КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Александр Яковенко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№12 (85) декабрь 2008
вид для печати

Pro Evolution Soccer 2009

Жанр:
Разработчик:
Konami
Издатель:
Konami
Системные требования:
Минимальные - 1,4 GHz, 1 GB, video 128 MB
Рекомендованные - 3,0 GHz, 2 GB, video 256 MB
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет, на одном компьютере
Рейтинг: 80%

Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным.

Восточная пословица

Разработчики из Konami мыслили логично и разумно. Их подход давно работает в кино, в рекламе, на телевидении. Принцип «тех же таблеток от жадности, но побольше» проверен веками, а внешняя красота ценится во всех жанрах. Поставьте себя на их место: вы наконец-то нащупали золотую жилу, нашли рецепт счастья, сорвали куш — станете ли дальше рисковать или экспериментировать?

Проблема в том, что у них есть конкуренты.

У издателей собственные игры

Японцы любят футбол. Европейские клубы регулярно приезжают на острова, местная Джей-лига стабильно набирает популярность, сборная на равных сражается с лучшими командами мира. Пристальное наблюдение за этими процессами приводит к выводу: восточный взгляд на эту игру отличается от западного. Казалось бы, трава везде одинаковая, мячи тоже, но различные народы по-разному воспринимают одно и то же действие.

Серия Pro Evolution Soccer — выразительный пример такого взгляда со стороны. Неудивительно, что поклонники симуляторов редко любят и FIFA от Electronic Arts, и работу Konami.

Прошлый год был переломным для PES. Резко изменилось управление, геймплей стал заметно проще, а финты перестали быть основой действа. Многих поклонников такой ход разочаровал: бытует мнение, что Konami потеряло лицо, слишком приблизилось к FIFA. Очевидно, перед нами был эксперимент.

Раньше, как правило, версия PES отставала по продажам от FIFA. Зима 2007-2008 изменила ситуацию: продажи консольных версий были почти равными. На консоли Xbox 360 ожидаемо победила FIFA 08, на PlayStation 3 не менее ожидаемо — PES 2008. Разгромных поражений не было нигде, в сумме вышла ничья.

Как теперь понятно, эти результаты вполне устроили Konami: Pro Evolution Soccer 2009 мало отличается от прошлогоднего выпуска. Основные изменения коснулись тех проблем, что терзали прошлую версию игры. В целом же перед нами тот же футбол — два десятка фигур, сражающихся за мяч. По большому счету, геймплей перенесен из 2008 года целиком и полностью.

Обзор просто идеален.
Впереди много вариантов!

Главное, о чем нельзя молчать — новый обзор поля. Так называемая «вертикальная камера» умудряется быть эффектной и полезной: она словно летает над полем, предоставляя каждый раз хороший угол обзора и выгодный масштаб. Перемещения происходят плавно, и запутаться в них невозможно. Великолепная работа! Честно признаюсь, теперь аналог из FIFA кажется абсолютным убожеством.

Появились новые движения у футболистов, но это больше похоже на косметический ремонт. Нет смысла перечислять все детали: во встроенной помощи для них выделен отдельный раздел. Вернее, раздельчик.

Искусственный интеллект избавился от нескольких ошибок, стал действовать разнообразнее. Явная разумность пока не достигнута, абсолютных глупостей уже нет — в общем, идет нормальная поступательная работа. И на том спасибо.

Графика тоже стала лучше, причем это касается и динамики. Конечно, многие претензии остались на повестке дня, но теперь движения футболистов не раздражают неестественностью. Ничего глобального в этой области не произошло, но заметна работа над множеством деталей.

Микроскоп лучше молотка

Кто только не сетовал на отсутствие лицензий в прошлых версиях PES! Есть, конечно, более принципиальные моменты, но это вопрос комфорта. Матч между FC London и North London — явно нечто унылое, а сочетание слов Chelsea и Arsenal наводит на мысли об интриге и зрелище. Пусть «Северный Лондон» здесь явно означает «Арсенал», часть настроения все равно теряется. Как же играть без настроения?

Если судить по частоте упреков, то проблемы с лицензиями стали главной проблемой Pro Evolution Soccer. Неудивительно, что японцы развернули бурную деятельность на этом фронте! Поиски завершились успехом, долгое время Konami дразнила поклонников туманными намеками. Наконец, выяснилось: в PES появится едва ли не «вкуснейшая» лига на планете! Конечно, я говорю о Лиге чемпионов. В комплект входит не только специальный режим, но и заставка родом из телевизора, знаменитая музыка, логотипы, прочие мелочи. Этим всем можно гордиться!

