ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

 –ј—Ќјя  Ќ»√ј

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є3 (88) март 2009
вид дл€ печати

Ѕолотные огоньки

» сему провидению препоручаю € вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное врем€, когда силы зла властвуют безраздельно.

ј.  онан ƒойл, «—обака Ѕаскервилей»

ћы не можем вам гарантировать, что на «емле еще где-нибудь остались гоблины или феи; но вот болотный огонек, он же огневка, фонарник, блуждающий огонь, дурацкий огонь, хинкипанк и вилл-о-висп, встречаетс€ до сих пор, хот€ и реже, чем в былые времена. »меютс€ достоверные его фотографии (правда, в отвратительном качестве) и много-много очевидцев. ƒаже ваш покорный слуга встречал его далеко не только на мониторе.

Ћетающий бочонок или нечто другое?

≈сли основательно погул€ть ночью по болотам — по насто€щим, топким, гниющим, — то веро€тен один из двух результатов: либо вы утонете, либо рано или поздно увидите, как вдали над тр€синой дрожит робкий огонек.

√орит он обычно недолго, считанные секунды, после чего нередко вспыхивает снова чуть поодаль. „ем глубже болото, тем чаще это происходит; поэтому тот, кто пойдет за блуждающим огнем, имеет все шансы остатьс€ с ним навсегда. ћногие полагают, что делает он это намеренно; то ли ему скучно одному над тр€синой, то ли так выходит наружу неукротима€ злоба болотного духа?

ћатериалисты полагают, что так выход€т наружу вовсе даже болотные газы — метан и фосфин, которые в силу тех или иных причин загораютс€. ¬прочем, это объ€снение далеко не исчерпывающее, но об этом см. «”ченые споры».

”ченые споры

’от€ в детских книгах обычно пишетс€ вполне однозначно, что болотные огни суть результат воспламенени€ фосфина и метана, сами ученые не столь уверены. ѕо крайней мере, объ€снений в ходу гораздо больше одного.

Ќет сомнений, что гниение ила порождает метан, и даже много, но он сам по себе не загораетс€. ≈сли у вас задуло газовую конфорку, она сама не вспыхнет, не так ли? ј ведь в ней тот же самый метан. ¬прочем, фосфин при гниении тоже может выдел€тьс€, а он способен к самовоспламенению.

ѕравда, известны случаи по€влени€ блуждающего огн€ там, где болотного газа нет; например, над некоторыми зыбучими песками. ≈сть гипотеза о пьезоэлектрической природе этого €влени€; веро€тно, вам попадались зажигалки, работающие на том же принципе.

¬ возникновении огней обвин€ют также и грибы, вроде тех, что заставл€ют светитьс€ гнилушки. ј некоторые вилл-о-виспы, самые €ркие и заметные, могут оказатьс€ и вовсе шаровой молнией.

ѕроказливый гнум

— ¬се люди радуютс€, когда вид€т палатку. ƒа еще такую, в которой горит огонек! — »  арлсон зажег фонарик.

ј. Ћиндгрен, «ћалыш и  арлсон»

≈сли спросить о природе вилл-о-виспа, скажем, ирландца или бретонца (лучше, конечно, средневекового), он может рассказать, что виспы — дальн€€ родн€ фей и баньши. ј может, и просто особа€ форма, которую принимает пука — один из кельтских духов, способный превращатьс€ много во что. ≈сли же €зыческие предрассудки полностью покинули ирландца, он может сгор€ча назвать фонарника и демоном; именно так стали трактовать со временем как пуку, так и болотный огонек.

ћежду прочим, этот демон — не просто свет€щийс€ шарик, как рисуют вилл-о-виспа в большинстве игр; это одноногий человечек с лампой в руке. ѕросто он может по желанию становитьс€ невидимым, весь целиком или оставив на виду лампу; а когда он передвигаетс€ с места на место — то гасит лампу, прыгает на своей ножке и зажигает светильник вновь.

’от€ давно уже не секрет, что идти за вилл-о-виспом по меньшей мере неблагоразумно, некоторые авторы (правда, не ирландские) увер€ют, что огонек сторожит клады и, запомнив его местонахождение, поутру можно здорово обогатитьс€.   сожалению, они не указывают, как именно следует запоминать координаты огонька, который видишь ночью на болоте на довольно приличном рассто€нии...

—тоит заметить, что не все вилл-о-виспы так уж опасны. ѕорой их называли родней боггартов, существ каверзных и проказливых, но не злобных; впрочем, как мы уже вы€сн€ли, шуточки фей тоже, бывает, имеют летальный исход...

японцы св€зывают блуждающие огни с одним из своих любимых персонажей — кицунэ, лисой-оборотнем. »х так и называют — кицунэ-би, лисий огонек. ¬прочем, у них же есть и хитодама — свет€щийс€ шар, который нередко по€вл€етс€ на кладбищах. ” него, по всей веро€тности, природа друга€.

ћалютка-привидение

— ƒа, теперь € тоже начинаю верить в привидени€, — сказал он. — Ќо ведь это такое маленькое, оно не может быть опасным!

ј. Ћиндгрен, «ћалыш и  арлсон»

ћежду тем германские народы — норманны, саксы, франки — придерживались других взгл€дов на сущность блуждающего огн€. ѕо их версии, висп ни в коей мере не сродни ни фе€м, ни каким-либо другим живым существам; вне вс€кого сомнени€, это неприка€нные души.

» неудивительно, что германские духи отнюдь не ограничивались заманиванием путников в тр€сину. “ак, например, скандинавский родич нашего огонька, известный как утбард, просил донести его до кладбища или до какого-нибудь другого подобного места; после чего перед встречным открывалс€ богатый выбор. ћожно отнести, огонек маленький и легкий... но постепенно он т€желеет, и несущий его на плечах проваливаетс€ сквозь землю. ј можно не согласитьс€, тогда утбард без лишних церемоний разорвет нечуткого прохожего на кусочки. ¬ыбирайте и не ошибитесь...

¬ христианский период огоньки несколько смирились, но продолжали считатьс€ душами умерших. ѕо€вились более конкретные сведени€ о том, откуда именно они берутс€; так, например, существовала назидательна€ теори€ о том, что блуждающий огонек — душа кресть€нина, попытавшегос€ запахать кусок чужой земли. Ќе зарьс€, дескать, на чужое, а не то...

јнглосаксы и финны полагали, что это души умерших некрещеных детей, неразумные и несчастные.  оли так, им можно было пытатьс€ помочь и окрестить уже постфактум. ѕричем дл€ этого даже не всегда требовалс€ св€щенник... »ногда хватало молитвы мир€нина, крестного знамени€ и — непременна€ часть процесса — присвоени€ душе христианского имени. Ѕыть может, поэтому в јнглии огоньки частенько называют по имени: например, ƒженни-с-фонариком, ƒжилл-паленый хвост,  итти-с-огоньком... „аще всего имена эти женские, но бывают ƒжонни, ƒжеки, ’обби. «адача определить пол вилл-о-виспа — не из легких, но народ научилс€ выходить из положени€. “ак, в одной сказке рыбак говорит огоньку: «Ќарекаю теб€ ƒжон, если ты мальчик, и ƒжилл, если ты девочка».

”пом€нутое выше слово «утбард» означает «вынесенный наружу», то есть, по всей веро€тности, речь исходно шла о брошенных в лесу дет€х — скандинавы поступали так с внебрачными детьми и с теми, кого было невозможно прокормить. ¬ этом случае трудно не согласитьс€, что у него есть основани€ мстить.

Ќельз€ не упом€нуть и о хитроумном ƒжеке из старой сказки, которому дь€вол дал вторую жизнь, а тот попыталс€ его обмануть; в итоге ƒжека не пустили ни в рай, ни в ад (чтобы тот не отколол еще какую штуку), а вручили фонарик и отправили, как сказал поэт, «светить всегда, светить везде». »м€ Jack-o-the-lantern очень похоже на другие прозвани€ вилл-о-виспа; однако этого пройдоху обычно описывают немного иначе. ¬се мы видели, как именно: «хэллоуинска€» тыква с вырезанными глазами и ртом, в которой светитс€ огонек, изображает именно старину ƒжека.

ћорские огни

¬и€сь, крут€сь, кругом зажглась

ќгн€ми смерти мгла.

—.  ольридж, «—казание о —таром ћореходе»

Ќа английских берегах бывали огоньки, которые стоили жизни не одному-двум случайным путникам, а многим дес€ткам. Ёти паскудники освоили оптовый метод погублени€ человеческих душ: свет мерцает не над топью, а над рифами у морского берега.  орабль, принима€ это за сигнальный огонь, правит на него... с пон€тными последстви€ми.

√овор€т, однако, будто бы не все обладатели морских огоньков успели своевременно скончатьс€. «ажигание обманного огн€ у опасного берега было местным народным промыслом, своеобразным «пиратством без корабл€»; из обломков погибшего корабл€ можно было получить много всего полезного. –азвлекались таким образом и натуральные береговые пираты, которых в јнглии хватало и при ≈лизавете (не все грабили испанцев, многие нашли дело поближе), и после... —уществовали целые пиратские династии, в основном среди владельцев прибрежных замков.

Ётот висп сделан искусственно, но очень похож на насто€щего.

Ёто интересно: один из «пиратских» романов —абатини — «ћорской €стреб» — начинаетс€ с того, что добропор€дочный сэр ƒжон  иллигрю из јрвенака обвин€ет своего соседа в пиратстве, а тот возражает — дескать, он не пират, а корсар ее величества. ƒл€ любител€ истории эта ссора выгл€дит прекомично, потому что  иллигрю из јрвенака — как раз сама€ известна€ пиратска€ династи€ тех времен...

¬стречались огни и в открытом море. » тоже, как правило, предвещали гибель или напр€мую к ней вели (не говор€ уж о том, что крайне мешали ориентироватьс€ по звездам, а нередко прикидывались ма€ками). ¬ море их часто без церемоний называли «огн€ми смерти», как в эпиграфе. ¬стречались они и пр€мо на поверхности воды, и, конечно, на мачтах самого корабл€; впрочем, эти последние — известные также как огни св€того Ёльма — иногда отличались от прочих морских лжесветил.

¬ результате мор€ки долгое врем€ бо€лись всего, что светитс€ в воде; возможно, жертвы морскому гоблину (о которых шла речь в статье «ќрки и гоблины») были с этим как-то св€заны. ¬ Ўвеции, во вс€ком случае, полагали, что именно гоблины свет€т себе фонар€ми у поверхности воды. ¬прочем, по меньшей мере один швед — великий зоолог  арл Ћинней — придерживалс€ иного мнени€: в море и без гоблинов более чем достаточно тварей, умеющих светитьс€, от кальмаров до банальных промысловых анчоусов, не говор€ уже о планктоне.

Ѕолотные огни в книгах

„то надо мной за метеор свет€щийс€

» тело р€дом с ним шарообразное?

».¬. √ете, «‘ауст»

The Elder Scrolls IV: Oblivion.

’от€ вилл-о-виспы упоминаютс€ во множестве книг и стихов (вз€ть хоть того же «—тарого ћорехода», хрестоматийную «ƒжен Ёйр» или отечественную «Ѕронзовую птицу»), чаще всего о них не сообщаетс€ ничего интересного. Ќу, были, светились... √оллум советует ‘родо и —эму не идти за болотными огн€ми, но и у “олкина о них ничего особенного не говоритс€. » все же некоторые авторы обращаютс€ к этой теме более подробно.

“ак, например, многие, начина€ с Ѕрэма —токера, упоминают о св€зи между вилл-о-виспами и вампирами; то вампиры командуют этими огн€ми, то в таком обличье предстают жертвы вампира и пытаютс€ его укор€ть или указывать на него веро€тным товарищам по несчастью; однако и в этом случае вампир обычно может прогнать огонь.

Ќеоднократно поминает «фонарника» ƒжоан –оулинг; в ’огвартсе его проход€т на уроках защиты от темных искусств.  стати, он там называетс€ hinkypunk, что сродни английскому слову hanky-panky — обман, жульничество. –оулинг описывает фонарника в соответствии с одним из кельтских образов: одноногий «чертик» с лампой в руке. ѕравда, он у нее не только умеет делатьс€ незаметным, а еще и бесплотный — состоит как бы из струек дыма.

ј у √ете в «‘аусте» огонек почему-то именуетс€... гомункулом. «ато он удостоен чести не просто упоминатьс€, а числитьс€ в действующих лицах пьесы:

ћефистофель

» € участие приму.

ѕоищем приключений в стане

» разбредемс€ по пол€не

¬о все концы по одному.

ј ты б нам, малый, к сбору дал

—воею колбою сигнал.

√омункул

¬от будет что моим призывом.

(—текло сильно звенит и светитс€.)

¬ путь!   новым чудесам и дивам.

ј вот как в «‘аусте» обсуждают природу этого огонька:

ѕротей

(удивленно)

Ћучистый гном! Ќе видел никогда!

‘алес

ƒай нам совет. ¬от в чем его нужда.

’отел бы он родитьс€ не на шутку.

¬ рожденье он, как пон€л € малютку,

ќсталс€, так сказать, на полпути

» лишь наполовину во плоти.

ƒуховных качеств у него обилье,

“елесными ж его не наградили.

ќн ничего б не весил без стекла.

 ак сделатьс€ ему, как все тела?

Ѕолотные огни в играх

—удьба огоньков в играх на удивление завидна€; роли им достались крайне разнообразные.

 онечно, чаще всего это все же просто монстр, подлежащий уничтожению игроками; нередко он бесплотен и очень трудно поражаем. ¬ традиции Dungeons & Dragons will-o-wisp издавна был одним из наименее у€звимых противников; защита у него лучше, чем у бойца, закованного с головы до ног в заговоренные латы (по второй редакции -8, по третьей 29 — любители оцен€т). ѕравда, выдающихс€ атакующих способностей у него не имелось: проста€ электрическа€ атака. Ќатурального D&D-шного виспа можно увидеть, например, в сери€х Icewind Dale и Neverwinter Nights (в последней — в первую очередь в пользовательских дополнени€х). ќчень похож на них и огонек из Diablo 2; с ним есть дополнительна€ трудность, потому что его непросто заметить, когда он не атакует.

World of Warcraft. —тайка виспов кружитс€ вокруг ворот јстранаара.

¬ The Elder Scrolls IV: Oblivion он атакует поинтереснее, выт€гива€ жизненную силу и подлечива€сь за ваш счет. ≈сли учесть, что он еще и не беретс€ обычным оружием, — вилл-о-висп противник не из при€тных.

—овершенно другие основани€ ненавидеть нашего геро€ — у вора √аррета. ¬ серии Thief главное, чем опасны фонарники, в изобилии встречающиес€ на €зыческих земл€х, — это как раз их свечение. Ќет, оно не высасывает жизнь, оно просто освещает все вокруг себ€ и демаскирует спр€тавшегос€ вора.

¬прочем, нередко огоньки как раз играют роль легкой добычи; так, например, в EverQuest начинающие герои истребл€ли их регул€рно и методично. ¬ Arcanum огоньки встречаютс€ в изобилии в одной из областей; нас посылает туда дама, занимающа€с€ их изучением, так что нам доводитс€ изр€дно с ними повоевать. Ќемало огней в Titan Quest.

—в€зь болотных огней с вампирами — тема, не оставленна€ игроделами в стороне. Legacy of Kain, Runescape, Castlevania... ¬ Legacy of Kain есть сцена, когда герою предлагают «идти за ignus fatuus». Ignus Fatuus — штатное название блуждающего огн€ на латыни.

¬ готическом Quest for Glory IV огонек предлагаетс€ изловить на болотном берегу, положив ему вкусную приманку. ѕричем после того, как надобность в нем пропадет, огонька крайне рекомендуетс€ выпустить; иначе он умрет, а у геро€ за это отберут баллы чести. Ќеобычна€ забота о «нечисти»!

¬ серии Warcraft огонек и вовсе не числитс€ среди нечистой силы, хот€ к нежити продолжает иметь отношение — это души умерших эльфов. ¬прочем, на самом деле последнее считаетс€ недоказанным: известно только, что это духи, быть может — природные; но в World of Warcraft убитый ночной эльф превращаетс€ в такой огонек, чтобы двигатьс€ к месту своей кончины (и огонек этот бегает быстрее «обычного духа»). ¬ эльфийских лесах виспы встречаютс€ в великом множестве, они охотно сид€т в светильниках, освеща€ города јстранаар и ƒарнасс; а в Warcraft III их даже пристроили к общественным работам, заставл€€ собирать дл€ ночных эльфов древесину, золото, заниматьс€ строительством... ’орошо хоть не воюют вместо своих ленивых потомков; азеротский висп — существо крайне миролюбивое и даже робкое. ѕравда, может развеивать вражескую магию.

Ќо, пожалуй, забавнее всего их роль в серии Gothic: там их можно... приручать, чтобы те искали герою золото и другие ценности.


***

—ловом, разнообразию блуждающих огоньков в играх могут позавидовать многие прославленные и попул€рные существа, которым, как назло, то и дело приходитс€ уныло гибнуть от мечей и стрел героев. »гроделы редко используют их «просто так», чаще со смыслом; такой подход можно только приветствовать.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.3
проголосовало человек: 167
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€