ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

јвтор материала:
јртем  ирюшин (—игурд)
ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є5 (42) май 2005
вид дл€ печати

Elite

∆анр:
симул€тор техники (космический)
»здатель:
Firebird
јдрес в сети:

≈сли что-то мы забудем,

¬р€д ли звезды примут нас.

(сл. –. –ождественского из к/ф Ђћосква Ч  ассиопе€ї)

Ћирический взгл€д на эпоху декаданса

ƒавным-давно, в далекой-далекой суматохе середины 80-х годов двадцатого A.D. века игровой мир был еще сер и убог. ¬се, что мог предложить компьютер, Ч примитив цветной графики в —GA-режиме. ќднако это было врем€ чудесное, не лишенное своей магии. ¬едь именно тогда начали зарождатьс€ игровые направлени€, впоследствии ставшие жанрами. —ередина дес€тилети€ подарила миру игры, которые до сих пор нет-нет, да и хочетс€ пройти заново, как хочетс€ иногда перечитать книгу любимого писател€, зачитанную до дыр еще в глубоком голоштанном детстве. ¬спомнить былое, проследить эволюцию от этих первых невинных ласточек до современных хищников экрана, снедающих интеллект игрока подобно алчному вампиру, вцепившемус€ в горло жертвы.

ќднако не мерзкие отродь€ непрогл€дной ночи, не баталии всех времен и народов и не похождени€ целого сонма бравых сорвиголов заставл€ют мен€ мысленно возвращатьс€ в те далекие годы. ћен€ привлекает возвышенный и знаковый момент Ч рождение целого жанра. ¬ыход в 1984 году всего лишь одной игры под громким названием Elite раз и навсегда определил судьбу космических симул€торов, тенденции их развити€, способы решени€ и все то, что сегодн€ относитс€ к эталоном этого жанра.

“акое бывает редко. ќбычно определ€ющими станов€тс€ несколько игр кр€ду, и только совмеща€ их лучшие стороны, можно составить пон€тие об идеальном в своем жанре проекте. Ќо здесь судьба распор€дилась иначе.

ќснова симул€тора

„то же такого гениального смогли предложить игрокам двое едва размен€вших третий дес€ток программистов Ч јйан Ѕелл (Ian Bell) и ƒэвид Ѕрабен (David Braben)? ѕрежде всего, пожалуй, впервые в практике создани€ компьютерных игр был реализован действительно безграничный и самодостаточный мир. —амодостаточный в том плане, что действи€ игрока мало вли€ют на глобальные процессы игровой реальности. —оздаетс€ впечатление, что хоть умри персонаж сию секунду Ч огромна€ вселенна€, насчитывающа€ тыс€чи звезд и планет, все так же будет продолжать существование.

Elite, скриншот, 19KB

ѕерва€ галактика мира ЂЁлитыї. –исунок этих звезд многим знаком даже лучше, чем вид ночного неба.

“акже впервые был создан мир, размеры которого трудно поддаютс€ измышлению. ¬осемь галактик-секторов по 255 звезд и планет в каждой плюс по-особому достижимое пространство вне звездных систем, где можно гарантированно встретить извечных врагов человечества Ч инсектоидов, таргонов. »значально авторы предполагали сделать и вовсе неверо€тную вселенную Ч 248 галактик, но позднее чуть поумерили аппетиты.

—ейчас ни один свободный космический симул€тор нельз€ себе представить без гибкой и сбалансированной экономической модели. Ќачало космической экономике также было положено в ЂЁлитеї. «адача построени€ экономической модели игры была реализована просто и из€щно Ч путем псевдослучайной генерации и прив€зки цен на товары к трем столпам экономики звездного мира Ч уровню технического развити€, общеэкономической направленности системы и политическому устройству планеты. Ќа основе этих трех макроэкономических китов строитс€ вс€ экономика бессчетного количества систем.

ѕомимо этого Ѕрабеном и Ѕеллом была реализована иде€ емкости рынка. ¬ыражалась она в том, что, производ€ систематический товарообмен дефицитной продукцией между двум€ системами, игрок постепенно уменьшал коридор цен между потребителем и поставщиком. ¬прочем, эту деталь можно отнести скорее к компромиссам во благо геймпле€, нежели в угоду большей реалистичности Ч навр€д ли один небольшой корабль способен восполн€ть дефицит товара в планетарных масштабах.

Right on, Commander!

√лавное в космическом симул€торе Ч полет и средства его обеспечени€. »так, чем должен быть укомплектован любой уважающий себ€ космический корабль далекого будущего, особенно такой продвинутый, как Cobra MK3?  онечно же, системой двигателей, навигационными устройствами, оружием и грузовым отсеком.

Elite, скриншот, 25KB

ћагазин космозапчастей. «десь можно укомплектовать корабль по последнему слову техники XXXI века.

—илова€ установка и двигатели корабл€ не подвергаютс€ в ЂЁлитеї никаким настройкам и изменени€м.  орабль просто и по умолчанию способен выдать такую конечную скорость, которую заложили в него конструкторы. Ќекоторые корабли по умолчанию двигаютс€ быстрее Ђ обрыї игрока, другие Ч существенно медленнее. “акое скоростное неравенство некоторым образом вли€ет на тактику ближнего бо€, если, конечно, до этого доходит дело. ѕомимо обычного двигател€, дающего кораблю физическую т€гу, космический корабль в мире ЂЁлитыї укомплектован гиперприводом. Ёто устройство сворачивает пространство, позвол€€ кораблю в считанные мгновени€ переноситьс€ между звездами на рассто€ние не более 7,5 световых лет.

¬ одной Ђгалактикеї ЂЁлитыї Ч 255 звезд. ≈сли какие-то из звездных систем уж слишком примелькались игроку, он может купить Galactic Hyperdrive и покинуть этот надоевший сектор ¬селенной очень и очень надолго. ¬едь дл€ того, чтобы вернутьс€ в родную, первую галактику, игроку придетс€ последовательно посетить все оставшиес€ семь галактик-соседок.

ѕожалуй, единственна€ вещь, которой можно доукомплектовать навигационную систему, Ч Docking Computer. ¬место напр€женных упражнений под Ђ√олубой ƒунайї в попытке совместить оси вращени€ обладатель этого устройства наслаждалс€ музыкой без опасности быть размазанным по стыковочному шлюзу.

Elite, скриншот, 38KB

ѕеречень оборудовани€ корабл€.

ќружейна€ система корабл€, в отличие от прочих бортовых систем, была подвержена относительно глубокой реконструкции. ≈е суть сводилась, как водитс€, к покупке все более продвинутых оружейных систем. ¬ начале игры Ђ обраї укомплектована Pulse Laser Ч средством уничтожени€ комаров в промышленных масштабах. ѕри наличии необходимой суммы кредитов его можно было заменить на что-нибудь более полезное, вплоть до Military Laser Ч самого эффективного лучевого оружи€ в игре. ѕомимо лазера, стрел€ющего строго вперед, корабль оснащалс€ лазерами бокового и заднего бо€. Ќо, по правде говор€, функциональность боковых лазеров оставл€ет желать лучшего Ч обычно те повреждени€, которые удаетс€ нанести, смело списываютс€ на волю случа€.

ѕомимо лучевого оружи€ корабль при желании оснащалс€ энергетической бомбой. Ёта странна€ штуковина неведомым образом разносит на кванты все, что оказалось в зоне поражени€, кроме вашего корабл€. ј зона поражени€, в свою очередь, слегка больше сферы чувствительности радара.

≈ще один вид вооружени€ Ч ракеты. ¬ойд€ в каноны жанра, они тем не менее пользовались в ЂЁлитеї относительно небольшим спросом. ћало кто готов отдать 30 кредитов только за то, чтобы с гарантией уменьшить на единицу число сиюминутных Ђдоброжелателейї. Ќа уровн€х Competent Ч ELITE это уже не имеет ровным счетом никакого значени€, а дл€ новичка такое расточительство неоправданно. ѕокупка амуниции на сумму, равную полетной выручке, Ч роскошь даже дл€ пилота класса Deadly.

Ќесколько слов о сюжете

»так, молодой, неопытный еще юноша по фамилии Jameson получает в свое безраздельное пользование отличный торговый корабль Cobra MK3. Ёта грозна€ машина укомплектована по последнему слову техники планеты Lave. »наче говор€, в ее арсенале нет ничего, кроме основного грузового отсека, пульс-лазера и пары ракет. ¬от на такой посудине мистеру ƒжеймсону предлагаетс€ покинуть уютное обиталище в недрах станции Ђ ориолисї и отправитьс€ в глубокий космос Ч зарабатывать на жизнь, исследовать, думать. ј чтобы жизнь не казалась капитану чересчур радужной, придетс€ волей-неволей пострел€ть, отправив по ходу дела к праотцам тыс€чи пиратов и просто честных граждан. Ќа закуску, после всех скитаний, видавший виды космический волк мог наде€тьс€ на рейтинг --- E L I T E ---.

Elite, скриншот, 43KB

–ынок товаров очередной планеты. ÷ены на драгоценности и ликеро-водочную продукцию более чем привлекательны.

—овершив свои первые два-три перелета и заработав первые деньги, игрок становитс€ лицом к лицу с первым игровым выбором: что бы прикупить? ѕриродна€ жадность настойчиво бубнит в левое ухо: ЂЌадо! ќй, надо брать расширенный грузовой отсек. ќн почти в два раза больше. Ёто сколько же деньжищ-то подн€ть за раз можно!ї. ’ищнический инстинкт жестко и безапелл€ционно обрывает эти увещевани€ командирским тоном: Ђ’орошо летает тот, у кого про запас есть хороша€ пушка. » чем больше Ч тем лучше!ї. «абившийс€ в угол инстинкт самосохранени€ вкупе со страхом беспомощно блеют в темном закутке сознани€: Ђј может быть, спасательна€ капсула? “ам ведь сухо, тепло и лазеры не кусают...ї.  ак показала практика, хищник в большинстве случаев побеждает торгаша.

ќднако есть варианты. Ќекоторые, например, с самого начала покупают Fuel scoops Ч систему вылавливани€ из пространства мусора и водородной плазмы звездных корон. ћусор идет на продажу, а плазма Ч на пополнение вечного дефицита горючего. ѕоначалу использование Fuel Scoops действительно приносит ощутимую выгоду. ƒл€ игрока, имеющего на счету 500-800 кредитов, получение 10 тонн стали с налета на отсталую систему 1-4 уровн€ Ч это о-го-го какой доход! 400 (че-ты-ре-ста!) кредитов чистой прибыли Ч почти удвоение капитала. »ли, говор€ €зыком техники, целый пульс-лазер.

’от€ Pulse Laser Ч не то оружие, в обнимку с которым подобает охотитьс€ на пиратов. ƒа и от получени€ законной ракеты в корпус любимой посудины это оружие последней надежды не спасет. —амый разумный вариант первой покупки в ЂЁлитеї Ч ECM System, противоракетна€ энергетическа€ установка. Ќе так страшно нападение хоть п€ти пиратских кораблей кр€ду, как пара точных ракет пр€мой наводкой.

ƒалее игрок волен оборудовать свою дражайшую Ђ обруї по своему собственному разумению. Military Laser? »ли же Docking Computer? ј может, от греха подальше, стоит поставить Energy Unit и качественно улучшить энергетический щит корабл€? “ут уникального рецепта нет.

ќ мисси€х страшных замолвите слово...

—южетных миссий в игре всего три.   примеру, оказавшись в недрах очередной орбитальной станции, игрок вместо привычного торгового интерфейса видит текст сообщени€. “ам говоритс€, что местное светило уже давно готовитс€ к завершению своего жизненного цикла. » вот местные ученые пришли к выводу, что процесс обращени€ звезды в —верхновую идет полным ходом и благополучно финиширует буквально через пару минут. ћестные жители умол€ют поскорее вывезти их отсюда, об€зу€сь покрыть расходы, св€занные с потерей груза. », кстати, Ч не врут.

ѕо вылету из станции на гиперпрыжок остаетс€ не более секунды. ѕокинув убежище, игрок оказываетс€ в гостеприимных объ€ти€х расшир€ющейс€ оболочки звезды. ≈сли заранее определить точку желаемого маршрута, у игрока, его корабл€ и некоторого количества беженцев есть ненулевой шанс выбратьс€ из этой веселой заварушки. ¬ случае благополучного бегства из гибнущего мира игрок стыкуетс€ со станцией, вращающейс€ вокруг заур€дной планеты... в другой галактике.

ƒа-да! Ёнергетические возмущени€, которыми сопровождалс€ взрыв звезды, повли€ли на топологию червоточины, образованной в пространстве гиперприводом Ђ обрыї...  ороче, корабль выкинуло за миллионы парсеков от намеченной точки. —лава богам, что хоть в пределах обитаемого космоса, а не, скажем, в пространстве таргонов.

—частливые звездные погорельцы благодар€т обалдевшего капитана некоторым количеством кредитов и драгоценностей. ¬прочем, средств этих не так уж много Ч как раз столько, чтобы поставить на корабль какую-нибудь одну очередную ерундовину.

—овершенно сбитый с толку капитан остаетс€ один на один с незнакомым уголком бесконечной ¬селенной. „то делать? »звестно что Ч торговать, исследовать, думать... ћы об этом уже говорили.

¬тора€ сюжетна€ мисси€, от которой невозможно отказатьс€, Ч битва с таргонами. ƒл€ нее военное командование оснастит ваш корабль сверхсекретным устройством ECM System Jammer, позвол€ющим нейтрализовать действи€ Targlet Ч боевых роботов-дронов, в изобилии несомых каждым таргонским кораблем.

“реть€ мисси€ Ч поиск и устранение негод€€, укравшего еще более секретное, чем джаммер, устройство: Cloaking Device (генератор невидимости). ќн поможет навсегда забыть об опасност€х встреч с пиратами, а также о нудных минутах, пока очередной Python или Anaconda наконец-то уползут и позвол€т кораблю перейти в прыжковый режим.

”ход€ в бесконечность

Elite, скриншот, 27KB

ѕр€мо по курсу неизвестный корабль.  то бы это мог быть?

Elite, скриншот, 24KB

¬се €сно. Ќеизвестный корабль Ч мирный грузовик класса Pithon. —трел€ть или не стрел€ть?

ѕочти две страницы убористого текста об игре, весь код которой можно уместить на немного большем количестве страниц... ƒа, сейчас можно смело говорить, что ƒэвид Ѕрабен и јйан Ѕелл действительно совершили революцию в игровой индустрии тех лет. ” игры по€вились миллионы поклонников по всему миру. Ћюди терпеливо ждали продолжени€ истории, не устава€, впрочем, и от оригинала.

ѕо€вивша€с€ через дев€ть лет Elite II несла в себе огромный посыл всему прогрессивному человечеству, однако не была прин€та с особым восторгом. ѕричина, пожалуй, заключалась в ее чрезвычайной сложности. “ем не менее во второй и вышедшей вслед за ней третьей части самые стойкие поклонники жанра нашли воплощение практически всех своих фантазий. » плюс-минус реалистичную ¬селенную с ньютоновской физикой. » многопланетные системы, причем помимо самих планет и звезд обнаружились спутники и даже спутники вокруг спутников. Ѕлагодар€ фрактальной геометрии кажда€ планета получила свой уникальный ландшафт. Ќаконец, стала возможной даже посадка на планету в любой точке ее поверхности.

Elite, скриншот, 42KB

“ак выгл€дит одна из попыток дать старой ЂЁлитеї вторую молодость.

  сожалению, этот плод созрел €вно не ко времени Ч в первой половине дев€ностых годов космические симул€торы были не в фаворе, так что игры по сути провалились. ¬озможно, на этой почве, а скорее всего по неким внутренним причинам распалась команда Ѕелл Ч Ѕрабен.

 огда жанр вновь стал набирать попул€рность, многие предприн€ли самосто€тельные попытки как-то омолодить ЂЁлитуї. ѕо€вилось множество проектов, создававших оптимизированные под современную графику модификации самой первой версии игры. » хот€ с подачи Ѕрабена большинство этих проектов было цинично задушено в зародыше, некоторым счастливчикам в итоге все же удалось полюбоватьс€ на ЂЁлитуї в современном исполнении.

“ака€ инквизиторска€ позици€ Ѕрабена по отношению к авторам вольных проектов вполне объ€снима. ѕосле успеха X-tension, вышедшего в 1999 году, он объ€вил, что готовит к выходу Elite IV. Ќаобещав очередной революционный прорыв, Ѕрабен затих на четыре года. ѕериодически он выползал на свет божий, дабы поделитьс€ с мировой общественностью рассуждени€ми, что сейчас-де невыгодно затевать очередной космосим. ¬ 2004 году еще громче оригинала гр€нул X2, сиквел X-tension. ¬ августе прошлого года Ѕрабен дал развернутое интервью, в котором объ€вил дату выхода четвертой части легендарной игры. ≈сли верить мэтру, праздник у поклонников ЂЁлитыї наступит где-то в 2006 году.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.5
проголосовало человек: 185
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€