Как же распорядились разработчики таким богатством?! Лучше всего для описания подойдет эпитет «разбазарили». В игре даже нет всех участников Лиги чемпионов! Даже в таких крупных клубах, как «Ливерпуль», заметны многочисленные ошибки и неточности. Разработчики не учли многие трансферы, заметно изменившие облик команд. Со стороны, возможно, разница и невелика, но для многих (и меня в том числе) она принципиальна.

Ладно бы информация была немного устаревшей. Так нет же! Если футболист не суперзвезда, то он вполне может попасть на «чужую» позицию. Получается странная ситуация: фамилия знакома, а сущность с ней не совпадает.

При угловых полагаемся на удачу. Не слишком интересное занятие.
Пожалуй, максимально обидный элемент игры — офсайд.

Сборная России благодаря успешному летнему выступлению в целом на себя похожа. Японцы легко разобрались, где играют Колодин, Анюков, Игнашевич, Павлюченко, Аршавин. Одновременно сложные построения Хиддинка в центре поля частично остались загадкой. Если вы внимательно следили за тактикой той команды, то будете немного разочарованы.

Конечно, ситуация все-таки стала лучше по сравнению с прошлыми годами. Если раньше разработчики как бы «забивали гвозди» в базу данных при помощи старого сломанного молотка, то теперь они делают это новым, крепким, удобным микроскопом. Только по какой-то странной причине у Electronic Arts та же задача решена намного лучше.

Впрочем, даже точнейшие составы часто теряют смысл на поле. Иногда действие превращается в хаос: Роналдиньо оказывается в роли центрального защитника, Янкуловски порой превращается в центрфорварда. О фантастических путешествиях всех полузащитников и говорить нечего! В FIFA футболисты более-менее соблюдают порядок, здесь же движение первично.

Ты — легенда, я — легенда

Команда часто отстает от атаки.

Много рекламы было посвящено режиму Become a legend. Мы можем пройти путь от начинающего футболиста до суперзвезды, постепенно развивая собственные навыки, привыкая работать на команду. Фактически перед нами кампания, состоящая из матчей с одной особенностью: мы управляем лишь собственным персонажем.

Критики сетовали, что такое нововведение уж слишком напоминает аналог из FIFA, разработчики им активно возражали. Впрочем, это не так уж важно: на сегодня этот режим кажется откровенно скучным. Как и в почти одноименном фильме с Уиллом Смитом, главный персонаж чувствует себя одиноким, покинутым. Возможно, через несколько месяцев, после тысяч матчей мы по-другому взглянем на это, но сейчас «Легендарные» возможности кажутся лишними. Тем обиднее, что они стали едва ли не важнейшей новинкой.

Теперь понятно, что ставка сделана на внешние эффекты. Визуальная часть игры действительно впечатляет, и PES 2009 явно не провалится. Более того, у этой игры есть все шансы получить новых поклонников.

Тем не менее, у японцев есть серьезнейший повод для беспокойства. Разработчики из Electronic Arts явно настроились на глобальные изменения, так что PES снова может легко отстать. В данном случае стабильность для Konami будет означать проигрыш: игра уже близка к максимальному уровню графики для современных консолей. Несколько лиц для футболистов уже не привлекут покупателей: нужно что-то по-настоящему новое.

Нападающий с хорошей головой приносит успех!
Соперник стал умнее: тут финты не помогут.

Нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется. Например, уже сейчас можно считать «почти основным» режим, в котором мы управляем не всеми футболистами. Например, мы можем взять под контроль лишь крайних полузащитников и нападающих, чтобы искать свободные зоны на поле и затем просить передачу. Это намного более эффективный подход, чем просто передачи в том направлении.

Более того, подобные мелочи способны значительно разнообразить игру. Что если сконцентрироваться за центральных полузащитниках и «вести» игру? В таком случае мы оставляем компьютеру все финты, а концентрируемся на тактике.

Надеюсь, что консольные ограничения на производительность сыграют положительную роль. Разработчикам не останется ничего, кроме как совершенствовать геймплей, пробовать новые комбинации. Отличный повод для оптимизма!

Возможны, конечно, другие пути — агрессивная реклама, например. Впрочем, это одноразовые приемы, от которых пострадает репутация игры. В жанре предостаточно места для фантазии и творчества, так что мы вправе ожидать через год чего-нибудь по-настоящему новенького.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
8/108
наигранные комбинациитактический хаос
Графика
9/109
отличная камералица, трибуны
Звук
8/108
достойный комментариймузыка, монотонность
Игровой мир
7/107
ошибки в лицензияхупор на внешнее сходство
Удобство
8/108
привычное управлениевыбор футболистов, замены
Новизна нет

Интерес повторной
игры
да
Награда
журнала
ОРДЕН
Рейтинг
журнала
80%
обсудить на форуме
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9
проголосовало человек: 210
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования