ј–“ј —ј…“ј
  ѕќ»— 
полнотекстовый поиск
‘ќ–”ћ ¬»ƒ≈ќ
»√–џ: Ќќ¬џ≈    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ј-¬ √-« »-ћ Ќ-ѕ –-я

»√–џ ѕ–ќЎЋќ√ќ

ќпубликовано в журнале
«Ћучшие компьютерные игры»
є6 (43) июнь 2005
вид дл€ печати

Majesty: The Fantasy Kingdom Sim

∆анр:
»здатель:
Microprose/Cyberlore
—истемные требовани€:
P166, 32Mb (P233, 64Mb)
Majesty, скриншот, 95KB

ѕри желании можно лечить обоих противников Ч тогда наш герой без малейшего риска сразу прокачаетс€ уровн€ до 8-го. “олько удовольствие это Ч не бесплатное.

“ебе дана неслыханна€ власть,

ƒоступно все твоей державной воле...

“ак поцелуй мен€ в ту часть,

¬ которую мен€ всю жизнь пороли!

(ё. им, ЂЅессмертный фламандецї)

√овор€т, армейских офицеров, которым за грехи выпадет чистилище, делают корол€ми сказочной страны. »м подвластно там все и вс€, но в ответ на приказ что-нибудь сделать подданный чешет в затылке и говорит: ЂЌу что, правда, что ли, сделать? »ли ну его нафиг? ƒа нет, пособираю-ка € лучше цветочки. ћожет быть, завтра... ј кстати, награду побольше назначить не желаете, величество? ћешок золотых за крысу Ч разве это сумма? Ёвон, гл€ньте-ка, одежка-то совсем прохудилась! ј штаны нонеча Ч не укупишь!ї


¬ пантеоне великих игр Majesty принадлежит особое место Ч р€дом с Thief, Ultima Online и другими первооткрывател€ми жанров. —ловосочетание Ђстратеги€ непр€мого контрол€ї по€вилось именно так.

»де€ игры проста, но безумна. ѕеред нами Ч сама€ обычна€ RTS, в которой, однако же, не позволено хватать солдата за шкирку и говорить: ЂЅеги туда!ї. ѕозволено только нанимать людей, строить здани€, а вот командовать ими можно лишь в ключе Ђхотелось бы...ї.

≈сли нужно кого-то или что-то уничтожить, ставим флажок на искомый объект и говорим: Ђ500 золотых тому, кто эту заразу разнесет!ї. ѕосле чего ждем и надеемс€, что кто-то соблазнитс€. ≈сли надо просто поразведать Ч оп€ть же, ставим флажок и говорим: Ђза сведени€ с этого места Ч столько-тої.

 то-то, может, и откликнетс€. ј кто Ч это смотр€ что надо делать, смотр€ сколько предлагаетс€, ну, и смотр€ как повезет...

Majesty в лицах

Ќесмотр€ ни на что, игра была бы банальна, если бы наши герои не обладали каждый собственным характером. ¬ этом Ч главна€ соль игры.

 аждый нан€тый нами боец, маг, вор, лекарь и так далее Ч кроме кресть€н и сборщиков налогов Ч обладает личностью, вкусами, интересами.

Ќапример...

Majesty, скриншот, 106KB

“урнирное поле Ч место безопасной тренировки. ќсобо ценно дл€ магов.

¬оины Ч профессиональные бойцы, и потому без особого приглашени€ колошмат€т встретившихс€ врагов. ѕорой достаточно предложить за уничтожение вражеского объекта... 0 золотых монет, и кто-то из во€к соблазнитс€ возможностью помахать мечом. ѕорой впадают в берсеркерский раж и полностью утрачивают инстинкт самосохранени€. «ато в свободное от побоищ врем€ истово закупаютс€ доспехами, зель€ми, оружием и посто€нно навещают турнирную арену.

ј вот воры наделены этим инстинктом даже с избытком: чуть что, Ђпереход€т к плану Ѕї, броса€сь наутек. ¬ плане выбора целей этих реб€т интересует только одно: награда и возможные трофеи (куда интереснее громить логово тварей, чем атаковать бегающее зверье, ведь медведи редко обладают набитым кошельком!).

—ледопыты Ч фанатики странствий.  ак говорил один герой Ч Ђ¬ натуре, сэр, новые ощущени€!ї. «апросто могут отправитьс€ на разведку местности за 0 монет или даже просто по собственному почину. ѕриобрет€ в самом начале двух-трех следопытов, к середине игры есть шанс открыть чуть ли не всю карту... “олько вот имеетс€ небольша€ закавыка. ѕорой следопытам встречаютс€ в их экспедици€х враги, а они не так чтобы очень люб€т ближний бой. —тало быть, наступает момент бежать. » вот нередко врываетс€ в ваш город следопыт, рвет, можно сказать, грудью финишную ленту, а за ним с гоготом Ч три тролл€, вервольф, птица –ух и позади запыхавшийс€ минотавр. “о-то радости городской страже!

ћаг стараетс€ на рожон не лезть, и это правильно. ќдин плевок Ч и маг уже в ином, лучшем мире. ѕоэтому прокачивать его трудно и непри€тно Ч кроме турнирной арены, другого разумного средства нет. «ато если дорастет уровн€ до 8-го Ч будет одним заклинанием тролл€ с ног валить. ≈сли, конечно, оторвет седалище от уютного кресла в гильдии или библиотеке: маг Ч существо крайне апатичное.  роме того, запросто может, уже направившись Ђна делої, отвлечьс€ на созерцание собственного сокрытого мантией пупа, или пойти погул€ть в сад, или...

ѕаладины еще поболее воинов рвутс€ в бой, в том числе в бесплатный, и, что особо ценно, шестым чувством узнают, когда где-то кого-то из ваших бьют. ѕричем, узнав об этом, не сочин€ют реквиемы, а спешат на помощь. »ногда Ч успевают. „тобы это случалось чаще, стоит наладить на €рмарке торговлю амулетами телепортации.

¬арвары за деньги готовы на все. ¬ключа€ единоличный выход против п€ти големов с первым уровнем и ножиком в зубах. ƒо высоких уровней доживают единицы, поскольку в миниатюрном мозгу наших конанов не содержитс€ мыслей о возможном отступлении и бегстве. ƒа и запастись защитным снар€жением им обычно лень. ј вот если у нас в городе заведутс€ эльфийские притоны Ч там варвары непременно проиграют последнюю набедренную пов€зку. “емперамент, так его и так!

ћонах никогда не отправитс€ ни в игорный дом, ни в трактир, и уже тем ценен. ”вы, деньги его совершенно не мотивируют. ћожет вступить в бой Ч за компанию, или просто потому, что встретилс€ с монстром, или чтобы кого-то защитить... Ќо решает он, куда податьс€, сам. ≈сли доживает до высоких уровней Ч это прелесть что такое. “олько редко доживает.

Majesty, скриншот, 130KB

√нездилище пороков Ч эльфийское казино.  онечно, можно выиграть, но... обычно проигрывают. » не только монархи, но и их подданные.

∆рицы-некромантки т€нутс€ на сладенькое... тьфу, € хотел сказать Ч на слабенькое. ѕолучают особое извращенное удовольствие от надругательств над крысами и гоблинами. » не люб€т компанию Ч кроме себе подобных и Ђво€к разладаї.

Ђ¬оины разладаї Ч warriors of discord Ч Ђзлобныйї аналог паладинов. —лав€тс€ замедленной реакцией на все, от объ€влени€ о награде до получени€ по шее. Ђ»ду, слышу, кого-то бьют. ќборачиваюсь Ч мен€...ї ¬иной тому, наверное, неумеренное потребление прохладительных напитков в трактире, где наши громилы провод€т почти все свободное врем€. ≈сли кто увидит воина разлада, сумевшего освоить хоть одно заклинание Ч поместите его мозг после смерти в кунсткамеру.

Ћекари, к счастью, не мн€т себ€ бойцами и хорошо помн€т, что разгуливать по лесам без хорошей компании Ч признак дурачины. ѕри этом трусы они патологические, и, единожды бросившись бежать... не замечают других опасностей, встреченных в пути. “ак обычно и мрут.

 ультисты с энтузиазмом жюльверновского Ђкузена Ѕенедиктаї гон€ютс€ за новыми формами жизни, дабы их приручить. Ѕегают культисты ну очень быстро, а потому основна€ причина их гибели Ч то, что в экспедиции за наградой они далеко обгон€ют Ђт€желую артиллериюї.

∆рецы лунного и солнечного храмов вообще плевать хотели на большинство наград. ѕорой могут даже прогл€деть сундук с золотом, сто€щий от них в трех шагах. ќни просто залаз€т в ближайшую башню или заход€т в сад Ч и предаютс€ созерцанию светил. Ќа первый взгл€д, это вредна€ привычка; но на самом деле они Ч надежна€ охрана города, котора€ почти всегда оказываетс€ на месте.


Ёто еще далеко не все. ¬се их привычки, нравы и обычаи можно было бы описать разве что в объемных Ђ—оветах мастеровї, причем, веро€тно, не в единственных. “ам нашлось бы место дл€ описани€ внутренних причин дл€ всепоглощающей ненависти, которую большинство бойцов питает к стату€м вражеского монарха, дл€ рассказа о том, кто какие здани€ защищает в первую очередь... Ќо это слишком длинна€ истори€. ќтложим ее до выхода второй части Majesty, который, между прочим, не за горами.


* * *

Majesty, скриншот, 113KB

“ак приличные монархи организуют свое рабочее место.

¬се эти особенности профессиональных характеров можно и должно использовать в своих интересах. ¬от несколько простых приемов.

  • Ќазначаем за разрушение объекта сперва цену 0, а чуть погод€ повышаем ее. ¬ результате этого нехитрого трюка воины и паладины получат небольшую фору. »наче они часто прибегают к месту действи€ позже следопытов, магов и прочих, и те оказываютс€ без прикрыти€ (а если оставить нулевую цену Ч они придут без огневой поддержки).
  • ¬ыставим гильдию воинов на самый край города, с угрожаемого направлени€; все бойцы люб€т защищать свое Ђгнездої, а гильди€ к тому же сама очень неплохо укреплена. Ќе придетс€ тратить врем€ и деньги на приказ воинам защитить город.
  • ≈сли построить пару сторожевых башен на направлении вражеского логова, а затем сделать пару флагов на разведку около него Ч по 0 монет за каждый Ч туда прибежит пара следопытов, увидев, что тут бьют Ч и отман€т монстров на город, где их можно бить всей силой. ј потом грошовый флаг на уничтожение логова, оставшегос€ без защиты.

¬ера

’от€, по идее, играем мы все миссии за одного и того же монарха, почти в каждой можно заново избрать государственную религию. ¬о-первых, сделать выбор между добром (боги ƒаурос и јгрела), злом (‘ервус и  рипта) или варварством ( ролм). ¬о-вторых Ч определитьс€ с поклонением Ћуне или —олнцу.

 ак ни странно, кроме выбора соответствующих героев (паладин, монах, лекарь Ч воин разлада, жрица, культист Ч варвар), это почти ни на что не вли€ет. ƒаже Ђприблуднымї геро€м противоположной ориентации присоедин€тьс€ не мешает (только подумайте, карлики их раздражают, а служители враждебной религии Ч нет!). ј ведь могло бы здорово модифицировать поведение всех подданных. ћожет быть, в следующей серии?

ƒругие расы

ѕомимо вступлени€ в лоно той или иной церкви, мы можем еще заключить аль€нс с одной из трех нечеловеческих, но готовых к сотрудничеству рас Ч и организовать у себ€ небольшой анклав ее представителей. Ќа выбор предлагаютс€ карлики (gnomes), гномы (dwarves) и эльфы.

 арлики Ч самый попул€рный выбор. »х можно поселить у себ€ сразу же, за смешную цену, причем после возведени€ первого домика еще два по€вл€ютс€ сами. —тоит одна карлико-единица 100 монет Ч сущие гроши.  онечно, в бою они мало на что годны, зато быстро и бодро стро€т дома. ѕо сравнению с базовой парочкой пейзан, пр€мо скажем, ускорение строительства Ч капитальное.  арлики дают королевству быстрый старт, особенно если с деньгами поначалу хорошо.

Majesty, скриншот, 77KB

Ќа высоких башн€х у баллисты часовые гномские сто€т...

ƒа и охрану, какую ни на есть, обеспечат. ‘окус в том, что, стро€ дома, они набираютс€ опыта Ч и таким образом безо вс€кого риска набирают себе 4-5 уровней, а то и поболее.  онечно, даже на п€том уровне карлик Ч все равно ни разу не терминатор, но, по крайней мере, крысу придушить сумеет. Ѕез риска утратить две и более конечностей.

Ќедостаток у них только один, и не сказать чтобы сверхсерьезный; но в услови€х тотального дефицита средств это заметно. ƒело в том, что на месте своего поселени€ карлики немедленно устраивают гадюшник. ¬ итоге, во-первых, канализаци€ растет и ширитс€ (а вместе с ней плод€тс€ крысы и крысолюди), во-вторых, Ђприблудныеї герои подумают трижды, прежде чем присоедин€тьс€. ќсобенно паладины и прочие джентльмены в белых перчатках при виде учиненного карликами свинства брезгливо морщат аристократические носы и проход€т мимо. ј между тем к не зап€тнавшим себ€ сотрудничеством с этими твар€ми государ€м они сплошь и р€дом приход€т задаром.

Majesty, скриншот, 95KB

Ёто финальное задание, и € поставил за него приличную сумму.  ого же мы тут видим? ясное дело, троих воров и гнома.

√номы приход€т всерьез и надолго: их здание тут же ощетиниваетс€ четырьм€ баллистами, настолько серьезными, что их городище можно возводить даже р€дом с вражьим замком Ч как штурмовую башню.  роме того, они дел€тс€ с нами чертежами этих баллист, чтобы мы их могли строить сами. Ќаконец, они тоже умеют строить, не хуже карликов, и в бою достаточно могучи (только вот ползают медленно). Ќедостатки? “олько один: пригласить их удастс€ только после глобального усовершенствовани€ дворца и кузницы. ƒолго и дорого.

Ёльфы Ч это такие усовершенствованные (сильно!) воры и следопыты, к тому же отлично вооружающиес€ магией в библиотеках. Ќо...

ѕрофессор “олкин некогда показал эльфов своего рода идеальными геро€ми. — тех пор авторы фэнтези все принижали и принижали их, но Majesty пошел дальше многих. ƒело в том, что эльфийское поселение Ч это вместилище вс€ческого порока. —перва р€дом с домом остроухих по€вл€етс€ заведение неведомого королю и сборщику налогов назначени€, в котором герои лоботр€сничают без пользы дл€ опыта и кошелька, а потом (если есть воровска€ гильди€) Ч казино, где они еще и деньги спускают. ѕричем, оп€ть-таки, в казну отчисл€ют ноль целых, ноль дес€тых процента. ѕравда, можно сыграть в казино самому.


¬ одном все Ђнелюдиї сход€тс€: пламенно, честно, преданно обожают деньги. Ќастолько, что при виде приличной награды порой не сообразуют желани€ с возможност€ми. ќсобенно это характерно дл€ гномов: чуть где приличный бакшиш зама€чил Ч наверн€ка через несколько секунд р€дом возникнет гном. ќткуда и скорость беретс€!

¬раг Ч пон€тие относительное

 оль скоро своими людьми мы не управл€ем, но пользу от них получить можем Ч почему бы не попытатьс€ добитьс€ толку и от врагов? Ёто вполне возможно в этой странной игре. ѕорой враг Ч существо ценное, способное помочь нам там, где свои не хот€т или не могут.

¬от, к примеру, эльфийские союзнички застроили нам своими аттракционами полгорода.  ак их проще всего снести?  онечно, можно своим поставить флажки атаки Ч но они этого очень не люб€т. ј вот врагам Ч милое дело! » отманите в ключевой момент своих на другое зан€тие. “олько не забудьте запретить пейзанам ремонтировать притоны.

Ќо это еще не все. ≈сли, скажем, снесли гильдию Ч плохо это или хорошо?  огда как. Ќова€ будет стоить столько же, сколько стара€ (при Ђживойї старой гильдии Ч намного дороже), и наймет новых четверых бойцов. »ногда это Ч оправданна€ цель.

Ќа север!

≈динственным дополнением к Majesty стал The Northern Expansion. ”вы, это Ч просто набор миссий, ничего по-насто€щему значимого к геймплею он не добавил. ѕравда, миссии Ч сложные и достаточно интересные.

ј кроме того, стало намного удобнее и при€тнее играть в Majesty... по сети. ƒа-да, такой режим у игры тоже есть. «релище, надо сказать, достойное изумлени€: никакого Ђмикроконтрол€ї, игра на стратегию и интуицию. —колько, к примеру, надо поставить золота на флаг, чтобы наших там оказалось больше, чем врагов? ј? Ё...

Ќезапланированные стычки с врагом Ч еще один интереснейший момент. ƒолго приходитс€ привыкать к мысли, что, если на вас напал противник, это не означает, что он того хотел... да и вообще он может быть не в курсе, если воврем€ не взгл€нул на миникарту.

ќтманивать к себе вражеских героев и придушивать, Ђпока маленькиеї Ч чрезвычайно увлекательное зан€тие.

ѕопробуйте хоть раз; такого вам больше нигде не покажут.

Ќа нашем диске: дополнительные миссии дл€ Majesty и дополнени€ Northern Expansion.

–оль Majesty в истории

“ак ли уж Majesty уникальна? ≈сли задуматьс€, то почти така€ же схема задействована в... куче экономических симул€торах, вс€ких там Ski Park / Zoo / Rollercoaster Tycoon и иже с ними. »ли, например, The Sims Ч там мы тоже мотивируем персонажей, а не командуем ими.

ѕочему же тогда, игра€ в Majesty, получаешь такое ни с чем не сравнимое удовольствие? «а что ее называют Ђновым жанромї?

Majesty, скриншот, 113KB

Ѕатаре€ магов, хот€ бы 4-5 уровн€, не оставл€ет врагам шансов. Ќо если кто-то дот€нетс€ до м€гкой тушки...

¬о-первых, все эти игры Ч Ђмирныеї. ј здесь мы имеем классическую RTS-задачу Ч расшир€ть свое королевство, воевать, исследовать территории Ч а средства дл€ управлени€ у нас необычные. ƒругими словами, вести войну средствами стратегии непр€мого контрол€ Ч зан€тие до Majesty малоизвестное.

≈сть, правда, еще Ђсимул€торы богаї. Ќо и там возможность скомандовать напр€мую, наконец, самому вселитьс€ в своего подданного...

Majesty, скриншот, 99KB

ѕри желании можно лечить обоих противников Ч тогда наш герой без малейшего риска сразу прокачаетс€ уровн€ до 8-го. “олько удовольствие это Ч не бесплатное.

 онечно, такой способ управлени€ нереалистичен.  то бы спорил. “олько вот прин€тый обычно в RTS путь ничуть не реалистичнее. ѕопробовал бы командир в жизни вот так детально управл€ть своим воинством! «наменитый Ђмикроконтрольї, св€та€ св€тых жанра RTS, с реальной жизнью не имеет ничего общего. ¬ глобальных стратеги€х, вроде Civilization, это выгл€дит более нормально, но стоит Ђспуститьс€ї на уровень тактического сражени€...

¬ конечном счете, наверное, возникнет промежуточный вариант. » он не будет похож ни на одного из родителей. ¬еро€тно, возникнут герои-командиры. ѕока что прогресс Ч на стороне стратегий Ђотр€дногої бо€, вроде Warhammer 40 000 или Ђ азаковї, но что будет дальше Ч покажет врем€.

ѕотомки Majesty пока что, м€гко говор€, немногочисленны. ƒело в том, что игра, с одной стороны, снискала успех (а то кто бы стал выпускать дополнение?), с другой Ч успех был не настолько громким, чтобы сбежалась ста€ подражателей. ƒа и непростое это дело Ч писать стратегии непр€мого контрол€. ”богий »» запросто загубит все дело.

Ќаконец, такие идеи достигают масс не сразу. ¬спомним, как пробивались Ђпарадоксовскиеї стратегии: хот€ Europa Universalis (уже перва€ часть, что бы там ни считали в нашей стране) снискала в мире огромный успех, клонирование началось только после Ђƒн€ ѕобедыї, Ђ¬икторииї и Ђ рестоносцевї.

—амый близкий аналог Majesty из новых игр Ч Medieval Conquest, коллега Dash писал о нем в но€брьском номере за 2004 год. Ќо... его создатели дали слабину Ч разрешили-таки отдавать пр€мой приказ.

–ождение жанра стратегий непр€мого контрол€ продолжаетс€. ќчень возможно, что после второй части игры мы увидим их Ђбумї.

обсудить на форуме
—татьи по€вл€ютс€ на сайте не ранее, чем через 2 мес€ца после публикации в журнале.
„»“ј“≈Ћ№— »…
–≈…“»Ќ√
ћј“≈–»јЋј
9.5
проголосовало человек: 301
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 –ейтинг@Mail.ru яндекс цитировани€