в прицел как можно быстрее. Поймали, повернулись на 360 градусов, поймали следующую. Постарайтесь добиться показателя в 1-2 секунды от включения вида от первого лица до захвата цели. Следующее упражнение — на удержание цели. Прицельтесь и старайтесь удержать цель в ползающем прицеле как можно дольше. 10-12 секунд вполне хватит. Теперь выберите еще более далекие цели. Максимум — три четверти карты. Все, теперь вы готовы к любым неприятностям, потому что способны поразить (а то и столкнуть в воду!) сразу двух соперников в разных концах карты!

Динамит (максимальный урон 75, разрушения большие, толчок большой, радиус поражения большой).

Прекрасное оружие. Жаль только, что мы не смогли поставить его производство на поток, как следствие, вам редко когда выдадут более одного экземпляра. Поэтому использовать его надо с умом. Тут все опять же сильно зависит от выбранной тактики. Если задача — уничтожать каждый ход по червю, то скомбинируйте динамит с бочкой. Даже если при этом соперник останется на суше, полученные 105 единиц урона не оставят ему шансов. Замечательно подходит динамит и для уничтожения толпы. А еще его можно скидывать, вися на веревке или пролетая на реактивном ранце. Это удобно, если вражеский червь засел где-нибудь высоко, а падать оттуда вместе с ним ну очень не хочется.

Домашнее задание: урока всего два — научиться отправлять врага в воду (ничем не отличается от тренировки с битой) и сбрасывать динамит с ранца. Первое вы уже освоили, а второе не займет много времени. Выглядит этот прием так: вы летите не останавливаясь, бросаете динамит и приземляетесь в безопасном месте. На приземление есть секунда. Ничего сложного, но нужно научиться ловить в полете момент для сбрасывания бомбы.

Бомбардировка (максимальный урон 30х6, разрушения слабые, толчок сильный, радиус поражения средний, вытянутый).

Вы прицеливаетесь с высоты птичьего полета, после чего к нам «прилетает волшебник» и сбрасывает со своего вертолета дорожку аж из 6 бомб по 30 урона каждая. Такой способ атаки имеет как положительные (не спасут горы и другие высокие препятствия), так и отрицательные (легко спасает любой навес) стороны. Суммарный урон бомб очень неплох, но главная ценность в отбрасывающем эффекте. Грамотно проложив дорожку, можно легко отправить 2-3 оппонентов купаться. Червяки отбрасываются ровно по направлению дорожки и по обе стороны от нее под прямым углом. Но самое главное то, что атаковать вы можете, не вылезая из укрытия. И еще. Часто высылать вам поддержку с воздуха мы не сможем, так что тщательно выбирайте цели и не тратьте бомбы на одинокого червяка, если он, конечно, не последний.

Домашнее задание: научитесь выбирать оптимальную траекторию бомбометания. В идеале она должна пролегать так, чтобы все атакованные утонули. Это не всегда возможно, но помните главное правило: лучше один утопленник, чем трое при смерти. Поэтому главное — купание, урон от взрыва — на закуску. Само упражнение выглядит так: ставите группку из 3-4 червяков недалеко от берега. Теперь ваша задача — за один пролет утопить максимум. Есть еще один способ: собираете большую группу (10-15) соперников и пытаетесь утопить их наименьшим количеством пролетов. Если уложитесь в 3-4 — поздравляю, вы освоили еще одно оружие!

Освященная граната (максимальный урон 80, разрушения очень большие, толчок большой, радиус поражения очень высокий).

Одно из лучших наших творений. Из-за особенности взрывчатки обладает уникальной системой детонации — взрывается при остановке. Из-за этого метать ее на дальние расстояния затруднительно. Впрочем, попасть любой другой гранатой — не легче.

Это важно: если все-таки решитесь метнуть освященную гранату, помните, что чем дольше удерживается «огонь», тем дальше она летит.

Дам вам еще один совет: в силу того, что эта граната производит просто огромные разрушения, ее можно использовать как бур. А именно: проделать взрывом в земле колодец и столкнуть туда всех соперников. Также прекрасно уничтожаются мосты, переправы и другие не очень «толстые» сооружения. А как она разбрасывает врагов, просто загляденье, и за битой не ходи! В общем, божественная вещь, аллилуйя.

Домашнее задание: научитесь точно определять место, где после взрыва сможет образоваться колодец. Лучше всего заучить их расположение на нескольких картах. Ищите низины, мосты, лодки и т.п. Взорвали, проверили глубину (утонет — не утонет), и снова на поиски.

Орки где-то рядом.

Газовая граната (урон растянут во времени, разрушений нет, толчка нет, радиус поражения выше среднего).

А вот и образчик отравляющего оружия. Эта граната при взрыве создает облако ядовитого газа. Все червяки, попавшие в него, заболевают и теряют каждый ход по десять очков жизни, но при этом жизнь не может упасть ниже единицы. Вылечиться можно лишь аптечкой. Против одиночных целей ее тратить нет смысла, а против большой группы противников сработает неплохо. Главное — следите за тем, чтобы самому не отравиться.

Овца (максимальный урон 75, разрушения средние, толчок средний, радиус поражения средний).

Специально воспитанная овца-камикадзе может сильно подпортить противнику здоровье. После пуска овцы ею можно управлять с помощью обычных клавиш поворота. Также может быть запущена с веревки или реактивного ранца, но это, в отличие от динамита, очень неудобно.

На заметку: при столкновении с любым более или менее крутым препятствием (эдаким «лежачим полицейским») она резко подпрыгивает и, как правило, не достигает цели. Научитесь избегать таких препятствий.

К звездам (максимальный урон 100, разрушения средние, толчок очень сильный, радиус поражения средний).

Оружие настоящих самураев. Червяк, выбравший его, привязывает себя к ракете и несется к врагам, которым в небольшом радиусе наносится несовместимый с жизнью урон. Разлетаются враги от взрыва даже лучше, чем от бейсбольной биты. Но этим оружием очень сложно попасть. Управляется в трех измерениях: вверх-вниз, вправо-влево. Летит с очень большой скоростью. В результате приходится или улетать далеко за пределы карты, после чего возвращаться к цели, или взлетать рядом с ней и тут же взрываться. Лично мне всегда было жалко своих собратьев, и я ни разу не отдал приказ на его использование. Но в случае, когда ваш коллега на последнем издыхании от болезни, это оружие может пригодиться. И знайте — мы никогда не забываем своих героев!

Домашнее задание: обязательно потренируйтесь управлять этим оружием. Несмотря на брюзжание старого червяка, толк от ракеты бывает очень велик. Применяйте, если много врагов стоит рядом с водой, бочкой или просто близко друг к другу. Если у соперника остался один червяк, а у вас — нет, то ракета тоже может пригодиться. Скорость полета огромна, но это не только недостаток! Если у вас осталось 5-7 секунд, а враг далеко, смело используйте ракету. Только помните, что второго захода не будет!


***

Старый червяк показал вам свой арсенал. К сожалению, в нем находятся не все произведения технической мысли червяков. Но не расстраивайтесь! Остальное оружие не сильно отличается от перечисленного. Что-то лучше, что-то хуже, но базовые принципы остаются теми же. Не обижайтесь на старика, он и так собрал наилучшую из ныне существующих коллекций. В оставшихся «стволах» вы без труда разберетесь сами. Ведь не зря же вы ему так понравились! А сейчас пришла очередь другой комнаты.

Весь товар продан, следующий подвоз — в пятницу.

Снаряжение

Будь у меня крылья, думала змея, я бы ползала еще быстрее!

Михаил Генин

Теперь поползем в наш инженерный цех. Здесь нет оружия, но есть кое-что не менее важное. К тому же практически все из того, что вы здесь найдете, можно использовать неограниченное число раз за ход. Начнем экскурсию.

Веревка с крюком

Ею можно подтянуть к себе бочки, мины, ящички, аптечки или подтянуть себя к ним. Также можно отталкивать от себя предметы. Работает просто, запоминайте: целимся, стреляем, жмем вперед или назад. Если попали в предмет, будет двигаться предмет, если в ландшафт, то двигаться будем мы. Имеет пять зарядов, которые не расходуются при перетаскивании предметов. С ней связано несколько интересных приемов, о которых я вам непременно расскажу. Также с ее помощью можно забираться на вершины и собирать призы.

Первый водный транспорт. Для червяков он даже важнее первого самолета.

Это интересно: за неказистым на первый взгляд названием кроется, пожалуй, самая большая загадка червячьих инженеров. Во-первых, веревку червяки не бросают, а выстреливают из какого-то агрегата, напоминающего ручную мортиру. Во-вторых, она липнет к абсолютно любой поверхности. В-третьих, она расходуется при перетаскивании тяжестей (или вас со всем арсеналом) и не тратится при перемещении предметов. Ну и, наконец, в-четвертых, ею можно отталкивать предметы и себя самого. Все это напоминает о разработках небезызвестного Питера Паркера...

Реактивный ранец

Позволяет быстро передвигаться по карте в любом направлении. Жаль только, что «заряд» одного ранца сильно ограничен, но наши техники уже работают над этим. При нажатии клавиши «огонь» запускается двигатель, и вы взмываете вверх. В остальном — управление стандартное, только движение гораздо быстрее. Пользуйтесь на здоровье, теперь никто не скажет, что мы медленно ползаем. Если есть возможность — летайте каждый ход, и соперник за вами никогда не угонится. Меньше времени на передвижение — больше на хитрости и ловушки. И не забудьте, что, пролетая над соперником, на него можно скинуть пару сюрпризов.

Это интересно: такие ранцы на самом деле существуют. Наиболее известен ранец Венделла Мура. Первый полет на нем был совершен 20 апреля 1961 года, длился 13 секунд и перенес пилота на 35 метров.

Парашют

Никаких неожиданностей. С ним можно спокойно падать с любой высоты. При падении раскрывается автоматически или, если надо раньше, вручную. Летит вперед и вниз, так что следите за тем, чтобы приземлиться там, где надо. Управляется клавишами поворота. Используйте по назначению — когда знаете, что вам предстоит грандиозное падение.

Это важно: если вы хотите закрыть парашют раньше, например, для экономии времени, то нажмите еще раз клавишу «огонь» во время полета.

Блок

Чудо нашей техники — передвижной железобетонный блок, который вы можете установить в нужном месте. Дает дополнительную огневую позицию или, наоборот, прикрывает от огня. Также замечательно заменяет мост. Местоположение блока выбирается клавишами движения (вперед, назад, влево и вправо), а его высота над землей клавишами «вид от первого лица» и «вид с высоты птичьего полета». Блок можно использовать лишь раз за ход, так что все свои строения планируйте заранее.

Полуживой, отравленный, израненный, но все-таки победитель.

Бетонный ослик (максимальный урон 500, разрушения огромные, толчок огромный, радиус поражения большой).

Лучшее оружие. После первых же полевых испытаний его запретили как способное уничтожить все живое. Если он попадет к вам в руки, значит, фортуна, а заодно и все остальные боги, духи и божки, на вашей стороне. Только не переусердствуйте! Сейчас я расскажу вам о принципе действия. С неба падает памятник ослу. Он отскакивает от земли и снова падает на то же место. Так происходит четыре раза. На пятый осел взрывается. Каждый удар наносит в эпицентре 100 единиц урона, сильно разбрасывает червей и разрушает землю. Более одного раза получить по голове ослом почти нереально из-за толчка. Использовать можно тремя способами. Во-первых, прямой урон. Редко кто переживет падение этого гиганта. Во-вторых, толчок от взрыва не уступает бите, поэтому можно запросто скинуть соперника в воду. И, в-третьих, как бур. Осел может добыть воду практически на любой карте. Выбираете точку, запускаете осла, и колодец готов.

Зелье Икара

Дешевая (но редкая) замена реактивному ранцу. Подъем червя над землей производится двойным ритмичным нажатием клавиши прыжка (по умолчанию пробел). Чем чаще двойные нажатия на клавишу — тем быстрее полет. Используйте его, если вам надо взлететь высоко. Для перелета на дальние дистанции не очень подходит, так как скорость не высока — крылья быстро устают.

Это интересно: если внимательно присмотреться, то можно заметить, что на пузырьке с зельем написано «XXX». Так американские фермеры обычно подписывали бутыли с самогоном. Так вот что окрыляет наших подопечных!

И напоследок — о технологиях червяков с других планет. Это не что иное, как пузырь, создающий вокруг вас силовое поле! Эта штука не раз спасет вам жизнь, если вы, конечно, сможете ее добыть. В месте установки раздувается непробиваемый мыльный пузырь. Защищает только пленка, внутри пузыря оружие действует.

Это важно: так же как и пулемету, пузырю требуется ровное место для установки.

Пропадает этот шарик через два хода. Пользоваться самому легко: установите станок, запустите установку, спрячьтесь внутрь пузыря и наслаждайтесь. Вам стрелять можно, в вас — нельзя. Но будьте аккуратны, опасайтесь диверсий и не подпускайте врага слишком близко. Если эта установка окажется в руках врага — не отчаивайтесь, а реализуйте ту самую диверсию: заползите внутрь, поставьте динамит и ползите подальше.

А теперь внимание! Я продемонстрирую вам «набор на крайний случай», хотя название «набор позора» ему подходит куда как лучше. В этой сумочке находятся скакалка и белый флаг! Первую используйте для пропуска хода, если все, что надо, уже сделано, а внезапная смерть нежелательна. Второй — не используйте совсем. Лучше получите чуть больше навыков, потренируйтесь. Теперь, когда вы теоретически и практически подкованы, пора заняться настоящим делом.

Полевые занятия

Хитрый использует обстоятельства, а умный — создает их.

Илья Шевелев

Сперва — изучим обстановку. Здесь несколько макетов того, что может вам встретиться в настоящем бою. Это занятие даст нам ответы на два вопроса: что мы можем найти и как это можно использовать. Поползли!

Бочки. Эти объекты обладают массой полезных свойств: они наносят 30 единиц урона каждая, толкают червяков от себя (сила толчков складывается, то есть три бочки гарантированно отправят соперника к горизонту) и, на сладкое, отравляют его. Рассмотрим подробнее.

  • Толчок. Совместно с толчком от взрыва гранаты, динамита и т.п. он способен отправить червя через полкарты, а главное — даст время отползти самому. Если все заряды исчерпались, можно попробовать комбинацию из двух бочек и любого детонатора. Большее количество бочек — это шик. Обычно этот ход выглядит так: вы подползаете к сопернику (а еще лучше к группе) и с помощью веревки с крюком подтаскиваете бочку к нужной стороне. После этого рядом с ней устанавливаете динамит (гранату, лимонку...) и быстро отползаете. В результате червяк летит долго и счастливо. Как будто для этого и был рожден.

  • Урон. 30 единиц урона от бочки, приплюсованные к урону от любого взрывающегося оружия, практически всегда дают 80-110 ед. А если добавить сюда повреждения от неизбежного полета и падения, то урон перевалит за 100. В крайнем случае яд оставит бедной жертве всего 1 единичку здоровья. То есть жить ей останется до первого выстрела из дробовика...

    Неизвестность на всех действует по-разному. Кого-то злит, кого-то пугает...

  • Яд. Облако яда от бочки уникально тем, что сносится ветром. Этим можно воспользоваться, взорвав ее так, чтобы яд прошелся по всем вражеским червям. Так можно за один выстрел из дробовика лишить соперника львиной дозы здоровья. Облако держится 3 хода.

Минный завод. Это вредное сооружение производит мины и выбрасывает их «на кого бог пошлет» через несколько ходов. Его уничтожение будет выгодно всем, но обычно жалко тратить на это драгоценное время и боеприпасы.

Мины. Так же, как и бочки, они изначально разбросаны по карте. Но, в отличие от емкостей, их количество увеличивается со временем (+5 через 4 хода первой команды). Мина — всегда загадка. Она может взорваться через пять секунд, может сразу после активации, а может и совсем не взорваться. Взорваться она может четырьмя способами: как граната, как лимонка, как газовая граната, а также как... бита, при этом все, что способно двигаться, в некотором радиусе отлетает на приличное расстояние (но урон, в отличие от биты, не наносится). От мин нашим червякам лучше держаться подальше и, заслышав характерный писк, быстро уползать.


Призы бывают четырех видов.

  • Ящики с оружием. Брать однозначно стоит. Если у вас закончились все серьезные «стволы», можно даже специально сползать за ним. В каждом ящике — один заряд какого-либо оружия.
  • Коробки для инструментов. Могут дать один заряд спецсредства или приятное усиление. К примеру, броню (-50% всех повреждений) или способность видеть, что именно лежит в ящиках.
  • Коробки с вопросом. Кот в мешке. Могут давать и приятное (исцеление, плюсы), и неприятное (заражение, пропуск хода), и спорное (подъем уровня воды, телепортация). Если все и так идет хорошо, то лучше не рисковать.
  • Аптечки. Дают прибавку к здоровью (обычно 25 единиц) и лечат от заражения. Здоровье может превысить изначальный показатель. Берите быстрее, пока этого не сделал соперник.

С призами связано несколько интересных тактик, и мы их, конечно, не обойдем.

ДОТ. Если вашему товарищу посчастливилось найти броню (а если еще и плюс к урону, то совсем загляденье!), то впредь все аптечки стоит отдавать именно ему. Убить этого монстра можно, лишь утопив. Во избежание обложите его блоками.

Подарочек. Если вам выпал дар провидца и вы заранее знаете, что преподнесет тот или иной ящик, то, найдя ящик-вредитель, можно насильно всучить его сопернику. Делается это с помощью веревки. Это ему не только навредит, но и деморализует.

Коробка с сюрпризом. Все призы взрываются не хуже бочек (разве что не травят), и этим надо пользоваться! Соперник вряд ли ожидает быть убитым взрывом аптечки!

На заметку: также хорошо взрываются минные заводы, телепорты и... костры.


А я в домике!
Деморализуем соперника.

Теперь усвоим несколько базовых принципов и приемов, которые вы будете использовать всю оставшуюся жизнь. И чем лучше у вас будет это получаться, тем дольше будет эта самая жизнь. Главное правило: мы ползаем строго по очереди. Как на плацу. Закончить ход можно добровольно, выстрелив из оружия, по истечении отведенного на ход времени либо получив любой урон. Кроме очередности хода команд есть очередность хода червяков. Сменить ходящего червяка можно спецсредством. У боя также есть продолжительность. По истечении этого времени наступает «внезапная смерть». Либо начинает подниматься уровень воды, либо здоровье всех червей резко падает. Критерий победы также зависит от настроек, но чаще всего это «убить их всех». Напоследок — еще несколько тактик.

ДОТ-2. Нам понадобятся пулемет и пузырь. Собственно, сама идея проста, но используют ее почему-то нечасто. Итак, ставим пузырь, а наверх «тумбочки» от пузыря пулемет. Все. Пройти в зоне действия пулемета никто не сможет, впрочем, как и уничтожить его. Лучшее средство для контроля территории.

Цепная реакция. Группа червей хороша не только тем, что можно бить сразу по всем. Червяк при смерти взрывается, нанося 25-30 единиц урона всем ближайшим соседям (и немного рушит землю). Именно для этого вам выдали по «жилету смерти». Даже умерев, вы сможете отомстить. Использовать это можно разными способами. К примеру, если рядом стоят два червя и у одного из них 39 единиц здоровья, а у другого 17, то попасть по ним из базуки очень сложно. Берем винтовку с оптикой и стреляем в того, что здоровее. В результате он умрет, взорвется и убьет второго. Двух червей одним ударом! Или тактика камикадзе. Опять же рядом два червя с 47 и 12 единицами здоровья. А у вас 7. Подползаем и бьем больного молотком. Он умирает, взрывается, убивает вашего червя, он также взрывается. В результате от двух взрывов умрет и второй, более здоровый соперник. И таких ситуаций множество.

Отсюда следует извлечь два урока.

  1. Не ставьте своих червей близко.

  2. При добивании отходите подальше.

А теперь, дорогие мои ученики, переползем к самому ответственному — к плану боя.

Не умрите раньше времени!

Чтобы не погибнуть слишком рано, достаточно следовать нескольким простым правилам.

  • «Не ходи по краю!» Никогда не оставайтесь в непосредственной близости от воды. Это чревато скорым купанием. Если времени на отход нет, следует становиться к стене, перилам или любому другому объекту, мешающему вашему врагу нанести удар.

  • «Больше трех не собираться!» А еще лучше вообще не стоять рядом, ведь многое оружие наносит урон по площади. Вам ведь не хочется потерять полкоманды разом, не так ли?

  • «Кажется, дождь собирается!» Если есть такая возможность, заканчивайте ход под навесами, крышами и т.п. Это убережет вас от вражеской авиации.

  • «Плохая компания!» Не стоит оставаться в непосредственной близости от взрывоопасных объектов (бочки, костры, телепорты) — они дадут врагу шанс нанести вам дополнительный урон. От бочек вообще стоит держаться подальше, ведь их еще и подтянуть можно.

  • «Не стой на стреле!» Высокие позиции выгодны, но опасны. Не стоит заканчивать на них свой ход, иначе к взрыву гранаты добавится еще и урон от падения. Если хотите захватить возвышенность — используйте пузырь. Не забывайте также о том, что с холма вас проще докинуть до воды.

  • «Не ходи по тонкому льду!» А также по тонким мостам, птицам и т.д., особенно если под вами вода. Это может мокро кончиться.

Планирование боя

Если даже есть талант —

Чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить,

Чтобы увеличиться, удвоить и утроить, —

Нужен очень точный план.

Владимир Высоцкий

Чаще всего ваша задача сводится к двум вещам: убить соперника и не погибнуть самому. Уничтожение врага должно быть подчинено одной идее, плану, иначе более организованный соперник получит очень большое преимущество. Именно поэтому вы здесь. Чтобы самим быть более организованными.

Один ход — один труп

Что бы вы ни делали, делайте это с улыбкой.

Этот план основан на том, что два полумертвых червяка гораздо опаснее, чем один здоровый, поэтому каждый ваш ход в идеале должен оканчиваться смертью одного из соперников. Лучший ваш друг при такой стратегии — вода. Она гарантированно убивает любого попавшего в нее червя (при условии достаточной глубины). Итак, основная задача: доставить соперника в нее любым способом. Лучшие средства для этого — бита и всевозможные взрывающиеся предметы (бочки, ящики) а также оружие с сильным толчком (банановая бомба, освященная граната). План прост: вражеский червяк должен находиться между источником кинетической энергии и водой, при этом его полету ничто не должно мешать, а расстояние до воды должно быть минимально возможным. Другой способ уничтожения — это прямой урон. Тут все еще банальней: чем больше урона наносит оружие, тем лучше. А если его чуть-чуть не хватает, то добавьте мин, бочек и других прелестей жизни.

Этой тактикой я пользовался наиболее часто, у нее множество плюсов, но если враг изначально засел в глухую оборону, то воплотить ее в жизнь очень непросто. Перетопить червей соперника в таком случае не удастся, а тяжелой артиллерии на всех не хватит.

Это важно: некоторые карты изначально не располагают к ее применению (карта «полдень и жара», огороженная забором). В таком случае лучше пользоваться другим планом.

Голевая передача

Заключается план в том, чтобы как можно сильнее ослабить соперника, а потом добить всех одним-двумя ударами. Здесь ваши лучшие друзья — яд и дробовик. Также неплохо работает оружие с большим уроном по площади. Итак, если соперник изначально ушел в оборону, то лучшее средство — яд. Особенно из бочек, ведь он движется, а стены и пузыри ему не помеха. При этой тактике поступаем так: находим линию (по ветру), на которой находится наибольшее количество червей соперника, и в самом ее начале взрываем бочку. После — газовые гранаты и стрелы по вкусу. Дальше изматываем соперника обычным оружием и, когда у его червей остается по 20 единиц здоровья, добиваем из дробовика. Если они собьются в кучку, это еще лучше. Тут можно их убить, к примеру, гранатой уже при 50 единицах здоровья. Кроме непосредственно нанесения урона у наших червей есть еще две важнейшие задачи: выжить и перехватить все аптечки. В общем и целом у плана есть две разновидности: защитная и атакующая. При первой вы травите соперника из укрытия или прячетесь в нем сразу после газовой атаки. При второй всеми силами пытаетесь ускорить приближение заветной цифры в 24 единицы здоровья у врага.

Этот план требует большего количества времени, чем предыдущий. Но зато он надежен и прост в исполнении. Лучше всего его атакующей версии противостоит предыдущий план. Лучшее противодействие оборонной разновидности — этот же план с атакующей концепцией. Вы должны свести здоровье червей оппонента к минимуму быстрее, чем он.

Дожить до победы

Червяки тоже не лишены эмоций.

Победой можно считать различные события. Чаще всего это начало «внезапной смерти». Если она заключается в том, что здоровье червей падает до минимума, то тактика неэффективна, т.к. вам надо иметь к этому моменту численное превосходство, а это, с учетом глухой обороны, проблематично. А вот если после «часа X» начинается всемирный потоп, то все отлично. В этом случае надо занимать глухую оборону в наивысших точках карты и контролировать эти точки из своих бункеров и пузырей. Тогда у соперника будет мало шансов утонуть позже вас. При этом бункеры собираются из блоков. Очень важная часть этого плана — сбор всех призов (кроме «котов в мешках»).

Самым лучшим другом здесь будет приз «броня». Также в разряд друзей попадают различные бомбардировки, ведь их можно проводить прямо из бункеров. Главное правило: каждый ваш ход должен заканчиваться в укрытии.

Этот план требует максимального количества времени, но если враг вовремя вас не отравит, то победа практически в кармане. И еще. Только воплотив в жизнь этот план, вы по-настоящему поймете, что вода — ваш друг.

Жизнь за царя

Совмещает в себе третий и первый планы. Задача в том, чтобы сохранить одного червяка до победы любыми способами. Он исполняет план 3. Остальные в это время исполняют план 1 и при необходимости защищают первого. Требуется быстрая оценка ситуации (главный вопрос: кто «царь»). Сочетает как плюсы, так и минусы входящих в него планов, но при этом имеет и свои особенности. Положительная сторона — это гибкость. Если блиц не удастся, то у вас есть заранее подготовленная позиция для отступления, которую удерживает царь. Отрицательная — слабость. Атака, проводимая малым количеством червяков, заведомо слабее. Тактика хорошо работает, если вы ходите первым, иначе на спасение «царя» может не хватить времени. Разбить же вражескую оборону в лоб при этой тактике практически невозможно. При желании количество «царей» можно увеличить. Но, если их станет более 33%, план потеряет всякий смысл, поскольку и атака, и оборона будут недостаточно сильными. А если перевалит за 70-80%, то это уже совсем другая история.

Один за всех

Этот червяк всегда был одинок. Теперь он нашел родственную душу и оберегает ее как может.

Сочетает в себе второй и третий планы. Задача в том, чтобы дожить до конца или истощить соперника раньше. Все ваши червяки, кроме одного, сидят в глухой обороне и держат участки. А тот самый один как можно активнее пакостит: травит, взрывает, топит и т.д. Ящики с оружием также собирает он, а вот синие коробки и аптечки достаются тем, кто в обороне (если, конечно, наш диверсант не на волосок от гибели). Преимущества перед пассивной обороной очевидны: мы не даем противнику навязать свою игру. Вредить силами одного червяка вполне возможно. Эффекты те же, что и при работе группы, только скорость ниже. Но зато у нас есть крепкий тыл. План отлично работает против глухой обороны и блица. Против активных пакостей соперника пасует. При желании, опять же, количество пакостящих можно увеличить до 1/3.


***

На этом наше занятие завершено. Удачи вам, бойцы. Помните, что только от вас зависит исход боя. Все, что я сейчас рассказал, я придумал и выстрадал на своей собственной шкуре. Эх, золотые были годы... Кхе, кхе... Но теперь ваша очередь! Берите эти советы за основу и не бойтесь экспериментов. Количество тактик ограничено лишь вашей молодой фантазией. То есть — ничем не ограничено. В добрый путь. И еще — спасибо за то, что выбрали нашу школу выживания. Оплата в кассу, по коридору налево. Окунь побери этих бюрократов...

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.6
проголосовало человек: 363
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования