КАРТА САЙТА
  ПОИСК
полнотекстовый поиск
ФОРУМ ВИДЕО
ИГРЫ: НОВЫЕ    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А-В Г-З И-М Н-П Р-Я

РЕЦЕНЗИИ

Автор материала:
Алексей Шуньков (Stager)
Опубликовано в журнале
«Лучшие компьютерные игры»
№7 (92) июль 2009
вид для печати

The Sims 3

Жанр:
стратегия непрямого контроля ролевая игра / симулятор жизни
Разработчик:
The Sims Studio
Издатель:
Electronic Arts
В России:
Electronic Arts
Системные требования:
Минимальные - 2,0 GHz, 1 GB, 128 MB video
Рекомендованные - 2,4 GHz, 2 GB, 256 MB video
Адрес в сети:
Рейтинг: 92%

Когда ваш покорный слуга еще только заканчивал школу, цивилизованный мир захлестнуло повальное увлечение игрушкой, сошедшей с конвейеров с легкой руки фирмы Bandai. Электронный брелок, внутри которого живет цифровой питомец. Тамагочи. Эти несколько серых пикселей можно было кормить, развлекать и даже время от времени лечить. Первые версии «жили» один раз, и если вы не успевали вовремя покормить прожорливую зверушку, она умирала.

Сразу скажу, у меня такого не было. И зависти к счастливым обладателям — тоже не было. Зато была идея. Что, если реализовать «тамагочи» на компьютере, со всеми его нечеловеческими мощностями? Если уж примитивный брелок способен пройтись по миру с таким размахом, то какая же судьба ждет полноценный компьютерный симулятор? Грандиозный фурор! Триумф! Бум, какого еще не знала игровая индустрия!

Увы, таких догадливых оказалось по меньшей мере двое. Второго звали Уилл Райт.

И вот четыре года спустя фантазия обрела плоть. Вскоре после релиза The Sims оккупировали рынок, чтобы не утратить лидерство уже никогда.

Ведь всем нам надо о ком-то заботиться. Но уделять внимание несложно, а вот принимать его — целое искусство. Игра впитала в себя потенциал, годами дремавший на задворках сознания миллионов. Дала людям то, что они всеми правдами и неправдами силились получить друг от друга.

Добро пожаловать в Сансет

...И жизнь мне заново начать

Случилось на Сансете.

Ж. Агузарова, «Королева Сансета»

Цивилизация добралась тут до каждого уголка и с непривычки режет глаз.
Подлетаем к Сансету, всем пристегнуть что-нибудь.

Сансет-Вэлли — уютный зеленый городок на берегу океана. Его населяют полсотни семей, ведущих активную социальную жизнь. Они ссорятся и мирятся друг с другом, сплетничают и флиртуют, дерутся и занимаются сексом. Для дополнительного увеселения в городе есть парк, пляж, спортзал, театр и масса других интересных мест, куда можно отправиться в одиночку или пригласить друзей. Супермаркет снабжает продуктами тех, кто умеет готовить. Книжный магазин предлагает широкий ассортимент литературы или, в крайнем случае, макулатуры. За охрану порядка отвечает полицейский участок, а за охрану здоровья — больница. Ну а чем занимается «Исправительная школа для одаренных детей», даже подумать страшно.

«И помните, что все, что вы видите на экранах, вы можете заказать прямо сейчас!» Да, Плезантвиль тут приходит на ум не случайно. Один из городков из второй части игры даже назывался созвучно — Pleasant View.

Солнечный город, утопающий в зелени и заселенный приветливыми обитателями. Ровные дорожки, аккуратные оградки, опрятные домики. Все это напоминает утопию... нам с вами. А жителям более цивилизованных стран удивляться нечему: им не привыкать. Так что не стоит искать тут какого-то грандиозного подтекста. The Sims — игра про жизнь. Пусть и немного приукрашенную, но совсем чуть-чуть.

Под одной крышей

Прекрасный гармоничный интерьер. Дизайнеры постарались на славу.
— Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки?

Перенесемся с улицы в любой отдельно взятый домик. Нас встречает прямо-таки идеальная чистота. Неряхой здесь считается тот, кто с вечера забыл помыть пустую тарелку, и к утру она уже весело жужжит мухами.

Один дом — одна семья. Серия The Sims отошла от этого принципа лишь однажды, в дополнении Apartment Life. Но идея не прижилась; многоквартирные дома вгонят в депрессию кого угодно. И вот мы вернулись к прежнему принципу: жилье — абсолютно личное, а вместе с ним и участок вокруг дома.

Что внутри? Спальня, кухня, ванная и комнаты «общего» профиля. Кто победнее, ограничивается одним этажом, а для богачей есть многоэтажные хоромы с блэкджеком... бассейном и скульптурами.

Постойте, но...

— ...но мы ведь все это уже видели! — скажете вы. Действительно, я описал едва ли не любую часть игры, с минимальными отличиями. Все верно. Костяк игрового процесса, заложенный в самом начале века, по сей день бережно охраняют от посягательств революционно настроенных разработчиков.

Считайте, что перед нами — старая добрая The Sims 2. Ее причесали, умыли, накрасили, подровняли брови и выдернули гнилой зуб. Подновили графику, наворотили интерфейс, вручили каждому симу по мобильнику и разрешили двигать стены.


***

Кто побогаче да постарше, держит в гараже вот такую красоту...
...а кто победнее да помоложе, бережет здоровье и дышит воздухом.

Едва ли не каждая функция из прошлой части игры расцвела букетом дополнительных возможностей. Стали богаче варианты диалогов, появились улучшения техники, небольшие «квесты» принялись изо всех сил разнообразить жизнь... Теперь можно указать, в какой манере персонажу надлежит заниматься на тренажере и как вести себя на работе.

Ничего глобального, но масса полезных мелочей. В частности:

  • На смену персональным участкам и системе «телепортов» в виде такси пришел цельный бесшовный город. Выйдя из дома, можно идти по своим делам в любую сторону — хоть в магазин, хоть в парк, хоть ловить рыбу на побережье.

  • Появился личный транспорт — велосипеды и автомобили. Когда не используются, стоят на парковке возле дома, пить-есть не просят.

  • Группа потребностей персонажа сокращена до шести пунктов: питание, естественная нужда, бодрость, общение, гигиена, досуг. Покинувшие нас окружающая среда и комфорт, частично дублировавшие друг друга, нашли отражение в модификаторах состояний.

  • Модификаторы состояния — отдельное новшество. Панелька, куда в виде значков выносятся как хорошие, так и плохие события недавнего времени, влияющие на настроение персонажа. Недавний ужин, тяжелая депривация сна, потеря друга и встреча с возлюбленной — все это по сумме образует настроение на данный конкретный момент.

  • Положение солнца в знаках Зодиака более не влияет на характер: на смену им пришли более чем говорящие «черты», по пять штук на нос. Мы выбираем их при создании персонажа, а в случае с ребенком их список формируется воспитанием.

  • Совокупность черт характера позволяет выбрать одну из пяти «целей жизни», достижение которой наполняет персонажа колоссальной порцией счастья.

  • Счастье — тоже численная величина. Она потихоньку растет, причем тем быстрее, чем лучше настроение у вашего подопечного. Накопленные очки счастья можно расходовать на «покупку» наград: особых предметов или выдающихся умений, улучшающих быт, работу, творчество или социальную адаптацию.

  • Время от времени у персонажей возникают сиюминутные желания. Если их исполнить, копилка счастья пополнится новой порцией, а настроение улучшится на несколько часов.

  • И наконец, полностью переработан редактор внешности — он стал проще и существенно удобнее. Более того, теперь игра вплотную приблизилась к тому, чтобы можно было создать в ней кого угодно.

Это интересно: на сайте игры время от времени появляются хвастливые видеоролики, демонстрирующие мощь редактора лиц. Так, в сюжетах отметилась Сьюзан Бойл (и только не говорите, что не знаете, кто это такая!) и даже президент Барак Обама.

Кстати, она недавно проиграла. Жаль, я за нее болел.

Разработчики поступили абсолютно верно, в который раз не став перекраивать игру, сделавшую их миллионерами. Но время идет, а вместе с ним растут и запросы игроков. И вот The Sims Studio уже подготовила для них достойный ответ. Современный, красивый и качественный. Чего же боле?

Этюды для будущих патчей

Разработчики не останутся без дела и после релиза. Ведь чем сложнее игра, тем хитрее оказываются и баги. А уж когда речь заходит о симуляции человеческих отношений, то и вовсе беда: поди пойми, где и правда ошибка, а где персонаж ведет себя странно, потому что он... странный.

Я вот, к примеру, так пока и не понял: мой персонаж иногда то ликует без повода, то в голос сокрушается (опять же без видимой причины). Что это? Ошибка в шаблонах поведения? Криво прикрученная озвучка? Или же это в порядке вещей для впечатлительных особ?

Но есть и однозначные ошибки. Иногда персонажи путаются в собственных ногах и негодуют, что не могут сделать два шага по ровному полу. А однажды дверь в офис, где работала моя подопечная, вдруг перестала открываться. Приезжает сотрудница в офис, получает сумму за час и отправляется восвояси с «прогулом» в трудовой книжке. Так и до увольнения недалеко. Зато оказалось, что на такую работу можно прийти раз триста за день, каждый раз унося кусочек получки. Десять тысяч за день. Неплохо.

Много и откровенных недоделок. Ну вот купил я все заведения города, раз в неделю собираю с них деньги, и? Могу увольнять персонал. Могу переименовать контору. И что дальше? Как взять нового сотрудника, хотя бы взамен уволенного? Как контролировать эффективность работы персонала — хотя бы затем, чтобы знать, кого уволить?

И повторяю вопрос: какого дьявола с меня взяли деньги за обед в моем собственном кафе?

Рыдать по-русски

Локализация — кошмар. На этом фоне ругать перевод World of Warcraft можно разве что в приступе перфекционизма. Да, «Прибамбасск» и «дворфы» украсят мало какой проект. Но там, черт возьми, были падежи! Был полноценный, грамотный русский текст.

А The Sims 3 мигом уносит нас далеко-далеко, во времена нашей бурной молодости, когда для локализации хватало англо-русского словаря и hex-редактора. Нас с порога встречает резвая стайка лингвистических дегенератиков: «Недосоня», «Вечное дитя», «Счастье всей жизни», «Естественная нужда». С карты города им игриво подмигивают театр «Буратино», книжный магазин «Знайка», больница «Айболит» и косметический салон «Солнышко».

Поприветствуем их и двинемся дальше. Что, по вашему, значит фраза: «Игра начнется в 10 часов»? 10 утра? Или, быть может, в 10 вечера? Оба раза не угадали — через десять часов.

Вот что бывает, если побрезговать кавычками.

А теперь — небольшая зарисовка из жизни роботов. Допустим, Петя рассердил Вову. Мы с вами так и скажем. Но роботы предпочитают более емкий, по-военному четкий язык: «Петя сердится. Причина: Вова». Кто-то из этих роботов совершенно точно затесался в команду локализаторов, помигал светодиодами и постановил: «О падежах ничего не знаю. Есть именительный, его достаточно. Выкручивайтесь как хотите».

И наконец, квинтэссенция нашего филологического восторга. Игра очень избирательно использует кавычки, вставляя в текст имена собственные. Где-то ставит, а где-то нет. Присмотритесь к картинке. Бред какой-то, не правда ли?

Правда, я тут тоже немного сжульничал и решил написать книгу под экзистенциальным названием «накрылась медным тазом, зато пар из чайника». Теперь перечитайте сообщение еще раз.

Поглумились, и хватит. Теперь серьезно. Перевод плох не смешными ляпами и даже не вопиющей небрежностью. Он казенный, как воинский устав. Косноязычный, как худшие образцы школьных учебников. Скучный и пресный до такой степени, что жалкие ошметки былого юмора едва проглядывают сквозь железобетонные строчки. И тут же прячутся, не встретив понимания.

Так переводили пираты во времена моей юности. Их легко понять. Но разве можно поступать так сегодня, да еще и с проектом такого масштаба?! Моя голова не есть это мочь. Не мочь это есть. Рыдать.

Остальное — в интернете

Модель распространения игры отдает дань последней моде. Старфорс или активация через сеть? Ни то, ни другое. Дистрибутив никак особо не защищен, копируйте на здоровье. Что, собственно, и произошло: почти готовая версия утекла в торренты с месяц тому назад, и на сегодняшний день в нее не поиграли только двое: ленивый и законопослушный.

На что же надеются в Electronic Arts? Неужели кризис так накрыл «электроников», что затуманил даже самые светлые умы компании? Да ничего подобного. Ответ ждет вас на сайте игры. Уже сейчас там работает полноценный магазин, торгующий прическами, уникальными видами одежды и обуви, аксессуарами, автомобилями и уймой прочих виртуальных мелочей. А регистрация на сайте — по серийному номеру: поди обмани.

Это достойно уважения. Никаких тяжеловесных защит, никаких унизительных процедур вида «...а теперь докажи, что ты не пират». Разумная коммерция, особенно актуальная в наши дни, когда розничные продажи падают по всему миру. Базовый набор вещей в самой игре, широчайшие возможности для обмена с друзьями... и магазин. Налетай, выбирай, чего душе угодно.

Рекомендую: зарегистрируйтесь на сайте ru.thesims3.com. Это бесплатно, достаточно быстро, а в награду вам дадут скачать новый городок Риверсайд. Он небольшой и очень уютный. Что-либо покупать при этом совершенно не обязательно.

Подведем итог

Не раз доводилось слышать, что The Sims 3 движется в сторону ролевых игр. «Ролевые элементы», понимаете ли... Вон, появились задания, есть развитие навыков, и даже рыбалка передает привет из WoW. Но лично я не стану... ну, допустим, ездить на заборе, даже если на нем нарисовать «шашечки». И вам не рекомендую. Там и так тесно от любителей опознавать жанры по полоске здоровья.

Персонаж тренирует навык рыбной ловли. Знакомо?

Серия The Sims верна сама себе. Она пережила обновление, но не свернула с пути. По сути, игра уже создала под себя отдельный жанр и по сей день не встретила в нем конкурентов. Попробуйте вспомнить еще хоть один такой пример.


ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
10/1010
персонажи стали еще на шаг ближе к по-настоящему живымтиповые события повторяются слишком часто и вскоре запоминаются наизусть
Графика
9/109
добротная картинка без нареканий......но графика не столь иннова-
ционна, как можно было ожидать
Звук
10/1010
выдержанный и единообраз-
ный стиль звукового оформления
музыкальный репертуар для наших широт немного «легковат»
Игровой мир
8/108
игровой мир расширился до масштабов целого городагородская инфраструктура
по-прежнему весьма условна
Удобство
8/108
оптимизирован интерфейс, все лаконично и функционально......но вы попробуйте покрутить камеру, зажав колесико мыши
Новизна нет

Интерес повторной игры да
Награда
журнала
КОРОНА
Вердикт: Разработчики подошли к работе бережно и с фантазией, наведя порядок в тысяче мест, где это давно напрашива-
лось. Это не новая игра, но обновленная
и перерожденная старая. Причем это тот редкий случай, когда именно так и надо было поступить.
Рейтинг
журнала
92%
Статьи появляются на сайте не ранее, чем через 2 месяца после публикации в журнале.
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ
РЕЙТИНГ
МАТЕРИАЛА
9.4
проголосовало человек: 190
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
вверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования