КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РУКОВОДСТВА И ПРОХОЖДЕНИЯ

Автор материала:
Александр Яковенко
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№3 (88) март 2009
вид для печати

NBA 2K9

Жанр:
Разработчики:
Visual Concepts, Kush Games
Издатель:
2K Sports
Системные требования:
Минимальные - 2,4 ГГц, 512 Мб, 128 Мб видео
Рекомендованные - 3 ГГц, 2 Гб, 512 Мб видео
Адрес в сети:
Сетевые режимы:
интернет, на одном компьютере
Рейтинг: 81%

Чем отличается клавиатура от мяча? Странный вопрос, непонятный, как несмешная шутка. Посочувствуем создателям NBA 2K9: для них он стал практическим. После удачных консольных лет очередная версия появилась и на персоналках, заполняя пустоту в жанре.

Двадцать первый век

Речь о спортивном симуляторе? Ищите след Electronic Arts! Пусть даже прямой связи нет, ниточки причин и следствий приведут нас именно к этой компании.

На конец десятилетия EA запланировала реформы. Лозунг был прост: «Больше фантазии, больше новых идей, хватит копировать одно и то же!» Пока мы радовались новым играм, где-то в тени невозмутимые менеджеры избавлялись от слабых звеньев. Одним из неудачников стала NBA Live 09: очередная версия сериала не добралась до персональных компьютеров. На консолях, кстати, она появилась и собрала традиционно посредственные оценки. Поклонники погрустили, но не слишком: несколько последних лет и без того были разочарованием.

Нам грозил минимум год без баскетбола. К счастью, нашлись конкуренты: компания 2K Games развивала собственную серию, и жанровый вакуум привлек их внимание. Они успели, а мы получили ежегодный подарок и даже больше.

Национальная баскетбольная ассоциация в названии осталась, но это и понятно — три магические буквы сами по себе обеспечивают прибыль. Вторая часть названия важнее: сокращение 2K9 не просто обозначает год, оно напоминает о XXI веке. Будущее, между прочим, уже наступило! Это видно хотя бы по неплохому качеству графики, но нас больше интересует другая часть игры — управление. Здесь и начинаются сюрпризы: за броски отвечают разные клавиши, которые означают действие на мяч с разных сторон, а по ощущениям напоминают действия правой или левой рукой.

Симулятор дивана

Чем отличается баскетбол от футбола? Ответ на этот вопрос вовсе не очевиден: многое зависит от точки зрения. Для игроков важно, что мяча можно касаться руками. Составители спортивных календарей, например, могут не думать о погоде и времени года. Экономисты заметят, что баскетбольные дворцы спорта меньше футбольных стадионов. Разработчики спортивных симуляторов вынуждены примерять разные роли, но первая из них — видеорежиссер.

Большинство из нас привыкло смотреть на спорт как зрители — и это влияет на игры. Чем же отличаются телевизионные футбол и баскетбол? Футбольная телетрансляция стремится перенести зрителя на стадион, добавляя лишь повторы и профессиональный комментарий вместо соседского. В НБА все немного по-другому: здесь спортивное соревнование лишь основа для шоу. Телезритель и посетитель на трибунах получают разный продукт: первый видит приключение на ТВ, второй как бы приходит в театр импровизаций.

Эмоции убедительны, но на них редко делают акцент.

Такая ситуация накладывает отпечаток на компьютерные игры. Разработчики обязаны «сделать похоже», чтобы переход от телевизора к компьютеру был заметен минимально. Вот тут-то и кроется едва ли не ключевое отличие NBA 2K9 от серии NBA Live: здесь внешнее сходство не цель, а побочный элемент игры. Да, во время матча происходят якобы «прямые включения», но это лишь декорации.

Решение правильно: копия реального матча в любом случае уступит оригиналу. Пусть графика будет идеальной, но все равно виртуальная телекамера не выхватит из толпы Джека Николсона или Дэвида Бекхэма.

