В каждой хорошей игре есть одна очень важная и зачастую трудноописуемая деталь — атмосфера. Где-то на нас нагоняют страх, где-то веселье, азарт, злобу — все эти эмоции нам знакомы. Но изредка попадаются такие экземпляры, чье влияние не то что описать, даже понять сложно. Порой кажется, что для осознания не хватает двадцатилетнего опыта медитаций и парочки просветлений. Но это отнюдь не мешает получать от них удовольствие.
Начинается тут все как обычно: установка, настройки, запуск... На этом сходство со всеми остальными играми заканчивается. Приготовьтесь к погружению, очистите сознание, зажгите благовония и...
Мама, где я нахожусь?!
Первый вопрос, возникающий после запуска игры: и что дальше? Не как нечто сделать, не зачем, а просто — что? Над этой вселенской проблемой можно думать очень долго, так долго, что поднимающаяся снизу вода поглотит нашего маленького героя.
Снова запускаем игру; теперь мы уже все знаем, не так ли? Снизу льется вода, и от нее надо убежать. Отлично! Теперь следующий вопрос: как? Пытаемся улететь подальше и повыше... и снова здравствуй, Нептун.
Да что ж такое-то? Бесовщина просто!..
Реакция вполне понятна, но в корне неверна. Эта игра не от мира сего, в ней не надо убить одних, спасти других и нахапать побольше добра для себя. Нам надо просто проникнуться духом этой земли, расслабиться и немного помочь странному миру. А то ведь совсем потонет.
Сон сантехника
Мирок в игре вышел очень уютным и домашним. В нем растут деревца и цветы, бегают, ползают и летают странные создания, растут и опадают ягоды. Но всему этому великолепию грозит потоп. Чтобы остановить его, нам надо закрыть кран. Все просто, не так ли? А теперь давайте подумаем, как к нему подобраться.
Во время прогулок и полетов по миру нам часто будут попадаться всевозможные вещи: карандаши, фотоаппараты, гигантские яблоки. Вот они-то нам и помогут. Из хлама мы построим пирамидку и доберемся наконец до крана. В поиске вещей-иномирцев и заключается игра.
Но уже через пару минут забываешь о том, что нужно что-то искать, перемещать, строить. Хочется просто погулять по траве, полетать над горами, поесть ягод... и тут же понимаешь, что всего великолепия скоро не будет — его поглотит вода. И все силы снова идут на поиск.
Сад
Когда-нибудь мы все же доберемся до заветного крана. И вот тогда-то и начнется основная часть. Теперь, когда вода ничему не угрожает, мы наконец-то можем как следует изучить наш мирок. Вон там бегают лоси, там летают птицы, здесь растет прекрасный брусничный сад. Как было бы здорово самому вырастить такой! Нет ничего невозможного, хватаем ягодку и несем ее на место посадки. Через некоторое время у нас уже есть свое дерево, а потом еще и еще. Добавим еще несколько видов. Добавим цветочков. Отлично! Чего-то еще не хватает...
А почему бы нам не заселить наш сад? Принесем туда маленьких целующихся человечков, улиток, притащим лося, заведем птиц. И вот уже некогда пустой клочок суши кипит жизнью, созданной нами. Теперь можно и уйти. Задержимся ненадолго — проверить, всем ли хорошо? А затем в путь — все выше, и выше, и выше...
Последний взгляд
Blueberry Garden — игра непростая, она, что называется, на своей волне. И если эту волну не оседлать, то играть лучше даже и не пытаться. Говоря сухим языком, это аркада, в которой нужно собирать предметы, с нелинейным действием, скудным сюжетом и простенькой графикой. Да вот только если удастся настроиться на игру, то уже через минуту так говорить не то что не захочется — не получится. Она задевает некие струны души, о существовании которых порой и не подозреваешь. Кстати, о струнах...
Музыка в игре просто великолепна. Она звучит нечасто и недолго, но за этот краткий промежуток времени успевает сделать очень многое для атмосферы. Уже только ради нее хочется построить башенку еще выше, спрыгнуть и лететь, лететь...
Послевкусие
Что остается от игры после ее окончания? Радость, усталость, досада, желание пройти еще раз, титры, в конце концов. Но это не наш случай. После Blueberry Garden остается покой. И немножко умиротворения. И совсем уж капелька светлой грусти. В общем, всего того, чего нам так часто не хватает в повседневной суете. Поэтому, однажды пройдя игру, вы еще не раз вернетесь к ней — просто расслабиться. Вырастить садик. В игре нет сохранений, так что каждое деревце надо растить заново, не спеша, что правильно, иначе мы потеряем весь эффект. Воздействие игры можно сравнить с чашкой ароматного чая зимой у камина или бокалом вина в приятной компании. А вы ведь не будете выпивать эти напитки залпом?
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность![]() ![]() | необходимость поиска предметов, множество способов добраться до оных | до некоторых вещей добираться очень долго и монотонно |
Графика![]() ![]() | замечательный стиль, мелкие атмосферные детали | технический уровень |
Звук![]() ![]() | великолепная музыка | ее маловато |
Игровой мир![]() ![]() | странный, ни на что не похожий и при этом очень уютный мирок | некоторая пустынность |
Удобство![]() ![]() | простое и понятное управление | нужно много времени, чтобы просто понять, что делать |
Новизна да Интерес повторной игры да | Награда журнала ![]() | Вердикт: Отличное средство для легкой медитации и душевного отдыха. | Рейтинг журнала 79% |
Фестиваль независимых игр проводится ежегодно около десяти лет. На этом фестивале выбираются лучшие из так называемых «indie games», то есть игр, выпущенных одиночками или маленькими коллективами без финансирования от издателя. На страницах нашего журнала такие игры появлялись в последнее время довольно часто: это Braid, Crayon Physics Deluxe, World of Goo. Теперь пришла очередь Blueberry Garden. Призы на IGF выдаются в восьми номинациях: за лучшие графику, звук, техническое исполнение, инновации, дизайн. Кроме того, существует приз за лучшую студенческую работу и приз зрительских симпатий. Победители в этих
номинациях получают по две с половиной тысячи долларов США. Главный приз имени Сьюмаса Мак-Нэлли (Seumas McNally) приносит владельцу целых тридцать тысяч и всемирную славу.Список победителей фестиваля за всю его историю:
1999 год — Fire and Darkness;
2000 год — Tread Marks;
2001 год — Shattered Galaxy;
2002 год — Bad Milk;
2003 год — Wild Earth;
2004 год — Savage: The Battle for Newerth;
2005 год — Gish;
2006 год — Darwinia;
2007 год — Aquaria;
2008 год — Crayon Physics Deluxe;
2009 год — Blueberry Garden.
Ягодный сбор
Итак, нам надо закрыть кран. Для этого до него надо добраться. Сделать это можно с помощью высокой башни, которую мы строим из различных предметов, валяющихся тут и там. К расположению самих предметов мы вернемся чуть позже, а пока давайте рассмотрим то, без чего до большинства из них не добраться: ягоды.
Ягод (и других используемых предметов) в игре немного: всего шесть видов.
Кучка хлама
Всего в игре восемнадцать предметов: три яблока, два куска сыра, две игральных кости, карандаш, солонка, подарочная коробка, рамка, шляпа-цилиндр, песочные часы, пустая бутылка, книга, фотоаппарат, фонарик и чемодан.
Для того чтобы добраться до крана, вам хватит половины списка и, возможно, голубики. Остальные нужны для окончательного прохождения. Сейчас мы рассмотрим примерное местоположение каждого из них, а также дадим советы по добыче. Вещи расположены в порядке, рекомендованном для прохождения.
Первое яблоко лежит прямо возле двери. Заходим в нее и перелетаем на левый островок. С почином вас! | ![]() |
Карандаш ждет вас в левом от двери коридоре. Доходите до плантаций голубики, съедаете ее и, летая влево-вправо, забираетесь на утес. | ![]() |
Второе яблоко находится недалеко от сыра. Летим уже известным маршрутом, прыгаем на платформу снизу, хватаем звездочку справа и смело ныряем вниз со скалы.
Вот мы и готовы к спасению мира. Берем на всякий случай ягодку голубики, кушаем и летим вправо, до крана. Один щелчок, и можно выдохнуть. Теперь у нас есть куча времени для сбора остальных вещей. Но сперва прогуляйтесь по миру, полюбуйтесь обитателями, вырастите садик. Сделано? Что ж, вперед, к неизведанным вершинам!
Третье яблоко. Добираемся до крана и спрыгиваем с него. Во время падения старайтесь держаться стеночки, и вы попадете на одну из звездных плантаций. Объедаем ее и ныряем на огромную глубину.
Это важно: чтобы получить оставшиеся предметы было проще, разбейте рядом с дверью садик со звездочками и брусникой. Для этого отнесите к двери ягодку и оставьте ее там на некоторое время. Таким же образом можно перенести и любых животных
Второй сыр. Снова берем звезду, но спрыгиваем на этот раз влево. Добираемся до места, где недавно подобрали фонарик. Там обедаем и ныряем, спрыгнув влево, после чего пробираемся по затопленному коридору.


Вторая кость. Чтобы получить последний (совсем, кстати, необязательный) предмет, берем бруснику и движемся к тому месту, где был фонарь, но дойдя до предпоследнего (округлого) обрывчика, останавливаемся и обедаем. В результате обрывчик слегка вырастает. Повторяем процедуру еще два раза. Теперь идем на свежевыросшую горку со звездой в руках. Съедаем ее, летим влево, к пролому в скале, через который попадаем на плантации лука. Оттуда добираемся до места, где был фотоаппарат, проходим чуть левее и ныряем.
Вот и все. Теперь ваша башня обрела законченный вид. Приведите мир в порядок, подкрепитесь и летите по направлению, которое указывает табличка рядом с дверью. А там... Там вас ждет главная мечта героя игры. А саму игру ждет конец. С чем вас и поздравляю.
И не забудьте изредка возвращаться и приглядывать за садиком.