NBA 2K9 и NBA Live могут соревноваться по числу деталей. Мы увидим и надпись «Шумите!» (то есть «Мешайте!»), которая включается при броске гостей, и танцующих девушек, и телекомментаторов рядом с полем. В этом отношении обе серии игр примерно равны, но это не так уж важно.

На первом, внешнем уровне «похожести» компьютерная игра «симулирует» вовсе не спортсмена — она предлагает роль спортивного зрителя. Для этого и сделан фальшивый телекомментарий, ведь на площадке не слышно этих слов! Вначале мы далеки от роли баскетболиста, мы получаем удовольствие от собственного «влияния» на глобальный процесс.

Если поразмышлять, многие игры ошибочно называются спортивными симуляторами — правильнее был бы термин «симулятор дивана». Пока не учитываются движения игрока (как в консоли Wii или не очень популярных средствах управления), до спорта еще далеко.

NBA Live совершенствует именно этот уровень, и делает это успешно. NBA 2K9 также добился кое-чего в диванной симуляции, но здесь его путь лишь начинается.

Вкус оранжевого мяча

Начать игру в NBA 2K9 — дело простое. Учим простейшие клавиши, запускаем матч, бежим вперед. Здесь нужно особо сказать спасибо от лица владельцев ПК: управление отлично адаптировано для клавиатуры. Разработчики смело отказались от стрелок в центре клавиатуры: за движение отвечают стандартные W, S, A, D, а за другие действия — либо большой палец, либо правая рука. Привыкнуть к этому можно за пару минут.

Зрители сделаны на достойном уровне и не слишком нагружают систему.

Порой это даже слишком легко. Есть простой тест для проверки, не действует ли игра слишком заумно. Все очень просто: энергичные, но случайные нажатия не должны стабильно приводить к осязаемым результатам.

Порой у NBA 2K9 есть с этим проблемы. Очень часто случайные комбинации клавиш приводят к отличному результату — особенно в толкучке под кольцом, особенно при управлении большим и тяжелым персонажем. Конечно, интерес от этого немного снижается, хотя и не исчезает.

Почему такую проблему нельзя считать фатальной? Как минимум, она не влияет на другие элементы игры, а их немало. Кроме того, никто же не мешает действовать осмысленно! И, наконец, непонятно, как избавиться от этой сложности: тут видится врожденная беда баскетбола. Лучше пусть игра помогает нам, чем требует нечеловеческой реакции.

Итак, мы побегали по площадке, потолкались Шакилом О’Нилом, забросили мяч в корзину. Что дальше? Разумеется, хочется влезть в кожу спортсмена поглубже.

С этого момента нас все больше и больше интересует не компьютерное изображение, а именно баскетбол. В полный рост распрямляется вопрос: так чем же баскетбол отличается от футбола для игрока?

Понятно, что руки отличаются от ног, но чем конкретно? В симуляторе важнее всего время обработки мяча. Руки — намного более развитый инструмент, они способны быстро совершать сложные действия. В футболе финт занимает несколько секунд, в баскетболе на счету каждая десятая доля такой же секунды. Вот поэтому-то для телетрансляций НБА так важны повторы, и особенно замедленные. В футболе можно прожить и без них.

Вывод из этого прост: симулировать осмысленные действия в баскетболе очень сложно, приходится «додумывать» за игрока. Эту проблему можно скомпенсировать, например, командными действиями или тактическими заготовками, но совсем ее убрать невозможно.

Проще всего было бы дополнительно повесить на нас тактическое управление, ведь в баскетболе оно крайне важно. Впрочем, так легко слишком усложнить игру, отпугнув новичков. Как же вышли из положения разработчики 2K?

Выбранный путь проще всего описать как постепенное совершенствование. Первые шаги в NBA 2K9 сделать просто, но постепенно мы узнаем все новые и новые мелочи, учимся различать игровые полутона и оттенки, чувствовать команду, управлять действиями. Пусть баскетбол остается одним и тем же, но даже опытный игрок найдет, чему еще научиться.

Постоянные остановки выглядят неизбежной бедой баскетбольного симулятора.

Первый шаг — контроль над собственным телом. Клавиатура позволяет бросить правой или левой рукой, сверху или снизу. Мы можем действовать сразу или с паузой, прямо или отклонившись. Сначала разница незаметна, но позже она становится ключевой.

Второй шаг — единение с командой. При поверхностном знакомстве с игрой действия партнеров удивляют: мы начинаем атаковать, а наши товарищи лишь стоят и смотрят на нас! Все дело в том, что нужно дать указания, сказать, как действовать. Именно тогда атака будет эффективной.

На третьем шаге мы станем тренером. NBA 2K9 предлагает приличный набор комбинаций, из которых нужно выбрать любимые. Кроме этого, есть замены, паузы, тактики и многое другое. По умолчанию эти задачи берет на себя искусственный помощник, но мы можем «перехватить штурвал» и лично управлять командой.

Дальше тренер превращается в менеджера, который должен контролировать команду весь сезон. Здесь возможности еще шире, а детали способны увлечь на много, много недель.

Впрочем, вы не обязаны действовать по такому алгоритму, а можете выбрать собственный путь. Главное, что один и тот же баскетбол открывает все новые и новые глубины — и не надоедает. Чем ближе мы к совершенству, тем более NBA 2K9 похож на настоящий баскетбол.

Именно в этом, я считаю, главное достоинство игры. Именно этого я ждал и жду от спортивного симулятора.

Обстоятельства как противник

Компьютерный баскетбол, конечно, не может быть безоблачным. Тактическая система сложна и интересна, но вот управление трудно назвать идеальным. Скорее для описания ситуации подходит слово «громоздкий». Клавиши позволяют сделать очень многое, но проблема в другом — как все это успеть?

Конечно, помогает «прицел», указывающий на цель нашего приказа, но все равно сложные комбинации требуют запоминания. Здесь уже нет связи с реальным миром, это исключительно компьютерное развлечение. С другой стороны, эти сложности — дело наживное, привычка упрощает работу.

Уличные соревнования — не только смена декораций, но и другой игровой процесс.

Тактической системе не помешали бы и другие доработки. Например, не слишком ярко представлена ролевая система: все-таки легкий защитник должен действовать не так, как центровой. Если вы хорошо знакомы с клубами НБА, то проблема не покажется серьезной, но незнакомая фамилия может сбить с толку. И, опять же, перед нами не функциональное ограничение, а просто спорное решение в интерфейсе.

Недоступность некоторых чисел может навеять ложное впечатление, будто кое-где реальность смоделирована небрежно. Было бы ошибкой говорить так: известно о специальном отделе в компании-разработчики, призванном анализировать реальные игры НБА и находить отличия от игровой модели. При знакомстве с игрой легко поверить в такой тщательный подход.

О дотошности разработчиков говорят и другие детали — например, уличный баскетбол. Здесь знаменитые баскетболисты могут сыграть три на три, например, или два на одного. Эти режимы вносят приятное разнообразие: судьи здесь нет, так что игровой процесс заметно меняется.

Остается ли он при этом настоящей игрой, а не симуляцией? Конечно, нет, это невозможно. Скорее всего, невозможно. Тем не менее, важные шаги сделаны, а явных ошибок нет. Трудно было бы сделать лучше.


NBA 2K9 сделана для верных любителей баскетбола и вне этого круга бесполезна. Если вы любите этот спорт, то первое появление серии на персоналках нельзя пропускать. Впрочем, управление делает игровой процесс довольно-таки специфичным и непривычным. Перед нами отличный спортивный симулятор, но не компьютерная игра для широкой аудитории.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9/109
последовательное усложнениебаланс, хаос комбинаций
Графика
8/108
лицацвета, трибуны
Звук
7/107
реалистичностьмузыка
Игровой мир
7/107
тщательное воссоздание атмосферыупор на внешнее сходство
Удобство
8/108
интересный подход к управлениютактика, консольные проблемые
Новизна да

Интерес повторной игры да
Награда
журнала
ОРДЕН
Вердикт: Долгожданное появление игры на персональных компьютерах впечатляет. Особенно интересна система управления, отлично адаптированная к клавиатуре. Поклонники баскетбола, не пропустите! Рейтинг
журнала
81%

Жизнь в движении

Бег

NBA 2K9 предлагает владельцам ПК два варианта управления: клавиатура и геймпад. Какой из них лучше? В сумме, конечно, предпочтительней геймпад — это «родное» средство, давно продуманное и проработанное. Тем не менее клавиатура тоже не томится на задних ролях. Если вы привыкли именно к сотне кнопок под руками, то гораздо проще не переучиваться.

Разработчики тщательно думали, как адаптировать управление. Результат хорош: не нужно складывать пальцы в сложные узоры, как часто это случается в других симуляторах. Как же приятно просто опустить на клавиатуру пальцы, будто набирая текст! Конечно, полного соответствия все равно не получилось. Главное, чего лишены владельцы клавиатур, — круговые движения, отвечающие за некоторые финты. Это, конечно, проблема, но на высоких уровнях сложности командные действия все равно важнее. В этой статье я буду ориентироваться именно на клавиатуру, хотя принципы общие для всех устройств.

Бег не требует особых комментариев: клавиши W, S, A, D не вызывают вопросов. Для ускорения нажмите клавишу Enter, но не центральную, а маленькую на правом краю клавиатуры.

Атака

Быстрый переход в атаку — возможность легко забросить мяч.

Собственно, именно правый (цифровой) блок клавиш отвечает за основные действия. Именно эти стрелки нужны для указания действий: они моделируют так называемый shot stick на геймпаде. В большинстве случаев эти кнопки отвечают за варианты бросков. Здесь важно, в каком направлении от игрока кольцо: ближайшая к кольцу кнопка отвечает за высокий или прямой бросок, дальняя — за броски снизу или сзади, а две другие за действия справа или слева (например, за правую или левую руку).

За простой, обычный бросок отвечает центральная клавиша этого блока, то есть «5». Часто, особенно при активном сопротивлении, нужно нажимать две кнопки одновременно, например, «5» + «6».

Это важно: действия разных баскетболистов при одних и тех же комбинациях клавиш отличаются. Чем лучше мы знаем игроков собственной команды, тем эффективнее атакуем.

Чтобы передать мяч, нужно выбрать пробел. Цель броска зависит от того, куда смотрит персонаж. Присмотритесь: на адресата указывает специальный прицел. Кроме того, серая клавиша «+» вызывает прямой пас партнеру (в терминологии игры direct pass, icon pass) — в этом случае получатель не зависит от положения игрока, а определяется парой клавиш. Нужно сначала нажать на «+», а потом указать желаемого партнера тактической клавишей.

Полезна и клавиша «0» (она же Insert): это известный поклонникам баскетбола crossover, или смена ведущей руки.

Хитрость

Большинство симуляторов не обходятся без клавиш-модификаторов, и NBA 2K9 — не исключение: так вы сможете совершать те же действия, но по-другому. Клавиша post-up (на клавиатуре — левый Shift) в основном отвечает за разнообразные финты: для действий необходимо зажать ее и нажимать клавиши-действия. Для сложных трюков необходимы двойные нажатия post-upили комбинация post-upс клавишей бега (Enter).

Если зажать post-upво время броска, то персонаж отклонится назад: точность снизится, но противник будет мешать меньше. Конечно, это бесполезно, если рядом нет опекуна.

Второй модификатор называется spin и помогает вертеться или «закручивать» действия. На клавиатуре по умолчанию он связан с серой клавишей Delete(она же точка под правой частью клавиатуры), но это очень неудобно: проще поставить его на простую стрелку вправо или на «3».

Защита

Хорошая реакция позволяет перехватывать мячи: баскетбол — не пошаговая стратегия.

В защите важнее всего тактика, а наши действия в целом сводятся к реакции на нападение. Тут важно не пропустить шаги противника и в целом «не спать». Наиболее реальный шанс остановить атаку — блок, за который отвечает клавиша spin. Принцип очевиден: вы мешаете противнику бросать, но рискуете, что он вас обыграет внизу.

Стрелки на цифровой клавиатуре означают действия руками: защищайтесь справа или слева, поднимайте руки вверх и тому подобное. Клавиша «5» означает попытку перехватить или выбить мяч: это полезно, но возникает риск фола. В то же время «0» заставляет пропустить игрока, если опасность фола высока. Важна и клавиша post up, позволяющая тесно опекать игрока с мячом.

На заметку: чтобы забить штрафной удар, нужно нажать клавишу «бросок», дождаться, пока персонаж сдвинет руку вперед, и отпустить клавишу перед началом полета.

Одна из наиболее эффективных защитных тактик — двойное блокирование одного игрока. Чтобы вдвоем защищаться против обладателя мяча, нажмите и держите Tab. Конечно же, такой подход опасен: один из соперников остается свободен.

Page Up — явное и намеренное нарушение правил, которое полезно в финале игры. Мы надеемся, что соперник ошибется во время штрафных, а мы будем атаковать успешно.

Наконец, Page Down позволяет вызвать паузу. При желании вы можете и вызвать меню клавишей Escape.

Командная игра

Шаг вперед

Баскетбол — принципиально командная игра. За непрямые связи в NBA 2K9 отвечает клавиша Tab. Если нажать ее во время атаки, то открывается меню с пятью вариантами действий: четырьмя стандартными действиями и передачей управления.

Пока меню открыто, основные клавиши меняют свое назначение. Фактически, в этом случае мы управляем не выбранным игроком, а его партнером — и действия другие. Найти новое соответствие можно найти в таблице «Тактические клавиши»: там указаны сведения по умолчанию. В данном случае нас интересуют первые четыре строчки таблицы.

Действие Set screen заставляет нашего товарища стать препятствием, чтобы оттереть нас от противника: так мы можем избавиться от опеки или приготовиться к трехочковому броску. Get open говорит цели двигаться активно, искать место. Post up требует выйти к зоне между трехочковой линией и кольцом — обычно тут есть пространство, позволяющее освободиться для интересных атак. Come off screen означает уйти, освободиться.

Действия без мяча

Иногда матчи становятся дуэлями.

Футбольные симуляторы давно и без особого успеха предлагают вариант: управляйте одним игроком, а не всей командой. Такой подход позволяет совершать нестандартные ходы, но делает игру менее насыщенной: часто мы оказываемся далеко от важных событий.

NBA 2K9 предлагает шаг вперед в этой концепции: мы можем временно «переселиться» в игрока без мяча. Чтобы это сделать, нужно сначала нажать Tab, а потом B6 (это обозначение по умолчанию связано с клавишей Enter). Перед выбором мы можем вместо движения выбрать цель.

Какие действия открываются нам в таком режиме? Большинство действий остается теми же или же тесно связано с прежними. Например, пробел теперь позволяет попросить мяч, а «5» заставляет партнера сделать бросок. Клавиша Spin полезна, если вы под кольцом: партнер набросит мяч (alley-oop).

В целом же данный режим требует скорее движения, чем активных действий. Главное — прорваться в свободную зону или, наоборот, освободить ее для другого персонажа.

Дело тренера боится

Без пауз

Базовые задачи тренера — определить состав на игру, проводить замены, менять тактику. По умолчанию искусственный интеллект берет на себя эти задачи, но нас каждый раз спрашивают, не хотим ли мы внести коррективы. И, конечно, в любой момент меню позволяет вызвать что-нибудь определенное.

Впрочем, даже на этом дело не заканчивается: тренер может действовать прямо во время игры, как бы «кричать» игрокам. Для этого в управлении предусмотрены действия, связанные с основным рядом цифр на клавиатуре (над буквами).

Тактические клавиши
Обозначение Клавиша
B1 Пробел
B2 Insert (0)
B3 5
B4 Delete (.)
B5 Левый Shift
B6 Enter
B7 Page Up
B8 Page Down
B11 Tab
B12 +

Первый экран (верхняя кнопка «1») позволяет быстро просмотреть состав команд: кто кому противостоит(Matchups), кто сколько набрал очков и фолов (Heat check).

Товарищи ждут указаний: пришло время стать тренером.

Второй экран Play call (верхняя «2») позволяет вызвать определенную комбинацию из списка. Комбинации пронумерованы от B1 до B12: связь с клавиатурой примерно описана в таблице «Тактические клавиши», но лучше проверьте ее в вашей версии игры — для этого достаточно просмотреть вкладку Actions настройки клавиш.

Это важно: список комбинаций разный у разных команд: его можно просмотреть или изменить в настройках. Кроме того, команды обладают списками таких комбинаций (playbook).

Хотя на экране Play call указаны лишь названия комбинаций, в настройках есть и схемы, и текстовые описания. Именно эта часть игры важна для побед на высоком уровне сложности. Этот механизм особенно важен в атаке, но и при защите он иногда полезен.

Третий экран Coach settings (верхняя «3») считается критическим для опытных игроков: там можно настроить ползунки (sliders). Каждая такая настройка меняет действия команды — движение может как упростить игру, так и сделать победу невозможной.

Наконец, четвертый экран (верхняя «4») позволяет проводить замены, но для этого лучше вызвать меню.

Тайм-аут

Клавиша Page Up во время атаки вызывает тайм-аут. Это не только повод отдохнуть или сделать замену: клавиши «{« и «}» вызывают разные экраны. Здесь есть и списки опеки, и тренерские настроечные ползунки.

Важнейшее меню здесь — Point of Emphasis. Дважды за четверть вы можете воскликнуть: «На ближайшую минуту давайте сосредоточимся»! Так вы временно улучшите один из четырех элементов игры.

Shot Selection усиливает атрибут Offensive Awareness, то есть повышает шанс игрока на успешные действия в спорных ситуациях.

Rebounding увеличивает вероятность перехватить свободный мяч — поймать отскок, например.

Ball control заставляет точнее передавать мяч и снижает риск потери.

Defense резко поднимает характеристики защиты.

Меню тренера

Быстрый перехват позволяет сохранить спорные очки.

Тренерское меню (Coaching) сводит в единое целое возможности по косвенному управлению командой.

Экран Substitutions позволяет неспешно проводить замены, там же можно выяснить подробности о баскетболистах.

Player matchups — взаимное соответствие игроков двух команд: здесь сразу видно, кто кого опекает.

Double / Pressure дает настроить, кого из противников опекать особенно тщательно.

Settings указывает, какие функции вы перехватили у искусственного интеллекта.

На заметку: при желании легко сконцентрироваться на роли тренера — игроки будут действовать сами по себе. За этот режим отвечает настройка Coach mode, не включите ее случайно!

Playbooks — списки комбинаций, обязательное блюдо для хорошего игрока.

Coach profiles — сведения о тренере.


***

NBA 2K9 заставляет развиваться и глубже изучать баскетбол. Это интересно, это увлекает, но сложно для далекого от спорта человека. Перед нами не просто игра, а вызов — а дальше выбор уже ваш.

Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
8.9
проголосовало человек: 235
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования